Раздел: Школьные проблемы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Гномики в душЕ

Уважаемые участники, у меня вопрос сама не знаю про что :)) Короче, дочка пошла в школу, школа экспериментальная, по Шалве Амонашвили, без оценок. Вроде все очень мило, но там применяется такой педагогический прием, к которому я не знаю как относиться.

Теория такова: у каждого внутри есть два гномика - плохой и хороший. Когда человек делает что-то плохое, плохой гномик растет, а хороший уменьшается, если человек поступает хорошо - наоборот. Ну, и детям предлагается все время следить за своими гномиками. Видимо, это способствует выработке адекватной самооценки.

Что меня смущает: во-первых, говоря, что они внутри, моя дочь показывает на живот. И в последнее время у нее начались спонтанные аллергические высыпания по телу и нет-нет появляются белые пятна на щеках, что вообще-то говорит о проблемах с поджелудочной железой (у нее в анамнезе тяжелый диатез до 2 лет). В свете этого гномики в животе мне ни к чему. Во-вторых, она спросила меня, есть ли у меня гномики. Я сказала, что гномики только у того, кто в них верит, а я пока нет. Она несколько огорчилась и хочет знать, когда я поверю. Меня это напрягает. В-третьих, это как-то мне кажется смахивающим на религию, точнее противоречащим, хотя мы и не религиозная в обычном понимании этого слова семья, но у нас есть некоторая своя система мира, в которую гномики ну ни как не ложатся, уложить можно, ясное дело, но надо ли?

Собственно, в этом и вопрос, насколько имеет смысл поддерживать эту мифологию? И вообще, что это со мной, я чую опасность или боюсь вмешательства в детскую душу со стороны школы? Типа, мой ребенок, не дам никому воспитывать?
19.09.2001 21:01:10,

25 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Можно и я добавлю, вдруг пригодится :)

1. Создалось впечатление, что молодая учительница сама не знает, что будет делать с этими гномиками дальше. Возможно, идея гномиков у нее родилась спонтанно, без особых идей, разработок (такое бывает :)). Также возможно эта идея тихо заглохнет если ее систематически не культивировать. Поэтому если будете разговоривать с учительницей - стоит исходить из того, что сам экспериментатор - не понимает с чем и как эксперементирует. Ей стоит просто помочь и найти выход из ситуации совместно.

2. Можно рассказать девочке про гномиков, эльфов, троллей, фей, гоблинов, и прочее. Рассказать где все они живут, чем занимаются на самом деле, чем помогают и (или) мешают людям. Можно вспомнить сказку про Белоснежку (в Диснеевском варианте, а еще лучше мультик посмотреть), посмотреть мультик про гномика Ваню (кажется так называется, там маленький гном спасает серого, пардон, козла от волка). И потихоньку вывести гномов наружу - например, сказать, что им в животике плохо (и хорошему и плохому), что когда дочкин желудок начинает переваривать пищу - гномы грустят (или что там с ними происходит?!), что в животе темно и совсем скучно, и они предпочли бы поглядеть - с кем это они имеют дело, и кто так за них переживает. Ну и так далее в зависимости от фантазии :)

3. Выведя гномов наружу - надо думать что делать с ними дальше. Используя религию - можно сказать что есть у каждого из нас ангел-хранитель, он всегда где-то рядом неподалеку и видит все то хорошее и плохое что делает человек, а потом как бы выступает в роли свидетеля - но это все в чистом виде религия, однако заменяет непонятных гномов на вполне понятное существо :) Да и вообще в религиях насколько я знаю, есть такое что кто-то все равно видит все что делает человек или собирает. Может и вру, но в древнем Египте, когда шел суд на весы с одной стороны складывались хорошие дела человека, а на другую плохие - что перевешивало, туда (то есть рай и ад) шел человек.
Таким образом если девочке несколько присущ некоторый религиозный взгляд на вещи - можно ей помочь в этом. Все же будет некоторый контроль с вашей стороны данной ситуации.
На филосовские вопросы что есть добро и зло, что "мир - это война", а "черное - это белое", она будет задаваться и отвечать позже. А пока можно привить просто известные истины что такое хорошо и что такое плохо опосредовано.
В любом случае - гномов стоит выводить из живота, да и из обихода тоже, ИМХО.

