Раздел: Методики раннего развития

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

ABDDavidoff

Оно хоть как-то влияет?! :-)

Начала отвечать на вопросы, которые задавала 4 года назад. Лучше поздно, но ответ получить, имхо :-)
А тогда, более 4-х лет назад у меня родился сын и я спросила себя - насколько полезно раннее развитие? Себе самой в следствии отсутствия профильного опыта ответить не смогла и обратилась к другим.

Мне ответили - как бы не развивала ребенка, к 2-м годам другие дети пройдут и поймут за месяц то, чему ты учила сына года полтора. Имеет ли смысл тогда этим самым развитием заниматься?

Когда сыну исполнилось 2 года, и пошел следующий этап - более сложных навыков и информации, все, начиная от инструктора плаванья в бассейне говорили: когда ему стукнет 4 года, другие дети пройдут и освоят все тоже самое за пару месяцев. Оно Вам, мамочка, надо?

Теперь как прошедший эти этапы (уж не знаю о следующих, но начинаю догадываться) поделюсь своим ответом:-)

Надо! Ваш ребенок будет развиваться по другому. И его сверсник, выучивший что-то за месяц, будет это знать совсем по другому , совсем:-)
Только с формальной точки зрения похоже, а в реальности - земля и небо. потому что вам ребенок будет не просто знать, а представлять, фантазировать, пробовать на вкус и жонглировать смежными коррелирующими понятиями.
Его знания -совсем другие :-)

И не надо мне говорить, что у меня -вундеркинд. Не вундеркинд. И, когда родился за полтора часа после 9 месяцев моего лежания по больницам и роддомам, никто бы о его светлом будущем и догадываться не мог :-)

Я никогда на него не повышала голос, чтобы он не сделал. И не поднимала руку.
Не была я и фанатичной мамой, всецело отдающей себя ребенку. Я жутко ленива, и если что-то сын мог сделать без меня -играть, читать, общаться - я это побщряла.
Когда он первый раз затих, играя с игрушкой, я буквально выползла из комнаты на коленях, чтобы не нарушить сосредоточение сына.

И никогда ничего у нас не было "рано". В полтора года он знал все буквы. В 2 года мы по очереди придумывали четверостишья.
Если не получалось -никто не расстраивался. А брались за следующее.
Нет запретных тем или объектов "для взрослых". Нет ребенка "без детства", а есть другой взгляд на малыша.

Я от души всем рекомендую раннее развитие, без сомнений и альтернатив для меня.

Я все реже бываю в конфе "раннее развитие", потому что сын занимается и развлекается сам, его все больше увлекают школьные дела, хобби и друзья.
Ну, Вы уж меня не забывайте, я так нежно люблю нашу спокойную конфу...
06.05.2005 15:34:12,

121 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А у меня термин "ранее развитие" никак не уляжется в голове, что это вообще такое. (В его хорошем смысле, не тогда, когда ребенку "загружают" знания.) Занимаюсь я им или нет? Старшая у меня в два года знала и цвета, и буквы, и Чуковского наизусть шпарила. В три стихи сочиняла. Не потому, что я была такая хорошая, а потому, что она такая сама по себе. А я всю жизнь борюсь с ее слабыми сторонами, потому что они слишком мешают ей жить.

А теперь я иногда мучаюсь по поводу Жени - а все ли я ей даю? Книжки читаем, презентации, смотрим, постоянно с ней разговариваю, стараюсь между делом называть цвета, буквы, разные понятия. Недавно вот усвоила понятие "большой-маленький", очень этим довольна. Буквы развесили повсюду и показываем, но они недолго ее интересовали. Сделала ей вкладыши. Вижу, освоила, но ей это не очень интересно. Вообще логические игры ей менее неинтересны. Она любит укладывать куклу спать, возить ее в коляске, любит мягких зверят, носит их, обнимает. Машинки любит. Конструкторы. "Бабашню" любит из кубиков делать, рисовать, песком играть. Итог какой(год и семь): букв не знает, цвета и фигуры если и знает, то виду не показывает. Сосет до сих пор соску, из чашки пить отказывается, ложкой ест плохо. Умеет зато хорошо отвечать на сложные вопросы: зачем, почему, куда, откуда, кому и т.д. Это ее старшая тренирует. Да, лазит везде просто замечательно. Вот где у нас таланты.

Что интересно! Такое чувство, что Женя сама знает, что ей нужно, и повлиять на нее сложно. Однажды был просто смех. Прочитала я в конференции, какие сложные стихи люди детям читают и расстроилась. Говорю, хватит нам мусолить Чуковского, где наша серьезная литература. Таня достала Есенина. С вдохновенным видом я показываю Жене новую книгу. Она радостно заверещала, села, прослушала две строчки, потом решительно встала, забрала у меня книгу, пошла в Танину комнату и показывает, чтобы книгу поставили на полку на прежнее место. Так мы и вернулись к Чуковскому:).
07.05.2005 19:47:43, теоретик
Ой, зачем же вы расстроились по поводу стихов-то?: ))) У меня ведь ребенок тоже книжку отложил и взял вместо нее коробку с пластилином: ))) А цвета и фигуры мы тоже пока не знаем как я ему их ни преподношу. А когда я предлагаю ему какие-либо логические игры (ну, конечно, где не нарисованы паровозы:), он на меня смотрит как на дуру и тогда я думаю о том, что он лучше меня знает, что важно в этой жизни: ))) Мы кстати тоже недавн освоили понятие большой-маленький: )))И зайцев любит тискать:)) 08.05.2005 22:27:55, Оптимист Машутка
Я в глубине души тоже считаю, что маленький - он и есть маленький и зайцев тискать для него - самое хорошее занятие. Просто очень уж заманчивый термин - раннее развитие. А про стихи был когда-то топик, перечисляли кто что детям читает. Такой мощный список не мог не вызвать у меня чувство неполноценности:). Но я по этому поводу решила так, что это зависит от склада характера ребенка. Возможно, многим детям нравится в поэзии как бы музыка, которая звучит в рифме и не так важен смысл. А у моей более конкретное мышление, как и у меня, ей хочется, чтобы слова были знакомые. Ей вообще тяжело читать стихи. Только недавно она перестала срываться с кровати и бежать за своим крокодилом в тот самый момент, когда я доходила до него в тексте. 08.05.2005 23:38:37, теоретик
вы думаете, я читала стихи своему дитю из книжки, сидя чинно за столом? (у меня жуткий сорванец и ни о каком развитии, тем более раннем не было времени даже думать :). У меня была благородная задача выловить и одеть ребенка, который машет руками-ногами, весит почти 20 кг и весьма упрям при этом:). Единственное, что угоманивало во время одевания- до года показывание глазок-носика, после года-стихи, причем неизвестные.

