Раздел: Полезная литература

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

О рисовани, худ.школе и другом. Отрывок.

Годы самостоятельного освоения мира через скульптуру были самыми счастливыми в моей жизни.

Они кончились с началом профессионального обучения. В восьмом классе я попала в художественную школу. Первым уроком была скульптура. Лепили череп. Надо было сделать такой, как стоял на станке в центре класса. И не перелепливать, а прочувствовать форму и передать ее конструктивно.

Ничего этого я не понимала. Да и череп был настолько противный, мысль о том, что в каждом из нас, под кожей, "холится эта костлявая штуковина, отравляла всякое желание лепить.

Как я мечтала учиться! А тут — череп. Делать нечего — надо набирать глину. Едва сколотила форму - чья-то рука отпихивает меня от станка.

— Не так делаешь, отойди, покажу.

Чужие руки быстро переделали все, что я слепила. Чужие уста произнесли тираду о том, что лепить надо не по поверхности, а конструктивно.

Я принялась лепить конструктивно, но тут меня снова оттолкнули.

— Ближе к натуре, не выдумывай из головы. Это на композиции сочиняй что хочешь, а здесь надо делать копию.

На композиции посочинять не удалось. Оказывается, главное в скульптуре — цельность, не должно быть ни одной неоправдан­ной дыры. Компонуйте фигуры так, чтобы они не смотрелись разобщенно, избегайте композиции из большого числа фигур. Цельней, цельней, цельней, обобщенней, обобщенней, обобщен­ней!

А моим идеалом были музейные макеты, где все было как настоящее, только уменьшенное, как мир, когда на него смотришь через перевернутый бинокль.

— Научишься делать правильно, потом делай как хочешь. Самое опасное — манера, с манерой надо бороться.

Два года борьбы с манерой принесли желаемый успех. Обнаженная фигура, раздраконенная на объемы, крепко стояла на ногах. Невыразительно, но верно. Скоро-скоро, через каких-ни­будь пять лет, после окончания академии, я начну делать свое.

До сих пор не начала. Верно, потеряла свое по дороге или его не было, ничего не было, кроме химеры-манеры? Работа с детьми постепенно возрождает во мне то «свое», что уже казалось полностью утраченным. И это не возвращение к пройденному этапу, а осознанное движение в глубь себя, к истокам.

Родители не отдавали меня в художественную школу. В нее я поступила по собственному желанию. Они относились к моему творчеству, как естественному и единственному возможному способу проживания жизни. Многое из того, что я делала, им нравилось, и они радовались за меня, что-то не нравилось, и они как-то очень деликатно умели сказать об этом. Они мне не мешали.

Только с возрастом я поняла, какое это искусство — уметь не мешать. Не навязывать ребенку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными.

