Раздел: Развивающие игры

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Язык как знаковая система и письменность

Мы с дочкой недавно очередной велосипед изобрели ;-). Для начала усовершенствовали игру в магазин: у нас продавец и покупатель говорили на разных языках. Для того, чтобы продавец понял, какую игрушку хочет купить покупатель, покупатель должен был нарисовать цветную кляксу, состоящую из тех цветов, которые есть в нужной ему игрушке. Получилась цепочка: цвет (символ) – предмет. Поговорили про другие знаковые системы – дорожные знаки, например. Потом как-то незаметно клякса все больше и больше становилась похожа на предмет, и тогда уже продавцу было проще простого догадаться, что хочет покупатель. Тут поговорили про пиктографию, рассмотрели наскальные первобытные рисунки. Написали папе пиктографическое письмо "Мы ушли в магазин" (привет Киплингу!). После нескольких писем поняли, что некоторое слова-картинки встречаются довольно часто, решено было превратить их в условные значки – иероглифы. Мы договорились, какой наш значок нужен будет для какого понятия. Посмотрели лексическо-фигурное письмо китайцев. Какие-то фигурки легко расшифровываются, а какие-то – с трудом. Решили, что надо упрощать ;-)) и вместе с человечеством подбираться к буквам. Посмотрели в словаре разные системы письменности. Особый восторг вызвал финикийский алфавит, поскольку буквы уже были узнаваемы. Поразвлекались словами "по-финикийски" (т.е. без гласных): как ты думаешь, что значит ГРБ (горб? груб? греб? гроб?). Посмотрели на греческие буквы, сравнили, какие из них похожи на кириллицу, какие – на латиницу. Пока все. Тема пошла очень хорошо, нужны еще идеи!
20.06.2001 19:42:45,

31 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Здравствуйте, мы из конфы до года, сюда редко заходим.
А вспомнилась мне такая история. В 7-8 классах мы ходили к замечательной бабульке, из "бывших", она нам рассказала, что у нее и няни был спец.шрифт, и рассказала принцип его построения.
Так мы в своей компании его ввели. Там букве соответствовали символы, я их здесь изобразить не смогу, но опишу:
а - арка, о - очки, м - молоток, я - восклицательных знак, п- плюс и т.д. Писали записки этим шрифтом, учителя их забирали, а прочесть не смогли. Но развлечение было занятное!
22.06.2001 13:46:32, Шаня
Надежда Григорьевна
Мы играли, зашифровывая в предложении слова-действия ( как самое простое). Вариантов множество, каждый предлагал свой, знаете, как пополняется и активно работает "словарь" детей! Затем потихоньку предложения становились распространенными: перед картинкой (нарисованной, накленной, или даже просто ставили игрушку) появлялся условный значок волнистое облачко, там жили "красивые" слова (прилагательные).
Если сам персонаж (любое существительное) реален, но это как бы один круг понятий, представлений и слов. Если, допустим, тот же персонаж сказочный - то это уже другой уровень, там и слов гораздо больше можно подобрать, ведь он и делать может что угодно и каким угодно может быть.
Это с младшими детишками, с этого проще всего начинать.
21.06.2001 09:41:08, Надежда Григорьевна
Надежда Григорьевна, а можно примеры? Если я правильно поняла, сначала зашифровывается простое элементарное предложение из подлежащего и сказуемого. Слова-действия - это глаголы? А как зашифровывается: картинкой, символом? С прилагательными поняла, красивая идея, попробуем! 21.06.2001 12:34:06, Инес
Надежда Григорьевна
Ну да, слова-действия это, конечно же, глаголы:) И к подлежащему сказуемое - самое простое, что можно сделать.
С маленькими я все же стараюсь очень нежно касаться абстрактных понятий, помня основное правило педагогики: от конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому. Поэтому сначала на них самих, на мне, на игрушках, на картинках. Потом у нас слово-действие обозначается (подвожу их к этому) карточкой, на которой были изображены ручки и ножки. А сейчас это человечек-Глагол, который делает так много дел сразу, что кажется, будто у него много рук и ног (подсмотрено у Т.Рик). Позже это будет просто значок с двумя горизонтальными черточками. Интересно играть во времена глагола, разумеется, без занудства, без терминов.
Что касается "красивых слов" (прилагательных-определений), то можно порадовать эту куклу или зайчика и сказать про них много красивых слов (какая кукла? какой зайчик? - обязательно помогаю во всех этих играх вопросами). Одно слово придумали - отлично, а еще? Другой путь - можно раскрасить землянику - какая она?+ ряд синонимов с моей помощью. Здесь ведь тоже можно разные уровни сделать, например, поиграть словами в превосходной степени, притяжательными, качественными и т.д. Детям нравится. Здесь только важно соответствовать возрасту и не перегрузить их вербальными делами. Что, к сожалению, часто со стороны взрослых наблюдаю:(((
Если вы завтра придете на встречу, можем еще обсудить.
21.06.2001 21:44:32, Надежда Григорьевна
Извините, Надежда Григорьевна, но я все равно не поняла. Т.е. Кто-то просто показывает какое-то действие, а остальные отгадывают или как? И к чему подлежащее подбирать? Как должно получится? "Мышка спит" например?
Уж извините за несообразительность:))
21.06.2001 21:53:06, Элли
Надежда Григорьевна
Да. В вашем примере: мышка что сейчас делает? А потом что будет делать? и т.д. Ребенку вовсе не нужно знать (упаси Боже), что это мы составляем простейшее предложение, где подлежащее "мышка", а слова-действия (глаголы) - сказуемое.
Проще всего начинать с самого малыша. Что умеют делать наши руки? А ноги? А ушки, глаза, рот? и т.д.

