Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Musenka

Обучение чтению

Это вопрос к тем, у кого дети умеют читать или в находятся в процессе обучения. Скажите, пожалуйста, КАК именно, по какой системе\методике учились (учатся)ваши дети? Поясню: я и раньше подозревала, что универсальной методики не существует, что нет такого способа, который бы подошел для всех детей. Я, например, лет с 2 делала попытки научить детя, пробовала разное (и Домана, и Зайцева, и просто в игре, как у Никитиных, пыталась ввести буквы-знаки)Толку - чуть. И вдруг сейчас, уже в "преклонном" возрасте, ребенок медленно, но верно "пошел". Причем, по самому обычному букварю и магнитным буквам. Вот и думаю: то ли просто я как-то неумело пробовала раньше, то ли действительно возраст готовности к обучению у всех разный (но как же тогда "после 3 уже поздно"?), то ли те системы действительно не подходили вот этому конкретному ребенку.
Только не надо писать "Зайцев - это классно", "Доман - это супер" - об этом я уже много читала и в общих чертах догадываюсь, что это хорошо. Меня интересует, если вы пробовали разные системы, все ли вам подошли, сразу ли "пошло", а если что-то не "пошло", то почему, по вашему мнению.
05.04.2005 10:31:09,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У меня двое. Обеих учила вполне традиционно: буквы, слоги, букварь (младшую по Жуковои, старшую - по старому советскому). Все просло легко. К 4 годам уже читали немного, к 5 - прилично. 07.04.2005 04:45:09, irina.
Умение читать невозможно сформировать за один день или, даже, за неделю. Процесс формирования этого умения можно сравнить с процессом роста растения: сначала его нужно посадить, затем заботливо ухаживать, создавать условия для его роста и только потом, когда оно будет ГОТОВО зацвести, оно ЗАЦВЕТЕТ. Всему свое время + терпение + любовь. Удачи! 06.04.2005 18:41:02, Марусяк Валерий
мы по букварю жуковой + магнитная азбука иет по моему легко 06.04.2005 15:57:21, баниласка
по Жуковой. идет на "ура", даже слишком.(ттчнс). ходит и клянчит "ну когда пойдем читать?". сыну 3,8. буквы знает с 1,10. самое феноменальное что младший (2 года) тоже начал читать не зная предварительно букв...сначала просто повторял, а теперь проверяем, он дейчствительна сам втихоря выучил много букв и читает!!!мы живем не в СНГ(но хотим возвращаться), поставили себе цель до сентября (идут в садик) уметь читать и пересказывать. очень верю. 06.04.2005 14:47:09, tash_ko
Я использовала все понемножку - карточки Домана, самодельные картонки со слогами, которые образуют слова, магнитную азбуку - быстро растерялась:), букварь Жуковой. Имхо, помогло все:). Не могу сказать, что сын освоил вот это - и сразу зачитал. Он как бы накапливал знания, а потом, тоже не сразу, стал читать. Долгое время он просто знал буквы и умел сложить их в слоги, но не читал. Потом постепенно пошло. Главное, создать среду - чтобы буквы и слова попадались всюду, чтобы ребенок видел читающих родителей, чтобы было много книг. Кстати, сын не очень любил слушать, когда ему читают - ни стихи, ни сказки. Помогло чтение перед сном - что ни сделаешь, лишь бы не спать подольше.:))) Появились любимые книги, дальше легче.:))
Да, еще можно заниматься "от противного" - не читать, а писать. Илья любит, чтобы я говорила слово, а он писал. Особенно его занимают всякие каверзы, типа - почему пишется машИна, ведь читается машЫна?:)
06.04.2005 11:43:09, Жозе
Привет, вот как раз сегодня купила букварь Жуковой, мне понравился. Бквы знает очень давно, по немногу учу складывать в слоги, пока не очень получается, но только недавно начали. Я не очень заставляю, мы больше занимаемся другим - рисуем гуашью, формы предметов изучаем и т.д. Планирую вообщем учить, но нажимать не хочу:), в 3.5г еще рановато, успеем:) 05.04.2005 23:50:34, Мама Марианна
