Раздел: Юридические и правовые аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Дети-олигофрены

ОлеЛукое,
у меня такой вопрос: как получилось, что моего совершенно умственно нормального сына направили в интернат для олигофренов? Провел он в пресловутом интернате 6.5 лет, и его не столько учили читать и считать, сколько заборы красить. Я его усыновила 10 месяцев назад, ему было 12 лет. Он прибыл в Штаты в крайне жалком состоянии- маленький, очень худой, с сильными болями в правом боку и непрерывными рвотами из-за запущенного лямблиоза, и школьные знания почти на нуле, как, впрочем, и самооценка. Самая любимая фраза была:"Я этого выучить не могу, потому что я дурак." Ничего, выучил. По математике сейчас самый лучший в классе, говорит и читает на двух языках, в комьпьютере начал разбираться, музыке учится. Гляжу я на его успехи и думаю- ну ничего себе, "умственная отсталость в стадии дебильности"! Какая, простите, сволочь разлучила его со старшими братьями, чтобы направить в школу для олигофренов (так они и выросли порознь)? Почему, пока у него родители были живы, никто его отсталым не считал? Почему мне с первого взгляда было ясно, что у него дальнозоркость, и поэтому он читает с трудом, а всем врачам и педагогам, которые окружали его столько лет, такая простая мысль ни разу в голову не пришла?
И знаете, самый больной вопрос: сколько еще таких ребятишек, которых без причины записали в дураки и фактически лишили будущего? Ну хорошо, я своего увезла, помогла другой семье усыновить еще двоих из того же интерната- кстати, тоже умственно совершенно нормальные и красивые дети, а один еще в придачу и рисует великолепно- ну а остальные-то как? Ведь не могут же заграничные усыновители решить все российские проблемы, да и не всех детей можно усыновить. Это вопрос не только гуманности, но и человеческих ресурсов: у России их не так много, чтобы ими разбрасываться. По моей оценке, в Ярцевском специнтернате Смоленской области, откуда я привезла своего сына, по крайней мере 50% совершенно нормальных детей, а из остальной половины примерно 30% имеют то, что за границей называют "learning disability", то есть они тоже вполне нормальные, но только учить их надо по-другому. Что делать, где искать помощи?
06.11.2001 00:14:07,

20 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Сами они олигофрены -- те кто наших детей "диагностировал"! Мою дочку тестировали когда ей было 3 года. Если бы она осталась в России -- приговор на всю жизнь. А так, скажите, может ли умственно отсталый ребёнок в совершенстве выучить английский язык за 4 месяца? Я слышал как происходит это издевательство. Приходит в сиротское учреждение так называемая медико-педагогическая комиссия. В домах ребёнка этих минобровцев на дух не переносят. Люди с детьми работают, стараются -- а тут для них экзамен пришли устраивать. Представьте: сидят несколько толстых потных чужих тёток и сверкая золотыми зубами вызывают по одному трёхлетних малышей. Сам тест -- сплошная профанация. Выложат на стол несколько карточек -- Это что? Стол. Правильно. Сколько цветов у радуги? Ребёнок молчит. Строго переспрашивают: 5 или 7? Ребёнок начинает хныкать. Ну всё, значит, олигофрен. Всего делов то 2 минуты -- следующий...
Я так и подумал про себя -- детских садов мы не кончали. Узнал я о том, что в радуге, по мнению минобра, 7 цветов уже после изучения физики в институте, где нам говорили несколько другое. Если бы я рос в доме ребёнка, а не у бабушки с дедушкой, то меня бы протестировали и точно упекли в сегрегационный интернат.

Вот ещё история из жизни российских олигофренов:
Я 6 месяцев работал волонтёром в доме ребёнка. Со мной работали две выпускницы этого учреждения 16 и 17 лет. Мне их дали в помощь "конверты заклеивать." Они у меня выучились как масштабировать и распечатывать картинки с компьютера за один день! Потом педагоги ко мне подходят и просят, чтобы я их тоже научил картинки для детей в их группах распечатывать. Я говорю мне некогда, вам всё девочки покажут. А они мне: вы что, они же олигофренки. Я отвечаю мол, не знаю кто здесь олигофрен, кто нет -- личных дел не читал, но вот они вас точно могут научить с компьютером работать. А вы их чему можете научить?
Ещё через некоторое время эти девочки у меня детские книжки которые нам по гуманитарке прислали с английского на русский переводили. С помощью электронного словаря конечно. А педагоги потом переведённые книжки детям читали искренне веря, в то, что порядок менять нельзя и олигофрен должен оставаться олигофреном в России.

Кстати, диагноз можно изменить только под пистолетом, в прямом смысле слова. Дети мне такой случай рассказали. Был у них выпускник, который вместо тюрьмы хотел после интерната поступать в институт. Льготы для сирот ведь есть, ну и деньги у старшего брата на учёбу были. Загвоздка в том, что этому парню диагноз был детсве поставлен. Ну, а олигофренов у нас в институты не берут, несмотря ни на какие льготы. Посоветовали через суд и независимую комиссию. Но у них там круговая порука -- диагноз не изменили, пока старший брат (он братаном работал) не протестировал их по понятиям.