И сейчас голову можно помыть только под артистичное выступление :)
11.05.2005 13:03:41, Умп
Правильно вы так сказали - про заманчивость: )) Крокодил - это круто. значит. мыслит уже Человек! Миха вот тоже бежит пингвина изображать или шкаф показывать: )))Заметила в последнее время кстати. что если с маленьким ребенком заниматься тем, что ему интересно и что получается, то и остальное подтягивается.Ну например, мы больше занимаемся творчеством и слушаем музыку. но благодаря этому есмотря на что логических игр у нас не так много развивается его мышление. 09.05.2005 13:59:42, Оптимист Машутка
Вот я тоже так считаю, что слабые стороны еще успеем подтянуть, если надо будет. А пока делаем все, что ребенку нравится. Тем более что увлечения все очень хорошие.
А мы вас старше аж на неделю:).
09.05.2005 17:58:52, теоретик
: )) 10.05.2005 11:54:50, Оптимист Машутка
ABDDavidoff
У каждого свой путь :-) А судя по Чуковскому, Женя сама его способна прокладывать.
Я заметила, что некоторая неуверенность и состояние раздумья у мамы - очень благотворно сказывается на развитии ребенка. Ничего резко и с кандачка, все - по здравому размышлению.

Вообще чистые виды раздражения встречаются только у мам, которые развитием ребенка не занимаются, и их нервирует, что этим занимаются другие. И на улице, и в конфе это заметно.

Мы же скорее думаем о ребенке, нежели о том, делает ли какая-нибудь мама правильно или нет. Более спокойны душевно :-)
И у вас -сплошная забота о ребенке и показательное слово -"интересно". Так что Женя точно развивается, в своем индивидуальном направлении, и просто классно она у Вас описана, как картинка перед глазами :-)
08.05.2005 11:56:14, ABDDavidoff
Спасибо! :) 08.05.2005 17:18:13, теоретик
Спасибо и Вам, и всем на этой конфе, поскольку благодаря такому общению не стремишься быстрее и быстрее вытолкать ребенка к каким-то рубежам а ля читать в два года, а учишься следовать за ребенком, выбираешь самое интересное, заражаешься энтузиазмом!!!! 07.05.2005 14:28:56, Оптимист Машутка
А для тех, кто хотел бы присоединиться к клубу раннего развития, но ещё не успел, расскажите пожалуйста, откуда Вы брали информацию: Какая есть литература на этот счёт? А в 11 месяцев ещё не поздно? Где Вы научились? Ответьте, если не трудно. 06.05.2005 17:47:51, Милёнок
ABDDavidoff
Я не-классический развиватель.
Я покупала практически все книги, которые видела и читала все, что находила в инете на тему раннего развития.
И мне мало что подходило по психотипу и привычкам:-)
Мне не понравились ни Никитины, на Зайцевские варианты, ни Монтессори.
Но ото всюду я брала отдельные идеи и возможности.
У каждой мамы свой путь.
- я очень много занималась коммуникацией. Сын пробовал и так, и так -потом рассказывал мне о впечатлении. А я ему о своих.
- и Я шла ЗА его интересами, а не ОН за моими :-) Максимум, что я делаю - улучшаю его выбор максимальной вариантностью. То есть предлагаю разное, без перегруза, но разное.
Посему в доме почти не оказалось книг со стихами и сказками (Дема их не любит). Нет машинок (с младенчества равнодушен).
И т.п. Даже в обучении взрослых (а это моя специализация на сегодня) я предпочитаю развивать СИЛЬНЫЕ стороны. Человек хорош совими сильными сторонами и считаю ошибкой, когда годами у ребенка развивают слабые стороны, чтобы все их поднять на средний уровень.

А еще признаю его личность во всех проявлениях. Он владеет своими игрушками, одеждой, игровыми местами. У него есть личные деньги. Он выбирает куда пойти из вариантов, включая школу.

Даже не знаю что Вам будет интересно:-)
В общем, Демка сам определяет многое в своей жизни. С рождения.
Главное- система. Если Вы считаете ребенка способным мотивироваться самому, развиваться в собственном направлении, Вы никогда не рявкните на него как некоторые владельцы на непослушную собаку. Потому что ребенок -НЕ собственность. Мне кажется, раннее развитие начинается с этого - с внутренних убеждений и философии жизни родителей.

И тогда его восприятие раскроется как цветок, он ничего не боится, любознателен и любую методику воспримет как чудесную повесть, написанную специально для него. А еще его начинают любить окружающие. Потому что возникает харизма личностного идеала, запах свободы притягивает как магнит.

