Раздел: Логопедия, развитие речи

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Плохо говорит в 3 года. У кого так было, и что в итоге?

Мальчик 3 года. Активно стал говорить в 2,4. Что имеем? Словарный запас хороший, речь не примитивная, т.е. сложноподчиненные предложения и т.п., но выговаривает ужасно: нет р, л, шипящих, свистящих, согласные на стыке в большинстве своем не говорит и т.д., например, еся - ложка, тапы - тапки, катося - картошка, цисий - чистый, полицея - полицейская. Хватает ошибок в родах, падежах и т.п. Интересует опыт других родителей. У кого так было? Со скольки лет занимались? Улучшалось ли что-то само? Что в итоге?
28.06.2016 09:31:35,

135 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Хороший результат дают логопедические упражнения + ноотропы типа пантогама. Все в комплексе работае как на улучшения выговаривания, так и на пополнение словарного запаса. 10.07.2016 20:42:33, DoktorMed
Вот неплохая статья попалась 01.07.2016 23:03:04, Madina
Если на нее ориентироваться, на мой взгляд, у нас в основном проблема именно со звуками. Не вижу я сложностей с вниманием, моторикой и т.п. Он отлично ягоды с кустов в год щипал)), в бродилки начали играть из нашего детства. Хорошо получается, просто точки на кубике каждый раз пересчитывает. Лото с геометрическими фигурами хорошо идет. Он практически не ошибается ни в формах, а там и трапеции, и шестиугольники, ни тем более в цветах. Тем не менее попробую связаться с каким-то местным рекомендуемым мамами дефектологом. 05.07.2016 21:05:46, Панда Ленточка
Это очень хорошо, что только звуки! Значит быстро справитесь!

А статья неплохая, мне бы ее раньше, года на два прочесть.
05.07.2016 21:48:23, Madina
Zhurol
а по теме, нашла супер логопеда в районе Рязанского проспекта, по моему немалому опыту со старшим - очень вменяемая и грамотная, а главное, что если есть желание работать с деть самой маме, то всему научит, даст материалы, а к ней так...в гости...на проверочку) это я про простые случаи, которые легко корректируются, типо ленивого языка и тп
кому надо, дам контакты)
30.06.2016 17:21:46, Zhurol
tanich
Младшая начала говорить в 2.5, в сад пошли в 3, говорила как с кашей во рту, логопед посчитал как норму такое положение на тот момент.
Через полгода само выправилось, ее стали окружающие понимать, комиссии в саду в 4,5 года тоже видели норму. Позже за лето сам появился звук р, но на очередной проверке в 5,5 лет поставили ФФН, с шипящими/свистящими проблемы. Занималась с логопедом в поликлинике всю весну, пока воз и ныне там.
Старшая сильно раньше заговорила и чище, с логопедом чуть занималась перед школой, но даже не вспомню, что за проблемы были. А вот в школе оказалось, что трудности с чтением и грамматикой, дислексия, и это наследственное, в нескольких поколениях прослеживается.
30.06.2016 14:46:23, tanich
У нас такое было. Заниматься с логопедом начали в 4 года. Раньше не было возможности. За 1 год полностью исправили речь, поставили все звуки. В итоге хорошая дикция, понятная речь. 30.06.2016 10:19:55, вернаяжена1
Само маловероятно, что улучшится. А прочему вы еще не у специалиста? В 3 года контрольный забег по врачам - что вам сказали?
Сын не разговаривал до 3-х. Был на учете у невролога с рождения - ПЭП, далее ЗРР и пр. Делали ВСЕ возможное в наших условиях: и профессионалы, и дома каждую свободную минуту. Проблемы не только с речью были. Сложно обучался чтению. Сейчас, в итоге, получили симпатичного здоровенного молодого человека с красным дипломом универа.
29.06.2016 11:55:11, Rara Avis
МарикаЧ
Что за панические настроения?
С чего это "маловероятно"?
Я всегда за "перебдеть". Но нагнетать-то зачем?