Цирк одним словом, но сколько детей страдает...
14.11.2001 05:31:29, Майкл Майклович
OleLukoe
Почти год назад мы говорили про такое, тогда Элла Панфилова говорила о гиппер диагностике в ДР и ДД, на что сразу же анонимным главврачом была высказана мысль, что всё это неправда и реально наоборот. Увы и те и другие правы и что самое удивительное, одно явление поддерживает другое.
Попадая в ДР ребёнок уже находится в нестественных условиях жизни, лишённый семьи и индивидуального воспитания, сильно ограниченный в общении, естественно у него намечается ЗПР, а дальше больше, чем меньше он нравится персоналу, тем больше отставание и больше шансов получить диагноз. Кроме того однажды поставленный диагноз редко когда пересматривается.
Во-второых, гораздо проще списать возникшие у ребёнка психологические проблемы на психические недостатки, а дальше их переводят в специальные интернаты, где к каждому из них по определению относятся как к неполноценному, причёсывают под одну гребёнку, - так ведь проще. Персонал в своём большинстве хоть и добрый, но малограмотный и относится к своим подопечным как к зверюшкам в зверосовхозе :(
В-третьих, такой диагноз могут поставить и специально, если ДР подрабатывает на международном усыновлении и ребёнок "перспективный" ему вписывают такой дианоз чтобы росийских усыновителей отпугнуть, а бывает не усыновят и его с этим диагнозом переводят дальше, так и волочится...
А с другой стороны многие болезни пропускают, - некогда, некому, компетенция и возможности не позволяют. Так и ведётся не умеют, не могут или не хотят разбираться в причинах и ставят привычный диагноз.
Так, что Ваш случай хоть в примеры записывай. Ещё раз увы и увы это укоренившаяся порочная система.
К моему ужасу, понимаю, что быстро изменить это нельзя. Тут дело не только во властях, психология основной масы народа изуродована до безумия. Государственная политика в отношении детства вся бумажная и показушная, воруют на этой стезе невероятно. Средневековье в полный рост!
Изменять такое отношение надо, на государство надеяться никак нельзя, надо каждому по чуть-чуть делать всё на что способен. Соседей, друзей подключать, разъяснять, в средства массовой информации стучаться с проверенной и положительной информацией.
06.11.2001 13:33:34, OleLukoe
Скарлетт
Извините. Про усыновление - попрошу. Никогда не ставят такой диагноз чтобы подработать на международном усыновлении. ПОтому что даже за границу таких детей не берут практически. Американцы = они честные. Им перевели канту, они видят олигофренияю и ни за что не возьмут 9если только изначально не хотели дебила взять. Вообще диагнозы детские не подделывают, гипердиагностика - да, есть такое дело. Но вот подделывать - неправда это. 23.11.2001 14:33:01, Скарлетт
Насчет "честных американцев"- это вы лучше кому-нибудь другому расскажите. Живу тут скоро 8 лет - они такие же пройдохи, как и все, только более зарегулированные разными инстанциями. Что касается агенств по усыновлению, то они только называются "ноу-профит", чтобы не платить налоги, но это чаще всего лишь "крыша". Профит у них еще тот. Посчитайте сами: в США, в среднем, усыновить ребенка из России через агенство стоит $30000- из них около $25000 идет прямиком в агенство, а остальное - различным американским службам в плату за рассмотрение и подготовку документов. Агенство обычно состоит из 3-5 сотрудников и "обрабатывает" не менее 100 детей в год, затрачивая минимальные усилия (сообщает будущим родителям, какие документы надо подготовить для досье, и предоставляет им информацию о ребенке, подготовленную русским работником агенства). Русские же сотрудники (без них никак нельзя, они и есть связующее звено) имеют примерно $5000 с ребенка -иногда больше, в зависимости от пола и возраста (маленькие девочки несомненно пользуются большим рейтингом, чем большие мальчики). Сюда не включены затраты на дорогу, гостиницу, переводчика, подарки д/д итд. Валюта чаще всего путешествует через границу в кармане, передается из рук в руки и никакому учету не подлежит. Некоторые американцы уверены, что они таким образом платят Российскому государству, вроде как цену за ребенка. Многие агенты работают на несколько фирм одновременно,иногда пользуются для конспирации разными именами. Многие- бывшие комсомольские или партийные работники с контактами "наверху". Когда я оформляла визу на сына в американском посольстве, передо мною была совсем маленькая -два человека - очередь, но я провела там часа три, потому что это были агенты, и у каждого файлы на пять-шесть детей, и такой поток идет ежедневно. Увы, это действительно большой бизнес, и не всегда чистый. Тут и шантаж, и вымогательство, и иногда прямой обман. Иностранцы часто усыновляют детей откровенно больных, инвалидов. За них, кстати, агенства обычно берут меньше. Одна знакомая семья взяла девочку 7 лет с врожденной ломкостью костей, если кто знает, что это такое. Другая- взяла 5 сестер и братьев с откровенными эмоциональными проблемами. Видела я во время собеседования в посольстве детей таких страшненьких, что непонятно, как их и на руки-то брать. Ничего, усыновляют, оперируют, лечат, растят. Мой, кстати, тоже, объективно говоря, еще тот подарок. Первые полгода от врачей не вылазили из-за здоровья, а сейчас, как окреп и немного поумнел, пошли эмоциональные проблемы.

