Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

как «научить ребенка говорить»

Девочки, подскажите как «научить ребенка говорить»...
Нашему Никите 1 и 9 почти. Любит книжки смотреть, сказки слушает с интересом, зверюшкам подражает (не оч. похоже, но эмоционально). Моторика рук вполне развита на мой взгляд. Если поем песенки, он может спеть ля-ля-ля или та-та-та. Папа говорит, мама реже. И то, если что-то хочет, а если попросишь сказать, то редко. Если просит что-нибудь, а я в ответ прошу сказать «мама, дай!», то он злится просто (или нельзя так?).
Гуси-гуси. На Га-га-га улыбается (узнает стишок), потом кивает да-да-да, потом нет-нет нет мотает головой и на «конфет-конфет» опять радуется.
Я знаю, что некоторые, особенно мальчики – начинают разговаривать после 2. Понимаю, что он пока 1 ребенок в семье, и что второй будет «разговорчивее» в компании. Может я такая нетерпеливая, но ведь уже 2,5 года ощущаю себя матерью и так хочу услышать от своего ребятенка первые слова.
Подскажите, на что можно обратить внимание, а где не нужно слишком давить.
04.01.2002 19:59:10,

7 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Aya&Samurais
Я слышала, что ребенок сам выбирает время когда ему заговорить Это зависит в основном от характера ребенка и от наследственности. А что бы помочь нужно просто разговаривать с ним почаще, вслух коментировать свои действия (только говорить не быстро и членораздельно), читать книжки. Да вы по моему и так это делаете. Так, что набирайтесь терпения. 04.01.2002 20:27:24, Aya&Samurais
Так-то оно так, но и помочь ему не лишне. Есть специальные упражнения.

Надеюсь, все влезет:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(Марина Васильева)
упражнения на развитие речи, которые рекомендовали в Центре здоровья и развития ребенка.
1. Упражнения на язык и губы:
- движения высунутого языка: вверх, вниз, по кругу, высунуть-всунуть, и т.д. Если ребенок еще не понимает (невозможно ему объяснить), то пусть повторяет за вами.
- облизывать губы, как бы варенье слизывать (мы на самом деле мажем губы вареньем, иначе не делает:-))), облизывать зубы языком
- облизывать языком ложку, тарелку после еды (конечно, это в ущерб воспитанию :-))
- движения рта - открыть, закрыть, "о", "и", "у", "а" - ну и так далее, для более старших - ... как бы это объяснить? - сквозь губы выдыхаете, и губы "вибрируют", что ли, как бы "Бр-р-р".
- дуть-задувать. Задувать свечку, дуть на горячую еду.
2. Как разговаривать с ребенком.
- надо "забыть" о том, что ребенок все понимает, и сложные фразы, и очень много слов. Надо говорить с ним короткими предложениями (двусложными), очень четко проговаривая буквально каждую букву. Нараспев, отделяя каждый слог, можно даже постукивать в такт (один удар на каждый слог). Выделять ударный слог. Повторять по нескольку раз. (ох, как же тяжело все это описывать словами, нам-то показывали:-))
Например:
Па-ро-ВОЗ! Е-дет па-ро-ВОЗ! Чух-Чух! Па-ро-ВОЗ! Как е-дет па-ро-ВОЗ? Чух-чух! Па-ро-ВОЗ!
Хорошо бы, чтоб ребенок пытался повторять, хотя бы первую букву или слог. Если произнес, то еще 2-3 раза повторите.
- немного "шантажировать". Просит он что-нибудь, а вы ему: "Что тебе дать? Машину? Ма-ШИ-на! Скажи "Ма-ШИ-на!" Скажи: "Дай!"" (ну, конечно, в разумных пределах, не доводя до слез).
- перестать "понимать" его язык жестов
3. У нас еще была проблема - некоторые буквы ребенок вообще не умел произнести. Нас учили произносить:
"в" - в момент, когда ребенок что-то произносит, легонько прижмите его нижнюю губу к зубам (надо, чтоб она коснулась верхних зубов, поэтому, если рот широко открыт, немного прикройте ему рот - за подбородок)
"д" - опять же в момент, когда ребенок что-то произносит, нажмите ему (легонько!) под подбородком, там еще ямка под челюстью - получается "д".
Только это надо делать как-то в игре, чтоб не испугать.
4. Ну, естественно, упражнения на мелкую моторику.

Она ведь что-то говорит непонятное? Например, если она говорит: "Кысь", Вы поддерживаете беседу: "Киса, да, киса говорит "мяу", или она говорит "котки", а Вы: "Колготки, мама оденет дочке на ножки, колготки" и т.д. То есть, находите слово очень похожее на то, что она сказала и его "обыгрываете", рассказываете про это слово, несколько раз его повторяете. Это очень действенная методика. Или просто говорите все названия всех предметов, которые попадаются Вам с дочкой на пути, показываете их и несколько раз называете. Называйте несколько раз все, на что она обращает свое внимание.



