Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Стеша

Отсутствие коммуникативной речи

К опытным вопрос. И немного вдогонку к нижней теме про понимание речи.
Ребенок 5,5 лет, речь понимает точно, пассивный запас достаточно большой. А вот коммуникативной речи почти нет. Кое чему с трудом научила: может попросить есть, в туалет (обезличенно так - есть, писать), научила фразе "пойдем посмотрим _____". И вот последнее время очень активно повторяет все сказанные слова, НО сказанные мною в разговоре с кем то. Но когда я обращаясь к нему прошу повторить что то или сказать что то, впадает в ступор. Причем видно, что ему именно ТРУДНО почему то произнести, что просят. Вот просто повторять что слышит - без проблем, как попугайчик. Было у кого то такое? К какому специалисту бежать?
Официальный диагноз-аутизм, неврологи говорят, что неврологии нет.
20.09.2011 11:29:38,

22 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
вам такая книга не попадалась ? в Солнечном мире одна мама сказала,что на ней ребенок разговорился 22.09.2011 14:20:10, Ольга местная
Стеша
Огромное спасибо, скачаю, почитаю. 22.09.2011 17:08:32, Стеша
Это как уже внизу писали, эхолалия. У детей с особенностями развития это часто является этапом развития речи. Если проблемы серьезны, то иногда дальше развитие может и не пойти, (в отличие от здоровых детей, у которых этот этап бывает и проходит самостоятельно), поэтому что важно: тщательно следите за тем, чтобы прогресс шел вперед и шел маленькими шажками. Аутисты (спектр) очень чувствительны и ранимы, поэтому если начать ребенка "грузить" заданиями, которые ему еще сложны, и явно ждать их выполнения, расстраиваться, если не выполнил, то он может испугаться и замкнуться. Не давайте ему телефонную трубку в ожидании, что что-то скажет, т.к. речь по телефону это уже довольно продвинутый этап. Речь должна быть в тесной обстановке, с собеседником, которого видишь и можешь пощупать. (кстати, если ребенок тактильный, то может способствовать речи потрогать, погладить, взять за руку - пробуйте, смотрите, даст ли что-то).
Почаще давайте Тимоше простые задания на развитие речи, которые он может выполнить - что он может? (кошечка-собачка и пр., как гудит машина, как стучит дятел, молоток, просьбы, которые он освоил) и показывайте ему, как Вы рады, что он может это показать. Все новые навыки, которые Вы начинаете учить, должны отличаться от усвоенных на маленький-маленький шаг. (есть даже такая программа для детей под названием "маленькие ступеньки"). Подавайте новый материал интересный, окрашенный эмоциями. Говорит ли и осознает ли Тимоша понятие "я"? Обычно у аутистов с этим сложности. Попробуйте такое упражнение на самоосознавание, можно его делать перед зеркалом, хорошо его делать семьей, чтобы было несколько человек. Текст говорить хором.
- а где наш Тимошка?
- вот, вот, вот (все показывают на него)
- а где наш Тимошка?
- я, я, я (Тимошка должен показать на себя рукой и сказать "я", но пока он этого не делает, брать его руку и говорить за него).
- потом повторить то же самое про маму, папу и т.д.