Что же касается всяких справок и выписок, то я уже года два развлекаюсь тем, что на добровольной основе перевожу исковерканные русскими переводчиками медицинские термины на нормальный английский. Если владеете английским, советую заглянуть на сайты http://www.russianadoption.org или http://www.frua.org- там идет весьма оживленная дискуссия насчет медицинской информации, предоставляемой русской стороной/агенствами по усыновлению. Есть форумы на http://groups.yahoo.com- поищите с ключевым словом "adoption".
Что касается термина "олигофрения", или буквально, "маленькая голова", то это отечественное творение. Насколько мне известно, нигде в мире его больше не используют. Он не описывает патологии, и сваливает все виды умственной отсталости и задержки развития в одну кучу.
28.11.2001 00:51:05, Шурамура
Насчет "честных американцев"- это вы лучше кому-нибудь другому расскажите. Живу тут скоро 8 лет - они такие же пройдохи, как и все, только более зарегулированные разными инстанциями. Что касается агенств по усыновлению, то они только называются "ноу-профит", чтобы не платить налоги, но это чаще всего лишь "крыша". Профит у них еще тот. Посчитайте сами: в США, в среднем, усыновить ребенка из России через агенство стоит $30000- из них около $25000 идет прямиком в агенство, а остальное - различным американским службам в плату за рассмотрение и подготовку документов. Агенство обычно состоит из 3-5 сотрудников и "обрабатывает" не менее 100 детей в год, затрачивая минимальные усилия (сообщает будущим родителям, какие документы надо подготовить для досье, и предоставляет им информацию о ребенке, подготовленную русским работником агенства). Русские же сотрудники (без них никак нельзя, они и есть связующее звено) имеют примерно $5000 с ребенка -иногда больше, в зависимости от пола и возраста (маленькие девочки несомненно пользуются большим рейтингом, чем большие мальчики). Сюда не включены затраты на дорогу, гостиницу, переводчика, подарки д/д итд. Валюта чаще всего путешествует через границу в кармане, передается из рук в руки и никакому учету не подлежит. Некоторые американцы уверены, что они таким образом платят Российскому государству, вроде как цену за ребенка. Многие агенты работают на несколько фирм одновременно,иногда пользуются для конспирации разными именами. Многие- бывшие комсомольские или партийные работники с контактами "наверху". Когда я оформляла визу на сына в американском посольстве, передо мною была совсем маленькая -два человека - очередь, но я провела там часа три, потому что это были агенты, и у каждого файлы на пять-шесть детей, и такой поток идет ежедневно. Увы, это действительно большой бизнес, и не всегда чистый. Тут и шантаж, и вымогательство, и иногда прямой обман. Иностранцы часто усыновляют детей откровенно больных, инвалидов. За них, кстати, агенства обычно берут меньше. Одна знакомая семья взяла девочку 7 лет с врожденной ломкостью костей, если кто знает, что это такое. Другая- взяла 5 сестер и братьев с откровенными эмоциональными проблемами. Видела я во время собеседования в посольстве детей таких страшненьких, что непонятно, как их и на руки-то брать. Ничего, усыновляют, оперируют, лечат, растят. Мой, кстати, тоже, объективно говоря, еще тот подарок. Первые полгода от врачей не вылазили из-за здоровья, а сейчас, как окреп и немного поумнел, пошли эмоциональные проблемы.

Что же касается всяких справок и выписок, то я уже года два развлекаюсь тем, что на добровольной основе перевожу исковерканные русскими переводчиками медицинские термины на нормальный английский. Если владеете английским, советую заглянуть на сайты http://www.russianadoption.org или http://www.frua.org- там идет весьма оживленная дискуссия насчет медицинской информации, предоставляемой русской стороной/агенствами по усыновлению. Есть форумы на http://groups.yahoo.com- поищите с ключевым словом "adoption".
Что касается термина "олигофрения", или буквально, "маленькая голова", то это отечественное творение. Насколько мне известно, нигде в мире его больше не используют. Он не описывает патологии, и сваливает все виды умственной отсталости и задержки развития в одну кучу.