29.06.2016 15:56:55, МарикаЧ
И все звуки на место встанут сами! Возможно, бывает и такое. Только в подростковом возрасте картавошепелявость уже с бааальшим трудом исправляется. Лучше уж сейчас начать заниматься с ребенком. 29.06.2016 18:30:02, Rara Avis
Zhurol
Бывает! у меня старший такой. и не в подростковом, а в 1 классе. а наш логопед сказала, что именно в 8 лет все отлично исправляется, а с 3 до 4-5 - это "ну нам же надо деньги зарабатывать". Абсолютно не настаиваю на утверждении, все индивидуально, но без паники!)
корректир: конечно же не сами собой, а с логоспецом)
30.06.2016 17:18:56, Zhurol
8 лет... В 8 лет у меня дети в 3 классе учились. 01.07.2016 00:16:07, Кетчуп
МарикаЧ
Зачем в 3 года начинать мучить ребенка, если в этом возрасте не выговаривать некоторые звуки - это норма?
Нужно наблюдать, можно проконсультироваться со специалистом, но утверждать, что "сами не встанут" зачем? У подавляющего большинства детей звуки встают сами.
29.06.2016 20:58:37, МарикаЧ
Занятия не должны быть мучительными. Все делается в игровой форме. 30.06.2016 00:17:55, Madina
+ много
Ладушки-ладушки и Сорока кашу варила особенно мучительны! Там все занятия такие.
Дуть на бумажку, рычать тигром - измучают кого угодно. Особенно мамашу, отвлекая ее от общения в соцсетях.
30.06.2016 11:14:41, Rara Avis
Э, нет. Кроме бумажек и рычания тигром, там очень много рутинных упражнений, требующих концентрации внимания, например,артикуляционная гимнастика. И логомассаж мало кто из детей любит. 30.06.2016 13:38:42, white-dove
Это позже. А мы про "мучения трехлеток". 30.06.2016 14:25:42, Madina
Моего ребенка так "мучили" как раз с трех лет. Дуть на бумажку и рычать тигром было где-то 10% от всего занятия, в качестве отдыха. А так довольно сложно было. Но за конфетку:) 30.06.2016 15:41:16, white-dove
Pilar
Нет, если есть реальные проблемы, то правильно выше написали: логомассаж зондами, грушу резиновую в рот, всякими трубочками и розетками язык выкручивать в разные стороны бесконечно, "Р" с помощью зубочистки ставят некоторым. Я это знаю из личного опыта именно с трехлеткой с повышенным рвотным рефлексом и серьезными речевыми проблемами, гораздо серьезнее, чем у автора. 30.06.2016 14:40:22, Pilar
Ветка началась с того "если маме кажется", а не о серьезных проблемах и рвотном рефлексе. 30.06.2016 14:46:04, Madina
Pilar
Так рвотный рефлекс никакого отношения к речи не имеет, с ним просто массаж делать замучаешься. 01.07.2016 14:58:03, Pilar
А звуки как ставить? Там не обойдешься только игрой, насколько я понимаю 30.06.2016 15:42:06, white-dove
МарикаЧ
Вот, не зря я подозревала, что не все так просто, если есть реальные проблемы. 30.06.2016 13:40:26, МарикаЧ
МарикаЧ
Это обычные занятия для детей этого возраста. Даже не какое-то особенное "раннее развитие". 30.06.2016 13:35:20, МарикаЧ
МарикаЧ
Зачем? Зачем игровая форма обычному ребенку? Зачем учить ходить в три месяца даже в игровой форме? Зачем ставить звуки в 3 года, когда они сами встанут через год-два?
Конечно, речь об обычных детях, без прочих проблем в развитии.
У нас были эти самые проблемы, кстати. Диагноз ЗРР тоже был.