Стихи, ритм. Выбирайте стихи те, которые нравятся Вам самим, привязывайте их к ситуации. (умывание - моем, моем трубочиста..., и т.д.) Стихи простые, Барто, Чуковский, "мишка косолапый" и т.д. Смотрите, какие Тима любит, подхватывайте его увлечения. Добивайтесь, чтобы начинал помогать их рассказывать, повторяя окончания слов и целые слова.
Попробуйте такое: возьмите шарик-погремушку, Тима катает его между ладонями (если нужно, то помогите ему) и рассказываете стишок: "катилось яблочко по огороду, и упало прямо в воду. Бульк!" Если ребенок включен, он ловит момент, когда нужно бросить шарик, (не бросить его слишком рано), позже начинает произносить слово бульк, а также остальные слова.
Разыгрывайте игровые сценки с игрушками, простые диалоги. - мишка, хочешь есть? да! А что ты хочешь?. - зайчик, я тебя съем - ой, ой, боюсь. Спасите зайчика. Ну это все так, к примеру, выбирайте игрушки и ситуации, которыми увлекается сын. Говорите при этом разными голосами, произносящая текст игрушка движется. Это обучаем сути понятия "диалог".
У Вас с реге правильно написано, любую задачу нужно и можно решать, только нужно знать приемы и принципы как ее решить грамотно. Если есть время, полазьте в сети по разным ресурсам, посвященным теме. Просто ищите по слову "эхолалия". Часто мамы в форумах делятся очень ценным опытом, перенимайте его. Есть хороший сайт по СДВГ "наши невнимательные и гиперактивные дети", но там и речь, и все прочее, запомните его на будущее, может пригодиться.
21.09.2011 12:55:42, ЮлияФ
Стеша
Юля, огромное спасибо за такой подробный ответ. Многое из того, что Вы написали, я делаю. Более того, Тимоха - речевой аутист и речь у него есть. Говорит много, но в основном бормочет что то про себя, часто комментирует свои действия, но при этом говоря "Тима упал", "Тима залез на лесенку" и пр. Стишки потешки мы читает постоянно, он даже может сам "прокомментировать" в тему, ну почти в тему :-)), например, вылезая из ванны: "кря-кря, вылезают утята из лужи". Не так давно стал комментировать происходящее, типа "самолет летит", "оранжевый камазик поехал", раньше он этого "вокруг" не замечал вовсе. Эхолалии у него были и раньше, но в другой немного форме, он, когда нервничает, начинает повторять штампованные фразы к ситуации не относящиеся.
Моя цель (ближайшая) научить его самому произносить простейшие коммуникационные фразы: здравствуйте, до свидания, спокойной ночи и пр. Но тем не менее мне вчера удалось кое-чего добиться: вчера он был особенно беспокоен и не дал мне сказать даже пары слов с мужем по телефону (муж сейчас на даче). Поэтому, проиграв с ним весь вечер, перед сном я понарошку взяла телефон и сказала "Андрюша, мне сейчас Тимоша скажет "Спокойной ночи, мамочка". и ОН СКАЗАЛ, точнее он это повторил, но обращаясь ко мне и глядя мне в глаза, повторил 2 раза!!! Может это вариант? Вот так вот? В общем буду эксперементировать, напишу что вышло.
21.09.2011 13:57:55, Стеша
В чем-то мне Ваш сын напоминает мою дочку в чуть более раннем возрасте. Она тоже очень долго именно что бормотала про себя что-то невнятное. Хитом сезона был момент, когда я однажды прислушалась и обнаружила, что она чешет "краденое солнце" где-то уже на середине. У нее еще были большие проблемы с произношением, поэтому обнаружить этот факт было нелегко.
Эхолалии были у нее очень долго, но я тогда (это было еще в 90-е годы) настолько ничего не знала, что не вполне осознавала, что это такое вообще. Некоторые восхитившие меня фразы помню до сих пор "мама ягодку не нашла, а купила", и помню что поступали они годами по небольшим порциям. Но потом как-то постепенно речь наладилась без специальных занятий, т.е. я конечно занималась с ней как могла, интуитивно, но специалистов в нашем случае не было.