28.11.2001 00:50:57, Шурамура
Да где ж ее искать, эту помощь? Только у вас, авось всех усыновите(( Это огромная проблема, я сама в 10 классе в порядке шефской помощи ходила в интернат к олигофренам - это нормальные дети! Самое ужасное, что они живут среди действительно неадекватных детей, с отклонениями. Когда они расшумятся, воспитатели их били детской лопаткой по голове. Олигофрения - социальная запущенность, а у нас все общество социально запущено. Ресурсами разбразсываемся... А дети на Курском вокзале и тысячи других, никому не нужных беспризорных?! После революции власти хоть озаботились этим, а сейчас до этого просто никому нет дела. У этих детей одна надежда - на таких вот усыновителей. 06.11.2001 11:54:56, зайчиха
А все-таки, куда обращаться? Я ведь говорю не о том, чтобы поахать и разойтись, а о том, чтобы действительно ситуацию поменять. Моя бабушка когда-то пыталась с этим злом бороться- она была детским психиатором, до войны работала директором детдома для детей-инвалидов, а после войны заведовала детской психбольницей, и частенько сидела в этих комиссиях. Ее мнение было однозначным- большая часть детей просто социально запущена, и методы тестирования и отбора должны быть изменены. Она пыталась разработать новые методики, но это было очень давно, лет пятьдесят назад. А сейчас и разрабатывать ничего не надо, диагностика существует вполне надежная, но ее почему-то комиссии как раз-таки и не используют. Это что: лень, безразличие, отсутствие средств, или отсутствие совести? Или все вместе?

Так все же, просвещенная публика, посоветуйте, куда лучше телегу накатать: в Думу, в Минобраз, в Минздрав? Или сразу Президенту, а всем остальным- копии, чтобы под сукно не положили? Ситуация-то отчаянная... весной опять будут новые комиссии, и тысячи детей загремят в специнтернаты безо всяких на то оснований.
15.11.2001 01:41:07, Шурамура
Мне кажется, что всем - и в Думу, и в какой-нибудь профильный комитет, и в Министерство образования, и главному детскому... кто ими занимается - невропатолог или психоневролог? Еще, если есть у нас Ассоциация детских невропатологов и психоневрологов. Вообще я этой темой по-журналистски хочу заняться, но не быстро, к сожалению. Если хотите, как нарою что-нибудь, вам по мылу скину? 15.11.2001 11:02:44, зайчиха
OleLukoe
Увы, нет никакой необходимости писать ни в Думу ни главному психиатру и т.п. Они всё это прекрасно знают, я могу выложить целую подборку статей и всевозможных указаний - прокуратуры, минобраза и всех, всех, всех. Кто только этим не занимался даже HWR и очень многие другие.
Я в своём топике (чуть выше) писал, что проблема не в том как донести до батюшки царя, в надежде, что он всё исправит. Само общество больное, отношение к своим-то детям безграмотное и безразличное, а уж к чужим...
Беда в том, что указов, положений и прочего наиздано, дай боже, кто бы их не местах претворял в жизнь!
Прблема настолько запущена, что моментно решена быть не может. Поверьте, одних жалоб маловато будет, ну издадут ещё одно постановление, пойдут камиссии, начнут трясти всех подряд и тех кто хорошо работает и тех кто плохо. Особенно достанется тем кто хорошо работает, ведь попробуй соблюди все буковки всех инструкций. Проверяющие же сами малограмотны.
Править ситуацию можно только конкретными делами, разбираясь с каждым случаем, каждым работником, диагнозом, -не боясь показаться мелочным и склочным - кто готов этим заниматься? Вот от сюда и результат.
По хорошему надо бы в этот ДД организовать коммисию минздрава, но обязательно с общественным сопровождением, например, той же ассоциацией писихиатров во главе с Анатолием Северным. Выяснить какие там дети и почему они оказались смешанны в одну кучу. Добиться перепроверки и пересмотра диагнозов.
Но это ещё не всё! Главный вопрос ЧТО ДАЛЬШЕ? И куда этих детей, которые бы могли быть реабилитированны? В обычный ДД - там они сразу попадут в разряд голимых. Раздать опекунам - где их взять? Специальных реабилитационных центров для таких детей у нас просто нет, а в близких по идеологии нет мест.
Простейший выход - оставить там же, но без изменения ситуации в самом ДД /интернате это теряет смысл. Значит возможно придётся менять команду воспитателей, директора (хотя он то особо не виноват, ему кого направили того и принял), учить персонал, создавать реабилитационные группы и т.п. А это всё требует денег, времени и неравнодушных, очень упорных людей. Кто возьмётся? Желающих научим и покажем вживую как это делается. Ближайший выезд завтра в 6 30 утра в ДД г. Шуя
16.11.2001 12:41:49, OleLukoe
Что-то мне мало верится, что на голимом энтузиазме работников детдома можно далеко уехать. Может и найдется пара энтузиастов, но без поддержки закона и финансирования с этим злом не справиться. Вот реальная ситуация в Ярцевском специнтернате: директор, он же учитель рисования, выпивает, и все это хорошо знают (и рисованию он учит чисто формально- дает карандаш и бумагу, и говорит- рисуйте, а сам уходит из класса.) И наверняка у него гораздо больше голова болит о сведении концов с концами, чем о человеческих правах его питомцев. Дай бог, чтобы дети были одеты-обуты и накормлены. Некоторые учителя (наверное, правильнее было бы сказать- многие) бьют детей за ошибки- но не объясняют. Мой сын первое время просто голову в плечи втягивал, когда делал ошибку по математике- ожидал удара. Несколько месяцев у нас ушло, чтобы он убедился, что ошибки- это нормальная часть обучения, а не преступление, которое должно быть наказано. Кстати, математику мы начали учить заново, с первого класса, и за несколько месяцев дошли до шестого - учебники, разумеется, на английском. В Ярцево только один психолог, хотя в школе подобного профиля их должно быть много больше. С Денисом она занималась очень короткое время лет эдак семь назад, когда он только поступил. Причем именно эта дама отговаривала меня усыновлять Дениса, говорила, что он "безнадежный", а в недавней случайной беседе по телефону (меньше года спустя) уверяла, что он всегда был прекрасным кандидатом для усыновления и легко обучаемым, а его приятель, который живет теперь с братом в Юте, так тот просто гений. Ей-богу, надо эти разговоры на пленку записывать, а потом самой же ей давать послушать. Когда же она врала- в первый раз или во второй? Перечислять можно долго, и нет в этом смысла. Ярцевский интернат- далеко не худший. Мой ребенок достаточно хорошо воспитан и не ожесточен, то есть были вокруг люди, которые любили детей и старались смягчить ситуацию. Были, конечно, интересные моменты: например, энурез, который таинственным образом прошел, как только ребенок получил доступ к чистому теплому туалету (первое время, когда вставал ночью, по привычке спросоня одевал ботинки, чтобы пойти в туалет- видать, в интернате туда иначе как в болотных сапогах лучше не заходить.) Или факт, что он играет в карты лучше многих взрослых- казалось бы, где ему?
