Раздел: Обучение математике

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Поделитесь играми для обучения счету

Что-то Олюшка моя не интересуется особо цифрами и счетом. Подскажите, пожалуйста, в какие игры можно поиграть в нашем возрасте, чтобы ей было интересно? Раздавать конфеты и т.п. по заданию мамы (этому 2, этому 3 и т.п.) не хочет, раньше считала правильно (называла цифры), а теперь и это делать не хочет, а я и не настаиваю. Просто не хочется, чтобы совсем это все забылось и все пришлось с начала начинать...
24.09.2005 17:31:10,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Кто оставил следы?
Сделать из конструктора или ещё чего, да хоть картофелины со спичками, разных существ (человечек или птичка; кошка; жук) с 2-4-6... ногами. Я пользуюсь Лего, ножками от человечков. Оставлять следы в пластилине, а ребёнок угадывает, кто оставил. Может, собака, а может, два человечка. Понятно, это всё в процессе игры.

Поход за количествами
Идём в поход, фотографируем, зарисовываем или просто находим (конечно, с торжествующими криками!) все вокруг, скажем, двойки. Вот у меня два глаза! А вот два окна! А вот две дырки в асфальте! Легко найти двойки и четвёрки, сложней гораздо тройки. Ну, сами увидите, если в поход пойдёте

Ученик дизайнера
Мама лепит трёхголового дракона, а малыш ему заготавливает, скажем, глазки. Или мама делает аппликацию машинки, а ребёнок подбирает достаточно колёс. Конструкторы, лепка, рисунки, аппликации. Только нежно нужно; ребёнок может увлечься и налепить этих колёс штук двадцать, да и пусть, это он изучает бумагу и клей. Как изучит механику, перейдёт к математике.
25.09.2005 05:23:06, Мария Д.
Важно: НЕ считать по одному маленькие количества, до пяти. То есть сразу говорить "три" или "пять", а не "один, два, три". 25.09.2005 05:24:25, Мария Д.
Мария, а почему нельзя считать по одному?

У нас проблема со счетом никак не решается пока. Я начала давать ему задания по подбору количеств, как Вы советовали. Все замечательно, но иногда он делает такие странные вещи. Например, сегодня я дала ему 3 носка и спросила, сколько носков он выберет, чтобы надеть на ноги. Он взял все три, а потом еще и четвертый из ящика вытащил. Я решила, что он шутит, но он этот номер повторил 3 раза подряд. Это могут быть такие затяжные шутки? Или он все-таки не понимает соотношение количеств?
26.09.2005 00:03:29, Kaeko_jp
А носки-то надел в итоге? Все четыре? Всё проверяется практикой :-) Носки с малышами не теоретически рассматриваем, а после каждой задачки обязательно надеваем таки...

Считать маленькие количества по-одному можно, но поздней. По двум причинам:

- Во-первых, незачем, а таким малышам сложно объяснить, зачем делать то, что не надо :-) Распознавание маленьких количеств встроено в мозг. Мы всего лишь работаем над "ярлычками"-словами, и над тем, чтоб операция "отличаем количества одно от другого и замечаем разницу" (это то, что встроено) развилась в "сравниваем количество с внутренними стандартами, находим правильный ярлычок, и называем". Новорожденный знает, что ** отличается от ***. Дальше ребёнок может научиться сравнить "отдельно стоящее" количество ***, найти ему в голове ярлык "три", и проделать дальнейшие операции, если надо. Например, найти число на один больше, то есть счёт. И это дальнейшее! Потому что,

Во-вторых, счёт сложней мгновенного распознавания. Тут мы работаем со структурой, последовательностью, тут надо вызывать из памяти целую цепочку ярлыков-имён количеств, а математически - выстраивать количества по возрастанию или убыванию. Эта задачка сложней распознавания, и потому, на мой взгляд, ей лучше учиться поздней. Кроме исключения: "песенка" раз-два-три-четыре-пять и так далее, как набор слов БЕЗ математики, доступна рано. И с математикой её дети обычно не связывают, хех. Потому что, повторюсь, математика счёта по одному обычно сложней того, что им доступно в два-три года, когда песенка выучивается.
26.09.2005 14:46:07, Мария Д.
Вот надевать мы не стали, Миша не захотел надевать именно эти и выбрал другие :). Боюсь, правда, что если бы и надел, это мало что дало бы, он может и в двух парах трусов ходить по дому :). Меня смущает тот факт, что я никак не могу подобрать такое задание, выполнение которого могло бы однозначно сказать: понимает он счет-количество или нет. Вот к примеру сортировка по количеству ног. Он очень хорошо вычленяет и птиц, и млекопитающих, и насекомых по многим признакам и влегкую раскидывает их по кучкам. Мы при этом обсуждаем количество ног у всех этих животинок. Но вот нет уверенности, что он именно по ногам их распределил всех. Или с накрыванием на стол. Он всегда ставит нужное количество тарелок и приборов на стол, хотя я упорно пытаюсь подсунуть ему лишнуюю тарелку или вилку. Но он в процессе перечисляет всех членов семьи: эту тарелку маме, эту папе и т.д. Или вот еще: я сделала карточки, на которые наклеила по одному, по два и по три грибочка, морковки и т.д. Прошу его показать карточку, где две морковки или три грибочка. Показывает. Почти без ошибок. Но мне почему-то кажется, что он просто запомнил сам по себе вид карточки. 27.09.2005 00:49:45, Kaeko_jp
Любой здоровый (в смысле, без тяжелейших повреждений) человеческий детёныш понимает идею количества. Тестирование здоровых малышей вообще частенько от лукавого :-) В таком прямом смысле, я имею в виду, на кусок знания.