Musenka
Буквы... Савка почти все буквы знал года в полтора - а толку? К 3-4 их накрепко забыл. Когда начали по Жуковой заниматься, в очередной (125, наверно, по счету раз!) принялись их учить... А вот в слоги складывать, сливать гласный и согласный только сейчас начал, но зато о-очень легко, видимо, действительно, раньше рановато было. А у вас-то вообще еще времени вагон, глядишь, и младший подтянется :) 06.04.2005 11:59:15, Musenka
Это точно про младшего, он везде носик сует:) 07.04.2005 10:29:55, Мама Марианна
irinad (мамин сын 4,7 г. и папина дочка 11 м.)
Мы по Зайцеву занимаемся, но нерегулярно, поэтому, имхо, и не идет:( Но в последнее время у нас как в анекдоте "чукча - не читатель, чукча - писатель!" : деть читать не особенно стремиться, но пишет с большим энтузиазмом, и пишет именно складами. Короче, сам дозрел! 05.04.2005 18:49:39, irinad (мамин сын 4,7 г. и папина дочка 11 м.)
Всему свое время. Когда девочке было два года у меня было много времени и я ей делала карточки со словами. Задачи научит читать не ставила. Для нее это была игра на запоменание. Запомнила она слов 30 и помнила пол года. Буквы она учила из книжек-азбук, которых было штук семь разных. В три и 8 хотела учить ее читать по букварю Жуковой, но Сашка сказала - не хочу. Тут же перестали. В пять она начала писать слова, при том, что ее никто не учил писать русские буквы, она их и пишет, как в книжках видела. И в пять и два сама взяла Жукову и начала читать слоги, а потом слова. Я только сидела и головой кивала, что правильно. 05.04.2005 17:58:35, ленка
Musenka
Интересно: у многих, здесь написавших, дети ЗАХОТЕЛИ и начали реально учиться читать после 5 - 5,2 лет. Мой вот тоже где-то в 5,5 сказал, что хочет научиться читать. Может быть, это действительно какой-то оптимальный возраст для обучения чтению? 05.04.2005 18:25:30, Musenka
Моя захотела в 3,3. Занимаемся по кубикам и по Жуковой.Но пока результаты зыбкие. 05.04.2005 20:36:55, Ёжик
я последнее время сама стала к этому склоняться. что дети хотят сами именно около пяти лет. итут смотрю и по окружению в жизни. 05.04.2005 19:44:35, mara
Штуша
Думаю, что у каждого ребенка свой срок, когда до него доходит, как читать. Тут главное, по-моему, чтобы просто дошло, а там уже ребенок будет сам учиться очень быстро. Методики можно применять разные... 05.04.2005 16:39:41, Штуша
Надюндель
мне всетаки кажется, что у каждого свой возраст. многие советуют начинать учить титать после 4 лет. мы знали буквы с года (большую часть алфавита). слова - мама, папа, баба, деда, Саша - читать конечно может, узнает их, но сейчас читает только слоги из 2 букв. все. дальше никак. но я мало занимаюсь.
а занимались мы - пытались по зайцеву - не пошло, по жуковой - нравится, но застряли на первых 10 страницах. решила что-то новенькое попробовать. наткнулась на "общий букварь". интересно. но опять же дальше слогов не идет. но в "общем букваре" предлагаются разные упражнения, типа "применяется упражнение в виде загадки, в котором вы говорите вслух слово с паузами между складами, а малыш угадывает и произносит это слово."
05.04.2005 16:00:01, Надюндель
Я учу по букварю Жуковой. Мне и ребенку нравится, все понятно и не сильно загружено. Хотя мой особых рвений к обученю чтению не проявляет (ему 5,5). 05.04.2005 15:05:54, Наська
Musenka
Мы тоже по Жуковой + буквы везде, где можно: магнитные на холодильнике и в комнате, мягкие - на стене в ванной. 05.04.2005 15:19:33, Musenka
Мой учится - и сейчас читает отдельные слова. Я очень бережно с этим обращаюсь, потому что для него это труд, и я боюсь отбить желание.

