Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Резюме по капризам и истерикам

Итак, сказано достаточно для того, чтобы можно было подвести итоги темы. Заранее прошу прощения у тех, кому не отвечу внизу (я имею в виду дискуссию, а не консультации по конкретным вопросам детской психологии).
Проблема непонимания родителями причин детских капризов и истерик имеет гораздо более глубокие психологические корни, чем может показаться на первый взгляд.
Во-первых, это обстановка, в которой воспитывались сами родители ребенка.
Во-вторых, отсутствие воображения как способности выйти за рамки собственных ощущений, поставить себя на место ребенка и посмотреть на ситуацию со стороны.
Каким же образом можно преодолеть преграды, отделяющие мать от ее ребенка, мешающие ей понять то, что он чувствует и ощущает, прожив ситацию, предшествующую наступлению истерики вместе с ним, а не по отдельности, и таким образом предотвратив ее?
Первый шажок (очень маленький, но шажок) мы сделали на семинаре. После психологической игры, целью которой было побыть немножко на месте ребенка, я сделала небольшое сообщение о роли со-действия, со-чувствия, со-переживания, со-игры в преодолении травмирующей и мать, и ребенка ситуации, и о роли слова, отделенного от действия.
Затем у Вас была возможность прочитать мою лекцию о причинах детских капризов и истерик.
Затем было самое трудное... Об этом писать бессмысленно - это было вчера.
Нужно было показать, что такое слово, отделенное от со-действия, со-чувствия, со-переживания, со-игры.
Я произнесла слова, которые вызвали во многих бурю негодования.
А теперь давайте попытаемся выйти за рамки собственных ощущений, вызванных словами друг друга, поставим себя на место того, кто, как нам кажется, не захотел нас понять (это то, чего не может сделать двухлетний малыш, но может сделать его мама), и попробуем увидеть ситуацию со стороны.
Я сказала что-то, чего Вы от меня не ожидали, не желали ожидать, и совсем вам это не понравилось. Но я упорствовала, опираясь только на СЛОВА, отделенные от со-действия, со-чувствия, со-переживания, со-игры. То есть, мы переживали ситуацию, каждый по отдельности.
Вы обиделись, потом топнули на меня ножкой, потом закричали, что я плохая, потом начали обзываться:) (а ведь каждому из негодующих уже гораздо больше двух лет) ....... а теперь поняли, все-таки, в чем причина детских капризов и истерик?
И последнее. Эта тема оказалась очень трудной не только для восприятия участников нашей Конференции, серьезное сопротивление тому, чтобы попытаться сойти с родительской позиции и даже иногда, в игре, поменяться с ребенком ролями оказывают многие родители детей, склонных к истерикам. Но самая главная причина - это погруженность многих родителей в мир собственных переживаний.



05.01.2001 11:20:40,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Все понятно, про становление родителей на место ребенка. Но такое ощущение фальшивости...
Я, лично, просто настолько всегда доверяла вашему мнению, что даже мысли у меня не возникло, что это игра. А первой реакцией на евроремонт была мысль о том, что родители специально прибрались перед Вашим приходом. В общем, неприятно. Ладно, мне понятно, что ребенку лучше не врать, хотя и раньше было ясно и в психологические игры без его ведома с ним не играть: доверие легко теряется... И еще, наверное, все-таки у ребенка его легче восстановить, чем у взрослых...
06.01.2001 13:08:02, Nute
А я так и не поняла, почему всех так задело. Мне, например, интерсно бывает посмотреть на свою реакцию в таких ситуациях. Когда выясняется, что тебя втянули в некую дискуссию по выдуманной проблеме, легко становится увидеть свои мысли со стороны.
Надо только не бояться "потерять лицо" или выглядеть смешно.
09.01.2001 00:58:38, Маша Н.
[пусто] 05.01.2001 22:26:34
Мария Д. Куда же Вы? Элла - только по выходным, Вы и вовсе, как Мери Поппинс, по-английски? Это реакция на предыдущее сообщение, или... Лично я буду ждать попутного ветра. Спасибо Вам. Возвращайтесь!!! 06.01.2001 02:33:41, Alice
Баба Нюра
У меня был период, по которому я теперь «меряю» своё состояние. Когда дочке был год и семь месяцев мы втроём (я, она и моя мама) поехали на месяц в Краснодар. Достало меня московское лето и цены на фрукты-ягоды.:)) Это был самый светлый и спокойный период. Не было необходимости совмещать роль мамы и жены, мамы и снохи, мамы и ... как бы это... работающей мамы. Всё вдруг стало просто и светло. Не надо было соответствовать ничьим ожиданиям. Я успокоилась, у ребёнка прошёл диатез, все налопались черешни-клубники-малины и назагорались на год вперёд. Я «поймала» это своё состояние и теперь стремлюсь всячески его поддерживать. Да, приходится переключаться, и рычажок иногда заедает, но это не смертельно. Зато я в какой-то момент поняла, что совмещать роли мамы и жены совсем не обязательно ;). В критические моменты неплохо сыграть во всеобщую маму. Хотя не без внутреннего заунывного скрипа. Так и хочется иногда дать благоверному пинка и заорать что-то вроде: «Я готовилась стать мамой одного ребёнка! Кто навязал мне этого подростка-переростка?!!». Зато с тех пор во мне глубоко угнездилась уверенность в том, что моего ребёнка можно только ДОВЕСТИ до истерики. Сознательно. И у нас последняя коротенькая волна «раздрая» пришлась ровно на очередной послепрививочный период. Близка к истерике была я сама ;).