Если хотите, сделайте "штуки", в которых отличается только количество ног. Например, картофелины на ножках, на двух и на четырёх. Какая из них птица, какая - собака? Без других деталей, вроде крыльев. Но то, что Вы хотите - чистая абстракция - не совсем таки по возрасту пока :-) Дети могут, но это им не естественно, и чтоб смогли, надо исхитряться. "Неудобно спать на потолке: подушка давит, одеяло сваливается".
27.09.2005 06:26:38, Мария Д.
Спасибо за идею, попробую :)). 29.09.2005 14:10:48, Kaeko_jp
Вы считаете, что он неправильно ответил? :) По-моему, он чудесно все понимает:) И даже усложнил себе задачу:) 26.09.2005 13:19:12, Иллика
По-моему он просто 2 пары подбирает сразу...8-)))
Я тоже читала, что нельзя считать один, два, три, но постоянно забываю и начинаю ей считать...Мне кажется, это потому, что при таком счете именно соотношение количеств не воспринимается, получается механический пересчет и все...Объяснить, что количество - это последняя цифра в пересчете намного сложнее, чем сразу дать понять, что 2 яблока - это 2, а 3 - это 3.
26.09.2005 00:29:56, tasya (Олюшка 1,9)
Да, чтоб понять идею "последняя цифра равна количеству", ребёнок должен:

- уметь вычленять из количества сначала один предмет (сказали "один"), потом цепочку из двух предметов (сказали "два"), в которую этот один предмет тоже входит, потом цепочку из трёх ("три") и так далее. Рекурсия, короче :-) Или матрёшка.

- Понимать, помнить, какие предметы уже посчитали, какие нет. Это целый этап. Сначала детям для счёта надо физически перенести предметы, СОЗДАВАЯ эти самые рекурсивные кучки, эту матрёшку. Вот сделали кучку "один". Вот добавили следующий предмет, и сделали кучку "два". Вот добавили... опять, опять, опять, сделали кучку "восемь" и предметы КОНЧИЛИСЬ. Тут счёту конец, кто понял, молодец :-) А уже потом, на следующем этапе, дети эту операцию могут проделывать в уме, МЫСЛЕННО переставляя предметы, скажем, на рисунке, или мысленно строя матрёшку.

Вывод: с малышами если считаем по-одному, то ВСЕГДА предметами, которые можно трогать и переставлять (не картинки считаем, и не облака в небе), и заводим два места. Коробочка с предметами, откуда переставляем, и пустая коробочка, куда переставляем. Тогда очевиден вопрос про конец. Или, другое задание, у Монтессори такие есть: коробочка с местами, которых, скажем, четыре (колёса на машине; лапы кошки), и тогда количество называется "четыре": если заполнило всю коробочку, и предметов лишних не осталось. Это второе задание - на наклейку "ярлыка", о которой я выше писала.
26.09.2005 14:55:54, Мария Д.
Картинка:
26.09.2005 15:21:53, Мария Д.
Да, вот это действительно правильно! Тут моя ошибка наверное была...Спасибо! 25.09.2005 15:34:41, tasya (Олюшка 1,9)
счеты, счетные палочки, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша...
но специально я никогда не заостряла внимание на счете. это просто шло как присказка.
а начинали со счета пуговиц при одевании.
25.09.2005 01:26:06, Маграт
По ссылке посмотрите:
"Автобус"
"Лестница" (на второй странице)
"учим цифры" (на 3-ей странице)
ну и еще там посмотрите, я уже всего не помню, что там есть

24.09.2005 23:41:20, Тан Я
Спасибо, Таня! Я уже давно Ваш сайт изучаю - много всего интересного нашла! 8-))) Я тоже по ходу стараюсь придумывать какие-то игры - вместо автобуса у нас паровоз мягкий, в который Оля зверей сажает. Я тоже пытаюсь формализировать проезд зверей в нем, но дочка сопротивляется отчаянно, добрая душа...8-)))

Просто после отдыха она немного расслабилась - там не до занятий было...Вот и думаю, чем бы ее таким интересным заинтересовать...
24.09.2005 23:57:46, tasya (Олюшка 1,9)
Я просто вставляю счет во все, что попадается. Что не встречу в количестве два или три - сразу считаю или спрашиваю. Очень хвалю за правильные ответы. 24.09.2005 22:28:03, теоретик
А у нас похвала почему-то сразу означает конец играм-занятиям...Оля сразу начинает воображать и баловаться...8-/ 24.09.2005 23:59:29, tasya (Олюшка 1,9)
У нас как-то игры-задания не пользуются популярностью, а вот проговаривание нравится. Обращаем внимание на самые разные количества и их соотношения: на этом флаге три полоски..., мы положили на стол два лишних ножа, десять это два раза по пять (пальцев). 24.09.2005 22:17:17, Любовь Геннадьевна


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!