30.06.2016 00:23:12, МарикаЧ
Конечно не надо, если есть уверенность, что "они сами встанут". Я не настаиваю. 30.06.2016 09:22:19, Madina
МарикаЧ
Я всего лишь против уверенности в этом сложном вопросе. Уверенности как в одну, так и в другую сторону. 30.06.2016 09:32:00, МарикаЧ
Звуки в 3 года никто не ставит, в 3 года на занятия берут только ЗРР и у них совсем другие задачи. 30.06.2016 09:34:32, Кетчуп
МарикаЧ
Я отвечала на конкретную мысль Rara Avis, что, по ее мнению, если в 3 года ребенок говорит неправильно, то все, звуки сами у него точно не встанут. Почему не встанут-то? 30.06.2016 09:41:16, МарикаЧ
Дело вообще не в звуках. 30.06.2016 09:45:37, Кетчуп
МарикаЧ
Мы говорили про звуки:) Я же реально не специалист по проблемам речевого развития. Вот про звуки я специально узнавала - когда показаться специалисту. Это я могу сказать.
По остальным вопросам я и не спорю.
30.06.2016 09:47:19, МарикаЧ
А почему Вы к занятиям относитесь как к мучению? Ребёнок, который до 2,5 молчал к 5 никого не догонит. Тем более мальчик. 29.06.2016 23:06:39, Кетчуп
Мой мальчик до 3, 5 молчал. К 5 всех догнал и перегнал. Правда, с занятиями. 30.06.2016 13:42:51, white-dove
МарикаЧ
В исходной теме ребенок в 2,5 не молчит, он плохо говорит.
P.S. Я не к тому, что не нужно показать ребенка специалисту. Я к тому, что утверждать, что при таком раскладе у ребенка ТОЧНО проблемы - нельзя.
Р.Р.S. Опять же, ТОЧНО утверждать, что молчащий в 2,5 к 5 никого не догонит - не верно. К слову, моя младшая, что-то членораздельное заговорившая после 3-х лет, сейчас говорит лучше, чем те, у кого не было диагноза ЗРР. И без занятий.
Так что как раз главная проблема в том, что быть уверенным в этом вопросе нельзя, пока не посмотрит специалист. Либо время пройдет.
30.06.2016 00:29:39, МарикаЧ
В исходной теме ребёнку 3 года, Вы хотя бы название прочитали. Я бы при таком раскладе сильно сомневалась, что у вас проблем нет, потому что ЗРР без занятий не проходит, если прошло - значит и не было его. Впрочем, Вы настолько не в теме, что непонятно о чем и зачем рассуждаете. Если у Вашего ребёнка было натуральное ЗРР, могут быть капитальные проблемы в школе, решать их трудно, лучше начать заниматься и исправить по максимуму до школы.
А проблема сейчас одна - логопедов убрали из поликлиник, так как они педагоги, а не врачи, по-крайней мере в Москве, люди жалуются, что в логопедический сад некому направление выписать, т.е. всё платно грозит быть.
30.06.2016 01:24:56, Кетчуп
МарикаЧ
Это Вы невнимательно прочитали мое сообщение. Я написала, что ребенок у автора в 2,5 НЕ МОЛЧАЛ, как Вы пишете. И в 3 года у него проблемы не в том, что он не говорит, а в том, что говорит не правильно.
Я не могу сказать, настоящее или не настоящее ЗРР у нас было. Диагноз не я поставила, а специалист в НИИ педиатрии, к.м.н. И не один специалист. Мы были у трех.
Этот диагноз вырос из ЗПМР.
Да, мы не занимались, нам пилюльки прописывали. Здесь тоже распространено мнение, что таблетки - ерунда. А у нас вот так. То ли лекарства помогли, то ли само рассосалось.
Ну, как рассосалось. Просто ребенок звезд с неба в обучении не хватает, в 5 лет читать не умеет, плохо у нее это дело идет. Посмотрим.
30.06.2016 09:38:21, МарикаЧ
К сожалению, даже к.м.н. бывают так себе. Сама столкнулась с таким. Причем, мнения были противоположные- один врач сказал "все хорошо, ждите", а другой ставил аутизм (даже не АЧ).
В других вопросах эти врачи зарекомендовали себя асами, а в речевых нарушениях, оказались полными 0. С шестой попытки, мне повезло найти хорошего врача, в итоге.
Так что хорошо, что у вас все лайтово и таблеток было достаточно. Дозрела кора, тем более, насколько я помню, ваша девочка спортом занимается. Это тоже очень благотворно влияет на созревание и развитие мозга у детей.