Это кажется не главным, но это -главное. Наши результаты начинаются в действиях, а действия - в голове. Посмотрите на ребенка и решите -кто он. Потом начнется раннее развитие.
Имхо, имхо, имхо.
07.05.2005 00:55:48, ABDDavidoff
:) я для мужа скопировала последние абзацы:) 11.05.2005 13:14:53, Умп
Согласна. Вот и пришли к тому же выводу - главное, не раннее развитие само по себе, а отношение к ребенку.
07.05.2005 08:26:16, Инес
ABDDavidoff
А после отношения - раннее развитие. Потому что просто хорошим отношением каши не сваришь :-) 07.05.2005 09:50:08, ABDDavidoff
Это смотря какую кашу варить :)) 08.05.2005 23:25:12, Инес
ABDDavidoff
Кто-то любит на молоке, кто-то с изюмом, а кто-то вообще каши не ест :-) 09.05.2005 09:56:27, ABDDavidoff
Можно для начала посмотреть публикации на сайте (в разделе Раннее развитие).
А что касается Центров - походите, посмотрите. Все очень индивидуально ведь. Ваши ощущения - самый главный критерий.
06.05.2005 20:03:09, Инес
Спасибо, что написали. Пять лет назад задавалась теми же вопросами :-) Сейчас видно, именно это: КАЧЕСТВЕННЫЕ различия в подходе детей, с которыми рано занимались умным, к миру и к учению. 06.05.2005 17:41:08, Мария Д.
Ага, по той простой причине, что к детям был просто другой подход. Качественно, а не ранний-поздний. 06.05.2005 22:21:10, Караул
ABDDavidoff
мое предложение - качественно ранний ) 07.05.2005 10:03:23, ABDDavidoff
Качественно=родительское творчество. Время - важная переменная. Например, не учить ребёнка читать лет до десяти, но при этом круто заниматься наукой - тоже творчество. 07.05.2005 01:51:40, Мария Д.
А где разница?
У приятельницы качественно иной подход, чем у меня. Ей трудно раз в неделю возить ребенка за 1,5 км на рисование. Вот и не возит,без относительно возраста.
07.05.2005 11:29:45, Караул
Если при этом ребенок любит рисовать, и мама сама занимается с ребенком рисованием, то, ИМХО, он теряет не так уж много :-). Потому что потом, когда ему уже нужен будет более профессиональный учитель, ребенок будет старше и будет способен либо ездить сам, либо убедить маму ему помочь. 07.05.2005 16:15:34, Nesemjana
Мама с ним не занималась, рисовал сам по себе сколько хотел. Теперь вырос и сам решает куда ходить. Баскетболом, например, увлекся.Очень хороший молодой человек получается:-)
Я вообще не думаю, что он что-то потерял от не рисования в пять-шесть лет.
07.05.2005 23:26:23, Караул
Я тоже не думаю :-). Это я хотела успокоить тех, кто так думает :-). 08.05.2005 00:51:50, Nesemjana
:-)Я потому и говорю о качестве или философии подхода к детям. У них в семье поддерживается все, что не требует доп. затрат от родителей.Затраты -не деньги:-)
Все что ребенок способен обеспечить сам - получает поддержку.
Было бы рисование в соседнем доме - ходил бы, за 1,5 км - нет, сам не сможет. В школу на легкую атлетику - пожалуйста, бо сам туда-обратно сходит. Теперь вырос - совсем свобода попугаям:-)
08.05.2005 01:07:19, Караул
У меня очень похоже. Я тоже не хочу напрягаться, но если могу обеспечить детям поддержку на приемлемых для меня условиях - с удовольствием обеспечу :-). И получается, что в раннем возрасте им вполне хватает общения со мной (дома), а когда они подрастают и хотят чего-то еще - тут уже сами себе находят способы получить желаемое, а я не препятствую. 08.05.2005 01:37:35, Nesemjana
ABDDavidoff
Абсолютно согласна:-) 07.05.2005 10:01:38, ABDDavidoff
Главное сказать забыла: пожалуйста, продолжайте заходить сюда, люди с опытом очень важны! И иногда "малышовые" идеи вдохновляют на что-то с гораздо более старшими детьми :-) 07.05.2005 15:46:46, Мария Д.
Да, тоже хотела сказать, просто в этом случае родители другие :о) Если, например Маша_Д, начнет заниматься и с 4х, и с 5и летним ребенком, он тоже быстро усвоит качественно другое отношение к учебе :о) ИМХО 07.05.2005 01:48:43, Sofia I
;-) Вот-вот. ИМХО, отношение родителей к ребенку определяет намного больше, чем возраст вкладывания ;-). 07.05.2005 00:09:07, Nesemjana
Штуша
Мне тоже так кажется. Важно то, что ребенка не одергивали в стиле "тебе еще рано, ты еще маленький". ИМХО, важно не то, что предлагали ребенку заняться чем-то "рано" (т.е. раньше общепринятого), а то, что не пресекали его инициативу заняться чем-то "рано". 07.05.2005 00:05:16, Штуша
А Монтессори- центр клёвая вещь? Кто-нибудь там
занимался? Поделитесь впечатлениями. Стоит ли туда
ломануться, как только ребёнку исполниться годик?
06.05.2005 17:51:35, Милёнок
Монтессори бывают разные. Попробуйте, посмотрите, как и что. В год, естественно, маме лучше быть с ребёнком всё время... 07.05.2005 01:53:21, Мария Д.
От года до 2 - 2,5 если хороший педагог - очень хорошо! 06.05.2005 22:47:56, ЮлияС
А к чему педагог то вообще, есть Букварь Бахтиной, и платить за уроки граммоты не стоит! Там все до простоты просто! 09.05.2005 16:38:56, zsv
Вика, это все прекрасно и замечательно :-). Но в 4 года, может быть, еще рано оценивать "результат" ;-)? Может, надо еще лет 20 подождать ;-)?
Я абсолютно согласна с тем, что с ребенком нужно общаться и помогать ему набирать разные знаные и умения, не ограничивая его рамками слова "рано". Это интересно и ребенку, и маме, и всем от этого только хорошо.
Но сама идея "раннего развития" имеет смысл (ИМХО тысячу раз) только "сама по себе" ("искусство ради искусства", "башня из слоновой кости") - без всякой РЕАЛЬНОЙ ПОЛЬЗЫ для будущей жизни ребенка.
06.05.2005 17:21:32, Nesemjana
ABDDavidoff
Расходимся мы во мнениях :-) Я ВИЖУ реальную пользу. Думаю, что через 20 лет она будет еще явнее.
Только мое понимание ранн
07.05.2005 09:55:04, ABDDavidoff
Вот я и пытаюсь понять, какова эта туманная "реальная польза" :-). Пока еще никто мне толком не объяснил. 07.05.2005 16:18:00, Nesemjana
ABDDavidoff
Я поняла, что "разница" чувствуется в нацеленности (поправь, если не права).
Для тебя целенаправленность не так выраженна, как для многих, занимающихся ранним развитием.
Например, для меня важно, чтобы сын в чем-то выделялся, умел выигрывать и проигрывать. Я сама конкурентна по воспитанию и подобное же предлагаю сыну.
с другой стороны, я с пониманием и уважением отношусь к людям, которые просто воспитывают детей в счастье и покое, без умения "закусить губу и вперед".

Правда, такие люди не всегда ко мне мило относятся, но я это вполне переживу :-)
07.05.2005 18:19:55, ABDDavidoff
Т.е. если родители хотят, чтобы ребенок научился целенаправленно двигаться вперед, а не просто рос и развивался, как для него было бы естественно, то им надо заниматься со своим ребенком "ранним развитием"? И если они упустят момент, то ребенок не вырастет "целенаправленным"? Я правильно тебя поняла?
Если да, то откуда берется уверенность в том, что все будет именно так?

