Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

обучение детей с дислексией

в продолжение обсуждения в соседней конференции прошу совета.

Если проблема выявлена, курсы коррекции пройдены, но знание русского и способности чтения оставляют желать лучшего, то как продолжать дальнейшее обучение?
Искать хорошего репетитора по русскому и все годы до конца школы (или момента когда все исправится) заниматься с ним?
Больше слушать (аудиокниги) и смотреть? Чем еще можно помочь ребенку? Какие еще из непрямых методов (помимо повторной проработки темы с репетитором) могут помочь?

Поделитесь, пожалуйста, опытом, наблюдением, советами.. чем угодно... как-то в тупике я.

Ниже в теме пятиминутка гнева:) Если кому интересно или можете что-то сказать по нашей частной теме, то выскажитесь, пожалуйста:)
24.11.2016 17:18:05,

38 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У младшего ребенка в начальной школе была дислексия. До 5 класса занимались с логопедом, который специализировался на таких проблемах( стоил бешеные деньги). В 5 классе я от всего устала и мы пытались жить без специализированной помощи, тем более что сами проблемы ушли, осталась безграмотность. Закончилось все тройкой по русскому. Взяла дополнительно в 6 классе учителя русского из другой школы. Сейчас ребенок в 10 классе. ОГЭ написано на максимальный балл. Но с учителем русского все еще занимается, теперь уже думаю до конца школы и сдачи егэ.

P.S. У нас в началке была золотая учительница. Видя, что наши проблемы на физиологическом уровне и мы с ней боремся, она закрывала на нас глаза( подходила к ребенку во время диктанта и подсказывала, где ошибка не грамматическая, а по нашей проблеме). Все тестирования по русскому в конце 4 класса пропустили по "болезни", потому что видя огромное кол-во вопросов ребенок впадал в ступор и не мог вообще ничего написать. В общем, самооценка в началке не пострадала, что для меня было крайне важно.
28.11.2016 11:31:32, Маша из Троицка
lisak7
Вам нужен логопед. 27.11.2016 22:36:18, lisak7
tЮлька
Моя чуть младше, но у нас с вами же две глобальные проблемы - первая, что в школе много материала в печатной форме, но сейчас уже проще - много лекций, можно текст поставить на прочтение в программе, видео по теме скачать и т.п. Т.е. Окружайку, историю, географию учить через видео и слух. Тем самым уровень общих знаний ребенка не сильно зависит от скорости чтения. Я сама в начале года нашла лекции и видео по всем темам и просто дочери выдала, она кроме прочтения окружайки случает лекцию и видео сюжет на эту тему смотрит, тем самым особо не зависит от чтения.

И вторая, я ее считаю меньшей, это аттестация в школе и навык письма. Т.е. Конечно это важно для школы, но для меня менее важно. Просто репетира брать пока не буду, у меня есть дефектолог, надеюсь через год она из декрета выйдет и мы с ней все проблемы еще раз пройдем, но более активно, пару раз в неделю, но за пол года.
26.11.2016 20:49:11, tЮлька
До 15 лет примерно стоит заниматься,как я поняла. Тут много зависит не столько от репетиторов сколько от самого мозга,то есть проблема тут не столько в занятиях и умениях-а чисто биологическая. Нейропсихологи проводят специальные двигательные занятия для таких детей,но про эффективность ничего не могу сказать. 25.11.2016 10:58:07, Линдааa
специальные занятия помогают, но не глобально. Они устраняют часть препятствий к усвоению материала и получению навыков, но только часть.
В нашем частном случае, нейропсихологии свою работу полностью выполнили, сын соответствует уровню обычного ребенка своего возраста, а вот в реальных условиях он не может полностью проявить свою возможность. Наверное, мешают всякие мелкие нюансы: чуть медленнее скорость обработки печатной информации, чуть хуже способность концентрироваться (и не делать ошибки), может отвлечь шум, хуже запоминаются незнакомые слова (как раз проявление дислексии, когда человеку трудно оперировать словами, не имея их четкого образа в своей голове)... и все это вместе приводит к неблестящим результатам, даже если ребенок (в лабораторных идеальных условиях) полностью соответствует всем нормам:)
25.11.2016 12:50:10, Vanilla
Люба С.
Заниматься мне кажется можно в любом возрасте. Просто КПД будет разный.
Ну и нам в своё время хороший специалист логопед который вытянул ребенка "на рабочий режим" сказала, что к сожалению возможен либо прогресс при постоянных занятиях, либо регресс. Т.к. самостоятельно удержать достигнутое организм не в состоянии.
Поэтому я смирилась с тем, что русский - это то чем мы будем заниматься усиленно до конца школы. А дальше будет спокойно жить и пользоваться вордом.