30.06.2016 10:11:21, Madina
МарикаЧ
С неврологами вообще все очень сложно. Я уже успела это заметить.
Но нам несколько врачей говорили одно и то же, начиная с неонатолога (этот врач в НИИ педиатрии ведет детей до года, при этом лишь одна указала нам на проблемы и оказалась права).
30.06.2016 10:17:36, МарикаЧ
При чем тут чтение? Лекарства без занятий помогают весьма ограничено. Извините, но я не верю, что к 5 годам ЗПМР может пройти «на пилюльках». Люди с более легкими проблемами сталкиваются в школе с кучей трудностей и годами их разгребают.
А Вы спросите у ребёнка: какой кувшин из глины и стакан из стекла. И посмотрите какие прилагательные получите в ответ. Можете ещё поинтересоваться что такое метро, троллейбус и черепица.
30.06.2016 09:51:18, Кетчуп
А в каком возрасте ребенок должен правильно отвечать на такие вопросы? 30.06.2016 17:11:23, Панда Ленточка
В 5 лет. 30.06.2016 23:40:07, Кетчуп
Zhurol
логопеды говорят, что в 5, к 7 знать планеты и звезды/созвездия, специи и тыпы)))) 30.06.2016 17:25:20, Zhurol
А я уж заволновалась, что мой трехлетка не ответил на такие вопросы))) Что огурец - овощ, яблоко - фрукт, а тапочки - обувь, он скажет. Машины с троллейбусами, мотоциклами в транспортные средства объединит в игре, но на вопрос: "Что такое троллейбус?" не ответит. 30.06.2016 18:59:28, Панда Ленточка
Не накручивайте себя) покажите логопеду. 30.06.2016 23:00:37, Madina
МарикаЧ
Честно говоря, после того, что у нас было и что стало - небо и земля. Может, и остались какие проблемы. Но так как на сегодняшний день ребенок выговаривает все звуки, и даже немного удается ее научить английскому произношению (минимально, конечно), то я расслабилась на эту тему.
А что мне покажут ответы на эти вопросы? про кувшин и стакан мне в общем понятно.
(а вот что такое троллейбус и черепица, думаю, она точно не знает - нет у нас такого вида транспорта в поселке.)
P.S. Может, кстати, не только пилюльки помогли. Здесь Иришка-Мартышка часто советует развивать крупную моторику. Я вняла ее совету, мы купили велосипед и отдали в 3,5 на спорт. В спорте у нее значительные подвижки. Возможно, это тоже повлияло. А с мелкой моторикой всегда было хорошо - при всем отставании в развитии.
30.06.2016 10:01:42, МарикаЧ
Покажет что проблемы есть. Для знания слова необязательно иметь все в поселке. 30.06.2016 10:28:51, Кетчуп с дачи
МарикаЧ
Знание слова - это не общее развитие? То есть это может быть родительский недосмотр, а не ребенкин уровень
(вот я уже сейчас не помню, про троллейбусы мы говорили или нет:). Чем маршрутное такси отличается от автобуса и такси она знает, ибо это часть повседневной жизни, и я это объясняю).
30.06.2016 10:32:44, МарикаЧ
А какая разница? Суть в том, что речь не развита, с речью проблемы. Верите что пройдёт само? Пока оно будет проходить, другие дети будут уже(опять) на другом уровне. 30.06.2016 23:55:05, Кетчуп
МарикаЧ
Ну как не развита. В какой-то сфере может развита, в какой-то не развита.
Моя, например, не знает про троллейбус, но знает про батман тандю и затяжку в сторону.
То есть говорить однозначно про развитие ребенка, если он о чем-то конкретно не осведомлен, тоже не правильно, имхо.
01.07.2016 16:26:18, МарикаЧ
А тут как бы видите, уровень ребенка и "родительский недосмотр" это стороны одной медали.
Если ребенок растет в насыщенной среде, много видит (например, путешествует с родителями), слышит постоянно хорошую музыку, грамотную речь и т.п., то ничем специально заниматься с ним не надо (и при полном здоровье и при небольших проблемах). Кругозор сам собой развивается, мышление, воображение в порядке.