Леша и остальные, можете ли Вы помочь мне собрать материал- какие постановления и нормы существуют, каковы законные основания для пересмотра диагноза, каковы инструменты, которыми обязана пользоваться комиссия, кто назначается в комиссию и так далее. Я понимаю, что за день и даже за год эту проблему не решить, но когда-то ее решать надо.
По поводу публикации- я об этом думала, но писать так сгоряча не хочется, это будет скандал в стиле "Огонька", а мне кажется, что публикация должна быть интеллигентная и хорошо поддержана фактами. К тому же я не хочу подставлять под удар Ярцевский персонал - они-то виноваты в последнюю очередь.
Пока же я собираю факты о других усыновленных за границу детях из того же интерната. Все они без исключения не являются олигофренами, но увы, время упущено, и им очень трудно наверстывать. К тому же американцы не всегда понимают, что этих детей нельзя прямиком помещать в один класс с ровесниками. Многих довольно успешно обучают дома- здесь это широко распространенное явление.
16.11.2001 19:40:26, Шурамура
OleLukoe
ЗАПИСКИ ДИРЕКТОРА ДЕТСКОГО ДОМА
(из записной книжки)
Работа в системе детских домов всё больше создавала у меня твёрдое убеждение, (которое не всегда было понятно некоторым педагогам) если человек не испытал в детстве и отрочестве чувство благодарности к тем. кто его воспитал, поставил на ноги. кто ни чем не выразил себя, чтобы утвердить в ребёнке благодарность - такой человек превращается в бездушное, бессердечное существо. Я понял, что долг-это внутренний судья человека, важнейший стимул совести. Для совести долг тоже самое, что для корабля паруса и киль: без долга нет совести, нет благородных человеческих принципов. Когда ребёнок воспитывается в детском доме у него формируется очень негативная сторона долга - мне все должны делать блага, потому что я - сирота: меня должны кормить, обувать, должны дать профессию, обеспечить меня жильём, и это, в принципе, правильные требования, но весь негативизм в том, что воспитанник не понимает, что он должен вернуть государству то, что на него потратили. Он должен быть благодарен педагогам, которые в него вложили часть своего сердца и души. Не надо опускаться нам до прямого ежедневного напоминания детям, что они в долгу перед нами. Мы должны подвести ребёнка к такому пониманию долга чтобы он сам себе говорил: "Я должен отдать свои знания заводу, детско-му дому. стране, которые помогли мне, дали шанс стать хорошим челове-ком." Все мы , причастные к воспитанию детей-сирот, ответственны за их судьбу, а поэтому - за будущее народа, не можем не испытывать тревоги в связи с тем обстоятельством, что во многих детских домах дети не знают счастья. Глубокое сожаление вызывает жизнь тех детей, все желания которых удовлетворяются заботливыми воспитателями, детей, бытиё которых безоблачно и безмятежно. Это потребленческое благополучие укореняет эгоизм, извращённое проявление желаний и потребностей, неспособность личности желать того, что не связано с личными удовольствиями. Без трудностей и напряжения недоступно понимание счастья. А.М. Горький называл деянием - творческий труд, созидание. Труд - первый и самый честный страж совести и долга. Поэтому у своих воспитанников я всегда воспитываю - культ уважения к труду. Чувство уважения к труду связывает нашего ребёнка духовными нитями долга с другими людьми - вначале с близкими, работниками детского дома - от нянечки до директора, а потом и с работниками завода, жителями посёлка Разумное, Белгородского района и т.д.. Мысль о том, что "я должен", должна рождаться у ребёнка тогда, когда у него есть чувство изумления, удивления перед трудом рабочего, крёстных родителей. перед общественным трудом. Не случайно. Генеральный директор завода Юрий Алексеевич Селиванов написал обращение (см. приложение) ко всем рабочим и служащим завода, в котором он просит всех начальников цехов организовать не просто экскурсии в цеха, а пригласить наших воспитанников, во время обеденного перерыва, прямо в бытовки. Лети увидели обратную сторону трудового процесса: как рабочий обедает, кто-то идёт в столовую, кто-то, чтобы сэкономить семейный бюджет, приносит обед из дома. Во время этих встреч и происходит нравственное перерождение детей, многие говорят что ваши дети будут такие же, как и их родители-пьяницы и аморальные личности. Но мне приходит на память опыт великих наших педагогов: Католиков А.А., Макаренко А.