Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Чувства, как объяснить ребенку

Вылезла следующая проблемка с Катей. Она не понимает чувств, не может сказать. Т.е. не связывает чувства со словами. Возможно и с самими чувствами/ощущениями некий бардак. Вчера, например, спрашивала: "А страх к нам
не придет? " . Пыталась объснить, что страх, это не зверь, не человек, а чувство. По-моему, она ничего не поняла.
Когда мы ее только взяли (в 3г, а сейчас ей 4г), то она не различала теплое-горячее, все было горячее. Не могла сказать тепло ей или холодно. Ветер вызывал протест до слез ("ветер пусть не дует").
Сейчас уже теплое ест и умывается теплой водой (раньше только холодное, или вопли - горячее!), похоже стала различать теплое-горячее и может иногда сказать. Может сказать, что она вспотела и мокрая (от пота), но не то ,что ей жарко. Иногда я слышала, что говорит замерзла, холодно.
Я думала, что будучи в семье, она эти понятия сможет перенять сама, особенно так как рядом брат 6 лет, а снего она много "слизывает".
Но теперь думаю, надо помочь, подтолкнуть, т.к. эти непонятки, похоже, тормозят дальнейшее развитие. В книгах же без чувств не обойтись (может слушать уже довольно долго), а этого она не понимает или плохо понимает.
Вот думаю, как объяснить.....Особенно абстрактные.
Со старшим (кровным) такой проблемы не вознивало, когда он стал хорошо говорить, он уже пользовался основными этими понятиями, а если что-то не знал, то моих объяснений было достаточно, а тут - нет.
Как объяснить?
04.04.2007 11:13:10,

22 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А у меня ребенок пять лет дома (почти 10 ему), а до сих пор не понимает холодно-жарко. может в мороз из школы без шапки прийти, а может в +30 в куртке -как утром отправили, так и обратно пойдет, а сам не чувствует, что ли...
Объяснения не помогают, не помогает даже разрешение одеваться/раздеваться самому, если чувствует дискомфорт... такое впечатление, что он его не чувствует...
05.04.2007 03:55:58, не холодно, не жарко
У детей другое ощущение тепла-холода! разве вы себя не помните? меня кутали, так всегда жарко было ;))) 05.04.2007 10:42:13, Скунсиха
Я себя помню:)
А тут говорю о крайностях - мороз 15 градусов и снег, или жара +40 ( у нас бывает и то и другое)...
Он также вот совесм на днях съел испорченные макароны, хотя брат рядом скривился и заявил, что есть это нельзя. Меня рядом не оказалось, но поскольку ранее мама говорила - придешь из школы, ешь макароны, он съел! То есть, тут не только тепло-холодно, тут и вкусовые ощущения, и болевые тоже...
06.04.2007 04:08:15, не холодно, не жарко
вот-вот, такое впечатление, что не чувствует дискомфорт...или не придает ему значение,считает, что так и надо :(
Вчера бегала по дому в футболке и шортах, как обычно, а стала ее раздевать, то оказалось, что под низом еще одна футболка надета. И все тело потное-мокрое, а никакой реакции. Еще раз объяснила, что можно, Нужно раздеваться, если жарко, если вспотела и т.д. Поможет ли ? :(
В 3-х тазиках воду правильно определила - горячая, теплая , холодная.
05.04.2007 09:57:56, Хочушка
СветланаП
Мусолить без концап одно и тоже. Моя тоже половину понятий не знает, правда нам только 3 года и дома 3 месяца всего.. учимся потихонечку. По сто раз на дню говорю: ккстрюля с супом горячая (сама тргаю очень эмоционально при этом отдергиваю руку, даю трогать ей), горячая батарея, горячая духовка и т.д. Окно холодное, снег холодный, папа с улицы пришел холодный.
Заостряю все время внимание на этих понятиях, вроде начала понимать. Большой-маленький на матрешках изучаем, играем, что большая матрешка это папа, папа тоже большой, а маленькая матрешка это вика, вика -маленькая, а средняя - это мама.
Вот как быть со страхом не знаю. Может действительно сказки читать, подбирать на одну тему и по ходу событий объяснять: что поросята бояться волка, им страшно, что он их съест и т.д. А вообще при чтении мне приходится все показывать в лицах, эмоционально изображать, а то не слушает, не понимает, не интересно..

