Все последние десятилетия на голову российских школьников, да и взрослых людей, льётся поток исторической и псевдоисторической информации. В сочетании с экспериментами в сфере образования, напоминающими большевистские изыски 1920-х годов, это привело к полной исторической дезориентации людей всех поколений.
Имея дело со школьниками в качестве репетитора по истории, автору не раз приходилось поражаться тому, чему же их учат в школах, зачастую престижных. Один абитуриент за три месяца до поступления в МГИМО от репетитора впервые услышал фамилии «Дзержинский» и «Будённый». А другой не хотел верить в то, что в Берлине течет река Шпрее, - почему-то это название казалось ему смешным. Но он поступил в МГИМО, и сейчас, наверно, представляет Россию за рубежом.
Другой, довольно способный парень, - когда мы изучали разгром Наполеона в 1812 году, и роль, которую сыграла в этом казачья конница, - ошарашил вопросом:
- А как же замечательные арабские всадники? Ведь Франция – это арабы.
С современной точки зрения он, в какой-то степени, прав. Но пришлось ему объяснять, что в 1812 году этнический состав французского государства заметно отличался от нынешнего.
Студенты третьего курса журфака МГУ нисколько не стесняясь, спрашивали: «А кому принадлежит Камчатка?» или: «Мордовия – это где?» В качестве шутки пришлось «разъяснить» барышне-студентке, что Камчатка принадлежит Белоруссии, а Мордовия – это бывшая союзная республика СССР, ныне независимое государство в Закавказье; но не сложились у Мордовии отношения с Азербайджаном, и сейчас вырисовываются контуры военного блока «Саранск – Ереван». Объяснение было воспринято совершенно серьезно. Девушка села писать статью о Саранске, как о столице кавказского военно-политического альянса...
А мы с этим уже столкнулись, племянница младшая сейчас эти дурацкие ЕГЭ сдает и в институт на исторический поступать планирует... Говорит, все так искажено, что ужас. А у вас как? Что вы думаете по всеобщей безграмотности? Как с ней бороться, окромя того, что самостоятельно дома с детьми заниматься?
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: Школы
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
К чему уже привели ЕГЭ или историческая безграмотность
06.06.2012 08:24:36, Большая мамочка48 комментариев
А в советское время и перестроечное все историю знали на пять?
История вообще предмет подвижный, взгляд на большинство вопросов меняется из года в год.
Неоднозначные мнения могут быть на большинство событий.
А учителями всегда приветствовались только факты какие в учебники по этому предмету,
филосовские изыски не нужны, шаг влево - снижение оценки.
Поэтому не советовала бы сдавать экзамен по истории ни сейчас, да и раньше можно было завалиться,
это не физика, химия и математика.
И категоричность в суждениях о истории не подходит. 07.06.2012 09:38:30, Chernika
История вообще предмет подвижный, взгляд на большинство вопросов меняется из года в год.
Неоднозначные мнения могут быть на большинство событий.
А учителями всегда приветствовались только факты какие в учебники по этому предмету,
филосовские изыски не нужны, шаг влево - снижение оценки.
Поэтому не советовала бы сдавать экзамен по истории ни сейчас, да и раньше можно было завалиться,
это не физика, химия и математика.
И категоричность в суждениях о истории не подходит. 07.06.2012 09:38:30, Chernika
В ЕГЭ по истории спрашивают как раз факты. Кто, когда, что написал, изобрёл, открыл, завоевал и т.д. От греха подальше стараются не обсуждать ничего, только факты, даты.
07.06.2012 16:36:59, Машина мамаша
Все в кучу. И ЕГЭ и племянница, которая в 17 лет точно знает, что и где искажено, и что в вузах терпят двоечников. А фамилия Буденный ничем таким и не должна выделяться, Вы много генералов армии времен Александра Второго знаете?
06.06.2012 21:15:43, Акорса
В девяностых годах к нам в Ростов-на-Дону приезжали немецкие школьники (по обмену) с учителем. Учитель громогласно удивлялся, что ОКАЗЫВАЕТСЯ в России НЕ ТОЛЬКО МОСКВА БОЛЬШОЙ ГОРОД :) А ведь он тоже образование получал, западноевропейское между прочим :)
А по теме - мне все время кажется, что проблема безграмотности преувеличена. Как всегда - есть безграмотные, есть грамотные, есть те, кто знает все обо всем, есть те, кто знает что-то, а остальное пофиг. Ничего не меняется. Хотя ЕГЭ бред, конечно :) 06.06.2012 17:16:36, ДраКошка
А по теме - мне все время кажется, что проблема безграмотности преувеличена. Как всегда - есть безграмотные, есть грамотные, есть те, кто знает все обо всем, есть те, кто знает что-то, а остальное пофиг. Ничего не меняется. Хотя ЕГЭ бред, конечно :) 06.06.2012 17:16:36, ДраКошка
Поддержу.