Ведь даже если сейчас все идет так, как ожидается, то нет никаких гарантий, что и через 10-15-20 лет все будет двигаться в том же (задаваемом родителями) направлении.
У меня (по наблюдениям за своими и чужими выросшими детьми) складывается впечатление, что роль раннего развития в будущем благополучии ребенка очень мала. Просто микроскопична :-). Поэтому я и удивляюсь, что некоторые родители придают этому такое значение.
Я вполне понимаю это в качестве ХОББИ мамы ;-). Можно выращивать цветы, можно вышивать крестиком, можно заниматься с ребенком по придуманным кем-то другим методикам - все это прекрасные способы убить время и одновременно получить удовольствие :-).
Но я пока не видела никаких практических подтверждений той гипотезы, что такие дети (с которыми в раннем детстве занимались) выросли какими-то "особенными" ;-). (С оговоркой: ВСЕ дети "особенные", все в чем-то непохожи на других.)
А хотелось бы все-таки понять, в чем такая великая притягательность этой идеи для некоторых родителей.
07.05.2005 19:39:47, Nesemjana
ABDDavidoff
Я имела в виду, что среди любителей "раннего развития" есть такие как я (а вообще, разновидностей не счесть:-))
То есть существуют разные источники мотивации.
08.05.2005 11:41:43, ABDDavidoff
=СветА™=
Угу. Для меня все так и есть.
И я наразвивавшись вдоволь старшую, просто наблюдаю за развитием младшей. Сплошь приятственные ощущения.

И вижу как младшая сама впитывает то, что я впрыскивала старшей. да, с небольшой временной задержкой, но без качественной разницы.

И выборку в количестве одного четырехлетнего ребенка я тоже считаю нерепрезентативной.
08.05.2005 01:59:38, =СветА™=
Кстати, интересная закономерность просматривается ;-) - среди активных "развивателей" оказываются мамы первого (единственного) ребенка ;-). А среди тех, кто говорит, что это не так уж важно - мамы, у которых как минимум второй ребенок подрастает. Что бы это значило ;-)... 08.05.2005 18:01:03, Nesemjana
ABDDavidoff
А еще есть статистика социального успеха:-)
Когда старший в 80%более успешен, чем следующие за ним. И показатели интеллекта у старших выше. Они более упрямы и конкурентоспособны.

Зато более младшие (особенно вторые-третьи) часто более одарены коммуникационно. Они больше нравятся людям, больше друзей и т.п.

Всякая есть статистика.
Кстати, возможности первых детей психологами приписываются именно к усилиям мам для своего первенца.
09.05.2005 10:00:28, ABDDavidoff
вы ничего не путаете?
да, первенцы по статистике более развиты интеллектуально. Но социального успеха как раз проще добиться тем, кто более развит коммуникационно, то есть, по вашей статистике, как раз последующим детям. Ну, или тем единственным, родители которых не забывают между разивающими играми обнять и поцеловать малыша :)
социальный успех очень слабо кореллирует с интеллектуальными достижениями.
09.05.2005 12:13:21, Маграт
Olga U
Точно, точно. Из "великих" людей кажется Наполеон и еще кто-то были не первыми детьми.
Но счасливые именно младшие обычно :-)
10.05.2005 22:25:03, Olga U
ABDDavidoff
не путаю :-) коммуникационные товарищи часто направленны не на результат, а на процесс.

