В этот раз по поводу склонений.
В учебнике есть правило:
"Изменение имен существительных по падежам называется склонением".
Но дальше говорится, что такие то существительные относятся к первому склонению, такие-то ко второму, такие-то к третьему.
По ходу дела нашла еще интересное правило:
"Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже. Примеры: стол, дождь, воробей, поле, море".
Озадачили. Только мне кажется, что "воробей" имеет окончание "ей" и не подходит ни под одно из названных условий?
Я подумала, что, наверное, все-таки когда слова относятся к разным склонениям, они по разному ведут себя при изменении по падежам. И, наверное, когда человек говорит на уровне "моя твоя не понимай" только по окончанию в начальной форме он может узнать какие окончания будут в разных падежах. В этом, по-видимому, смысл этих трех склонений. Так?
Но, во-первых, вынести этого из учебника невозможно, а во-вторых, зачем это русскоговорящим детям?
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Образование, развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
К слову "воробей". Всё слово - корень+нулевое окончание ("значимое отсутствие, заполняемое в косвенных падежах").
Доказательство:
Им.п. воробе[j']+[]
Род.п. воробь[j']+[а]
Дат.п воробь[j']+[у]
Тв.п. воробь[j']+[ом]
Точно так же и со словом "иней". Та же ситуация и с суффиксом притяжательного прил. -ИЙ (н-р, лис-ИЙ); он выглядит как окончание в именительном падеже, но [j'] (собств.суф. - часть основы слова) проявляется в косвенных падежах, а это невозможно выделить при обычном (нетранскрипционном) написании.
Знать особенности склонений необходимо, т.к. неверные окончания не редкость даже для русскоязычных (единственный активный язык) детей. 24.01.2013 10:42:01, АннаАл
Доказательство:
Им.п. воробе[j']+[]
Род.п. воробь[j']+[а]
Дат.п воробь[j']+[у]
Тв.п. воробь[j']+[ом]
Точно так же и со словом "иней". Та же ситуация и с суффиксом притяжательного прил. -ИЙ (н-р, лис-ИЙ); он выглядит как окончание в именительном падеже, но [j'] (собств.суф. - часть основы слова) проявляется в косвенных падежах, а это невозможно выделить при обычном (нетранскрипционном) написании.
Знать особенности склонений необходимо, т.к. неверные окончания не редкость даже для русскоязычных (единственный активный язык) детей. 24.01.2013 10:42:01, АннаАл
Стало любопытно, вот что нашла (там, правда, соловей, а не воробей): "...Если весь класс указывает в слове «соловей» окончание -ей, учитель сам просит детей определить в этом слове окончание. Для этого необходимо вспомнить алгоритм выделения окончания в слове)
- Докажите, что в слове «соловей» нулевое окончание. (Это существительное 2 склонения; дети устно склоняют это существительное, учитель обращает внимание на то, что звук [й] при склонении не исчезает, значит, он не относится к окончанию)..."
[ссылка-1] 24.01.2013 13:18:15, VarNa
- Докажите, что в слове «соловей» нулевое окончание. (Это существительное 2 склонения; дети устно склоняют это существительное, учитель обращает внимание на то, что звук [й] при склонении не исчезает, значит, он не относится к окончанию)..."
[ссылка-1] 24.01.2013 13:18:15, VarNa
Я сейчас не могу найти ссылку, но в какой-то версии объяснения видела, что "нулевое", т.к. при склонении остается звук [:j] (вот могу ошибаться с обозначением)... Воробей-воробья-воробью, этот звук в конце неизменяемой части, и после присоединяется окончание.
если наткнусь на ссылку еще раз, дам )) 24.01.2013 12:49:42, УникаЛьнаЯ
если наткнусь на ссылку еще раз, дам )) 24.01.2013 12:49:42, УникаЛьнаЯ
Й - это согласная. Так что нулевое окончание у слова "воробей".
24.01.2013 10:18:48, культурный шок
И вам напишу. В учебнике выделено окончание. Там же, в примере. По их версии в слове "воробей" окончание "ей".