22.06.2001 13:45:57, Надежда Григорьевна
Спасибо, Надежда Григорьевна. Дошло.
Я просто не о том думала. А вы таким образом детишек подводите к схеме предложения.
22.06.2001 21:51:40, Элли
Надежда Григорьевна
Не совсем так. О схемах предложения я как раз думаю в последнюю очередь.
Таким образом я хочу способствовать развитию речи:))
22.06.2001 22:15:29, Надежда Григорьевна
[пусто] 22.06.2001 17:14:26
Надежда Григорьевна
Абсолютно согласна! Я против преждевременных "наукообразных" терминов, которые не прибавят ребенку знаний. (Хотя, вообще-то это и от ребенка зависит:)). НО вот давать какие-то названия понятиям непременно нужно - это же точка опоры!:) 22.06.2001 21:34:02, Надежда Григорьевна
Абсолютно согласна. На своем примере могу сказать, что гуляя с бабушкой по магазинам и стоя в очередях я до 5 лет освоила все грамматические понятия, названия, времена, только падежи мы не очень трогали, а зря навеное. Играли просто со слуха, определяли род, меняли время, расширяли и сужали предложение на сколько возможно и т.д. 22.06.2001 18:34:42, Djusha
Присоединяюсь к просьбе! 21.06.2001 14:02:06, Tataf
Ну вот пока писала, уже всё почти озвучили, так что повторюсь:)))

Ой, Инес, это моя любимая тема. Можно пойти в разных направлениях. Например начать зашифровывать буквы цифрами, сочинять ребусы, анаграммы, зеркальные тексты писать!
Или поговорить о других видах «языков»: азбука Морзе (перестукивание или фонариками в темноте), язык флажков на кораблях, язык свистов и барабанов как в Африке! Язык мимики и жестов (поговорить об эмоциях, посмотреть немые фильмы)!
Можно заняться тайнописью (те же шифры, но и невидимое письмо, которое потом нужно будет «проявлять»).
А можно выйти на тему, как «разговаривают» животные, насекомые, рыбы. Это большая тема.
Я бы с удовольствием со всеми собрала бы об этом материал.

