Надежда Григорьевна, можно Вам пару вопросов про обучение письму задать?
1. Вроде руку для письма ставят в школе, а как же тогда ребенку ну ручку там, кисточку, карандаш держать? Ну рисовать там, или те же задания Петерсон выполнять? А если ребенок неправильно научится держать ручку? Переучивать ведь сложно, я так читала? Я у Вас на сайте все прочитала про постановку руки для письма, но ребенок у меня еще маленький, да и не могу поручиться, что я правильно учу ручку держать. Да еще непонятно у нас насчет право/леворукости.
2. А как Вы лично относитесь к методике обучения письму Монтессори (шершавым буквам)? Как она согласуется с чтением по Зайцеву? Там ведь буквы, а не склады. В принципе, к обучению писать не печатными, а именно письменными буквами? И если учить писать по Монтессори, то буквы ведь сначала не соединять? А как переходить к соединению? (Это мне уже на будущее.)
Спасибо!
Конференция "Ребенок от 3 до 7""Ребенок от 3 до 7"
Раздел: Развитие, обучение
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
У нас детям порекомендовали приобрести трехгранные карандаши и ручки - они декларированы как раз для обучения письму. Там три грани, и 3 пальца ставить строго на каждую из них. Не знаю, как на словах объяснить, но на деле здорово выходит.
21.03.2003 21:17:01, Наташа и Игорек
1. Ира, здесь две составляющие. Определимся.
Уметь правильно держать карандаш для рисования, раскрашивания, письма – это одно, а ставить руку для письма письменными буквами, несколько другое.
Первому учиться в школе уже немного поздновато, а второму, включающему в себя множество навыков и умений, учиться до школы далеко не всем необходимо и полезно.
Про карандаш. Вы никогда не пробовали раскрашивать или рисовать красками узким тампончиком из поролона?:) Его, кроме как щепоткой, держать невозможно, в кулачок не возьмешь. Очень полезное и НЕспециальное:) упражнение для навыка правильного "держания" карандаша (ручки).
Про право\лево. До 4-4,5 лет, действительно, не все дети еще определились с рукостью. Если есть сомнения, я не препятствую рисовать и той, и другой рукой. Но после четырех с половиной не откладывайте обращение к специалистам, чтобы, по возможности, определиться с этим вопросом.
Что касается постановки руки, соблюдайте некоторые "правила безопасности". Не стоит держать дома "круглые" карандаши с гладкой поверхностью, без граней, пусть даже самого хорошего качества: рука по ним скользит, устойчивого, фиксированного положения пальцев не получается.
У меня дети пользуются для раскрашивания карандашами или красками, но никогда - фломастерами.
Для детей младшего возраста и для тех старших дошкольников, кто хочет раскрашивать карандашами, но не имеет достаточных навыков и терпения, лучше пользоваться толстыми шестигранными цветными карандашами с толстым грифелем, что позволит при раскрашивании сократить путь к видимому результату работы.
Совсем начинающим и тем, у кого трудности с постановкой руки (держат карандаш неправильно), я рекомендую трехгранные карандаши, как простые, так и цветные.
Используйте, также, прием совместного раскрашивания, держа руку ребенка с карандашом в своей и направляя его движения.
Стоит помнить о том, что движения руки при раскрашивании карандашом и кисточкой разные.
Не стоит "приставать" к Ребенку и добиваться идеального исполнения, это может напрочь отбить желание рисовать и раскрашивать.
2. Переходить к письму письменными буквами можно только в том случае, когда успешно пройдены все предварительные подготовительные этапы ( в том числе и пальчиковые игры и пр., раскрашивание, рисование узоров-орнаментов, рисование по клеткам, письмо печатными буквами), т.е. рука и глаз полностью готовы, когда у ребенка в полной мере развиты зрительно-пространственные представления, когда он прекрасно владеет "рабочей" рукой и рабочими "инструментами". А эта готовность, в основном, формируется к 7годам, т.е. перед основным обучением в школе.
Второе непременное условие: переходить к обучению письму можно только в том случае, если у вас есть твердая уверенность в том, что вы умеете это делать правильно; если нет – лучше не начинать. Кроме того, если мы говорим о школе, то у каждого педагога начальной школы свой стиль, свои приемы обучения, поэтому существует опасность противоречия родительских установок и установок учителя, а переучивать, сами знаете…
Еще одна немаловажная деталь, которая часто "ускользает" от взрослых при подготовке к письму. Это умение различать письменные буквы и читать слова, предложения, написанные письменными буквами. На моих занятиях формированию этого навыка очень помогают "Складовые картинки" Н.А.Зайцева.
