Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Ребенок и право выбора.

Мне интересно, многие ли родители позволяют и постоянно провоцируют ребенка на самостоятельное совершение выбора. И у тех, кто старается именно так воспитывать детей, хочу спросить - а ребенок не устает постоянно выбирать и решать "сам" (в ковычках, потому что подразумевается, что родители способствуют правильному выбору, но не настаивают, оставляя решение за ребенком)?

Дело в том, что я проводила такую политику некоторое время, потом моя дочь устала выбирать. Она просто стала требовать, чтобы решения принимала я, но я ее понимаю, мне и самой частенько хочется, чтобы что-то за меня решили другие, постоянная ответственность за себя, это же колоссальная нагрузка на психику! Как Вы справляетесь?
04.05.2000 17:06:40,

25 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Nu da, a u nas doma kak tol"ko ia nachinaiu chto nibud" predlagat" dochke, na menia nabrasivaiut"sia vse: (papa i dedushka chashe vsego): "Chto to sprashivaesh", dai ei i vse". S nimi-to chto delat"? 12.05.2000 08:33:06, natasha
Очень часто "выбор" можно использовать как средство воспитания и избежания конфликтов с детьми. Вместо "Кушай суп!", можно спросить:"Ты хочешь суп или бутерброд?" или "Ты скушаешь суп сейчас или позже?" и т. п. 08.05.2000 03:13:27, НаташаВ
Интересный пример,. а что, бывают дети которые ответят "суп" (вместо бутерброд). А еще лучше - выбор: суп или конфеты. Угадайте, что ребенок (обычный) выберет? :) 10.05.2000 14:43:21, Ольга Г.
Кстати, вспомнила, как на Новый год совершенно обалдевшие от елок, подарков, гостей и конфет дети запросили супа на второй или третий день праздников. А уж жареной картошки просят точно чаще, чем конфет. А дочка (три года), когда с работы звоню, спрашиваю ее:"Тебе что-нибудь нужно купить?", постоянно мне отвечает:"Мне чего-нибудь сладенького, ну, например, сладенького перчика". 12.05.2000 11:01:08, Kenga
Ну, это я просто пример привела. Замените суп и бутерброд на любое другое блюдо или занятие. Если с еждой проблемы, применяйте в других ситуациях. Некоторые дети затрудняются с выбором из большого количества предложенного. Вам, родителям, решать подойдет ли эта родительская хитрость для Вас. 12.05.2000 07:51:14, НаташаВ
Мой быстро научился говорить "ни то, ни другое" Ж:)
Выбор в еде предлагаю почти всегда, или заранее интересуюсь, что бы он хотел съесть. Если что не по нему, немедленно предлагается альтернативный вариант, который по душе ему (но не всегда нравится мне). Приходится настаивать...
10.05.2000 17:21:03, Мамочка А
Право выбора-несколько случаев из жизни. На экзамене в муз.школу нужно было спеть песенку и рассказать короткий стишок- именно так мы и сообщили об этом дочке(было 4,5 ).Спрсили:"Споешь,расскажешь?" Получили утвердительный ответ и на этом подготовку к экзамену завершили(конечно заданий было больше,но эти были обязательными).Дама успешно сдала экзамен,сейчас уже заканчивает 5-й класс.Про нее же.Зимой, по собствееному желанию ,записалась в секцию бадминтона . Мы одобрили. После весенних каникул заявила ,что больше ходить не будет.На вопрос "почему?"-ответ -"не хочу".Мы настояли и после тренировки получили любопытное высказывание:"Вот,скажи ,папа, что это такое? Когда я дома мне на тренировку не хочется,а когда прихожу туда -нравится и уходить не хочется. Может быть это лень?".Правды ради ,скажу что мы договорились ,что доходит она до конца года,а там видно будет. В те же весенние каникулы стала ходить в живой уголок.Мы опять же с вопросом :"Когда ты все успеешь?" Она что то там подсчитала и сказала :"Успеваю по пятницам и по вторникам на пол-часа перед ИЗО". Через какое-то время в музыкалке сменилось расписание и наш ребенок принял решение-Ходить не буду т.к. пятница отпала,а ходить по пол-часа в неделю не имеет смысла. Даме 9,5 лет. 06.05.2000 13:44:08, Елена
Яся, то, о чем Вы спрашиваете (о реализации права ребенка на выбор в течение долгого времени), существует в нашей семье уже 15 лет (сыну 16). И я очень рада, что мы пошли по этому пути, иначе трудно себе было бы представить, как сложились бы НАШИ отношения сейчас, в период его бурного вхождения во взрослую жизнь.
Я внимательно читаю (когда есть время) вашу дискуссию, во многом согласна с Марией Д., но есть некоторая "поворотная точка", в которой наши взгляды существенно расходятся. И, как Вы догадываетесь, это касается именно ресурсного обеспечения права выбора (то есть, НЕ отдавая в школу, мы намеренно этот выбор ограничиваем вместо того, чтобы УЧИТЬ, поправлять ребенка во время его взаимодействия с миром.)
Мне, как человеку, ПРОШЕДШЕМУ путь становления личности ребенка, гораздо виднее те плюсы и минусы подобного воспитания; как специалисту, мне понятнее, ПОЧЕМУ все происходило так или иначе.
Смею Вас уверить, что этот путь (стиль взаимоотношений с ребенком и отношения к ребенку)- не самый плохой. Во всяком случае, анализируя окружающую действительность, те семьи, с которыми мне приходилось сталкиваться и тех родителей, с которыми мы "вытаскивали" их детей из оч-чень больших проблем, - я пришла к выводу, что предоставление выбора ребенку с САМЫХ ранних лет - это наилучшая возможность практически безболезненно социализировать его. Чем позже это происходит, тем сложнее РОДИТЕЛЯМ, а не детям.
Давать советы - дело бессмысленное. Поэтому ограничусь лишь выражением собственного мнения на этот счет и в качестве аргумента - лишь СОБСТВЕННЫМ опытом.
06.05.2000 03:39:59, Ирина
[пусто] 04.05.2000 23:26:06
А как Вы реализуете эти весьма похвальные установки на практике? Пожалуйста, побольше примеров, если можно. 05.05.2000 05:19:25, Ann
А о чем именно примеры? А то тяжело придумать, это как вопрос американцев: "А скажи что-нибудь по-русски", сразу ступор наступает :-)