С.. Корчака, Сологуба Г. и.т.д.. Среди воспитанников А.С.Макаренко были насильники, бандиты, но они испытывали гордость, став строителями новой жизни. Они жили на энтузиазме трудовых будней, в мажорном стиле отношений с педагогами, которые не сомневались в их светлом будущем. Глубокие нравственные начала пронизывали их воспитание, а в первую очередь - вера в возмож-ность исправления оступившихся детей, которые должны стать достойными людьми. Так неужели мы не сможем, благодаря нашему коллективному разуму, воспитать, не из насильников-убийц, бандитов, а просто из сильно педа-гогически запущенных детей, нормальных членов общества? Как-то А.С.Макаренко в сердцах обронил: "Почему никого не заставляют делать паровозы из консервных банок, а почему я должен делать человека -из чего (не кого!) - из Ужикова?" И когда А.С.Макаренко умер, в доме Союза писателей возле гроба своего учителя в почётном карауле стоял тот самый Ужиков. но уже не тот, про которого говорил Макаренко, а орденоносец, герой битвы на озере Хасан, в последствии, героически погибший в боях за Брестскую крепость. Такой же Ужиков есть и у меня в детском доме. Если точнее, он бы .им стал, если бы не попал к нам. мальчик поступил в 13 лет., не умея читать, писать. Мать не удосужилась отдать его в школу. Да ей и некогда было позаботиться о собственном сыне, т.к. вела разгульный образ жизни. Не легко было решить проблему обучения нашего нового подопечного, т.к. он имел глубокую педагогическую запущенность и асоциальные формы поведения (склонность к воровству, постоянное враньё, агрессию по отношению к детям). Ему поставили диагноз - умственная отсталость в стадии дебильности. Врачи определили ему вспомогательную школу -1 класс. Но как мы могли посадить такого взрослого мальчика в 1 класс?! Поэтому решили, что учителя будут приходить на дом и вести занятия прямо в семье. Мальчик не имел желания учиться, он не видел применения своим знаниям, не знал, куда их можно применить: он был не грамотен и это его устраивало. У него не было стимула получить новые знания. Как ни старались педагоги они не могли зажечь в нём искру познания. И тогда к нам на помощь пришёл директор завода - Юрий Алексеевич Селиванов. Он предложил приводить нашего воспитанника на завод в мебельный цех. "Пусть он в свободное от учёбы время помогает на заводе рабочим", - сказал Юрий Алексеевич. - как раз и копейку себе заработает и может научиться чему-нибудь". С этого дня мальчик стал меняться на глазах. Он с нетерпением ждал поездки на завод. Все педагоги стали замечать, вдруг проснувшийся, интерес мальчика к учёбе. Сейчас Сергей уже год работает на заводе - учеником столяра, а также осваивает курс начальной школы на домашнем обучении. ДИРЕКТОР ДЕТСКОГО ДОМА Негомодзянов А.Г. 05.2000 год
19.11.2001 09:24:45, OleLukoe
Когда я говорила, что хотелось бы по-журналистски заняться, то как раз имела в виду не конкретный скандальчик, а общие аспекты проблемы - медицинские, социальные. Хотелось бы выслушать мнение всех официальных лиц, кто хоть в какой-то мере отвечает за это. Оле прав - для исправления ситуации нужны деньги, а у нас на это никто НЕ ХОЧЕТ тратиться - ни государство, ни те, кого называют олигархами. В то же время я, к сожалению, не могу сказать, что о брошенных на произвол детях пишут все, кому не лень. К сожалению, очень мало пишут - что говорить, если до сих пор в самом обществе в штыки встречают тех, кто помогает усыновлять за рубеж: лучше у нас пусть щи лаптем хлебают и даже мрут, чем там нормально живут. Поэтому чем больше будет написано на эту тему, тем лучше. На основании чего диагностируют олигофренов, что это вообще за диагноз такой? Проблемы усыновления таких детей - почему люди боятся их усыновлять, возможно, это дикий и неправильный стереотип? Почему такие дети попадают в детдома вместе с теми, кто по-настоящему психически болен - да, в обычных домах им будет тяжко, но и в психдома их упекать, тоже не выход. Речь как раз должна идти и о нормативных актах, и о сложившейся практике, и об отношении официальных лиц к этому. Ну, что нарою, как обещала, могу Вам прислать, Шурамура - только куда? 17.11.2001 14:46:19, зайчиха
OleLukoe
Эта проблема комплексная и очень запущенная, переплетена с десятками других проблем и является только маленькой частью одной общей проблемы - отношением общества к детям вообще и ответственностью граждан перед обществом и даже перед самими собой в частности.