Вы думайте в две стороны параллельно:
- введение ритуалов общения - это то, о чем Вы пишете, обучить простым фразам здравствуй, до свидания и т.д.
- осознавание себя. Будет осознавание - будет осмысленная речь. В этом смысле Тима большой молодец, что комментирует свои действия. Т.е. глаголы знает. А как с прилагательными? Прилагательные это хороший полигон для диалогов. Какой? - большой, красивый, колючий, хороший-любимый, а также цвета и прочие признаки. (Вы задаете вопрос про некий предмет, первые разы отвечаете сами за Тиму, потом будет отвечать он).
Я отвлеклась от осознавания себя. Части тела отработаны? Массаж в игровой форме рулит. А сможет ответить на вопрос, кто у мамы любимый и хороший? Осознаванию себя способствуют фотографии, просмотр свежих видеозаписей.
Отрабатывайте вопрос "где", играйте в прятки, ищите предметы, Тиму. Пусть ищет и говорит "где же? где же?". "ищем-ищем, не найдем, где же Тиму (маму) мы найдем?"
Поведенческие проблемы (например, упрямство) у вас есть? У моей дочки они сильнейшим образом проявлялись на речевых ритуалах, она отказывалась говорить все эти формальности типа спасибо-пожалуйста. Если у вас такого нет, то хорошо.

И напоследок, пробовали ли глобальное чтение? Оно входит в ряд методик обучения аутистов с задержками речевого развития.
22.09.2011 02:04:56, ЮлияФ
Стеша
Ой, действительно похоже :-)) Особенно про ягодку. Он постоянно твердит подобное "Это не папа, это Андрюша" (про моего НМ), "Это не поезд, это самолет". С прилагательными все замечательно, у него вообще пассивный запас знаний большой, то есть может сказать "посмотри, какой большой гусь", потом подумав "Какой огромный гусь" (а вот "Гусь" любимое абстрактное понятие из всего, что загнуто, в данном случае речь о фонаре :-)), при этом настоящий гусь в деревне его как то не особо привлекает).
Части тела знает, тут очень хорошо помог стишок про бутузов "А еще у бутуза есть пузо", очень охотно подставляет все части тела для поцелуев по утрам ("тактильщик", ощущения обожает).
Да, поведенческие проблемы у нас есть, в огромном количестве. И над спасибо-пожалуйста-до свидания бьюсь второй год. И вот главная засада именно с ними и связана: заниматься его не заставить, если не хочет, то НИКАК. То есть тут у него включается полный аут "ничего не вижу-ничего не слышу-ничего никому не скажу". ВСЕ. Вчера пыталась "катать яблочко" (как Вы вчера написали), специально усадила в ванну (приятная среда). Ну никак!!! Берет яблочко, забрасывает в воду, хохочет, меня не слышит, свои руки из моих выдирает. ээээх!
Так что будем делать что то дальше, благо сегодня еще позвонил БМ и пообещал оплатить АБА-терапистов, бум привлекать специалистов :-))
22.09.2011 17:24:18, Стеша
Специалистов привлекайте обязательно. Это часто бывает, что ребенок маму не воспринимает как педагога, а занятия-то нужны... У меня наверное были к этому склонности, к педагогической деятельности. Некоторые (впрочем не все) моменты мне удалось не испортить. Это касается занятий в частности. Я помню, как мы начинали первые занятия с дочкой. Осознанные целенаправленные настоящие. Это было, во-первых, в 5 (!) с небольшим лет. До того о занатиях речь не шла. Первые наши занятия длились одну-две минуты, были торжественно обставлены, я исполняла качественный сольный танец на ушах. Потом стало три минуты, потом пять, потом десять. Довели через пару лет до двух часов непрерывно перед зеркалом.
А вот где-то не хватило чутья. С вежливыми словами страшно вспомнить эту многолетнюю борьбу.
23.09.2011 00:42:29, ЮлияФ
Стеша
Юля, еще раз спасибо за советы! Буду надеяться и работать дальше :-)) 23.09.2011 12:02:51, Стеша
Я уже неоднократно писала, что у меня было у сына похожее. Именно понимание было, а речь не в попад, но нам очень сильно помогла дельфинотерапия в Евпатории. Прямо прорыв. Мы были все с бабушкой там, и после 3 сеанса деть у нее что-то попросил, бабушка упала в обморок, настолько это было не типично для него, типично было "сказать не в тему". Сейчас сын в гимназии учится, в 7 классе, гуманитарий. Дельфинотерапия у нас потом была еще 3 курсами. Еще гомеопатия. Сейчас осталось то, что сын в разговоре буксует иногда, то есть повторяет или окончания слов или целые слова или фразы. 21.09.2011 07:12:32, Roccy
Подскажите, пожалуйста. Курс дельфинотерапии - это сколько занятий? Плавали с дельфином в самой Евпатории или в каком-то поселке? Сколько занятие по времени? Как проходили? И, самое главное, сколько это стоило, если можно? 23.09.2011 22:47:44, гуанако
Стеша
На дельфинотерапию мы следующим летом собираемся. Очень надеюсь, может поможет. 21.09.2011 09:56:35, Стеша
у моего так было. эхолалия, Вроде бы, называется. Мой повторял все за телевизором, причем не важно, кто говорил, на каком языке, пел или просто новости или кино какое. Все повторял, как попугай, в лицах, с интонацией. Мог рассказать в лицах кусок фильма минут на 40, причем по-фигу на каком языке актеры говорили, хотя на японском.