Есть стастика знаменитых финансовых магнатов (начавших в 0), ученых и т.п. Среди них есть и "вторые" дети, но "первых" подавляюще больше.
Да это известная информация, много раз уже обсужденная.
09.05.2005 17:50:53, ABDDavidoff
Ну даже если так ;-) - не все хотят, чтобы их дети стали финансовыми магнатами. Некоторые пытаются вырастить просто счастливых людей. 09.05.2005 18:24:55, Nesemjana
ABDDavidoff
Согласна. у всех свои цели. 11.05.2005 12:25:45, ABDDavidoff
Согласна. К тому же я не очень верю подобной статистике ;-) - мне кажется, что очень трудно (или невозможно) собрать по-настоящему репрезентативную выборку. 09.05.2005 13:19:27, Nesemjana
кстати, да, слишком много влиятельных факторов.
у нас в семье, например, наоборот: брат - общительный, добрый, все такое, а я - замкнутый человек. это вообще от рождения, а не от воспитания зависит. а с интеллектуальным развитием: мне очень большой толчок дало то, что был у меня старший брат, за которым я тянулась, читала его учебники. Он на 6 лет старше, вот я вместе с ним и училась: в 4 года и рассказывала "Сына артиллериста" и изучала фразеологические выражения, в 5 лет - ползала по карте, выписывала названия рек и гор, в 6 - рассматиривала формулы молекул...
а маме не до нас было осообенно: работа, домашнее хоязйство...
09.05.2005 15:36:18, Маграт
Штуша
К тому же, никто заранее не знает, справедлива ли будет эта статистика для его детей, относятся ли его первенцы к этому "большинству успешных". Просто знаю кучу обратных примеров, не просто с успешностью, но и с интеллектуальным развитием. Во всех этих случаях не было подхода "младшего развиваем больше, чем старшего". 09.05.2005 13:40:32, Штуша
Я ровно то же самое чуть не написала, пока не увидела Ваше сообщение :)).
08.05.2005 23:20:48, Инес
один мой знакомый папа 4 детей сказал, что с первым ребенком мама переживает замечательое время, открывая мир заново и взрослея вместе с ребенком. Со вторым ребенком все уже несколько меняется, хотя бы потому, что дети начинают общаться между собой. Поэтому хочется, чтобы было интересно, хочется постоянно придумывать что-нибудь новое в совместных играх, а получается, что это и есть раннее развитие 08.05.2005 22:43:24, Оптимист Машутка
Про первого согласна :-). Но я почему-то с каждым "открывала мир заново" :-) - видно, все никак не дооткрыть было :-).
ИМХО, общение с ребенком - это ВСЕГДА сплошные "открытия". И для мамы, и для ребенка. (И для папы, и для сиблингов :-).) Это само по себе очень интересно.
Поэтому крошечный сегмент совместной жизни с ребенком, который подпадает под определение "РР", кажется мне совсем не таким уж важным. Это просто одна из составляющих.
Но мне всегда казалось, что намного важнее умение и желание родителей ОБЩАТЬСЯ с ребенком. Если оно есть, то на этом фоне и РР "покатит", и все что угодно ;-). А если нет ;-( - никакое РР не поможет.
А здесь ;-) у меня иногда создается впечатление, что под РР понимается некий волшебный инструмент, золотой ключик, которой откроет ребенку дверь в светлое будущее. А вот нет :-). НЕ ЭТИМ ключиком эта дверь открывается :-).
08.05.2005 23:13:41, Nesemjana
Полностью с вами согласна. Я тоже считаю, что в развитии маленького ребенка намного важнее нечто, лежащее более глубоко, чем понимаемое под ранним развитием, что на мой взгляд есть пища для ума (рр - пища для ума и это хорошо). А важнее мне кажется заложить в ребенке уверенность, спокойствие, гармонию, а это уже делается на уровне чувств, сердца, отношения матери к ребенку. Что касается вторых детей, то спорить с Вами не буду - у меня их пока нет: )))А что касается тем, обсуждаемых в конференции. то просто правила такие, так построена конференция. А вот более глубокий слой отношений с ребенком следовало бы обсуждать уже в конференции под другим названием и другимим заданными темами - ну это я так думаю. 10.05.2005 11:46:56, Оптимист Машутка
Все-таки Вы намного более узко понимаете РР, чем "развитие ребенка раннего возраста", под которое попадает почти ВСЕ общение с ребенком! Отсюда и споры проистекают.... 09.05.2005 11:13:35, tasya (Олюшка 1,4)
Я сужу по темам, обсуждаемым в этой конференции ;-). 09.05.2005 13:19:59, Nesemjana
ага :) 09.05.2005 15:37:12, Маграт
Не побейте меня палками, плиз!!! 8-))) Но мне кажется, что просто со вторым ребенком у мамы просто меньше времени реально на всякие развивающие игры остается, да и поднадоедают уже...Вот и кажется, что это не так важно!
Но это мое сугубое имхо! Просто, проецируюя себя на несколько лет вперед, предполагаю, что и меня может это "выздоровление" постичь..8-))
Хотя я все равно буду считать, что если маме и ребенку это нравится, значит это полезно!!! 9-))
08.05.2005 21:07:42, tasya (Олюшка 1,4)
Даже если и так, то лишний раз подтверждает, что эти ритуальные пляски с ранним развитием не очень-то важны. Результат иной раз больше радует, чем после приложения РР. 08.05.2005 21:37:53, Караул
Штуша
Не, они важны. Чтобы понять, что они не так уж и важны :)))) 08.05.2005 21:56:09, Штуша
;-) 08.05.2005 21:57:36, Караул
Штуша
Так никто и не говорит, что неполезно :) Если все рады, все довольны, то это полезно :))
Со вторым, конечно, нередко меньше времени получается на каждого ребенка... И тут замечаешь, что ребенок, оказывается, умеет развиваться сам. Нет, не совершенно автономно, а без постоянного направления-контроля. Он сам может проявлять инициативу, которую надо просто поддерживать. А еще младшие неплохо учатся у старших. И старшие у младших, как ни странно :)) Правда, все еще и от ребенка может зависеть. Дети все разные.
08.05.2005 21:18:05, Штуша
и что очень важно, когда младший тянется за старшим, как раз происходит то самое "всасывание". потому что младший САМ хочет повторить что-то за старшим, дорасти до него. 09.05.2005 12:17:18, Маграт
Т.е. "важность" какой-то деятельности зависит от наличия свободного времени :-)))? Интереееееесно :-))).
А как Вы думаете, мамы двоих (или нескольких) детей с детьми СОВСЕМ не играют? Или не играют с ними именно в "развивающие" игры?
08.05.2005 21:14:23, Nesemjana
Важность с наличием времени не связана никак!!! А вот восприятие мамы с этим самым временем, мне кажется напрямую! Любой человек подстраивает свое восприятие действительности под конкретную ситуацию и свои возможности, чтобы не было внутреннего конфликта, вот отсюда и происходит по моему личному мнению это самое "выздоровление" от опасной болезни "раннее развитие"! 9-)) 09.05.2005 11:12:01, tasya (Олюшка 1,4)
При недостатке свободного времени все его ресурсы отдаются тем занятиям и делам, которые в списке приоритетов стоят на первых местах, не так ли?
Если мамы вторых детей перестают уделять время РР, значит, они вычеркивают его из верхних строчек своего списка приоритетов. Решив, что это неважно. Но почему?
Почему бы вместо этого им не вычеркнуть что-то другое ;-)?
09.05.2005 13:22:51, Nesemjana
НГ
Опыт + осмысление = реализм, понимание происходящего, разделение главного и второстепенного. 08.05.2005 18:45:52, НГ
Подпишусь и под этим :) 08.05.2005 23:22:04, Инес
Штуша
Тоже заметила :)) 08.05.2005 18:36:51, Штуша
Может быть реальная польза для НАСТОЯЩЕЙ (в настоящем времени) жизни ребёнка и мамы. Интересно :-) 07.05.2005 01:54:09, Мария Д.
=СветА™=
Вот с этого, думаю, и надо начинать. С сегодняшнего реального удовольствия и взаимной пользы.
Не делая что-то во имя светлого будущего.
Потому как целенаправленное вложение своих сил и средств в ранее развития с целю получения дивидентов в виде последующей успешности- путь тупиковый, потому как качественный выход не гарантирован.

И маму, которой не хочется заниматся ранним развитием своего ребенка я не считаю равнодушной,она вовсе не ставит на нем крест.
Может, потом его развитием займутся специалисты и его достижения с большой долей вероятности могут быть много большими, чем у раннеразвивающегося малыша.