24.01.2013 12:45:21, Красно Солнышко
Может быть, к первому склонению?... Или только мне попадаются не те какие-то классификации?...
"К I склонению относятся почти все существительные муж. р., за исключением слов с флексией -|а| (орфогр. -а и -я) (мужчина, судья, юноша), изменяющихся по II скл., а также слова путь, изменяющегося по III скл. К I скл." http://rusgram.narod.ru/1173-1193.html
http://www.morpher.ru/russian/Noun.aspx
Но, вообще-то, находится информация, что корень "воробей". Белее того, слово "планетарий" тоже как пример нулевого окончания приведен :) Сдается мне, что нас учили "существительные мужского рода, заканчивающиеся на согласную"... 24.01.2013 09:01:06, УникаЛьнаЯ
"К I склонению относятся почти все существительные муж. р., за исключением слов с флексией -|а| (орфогр. -а и -я) (мужчина, судья, юноша), изменяющихся по II скл., а также слова путь, изменяющегося по III скл. К I скл." http://rusgram.narod.ru/1173-1193.html
http://www.morpher.ru/russian/Noun.aspx
Но, вообще-то, находится информация, что корень "воробей". Белее того, слово "планетарий" тоже как пример нулевого окончания приведен :) Сдается мне, что нас учили "существительные мужского рода, заканчивающиеся на согласную"... 24.01.2013 09:01:06, УникаЛьнаЯ
В данном случае я привела полностью информацию из учебника. Там дано правило, которое я процитировала, и вот такой пример. При этом в слове "воробей" в учебнике выделено окончание "ей". А ребенок то все-таки читает учебник.
24.01.2013 12:43:38, Красно Солнышко
Вот выдержка с какого-то ресурса. Похоже на правду :)
"Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на —ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений , гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому
армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д." 24.01.2013 12:55:04, УникаЛьнаЯ
"Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на —ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений , гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому
армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д." 24.01.2013 12:55:04, УникаЛьнаЯ
По ссылке тоже очень внятно о нулевых окончаниях.
Ошибка, видимо, одна - выделение окончания в слове "воробей" :) 24.01.2013 13:48:19, УникаЛьнаЯ
Ошибка, видимо, одна - выделение окончания в слове "воробей" :) 24.01.2013 13:48:19, УникаЛьнаЯ
Наша учительница, когда раздает учебники, просит проверить их на наличие ошибок и опечаток, предупреждает, что такое возможно и даже довольно часто в последнее время бывает.
24.01.2013 14:59:36, УА
Я подозреваю, что мы все некорректно понимаем выражение "нулевое окончание".
24.01.2013 13:42:47, УникаЛьнаЯ
хорошо...
А склонение-то которое в итоге? Что-то то ли я не понимаю, в чем разница, то ли одно из двух... Часть источников говорит, что первое, часть - что второе. А ребенок еще до этого не доучился :) 24.01.2013 12:46:36, УникаЛьнаЯ
А склонение-то которое в итоге? Что-то то ли я не понимаю, в чем разница, то ли одно из двух... Часть источников говорит, что первое, часть - что второе. А ребенок еще до этого не доучился :) 24.01.2013 12:46:36, УникаЛьнаЯ
Ты перечитай мой текст в корневом топике.
Авторы учебника относят слово "воробей" ко второму склонению. Тут все нормально. Если бы отметили бы нулевое окончание - не было бы вопросов. Но при этом они определяют в этом слове окончание "ей", и в результате появляется противоречие с их же правилом. 24.01.2013 12:55:21, Красно Солнышко
Авторы учебника относят слово "воробей" ко второму склонению. Тут все нормально. Если бы отметили бы нулевое окончание - не было бы вопросов. Но при этом они определяют в этом слове окончание "ей", и в результате появляется противоречие с их же правилом. 24.01.2013 12:55:21, Красно Солнышко
"Воробей" произошел от слияния двух слов "вора бей". То есть того, кто ворует надо бить и лупить.
Поэтому изначально окончания существительного не было, а было окончание глагола. Потом когда существительное "воробей" стало привычным его стали склонять по правилам, как без окончания.