30.06.2016 10:39:51, Madina
МарикаЧ
Думаю, не совсем сам собой. Вот обнаружила, что с транспортом я не досмотрела.
То есть надо как-то все-таки выходить за бытовые рамки, смотреть шире.
30.06.2016 11:04:51, МарикаЧ
Думаете, только с транспортом? Вряд ли. Вот тут на фото есть список тем, которые к 6 осваиваются. 01.07.2016 00:10:32, Кетчуп
МарикаЧ
Я думаю, не только с транспортом. Но я не вижу в этом проблемы.
Нужно будет - освоим.
За ссылку спасибо! Как раз собиралась делать заказ на Лабиринте.
01.07.2016 16:36:40, МарикаЧ
Вы меня опять неправильно поняли. Я имела ввиду, что само собой, только если прямо очень насыщенная жизнь и быт в том числе. В вашем случае, как и в моем и большинства, безусловно, придется выйти за наши бытовые рамки. 30.06.2016 12:43:37, Madina
МарикаЧ
Да, согласна. 30.06.2016 13:12:05, МарикаЧ
+1000 30.06.2016 09:24:01, Madina
Да да. Старшая все не хотела ставить- ей было лень. Шипящие сами встали, а картавость осталась. Сейчас одумалась, но работать стооолько, что, боюсь, она сама опять не захочет в итоге( 29.06.2016 18:35:19, Madina
Ниже писала, что делаем карту к д/с. Логопеда в списке врачей нет, у остальных все ОК. У спеца проконсультируемся. Пока ищу. Мы не в Москве. 29.06.2016 12:12:29, Панда Ленточка
А у нас (СПб) прямо в карте есть обязательный пункт "логопед". 29.06.2016 13:59:02, Madina
И мы не в Москве)) К логопеду, помнится, направлял дополнительно невролог. Логопед давал направление в областную поликлинику в дефектологу-среди прочего слух проверяли. Все в 3 года. Еще была логопедическая комиссия, да , была позже - к 5 годам. Тогда же и группы логопедические набирались. Как-то так.
Может, если невролог сказал - ОК, таки и правда ОК. ;0) А мы вас здесь накручиваем!
29.06.2016 13:50:23, Rara Avis
Ну, или невролог такой... Или, может, какие указания по поводу проверки речи после 3х лет, а ему было немного меньше. Она с ним очень мало общалась. Как и психиатр, которая отметила, что ребенок идет на контакт, на вопросы отвечает, предложениями говорит, типа все ОК. 29.06.2016 14:04:01, Панда Ленточка
Ну, до осени подождать можно, пока ажиотаж с картами в д/с пройдет. И снова сходить к врачу - для уточнения )) К тому времени, может и динамику можно будет увидеть. 29.06.2016 15:48:14, Rara Avis
Прочитала все ответы - прям прифигела;)... Давненько видимо я в 3-7 не была - если раньше все при серьезных проблемах рассказывали, что само пройдет, то теперь при описании нормы - дружно пишут бегите к логопеду;))

Раз уж зашла, тоже выскажусь (как мама логопедичного, дисграфичного ребенка).

Во1, по описанию, НЕ НОРМЫ я не увидела. Вопрос конечно в масштабах, но шипящие в норме встают в 3-4 года, сонорные (р, л) - к 5. Проблемы с грамматическим по строением предложений, словообразованием лучше бы ушли к начальной школе, но имею право в небольших количествах быть и в 7-8 лет.

Во2, ребенок заговорил всего полгода как - и если есть динамика (появление новых слов, усложнение предложений, улучшение выговаривания сложных слов) - то все вообще очень неплохо.

В3, масштабы проблемы конечно с этой стороны экрана не видно. Но я в любом случае ЗА логопеда - в период активного развития речи это как к стоматологу хорошо бы ходить раз в полгода/год. Или как когда в первый год жизни ребенку делают три курса массажа, даже если нет показаний, чтоб нормально перевернулся-сел-встал.