08.05.2005 02:08:24, =СветА™=
Именно! Интересно обоим! Жить радостно и приятно, когда есть некое "со-творчество". Но :-) я все-таки считаю это веселым развлечением, а не полезной деятельностью, нацеленной на какие-то туманные перспективы. 07.05.2005 16:17:15, Nesemjana
Ну про "без всякой реальной пользы", мне кажется, это слишком категорично! Почему же так? То, что ребенок узнает много интересного от родителей, будет иметь широкий кругозор, разве от этого он не выйграет? Ведь знания абсолютного нет, есть способность получать знания, а в развитии этой способности-то как раз, как я понимаю, и видят суть раннего развития все его основоположники. 06.05.2005 23:37:17, tasya (Олюшка 1,4)
А какая может быть "реальная польза" ;-)? В чем такой ребенок будет "лучше" других детей - тех, с которыми никто не занимался "ранним развитием"?
Я бы хотела это понять, но пока не поняла :-).
То, что Вы перечислили (узнает много интересного и будет иметь широкий кругозор) - это не обязательно должно происходить в раннем возрасте. ИМХО, дети, которые все это узнали позже, ничего не потеряли.
Я вижу смысл в тесном общении с маленьким ребенком, но не вижу смысла в том, чтобы загружать в его голову знания.
07.05.2005 00:06:33, Nesemjana
А почему обязательно он должен быть "лучше" или "хуже" других? Он единственный, особенный, самый любимый! А все эти "лучше"-"хуже" - это и есть проявления ущемленного самолюбия родителей, мне кажется...Не надо сравнивать детей, надо радоваться его успехам, его живому интересу и пытливому уму!
А польза, мне кажется, именно в том, что он узнает много интересного, узнает этот мир, насколько он многолик и прекрасен!
"Загружать" знания действительно не надо! Я не представляю, как это можно сделать с маленьким ребенком...
07.05.2005 00:18:13, tasya (Олюшка 1,4)
Так в том-то и дело, что ребенок НЕ должен быть "лучше" :-). Потому я и не вижу смысла в занятиях, которые делают его якобы "лучше" :-).
Для меня вообще смысл рождения детей - в том, что МНЕ с ними интересно. Они делают мою жизнь ярче и многому учат меня. А я, общаясь с ними, и сама их чему-то учу - не "нарочно", а просто между делом. Это просто _жизнь_. Вместе.
В результате вырастают люди, с которыми МНЕ очень интересно общаться. Но этот результат (ИМХО, опять же) _абсолютно_ не зависит от того, чем именно я с ними "занималась" в первый год, в первые 2 года. Т.е. наличие/отсутствие "раннего развития" (ИМХО - в рамках МОЕГО личного опыта) никак не сказывается на результате.
07.05.2005 16:23:02, Nesemjana
Общение беспредметным не бывает. Следовать за интересами ребенка не так уж и просто. Минимальная любознательность маме нужна. Нужна какая-то внутренняя уверенность в ребенке, что вот это дурацкое занятие нужно ребенку, что важное в этой ерунде есть. Мне попалась книжка про свойства сыпучих сред, оказалось мало изучены физиками эти пески-песочницы - вроде и не твердое тело, но и не жидкое. А кто-то скажет, что за годы в песочнице уже противно прикасаться к песку. 12.05.2005 13:02:48, Некто
А разве я что-то писала про "беспредметное общение" ;-)? (Хотя бывает и такое. Но я здесь его не обсуждала.)
И разве я писала про то, что маме "не нужна любознательность"? Вы на МОИ реплики отвечаете или сами с собой разговариваете ;-)?
12.05.2005 15:52:56, Nesemjana
Виноват, исправлюсь... Имелось ввиду , что следование за интересами ребенка, общение с ним, становится тем, что для многих и есть "раннее развитие". Так получается не потому, что занимались по методичке, а потому, что живут, думают, чувствуют вместе с ребенком. Некоторые дети обладают большей познавательной активностью, требуют другого общения с ними. С другими такого уровня общения не получается, получается как-то иначе, но тоже хорошо. Некоторые дети сами требуют раннего развития. 13.05.2005 20:41:12, Некто
Тогда нам и спорить не о чем ;-). 14.05.2005 00:30:03, Nesmejana
Я и не спорю. Я Вам все время поддакиваю. Просто непонятно когда за познавательную активность ребенка ругают родителей, якобы лишающих ребенка детства, заставляющих их чем-либо заниматься. Ну родился ребенок такой, ну мама ребенка не в кладовке держит - за что же ругаться всякими словами. 14.05.2005 08:16:13, Некто
Я бы сформулировала по-другому. Для того, чтобы прийти к какому-то открытию, ребенок должен накопить большой чувственный, сензитивный опыт (во всех репрезентативных системах - зрении, слухе, обонянии, тактильном восприятии, вкусе). И только после этого он сможет проанализировать свои впечатления и сделать самостоятельный вывод.
Тактильные штуки вообще очень важны - возиться с водой, песком, камнями, строить конструкции из самых разных материалов (деревяшек, "правильных кубиков" и пр.). Тут тебе все законы мироздания в одном флаконе :)
06.05.2005 23:47:57, Инес
Мне в радость было сидеть на полу, разглядывать фотографии зданий и строить подобные постройки из деревяшек. Ребенку все это тоже нравилось. Нашли книжку про строительство, про фундаменты, грунты для маленьких детей. Начали строить из деревяшек в песке, тогда еще интереснее стало. Но при чем тут раннее развитие до сих пор не знаю. 12.05.2005 13:08:16, Некто
Это точно! Только взрослый может помочь ребенку увидеть то, что можно увидеть, услышать, то, что можно услышать. Не навязать ему свой взгляд, а именно ПОМОЧЬ!
Ну вот пример - у Оленьки моей есть любимая лужа в лесу - она смотрит, как дождик капает в нее и на воде от капелек круги образуются, как облака и деревья в ней отражаются...И ей действительно это нравится! Она радуется, искренне! Но Вы считаете, если бы я ей не показала все это, через какое время она "накопила бы достаточно сензитивного опыта", чтобы сделать такое открытие? Как бы должно было происходить это открытие? Мне кажется, она прошла бы мимо этой лужи и не заметила бы...По крайней мере лет до 3...А до трех лет я постараюсь еще много интересного показать и рассказать...
07.05.2005 00:09:46, tasya (Олюшка 1,4)
пчела Майя
Как можно отражение не заметить? 13.05.2005 01:53:42, пчела Майя
Штуша
ИМХО, не прошла бы и заметила! :)))) 07.05.2005 18:48:34, Штуша
Не знаю про лужу, но мне мои уже выросшие дети иногда рассказывают про свои "открытия", сделанные очень рано и совершенно без моей помощи, совершенно фантастические вещи. И я понимаю, что от меня зависело не так уж много :-) - я просто общалась с детьми, а "развивались" они сами. 07.05.2005 16:24:52, Nesemjana
snegopad (ex-Юва)