Действительно, очень спорный вопрос целесообразности затраты кучи усилий и ресурсов на то, что заведомо нельзя полностью скомпенсировать.

Очень жаль, что у нас никак не учитывается эта проблема в образовании.. :(
25.11.2016 11:25:41, Люба С.
А какой класс? И что значит - типичные дислектические ошибки на русском? 24.11.2016 18:33:49, Кетчуп
4 класс.
Перестановка букв, пропуски букв, замена букв сходных по звучанию (акустическая дисграфия). Раньше бичом было замена букв сходных по написанию, теперь (улеглось наконец) ошибок такого типа почти нет.
Со слухом все нормально, развитием фонетического слуха занимались (все развили:), невролог также не имеет претензий (но и помочь не может:)

Но даже без дисграфических - в работах полно ошибок. Не успевает применить правило, забывает применить правило, забывает правило;) - любая причина возможна (в зависимости от фазы луны:)))
24.11.2016 18:45:45, Vanilla
Не переживайте, постепенно будет по-лучше, т к будет практика и тренировка. Насколько по-лучше, неизвестно. Но да, смириться, что в рамках школы для достижения среднего эффекта усилий будет потрачено значительно больше, чем у других детей. И решать, исходя из амбиций, целеустремленностей ребенка, искать этот баланс, сколько вы готовы потратить усилий для достижения результата. Но знайте, что регулярные занятия дадут свой результат в любом случае, неизвестно насколько значительный, но дадут. ВЫ правы, заниматься с репетитором по русскому до конца школы. И в других предметах больше слушать, смотреть, чтобы пополнять знания. Из нашего примера, начали ликвидировать дисграфию, те заниматься именно этой проблемой в конце 6 класса, читал по догадке, писал с дисграф ошибками, знаков и заглавных букв не было вообще. С 7 класса репетитор. Сейчас, 10 класс, сменили репетитора и нейропсихолога, так оба специалиста сказали, что вы, нет дисграфии. Вот знаки не видит вообще, а пишет грамотно. Т е прогресс будет обязательно. Просто не такой, какой был бы у обычного ребенка прикладывай он столько усилий. Но будем искать позитив, зато будут борцами, стойкими. И после школы будет другая жизнь. 25.11.2016 13:25:06, Анна____________
наверное требуются многолетние занятия с логопедом 25.11.2016 07:00:47, Dezi
Обычные логопеды говорят - "не наш клиент", это "что-то с головой". А специализированных у нас, например, нет. 25.11.2016 07:49:28, Roccy
обычные ставят звуки
а в школе у нас логопед звала на занятия именно с такими проблемами, как вы описали
дочкина подруга ходила, родители говорят помогало, жать логопед быстро ушла
значит надо куда-то ехать за консультацией специализированного и потом самим становится таким логопедом
или форум логопедов-дефектологов поискать - может можно дистанционно проконсультироваться
26.11.2016 07:31:23, Dezi
а обычные и не могут помочь:( В общем, это и хорошо, что они не берутся за то, что не могут сделать, не обещают, не дарят напрасную надежду и не тратят драгоценное время.
Нам в свое время логопед в саду тоже сказала, что она помочь не сможет и направила нас в иное заведение, которое способно и должно было бы все исправить. Но в том заведении отчего-то закрыли глаза на проблему и даже не известили нас о ее существовании. И, конечно, не занимались ею совершенно:)
25.11.2016 12:53:26, Vanilla
Сходные по звучанию - это какие? Д и Т что ли? Ошибки, я так понимаю, дисграфические? И при этом он ещё и не читает из-за дислексии? 24.11.2016 18:51:38, Кетчуп
Ой, извиняюсь, ошибки в письме - дисграфические, конечно! Вроде так правильно классифицируются?
Д-т - это как и обычные дети он научился проверять. То, что подчиняется порядку и правилам, у него намного легче идет и вырабатывается навык правописания.