Итак, что такое готовность к письму? Это верность глаза (сформированность зрительно-пространственных представлений) и твердость графических линий (другой комплекс умений и навыков). Вот к этой готовности и следует стремиться, тогда переход к собственно письму будет плавным и естественным.
Про Монтессори и Зайцева. Не вижу противоречий. И у Николая Александровича есть в таблицах и на кубиках отдельные буквы.:) Ведь СКЛАД по Зайцеву это и одна буква тоже.:)Более того, у Н.А. Зайцева есть специальное пособие "Пишу красиво", вы не знакомы с ним?
Про соединение букв. Если уж дойдет дело до письменных букв, то обязательно ознакомьтесь с мнением специалистов (в частности, М.Безруких) о вреде специального обучения певоклассников безотрывному письму. 21.03.2003 14:02:22, Надежда Григорьевна
Уметь правильно держать карандаш для рисования, раскрашивания, письма – это одно, а ставить руку для письма письменными буквами, несколько другое.
Первому учиться в школе уже немного поздновато, а второму, включающему в себя множество навыков и умений, учиться до школы далеко не всем необходимо и полезно.
Про карандаш. Вы никогда не пробовали раскрашивать или рисовать красками узким тампончиком из поролона?:) Его, кроме как щепоткой, держать невозможно, в кулачок не возьмешь. Очень полезное и НЕспециальное:) упражнение для навыка правильного "держания" карандаша (ручки).
Про право\лево. До 4-4,5 лет, действительно, не все дети еще определились с рукостью. Если есть сомнения, я не препятствую рисовать и той, и другой рукой. Но после четырех с половиной не откладывайте обращение к специалистам, чтобы, по возможности, определиться с этим вопросом.
Что касается постановки руки, соблюдайте некоторые "правила безопасности". Не стоит держать дома "круглые" карандаши с гладкой поверхностью, без граней, пусть даже самого хорошего качества: рука по ним скользит, устойчивого, фиксированного положения пальцев не получается.
У меня дети пользуются для раскрашивания карандашами или красками, но никогда - фломастерами.
Для детей младшего возраста и для тех старших дошкольников, кто хочет раскрашивать карандашами, но не имеет достаточных навыков и терпения, лучше пользоваться толстыми шестигранными цветными карандашами с толстым грифелем, что позволит при раскрашивании сократить путь к видимому результату работы.
Совсем начинающим и тем, у кого трудности с постановкой руки (держат карандаш неправильно), я рекомендую трехгранные карандаши, как простые, так и цветные.
Используйте, также, прием совместного раскрашивания, держа руку ребенка с карандашом в своей и направляя его движения.
Стоит помнить о том, что движения руки при раскрашивании карандашом и кисточкой разные.
Не стоит "приставать" к Ребенку и добиваться идеального исполнения, это может напрочь отбить желание рисовать и раскрашивать.
2. Переходить к письму письменными буквами можно только в том случае, когда успешно пройдены все предварительные подготовительные этапы ( в том числе и пальчиковые игры и пр., раскрашивание, рисование узоров-орнаментов, рисование по клеткам, письмо печатными буквами), т.е. рука и глаз полностью готовы, когда у ребенка в полной мере развиты зрительно-пространственные представления, когда он прекрасно владеет "рабочей" рукой и рабочими "инструментами". А эта готовность, в основном, формируется к 7годам, т.е. перед основным обучением в школе.
Второе непременное условие: переходить к обучению письму можно только в том случае, если у вас есть твердая уверенность в том, что вы умеете это делать правильно; если нет – лучше не начинать. Кроме того, если мы говорим о школе, то у каждого педагога начальной школы свой стиль, свои приемы обучения, поэтому существует опасность противоречия родительских установок и установок учителя, а переучивать, сами знаете…
Еще одна немаловажная деталь, которая часто "ускользает" от взрослых при подготовке к письму. Это умение различать письменные буквы и читать слова, предложения, написанные письменными буквами. На моих занятиях формированию этого навыка очень помогают "Складовые картинки" Н.А.Зайцева.
Итак, что такое готовность к письму? Это верность глаза (сформированность зрительно-пространственных представлений) и твердость графических линий (другой комплекс умений и навыков). Вот к этой готовности и следует стремиться, тогда переход к собственно письму будет плавным и естественным.
Про Монтессори и Зайцева. Не вижу противоречий. И у Николая Александровича есть в таблицах и на кубиках отдельные буквы.:) Ведь СКЛАД по Зайцеву это и одна буква тоже.:)Более того, у Н.А. Зайцева есть специальное пособие "Пишу красиво", вы не знакомы с ним?