А когда я на улице зацеплюсь языками со знакомыми, стоял рядом и с интервалом 1 минуту слово-в-слово повторял весь наш разговор, бубнил стоял, как повторитель какой. Очень меня это раздражало.

Лет в 6 прошло, как отрезало. Зато слуховая память хорошая :)))
20.09.2011 21:46:14, Natem
Стеша
Вот, вот то же самое, только недавно началось и телевизор ему пофик, повторяет ТОЛЬКО за мной, при этом явно нервничает, пытается в глаза заглянуть. А коммуникативная речь у Вас была или в каком то возрасте появилась? 21.09.2011 09:54:00, Стеша
Когда была эхолалия, своей речи еще не было. Потом эхолалия ушла и своя речь пришла взамен. Ближе к 5-6 годам. 23.09.2011 08:49:45, Natem
тут ниже было про дрессировку,так есть целая система дрессировки аутистов,называется АВА-терапия.почитайте тут [ссылка-1] на нашей конфе было обсуждение. в принципе,основные моменты применяет любая мама-поощрение желательного поведения и игнор или лишение наказания нежелательного поведения.может,у вас покатит ? 20.09.2011 15:40:19, Ольга местная
Стеша
Спасибо, про АБА-терапию читала, хочу попробовать. Правда сомневаюсь подойдет ли, он у меня на поощрения не реагирует никак почти, его на мотивацию, интерес еще как то реально зацепить. То есть вот например, кое как научился звать меня куда то, мучались долго, до этого молча за руку тянул, теперь может сказать например "Пойдем посмотрим на речку". А вот поздороваться (словами) или сказать как зовут. затык полный. Хотя руку дает когда здоровается, ручкой машет, кароче как в годик детки :-((
Тут вопрос скорее в другом, я все думаю, как использовать вот это прорвавшееся у него повторение слов. Может тут психолог детский как то поможет? Есть психологи на аутистах специализирующиеся?
20.09.2011 15:56:54, Стеша
Все у него правильно для аутиста. Начинает говорить обезличенно, глаголы в инфинитиве, произнесение слов в отрыве от ситуации, не к месту, наверняка с местоимениями проблемы. Трудно произнести то, что просят потому что вообще снижена способность к подражанию, возможно и в спорте это прослеживается, тяжело повторять упражнения. Это трудности произвольной деятельности и сосредоточения. Здесь речевые дефекты идут следствием психических дефектов, речь это высшая психическая функция и не существует изолированно. Если будет улучшаться психика, как следствие улучшения подтянется и речь и будет более адекватной. То что есть сейчас это не логопедическая проблема. 20.09.2011 11:47:51, AlisaLi
Стеша
Вот и логопед-дефектолог мне говорит, что проблема не логопедическая :-( Произносит все абсолютно правильно. Я немного скомкано написала: раньше он не повторял ничего вообще, он даже как бы "отсутствовал", когда к нему обращались, не было контакта. А теперь он повторять начал, вот такая своеобразная попытка коммуникации с его стороны, особенно если я с кем то по телефону говорю и про него рассказываю, он ВСЕ мои слова, сказанные про него повторяет, при этом в глаза заглядывает!!! Я и думаю, как бы это на пользу развернуть, ведь пытается же как может. Я его тут же и привлечь пытаюсь и трубочку дать (обычно я с мужем или мамой говорю), тут же в аут уходит, барьер и все. Хотя слушает телефон внимательно улыбается. Вот я и думаю, может это к психологу тогда? Вот чую, что можно из этого какие то подвижки извлечь, а как? 20.09.2011 12:03:22, Стеша
