Раздел: Образование

В блог Подписаться на Дзен!

Российское историческое общество приступило к экспертизе учебников истории России

По итогам экспертизы будет сформирован новый перечень современных учебников истории России, соответствующих единой концепции преподавания этого предмета в школе. Впервые экспертиза будет проводиться для электронных учебников.
С 2015 года учебники истории России будут рекомендованы к использованию в школе только в случае положительного заключения экспертизы, которой РИО занимается по поручению президента РФ на основании приказа Министерства образования и науки. Во время экспертизы будет оцениваться соответствие содержания учебников истории России концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

[ссылка-1]
20.03.2015 23:13:06,

41 комментарий

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Дина (Джума)
Поэтому всегда была равнодушна к истории (а заодно и к политике) и считала идиотами тех, кто о них спорят... 22.03.2015 01:55:33, Дина (Джума)
Это вы сюда зашли, чтобы так ненавязчиво всех идиотами назвать? Умница просто. 22.03.2015 02:34:10, Белое пальто?
На самом деле сейчас происходит передел издательского рынка, который занимается выпуском учебников. Если обратиться к федеральному перечню учебников за 14-15 гг. убрали действительно хорошие, качественные учебники. Остались вечные Данилов, КОсулина; пономарев, клоков и т.д. При этом данные товарищи не являются учеными-историками (имею ввиду специалистов своей области), не имеют собственных научных школ и т.д. Так что на данный момент у нас нет нормальных, современных учебников по истории России, где были бы отражены не только тезисные положения (напр. ялтинская конференция состоялась..., возвышение москвы произошло за счет выгодного географ. положения и т.д.), но и были бы представлены различные т.з. на происходящие события. Что касается эл. учебника по истории - такого зверя просто в природе нет. То, что сейчас называют эл. учебником и якобы проходит экспертизу по сути эл. учебником не является. Как человек, который варится в этом котле уже давно - сейчас активно проталкивают т.н. историко-культурный стандарт, который спорен по своей сути, но дает возможность убрать неугодных авторов, а соответственно убрать и неугодные мелкие издательства. Дальше рынок учебников будет перераспределен между 3 крупными издательствами и несколькими авторами, у которых есть поддержка департамента образования... Ни о каких знаниях о сути событий дети получать не будут, равно как и о разных точках зрения, а у ж тем более о известных историках или исторических школах... 21.03.2015 12:14:58, Simsina
А Вы не могли бы уточнить, какие хорошие учебники убрали.
Моя дочка сейчас учит историю России по "История России 19 В, Боханов". По-моему учебник вполне ничего.

Ну и, наконец, если всё уже поделено, то зачем тогда вся эта работа с экспертизой и единой концепцией преподавания? По-моему экспертиза нацелена совсем на другое, и имеет гораздо более глубокий смысл.
21.03.2015 14:43:35, Тайный Сигнал Барабанщика
На данный момент в течение 5 лет будет действовать федеральный список учебников 13-14 гг. К этому времени подтянется передел рынка.
Мое личное мнение - я по боханову никогда не учу. Много исторических ляпов, неточностей и просто плохого изложения. Но я вообще люблю компилировать несколько учебников.
Да-да имеет такой же смысл, когда на моем заводе сняли студентов с педагогической практики и отправили якобы на педагогическую практику и учат пользоваться эл. доской. Все дела в том как деньги пилить государственные - расходы на образование с каждым годом сокращаются, а туфли от прада руководителем некоторым хочется продолжать покупать...ну и создавать видимость что кризиса образования нет, все очень хорошо
21.03.2015 19:05:43, Simsina
Вы совершенно правы. Именно так и делают большинство хороших учителей, причём не только по истории. Поэтому хорошие учителя могут учить и без учебников вообще по своим источникам. Жалко, что не все учителя имеют такую квалификацию и желание.
Однако, это не ставит под сомнение необходимость в единой концепции и в хороших учебниках ей отвечающих. Остальное вполне можно рекомендовать и давать как дополнительный материал.

