Раздел: Подготовка к школе

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Надежда Григорьевна

Обещанный краткий отчет о встрече на Соловейчиковских чтениях с С.Н. Лысенковой и М.М. Безруких

В конце сентября я была на ежегодных Соловейчиковских чтениях в Доме учителя. Было много интересных встреч. По тематике нашей конференции очень интересной была встреча с С.Н.Лысенковой и М.М.Безруких.

Попытаюсь коротко (и весьма отрывочно) передать суть.

И Софья Николаевна, и Марьяна Михайловна говорили, казалось бы, совершенно очевидные вещи, многое из сказанного давно опубликовано в их книгах. Но бывает очень важно и педагогам, и родителям услышать еще раз это очевидное, примерить на себя. Впрочем, были и те, кто не со всем изложенным соглашался.

С.Н.Лысенкова, народный учитель:
- в обучении необходимо воспитывать успехом;
- учите детей мыслить вслух (и в житейских делах, и в учебных);
- необходима абсолютная доступность домашних заданий учителя. Время после уроков – святое личное время ребенка и недопустимо делать домашние задания по 2-3-4 часа.
- Дети обязательно должны посещать какие-то студии, кружки, заниматься спортом. Т.е. должна быть жизнь _вне_ школы.
(примечание Н.Г.: и я о том же всегда говорю.:) Нельзя ограничивать жизнь ребенка-школьника школой и домашними заданиями.)
- Совет педагогам: "нужно, чтобы дети несли с урока хорошее настроение".

Знаете, что мне понравилось?:) Софья Николаевна о своей работе сказала так: "Я не работаю, я играю."

М.М. Безруких, профессор, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО:

- кажущиеся незначительными ошибки в тактике общения и обучения на самом деле очень важны и могут играть существенную роль.
- дислексия, дисграфия официально внесены в медицинские каталоги, и любой невропатолог быстро установит диагноз. Но лишь 1-2 случаях из 100 это действительно дислексия (дисграфия). Самое печальное, что психоневрологи сразу начинают лечить, назначают лекарства, а проблема – в неправильном обучении.

- Про почерк.
На вопрос родителей "Нужно ли стремиться к калиграфическому почерку?", Марьяна Михайловна сказала: "Нет. Каллиграфический почерк вырабатываетя лишь у 1-2% учащихся, это зависит от их индивидуальных особенностей. Так что не стоит портить нервы себе и ребенку, терять время.
Хороший почерк – это почерк четкий и читаемый.
4 правила хорошего почерка:
1. все прямые линии всегда прямые;
2. все прямые линии параллельны;
3. все буквы и их элементы одинаковой ширины и одинаковой высоты;
4. все овалы всегда овалы (не загогулины)

Почерк окончательно сформировывается к 12 годам. Поразительно, что ребенок начинает ходить в год, писАть в 6-7 лет, но и ходьба, и письмо как произвольное движение формируются около 10-12 лет.

Если почерк у ребенка вдруг резко меняется – это сигнал неблагополучия (физического, психологического). Сложно восстанавливается почерк у ребенка после болезни – 10 дней, как минимум.

- По поводу диагноза ММД. На вопрос родителей М.Безруких коротко сказала, что диагноз этот "большая помойка". В том смысле, что под него подгоняют всё подряд. Нужно специально тщательно обследовать ребенка.

- О сложных возрастах. Раньше самым сложным считали подростковый возраст 14-15 лет. Но не менее сложным является возраст 10-11-12 лет, когда резко меняется система обучения ( переход из начальной школы в среднюю), темпы работы и т.д.

- О мальчиках и девочках.
Адаптивный ресурс мальчиков гораздо меньше.
Проблем – в 5 раз больше, чем у девочек. Связано с их психофизиологией. Поэтому клич "берегите мужчин!" имеет под собой серьезную основу.

- О гиперактивности.
Следует различать: ребенок просто не может сконцентрировться или же не может отделить шум от значимого сигнала. Опять же, необходимо наблюдение, консультации.

- Про перегрузки. Разговор об этой проблеме начался еще с 1901 года, когда начиналась реформа образования. В 50-е годы проводилось исследование в школах с углубленным изучением иностранного языка. Так вот, дневная нагрузка учащихся – это 14-16 часов в день, т.е. всё время бодрствования. Больше уже невозможно. Так что проблема не нова. Что изменилось сейчас? Почти ничего.

Консультационный центр при Институте возрастной физиологии, который возглавляет М.Безруких: Погодинская ул., д.8, корп.2, тел.(095)245-04-33. Можно записаться на консультации, для родителей проводятся семинары.
Для тех, кто не в Москве, e-mail: mariamb@nm.ru

В издательстве "Вентана-Граф" начинает выходить популярная серия для родителей "Ваш ребенок. Азбука здоровья и развития". Каждая из 100 предполагаемых книжечек-брошюрок отвечает только на один вопрос, посвящена одной теме. Уже вышло 10 брошюр.
1-й выпуск называется "Пора ли ребенку в школу?"

Еженедельно по субботам на РТР в 8.55 выходит передача "Большая перемена". Рубрику "Разговор с родителями" ведет М.М. Безруких.
15.10.2003 09:37:23,

9 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Спасибо большое! Для нас очень актуально! Почерпнула действительно много интересной информации. 16.10.2003 10:53:47, Дианна
Светлана
Надежда Григорьевна, огромное Вам спасибо. Мы эту конференцию, с одной стороны, переросли, с другой - еще до нее не доросли :-). А я все заглядываю по старой памяти и всякий раз нахожу что-нибудь интересное ;-) 16.10.2003 08:36:58, Светлана
Надежда Григорьевна
:)) 16.10.2003 09:32:23, Надежда Григорьевна
fat mouse
спасибо, интересно и важно. А если ребенок с самого начала пишет чудовищно, и овалов нет вообще, а есть закорючки, и прямых линий не бывает, и ничто ничему не параллельно, и буквы пляшут по строчке, как ансамбль Моисеева, и это уже после 12 лет, (и отец, и дед писали так же) это признак чего? :))) 15.10.2003 15:07:13, fat mouse
Надежда Григорьевна
Это признак того, что почерк далек от идеала, только и всего.:) И свидетельствует об индивидуальных особенностях. Не у всех же людей правильный и красивый почерк. Почему так сложилось – то ли неправильно учили, то ли наследственные проблемы с моторикой - уже выяснять практически бесполезно. 15.10.2003 16:18:51, Надежда Григорьевна
fat mouse
спасибо :)
еще бы эту мысль до учителей донести :)
а можно я вам еще по почте вопрос задам про ММД -- большую помойку? короткий. Если некогда, я не буду.
15.10.2003 16:37:36, fat mouse
Надежда Григорьевна
Конечно.:)
лучше на адрес ng_school@rambler.ru
16.10.2003 09:36:08, Надежда Григорьевна
Спасибо, интересно было прочитать 15.10.2003 14:38:59, СМ*
Баба Нюра
Спасибо! :)) 15.10.2003 11:43:29, Баба Нюра


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!