04.04.2007 14:51:28, СветланаП
Мне кажется нужно просто больше читать,и все.Ну либо смотреть.У нас была другая проблема-в 5 лет полное отсутсвие фантазии,не читали ребенку сказки. Ну то есть-чувства она понимала,но не понимала выдумки.То есть-слушает например ту же красную шапочку.В конце говорит-но как это,так же не бывает.То есть-вот съел волк,не может обратно ничего из живота вылезти,съел,значит съел.То есть она воспринимала буквально-как рассказ о том,как волк кого-то съел.И даже переживала-потому что девочка -то умерла,съели ее.Окончание ей было непонятно.Или-кот в сапогах-вообще пустой номер.Ну как так-это же не правда.Начиная от того что коты не говорят и в сапогах не ходят.Игры тоже были весьма натуральные.То есть-играть в куклы играла,но в то же время понимала что игрушки,что куклы не могут говорить,не могут оживать.Деда Мороза-нет такого,это мама подарки дарит на самом деле.
Два года просмотра мультиков-и уже вполне нормальный ребенок.В Деда Мороза правда так и не поверила.Но фантазия есть,уже не удивляется сказкам,даже сама успешно сочиняет в процессе игры.
04.04.2007 13:50:03, бабаЯга
Да у вас просто интеллектуал растет! :) Все по науке :) 05.04.2007 12:05:52, Маша123
SANI (ex МВСН)
Немного офф: про красную шапочку вообще так и было изначально. Сказка-то для девушек писалась - мораль - нельзя с кем попало на улице знакомиться и ложиться в постель к кому попало:). А потом стали детям читать и приписали хэппи-энд:) 04.04.2007 14:16:09, SANI (ex МВСН)
SANI (ex МВСН)
Надо проговаривать и пробовать миллион раз. тепло-холодно или горячо легко - тут можно потрогать и понять. А вот страшно, радостно и т.д. сложнее словами объяснить. тут мнекажется ждать что само придет нельзя. Надо объяснять и проговаривать.
Я иногда просто в жас прихожу, какие элементарные вещи надо Сереге объяснять. Все это впитывается домашними детьми еще в утробе, а нашим сложнее:(
Сегодня спросила его - зачем ты на улицу ботинки одеваешь? Полдня долбили, что иначе холодно, можно испачкатся. поранится...
Или что происходит с вещами, которые он кладет в корзину для грязного белья. При чем он мне помогает и стиралку загрузить и порошок засыпать, и развесть потом и убрать в шкаф. А вот сам все это связать воедино не смог... Доооолго мусолили, пока усвоил...
04.04.2007 13:20:05, SANI (ex МВСН)
Пробуйте каждый раз проговаривать ей эмоции ощущения состояние.
Например она вспотела - вы ей говорите - вот ты вспотела, видишь головка стала мокрая? тебе жарко, когда человеку жарко он начиает потеть. Когда она вдруг что то испугалась - спокойно ей объясняйте ее чувства - ты испугась, тебе страшно, но я рядом и тебя защищу.
Играйте в игру. Наливаете в мисочки водичку - в одну холодную , в другую немножко теплую, в другую потеплее. И обманкнув ее руку говорите - вот это холодная водичка, это теплая. А это почти горячая. Но ты не обожешься - не бойся. Предложите игру тут же - завязываете ей глаза - и опуская ее ручку в воду просите назвать какая это вода.
Когда она плачет объясняйте ей - тебе грустно, тебе обидно, у тебя текут слезки.
Еще можно играть в игру - отгадай вкус. Опять завязываете глаза и кладете ей в ротик соль, сахар, лимон, шоколадку.
И когда у нее в подсознании накопится достаточный багаж связи эмоции-слова , то она начнет проговаривать эмоции уже сама.
04.04.2007 12:56:13, Мама_Вани
Про водичку она вроде поняла, т.к. я вначале дооооолго объясняла с примерами. Про жарко-вспотеть, объясняла тоже вначале. Теперь так и говорит (и то не всегда) - вспотела, мокрая, но не "мне жарко" :( И у меня такое впечатление, что она этому не придает значения. Т.е. так и надо, вместо того чтобы поппросить/потребовать раздеть или самой снять что-нибудь. Не знаю как от этого уйти. Такая терпеливость во вред себе мне не нравится.
Про вкус попробуем поиграть, планировала как-то, но забыла про эту игру.
Страшно -защитим: прибегала ночью ко мне в кровать пару раз (говорила страшно) ,"не выключай свет- я боюсь" Эти фразы есть, но вот дальше.....
Опять что ли возвращаться на 1.5 летний уровень? :( Мне это все труднее, т.к. ростом она почти с 6-ти летнего брата, а весом уже такая же.