Я не собираюсь утверждать, что в нашем образовании нету кризиса. Это прямое следствие разгрома 90-х, причём не только в образовании, а вообще в стране.
Но и положительных моментов по сравнению с теми же 90-е 2000-ми я не отметить тоже не могу. Хорошие учителя стали получать вполне нормальные деньги и не бегут из школы. Учителей, которые явно не тянут, по возможности заменяли, по крайней мере со следующего года (это в нашей школе).
Наконец, программа по истории с нашего времени существенно изменилась к лучшему. У дочки в программе я заметил такие интересные вещи, как Опиумные войны, например, да и изложение 1-й мировой войны мне показалось не в пример тому краткому, что было у нас.
21.03.2015 20:05:22, Тайный Сигнал Барабанщика
блаженны верующие....что учебники стали лучше.. Опиумные войны были и в учебниках СССР, изложение тоже вполне себе ничего было. Количество часов уменьшилось как следствие даже если очень хорошо написано в учебнике изучатся все равно не будет. Учителя стали лучше получать??? Среднаяя реальная з.п. учителя с нагрузкой, при которой можно качетсвенно преподавать составляет ок. 40 тыс. в Москве. Конечно, были люди, которые получали и 80-100, люди которые приближены к департаменту, но это не сказывается на качестве их работы. Кроме того, с декабря было сокращение з.п. на 25 проц и еще будет проц. на 15 (докатится это до школ где-то в начале учебного года). Из школ продолжают бежать, что хуже нет обновления - молодежи нет вообще. Даже если молодежь хочет - ее не берут. Остаются те, кто едет по рельсам, заложенным когда-то давно. И научившиеся прятать под красивым фасадом "компетентности" истинную сущность. Учителей истории, реально любящих детей, свое дело, постоянно обновляющих свои знания как предмета, так и методических возможностей преподавания - единицы. И это в Москве. Полагаю что в провинции дело с этим обстоит еще хуже!Как правило остаются те, кому некуда идти, остальных уже разобрали либо по частным школам, либо в частную практику.
Единая концепция истории - это фикция. Это просто детям надо выдать всем по историко-культурному стандарту и все. Особенно интересны высказывания Вяземского, который отмечал что стандарт не только будет принят, но и будут проверять насколько правильно учителя понимают положения стандарта. А это означает, что будет инструмент, благодаря которому можно будет оказывать давление. Сейчас школы застыли, затаились, снизят зп. - наберут еще часов (естественно, это скажется как на качестве работы, так и на профессиональном выгорании. В педагогике оно наступает очень быстро как раз 15-20 лет), перестанут (уже перестали) брать молодых. Все порочный круг замкнут. Возврат к 90.
[ссылка-1] по поводу единого учебника.
21.03.2015 22:43:16, Simsina
С точки зрения единого и качественного учебника, статья по Вашей ссылке как раз говорит, что такой учебник возможен и очень даже необходим. Т.е. работа такая должна быть проведена.

"Если мы действительно хотим получить добротный и единый учебник по истории (и не только по истории), то необходимо коренным образом пересмотреть всю процедуру проведения подобного рода экспертиз, полностью ликвидировать всю их коррупционную суть, сделать экспертизу анонимной (литерованной) и на первоначальном этапе подключить к этой экспертизе самих учителей, а не бюрократические "общественные" структуры, которые, по сути, являются "пятым колесом" в телеге российской бюрократии."