нет чего?-кого? стола-дрозда-воробья
Это я сама придумала))) 24.01.2013 00:07:27, marins-филолух
Поэтому изначально окончания существительного не было, а было окончание глагола. Потом когда существительное "воробей" стало привычным его стали склонять по правилам, как без окончания.
нет чего?-кого? стола-дрозда-воробья
Это я сама придумала))) 24.01.2013 00:07:27, marins-филолух
Еще могу другой нижеуказанный вариант поддержать)))
... относятся существительные мужского рода, заканчивающиеся на согласную букву. В моем детстве звуки в началке не изучали, поэтому именно согласную букву.
Стол - Л
Пень - Н
Воробей - Й 24.01.2013 00:20:04, marins
... относятся существительные мужского рода, заканчивающиеся на согласную букву. В моем детстве звуки в началке не изучали, поэтому именно согласную букву.
Стол - Л
Пень - Н
Воробей - Й 24.01.2013 00:20:04, marins
ВНИМАНИЕ!
Существительные мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже единственного числа оканчиваются на -ИИ:
Тебе принципиально какое окончание нулевое или нет? 23.01.2013 22:06:15, Кетчуп
Существительные мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже единственного числа оканчиваются на -ИИ:
Тебе принципиально какое окончание нулевое или нет? 23.01.2013 22:06:15, Кетчуп
Не поняла вопроса.
Мне чтобы ребенку объяснить надо самой понимать что и зачем. 23.01.2013 22:10:18, Красно Солнышко
Мне чтобы ребенку объяснить надо самой понимать что и зачем. 23.01.2013 22:10:18, Красно Солнышко
Мне, сама понимаешь, нет нужды настолько глубоко в программу вникать. Я не знаю какое такм окончание, но то что надо уметь определять склонение для меня очевидно
23.01.2013 22:31:17, Кетчуп
Если бы действительно всем было бы нужно, большинство бы не забывало эту тему сразу после школы, наверное?
23.01.2013 22:34:11, Красно Солнышко
А если бы всем было не нужно, многие забывшие не писали бы неграмотно :)
24.01.2013 10:10:30, УникаЛьнаЯ
Судя по орфографии многочисленных сообщений, очень жалко, что забывают.
23.01.2013 22:40:49, Василиса из сказки
Воробей - это корень.
23.01.2013 21:59:40, Акелла
Это как вариант. В принципе, можно доказать, что мягкий знак, который сохраняется в ВОРОБЬИ, ВОРОБЬЯХ, уже заложен в мягком звуке Б. Тогда ЕЙ - действительно окончание.
23.01.2013 22:19:35, Василиса из сказки
Разбор слова по составу - не очень точная наука, особенно в спорных случаях))).
23.01.2013 22:29:19, Василиса из сказки
А почему этот вопрос спорный? Есть другой вариант?
23.01.2013 22:33:53, Акелла
Не убедило.
23.01.2013 22:43:56, Акелла
Если честно, не вижу смысла ломать голову над этим.
23.01.2013 22:51:10, Акелла
Для орфографии. Чтобы не писали "на Мадагаскари, в грамматики". Как ни странно, на сайте очень много ошибок встречается именно на склонение существительных. С воробьем вообще интересно, ИМХО, не самый удачный пример. Звук Й остается при любой форме этого слова, получается, что это вообще часть корня. А вот что такое Е тогда? Похоже на беглую гласную, мне кажется. Тогда получается, что нулевое окончание в именительном падеже.
23.01.2013 21:52:23, Василиса из сказки
Так окончание не по звукам, вроде. Окончание - это изменяемая часть слова в моем понимании - воробЕЙ, воробЬЯ, воробЬЮ
23.01.2013 22:03:12, Кетчуп
Не поняла про "не по звукам".