Е. Макарова
13.09.2001 21:58:58,

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Наверное, дело в учителе. Я знала одну необыкновенную художницу. Была выставка рисунков первоклассников. Каждый рисовал в своей манере, можно было угадать, не глядя на подписи, и картины были замечательные.
Сама сейчас в нерешительности - отдавать ли ребенка в худшколу. Очень уж он у меня Кот Который Сам по Себе. Во всем - свой путь и способ, даже если неудачный.
14.09.2001 18:51:19, Сонечка
Шин
тоже офф
дочка рисует сама - на кафеле в кухне (заодно на полу, на себе, стуле), я никак не вмешиваюсь в процесс, просто убираю потом и мою. иногда она рисует на листах, но редко.
стоит ли вообще что-то показывать, как карски смешиваются ,какие цвета получаются? просто у меня все так получается - на самотек.
14.09.2001 03:52:07, Шин
=СветА™=
Может ОФФ.Дочка года в два накалякала кругами , аж бумагу порвала.
смотрит и коментирует:"Это овечка.Только был сильный ветер и ей сдуло шкурку."
Потом поглядела повнимательней, нахмурила бровки и грустно так сказала " и ручки и ножки тоже..."
И заплакала..
13.09.2001 23:27:21, =СветА™=
У меня тоже подрастает рисовальщик. Тема для меня актуальная. НЕ знаю, стоит ли в ближайшее время отдавать ее в школу.
Она иногда просит именно технической помощи. А я не могу ей ничем помочь :-(
13.09.2001 23:45:19, Бада
Как хорошо написано, именно от души, из опыта личных переживаний (о чем забыли многие, взявшиеся обучать детей НАВЫКАМ).
А теперь послушайте мнение художника:
"Считается, что все дети талантливы. Так ли это? Вполне возможно, но мне кажется, важнее, чтобы ребенок развился, учился новому, умел решать поставленные перед ним задачи. Работа по заданиям, как ни странно, делает его более свободным, чем сочинения на вольную тему, сводящиеся к одинаковым образам принцесс, домиков и машинок..."
У кого какие мнения?
13.09.2001 22:13:00, Элла Прокофьева
Думаю, все хорошо в меру. Работа "по заданиям", при правильной постановке дела,конечно, только активизирует фантазию ребенка и выводит его из привычных ему рамок. А чередование со свободной темой, мне кажется, даст очень хорошие результаты. Необходимы и занятия для приобретения навыков,но,ИМХО,в очень ограниченном объеме,чтобы не отбить у ребенка способность думать и фантазировать.Да и в эти занятия можно внести творческое начало. Скажем,вместо упомянутой лепки черепа можно было бы сначала объяснить детям строение черепа,лицевых мышц, соответствие черепа и лица, и дать задание слепить по тому же черепу голову. При этом ошибками считать только анатомические несоответствия. А потом - то же самое, но в виде гротеска.
И еще,на мой взгляд, нельзя за ребенка ничего исправлять и переделывать.Просто подойти и тактично указать ошибки (но это только на занятиях по развитию навыков).
14.09.2001 04:38:36, Artemis
=СветА™=
Согласна с Эллиной цитатой.
Самые интересные и живые детские работы получаются именно на "заданную тему".А самые скучные, как правило, на тему свободную.
В рамках задания ребенку гораздо легче творить, а рисунок на свободную тему часто ставит ребенка, даже отменного фантазера в тупик "А что рисовать?".Ну и рисует, что "умеет", что как ему кажется у него хорошо получается.

Но в этом есть и другая сторона медали.Педагог, невольно навязывает детям свой стиль и свое видение мира.Я просмотрела безумное количество детских выставок и легко могу отличить работы детей одного педагога, от работ других детей.
Ну, как ослиные уши, рука учителя всюду вылазит...А рисунки на вольную тему от взрослого влияния свободны.ИМХО.
13.09.2001 23:19:38, =СветА™=
Согласна и с цитатотой приведенной Бадой и вами. Просто каждому возрасту - свой уровень знаний, мастерства, техники и прочего. С одной стороны имея детское видение и непосредсвенность - нетхники чтобы быть свободным в выражении и воплощении своих идей, затей, фантазий. И эбатываешь - академичностью, завоевываешь, если можно так сказать. Но, здесь может появиться проблема - есть техника, но не
т прежнего, твоего, непосредсдтвенного видения. И тогда моно стать посредственностью, с хорошей техникой.

ИМХО, проблема детского рисунка, да и не
только детского (я имею ввиду серьезное обучение) - не в том, чтобы сохранить детский талант или научить технике. А в том, чтобы был баланс. Мера вот высший дар Богов.

p.s. а скульптуру я тихо ненавидела. Не любила ее, это точно.
13.09.2001 22:28:55, Пластилиновая ворона
Моего мнения тут пока нет:) Я привела цитату из книжки Марии Дрезниной... 13.09.2001 22:36:05, Элла Прокофьева
Я имела в виду цитатой привиденной Бадой и вашей цитатой :)) 13.09.2001 22:38:43, Пластилиновая ворона
Ясно:) Я просто неправильно Вас поняла:) 14.09.2001 09:41:50, Элла Прокофьева
Элла, после Вашей школы, какого Вы ожидаете ответа? :) А если серьёзно, я считаю так: если хочешь просто развить творческое начало в своём ребёнке, то путь "работы по заданиям" - точно не подходит. Если уже прослеживаются действительно незаурядные способности, то стОит поискать учителя. 13.09.2001 22:25:16, Клавка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!