Ну один пример, про различение прав и обязанностей - слежу за языком (своим :-)). То есть стараюсь очень осторожно обращаться с "сильными" словами - надо, должен, приходится, нельзя. Не говорю: "Мне надо сейчас пойти в магазин", а - "Мне очень хочется сейчас пойти в магазин, потому что еды осталось мало, а голодать я мы не любим." Всегда с объяснением причин... Или с вопросом: "А вот у нас такая проблема, продукты кончились, что делать будем?"
05.05.2000 06:18:55, Мария Д.
Jan
:))) мария, вот видите - не только я жду от вас конкретных примеров. т.е. человек, в принципе, ваши установки понимает, но как они на практике реализуются - непонятно.

а с магазином - здорово. не то что я: сына, я в магазин, скоро приду. и все. ;)
05.05.2000 19:27:36, Jan
К величайшему сожалению, я беру вопросы из своей жизни, как-то у меня все получается кривенько, зато вопросов - завались! :)) Ерунда получается - ребенок не всегда чувствует, что есть его право, а что обязанность. И воспринимает права как обязанности, а советы - как руководство к действию, а еще бывает, ну, грубо говоря "Мама, я надену желтую кофту?" - "Как хочешь, но там тепло, можешь надеть красную или синюю" - ревет и надевает синюю, "Что ж ты ревешь?" - "Ты мне запретила желтую надеть". Хоть стой, хоть падай. Человек ХОЧЕТ запретов. Теоретически - ясно, если нет запретов, ребенок не чувствует себя в безопасности, практически - хочет гораздо больше запретов, чем я реально могу предоставить или в тех областях, где их и быть не может, но в тех случаях, когда и правда НЕЛЬЗЯ - старается переломить, из кожи вон лезет, но сделает по-своему, точнее не сделает нельзя так нельзя, стараюсь соблюдать жесткость, но доведет меня до белого каления. Может быть возраст такой... Хотя, когда у них другой-то? 05.05.2000 02:08:32, Яся
На мой взгляд,в вашей ситуации есть два основных пункта. 1)Ваша девочка боится своим решением Вас расстроить и поэтому старается переложить все спорные вопросы на Вас.У меня так часто бывает с младшей-заглядывает в лицо,словно пытается увидеть ,что именно я хочу от нее услышать. 2)Надо как-то точнее выражать свои требования/предложения ребенку,что бы не возникало двусмысленности.Например, ваш пример про кофты.Первая часть фразы"Как хочешь" преполагает,что можно надеть все что угодно,следующими словами"но,там тепло ,можешь надеть красную или синюю" Вы отменяете первую часть и выдвигаете новые требования ,которые не нравятся девочке.Получается как бы иллюзия "права выбора". 08.05.2000 12:45:36, Елена
Ната
Я,обычно,предлагаю выбирать из 2-х возможных.Для вашего примера это выглядит так:"На улице тепло,ты какую кофту наденешь - красную или синюю?",т.е.заранее даю какие-то ограничения. 05.05.2000 11:47:13, Ната
У нас это не работает с 4 лет :((. Она знает этот прием, и со словами "Нееет, погоди..." несет мне ВСЕ из шкафа, чтобы я выбрала что-то, но если это что-то ее устроит. Я вообще подозреваю, что она точно знает, что ей бы хотелось надеть, но хочет, чтобы я ей "приказала" надеть именно это. Бардак, короче. 05.05.2000 17:21:34, Яся
[пусто] 06.05.2000 02:54:39
У меня муж психотерапевт. Про ролевые игры наша дочь знает все. :(( :)) 06.05.2000 03:05:52, Яся