Я проблемы такого рода решала примитивным натаскиванием, то есть учить общаться. Когда человек приходит в гости, растяни лицо в улыбку и скажи здравствуйте! Или как тебя зовут?-Вася. Правда поначалу он не будет соображать, что это диалог и будет куском выдавать, как тебя зовут Вася. Это коммуникативные дефекты.
Вообще полезно разыгрывать сценки-диалоги, пусть и примитивные. Он будет учиться говорить по очереди с другим человеком.
Осваивать как можно больше ситуационных шаблонов и сопровождать их речью, пусть поначалу это будет всего 2-3 слова. Эти шаблоны будут постоянно повторяться, он это не сразу, но освоит. Больше шаблонов-более разнообразное поведение. Похожая аналогия как все мы в свое время учили иностранный язык и там были топики: на площадке с детьми, в транспорте, в магазине. Здесь то же самое, но по-русски, поначалу как можно проще и с многократными повторами.
Вообще дрессировка-это важно. Павлов не дурак был. Ждать от аутистов, что они сами развернут адекватно программу общения-утопия.
20.09.2011 12:24:03, AlisaLi
Стеша
Ага! Я так и делаю. У меня и няня тут подключена и даже продавщица в деревенском (дачном) магазине (магазин для него хорошая мотивация, сейчас в деревне по выходным народу мало, стоим вдвоем уговариваем сказать что хочет :-))). А так да, дрессировка-наше все.
Вот еще вопрос: Вы на своего ругаетесь, голос повышаете? У Тима бывают ситуации, когда он запрета ну вот как не слышит. Голос повысишь - уходит в аут, начинает эхолалить. Но есть же вещи, которые делать элементарно опасно, что то приходится и запрещать, иногда строго.
Но и на психику не знаю как может подействовать. Вот Вы пишете "будет улучшаться психика". А что можно сделать для ее улучшения? Или сидеть и ждать? (понятно, что режим для, занятия, постоянные разговоры с ним и пр. само собой)
20.09.2011 12:40:12, Стеша
Конечно, повышаю голос, и физически наказываю, нервы же не железные. У моего не было ситуаций, что он запрета как бы не слышал и вообще понимание что такое можно и нельзя всегда было. У нас другое развлечение-провоцировать своим поведением на бурные эмоциональные реакции. Понимаю, что выход-не реагировать эмоционально, но кому об это я здесь рассказываю:(
Точно знаю, что в рамки ставить надо, также как обычных детей, а если бояться, что совсем психика поедет и в этой связи ничего с него не спрашивать-это себе большую свинью подложить. В качестве санкций можно лишать привилегий. Ты, дескать, со мной так, а тебе конфет не дам. Чем раньше удастся вбить этим детям в мозг, что вокруг них есть люди со своими интересами, тем лучше будет всем.
20.09.2011 12:55:28, AlisaLi
Стеша
Да у меня та же фигня с провоцированием на бурные реакции, главное знает за что зацепить... И, как я понимаю, тут самое главное найти золотую середину между обереганием психики и постановкой в рамки. Мне уже давно пора свою психику беречь :-))
У меня, кстати, у самой у же крыша не на месте, я уже даже на многие вещи, которые свойственны обычным детям смотрю под другим углом. Сама уже зациклилась на этом диагнозе :-((. Иногда помогает понаблюдать, как шкодят самые нормальные соседские дети и при этом не слышат маму :-)))
20.09.2011 13:18:24, Стеша


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!