Если в учебниках для французских младшеклассников на карте все, что за Уралом надписано "Земли, непригодные для проживания", то это проблема не только конкретного учителя и учеников. Их так учат.
Я не защищаю ЕГЭ. Но и раньше некоторые закончившие школу не знали элементарного. Наш класс, проучив английский шесть лет по два урока в неделю, читал "таке-маке", "тхе" и т.д., я закончила институт, сдала гос по английскому, а когда приперло, взяла Бонк и начала изучать сама. Не могла понять разницу между were и was.
Моя подруга, по распределению угодила в сельскую школу учительствовать. Рассказы ее про тамошнюю безграмотность кажутся фантастическими. 06.06.2012 19:54:56, фа
Если в учебниках для французских младшеклассников на карте все, что за Уралом надписано "Земли, непригодные для проживания", то это проблема не только конкретного учителя и учеников. Их так учат.
Я не защищаю ЕГЭ. Но и раньше некоторые закончившие школу не знали элементарного. Наш класс, проучив английский шесть лет по два урока в неделю, читал "таке-маке", "тхе" и т.д., я закончила институт, сдала гос по английскому, а когда приперло, взяла Бонк и начала изучать сама. Не могла понять разницу между were и was.
Моя подруга, по распределению угодила в сельскую школу учительствовать. Рассказы ее про тамошнюю безграмотность кажутся фантастическими. 06.06.2012 19:54:56, фа
Я периодически листаю учебники сына по истории. Ничего страшного там не наблюдаю, плюс-минус это то же самое, что и мы учили. Вышеописанный ужас в учебниках не написан - это точно. Если человек не читал даже учебника, то разве Фурсенко в этом виноват?
06.06.2012 15:43:11, Western
О! В корень!
Фигня современной "дворовой" (опять дурная терминология, но я не знаю, как сказать яснее) школы в том, что очень многим учителям и администрации все фиолетово. Лично слышала перл учителя математики: "Я не обязана ничего объяснять вашим детям!".
Вот это да - беда *-(
Но кто хотя бы читает учебники - тот учится *-))) 06.06.2012 15:48:32, Mary-Lea
Фигня современной "дворовой" (опять дурная терминология, но я не знаю, как сказать яснее) школы в том, что очень многим учителям и администрации все фиолетово. Лично слышала перл учителя математики: "Я не обязана ничего объяснять вашим детям!".
Вот это да - беда *-(
Но кто хотя бы читает учебники - тот учится *-))) 06.06.2012 15:48:32, Mary-Lea
Вот. Учителя не обязаны ничего объяснять, родители не обязаны учить вместо учителя, дети не обязаны хотя бы читать учебники. Швабода.
На выходе и имеем, что имеем. Всякий свободен - быть или не быть дурнем необразованным. 06.06.2012 16:02:58, Western
На выходе и имеем, что имеем. Всякий свободен - быть или не быть дурнем необразованным. 06.06.2012 16:02:58, Western
Угу. Можно еще поудивляться количеству тех, кто не желает быть дурнями *-) Конкурс в хорошие школы и ВУЗы никак не падает *-)
06.06.2012 16:06:29, Mary-Lea
Вспомнился телемост Фила Донахью и Познера лет 15 назад... там одна американская школьница спрашивала русскую аудиторию: почему в Москве на улицах так мало негров? И почему мы построили Берлинскую (?) стену? Помню, как российская аудитория в недоумении переглядывалась, а ФИл краснел. Познеру пришлось объяснять, что мы не экспортировали негров из Африки, а берлинская стена в Германии. (Американка в недоумении растерянно озиралась на друзей, типа это как так?) Теперь картина повторяется, только уже у нас:((((.
06.06.2012 14:30:03, XXL
Где картинка повторяется, уточните, плиз? Вы лично это видите? Я - нет. Куча необразованных людей была всегда.
Мои старшие дети - студент и выпускник - грамотнее нас с мужем в соотвествующем возрасте... 06.06.2012 14:34:29, Mary-Lea
Мои старшие дети - студент и выпускник - грамотнее нас с мужем в соотвествующем возрасте... 06.06.2012 14:34:29, Mary-Lea
Я Вас частенько читаю, и скажу, что Вас и Ваших детей ну никак нельзя в качестве примеров в обычной жизни приводить.