Да, корень всё-таки ВОРОБ ("воробушек"). Значит, -ЕЙ = окончание. Может, надо было в правиле написать: существительные, оканчивающиеся на согласную? 23.01.2013 22:11:12, Василиса из сказки
Да, корень всё-таки ВОРОБ ("воробушек"). Значит, -ЕЙ = окончание. Может, надо было в правиле написать: существительные, оканчивающиеся на согласную? 23.01.2013 22:11:12, Василиса из сказки
А третьеклассник читая такое правило и такой пример должен как разбираться?
23.01.2013 22:15:20, Красно Солнышко
Предполагаю, что третьекласснику учительница на уроке объясняет, что корень "воробей" :)
24.01.2013 09:03:49, УникаЛьнаЯ
А как учитель на уроке объясняет, что в учебнике, а так же во многих пособиях, выделено окончание "ей"? Вот, например: [ссылка-1]
24.01.2013 12:47:45, Красно Солнышко
У нас в языке много таких "спорных слов". Слово "воробей" не подходит ни к одному склонению. Но ближе всего - ко 2 склонению: во-первых, мужской род, во-вторых, при склонении ближе ко 2 склонению, (оно не изменяется, как существительное на - ИЕ, ИЙ и тд, а в ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ имеет окончание -Е, что говорит о том, что это существительное ближе ко второму склонению.
24.01.2013 00:22:09, Юффи
Я уже подумала и отредактировала. Думаю, так лучше.
"Существительные мужского, оканчивающиеся на согласную в Им.п.". 23.01.2013 22:17:06, Василиса из сказки
"Существительные мужского, оканчивающиеся на согласную в Им.п.". 23.01.2013 22:17:06, Василиса из сказки
Да если бы я вам не рассказывала, вы бы и не знали что там вообще написано :)
23.01.2013 22:43:22, Красно Солнышко
Ну не заглядываем в учебники:) Ребенок склонения уже определяет - ну что мне еще надо?
23.01.2013 22:45:05, Кетчуп
Определила - второе склонение, почему - говорит:" Мужской род.... ой, не знаю". Больше не буду приставать к ребенку с глупыми вопросами:)
24.01.2013 08:30:37, Кетчуп
Вот-вот.
А мне то хочется понимания.
Правда, мне сегодня одного объяснения хватило на все три склонения. Вполне уже определяет и объясняет. Будем дальше пока тренироваться. "Воробьем" я грузить пока не стала. Склонения объясняла по другому источнику, не по учебнику. 24.01.2013 12:50:34, Красно Солнышко
А мне то хочется понимания.
Правда, мне сегодня одного объяснения хватило на все три склонения. Вполне уже определяет и объясняет. Будем дальше пока тренироваться. "Воробьем" я грузить пока не стала. Склонения объясняла по другому источнику, не по учебнику. 24.01.2013 12:50:34, Красно Солнышко
А с чего ты взяла, что в школе грузили воробьем? То что он есть в учебнике совсем не значит что они его "брали".
24.01.2013 20:16:27, Кетчуп
А правило не задают наизусть выучить? Ты думаешь, у самого ребенка не может возникнуть тут вопросов?
24.01.2013 21:18:03, Красно Солнышко
Могут, но у моего не возникли. Маш, ты же тоже не знала что у тебя дочь проходила:) Вот и я не знаю - могу я хоть иногда отдохнуть:)? ну если у меня ребенок в принципе склонения определяет, то зачем я буду ее грузить воробьем?
24.01.2013 21:22:54, Кетчуп
"Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить". (с)
))) или ((((((( 23.01.2013 22:30:42, Василиса из сказки
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить". (с)
))) или ((((((( 23.01.2013 22:30:42, Василиса из сказки
Смысл в том чтобы писать без ошибок, врожденная грамотность далеко не у всех.
23.01.2013 21:45:58, Кетчуп
Пример можешь привести? Где могут сомнения возникнуть у тех, для кого русский родной?
23.01.2013 21:49:26, Красно Солнышко
так в окончаниях дети постоянно путают Е и И, мягкий знак опять же не ставят в 3 скл, а так выучивают и начинают делать намного меньше ошибок. Ну у меня так, по-крайней мере.
23.01.2013 22:01:56, Кетчуп
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?