05.01.2002 00:34:30, Нюша
Инесса и сыновья
Отличный трактат;) Спасибо:) 05.01.2002 03:42:52, Инесса и сыновья
Не влезло: продолжение.

О развитии речи у детей 11 мес.
 От: Наталия 09.02.99 21:04:45
Подскажите, какие методики применять для развития речи у детей 11 месяцев?
 От: Женя 10.02.99 0:17:57
Пальчиковая гимнастика, по ней продаются книжки, но каждый родитель может вспомнить из своего детства "Идет коза рогатая..." и "сорока-ворона кашу варила", изображение пальчиками разных животных, совмещенное с чтением стишков. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи.
 От: Светлана 10.02.99 11:57:02
Наталия, самая простая и действенная методика - постоянно разговаривать с ребенком: повторять все что он произносит, описывать ему все, что он видит и все, что происходит. Готовя еду, описывайте все подробно - берем ложечку, кладем кашу втарелочку, вот наша ложечка ныряет в кашку и т.п. И так во всех ситуациях. Это очень занимает ребенка, я под такой синхронный комментарий могла заниматься хозяйством сколь угодно долго, а мой сын в 1 год и 2 мес. говорил почти как взрослый человек - с вводными оборотами, придаточными предложениями и т.п.
 От: Мария 11.02.99 23:16:43
Светлана, ваша методика, безусловно, замечательна. Но очень многое зависит и от самого ребенка: моему сыну 1.3 месяца, я разговариваю с ним постоянно, комментирую свои или его действия, мы читаем стишки -- ему все это очень нравится, но вот "сложно" говорить или строить предложения он пока не может. Сечас в его лексиконе около 20 слов плюс "звуковые обозначения". Не смотря на занятия. Думаю, что все это индивидуально, а без общения ребенку, действительно, не обойтись...
 От: Светлана 12.02.99 12:33:24
Мария! Конечно, у каждого ребенка все по-своему, многое зависит и от наследственности - мы с мужем оба заговорили очень рано. Однако, я думаю, что и Ваш ребенок получает большую пользу от занятий. Возможно, его артикуляторный аппарат еще не готов, но Ваша правильная речь, воспринятая им на благоприятном эмоциональном фоне, "запиcывается" у него в сознании и, когда он заговорит, ему будет гораздо легче выбирать из этой уже сформированной копилки слова и синтаксические конструкции. Дети, с которыми много разговаривают реже путают грамматический род: не говорят 'папа пошла'. В некотором смысле, при постоянном речевом общении ребенок испытывает примерно такой же эффект, как человек, прослушивающий лингафонные курсы иностранного языка.