[пусто] 06.05.2000 06:14:53
Эта проконсультирует :))) 06.05.2000 16:11:56, яся
Яся, сложно судить в этом случае.
В маркетинге есть такое понятие, как ограничение выбора, для этого и нужны консультанты, они ограничичавают выбор, помогая человеку найти из большого много для очень мало, отсекая ненужные с их точки зрения вещи, используя возможные знания или желания клиента, потому что как выяснилось опытным путем, человек настолько теряется, когда выбор широк, что может просто уйти, ничего не купив.
Но в указанном вами случае она в принципе выбор сделала, только спросила у вас, значит надо было сказать - хорошо, одень желтую, вспотела бы - не страшно ,если недалеко от дома, пришли и переоделись в синее или красное. Ограничивайте выбор, ничего не приказывая, а просто ничего не предлагая... :)
05.05.2000 21:26:18, Шин
Спасибо, похоже это и правда пока единственное решение. :)) 06.05.2000 02:03:04, Яся
Ясь, а какой возраст? Нам 5, и все тоже самое. Когда какая-то ерунда, спрашивается как в детском саду, а когда что-то серьезное - из кожи вон лезет, чтобы сделать наоборот, по своему. Насчет возможности выбора я частенько предоставляю его, даже слишком. Иногда говорю дочке: или, или, но сама при этом понимаю, что мала она еще, этот вопрос я бы сама должна решить, а ей представить в готовом виде. Сейчас приходит на ум проблема выбора занятий. На деле я спрашиваю ее, хочет ли она этим заниматься, но по своему опыту знаю, что в 5 - 6 лет ребенок не может полностью отвечать за сделанный выбор. Так было со мной. В 6 лет на детской площадке мама познакомилась с учительницей музыки, оторвала меня от качелей и задала простой вопрос: хочешь заниматься музыкой, я конечно ответила "да", т.к. во-первых, не привыкла родителям вообще отвечать "нет" (в отличие от своей собственной дочери), во-вторых, чтобы побыстрее вернуться на качели. И потом мама с бабушкой все 10 лет учебы в музыкальной школе (в общем-то потерянное время) на все мои недовольства тыкали мне этим "ты же сама захотела". 05.05.2000 10:27:11, Ольга Г.
Да, 6 лет... а началось около пяти. Может быть нормально и пройдет? Я пока пытаюсь выстроить какую-то систему, вроде того, что догадываюсь, что она захочет, а потом выставляю это как требование. Обманываю, типа :)). С занятиями у нас тоже проблема, музыка вот, отдельная тема, надо-не надо. Она-то все хочет, но это такие дороги... И я в музыке полный профан, не смогу помочь, если надо. Ох. 05.05.2000 17:18:30, Яся
У меня получилось наоборот: в 6 лет меня начали учить музыке, не спросив, а в 8 спросили, хочу ли учиться. Мне было немножко лень заниматься ( хотя играть пьессы нравилось), и я радостно сказала:"нет". Занятия прекратились. А через год я так начала жалеть, и в музыкальныю уже не пошла, начинать-то надо было снова. Просто надо перепроверять правильность выбора ребенка. У меня старшая дочь начала учиться музыке с удовольствием, а младшая наотрез отказалась. А сейчас смотрю, пытается сама что-то играть, возможно, через некоторое время захочет. Значит, ее выбор станет другим 05.05.2000 10:44:34, Марина К


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!