Логопед прежде всего посмотрит речевое строение челюсти - уздечку, тонус языка, мышцы - те физические вещи, которые могут мешать правильной речи.
Во2, логопед проверит фонематический слух. То, что может мешать слышать и произносить слова правильно. И наконец, при регулярном посещении - логопед как и мама будет видеть динамику ребенка и сможет оценить все ли идет верно
29.06.2016 09:52:13, Чунга-Чанга
УникаЛьнаЯ
Теперь "бегите к логопеду" пишут те, кому раньше тут писали "само пройдет" и кто получил последствия, думаю :) Мне вот тут писали в основном именно что "не волнуйтесь, само пройдет". Собственно, я за этим сюда и приходила, но лучше бы меня сразу дружно отправили к неврологу, дефектологу и далее по всем фондам. 29.06.2016 10:31:28, УникаЛьнаЯ
Лен, я помню твое описание проблем с Улей, и там было сразу очевидно, что нужно "бежать". Только тогда я, Иришка, Света - со своими советами были в явном меньшинстве:(.
А тут у ребенка по описанию возрастная норма, но все дружно пишут срочно к логопеду:). Я именно этот перенос отметила. И заметь, я не против логопеда - но именно как профилактического врача в этом возрасте, который не помешал бы любому ребенку. Но поводов для "срочно бежать" я тут не нашла;)
29.06.2016 10:38:30, Чунга-Чанга
УникаЛьнаЯ
Кстати, просмотрела свои три темы с 2 до 2,4 улькиных лет, ответов немного, но все (!) в стиле "шо ж вы, мамо, так волнуетесь-то на ровном месте!". А в 2,10 чадо уже плотно занималась с логопедом, т.к. проблему я все же видела. И она, проблема эта, до сих пор ребенку аукается :( 29.06.2016 12:43:16, УникаЛьнаЯ
У меня так же) как сейчас помню, кроме Иришки-Мартышки и white-dove, все меня успокаивали и мне это нравилось до поры. (Это не претензия к успокаивающим, ни в коем случае!)
Тоже, в итоге, трех лет не дождалась и начала лечить. Но у нас все гораздо серьезнее оказалось..
29.06.2016 13:57:34, Madina
УникаЛьнаЯ
Вот в общем, я теперь за то, что пусть лучше резко, но в нужном направлении, чем ласково, но неполезно :) 29.06.2016 14:30:04, УникаЛьнаЯ
девушки, я тут за то, что мама своего ребенка видит лучше, чем вся конфа.
и если у мамы есть волнения, то врачу показаться надо в любом случае. я считаю.
хуже не будет :)
29.06.2016 14:34:24, mara
Марин, просто когда не сталкивался, то много сомнений. А еще отрицание...
Я до сих пор не привыкла, что у моего ребенка инвалидный диагноз.
29.06.2016 14:40:56, Madina
да. может тут вопрос скорее "не хочу верить" и отрицаешь сам для себя. 29.06.2016 17:12:53, mara
УникаЛьнаЯ
Ага, вот это ощущение, что пишешь в поисках _поддержки_ - оно мне хорошо запомнилось. Т.е. я сюда писала именно чтобы мои подозрения по поводу наличия проблемы _рассеялись_. И это удачно несколько месяцев действовало :( 29.06.2016 14:54:33, УникаЛьнаЯ
Да, действовало и подкреплялось домочадцами.
И вот это- ну развиваются же все по-разному, вот сейчас весна наступит будет скачок, нет, ну вот летом после моря/дачи, нет, ну ладно к осени...
И ото всюду истории про детей, которые в пять заговорили предложениями и грамотно) но это дети "соседей знакомых друзей".
29.06.2016 15:44:37, Madina
УникаЛьнаЯ
Я исхожу из того, что если мама обращается хотя бы сюда с проблемой - значит, проблема есть. Очевидная даже маме (а мамы как раз склонны любить то что выдали и видеть хорошее даже там, где это объективно сложно). Как бы проблема здесь не формулировалась (а очень часто в формулировке хочется сглаживать, публично "наговаривать" на своего ребенка очень сложно!).

