Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Мышка

Надежде Григорьевне про письмо

Надежда Григорьевна, можно Вам пару вопросов про обучение письму задать?
1. Вроде руку для письма ставят в школе, а как же тогда ребенку ну ручку там, кисточку, карандаш держать? Ну рисовать там, или те же задания Петерсон выполнять? А если ребенок неправильно научится держать ручку? Переучивать ведь сложно, я так читала? Я у Вас на сайте все прочитала про постановку руки для письма, но ребенок у меня еще маленький, да и не могу поручиться, что я правильно учу ручку держать. Да еще непонятно у нас насчет право/леворукости.
2. А как Вы лично относитесь к методике обучения письму Монтессори (шершавым буквам)? Как она согласуется с чтением по Зайцеву? Там ведь буквы, а не склады. В принципе, к обучению писать не печатными, а именно письменными буквами? И если учить писать по Монтессори, то буквы ведь сначала не соединять? А как переходить к соединению? (Это мне уже на будущее.)
Спасибо!
20.03.2003 20:58:32,

23 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У нас детям порекомендовали приобрести трехгранные карандаши и ручки - они декларированы как раз для обучения письму. Там три грани, и 3 пальца ставить строго на каждую из них. Не знаю, как на словах объяснить, но на деле здорово выходит. 21.03.2003 21:17:01, Наташа и Игорек
Надежда Григорьевна
1. Ира, здесь две составляющие. Определимся.
Уметь правильно держать карандаш для рисования, раскрашивания, письма – это одно, а ставить руку для письма письменными буквами, несколько другое.

Первому учиться в школе уже немного поздновато, а второму, включающему в себя множество навыков и умений, учиться до школы далеко не всем необходимо и полезно.

Про карандаш. Вы никогда не пробовали раскрашивать или рисовать красками узким тампончиком из поролона?:) Его, кроме как щепоткой, держать невозможно, в кулачок не возьмешь. Очень полезное и НЕспециальное:) упражнение для навыка правильного "держания" карандаша (ручки).

Про право\лево. До 4-4,5 лет, действительно, не все дети еще определились с рукостью. Если есть сомнения, я не препятствую рисовать и той, и другой рукой. Но после четырех с половиной не откладывайте обращение к специалистам, чтобы, по возможности, определиться с этим вопросом.

Что касается постановки руки, соблюдайте некоторые "правила безопасности". Не стоит держать дома "круглые" карандаши с гладкой поверхностью, без граней, пусть даже самого хорошего качества: рука по ним скользит, устойчивого, фиксированного положения пальцев не получается.

У меня дети пользуются для раскрашивания карандашами или красками, но никогда - фломастерами.
Для детей младшего возраста и для тех старших дошкольников, кто хочет раскрашивать карандашами, но не имеет достаточных навыков и терпения, лучше пользоваться толстыми шестигранными цветными карандашами с толстым грифелем, что позволит при раскрашивании сократить путь к видимому результату работы.

Совсем начинающим и тем, у кого трудности с постановкой руки (держат карандаш неправильно), я рекомендую трехгранные карандаши, как простые, так и цветные.

Используйте, также, прием совместного раскрашивания, держа руку ребенка с карандашом в своей и направляя его движения.
Стоит помнить о том, что движения руки при раскрашивании карандашом и кисточкой разные.

Не стоит "приставать" к Ребенку и добиваться идеального исполнения, это может напрочь отбить желание рисовать и раскрашивать.

2. Переходить к письму письменными буквами можно только в том случае, когда успешно пройдены все предварительные подготовительные этапы ( в том числе и пальчиковые игры и пр., раскрашивание, рисование узоров-орнаментов, рисование по клеткам, письмо печатными буквами), т.е. рука и глаз полностью готовы, когда у ребенка в полной мере развиты зрительно-пространственные представления, когда он прекрасно владеет "рабочей" рукой и рабочими "инструментами". А эта готовность, в основном, формируется к 7годам, т.е. перед основным обучением в школе.