По поводу проведения этой работы, наверное, Вам виднее, и пока хорошего ждать не приходится. Значит придётся переделывать лет через 5, когда наша страна будет к этому готова. Но я всё равно наблюдаю положительную динамику. И, даже если Опиумные войны был в учебниках, но лично я с удивлением узнал о них из Википедии. И кому я о них рассказывал, все слышали о них как будто впервые. Значит либо о них было две строчки, либо реально этот параграф никто не успевал пройти.
В любом случае я рад, что дочке повезло с учительницей истории. Хотя историей больше интересуется сын. Повезёт ли ему так же, это ещё вопрос. В любом случае, придётся самостоятельно компенсировать сбои в школьном образовании.
22.03.2015 01:11:25, Тайный Сигнал Барабанщика
Ну вот я тоже подозреваю, что рассказать ребенку о российской истории стало обязанностью родителей, в школе толком не расскажут...
А Вы не могли бы назвать пару авторов, пусть даже по отдельным периодам? Я имею в виду не монографии, а достаточно доступные для школьников тексты ).
21.03.2015 12:57:32, MadamXX
цель текстов - науч-поп, учебник, просто интересные книги, для повышения мотивации к изучению истории? 21.03.2015 13:08:15, Simsina
коротко по всем вышеназванным разделам.Плиз.Например- у меня 7 клашки Учебник новый-кошмарик.Худ книги и учебного плана лит-ра приветствуется очень.По истории России и вообще. 21.03.2015 13:19:07, миряночка
Ближе к школьному учебнику ) 21.03.2015 13:16:49, MadamXX
Я своим детям которых готовлю к экз., рекомендую обычно учебник Павленко (специалист по Екатерине II) "История России до 1861 года, продолжение Федорова История России до 1917 года. По 20 веку один из лучших учебников, правда для студентов ред. Щагин Э.М., Новейшая история отечества 20. Читать можно и в 9 и в 11 классе. По крайней мере они понимают)) По 19 веку - История России 19 век под ред. Тюкавкина (правда тоже для ВУзов). Если хочется концепций и
мнений по древней Руси - История России с древнейших времен по 1618 гг (2 т.) Кузьмина А.Г.
Преображенский, Рыбаков, История Отечества (кажется неск. лет назад было даже переиздание)
Перевезенцев С.В. (в прошлом году он был в федеральном списке учебников). Не помню точно как называется, но для 6,7 класса учебник (Россия).
Для девочек интересное культурно-бытовое - Короткова М.В. Быт и культура русского города, путешествие в свой город и т.д. У нее интересный, простой язык. Еше можно Рябцева Ю.С. у него даже была серия учебников по русской культуре с рабочими тетрадями - пользуюсь при работе до сих пор.
Просто интересные истории, реальные: Лернер Занимательные истории из русской истории, Балязин - аналогичного характера книга. По средним векам книга для чтения под ред. Сванидзе. есть еще книга для чтения под ред. Сказкина. тоже интересная
А.Ладинский - больше для старшей школы..
Еще можно иногда встретить книгу для чтения по истории России для 3 кл. Студеникина - я ее отстающим давала читать пока не украли)), по древнему миру книга для чтения Немировского.
Исторические романы - ЯНа (Батый, Алекс. Невский и т.д.), А. Ладинского и др.
Концепции - Славяне и Русь. Проблемы и идеи. - может найдете в пдф. Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории (видно так понравилась что ее тоже украли. НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ!!!!!!). Его же Падение Перуна, крещение Руси и др. но это тогда, когда детка начитает простой материал..
Греков, Шахмагонов Мир истории - не утратила актуальность. Рыбаков - первые века русской истории. Любую книгу рыбакова (помнить что он занимался язычеством в основом) - серьезные книги - более высокий уровень развития ребенка
Янин Я послал тебе бересту (про берестяные грамоты и раскопки).
Векслер - московские клады (нудные места с описанием всех монет, которые нашли можно пропустить).
Б. Мертц - Красная земля, черная земля - про Египет тоже. В тему раскопок - Керам Боги, гробницы, ученые. Прочитала ее в 10 лет, долго была под впечатлением.. читается легко.
Левандовский Белый слон Карла Великого. Невыдуманные истории. и его др. книги по новому времени.
Больше навскидку не вспомню, надо лезть смотреть.
21.03.2015 14:00:30, Simsina
Электра
Спасибо, пригодится. 21.03.2015 18:18:12, Электра
Спасибо ). А сталкивались ли Вы с книгой Е. Анисимова "История России от Рюрика до Путина"? Мы её потихоньку читаем-разбираем ).