Развитие речи 1,5 годовалого малыша
 27.4.2000 18:52:29, Марго
Моему сыну полтора года. Он знает много слов, составляет простые предложения. Но говорит только по первому слогу от каждого слова. Например, корова "ко", листик "ли" и т.д. Такое чувство, что мы застряли на этом этапе. Словарный запас растет. А понимать его становится все сложнее. "Ба" - это и бабочка, и батон, и банан. Посоветуйте, пожалуйста, как развить его разговорную речь. Может, у кого-то подобные проблемы? Мы и читаем емучасто (он это любит), и стараемся слова четко произносить. Что нужно делать в подобных случаях?
 29.4.2000 20:24:18, Мария Д.
Есть одна идея: вместе с ребенком придумывать ЗНАКИ для слов. Это и с маленькими совсем отлично работает, а в полтора вообще замечательно. То есть обращаете внимание, какое движение ребенок делает при слове "собака" или сами делаете (только должна быть в основном крупная моторика, например, "собаку гладить" всей рукой) и повторяете движение несколько раз, говоря "собака". Ребенок через несколько таких движений понимает, что это новое слово. Некоторые дети сами целый словарь создают такой, и могут на нем предложениями об"ясняться. Сразу скажу, предвосхищая вопросы: это развитию устной речи ПОМОГАЕТ. Дело в том, что для развития речи нужно "продвинуто" общаться причем самим говорить, а не только слушать (кто иностранные языки учил, знает). А для общения нужна речь, плюс необходимые связи и структуры в мозгу (понятия об идее словосочетания, предложения и т.п.). Такой вот "порочный круг". А знание ЛЮБОГО языка, даже своего собственного изготовления :-), развивает эти структуры. Если непонятно рассказала, спрашивайте о деталях, я про это пару книг прочла, так что смогу рассказать...
 1.5.2000 13:11:54, Марго
Я так поняла, что все новые слова надо подкреплять жестами. Но вот что интересно: слова, которые он узнал в последние несколько недель, он говорит полностью (например "яма", "река" ). А что раньше говорил по одному слогу - так и продолжает. Может быть, попробовать жестикулировать на "неправильные" слова? Мария, если я не ошибаюсь у Вас есть свой сайт. Не могли бы Вы сообщить его адрес?
 1.5.2000 16:48:42, Мария Д.
Именно так, как Вы говорите (подкреплять слова жестами), плюс "подхватывать" жесты и звуки ребенка и вносить их в этот "словарь". При этом лучше, конечно, произносить и общее слово и "слово" ребенка, так сказать, сразу давать перевод :-). Еще, уже писали, большой стимул - общение с новыми людьми, которые действительно не понимают. Если Вы сами не понимаете, что он имеет в виду, то можно ему это об"яснить, даже напечатанные слова показать, с подкрашенными ключевыми частями, типа: "Видишь, "конь" и "корова" начинаются с одного слога "ко", а мы их различаем по остальным частям..." Скольких людей я видела, кто притворялся, что не понимают, у всех дети на это обижались (но видела я всего несколько, конечно). Разве что игру из этого устроить, но чтобы ребенок понимал, что это игра. Дочка использует почему-то ПОСЛЕДНИЙ слог слова, или даже последнюю букву... Например, "к" - это любой детеныш (щенок, олененок). Мой сайт:
На русском (только про малышей): http://www.naturalmath.com/baby/russian/.
На английском (математика и unschooling): http://www.naturalmath.com
 29.4.2000 9:20:51, Катя
Мы недавно купили замечательную книжку с упражнениями пог развитию речи для детей от года до трех. Издательство "Эксмо" Н.С. Жукова "Учимся говорить правильно". Мне нравится очень. Там и артикуляционные упражнения, и стимульные материалы. Картинки, правда, аляповатые (на мой взгляд), но сыну (1.9) очень нравится. Эта книга у нас стала любимой.
 29.4.2000 8:56:41, Аля
Недавно одна мама рассказала мне историю про то, как ее дочь начала говорить после приезда бабушки. А когда она уехала, благополучно перестала. Оказалось, бабушка постоянно разговаривала с внучкой. Причем стихами. Видят дерево - три стихотворения о дереве, машину видят - стихи о машине и т.д.
05.01.2002 00:39:17, Нюша
И еще немного:

 28.4.2000 23:6:43, Ната
И у нас в вашем возрасте была такая проблема.Но,зная что в принципе сын может произнести правильно, говорила "Извини, дружок, я не понимаю". Он повторял, я опять не понимала до тех пор, пока он не произносил 2-3 слога. Через пару недель я и это не понимала, и к 2 годам ребенок говорил абсолютно чисто. Еще мы пели Зайцевские таблицы - очень укрепляет артикуляционный аппарат.
 28.4.2000 21:25:9, Cтелла
Сейчас столько дефектов речи у детей, как никогда раньше, по словам нашего логопеда, дети 4-5 лет к ней ходят, которые кроме мама еще 5-8 слов знают и все, это самые тяжелые случаи. А легких дефектов столько, что у нее даже все выходные почти полностью забиты, вот сколько работы. Совет - развивающие игры и постоянно говорить с ребенком, очень медленно, игры на концентрацию внимания. Пока для такого малышки достаточно.