21.06.2001 02:50:39, Tataf
Привет полуночникам!
Спасибо за идеи, обязательно попробуем. Ребенок недавно пытался понять карканье вороны :-), так что все как раз в тему! Буквы пока переставлять нам рановато, мы их и так все время не в ту сторону пишем, а вот разные виды "языков" - как раз то, что надо!
21.06.2001 03:55:36, Инес
О языке звуков можно много всего собрать и у людей и у животных. И как они это делают и как принимают сигналы.

Язык запахов у животных, пожалуй, самый распространенный. Им пользуются, чтобы написать любовные «письма», чтобы сообщить об опасностях, о том, что найдена еда, и указать путь к этому месту, ещё для того, чтобы сообщить, что место занято. Медведи, правда, такие места не только запахом помечают, а ещё на деревьях ставят отметины, желательно повыше, чтобы другие собратья видели какой он огромный. О том, где у кого находятся железки с запахами вообще отдельный разговор. У многих насекомых в основании челюстей, у некоторых видов оленей – в уголках глаз. И этим местом он касается ветки, листка. У других животных желёзки расположены на ногах или боках, на губах или на спине – в тех местах, которыми животные чаще касаются травы или деревьев. А у лемуров желёзки расположены почти под мышками. Лемуры кончиком хвоста трутся об это место, а потом «расписываются» хвостом. Про скунса все знают и про его «пистолет».

Ещё, конечно, красив язык танцев. Тут тебе и любовь, и нахождение той же еды, и предупреждение, и соперничество.

Напоследок, наша с вами любимая цветотерапия:))) Но ведь это же и «язык»! Расцветочка очень о многом может рассказать.

Это правда не всё. У людей много "языков": кто как пишет, кто как стоит, спит, сидит, ест, как держит ноги под столом, что калякает, когда слушает другого. Кто как дарит подарки, цветы. Кто какой дом строит, какую машину покупает:))И т.д.

Так что дерзайте!
21.06.2001 14:00:15, Tataf
У вороны слов сорок, по-моему, если я не путаю :-) Идеи - класс, будем играть! Конечно, я сейчас "свалю" в математику :-)) Или в нейролингвистику, которй увлеклась сейчас. Есть такие глобальные, общечеловеческие понятия, не любовь и добро я сейчас имею в виду :-)), а - внутри и снаружи, скажем. Красота в том, что они и абстрактные (не говорится ведь внутри ЧЕГО), и встроены в мозг, то есть - доступны всем :-)) Можно поговорить о том, а что такое, собственно, "абстракция" - и прийти к иерархии мета-понятий, а именно:

Объектные понятия - стул, стол, дерево
Первый уровень мета - оперирует над понятиями (____ над____ - пример "дерево над стулом")
Второй уровень мета - над первым (категория "пространственные понятия")...

Все существующие языки - мета-мета-мета...

Парадоксы - язык обычный любой ими полон, а разрешение их ведет к очень крутой и доступной маленьким математики. Скажем, парадокс ссылки на себя: "Эта фраза ложна" - если правда, то ложь, если ложь, то правда и т.п. Как это связано со знаками? Представьте себе нечто, символизирующее само себя - или ОТРИЦАНИЕ самого себя :-))) Скажем, если белый символизирует черный, то какой он? ;-)) К этому месту (парадоксам) ведет дорожка от криптографии, от картинок, символизирующих предметы... И конечно же, от перестановочек!!
21.06.2001 04:39:40, Maria D
Ну, хорошо, по поводу правды и лжи вот такая загадка:

Добрый человек напутствовал Ивана-царевича:
-Когда отправишься в путь, доберёшься до развилки дороги. Поедешь по одной из дорог – коня потеряешь, по другой – сам погибнешь.
Решил Иван-царевич пожертвовать конём, однако, добравшись до развилки, задумался: какая из дорог чем грозит? Вдруг видит – на столбе написано: «если хочешь узнать, по какой дороге тебе ехать, задай встречному страннику один вопрос, на который получишь ответ «да» или «нет». Хорошенько подумай, какой задать вопрос: учти, что это странник может быть человеком, либо говорящим только правду, либо всегда лгущим. Сумеешь найти правильный вопрос – тогда из ответа странника узнаешь, какая из дорог чем тебе грозит»,
Оглянулся Иван-царевич, а у развилки стоит странник. Какой вопрос он должен ему задать?
21.06.2001 14:04:18, Tataf
А ответы- то где искать? А то мы тут думаем, думаем... 22.06.2001 16:02:30, Наталия
Можно наоборот поиграть - как сделать так, чтобы никто не догадался о том, что ты написал - зашифровать письмо. Например, каждой букве какая-нибудь цифра соответствует или слово задом наперед писать или все буквы переименовать в другие буквы или присвоить им буквы из другого алфавита. Тоже самое можно и с пиктограммами делать.
Еще можно поговорить об азбуке Морзе и о семафорной азбуке, Брагиле и азбуке глухо-немых.
21.06.2001 02:00:40, Элли
А что такое Брагиле? 21.06.2001 10:44:34, Tataf
Надежда Григорьевна
Брайль. Шрифт Брайля - рельефно-точечный шрифт для слепых. 21.06.2001 11:07:48, Надежда Григорьевна
Спасибо, чуть умнее стали:))) 21.06.2001 14:01:04, Tataf
Надежда Григорьевна
:)) 21.06.2001 19:19:32, Надежда Григорьевна
Laura
Вот это здорово! Ну это я сейчас просто заплАчу.... :-) И-эх, кто бы со мной в такие игры поиграл??? Идея отличная, напишите, пожалуйста, как вы ее развили, нам пока не все подходит, но в будущем - просто супер! :-)))))
Спасибо!
21.06.2001 01:57:57, Laura
Лаура, чего плакать то? Вот сейчас и поиграете, поздно что ли? Мужу записку с иероглифами на холодильник прицепите, пусть думает:))))))))Вот ребёночек потихоньку и втянется в игру:) 21.06.2001 10:49:50, Tataf
Laura
Да, поиграть - это я могу... :-). Только мы по-прежнему не разговариваем. Точнее мы разговариваем зашифрованными знаками, осталось только ими же научиться писать :-))). Вообщем, сорри, что в этом топиве о своем, но если ребенок в 2,2 все глаголы заменяет звукоподражаниями типа "топ-топ", "ам-ам" и пр., это нормально вообще? Падежи и род отсутствует в речи, при этом мальчик-девочка и дядя-тетя на картинке показывает четко и давно. В остальном мы продвинулись, считаем, интерес к занятию англ. и украинским - просто визжим! А вот говорить не хочет. Да и не особ может, слоги путает, слова забывает. Подходит к розетке, смотрит и спрашивает сама себя: док? мок? ток? Хотя, только вчера отлично сама сказала: ток!. Я ее не насилую, но может, пора что-то предпринимать????
Хелп, плз! :-))))
21.06.2001 16:53:57, Laura
А Вы с Эллой консультировались? Может быть работает определённая часть мозга и она ведущая. 21.06.2001 18:29:01, Tataf
ПривеТ.Т.
Ух ты! Здорово! У нас с Артёмом это было позже, около 6 и разумеется не так глубоко.:) (В связи с моей дремучестю.:)) Мы баловались наскальной "письменостью".Нам попался шутливый рассказ о возникновении такой письмености. Как каждый человек по разному трактовал одни и те же рисунки. Вот этим и занимались."Что ещё это могло бы обозначать?" 20.06.2001 21:31:55, ПривеТ.Т.
Бакунинскую "Чайку" читали? Наверное, вы занимались тем же - рассматривали ситуацию под разным углом зрения. Ох, как начинаешь это применять на "каждом углу", жить интереснее!:) 21.06.2001 10:53:22, Tataf
ПривеТ.Т.
Убейте меня. не помню что читали! Да и не важно, главное в душу запало. :) 21.06.2001 17:22:09, ПривеТ.Т.
Таня, я имела в виду Бориса Акунина, которым сейчас многие зачитываются. Я видно не поняла Ваш последний вопрос. 21.06.2001 20:44:15, Tataf


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!