И ещё, если навскидку можете назвать что-нибудь "науч-поп" об Италии эпохи Возрождения? Планируем поездку :-)
21.03.2015 15:31:13, MadamXX
Анисимов - нормально. Язык правда несколько суховат, но сойдет) Италия - ну если только Сергиенко Люди древней ИТалии почитать. ( не совсем по периоду, но все же. ПОнравились Короли Вероны Бликста, правда не детская. Больше не подскажу - не профильный период. 21.03.2015 19:13:56, Simsina
Было бы здорово тоже самое сделать и по другим учебникам. 21.03.2015 11:40:10, Lussi01
Учебники по всем предметам не идеальны, но по истории, в отличие от других предметов, их вообще никогда не было. Старые советские тоже не подойдут. У нас, например, был хороший историк в последних двух классах, там мы вообще учебники не открывали, он всё читал по своим записям. Как-то в наказание, когда класс его достал дисциплиной, он замолчал и остаток урока предложил почитать учебник. Чтобы почувствовали разницу. :) Но такая ситуация, думаю, где-то начиная с конца 18 начала 19 веков. 21.03.2015 14:25:51, Тайный Сигнал Барабанщика
нет она практически во всей линейке.. Просто задумываться о качестве как правило начинают к 7 классу...Иногда получается, что в одном учебнике есть хороший кусок по теме, все остальное г...А в другом учебнике другой кусок хороший. Но в библиотеку то приходит именно один учебник. Начиная с 7 класса учебники однозначно хуже. 10-11 вообще не беру - прямое противоречие концепции старшей школы, фгос и текста учебников. в итоге многие школы считают что обучение истории это подготовка к ЕГЭ по истории. Старые советские были хорошие, но теперь они действительно не подойдут...ОПять таки можно читать оттуда куски.. ПОэтому варианты либо самим читать исторические книги, смотреть фильмы (я всегда рекомендую тайны дворцовых переворотов например) чтобы хоть как-то восполнить пробелы, либо нанимать учителя ранше чем дите решит сдавать ЕГЭ по истории. В прошлом году у меня была девочка, мама которой хотела чтобы она в МГУ поступила. По истории - абс. ноль. И мамочка хотела чтобы девочка сдала ЕГЭ на 90. При том что девочка была не далеко не Ключевский... Пришлось от нее отказаться - думать вообще не могла, а сделать что-либо за полгода нереально, даже если ты великолепный учитель. 21.03.2015 19:59:09, Simsina
Не нравятся мне такие формулировки! Не хочу никаких единых концепций! Хочу объективную оценку. 21.03.2015 01:00:26, alina_akulina
Учебники должны отражать единую объективную и общепризнанную сообществом историков концепцию. А сколько по-вашему может быть объективных концепций? 10, 20, 50?

Если учителя захотят донести другой подход к историческому событию, то они могут воспользоваться своими источниками, порекомендовать другие книги. В учебник должно попадать только то, что принято историками, а не огульные идеи всяких там Резунов.
21.03.2015 08:22:23, Тайный Сигнал Барабанщика
Фамилии Вы не могли бы назвать? Историков, общепризнанных и достойных такую концепцию создать )?

Судя по кол-ву Ваших постов в этом разделе, Вы знаете толк в истории России.

Да, одну фамилию я уже увидела: Резун (хотя на Ваш взгляд его концепция спорная). А ещё?
21.03.2015 09:33:09, MadamXX
Судя по количеству Ваших постов, Вы предпочитаете писать свои, чем внимательно читать мои. Это по поводу Резуна.
Фамилии называть должно историческое общество. Можете поискать где-нибудь на ВИФ-е (военно-исторический форум).
По поводу истории ВОВ лично я читал Исаева и Драбкина и могу их рекомендовать. По крайней мере, претензий по поводу фальсификации или предвзятости к ним я не встречал.
21.03.2015 10:33:04, Тайный Сигнал Барабанщика
То есть Вы прочли книги по истории Великой Отечественной войны - Исаева и Драбкина.... Вам понравилось. Рада за Вас. Это всё?

А откуда тогда такие гордые заявления: "в учебник должно попадать только то, что принято историками"? Я думала, Вы в теме...
21.03.2015 11:30:42, MadamXX
Нет, Резун не подходит ). Я нашла: это настоящее имя автора "Ледокола". При всём уважении, это, наверное, всё же историческая публицистика.

В последнее время слушаю лекции по истории пред- и послереволюционной России А. Зубова. Для меня уровень знаний преподавателя МГИМО достаточны ). Лекции интересные, о большинстве фактов узнаю впервые. Рекомендую )
21.03.2015 09:49:26, MadamXX
Примерная основная образовательная программа по предмету «История России», разработанная Российским историческим обществом

[ссылка-1]

давайте оценим, раз официальной версии нет))
21.03.2015 01:52:42, Шломит ®
Спасибо за ссылку ). Добавлю: в конце (!) 2014 года школьникам предлагают рассказывать об истории России факты, которые в здешнем "обществе" почему-то считаются крамолой, ложью и очернительством истории.

Наверное, в "российском историческом обществе" что-то не так... :-)))
21.03.2015 09:07:38, MadamXX
пожалуйста))

я с нетерпением жду, чем закончится проект сотрудничества Рос. Истор. Общества и МинОбр, за которым последнее слово, как рекомендующего
21.03.2015 16:39:43, Шломит ®
"Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй
мировой войны (1944 – сентябрь 1945 гг.)