Второе непременное условие: переходить к обучению письму можно только в том случае, если у вас есть твердая уверенность в том, что вы умеете это делать правильно; если нет – лучше не начинать. Кроме того, если мы говорим о школе, то у каждого педагога начальной школы свой стиль, свои приемы обучения, поэтому существует опасность противоречия родительских установок и установок учителя, а переучивать, сами знаете…

Еще одна немаловажная деталь, которая часто "ускользает" от взрослых при подготовке к письму. Это умение различать письменные буквы и читать слова, предложения, написанные письменными буквами. На моих занятиях формированию этого навыка очень помогают "Складовые картинки" Н.А.Зайцева.

Итак, что такое готовность к письму? Это верность глаза (сформированность зрительно-пространственных представлений) и твердость графических линий (другой комплекс умений и навыков). Вот к этой готовности и следует стремиться, тогда переход к собственно письму будет плавным и естественным.

Про Монтессори и Зайцева. Не вижу противоречий. И у Николая Александровича есть в таблицах и на кубиках отдельные буквы.:) Ведь СКЛАД по Зайцеву это и одна буква тоже.:)Более того, у Н.А. Зайцева есть специальное пособие "Пишу красиво", вы не знакомы с ним?

Про соединение букв. Если уж дойдет дело до письменных букв, то обязательно ознакомьтесь с мнением специалистов (в частности, М.Безруких) о вреде специального обучения певоклассников безотрывному письму.
21.03.2003 14:02:22, Надежда Григорьевна
ПГ
И-звините, можно ли мне бестыдно вклиниться, да еще - с опозданием на 2 недели? Вдруг кто-то ответит?
Что можно посоветовать, если ребенку год и 9, и он стремится рисовать карандашом? Держать его правильно он не хочет и не может, видимо - перекладывай - не перекладывай. Не опасно, что это закрепится? О письме речи нет, но калякать ему хочется, а карандаш держит, как палку.
Спасибо.

02.04.2003 00:09:18, ПГ
Мышка
Большое спасибо за такой подробный ответ! 21.03.2003 15:09:33, Мышка
it_s_me
Скажите - а что значит "неправильно"? Кто и когда придумал, что вот именно эта "фига" из пальцев и ручки и есть "правильно"? И чем плох отход от этого "стандарта"? Почерк от этого не зависит. Масса людей, держа ручку "правильно" пишет ужасным почерком.
Я, например, держу не так, как учили в школе - мне удобно. Сейчас наблюдаю, что 6-летняя дочь, причем левша, держит ровно также, как я - никто не учил, ей так удобнее.
Не стоит, думаю, сомнительными стереотипами голову забивать и ребенка грузить. У него и так жизнь нелегкая :-)
21.03.2003 08:37:43, it_s_me
Для It_s_me Посмотрите на сайте Надежды Григорьевны почему нужно учить держать правильною это важно на начальном этапе, т.к. неправильная нагрузка на руку ведет к быстрой утомляемости при письме, отсюда проблемы. Хотя насчет подчерка возможно вы и правы. 21.03.2003 09:24:03, Аришка
it_s_me
Посмотрел. Неубедительно. Все эти картинки я видел и 30 лет назад.
Я же говорю - мне так удобно. Ребенку, вероятно, тоже. Пишу я очень быстро - в ВУЗе конспектирование лекций никогда не было для меня проблемой. Сейчас, хотя в основном стучу на компьютере, написать в один присест письмо на 12 страниц не отрываясь - не проблема.
Полагаю - это такой же рудимент эпохи, как и переучивание леворуких детей писать правой рукой (слава богу, хоть это ушло в прошлое). Кто-то когда-то защитил диссертацию - что надо держать именно так, утвердили в министерстве и разослали, как методическое указание. Оттуда и повелось.
21.03.2003 09:46:09, it_s_me
Так в том и перец:-) Если удобно, рука не устает, ребенок не зажимается. Писать можно хоть фигой:-)
А для леворуких,ИМХО конечно, нодо бы все же к советам Безруких прислушаться. Помогает.
21.03.2003 12:11:09, Караул
Я до сих пор держу неправильно, но помню, что писать мне было тяжело, всегда уставала рука больше, чем у других детей. Пишу я плохо, коряво и сейчас вообще болят пальцы при паре строчек письма. 8-) Дочка держала, как и я. С письмом и рисованием у нас большие трудности. Когда руку ей "выправили" стала гораздо больше писать и рисовать. Так что я склонна верить в правильную постановку. Но спорить с вами точно не буду, ибо вы для себя уже все давно решили. 8-) 21.03.2003 11:05:22, Nata
it_s_me
О! Вот мне только что написал в письме человек, который преподает в штатах в универе: "95% студентов держат ручку неправильно, причем все по-разному" - это ли не иллюстрация моей правоты в том, что понятие "правильно" (особенно из советкой школы) весьма относительно. 21.03.2003 17:42:50, it_s_me
A Vy kogda-nibud' razbirali napisannoe amerikanskimi studentami? Ya neredko obnaruzhivayu, chto oni i sami ETO prochest' ne mogut:) (a v Rossii lyudi po chuzhim konspektam mogli k ekzamenu podgotovit'sya!)
Zdes' sovsem ne obrashayut vnimaniya na pocherk. Ya i vovse s paradoksom stolknulas': u dochki ideal'nyi pocherk pri pis'me po-russki, a napisannoe eyu zhe po-angliiski ya prochest' ne mogu:)
22.03.2003 01:12:41, irina.
Смотря что :-) Моя дочка начинала писать - точнее, когда перешла с кулака на пальцевой захват - держа руку на весу, а не кладя ее на стол. То есть слишком длинный кончик торчал ручки. Буквы через три или там через 30 секунд рисунка линия начинала дрожать - рука уставала... 21.03.2003 23:18:41, Мария Д
И что ж так вредничать:-) Вам же ответили - если рука не устает, не напрягается. Пишите хоть щепотью, хоть фигой. Никто в школе не это внимания не обращает особенного.
Опять же, с левшами я бы на самотек не пускала.Хоть и тут не важно.
21.03.2003 18:30:06, Караул
it_s_me
А кто спорит? Я не утверждаю, что мой способ держать правильней вашего.
Мой вопрос был - известно ли - кто и когда внедрил "правильный" способ? Уж, наверное, не Безрукий.