Талантливые Вы)))))) 06.06.2012 16:11:53, oleal
Талантливые Вы)))))) 06.06.2012 16:11:53, oleal
Спасибо, конечно, на добром слове. Но как раз в области гуманитарных наук мы все явно антиталнтливы *-)
06.06.2012 17:38:53, Mary-Lea
Я рада за ваших детей, правда. И за своих тоже. Но общая картина безрадостная. Меня вообще удручает современная школа. Как можно выучить русский за три часа в неделю? А литература? А та же история? Ну и если преподавтель ВУЗа пишет реалии своей работы, я ему верю :)
06.06.2012 15:02:09, XXL
[пусто]
06.06.2012 17:51:35
А надо ли глубже? Может просто научить детей грамотно писать и говорить? Я работаю с документами. Боже, что мне только приходилось читать! И это пишут начальники департаментов и отделов!
07.06.2012 13:12:46, XXL
Вряд ли начальники департаментов и отделов закончили школу в последнее время, верно? Так что это - скорее грехи еще совествкой или около того школы...
07.06.2012 14:11:47, Mary-Lea
<Да и во многих вузах ввели русский язык на первом курсе.>
Это сделали именно по причине безграмотности абитуриентов и их неумения грамотно и развернуто излагать свои мысли на русском языке, а не на сленге с междометиями. 06.06.2012 19:27:15, Lussi01
Это сделали именно по причине безграмотности абитуриентов и их неумения грамотно и развернуто излагать свои мысли на русском языке, а не на сленге с междометиями. 06.06.2012 19:27:15, Lussi01
Кабы вы знали, сколь безграмотные специалисты приходят после вузов! Имею в виду тех, у которых не было на первом курсе русского языка.
06.06.2012 19:58:28, фа
Да можно выучить и русский и историю за нынешнюю учебную программу. Наши с Вами дети это показывают, правда? Мои по части русского особенно "показательны" - у старшего в медицинской карточке куча околологопедических диагнозов и учеба в матшколах-матклассах - то есть никакого школьного усиленного русского - а вполне себе к 11 классу научился таки грамотно писать *-)
Преподаватель сей пишет памфлет, который, имхо, как и всякий продукт этого жанра, весьма тенденциозен и предвзят.
Я утверждаю, что в нашем поколении, типа из "старой" советской школы можно найти не менее вопиющие примеры. 06.06.2012 15:44:20, Mary-Lea
Преподаватель сей пишет памфлет, который, имхо, как и всякий продукт этого жанра, весьма тенденциозен и предвзят.
Я утверждаю, что в нашем поколении, типа из "старой" советской школы можно найти не менее вопиющие примеры. 06.06.2012 15:44:20, Mary-Lea
конечно можно:) Просто я все время сравниваю то, как я училась в школе и в институте с тем, как, к примеру учится в институте мой сын. У меня в ВУЗе пересдача двойки могла быть только один раз, далее на отчисление. А у сына в институте хвосты можно годами сдавать Чтобы в мою бытность за зачет или экзамен деньги препод брал - такого даже представить не могу. Ну поступали по блату, естественно, но это не афишировалось и было в незначительном количестве. у меня на курсе почти все поступали сами, у меня это сомнения не вызывало, потому что надо было УЧИТЬСЯ, т.е трудиться и базу иметь. Блатные вылетали сразу.
06.06.2012 15:54:48, XXL
О да, нынешняя лояльность в ВУЗах меня тоже несколько ошарашила. И когда я про количество пересдач рассказываю своим друзьям - все удивляются. Не пойму, с чем это связано... Но вряд ли с безграмотностью - мой сын учится в том же ВУЗе, что и его папа в свое время, правда. на другом факультете, но, в общем-то, смежном. В принципе, старт у них был вполне похожий, только сын, наверное, таки пограмотнее и поуспешнее (сужу по уровню занятых мест в олимпиадах) - и особенно в типа ненужных ему гуманитарных дисциплинах. Ту же историю сын знает сильно лучше папы *-) И книжек читал если не больше, то разнообразнее *-)) И он далеко не самый "крутой" на курсе, да и в группе *-)
06.06.2012 16:02:54, Mary-Lea
Я думаю, что "всеобщая безграмотность" была всегда. Вас ужасает то, что нынешние студенты не знают истории и географии? Я знаю мадам, примерно мою ровесницу, много лет работающую в логистике (!!), которая была не в курсе, что такое анклавы и что с прямым сообщением Москвы с Калининградской областью существуют некие сложности.