3. Вы упомянули что у вас есть некоторая своя система мира - может быть пора познакоми дочку с ней? Как в этой системе укладываются добрые поступки, и плохие, что происходит с человеком в том или ином случае. Предоставьте дочке выбор. Всю эту историю можно и думаю нужно использовать как повод со знакомством мироустройства мира, и взглядов разных людей на этот мир. (пока получается что единственная истина пренадлежит учительнице).

Ну и про живот. Знаете такое выражение "душа болит" - у меня когда такое состояние, часть ощущений исходит из живота, уж и не знаю почему :) Поэтому возможно и права O'Merry про архетип :) Но над этим стоит подумать отдельно.

Удачи!
21.09.2001 01:00:36, Пластилиновая ворона
Всем большое спасибо за участие, если будут еще мысли, пишите, пожалуйста, мне к учительнице в понедельник только идти, я хочу с ней так поговорить, чтобы не напугать, но как-то прояснить ситуацию. Хотя бы добиться от нее слова "воображаемые". Пока дочка болеет - покрывается аллергией и кашляет. Спросила телесно-ориентированного психотерапевта - говорит, что это напряжение в верхней части живота и нежелание осознавать его причины :((. То ли просто переобщалась в школе с непривычки, то ли гномы давят :(( 21.09.2001 00:28:30, Яся
Яся! Вы спрашивали ниже, почему не всем психологам преподают NLP:)
Преподают.
Из Вашего ребенка делает домик для гномиков именно программист...
А потом другой программист станет перепрограммировать - и так может продолжаться очень долго, до тех пор, пока, наконец, не появится просто человек, с которым можно будет все это обсудить без заморочек:)
P.S.:) Сказочные гномики, вполне довольные жизнью, живут в своих пещерах или под землей, добывают там камни и металлы и не беспокоят детей без надобности...
20.09.2001 21:13:34, Элла Прокофьева
:)) Это меня особенно и нервирует, потому что учительница молодая, милая девушка, и если она это делает сознательно, то... Ну, прямо скажем, мозгов у нее еще для этого маловато, чтобы сделать это не навредив... Но я думаю, что она это делает по наитию, нет там НЛП, и никогда не было - видно по всему ее поведению, это область в которой я худо-бедно разбираюсь ;)).

Ну, придется перепрограммировать ребеночка, выведем гномиков на ладошки :))

Элла, мне бы от Вас больше всего хотелось бы услышать о том, как Вы считаете, нам стоит поддерживать вообще эту игру (облегчив ситуацию выносом гномиков из тела дочки), или не надо, пусть даже при этом пострадает авторитет учительницы? Меня ведь больше всего огорчило, что дочь расстроилась, что у меня нет гномиков :(( Хотя мне кажется, что она так верит учительнице, что все бесполезно...