04.04.2007 13:28:32, Хочушка
Илона (Иж)
Вот прямо все то же и хотела написать!!! У нас тоже с эмоциями не лады случаются:) И мы все проговариваем: Саша обиделся, Саша устал, Саша радуется и т.п. Он хоть радоваться стал по-человечески:) А то раньше или дежурная улыбка (шоб зубы все видны были), или бурная радость с паданием на пол, с дерганиями руками-ногами и с отключением мозгов:( Показали, как можно радоваться по-другому - например, прыгать, обниматься, смеяться, а не орать, улыбаться нормально, при этом необязательно все зубы показывать. Сейчас сам стал описывать свои состояния! Попробуйте, нам это очень помогло!!! Да и дети очень быстро обучаются и привыкают делать и воспринимать все по-новому. 04.04.2007 13:04:21, Илона (Иж)
Илона (Иж)
Нам еще очень помогают в этом книжки издательства "Карапуз" - мне их Наташа посоветовала - супер!!! Все эмоции, действия, окружающий мир, основные понятия. А как нравятся!!! Сопереживаем зайке, который потерялся, в садик по ним готовились:) Серия лучше для самых-самых маленьких (от 1 до 3 лет). Хотя нам и 5 ужо, но эти книжки как раз для нас:)))
04.04.2007 13:18:24, Илона (Иж)
С "Карапуза " мы начинали. Осенью купила все, что нашла на 1-3г на 500р. Все прочли, наклеили. Уже теряет интерес. Хочется двигаться дальше, неужели надо возвращаться и опять пересказывать? 04.04.2007 13:40:36, Хочушка
Алла, а мне кажется, что это придет со временем. У меня Оля в 3,3г.,тоже не понимала, что такое замерзла, жарко и т.п. Помню,что топала ногами на ветер,чтобы не дул. Сейчас уже оперирует понятиями чувств: жалко, скучала, мне грустно стало. А вот страх у нее до сих пор -"бабай", это нелепое слово она притащила из ДР, научила ему всех детей в саду, воспитатели теперь недоумевают. 04.04.2007 11:34:02, olga19
Вот, а у меня не оперирует :( .Или я не слышала :( Ей уже 4 исполнилось.
04.04.2007 11:49:22, Хочушка
Мой в почти 10 не оперирует. Вообще слов, обозначающих чувства-ощущения, не употребляет. Повторюсь - 5 лет дома, семья очень эмоциональная, из братьев так и прет фонтаном вся эта лексика, с ним занимаемся много.
Интеллект при этом очень хороший, память отличная.
А вот эмоционально - холод...
Я, честно говоря, уже практически отчаялась. Очень напоминает синдром Аспергера. Словам можно научить, а эмоциям не научишь...
06.04.2007 04:13:12, не жарко, не холодно
Так моя постарше, ей сегодня 4,7 г. В 4 г. в ее лексиконе тоже таких слов не было. 04.04.2007 11:54:48, olga19
Мне это не нравится. Мы стараемся каждый день перед сном читать книжки. Книгу Чуковского вроде прошли (не все, а то что ей было интересно, на зато по 50 раз). Стали читать другие книжки, посложнее. Про Неумейку, рассказы про детей в садике, Дюймовочку, Кота в сапогах. Такое впечатление, что все мимо, т.к. нюансы чувств, на которых построены многие из них, ей совсем непонятны. Хотя сидит слушает, не протестует, но мимо, по-моему :( 04.04.2007 12:03:15, Хочушка
Алла, а она понимает прочитанный текст? Для примера, мы читали "Кота в сапогах", спрашиваю, кто превратился в мышку? Ответ: кот в сапогах. А кто тогда съел мышку? Кот в сапогах. Сам себя съел? Да.
Читали "Три поросенка" - вообще ничего не поняла, спрашиваю у кого был самый крепкий домик. Оля - какой домик? Где, покажи? Увидела на картинке дом из соломы, тычет: вот этот самый лучший.
Или: начали читать Незнайку, оказывается это Незнайка придумал воздушный шар, учил Цветика сочинять стихи и т.д., т.е. понимания прочитанного текста нет. Вот сказки Сутеева она понимает, это ее уровень. Но это 2-3 года. Меня тоже это тревожит.
04.04.2007 12:21:45, olga19
Кота в сапогах (не знаю уж почему в него вцепилась, наверное книжка красивая -раскладывается) читали со многими объяснениями, там текст сложный. Муку пробовали на вкус даже, чтобы понять что такое мельница и кто такой мельник.
Понимала с трудом и не с первого раза. Но там, где идет речь о том как кот хитрит, я даже объяснить ей не смогла. Чего-то у меня слова для нее не подбираются. М.б. кто-нибудь уже подобрал?
Три поросенка , вроде достаточно хорошо поняла, мы раз 10 ее читали. Надо проверить. Сутеева она еще осенью понимала.
А вот про детский садик, где дети принесли фото мам на 8-е марта и поспорили кто красивее, то Катя так и не поняла , что они поспорили/поссорились и из-за чего :(
Ольга, что делать бум?
04.04.2007 13:36:59, Хочушка
Ну, прогресс-то есть, я так думаю наверстается потихоньку. Я еще на наш логопедический садик надеюсь, им читают русские народные сказки и как-то так читают, что Оля их понимает, потому что дома они тоже туго шли. 04.04.2007 14:27:22, olga19


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!