Только вчера муж мой жаловался, что им на работе читает очень недешевый курс (типа повышения квалификации, ага) дядечка - вполне себе опять же наш ровесник, не знающий закона сохранения энергии. Курс он читает по электронике. У дядечки есть два высших - техническое и психологическое (хи-хи-хи).
Мой однокурсник, прослуживший 3 года во флоте судовым электриком, утверждал что его проверяющий был приятно удивлен - ты, мол, второй судовой электрик за всю мою инспекторскую практику, который знает законы Ома...
Про 20-е годы - посмеялась. Имхо главное сходство нынешних реформ с 20-30 годами - в засилии всяческих "психологов" (по-старому - "педологов") в образовании. Вот уж кого гнать погаными метлами!
Да, в нынешнюю программу (может быть не во все - их же много - но в ту, которая досталась моим старшим детям) по литературе не входят произведения по Великой Отечественной. Зато есть многое другое, то, чего мы "и не нюхали" на школьной литературе и истории.
А ЕГЭ, по-моему, по крайней мере по естесственнонаучным предметам и математике - вполне благо. 06.06.2012 10:37:49, Mary-Lea
Только вчера муж мой жаловался, что им на работе читает очень недешевый курс (типа повышения квалификации, ага) дядечка - вполне себе опять же наш ровесник, не знающий закона сохранения энергии. Курс он читает по электронике. У дядечки есть два высших - техническое и психологическое (хи-хи-хи).
Мой однокурсник, прослуживший 3 года во флоте судовым электриком, утверждал что его проверяющий был приятно удивлен - ты, мол, второй судовой электрик за всю мою инспекторскую практику, который знает законы Ома...
Про 20-е годы - посмеялась. Имхо главное сходство нынешних реформ с 20-30 годами - в засилии всяческих "психологов" (по-старому - "педологов") в образовании. Вот уж кого гнать погаными метлами!
Да, в нынешнюю программу (может быть не во все - их же много - но в ту, которая досталась моим старшим детям) по литературе не входят произведения по Великой Отечественной. Зато есть многое другое, то, чего мы "и не нюхали" на школьной литературе и истории.
А ЕГЭ, по-моему, по крайней мере по естесственнонаучным предметам и математике - вполне благо. 06.06.2012 10:37:49, Mary-Lea
+1 На днях коллега лет 50-ти просила знакомого привезти ей монету Дагестана - она их, мол, собирает, монеты разных стран.:)
06.06.2012 10:56:11, Мальва с работы
*-))) Тоже классно *-))
Я умышленно приводила примеры людей, не знающих азов своей профессии...
Про выпускницу МГУ с красным дипломом (правда, не гуманитарного факультета), не знающую значение слова "наивный" и пишущую с жуткими грамматическими ошибками я и выше и не упоминала *-) Этой даме тоже подкатывает к 50 *-) И закончила она в свое время одну из лучших московских школ *-) 06.06.2012 11:29:51, Mary-Lea
Я умышленно приводила примеры людей, не знающих азов своей профессии...
Про выпускницу МГУ с красным дипломом (правда, не гуманитарного факультета), не знающую значение слова "наивный" и пишущую с жуткими грамматическими ошибками я и выше и не упоминала *-) Этой даме тоже подкатывает к 50 *-) И закончила она в свое время одну из лучших московских школ *-) 06.06.2012 11:29:51, Mary-Lea
Причем здесь ЕГЭ? В Статье по ссылке о нем не слова.
А вот в названии Вашей темы с ЕГЭ начато... Т.е. "передергивание" налицо, искажение фактов. О том и статья. 06.06.2012 09:48:58, Elefan
А вот в названии Вашей темы с ЕГЭ начато... Т.е. "передергивание" налицо, искажение фактов. О том и статья. 06.06.2012 09:48:58, Elefan
Что хотели, то и поимели. В программе по литературе нет произведений о Великой Отечественной, на истории - 4 часа. И ЕГЭ тут ни при чем. И историческая безграмотность. Я уверенности в том, что во главе государства стоят тупицы не разделяю, иначе бы они дворики мели, а не в министерствах заседали. Что надо, то и делают. За бесплатно учат тому, что требуется.Вон, бизнесу можно поучить...
06.06.2012 09:33:17, иллика,
Как это?