Про соединение букв. Если уж дойдет дело до письменных букв, то обязательно ознакомьтесь с мнением специалистов (в частности, М.Безруких) о вреде специального обучения певоклассников безотрывному письму. 21.03.2003 14:02:22, Надежда Григорьевна
И-звините, можно ли мне бестыдно вклиниться, да еще - с опозданием на 2 недели? Вдруг кто-то ответит?
Что можно посоветовать, если ребенку год и 9, и он стремится рисовать карандашом? Держать его правильно он не хочет и не может, видимо - перекладывай - не перекладывай. Не опасно, что это закрепится? О письме речи нет, но калякать ему хочется, а карандаш держит, как палку.
Спасибо.
02.04.2003 00:09:18, ПГ
Что можно посоветовать, если ребенку год и 9, и он стремится рисовать карандашом? Держать его правильно он не хочет и не может, видимо - перекладывай - не перекладывай. Не опасно, что это закрепится? О письме речи нет, но калякать ему хочется, а карандаш держит, как палку.
Спасибо.
02.04.2003 00:09:18, ПГ
Скажите - а что значит "неправильно"? Кто и когда придумал, что вот именно эта "фига" из пальцев и ручки и есть "правильно"? И чем плох отход от этого "стандарта"? Почерк от этого не зависит. Масса людей, держа ручку "правильно" пишет ужасным почерком.
Я, например, держу не так, как учили в школе - мне удобно. Сейчас наблюдаю, что 6-летняя дочь, причем левша, держит ровно также, как я - никто не учил, ей так удобнее.
Не стоит, думаю, сомнительными стереотипами голову забивать и ребенка грузить. У него и так жизнь нелегкая :-) 21.03.2003 08:37:43, it_s_me
Я, например, держу не так, как учили в школе - мне удобно. Сейчас наблюдаю, что 6-летняя дочь, причем левша, держит ровно также, как я - никто не учил, ей так удобнее.
Не стоит, думаю, сомнительными стереотипами голову забивать и ребенка грузить. У него и так жизнь нелегкая :-) 21.03.2003 08:37:43, it_s_me
Для It_s_me Посмотрите на сайте Надежды Григорьевны почему нужно учить держать правильною это важно на начальном этапе, т.к. неправильная нагрузка на руку ведет к быстрой утомляемости при письме, отсюда проблемы. Хотя насчет подчерка возможно вы и правы.
21.03.2003 09:24:03, Аришка
Посмотрел. Неубедительно. Все эти картинки я видел и 30 лет назад.
Я же говорю - мне так удобно. Ребенку, вероятно, тоже. Пишу я очень быстро - в ВУЗе конспектирование лекций никогда не было для меня проблемой. Сейчас, хотя в основном стучу на компьютере, написать в один присест письмо на 12 страниц не отрываясь - не проблема.
Полагаю - это такой же рудимент эпохи, как и переучивание леворуких детей писать правой рукой (слава богу, хоть это ушло в прошлое). Кто-то когда-то защитил диссертацию - что надо держать именно так, утвердили в министерстве и разослали, как методическое указание. Оттуда и повелось. 21.03.2003 09:46:09, it_s_me
Я же говорю - мне так удобно. Ребенку, вероятно, тоже. Пишу я очень быстро - в ВУЗе конспектирование лекций никогда не было для меня проблемой. Сейчас, хотя в основном стучу на компьютере, написать в один присест письмо на 12 страниц не отрываясь - не проблема.
Полагаю - это такой же рудимент эпохи, как и переучивание леворуких детей писать правой рукой (слава богу, хоть это ушло в прошлое). Кто-то когда-то защитил диссертацию - что надо держать именно так, утвердили в министерстве и разослали, как методическое указание. Оттуда и повелось. 21.03.2003 09:46:09, it_s_me
Так в том и перец:-) Если удобно, рука не устает, ребенок не зажимается. Писать можно хоть фигой:-)
А для леворуких,ИМХО конечно, нодо бы все же к советам Безруких прислушаться. Помогает. 21.03.2003 12:11:09, Караул
А для леворуких,ИМХО конечно, нодо бы все же к советам Безруких прислушаться. Помогает. 21.03.2003 12:11:09, Караул
Я до сих пор держу неправильно, но помню, что писать мне было тяжело, всегда уставала рука больше, чем у других детей. Пишу я плохо, коряво и сейчас вообще болят пальцы при паре строчек письма. 8-) Дочка держала, как и я. С письмом и рисованием у нас большие трудности. Когда руку ей "выправили" стала гораздо больше писать и рисовать. Так что я склонна верить в правильную постановку. Но спорить с вами точно не буду, ибо вы для себя уже все давно решили. 8-)
21.03.2003 11:05:22, Nata
О! Вот мне только что написал в письме человек, который преподает в штатах в универе: "95% студентов держат ручку неправильно, причем все по-разному" - это ли не иллюстрация моей правоты в том, что понятие "правильно" (особенно из советкой школы) весьма относительно.