Удивительно следующее: пока я думала, Зайцев или не Зайцев,сразу слоги или нет, кубики покупать или нет, он с помощью эпизодически появлявшихся бабушек и временных нянь выучил все буквы и научился их складывать в слоги и слова. Причем я запретила его учить читать, ну а они, выходит, научили :))

Пытаясь ответить на ваш вопрос: обычная школьная методика пошла. Только мы не знаем названия букв, а сразу звуки ими обозначаемые: не МЭ, ПЭ, а [м],[п].

О методиках: я теперь еще раз во всем засомневалась.
Домана в этом вопросе я никогда не приветствовала, тк его метод разработан для английского, в котором слова гораздо короче и на каждое слово -свое правило чтения.

Зайцев, как филолог-русист,мне был более симпатичен, пока где-то я не вычитала, что ребенок должен сам сделать это открытие: как буквы соединяются в слоги. Пыталась копать дальше в этом направлении, но безуспешно. Думаю, что умение и понимание того, как из букв получаются слоги нужно, хотя может быть можно ввести его ПОСЛЕ слогов.(уж что точно не нужно, и в этом я согласна с Зайцевым, так это фонематический анализ, все эти раскладки "Ю" на /й+у/ и мягкость-твердость, и звонкость-глухость, а также разделение на гласные-согласные, которое к тому же еще и неверно! Это к навыку чтения никакого отношения не имеет. Я бы вообще убрала это из программы начальных классов, а лучше до старших отложила бы).

По поводу причин, почему у вас "не пошло" : скорее всего просто ребенку было НЕ НАДО. Возможно: неинтересно, не применимо на практике, были другие более важные занятия - можно назвать это внутренней готовностью. Я думаю, что если бы не странное рвение бабушек в этом вопрсе, мой до сих пор бы не знал ничего. Я как-то достаточно спокойно к этому отношусь. И английский мы по этой же причине до сих пор не учим. Вот такие мы серые :))

05.04.2005 14:56:44, Умп
Musenka
В Домане я тоже достаточно быстро разочаровалась не только из-за трудоемкости способа, а именно потому, что (во всяком случае когда это касается обучения чтению) действительно этот способ хорош для английского языка, где и правила чтения разные, и слова покороче, а главное - они НЕ МЕНЯЮТСЯ, т.е. падежные формы пишутся одинаково. А в русском придется делать 6 разных карточек (разные падежные окончания - суть разные слова) на каждое существительное, по куче- на каждое прилагательное и глагол. По Доману только наречия, предлоги, союзы, частицы и деепричастия русские учить хорошо :)
А Зайцев...Меня сильно смущало, когда я читала или слышала, что по этой методике можно научить ЛЮБОГО ребенка любого возраста, просто чем моложе ребенок, тем дольше надо заниматься, а 4-5-летним хватает нескольких занятий. А у меня никак... Про готовность-неготовность ребенка, про его желание или нежелание ничего нигде не упоминалось - всегда писалось, что ВСЕМ детям нравится, ВСЕ с удовольствием занимаются, у ВСЕХ рано или поздно получается. Вот я и подумала: может быть, дело во мне все-таки?
05.04.2005 15:32:51, Musenka
натренировать (звучит как "надрессировать" :) можно любого? главное -зачем.

У Зайцева, кстати, все тоже достаточно трудоемко. Система стройная, грамотная (одно "но" -может быть имеет смысл от букв к слогу, но я до сих пор не знаю). У меня не один вечер ушел, чтобы освоить классификацию и проч. Конечно, у самого Зайцева дети с удовольствием занимаются, потому что он давно отработал и отполировал свою методику. А мне, простой маме, хоть и не совсем серой, сложновато играючи все это преподнести. Поэтому я думаю лучше не мучаться, не тратить время, не копаться ни в методиках, ни в себе, тем более что ПОШЛО. Продолжать потихоньку и все.