Что-бы ыло понятно разберём один частный совсем свежий случай, я специально интересовался отношением и положением таких детей в ДД.
Маленький городок Шуя, мало кто знает где он есть то вообще. Дом-школа на 180 детей (!) 5 процентов полные сироты, остальные имеют близких родственников.
Задачи персонала:
1. Успеваемость (отсутствие второгодников)
2. Дисциплина (отсутствие ЧП внутри школы и в городе, отсутствие побегов
3. Профессиональная подготовка.
за всё это директор отвечает перед районным комитетом образования.
Условия жизни, обучения и воспитания.
Учебников новых нет уже 10 лет. На концелярию выделяют 10% от нужд. На Хознужды 20%. Дефицит персонала, единственный психолог сбежала ещё весной, преподаватель труда этой осенью, преподаватель информатики отсутствует, компьютеры 2го и 3го поколения. И так можно перечислять бесконечно. Зарплата обучающего персонала 910 - 1250 руб.
Теперь ситуация - изымают из семьи органы опеки ребёнка в возрасте 12 лет, у него 2 класса образования и его направляют в эту школу...
Причина - мешает матери душевно жить с сожителем :( У ребёнка серьёзное отставание по школе, психологическая травма получена в семье, при изъятии, коллектив детей его не принимает и это ещё одна травма. Будет ли он хотеть учиться в полагающемся ему 3 классе и вести себя хорошо?
А это уже проблема для директора, ведь за количество реабилитмрованных его не спросят, а за упавшую успеваемость и поведение ещё как! С учебной программой ребёнок естественно не справляется, а это в системе ОСНОВНОЙ показатель, далее всё просто - направление в специализированный интернат. Но ведь и там не лечат психические травмы и не решают их проблемы, там только программа другая - попроще и стиль воспитания пожосче. Кстати, в корекционных школах предусмотренны несколько программ 7 и 8 группы, т.е для ЗПР и детей с явно выраженной органикой, но на деле при отсутствии педагогов мешают всех в кучу.
Кроме того, в подавляющем большинстве коррекционных интернатах, даже очень неплохих, у педагогов и воспитателей сложился стереотип - раз передали нам, значит ребёнок больной и с этой установкой они его принимают и растят. При детях не стесняются оъявлять их диагнозы и фактически вдалбливают им, что они больны, неспособны и на большее негодны.
Чему ж тут удивляться?

Ну хорошо шуйским ребятам, им повезло, коррекционной школы в районе нет и персонал ВЫНУЖДЕН вытаскивать отстающих детей с помощью персональных занятий. Вообще атмосфера, несмотря на убогость, достаточно живая и дружелюбная.
Директор попался старой закалки и его опыта и сил хватило продержаться эти годы, а если бы нет?

В этой проблеме подвязаны все, от неумелых и воровитых местных властей до малограмотных воспитателей с установками тридцатилетней давности. Корни проблемы в казарменной, массовой и безликой системе выращивания детей, упрятывание их от социума, - с глаз долой - из сердца вон.
Ещё раз повотрюсь - законодательство есть, предусмотрены даже реабилитационные центры и реабилитационные спецшколы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 30_01_1997 N 3 - Рекомендации Минтруда по организации реабилитац комплекса.
ОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.11.2000 N 896
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ"
Постановление Правительства  №676 от 01 07 95 Типовое положение о обрразовательномом учреждении для сирот.

Почитайте какие умные слова там написаны:
"специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в
развитии;
специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в
развитии.
2. Основные задачи учреждения:
создание благоприятных условий, приближенных к домашним,
способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию
личности;
обеспечение социальной защиты, медико - психолого -
педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
освоение образовательных программ, обучение и воспитание в
интересах личности, общества и государства;
обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
охрана прав и интересов воспитанников."

Теперь надо попытаться понять как это заведение создать с учётом зарплат в 40 долларов и практически полном отсутствии специалистов и энтузиастов в тех маленьких городках, где эти коррекционные школы должны быть размещены.
18.11.2001 21:44:28, OleLukoe
Оле, спасибо большое за ответ - но я имела в виду детей гораздо более раннего возраста, когда буквально с пеленок ребенка записывают в олигофрены. Разобраться с этим диагнозом хочется. Что касается центров - может Вы со мной согласитесь, будировать необходимость их создания нужно у людей, имеющих не только власть, но главное - деньги. Такие центры должны создаваться под их патронажем. Без такой личной опеки они обречены в большинстве своем на жалкое существование. А как в других странах? Не думаю, что государство там обеспечивает полное покрытие расходов таких заведений... 19.11.2001 13:44:25, зайчиха
OleLukoe
В ДР диагноз ставят только если это ярко выраженная органика. Всякие там комиссии проходятся когда ребёка нередают из одного учреждения в другое. А передают его достаточно часто, есть путешественники, которые за всю жизнь пережили 6-8 заведений. Во многих местностях после ДР ребёнок попадает в дошкольный ДД, а потом в Интернат. Так что где ставят диагноз это ещё вопрос.