Акустическое - например, синиЕ карандаш. Он не чувствует разницу звуков на конце, чисто его особенность. В прилагательных он ее просто запомнил, но как только в другом месте встречается пара й-е, то может не распознать звучание.

Или сегодняшнее - "щастливый" - классика:)
зелЮный (ну как?:)
24.11.2016 19:00:43, Vanilla
Да, это дисграфия. У нас так же было, абсолютно не видел разницы в согласовании прилагательного и существительного, т е синяя море, голубое кофта это было нормой и не понимал ошибку. Это именно дисграфия. Посмотрите разные пособия по дисграфии, в поиске поищите. Есть дисграфия зрительная, на различение частей речи, на слова в предложении (не мог построить из слов предложение), на различение букв в/ф, ж/ш (форобей, жкаф писал), не помню еще какие, к таким тетрадям есть описание упражнений для логопеда где описан акцент как делать упражнение и тетрадь с заданиями. Мы прошли все тетради подряд, т к были всевозможные проблемы.
различать слова
[ссылка-1]
предложение
[ссылка-2]
зрительно
[ссылка-3]
не путать буквы
[ссылка-4]
здесь много упражнений на разные темы
[ссылка-5]
25.11.2016 13:34:20, Анна____________
Cat-S
"Счастливый" - это же обычная ошибка в словарном слове.
Никто [счастливый] не произносит же. [щасливый] говорят.

"Зелюный" - тоже понятно. Ё под ударением, но его ведь услышать можно, если ударный слог выделить голосом. А если быстро проговорить, то и правда, непонятно, что там - [л'o] или [л'у]. По крайней мере [л'у] я слышу иногда.

А Вы по классической программе русскому языку учились? Мне кажется, Вам что-нибудь из Соловейчик (Гармония) или из Эльконина-Давыдова посмотреть можно. Там все вокруг этих дисграфических проблем. Детям с хорошей зрительной памятью тяжело на транскрипции [йожыкоф] смотреть, а вот, как мне кажется, детям с дисграфиями как раз должно помочь. В этих программах учат сомневаться в написании таких букв в словах, в которых и придумать-то трудно, что ошибиться можно. Пишут с окошками, с пропусками.
24.11.2016 20:24:07, Cat-S
с этими программа не знакомы, у сына обычная -Школы России, но обязательно присмотрюсь.
Правда, я опасаюсь всех этих транскрипций, мне кажется что они закрепляют неправильное написание, но может это и правда для тех, кто в принципе помнит как пишется.

Это та причина, по которой я не стала заниматься по книге "Обучение без мучений", в которой из 3 -4 различных вариантов написания слова надо найти верное. Я побоялась еще больше запутать ребенка, тут не понимаю как может работать механизм выбора правильного слова:)