Мысли о причине детских истерик как некоей разобщённости мамы и ребёнка тут высказывались разными людьми. С завидной регулярностью. Добавить нечего.

О семинаре. Я всегда стремлюсь залезть за театральный занавес. Чем и занималась бОльшую часть семинара. То есть абсолютно честно решала свои «проблемы».

О евроремонте. Знаете, по-моему любая задачка всегда решается «в предположениях». Вот, например, когда Мария Д. говорит о пользе грудного вскармливания, она по умолчанию предполагает, что в материнском молоке таки содержатся всякие эти полезности. И когда некие психологи говорят о вреде длительного грудного вскармливания, они тоже имеют какие-то свои собственные предположения. Как им кажется, априорные. И посему неозвучиваемые. Какова была моя лично-собственная подробная реакция на опус об интерьере? В нём не было затронуто напрямую никаких моих болевых точек. Я начала отвлечённо строить модель ситуации, в которой я среагировала бы таким же образом. Построила. Ощутила, что мало того, что основное для меня в подобном рассказе осталось как бы за кадром. Я вдруг твёрдо поняла, что надо быть клинической идиоткой, чтобы такую правду о себе поместить в «глобальную сеть». Да ещё в таком виде. Всё. Решать задачу в таком предположении я не согласна. Именно поэтому я пыталась вывернуться из вопроса о говорении правды ближнему своему. Вопрос, поставленный без привязки к «евроремонту», звучал бы для меня несколько по-другому. Хотя об обучении ребёнка дипломатичности говорила, как на духу.
05.01.2001 15:22:40, Баба Нюра
Причина-в конфликте интересов? Интересов взрослых и детей, их желаний?

Игра меня особенно не тронула, не задела и не разобщила. Дискуссия о причинах тоже. Мне хватило моего понимания, что это игра и у всех есть свои правила. Игра-одно, а знакомые по 7е и интересные люди-другое. Мне кажется, что ребенку нужно привить возможность отличать игру от действительности. Да, у него другое мышление и ему хочется катать машинки по прозрачному стеклянному столику. И не хочется видеть, что колеса царапают стекло. А бабушка видит царапины на любимом столике, видит, что прямые запреты катать по нему машинки и объяснения почему это не надо делать остаются без внимания. А мама в такой ситуации остается крайней и рискует получить невроз от попытки примирить воюющие стороны и выслушивает все, что бабушка думает о методах воспитания ребенка.

Можно сбить каприз переключив ребенка на что-то другое и втянув в игру. НО. В реальной жизни мир прогибаться под ребенка не будет. Что лучше? Учиться манипулировать другими в своих интересах или следовать их правилам. Или и то и другое, искать компромисы? Или закрывать ушки и делать что хочется не смотря на других?

Для себя я делаю вывод, что капризы-результат того, что есть 2 правды и каждый тянет одеяло на себя и они неизбежны пусть не в семье, так в школе, детском саду или с родственниками.

Оговорюсь, что мои рассуждения действительны для 5-летнего упрямого ребенка. К 1-2-3-леткам мир настроен мягче и признает возможность поиграть и посюсюкаться с ними.
05.01.2001 12:27:32, Бреке Ке
Думаю, что большинство из нас в детстве учили отличать игру от реальности - в результате большинство из нас не отличает игру от реальности.
Отличать игру от реальности ребенок учится, играя, а основой этого процесса является хорошо развитое (не "подавленное" логикой взрослых - когда ребенок может играть только по правилам, установленным взрослыми) воображение.
Процесс принятия мнимости ситуации игры - достаточно протяженный во времени (основные его закономерности описаны в моей статье "Психология режиссерской игры") и заканчивается к 6-7 годам, когда ребенок становится психологически готов к школе (если ему не помешали).
К сожалению, взрослым свойственно навязывать ребенку ритм собственной психической и физической жизни. Большинство детей живет в ритме, не соответствующем их собственным био-психическим часам. Если ребенок два часа переливает воду из одной кастрюли в другую, то зачем-то ему это надо. Однако многих мам беспокоит, не является ли это признаком отставания в развитии, и они ведут его на кучу развивающих занятий, не имеющих для его будущей взрослой жизни большого значения. В результате наши малыши заученно повторяют слова взрослых и...не могут отличить игру от реальности. "Как бы", "понарошку" для них не существует, все очень важно, серьезно, и любая, самая мелочная, обида превращается в катастрофу.

05.01.2001 14:07:10, Элла Прокофьева
Вот! Элла, а если учить капризам играя в капризы? Мама-зайчик не хочет есть полезный мед а сын-мишка должен накормить заболевшего зайку. Будет ли это тренингом? Если проигрывать 10, 100 конфликтных ситуаций за разные персонажи не легче ли будет найти выход из стихийного конфликта? Если не переключать на игру (не всегда это возможно), а подготавливать почву для понимания разных точек зрения?