Завершение освобождения территории СССР. Освобождение Крыма и
правобережной Украины. Наступление советских войск в Белоруссии и
Прибалтике.
Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная
миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран
антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе.
Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция.
Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе
войны и после ее окончания
Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над
Германией в 1944-1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах.
Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация
повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации «репрессированных народов».
Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г.
Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе.
Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии.
Обязательство Советского Союза выступить против Японии..."
21.03.2015 01:59:58, Шломит ®
Единая концепция преподавания истории должна содержать официальную оценку событий, — Владимир Путин.

Кому-нибудь известны источники, где эта "официальная оценка" опубликована?
20.03.2015 23:23:31, Шломит ®
Как можно опубликовать то, чего не было?
Вот её и будут вырабатывать. Будут учебники - можно будет прочесть.
20.03.2015 23:58:32, Тайный Сигнал Барабанщика
тогда уже поздно будет (( 21.03.2015 01:01:06, alina_akulina
Что будет поздно? Вы считаете, что без вашего контроля историки составят неверную концепцию истории? 21.03.2015 08:04:46, Тайный Сигнал Барабанщика
Как же так (. Вы же пишете выше: "общепризнанную концепцию".
А дальше рассуждаете в том ключе, что не рабское это дело, историю обсуждать. Нас ознакомят.
Мы же не рабы, мы живём в свободном демократическом обществе. Или нет?
21.03.2015 09:40:39, MadamXX
А справедливость квантовой механики в демократическом обществе как определяют? Голосованием? :) Если Вы разбираетесь в истории, то я подозреваю, не задавали бы этих вопросов. А трёп дилетантов в любой науке будет только трёп. История, как-никак всё-таки наука, хоть и гуманитарная. 21.03.2015 10:45:08, Тайный Сигнал Барабанщика
Мы говорим о концепции ШКОЛЬНОГО учебника, ок? 21.03.2015 10:51:20, MadamXX
будут проводить экспертизу учебников, в соответствии с единой концепцией, которая основана на официальных оценках. Последовательность наоборот - это так знакомо ))
"Будут учебники", да. Конечно будут, прочитаем.

[ссылка-1]

Председатель Государственной Думы, Председатель Российского исторического общества отметил, что новая концепция преподавания истории в школе стала продуктом широкого общественного согласия, хотя перед началом дискуссии общество разделяли десятки вопросов, которые были отягощены не решенными в течение десятилетий проблемами. Обратив внимание участников на то, что заседание Совета РИО проходит в годовщину обнародования Октябрьского манифеста 1905 года, С.Е. Нарышкин подчеркнул, что многие исторические события получили в Концепции новое освещение, среди них – история парламентаризма и Первой мировой войны.
21.03.2015 00:20:36, Шломит ®
Ну вот и поищите документы этого самого исторического общества. Найдёте, поделитесь ссылкой. Лично я не искал. Вполне возможно, что концепция рассредоточена по множеству работ уважаемых и признанных историков, а не выделена в отдельный документ. Так что последите за жизнью исторического общества.
Дело в том, что в советские времена учебник новой и новейшей истории был слишком идеологизирован, и от этого малоинформативным. В перестройку появилась куча т.н. лжеисториков, например тот же Резун, или Фоменко, которые дружно раскопали тысячи сенсаций. И, хотя большинство уважаемых историков серьёзно к таким вещам не относились, но многие вещи удивительным образом стали попадать в кучу учебников, тоже массово начавших появляться.Теперь с такой анархией, надеюсь, будет покончено.
21.03.2015 08:16:27, Тайный Сигнал Барабанщика
А фамилии всё же можно? Вы пишете "концепция рассредоточена по множеству работ уважаемых и признанных историков"...

А фамилии есть у этих историков?

О, ещё одну вижу - Фоменко. Пошла гуглить ))!
Ох, нет. Тоже не то. Это автор, как пишет вики, как раз не общепринятой и всеми оспариваемой теории "Новой хронологии"...
21.03.2015 09:52:50, MadamXX
Вы определитесь, чьи фамилии Вам нужны. Лжеисториков, или историков, а главное зачем? 21.03.2015 10:36:54, Тайный Сигнал Барабанщика
Мне нужны фамилии "уважаемых и признанных историков". Ваша версия ).

Я задала вопрос ясно. Иначе понять его сложно.
21.03.2015 10:48:21, MadamXX


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!