Вы, мне кажется, цепляете очень важный нюанс в теме РР. Я немного занималась философией образования, и еще на этапе определения для себя базовых понятий (обучение, развитие, образование и т.д. и т.п.) наткнулась на достаточно аргументированную теорию, где развитие рассматривается как процесс, который единственно из всех составляющих образования (в широком смысле, конечно) нельзя запускать, регулировать извне (что не исключает создания условий, которые благоприятствуют его запуску). Потому все открытия - СВОИ в полной мере у ваших детей. А в какой среде они сделаны - искусственно сконструированной или предложенной Вами либо же случайной или естественной - это не играет роли. Вернее, среда дает шансы -> богаче среда - больше шансов для открытий. Плюс развивающая среда дает ИМХО некий кумулятивный эффект (это как в притче с прутиками, которые по отдельности ломаются, а вместе - нет): т.е. "открытие" с большей вероятностью произойдет в ЛЮБОЙ среде, если ребенка хотя бы часть времени окружает среда провоцирующе-развивающе-творческая. И еще, результаты раннего развития не всегда предметны, конкретны (можно четко описать-пощупать-оценить тестами и т.д.). Мне кажется, об этом часто Маша Д. говорит и другие тоже. Позитивную насыщенность жизни вообще трудно сравнивать, но если после Ваших "развивающих" усилий Ваш ребенок скажет Вам когда-нибудь, что ему жить интересно, интересней, чем...(Васе-Пете), и это благодаря маме (по его оценке), - вот в этом те самые результаты. и "туманная польза". Если совсем прото, то по-моему "просто хорошее отношение"=не мешать развиваться, "раннее развитие"=со-развиваться и помогать... 07.05.2005 17:23:38, snegopad (ex-Юва)
Да-да. Ребенок так и сказал, что дома и в кружках интересно, а в других учереждениях скучно. Даже если никто не занимается с ребенком, то все равно в хорошей среде интереснее. Позднее ребенок начинает сам искать интересные места, интересных людей. 12.05.2005 13:12:15, Некто
Очень похоже на правду. Я примерно об этом и пишу. У меня (как родителя) есть цель - научить моих детей быть счастливыми людьми (независимо от внешних обстоятельств). Для этого я пытаюсь создать такие условия, в которых ребенку интересно жить (это мне кажется важной составляющей счастливой жизни). В результате вырастают люди, с которыми мне интересно и которым интересно со мной (двое уже выросли, третий подросток, четвертая еще маленькая). Меня такой результат устраивает. Но - ИМХО - он сильно связан с тем, что я не мешала детям развиваться, а не с тем, что я САМА их как-то развивала.
Поэтому - опираясь на личный опыт - я делаю вывод, что "не мешать" гораздо важнее, чем "помогать".
Верный ли это вывод - я НЕ знаю :-). Хотелось бы понять. Поэтому я и задаю "глупые" вопросы о смысле и назначении "раннего развития" - хочу докопаться до истинных связей между причинами и следствиями :-).
07.05.2005 17:50:59, Nesemjana
Раннее развитие - это жентельменский набор, еще одна составляющая к социальному статусу, жил. площади, марке автомобиля, месту отдыха и т.п. Отсюда и головой об стену начинают биться, что весь набор есть, кроме ранне-развитого ребенка. "Вроде все ему дала - и книг до крыши накупила, и гувернантку, и красок , и кисточек, и в музей раз в неделю няня водит, и садик такой-сякой, и пособий-развивалок, и игрушек от ..., и белково-витамииныый рацион, а он гад развиваться не хочет. " 14.05.2005 08:26:06, Некто
Я думаю, что после трех открытия делать еще не поздно :)
И не только с помощью взрослого они происходят. На лужу, наверное, я бы обратила ребенкино внимание, если она меня саму чем-то заинтерсовала. Как происходят самостоятельные открытия? Например, если по луже колотить палкой, брызги, оказывается, разлетаются в сторону. Моя старшая дочка года в четыре была совершенно потрясена: если прыгнуть с разбега в лужу, то сама останешься сухой, а мама - мокрой :). Это пример вывода из сензитивного опыта.
И нет ни одной области в науке, в которой "после трех уже поздно".
Конечно, я поделюсь с ребенком своими ощущениями и впечатлениями, обсужу их с удовольствием (сейчас это можно делать уже с обеими), но в пользе специальных занятий, развивающих сугубо "способность получать знания" я сильно сомневаюсь.
Для меня раннее развитие (точнее, как хорошо определила Маша Д. - развитие детей раннего возраста) - в совместной интересной деятельности, а не в позиции "я тебе сейчас все покажу".
07.05.2005 08:17:47, Инес
Со вторым ребенком я пришла абсолютно к тому же самому выводу :)).
С младшей у нас нет специальных занятий, как это было со старшей. Мы просто вместе занимаемся делами, которые интересны и ей, и мне - рисуем, читаем, наблюдаем, поем и т.д. Раннее развитие само по себе - это надстройка, тешащая родительское тщеславие, некие экзерсисы, превращенные в самоцель.
Обычно это возрастная "болезнь" родителей первенца :)). Я, как положено, ею тоже переболела - все игры Никитиных, Зайцев, Доман, арсенал небольшого детского сада по развитию мелкой моторики - все это у нас было.
Я не могу сказать, что это плохо или хорошо, это развлекает маму и укрепляет ее в мысли, что она "занимается с ребенком". Кроме того, интеллектуальной маме играть в логические игры интереснее и проще, чем в сюжетно-ролевые. Тут очень важно сохранить баланс между собственными потребностями и РЕАЛЬНЫМИ потребностями ребенка.
06.05.2005 19:32:19, Инес
ABDDavidoff
Никогда не занималась методиками Зайцева, Никитиных или Доман :-)
Они мне не понравились.
07.05.2005 00:32:11, ABDDavidoff
:-) А я, вроде бы "противник" раннего развития, ничего не имею против кубиков Зайцева - моя дочь, знавшая все буквы, не читала, пока ее папа с ней не позанимался пару недель по кубикам Зайцева :-). 07.05.2005 16:26:29, Nesemjana
ABDDavidoff
Вот пример "смешанности" взглядов :-) Никакой чистоты породы в наши сложные времена :-) 07.05.2005 18:23:41, ABDDavidoff
Угу :-). Но я, скорее, противник фанатизма ;-), а не противник применения методик. А методики сами по себе бывают очень интересные и полезные. 07.05.2005 19:28:38, Nesemjana
ABDDavidoff
А я равнодушна к методикам и спокойно отношусь к фанатикам :-) 08.05.2005 11:42:58, ABDDavidoff
Я бы добавила, что это "болезнь родителей с высшим образованием". Не думаю, что дети мамочек, пьющих пиво и дымящих сигаретами на детских площадках (уж извините, наболело!), избалованы ранним развитием (получается, что для них это даже плюс?!)
Про надстройки, экзерсисы и тем более самоцель я бы не рискнула рассуждать - имхо, у каждого своя степень "болезни" и "выздоровление" у каждого тоже по-разному происходит.
Про баланс Вы абсолютно правильно заметили, не далее как пару топиков назад Машутка уже поднимала этот вопрос...
Только вот хотелось бы понять, почему Вы все-таки считаете, что это "занятия" (почему в кавычках?), почему, если что-то интересно и маме и ребенку (а если это не интересно ребенку, это определенно не занятия и не раннее развитие соответственно), не есть полезное занятие?
Вот этого я никак не могу понять! Почему же во всех дискуссиях обязательно нужно в крайности впадать? Ведь дискуссии об абстрактном термине "раннее развитие", имхо, сродни дискуссии о демократии как абстрактном понятии! Во всех странах демократия, и везде она разная. Так же и с ранним развитием - многие занимаются с ребенком с маленького возраста и у всех свои игры, свои способы эмоционального контакта с ребенком. Или Вы что-то другое понимаете под термином "раннее развитие"? Может я неправильно его трактую?
07.05.2005 00:01:31, tasya (Олюшка 1,4)
ABDDavidoff
Согласна. давайте не определять "раннее развитие"- правильное и не правильное. Потому что кто-то развивает вот так здоровско, а вот та другая мама с Доманом просто чудеса творит.
Лучше всего, имхо, уважать всякую дорогу и всякое мнение.