Пока не иду в школу с вопросами, потому что детка заболела. А проблема с обсуждением в том, что ребенок не готов обсуждать - она уверена, что это так, гномы в ней. И точка :((.
21.09.2001 00:20:17, Яся
Хорошо, давайте обратимся к мифологии и психоанализу, я просто расскажу, как могу, а Вы, возможно, возьмете именно то зерно, которое нужно Вам, а не мне:)
Итак, мифы.
Гномы ведут свой род от сотворения мира - согласно скандинавским легендам, они были сотворены из самой земли, вернее, из тела великана Имира, который был сделан из земли, поэтому они не могли жить наверху (в смысле - над подземным миром), как те, кто был сотворен из растений, и боги распорядились отправиться им под землю, тогда как согласно преданиям американских индейцев, гномы - пещерные жители:) (не претендую на строгую научность, а описываю свои знания:)), они также связаны родством с древнеегипетским богом опеки Бэсом.
Заподозрили их в связях:) с демоническими силами из-за их малого роста и любви к загадыванию загадок и напускной таинственности.
Понятно, что чем в большее невежество впадали люди, тем более невежественные им требовались божки, оправдывавшие их невежество: в Европе - гном, карлик стал символом дурака (придворного шута, клоуна, роль которого состояла в том, чтобы носить маску счастья и трагедийную маску по очереди, примиряя в жизни трагедию с комедией), хотя так и остался непонятным для непосвященных, гогочущих над дураком Августом:)
Чем непонятнее становилась для людей символика гнома, тем сильнее их начинали связывать с темными (именно непонятными, но для кого-то это означало, плохими) сторонами человеческой психики.
В той трактовке, что представила детям учительница, гномы - это персонификация наших желаний, намерений, стремлений, как добрых, так и дурных...
Правда, Ваша дочка восприняла это со свойственной детям серьезностью, а не как метафору или манипуляцию...
Теперь психоанализ. Так как гномы ассоциируются с подземной жизнью или жизнью в пещерах, вполне логично связать символику гнома с подсознанием.
Поэтому, с моей точки зрения, будет гармонично начать разговор с ребенком вообще не с гномов, а с его представления о картине мира: в вертикальном и горизонтальном измерениях, и место для гномов там впоследствии обязательно найдется, только торопиться не надо - тогда и авторитет учительницы не пострадает, и на свои места все встанет. Главное, чтобы девочка сама нашла место для гномов, а не Вы ей указали - зачем повторять ошибку учительницы, с ходу поместившей гномов внутрь ребенка?
Итак, рисунок: линия неба (облака, солнце, луна), линия земли (трава, снег, коричневая земля), подземный мир (знаете, как в учебниках ботаники: сидит свекла в земле, а корни глубоко в землю уходят) - рисует ли так Ваша дочка?
21.09.2001 13:35:36, Элла Прокофьева
Элла, спасибо, дело продвигается медленно, я не хочу сильно фиксировать дочку на этом, поэтому разговоры пока идут в ситуациях "к слову пришлось". Если что-то будет, обязательно напишу :)) 23.09.2001 21:59:45, Яся
А ваш ребенок не начинает бояться каких-то злых сил, которые могут быть вне ее? То есть в комнате? Если в человеке живут гномики, то могут и в комнате, а вдруг их нельзя контролировать? если поверить во все
это, то становиться страшно :( Моя бы точно провела такую аналогию :( Очень смахивает на религию. Неужели нельзя не совершать плохие поступки по другим причинам, а не потому что у тебя "гномик растет"? Мне кажется это очень опасная теория, если возможно, все-таки, навейте ей мысль, что это интересная сказка. Ведь если реально - это же ужас! Представьте такое у себя внутри и почувствуйте холодок по спине...
20.09.2001 15:24:38, оса
А эта идея с гномиками, она имеет какое-то отношение к самому Шалве? Или это уже вариации самой учительницы. Если это атрибут методики образования и воспитания, придется смириться, вы ведь сами выбрали школу. Если это идея не в меру творческой учительницы, с ней можно спокойно поговорить, объяснить, что детские души (и тела) не так уж просты, что "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..." В гуманистической школе ведь не может быть учительницы-ведьмы, которая живет правилами 20-летней давности и ненавидит детей. Я в этой идее, которая подается ведь серьезно, какое-то сектантство. Не исключено, что я слишком строга, и для других детей это просто милая и полезная игра. Не знаю, но с учительницей обязательно бы поговорила: спокойно и дружелюбно. Рассказала бы, что происходит к тонким и душевно ранимым ребенком. 20.09.2001 11:30:07, Любовь
Елена Д.
Мой бы точно испугался, он бы представил что кто-то есть внутри его и захотел бы его выгнать. Хотя про бактерии в животе он знает :) 21.09.2001 11:32:51, Елена Д.
Да, какая-то странная теория :(. Мне, чесно говоря, ближе религиозная, об ангелах с правой и левой стороны. И в животе никого не надо селить :) 20.09.2001 11:20:02, Мари
Баба Нюра
Да :)). Ассоциации то ли у Вас, то ли у дочки интересные пошли. А почему гномы не в голове, места мало?

На самом деле мне интересно, как делить поступки на плохие и хорошие однозначно? И сколько плохих надо совершить, чтоб "хороший" гном пропал совсем? А что будет, если они перестанут помещаться в животе?