Точно что по литературе проходили Сын полка, Теркин, А зори здесь тихие
По истории в этом году (9 класс) учили ВОВ - делали сводную таблицу основных событий с 41 по 45, презентации тоже были 06.06.2012 11:13:51, КалиНа*
Точно что по литературе проходили Сын полка, Теркин, А зори здесь тихие
По истории в этом году (9 класс) учили ВОВ - делали сводную таблицу основных событий с 41 по 45, презентации тоже были 06.06.2012 11:13:51, КалиНа*
Моя до 7 класса доучилась, проходили в школе только рассказ Нагибина про сердечного друга, кой имеет отношение к войне, но все-таки опосредованное... Так-то. У вас какая программа? Теркина наши по внеклассному чтению в 4 ом классе брали, на День Победы инсценировку делали.
06.06.2012 12:36:41, иллика,
понятия не имею про программу :))))
Знаю про книги, т к на лето книжки качаю для чтения по списку.
Знаю про ВОВ - тк сын прыгал до потолка, тк я разрешила школу прогулять и для этой работы у него лишних 4 дня образовалось :))) 06.06.2012 12:53:43, КалиНа*
Знаю про книги, т к на лето книжки качаю для чтения по списку.
Знаю про ВОВ - тк сын прыгал до потолка, тк я разрешила школу прогулять и для этой работы у него лишних 4 дня образовалось :))) 06.06.2012 12:53:43, КалиНа*
Мои не проходили. Старший читал просто потому, что он читает все до чего может дотянуться. А второй - нет. И даже ни одного фильма не смотрел - ему эта тема совершенно неинтересна. Я это выяснила этой осенью, когда на тренировочном ЕГЭ попалась тема про Великую Отечественную. Пробел, ессно, заполнили. Но он был *-)
06.06.2012 11:18:02, Mary-Lea
А у нас в прошлом году в учебнике 1 класса под картинкой Жукова на белом коне было написано: Вов выиграл русский народ при помощи высших сил, что подтверждается тем, что парад Победы был 24 июня 45 года в день Троицы. Так что... ягодки впереди.
06.06.2012 09:02:38, Кетчуп
А в учебнике для 11 класса на всю ВОВ 4 параграфа, из которых только один на все битвы. Значит при 2 уроках в неделю всю ВОВ они прошли за две недели!
06.06.2012 11:06:57, Колокольчик полевой
Ого! А что это за учебник такой "волшебный"? Что б мне в случае чего с меньшими-то, еще дошкольниками, подготовиться?
06.06.2012 10:39:44, Mary-Lea
Это Истоки. Пока в Москве он был не везде. Но регионы по нему усиленно учат.
06.06.2012 11:04:27, Кетчуп
жуть какая... это я про ВОВ... деду не буду говорить. он до Берлина дошел... Помню в школе, нам карту вешали на доску и будь любезен, покажи-ка как развивались события на Курской дуге... вот тут-то патриотизм и ОСОЗНАЕТСЯ, когда ребенок проговаривает МАСШТАБЫ и ПОНИМАЕТ, что это не бирюльки были...
07.06.2012 09:21:23, AnastasiaSuvorova
Ну а я училась в те времена тоже, но ход ВОВ помню ну очень смутно :) и карты у нас не было, и мне было не особо интересно. А сын мой старший интересуется и лучше меня все знает. Выводы?
07.06.2012 12:38:19, ДраКошка
Выводы? Лехко:) Если бы вы учились сейчас, то считали бы, что Великой Отечественной не было, а во 2ой мировой победили американцы.
07.06.2012 18:59:00, иллика,
Странные выводы :) Во второй мировой победили три страны, а Отечественную войну и сейчас проходят, ничего не отменили.
07.06.2012 20:39:51, ДраКошка
Во-первых это не так, ВОВ никто в школе не отменял, а во-вторых - это правда, американцы таки победили во 2 мировой войне.
07.06.2012 19:43:45, Акорса
Ужасы какие:(((( Во второй мировой победили русские. Американцы развязали третью и пока в ней побеждают. Но еще не конец.
07.06.2012 19:55:44, иллика,
есть ВОВ и вторая мировая, разные даты окончания, часто путаница возникает, когда детям или взрослым задают такой вопрос, то днем окончания второй мировой многие сразу называют 9 мая + плюс патриотизм, кот. закрывает глаза на некоторые факты
08.06.2012 08:46:33, Chernika
Правда что-ли? Во-первых какие русские, тогда был СССР, а во-вторых, а Англия с Америкой что делали? Рядом стояли?
07.06.2012 20:19:51, Акорса
+100 Точно также. Причем у меня один деть знает совсем хорошо, а второму это неинтересно - он и знает гораздо хуже. Это при том, что именно второго учил очень и очень уважаемый учитель истории, автор учебника...
07.06.2012 14:14:16, Mary-Lea
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?