интересно также было бы узнать (зарубежные 7-яне, ау!) - а в других странах детей учат тоже "советскому" способу удержания пишушего средства? Или есть вариации?
21.03.2003 12:17:52, it_s_me
Мой пример - отрицательный результат утверждения, что руку надо ставить в школе.
В садике все воспитатели не разрешали мне писать писменными буквами по этой самой причине.
Я залазила под стол и там писала.
Итог - до сих пор ручку держу неправильно.
Может лучше было мне показать как надо?
21.03.2003 02:54:43, Тан Я
3-х гранные карандаши и ручки:-) 20.03.2003 21:23:50, Караул
A pochemu 3-grannye derzhat pravil'no? (Moya derzhit naverhu i ukazatel'nyi i bezymyannyi - nam eto dolzhno pomoch'? 21.03.2003 03:03:24, irina.
Мышка
Ну хорошо, оставим тему, где их взять:))
Тремя пальцами дочка держит вроде правильно, да наклон руки не тот. С этим что делать?
20.03.2003 23:00:51, Мышка
А зачем Вам это в 4 года?
А вообще, следить и ненавязчиво поправлять, если уж совсем зажиматься будет.
Карандаши и ручки продают в канцтоварах.Стоят правда не дешево.
Почитайте Безруких.
21.03.2003 00:02:50, Караул
офф: А какие лучше карандаши толстые или тонкие? (легче рисовать - держать в пальцах) 21.03.2003 09:41:17, Nata
Думаю, совсем толстые - не очень удобно:-) 21.03.2003 12:15:20, Караул
Отлично! Спасибо! А то мне почему-то сказали, что самые толстые для первого письма-рисования, и что ими легче всего, а я засомневалась. (бывают такие раза в два толще обычных карандашей) - кариока, фабер-кастель, например. 21.03.2003 13:42:04, Nata
Выше почитайте Н.Г. Там про толстые карандаши есть. 21.03.2003 14:12:20, Караул


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!