Или это бред слишком логичной мамы?
05.01.2001 14:17:38, Бреке Ке
Мне кажется, истерики вообще неизбежны - пока ребенок не научится понимать и принимать логику взрослых и верить в справедливость их требований (что плохо портить стеклянный столик, даже если машинка замечательно по нему ездит). До сих пор, несмотря на все достижения педагогики, ВОСПИТАННЫМ считается ребенок, умеющий повиноваться взрослым. Разве нет?
Лично я не всегда представляю, как провести эту самую "со-игру" - когда моя дочь визжит, требуя шоколадку, от которой у нее диатез.
05.01.2001 13:45:41, Анна Глухова
Знаете, у меня с младшим ребенком проблем вообще нет. Пока, по крайней мере. Хотя он отнюдь не ангел :). Просто у меня есть старший - непростой, очень непростой... И когда младший начинает чего-нибудь активно хотеть - я РАДУЮСЬ. Радуюсь тому, что он открыто говорит о том, чего хочет или не хочет. Радуюсь тому, какой он упорный и изобретательный. Даже не могу сказать, как решаются у нас "спорные" вопросы, видимо, каждый раз по-разному - но эта моя радость помогает сохранить спокойствие и найти достойный выход.

А со старшим... В последнее время мне помогает тактика, которая многим, возможно, покажется дурацкой - ну и пусть, а вдруг кому-нибудь еще поможет... Я представляю себе нечто вроде видеоклипа - изображение мозга, на котором красным пятном загорается очаг возбуждения - и это пятно расползается во все стороны, пока не охватит всю картинку... И это помогает не впасть в раздражение от бессилия (как можно сердиться на того, кому плохо?)
06.01.2001 01:53:47, Катя
Ему плохо... А очаг, так оставим??? Представим и поймем, что он ЕСТЬ? 06.01.2001 03:05:55, Alice
А по-моему, это здорово. Во-первых, снимает негативные эмоции, а во-вторых, помогает искать реальные способы - как справиться с причиной проблемы ребенка. а не со следствиями. 06.01.2001 14:40:26, Svetlana
Главная наша сложность как раз и заключается в том, что настоящая причина каприза почти всегда неочевидна. И вообще, она не единственна - знаете, это как в теории катастроф - тут сломалось, там недоглядели, все вместе приводит к необратимым последствиям. Обычная ситуация: в течение дня нечто производит на ребенка сильное впечатление (а он вообще на редкость чувствительный) или у него возникает какое-то желание, которое я не могу угадать. Говорить об этом он не считает нужным, поведение его поначалу никак не меняется, но постепенно возбуждение накапливается - и начинаются капризы по ерундовым, надуманным поводам. В чем дело - он никогда не говорит. Конечно, было бы здорово докопаться до истинной причины, но это не всегда возможно, по крайней мере, сразу. 06.01.2001 18:37:42, Катя
Да, согласна. У нас тоже что-то подобное хотя и в меньшей степени, было, пока хронический насморк не сняли - просто усталость и гипоксия накапливались, и конкретным поводом для каприза могло стать что угодно дело было не в этом. Сначала мне тоже помогла позиция - что ребенок просто болен, и нельзя от него требовать нормального поведения в такой ситуации. А потом стала присматриваться и стараться предупреждать возникновение перегрузок, активнее искать возможности и симптоматического, и кардинального лечения. Традиционное не помогало никак, в конце концов остеопат опытный нам очень помог, сейчас намного лучше. И капризы пропали. Чего и всем желаем... 06.01.2001 21:34:56, Svetlana
То же самое. До разрастания аденоидов и после - два разных ребенка. Я понимаю, что не у всех подобное происходит, но у моего это "наслоилось" на ММД и исходную гипервозбудимость.

И я согласна с Natsi насчет голода. Очень многие дети дошкольного возраста голода просто не ощущают - из-за дисбактериоза ли, глистов или других причин, не берусь утверждать. Они чувствуют некий дискомфорт, причины его не понимают, настроение у них портится и начинаются капризы. Я сама была такая и очень хорошо помню, как впервые, уже классе во втором, вдруг однажды осознала, как озарение: "ДА ВЕДЬ ЭТО ЖЕ Я ЕСТЬ ХОЧУ!" С той поры с желанием поесть проблем нет :).
07.01.2001 00:41:18, Катя
Я вообще считаю что в основе большинства капризов лежит нездоровье ребенка. Причем к нездоровью я отношу и обычный голод. 06.01.2001 22:38:35, Natsi
Баба Нюра
:))) В смысле мне тоже в большинстве случаев кажется именно так. 07.01.2001 18:12:06, Баба Нюра
Почему Вы считаете, что логика взрослых правильнее детской? Ребенок, которого не хотят понять, станет глухим взрослым и дальше карусель истерик.
Меня поражает, когда собственную железобетонность называют правдивостью, и призывают "не обманывать" детей.
05.01.2001 21:08:40, Сонечка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!