Спасибо!!:)
25.11.2016 13:22:45, Vanilla
Наша классика - што. 24.11.2016 19:22:57, Roccy
А читает-то он как?
Я Вам в личку попозже напишу.
24.11.2016 19:11:22, Кетчуп
уже читает. По моим оценкам, чтение проблемно, затруднено, но не так сильно как письмо.
Потихоньку часто без желания, почитает. К счастью, стал способен самостоятельно читать учебники. Более сложные тексты или иную учебную литературу - нет, но хотя бы школьный минимум - читает. Для меня это радость и его прогресс.
Надо больше читать, но трудно найти книги которые подойдут и заинтересуют его, а иначе все получается только путем уговоров и подталкивания:)
25.11.2016 12:56:44, Vanilla
Можно мне тоже:) У меня очень похожий ребенок:) 24.11.2016 19:27:45, Шоша
Я занимаюсь с ребенком сама. Считай репетитор, т.к. я лингвист. 1 раз в неделю логопед и это явно помогает убирать, например, ошибки связанные с мягкостью и пр.
Я ходила вместе с ребенком на занятия к дефектологу и подхватила некоторые простые вещи, типа простукивания слов, в которых были ошибки.

Но вообще есть масса детей, у которых положительные оценки по русскому только при занятиях с репетитором. Далеко не все из них дислексики.
24.11.2016 18:30:32, Шоша
А чем помогает простукивание?
В том центре, который прсещал мой сын, не практикуется присутствие родителей на занятиях. К сожалению:( Поэтому у меня немного специальных навыков обучения дислексиков.

Как вам кажется, занятия с лингвистом будут полезнее, чем с мамой? Русский не совсем плохо знаю, терпение и желание тоже есть... но я просто взрослый человек без знания методик, нюансов языка и каких-либо хитростей освоения.

Но и лишних денег нет - вот чтобы просто так переложить на другого человека, из-за лени:)

Меня интересует самый эффективный путь помощи сыну и обучения русскому...
24.11.2016 18:52:07, Vanilla
Про простукивание - это работа со сложными словами. Я произношу слово четко (как пишется) по слогам паралелльно отстукивая ритм ладонью по столу, прошу ребека повторить. Повторил правильно - молодец. Повторил что-то неправильно, я снова произношу слово интонационно выделяя сложное место и так пока не повторит правильно. Больше 2-3 раз у нас нужно не бывает. Отбивание ритма фокусирует на задаче. Вроде как лучше запоминается. Моему ребенку точно лучше.

Про занятия с лингвистом. Я думаю, что мне мое образование сильно помогает. Как минимум в части теории языка, которая в школе довольно безумна. Помогает для изложений и т.п. Помогает ли для орфографии - не думаю.
Мне кажется, большинству адекватных родителей достаточно методического сопровождения раз в месяц, но у меня так и не получилось найти такой вариант.
Я не знаю, в каком вы районе. У меня есть знакомая, кторая замечательно занимается с детьми русским и литературой. Мы сами, к сожалению, не в Москве, иначе бы с ней точно занимались Думаю, с ней можно было бы договоиться не на пожизненные занятия, а на какие-то этапы.
24.11.2016 19:27:20, Шоша
Постукивание - попробуем, спасибо за совет!!

Я напишу вам сейчас на e-mail, преподавателя, способного нам помочь, хотим, конечно!:)
25.11.2016 13:01:18, Vanilla
Individuale
имей в виду, что у меня есть супер препод по русскому 24.11.2016 17:40:16, Individuale
не откажусь от рекомендаций, советов и контакта!:) 24.11.2016 17:52:47, Vanilla
Когда же закончатся эти мучения со школьным предметом "Русский язык"?!

Дело даже не в особенностях обучения сына, а учителях в школе. Может, есть нормальные, но у нас их нет. Учителя русского языка не только мало знают про дислексию (хотя странно!), но и не считают нужным с ней считаться.
Поэтому поведение и система обучения как минимум – странна, реально – губительна для обучения ребенка.
Например, вначале подправляется высота заглавной буквы (принимается решение, что хотя она и выше остальных букв в слове, но явно недостаточна по ГОСТ и это оценивается как грамматическая ошибка), а потом в том же слове (!!) пропускается реальная грамматическая ошибка. И это не первый раз. Такое впечатление, что оценки (2 или 3) ставятся в зависимости от положения звезд на небосклоне: если есть желание поставить «2», то быстро находится несколько аргументов для этого (в т ч не та высота буквы, не то написание, типично дисграфические ошибки) , а остальное даже не проверяется:)
Ну вот как ребенок может обучаться грамотности и исправлять свои ошибки?:)

В итоге знание русского у сына не только далеко от нормального, но и присутствует стойкое предубеждение и желание держаться от русского как можно дальше в принципе.