Нет, не люблю я навязанные сказки и образы. Подсказанные - да, предписанные к обязательному применению - нет.
19.09.2001 21:25:05, Баба Нюра
Я, кстати, думаю, что гномы не в голове с подачи учительницы - я пыталась их "переместить", но номер не прошел :((. Дочь упорствует, у нее они в животе. К душе поближе, надо полагать :(( 19.09.2001 21:32:39, Яся
O'Merry
Яся, почти по той же теме: когда дочка была поменьше (лет 7, наверно) я как-то после очередного ее "выбрыка" попыталась с ней поговорить о том, что со своими злыми чувтсвами и мыслями надо как-то бороться. чтобы они не обижали окружающих. Через пару недель она меня огорошила таким выводом (причем в совершенно другой ситуации): "Ве плохие мысли живут в животе. Когда они просятся наружу, надо попить холодной воды, чтобы они утонули".
Может быть, это своего рода "архетип" в детском сознании: помещать эмоции в область желудка, чтобы легче было их контролировать? Об этом же, кстати. говорят и некоторые древние мифы... Может быть, это нормальный ход вещей? Или я совсем глупости предполагаю?
20.09.2001 12:11:00, O'Merry
А мысль интересная, ведь говорят же "я не могу это переварить" и т.п. 20.09.2001 14:35:30, Marty
Да, вот с делением трудно, тогда должен прилагаться какой-то список указаний - заповеди там, или кодекс. 19.09.2001 21:30:59, Яся
Баба Нюра
Во-во :)). Нет, я бы тоже перекосилась от вопроса, когда же у меня внутри гномики заведутся. Толерантность толерантностью, а мои тараканы сами по себе. 19.09.2001 21:32:52, Баба Нюра
А с другой стороны, может быть это правильно? "Хорошо-плохо" - определяется только самим ребенком, то есть ценности не навязываются, в то же время дети как-то себя контролировать будут... Но я вних никогда не поверю :(( . И это будет очень огорчать мое дитя... 19.09.2001 21:41:48, Яся
Баба Нюра
Ну, понимаете, я такая вся из себя реалистка была. Мне хоть гномы, хоть звёздочки на рукав, лишь бы взрослые чётко правила объяснили :)).

А если ребятёнок с бурной фантазией... У Вашей дочки с этим как?
19.09.2001 21:47:51, Баба Нюра
Иногда школьным учителям в голову приходят всякие сомнительные идеи. И начинают плодится всякие гномики,деды-звонкоеды (простите не запомнила истинного имени), которые призваны помогать ребенку и вносить элемент игры. А на самом деле ИМХО, только всех путают. 19.09.2001 21:56:25, Бада
Баба Нюра
Знаете ли, если б мне вдруг серьёзно "перекосило крышу", и я бы поверила в какую-то там живность ВНУТРИ себя, я бы не на шутку испугалась. Пусть они живут без физического единства со мной. 19.09.2001 22:00:12, Баба Нюра
У девочки религиозное сознание :(( 19.09.2001 23:21:32, Яся
Мне не нравится. Не знаю почему, но не считаю это правильным.
Это как деление на черное и белое.
19.09.2001 21:19:05, Бада
Вот я думаю, есть же в иудаизме, вроде, что-то подобное, но там более сложная зависимость (запреты, например, отделены от долженствований, если я правильно помню, и нарушения того и другого по-разному влияют на темное и светлое...), а здесь как-то простенько, да? 19.09.2001 21:29:33, Яся
Не уверена, но кажется, эта идея взята по аналогии из баптизма, где в иносказательной форме говорится, что каждый должен стараться кормить свою белую, а не черную собаку, обе из которых имеют место быть в чел. душе. Если это изобретение учительницы, мне кажется, нужен серьезный с нею разговор... 19.09.2001 21:48:19, olgaT
Интересно, какие цели преследует этот педагогический прием ? Мне ничего умного в голову не приходит :-(
У Женьки в скаутском лагере была"вечерняя свечка" - вечером, держа в руках,горящую свечу, каждый рассказывал что он сделал или что ему понравилось в прошедшем дне. Это мне больше нравится и понятнее гномов.
Может учителя спросить, с подробностями о гномах и их назначении.
19.09.2001 21:45:54, Бада


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!