По поводу создания центров, проблема ещё в чём - кто их создавать то будет, когда проблему понимают единицы, а готовых занятся созданием и по пальцам по всей стране пересчитать можно.
Ужас в том, что проблема достгла такогог размаха, что придётся открывать СОТНИ таких центров.
В других странах система вообще другая, там общественность начинает, демонстрирует государству, а то львинную долю финансирует, так, что общественные деньги как правило идут на запуск, а не на прокорм...
19.11.2001 21:44:13, OleLukoe
Да, Оле, и у меня душа за все это болит. Поэтому я и ответила, что надеяться можно пока на таких вот усыновителей, а еще на подвижников как Вы. Все это грустно - что ж, будем будировать в прессе по мере сил. 20.11.2001 10:32:04, зайчиха
OleLukoe
Энтузиазм самих работников тут ни при чём. Если люди там хотят, то уже сделали всё как надо, если нет, то тут должна их дожимать и власть и общественность, но увы и те и другие ещё вялы и немощны. Потому и получается, кое-где и кое-что ещё держится на призвании и энтузиазме, а не на ответственности, контроле и гражданственности всех, начиная от центральной власти, заканчивая последним сторожем того же ДД.
Очередная публикация ничего не решит, у нас журналисты каждый день толпами, про беспризорных пишут все кому не лень и что? Хоть один центр за два года построили или денег дали?
16.11.2001 20:28:55, OleLukoe
Мне, честно говоря, будучи за границей, трудно отслеживать, что пишут в российской печати о сиротах. Помню одну публикацию в "Огоньке" почти годичной давности: пришли "звезды" в московский приют, одарили детишек, поплясали с ними под елкой. Очень умильная такая статеечка, с фотографиями. Я, когда еще только открыла журнал, и глянула на картинку, сразу поняла, что дети детдомовские - по глазам. Когда статья вышла, я как раз была под свежим впечатлением: после суда посетили детское отделение областной психбольницы, навещали друга моего сына- он там находился на обследовании по инвалидности (это тот самый, который почти гений). Инвалидность, конечно, липовая, ее персонал придумал, чтобы ребенку деньги на книжку шли, но тем не менее аминазином-то его "лечили" на общих основаниях. Воспоминание страшное. Это хуже тюрьмы. Правда, все кончилось хорошо- я заоодно видео сняла - не о больнице (а надо было бы), а о ребенке, хоть и запрещено это, и нашла ему родителей в Штатах. Но мне тем не менее интересно- а своего ребенка кто-нибудь из воспитателей вот так просто, ради лишнего рубля, послал бы в психбольницу?
Леша, я понимаю, что персонал детских домов мало что может сделать в создавшейся ситуации- наверное, почти все, что можно, уже сделано. Но все-таки, почему диагноз олигофрении такой сакраментальный, почему его нельзя пересмотреть, и почему даже выросшие дети не имеют доступа к образованию? За границей диагноз "умственной отсталости" без установления причин лишен всякого смысла. И даже при всех своих диагнозах дети имеют право обучаться в школе на общих основаниях. В России же они фактически лишены конституционного права на всеобщее образование- на основании чего? И права на адекватное медицинское обслуживание они тоже лишены. У ребенка депрессия или пост-травматический синдром, а его записали в дураки- и в специнтернат. А в интернате никому дела нет до эмоциональной реабилитации. Диагнозы обсуждаются и комментируются при детях, что не добавляет к самооценке. Это знаете, как каста "неприкасаемых".
"Зайчиха"- пишите, пожалуйста, у меня где-то в заголовке должен быть адрес электронной почты (только на латинице или как text attachment- кириллицу мой сервер не переносит).
19.11.2001 23:45:42, Шурамура
OleLukoe
Про олигофрению напишу позже, у нас сейчас врач пишет статью на эту тему, ещё пару недель писать будет. А диагноз можно пересмотреть, только опять возвращаемся к началу А КТО ЖЕ ЗАНИМАТЬСЯ ТО ЭТИМ БУДЕТ?
Примитивный пример, для пересмотра диагноза ребёнка надо свозить в райцентр, а это часто отрыв одного работника и некоторое количество денег на дорогу, которых статьи бюджета ДД на этот случай не предусматривают. :(((
Я это каждый раз прохожу, когда возвращаем беглецов в интернаты, есть возможность бесплатно приехать забрать -едут, нет не едут, везём сами или компенсируем их расходы полностью если им удаётся найти живые деньги взаймы.
А ведь ещё надо понять куда девать этого ребёнка после изменения диагноза, держать у себя они его уже не имеют права. Теперь представьте, что вы директор "нормального" ДД, вам хотят прислать ученика из "коррекционного", а у вас и так проблемы с дисциплиной. Ваша реакция?
В общем, целый круг трудно решаемых вопросов.
20.11.2001 23:29:09, OleLukoe
Думаю, Вы правильно ставите вопрос - как будет что сообщить, я с Вами спишусь. 20.11.2001 10:32:50, зайчиха

Читайте также
Воспитание котенка: как приучить его к лотку
Методы приучения котенка к лотку
Отпуск по уходу за собой
Откажитесь от того, к чему не лежит душа

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!