вы же не ставите никаких рекордов :), а ребенку для развития похоже и так всего хватает.
05.04.2005 16:55:55, Умп
Штуша
А еще, вроде, по Зайцеву эффективнее заниматься в группе. 05.04.2005 18:32:11, Штуша
Musenka
Ага, я все хотела привлечь младшую, чтобы вроде "группа" была, но ей это вообще все фиолетово (как и братцу было в более младшем возрасте). Я даже думала, что, может быть, одна из причин того, что с Зайцевым "не сложилось" именно в том, что не в группе занимались. 05.04.2005 18:39:29, Musenka
Штуша
Мы как раз в группе занимались, правда, там были ровесники. Но до сих пор не знаю, научилась дочка читать благодаря занятиям, каким-то спонтанным нашим объяснениям или сама по себе. Или благодаря всему, вместе взятому :)) В принципе, зачитали не все. 05.04.2005 18:52:25, Штуша
Всему свое время!:))
Мы буквы выучили рано и случайно (в процессе игры и читая стишки про азбуку), потом пробовали слоги (здесь было главное правильно преподнести - обучить правильно произносить/воспринимать, не перезагружать - не забывайте, что для ребенка это великий труд!) - схватил кроме но, ра, ми и т.д. - ан, ол, и тра, ано, кра... Пока было интересно (новое же занятие) - занимались, потом отошли; через года пол сам взял книжку ("Практическое пособие по обучению чтения детей") и читал все слоги и слова с удовольствием и уже без большого напряжения. Нравилось ему. Потом отошли от этого, и вот исполнилось нам пять - захотелось ему, чтобы я почитала Носова, хотя знает его назубок ("Живая шляпа", "Саша", "Затейники"... ), и недождавшись меня, сам начал. Я сначала думала, что он балуется - по слогам выученные слова проговариает, знаю же, что носовские рассказы слово в слово воспроизводит. Ан-нет. Сидит - читат, осознанно. Пол-страницы прочёл! И кааак ему понравилось и не верилось, что он смог сам себе сказку читать! Такие дела:))

В общем, абсолютно уверена, что всему свое время, и всему свои способности;)) Если хочет получать информацию - давать её, не перегружая, и не требуя. Дано ему читать к первому классу - здорово, нет - в школе научат!

Про системы я слыхом слыхивала, но не применяла специально. Не считаю их чем-то универсальным и супернужным. Если интересно матери заниматься ребенком, она найдет чем и как.
05.04.2005 11:43:33, Рикка
про методики не скажу. пробовала лет с 2х уквы учить. в 2,5 где-то сын знал все, хотя говорил плохо. с неполных 4х - ходим на чтение (вкупе с др занятиями. там снова учим буквы. есть много компьютерных игрушек на буквы... сыну 4,5 - читать не может и не видать сдвигов воообще. :((( зато ловко выучился считать :))) 05.04.2005 11:19:42, mara
Я вам вряд ли что скажу про методики - не сильна в них, но детенка пыталась учить буквам и читать с 3 лет. С тем же результатом, что и вы (у нас дети почти ровесники - мой ноябрьский). А сейчас пошло. Да как - ребенок схватывает все на лету, читает букварь - я уже практически в это не верила. Научился практически за 1 месяц. Мои родители мне говорят, что пришло время. Еще я читала где-то, что у мальчиков часто бывает, когда они сначала накапливают информацию, а потом выдают одномоментно все, чем их "напичкали". А почему после 3-х поздно? 05.04.2005 11:10:15, Ольга Ч
Musenka
"После трех уже поздно" - это книга Масару Ибуки, японского педагога (у нас бы сказали педагога-новатора). Он ратует за раннее развитие и обучение детей (разносторонее, надо сказать - он трехлеток на скрипке играть учит, например)
А насчет накапливает - это точно, только не знаю,характерно ли это только для мальчиков. Мой очень долго говорил всего три слова "мама", "папа" и "кака", но я видела и знала, что все понимает, а однажды вдруг в лифте открыл рот и произнес: "В лифте стенки грязные, поэтому папа сказал, что прислоняться нельзя" - это после "мама-папа-кака"! Я чуть не упала в этом же лифте.
Вот и с чтением та же фигня - ничего-ничего-совсем ничего... и вдруг за 2 недели - начал читать (про качество молчу, но для меня это такое же чудо, как когда он начал говорить)
05.04.2005 11:21:27, Musenka


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!