И вот как раз тут вопрос, что и как делать? Я уже не знаю…. Ребенок, понятное дело, не горит желанием заниматься русским даже дома со мной (снова делать те же упражнения, снова разбирать известные правила в попытках добиться автоматизма), плюс негативное влияние школы…

Искать хорошего репетитора? Заниматься самой с ним? Отложить проблему на полгода-год - может, постепенно выправится ( с другими предметами уже стало лучше)…
24.11.2016 17:20:02, Vanilla
Репетитора будет мало. Наш репетитор не знала проблему дисграфии и не считала ее существующей, но у нее большой опыт работы в школе и она занималась с ребенком со своего видения и в конце концов это помогало. Т е я бы советовала репетитора обязательно, чтобы индивидуально прорабатывались темы. И обязательно самим или специалист по дисграфии (нейропсихолог, логопед, дефектолог) заниматься именно дисграфией, самим вполне можно разобраться, там не сложные пособия, по 15 минут день/через день. Тоже были сложности, что правило знает, а применить не может. Иногда само выправляется, но тут нужна помогающие стимулы (занятие музыкой, спортом) что даст толчок к развитию. И не ждите быстрых результатов, но они обязательно будут. Верьте в ребенка, объясняйте ему его особенности, помогайте справляться и хвалите хвалите хвалите. 25.11.2016 13:47:57, Анна____________
Мы пошли по пути "репетитор 1 раз в неделю". Взяли утро, в воскресенье, когда есть силы и желание у ребенка. Преподаватель - учитель русского языка возраста 70 лет на пенсии со старыми советскими методиками. Занятие длится 2 раза с перерывом по 45 минут. Русский улучшается, теперь проблема с английским. 24.11.2016 17:30:56, Roccy
занимаются по программе, так ведь?
Наверное -да, нам так же надо и спасибо за подсказку, что по выходным заниматься - так действительно легче пойдет.

По поводу английского я пока не очень переживаю. И так как там нет таких строгих требований к правописанию, чистописанию и уровню языка, то ситуация не столь плачевна, но и -главное - учитель понимающий. Если сможет и захочет, то сын выучит английский позже, без него сможет жить.

А вот русский точно надо доводить до минимального (базового:) уровня. (Давайте введем базовый ЕГЭ по русскому для подобных детей:)
24.11.2016 17:57:50, Vanilla
А нам категорически не советовали углубляться в английский язык, пока не решаться проблемы с дисграфией. И "брать" другой язык только памятью, заучиванием слов. 25.11.2016 13:49:47, Анна____________
у меня интуитивно был такой же подход: английский учить - как получается, минимально, чтобы школа была удовлетворена и аттестовывала. 25.11.2016 14:28:01, Vanilla
У нас тоже 4 класс. Да, занимаются по программе, трудно идёт, но результат виден. Уже иногда четверки появляются. 24.11.2016 19:26:39, Roccy
у нас появлялись в прошлом. А в этом - спустились на балл.
Наверное, результат не совсем в моем ребенке, а больше в новой учительнице,. но все же странно и пугающе видеть средний балл по русскому 2.67:)
25.11.2016 13:24:32, Vanilla
А мой вчера двойку принёс. Такой же как у вас "счасливый", "синвол", мелково друга" и тд 28.11.2016 09:43:05, Roccy
оооо, узнаю собрата:) Именно так:) Не удивлюсь, если через несколько лет откроют, что у наших просто уши другие, какое-нибудь строение, какая-нибудь загогулинка, поэтому они по-другому звуки воспринимают:)

Моему тоже не удалось написать административный диктант:) Аж с учетверенным весом выставили:)
29.11.2016 10:40:21, Vanilla

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!