21.03.2003 17:42:50, it_s_me
A Vy kogda-nibud' razbirali napisannoe amerikanskimi studentami? Ya neredko obnaruzhivayu, chto oni i sami ETO prochest' ne mogut:) (a v Rossii lyudi po chuzhim konspektam mogli k ekzamenu podgotovit'sya!)
Zdes' sovsem ne obrashayut vnimaniya na pocherk. Ya i vovse s paradoksom stolknulas': u dochki ideal'nyi pocherk pri pis'me po-russki, a napisannoe eyu zhe po-angliiski ya prochest' ne mogu:) 22.03.2003 01:12:41, irina.
Zdes' sovsem ne obrashayut vnimaniya na pocherk. Ya i vovse s paradoksom stolknulas': u dochki ideal'nyi pocherk pri pis'me po-russki, a napisannoe eyu zhe po-angliiski ya prochest' ne mogu:) 22.03.2003 01:12:41, irina.
Смотря что :-) Моя дочка начинала писать - точнее, когда перешла с кулака на пальцевой захват - держа руку на весу, а не кладя ее на стол. То есть слишком длинный кончик торчал ручки. Буквы через три или там через 30 секунд рисунка линия начинала дрожать - рука уставала...
21.03.2003 23:18:41, Мария Д
И что ж так вредничать:-) Вам же ответили - если рука не устает, не напрягается. Пишите хоть щепотью, хоть фигой. Никто в школе не это внимания не обращает особенного.
Опять же, с левшами я бы на самотек не пускала.Хоть и тут не важно. 21.03.2003 18:30:06, Караул
Опять же, с левшами я бы на самотек не пускала.Хоть и тут не важно. 21.03.2003 18:30:06, Караул
А кто спорит? Я не утверждаю, что мой способ держать правильней вашего.
Мой вопрос был - известно ли - кто и когда внедрил "правильный" способ? Уж, наверное, не Безрукий.
интересно также было бы узнать (зарубежные 7-яне, ау!) - а в других странах детей учат тоже "советскому" способу удержания пишушего средства? Или есть вариации? 21.03.2003 12:17:52, it_s_me
Мой вопрос был - известно ли - кто и когда внедрил "правильный" способ? Уж, наверное, не Безрукий.
интересно также было бы узнать (зарубежные 7-яне, ау!) - а в других странах детей учат тоже "советскому" способу удержания пишушего средства? Или есть вариации? 21.03.2003 12:17:52, it_s_me
Мой пример - отрицательный результат утверждения, что руку надо ставить в школе.
В садике все воспитатели не разрешали мне писать писменными буквами по этой самой причине.
Я залазила под стол и там писала.
Итог - до сих пор ручку держу неправильно.
Может лучше было мне показать как надо? 21.03.2003 02:54:43, Тан Я
В садике все воспитатели не разрешали мне писать писменными буквами по этой самой причине.
Я залазила под стол и там писала.
Итог - до сих пор ручку держу неправильно.
Может лучше было мне показать как надо? 21.03.2003 02:54:43, Тан Я
3-х гранные карандаши и ручки:-)
20.03.2003 21:23:50, Караул
A pochemu 3-grannye derzhat pravil'no? (Moya derzhit naverhu i ukazatel'nyi i bezymyannyi - nam eto dolzhno pomoch'?
21.03.2003 03:03:24, irina.
Ну хорошо, оставим тему, где их взять:))
Тремя пальцами дочка держит вроде правильно, да наклон руки не тот. С этим что делать? 20.03.2003 23:00:51, Мышка
Тремя пальцами дочка держит вроде правильно, да наклон руки не тот. С этим что делать? 20.03.2003 23:00:51, Мышка
А зачем Вам это в 4 года?
А вообще, следить и ненавязчиво поправлять, если уж совсем зажиматься будет.
Карандаши и ручки продают в канцтоварах.Стоят правда не дешево.
Почитайте Безруких. 21.03.2003 00:02:50, Караул
А вообще, следить и ненавязчиво поправлять, если уж совсем зажиматься будет.
Карандаши и ручки продают в канцтоварах.Стоят правда не дешево.
Почитайте Безруких. 21.03.2003 00:02:50, Караул
офф: А какие лучше карандаши толстые или тонкие? (легче рисовать - держать в пальцах)
21.03.2003 09:41:17, Nata
Отлично! Спасибо! А то мне почему-то сказали, что самые толстые для первого письма-рисования, и что ими легче всего, а я засомневалась. (бывают такие раза в два толще обычных карандашей) - кариока, фабер-кастель, например.
21.03.2003 13:42:04, Nata
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?