(Если оно не нарушает свободу ребенка)
07.05.2005 10:11:23, ABDDavidoff
Плюсы детей алкоголиков сомнительны, конечно. Дело не в том, что их не "раннеразвивали", а в том, что на них всем в семье глубоко наплевать. Но это такая очевидная вещь, что детям нужно внимание, а не методики, что, я думаю, это и так всем понятно.
Когда я ставлю слово "занятия" в кавычки, я имею в виду тот случай, когда в совместной деятельности мамы и ребенка непременно ищется глобальная "польза". Конечно, все занятия для чего-то полезны и что-то развивают, но это не должно превращаться в самоцель. ИМХО.
07.05.2005 08:22:10, Инес
Добавлю: если человек "от природы" склонен формализовать свою деятельность (составлять планы, графики, расписания - а у меня именно это свойство есть!), то есть немалый риск, что и общение с детьми он захочет "заформализовать". Вот именно с этим своим свойством я и боролась всю жизнь :-). Может быть, потому я и защищаю так настойчиво "неформальное общение", что сама всегда боялась скатиться к "формализации" :-))). 07.05.2005 16:29:34, Nesemjana
Абсолютно с Вами согласна.
Помню, как меня неприятно поразило, с какой лёгкостью забывал мой годовалый сын многие вещи, которые он не раз демонстрировал, что знает, если мы какое-то время о них не вспоминали. :-(( Или вот, показав сыну, лет до двух, кучу презентаций на разные темы,сейчас вижу- легла только та информация, с которой он как-то и где-то встречался ещё.
Мои же взгляды на развитие детей, за последние годы, очень изменились. Самым важным считаю- уважительное, правдивое отношение к ребёнку, исключающее давление и навязывание своих взглядов, живой отклик на интерес ребёнка, не отстранение детей от домашней жизни и дел, разностороннее общение, предоставление много и разной информации и материалов для младших детей, а старший уже совсем самостоятельный человек...
06.05.2005 21:35:18, Irabela
Подпишусь :-). 07.05.2005 00:07:41, Nesemjana
Спасибо, большое, Виктория! Это именно то, что в душе знают и на что хотят получить подтверждение многие мамочки, занимающиеся ранним развитием!
Я тоже считаю, что надо давать ребенку максимум из того, что можешь и что ему интересно, не откладывая на потом, когда он "и сам это поймет и узнает". Одно дело когда ребенок, например, в год сделает для себя великое открытие, что все вещи различаются по цветам, а другое дело, когда в 2,5 года он это усвоит, т.к. "уже пора бы различать цвета".
Всех Вам благ, пусть Ваш замечательный малыш и дальше Вас радует своими успехами! 8-)) Будем идти по Вашим следам...8-)))
06.05.2005 16:38:16, tasya (Олюшка 1,4)
А расскажите, пожалуйста, как годовалый ребенок делает открытие, что вещи различаются по цветам? Я без тени иронии, мне правда интересно.
Идея "уже пора бы" сама по себе мне не нравится. У каждого свои темпы.
06.05.2005 19:34:12, Инес
А я это безотносительно своего ребенка писала, просто поскольку ребенок с 1,2 различает все цвета, пример первым в голову пришел. Во всяком случае, мой деть с удовольствием таскала кубики в цветные гаражики и очень удивлялась, когда цвет другим оказывался, находила домики для палочек по цвету и т.п. Действительно у каждого свои темпы, просто сама идея "пора бы" мне очень не нравится! 06.05.2005 21:11:45, tasya (Олюшка 1,4)
А как возникла идея группировки по цвету? 06.05.2005 21:37:31, Инес
У кого, у ребятенки? Ну с моей подачи, видимо! 06.05.2005 22:37:01, tasya (Олюшка 1,4)
Это к вопросу о великом самостоятельном открытии :)
06.05.2005 23:41:22, Инес
Насчет самостоятельного может я и погорячилась...9-)) 06.05.2005 23:44:53, tasya (Олюшка 1,4)
А мне кажется, что сколько бы ни объясняли ребенку, он все равно делает свое собственное открытие. Особенно это верно для такого юного возраста 08.05.2005 22:33:59, Оптимист Машутка
Кстати, мне тоже. У меня впечатление, что мой ребенок никаких открытий никогда не делала, она всегда знала цвета, всегда знала буквы, всегда как-то сама знала цифры. Даже считать назад всегда умела:) Это для меня постоянно было открытием: надо же, умеет! Вот потихонечку читать выучилась само собой, правда поздновато по меркам раннего развития, зато сама по себе:) 06.05.2005 19:53:50, В6.
Ну ребенок, живущего в социальной среде, по определению не может всему "сам по себе научиться"...Просто есть дети, которые все сами берут, что им нужно, других надо направлять... 06.05.2005 23:42:16, tasya (Олюшка 1,4)
а, вспомнила, для нее было открытием, что то, что она накарябала можно прочитать:) Сначала я умаялась читать "брктрзч ааокпмти", теперь она уже что-то пишет по-настоящему и очень радуется, что я это могу прочитать:) 07.05.2005 08:50:15, В6.
Весь вопрос в мере этого направления. Собственно, в этом и состоит наша дискуссия :)) 06.05.2005 23:43:22, Инес
Ну да, здесь я полностью согласна! Хотя опять же, дети разные все! Вот у меня дочку направить без ее согласия НЕВОЗМОЖНО!!! А меня в детстве никто не направлял, из-за чего я упустила много возможностей, как мне кажется... 07.05.2005 00:03:24, tasya (Олюшка 1,4)


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!