2. Как разговаривать с ребенком.
- надо "забыть" о том, что ребенок все понимает, и сложные фразы, и очень много слов. Надо говорить с ним короткими предложениями (двусложными), очень четко проговаривая буквально каждую букву. Нараспев, отделяя каждый слог, можно даже постукивать в такт (один удар на каждый слог). Выделять ударный слог. Повторять по нескольку раз. (ох, как же тяжело все это описывать словами, нам-то показывали:-))
Например: Па-ро-ВОЗ! Е-дет па-ро-ВОЗ! Чух-Чух! Па-ро-ВОЗ! Как е-дет па-ро-ВОЗ? Чух-чух! Па-ро-ВОЗ! Хорошо бы, чтоб ребенок пытался повторять, хотя бы первую букву или слог. Если произнес, то еще 2-3 раза повторите.
- немного "шантажировать". Просит он что-нибудь, а вы ему: "Что тебе дать? Машину? Ма-ШИ-на! Скажи "Ма-ШИ-на!" Скажи: "Дай!"" (ну, конечно, в разумных пределах, не доводя до слез).
- перестать "понимать" его язык жестов
3. У нас еще была проблема - некоторые буквы ребенок вообще не умел произнести. Нас учили произносить:
"в" - в момент, когда ребенок что-то произносит, легонько прижмите его нижнюю губу к зубам (надо, чтоб она коснулась верхних зубов, поэтому, если рот широко открыт, немного прикройте ему рот - за подбородок)
"д" - опять же в момент, когда ребенок что-то произносит, нажмите ему (легонько!) под подбородком, там еще ямка под челюстью - получается "д". Только это надо делать как-то в игре, чтоб не испугать.
 28.4.2000 9:2:48, oksana
Как ни странно, речь можно развить ,развивая мелкую моторику пальчиков.
 27.4.2000 20:56:34, Юлия
У нас таже проблема. Он у меня вообще долго молчал, а в год начал говорить толи слогами, толи звуками ко-га-ка-уу ну и тому подобное. Причем незавтсимо от того что спрашиваешь, любой звук какой придет в голову... Но ведь ВСЕ понимает, сасранец такой, все что надо покажет, принесет. САМ сидит "читает" себе книжки(мы ему с 6 месяцев читаь начали). Но вот молчит и все тут... Даже МАМА говорит только тогда,когда ревет. Нам 1,5 года вчера стукнуло, но не слова еще от него не услышала. Моя мама говорит, что я вообще до 3 лет молчала, а потом "прорвало" так что остановить нельзя было. А еще говорят, что мальчики позже начинают говорить. Так что мы сидим и ждем.
 30.4.2000 14:24:4, Наташа
Вот и у нас также. 1.10 сыну. Правда, говорит: мама, гага.. Все что не мама - это гага. А чего напрягаться - итак понимают. Но я заметила, что когда его сильно доставала наша непонятливость, он напрягался и "выдавал": лзя! (в смысле - можно), не надя!, кыр!(кефир)(а потом напрочь забывал о своем достижении) Но, кстати, заболели и прорвало (дней 5-7 назад): был понос - появилось слово "кака", ждали в больнице папу и он принес куклу, кот. кричит: папа - и сразу появилось: папа, папка, бабака, куку, кря-кря (уточка, купаться), аааам (вместо мяу), ступеньки считаем (ав,ва,ры,ыре,...)
 28.4.2000 11:40:30, Галина
У нас тоже самое, один в один. Сыну сейчас 1г и 5 мес и тоже молчит. Все исследования прошли, все в порядке. Остается только ждать, пока заговорит. И "мама" тоже говорит, когда ревет. И я тоже молчала до 3-х лет, зато потом прорвало и сразу чистая речь целыми предложениями. Просто удивляюсь такому совпадению.
 28.4.2000 2:6:25, Ирина
Старайтесь больше провоцировать ребенка на употребление речи. Делайте вид, что "не понимаете" его - удивляйтесь, переспрашивайте, одевайте не то, идите не туда и т.д. И всегда активно радуйтесь каждому правильно произнесенному слову. Поиграйте в игру "Это что?" с призами. (По очереди участники спрашивают друг у друга - Это что?, причем, можно называть вещи чем угодно, "придумывать" их. Например, показывая мячик:Это что?- Это земля (солнышко, арбуз, колобок); то есть, кто больше назовет предназначений предмета).
 28.4.2000 12:45:9, Слоник
Еще список упражнений, которые можно задействовать встретила здесь http://www.angelfire.com/pop/mchulova/vse/read.html





05.01.2002 00:40:10, Нюша
=СветА™=
Нюш, здорово, я все это сохранила.Но..
Все же от ребенка многое зависит.Старшая моя в 1г4мес говорила предложения, небольшие стишки.Не чисто, конечно, но понятно даже постороннему.
А Нюшка кроме мама-папа-ничего.Хотя с ней я занималась и занимаюсь на порядок больше.Рот не закрывается у меня вообще.
А у нее сплошной театр мимики и жеста.А пытаюсь не понимать-орет! Больно дама скандальная.От пальчиковой гимнастики вообше в неистовство приходит, начинает кулаками драться..:-((
Зато старшая болела ежемесячно и очень тяжело.Может болезни стимулируют развитие?Она у меня всегда была на голову выше ровесников и по росту и по уму.Даже в школу пошла в 5 лет во второй класс.
А с Нюшкой такого, конечно, не будет.. :-))
05.01.2002 15:13:48, =СветА™=
Не, про взаимосвязь с болезнями не знаю... мои болеют мало, но оччень рано оба начали говорить. Саня уже к 2 годам ТАКИЕ перлы выдавал... Вобще-то от много зависит, но, тем не менее, упражнения дают возможность повысить уровень от исходной лавочки. 05.01.2002 17:22:51, Нюша


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!