И да, "срочно бечь" за _консультацией_, имхо, никогда не лишнее :)
29.06.2016 12:30:13, УникаЛьнаЯ
у нас почти так было, только заговорила раньше, предложениями в 2 года, рот с тех пор и не закрывался, болтушка, само не пройдет точно, это не задержка речевого развития, а общее недоразвитие речи, хорошо бы в логогруппу, но они с 4-х лет, поэтому осенью-зимой надо посетить районного логопеда, чтобы дал направление на комиссию, ну или с четырех лет заниматься с платным логопедом 28.06.2016 23:44:37, Зайчонок
+100 29.06.2016 01:32:44, Madina
Идите к спецу, он вам все сам расскажет. И не тяните. Многое можно выправить к школе. Только учтите: занятия со спецом подразумевает работу дома (и она, зачастую, даже больше, чем спеца). 28.06.2016 21:59:59, Murcha
nessyl
Девочка. До 2 лет молчала, как партизанка (т. е. "разговаривала" исключительно жестами и междометиями). Ровно в 2 года - утром после дня рождения - заговорила, практически сразу связно, сложными предложениями, используя обширный и разнообразный лексикон, но - как волнистый попугайчик - абсолютно невнятно для окружающих. Никак специально речью не занимались до сада (т.е. до 5 лет), домашние к ее речи привыкли и все понимали, у меня самой в детстве были проблемы с речью, у мужа дисграфия - нам это в жизни не очень помешало - в общем, не заморачивались особо :) Само ничего не улучшилось...
В 5 лет - на собеседовании в логопедический садик - ребенок не выговаривал 16 или 18 звуков, т.е. все шипящие/ свистящие выговаривались неправильно, "в, р, л" - пропускались, ну и по мелочи еще что-то было. За 2 года в хорошем саду речь ей поставили. На письме ошибки, связанные с логопедическими проблемами в началке были - занимались дополнительно, плюс любовь к чтению и хорошая зрительная память...
Результат на сегодняшний день: проблем с устной речью нет, совсем нет, никаких - речь внятная, чистая, ребенок отлично - понятно, логично и аргументированно - излагает свои мысли. ОГЭ по русскому - 32 балла - т.е. твердая "4", за изложение и сочинение набрала максимум из возможных баллов, сочинение накатала на 4 страницы, причем на первых трех - ни одной ошибки, к четвертой, похоже, устала и начала "косячить" - поэтому у нее 4, а не 5 :(
28.06.2016 20:01:46, nessyl
УникаЛьнаЯ
А до 2,4 вам ЗРР не ставили? Невролог, логопед что говорили?
Я бы не теряла времени и как минимум, проконсультировалась бы не здесь, а со соответствующими специалистами. В 3 года человек имеет право выговаривать не все звуки, но ваш-то не выговаривает _многие_ звуки, глотает по полслова, не слышит роды, падежи...

У меня старшая с проблемами речи, заговорила к трем (в 2,10) и с помощью логопеда. Занимались вот с 2,9 до школы и потом еще в началке "догонялись" логопедом школьным. Тоже - роды, падежи, не проговаривала (и не слышала!) полностью слова, окончания оставались вообще вне зоны ее понимания, согласование с предлогами... До 5 лет точно никто не понимал, что она говорт, мне звонили преподаватели с кружков и аккуратно советовали "показать девочку логопеду" - а мы вовсю работали над проблемой...

Короче, я к чему - не запускайте.
28.06.2016 14:20:25, УникаЛьнаЯ
Диагнозов у ребенка нет, сейчас как раз карту в д/с оформляем, везде "здоров" ТТТ. Я бы не сказала, что падежи и т.п. не слышит. Чаще все же говорит грамматически правильно, но периодически проскальзывает: "Мам, ты это видел?" и подобные вещи. Вообще, прикольно, ребенок напевает песенку английскую, нашел на планшете. Там 4 строчки, 2 коверкает, 2 ну очень точно "How do you do?" и "Where are you?" Я по ним ее отыскала. Прогресс в речи есть. Недавно был "мамайоз", уже стал "мусоовоз". Проконсультируюсь. Просто интересно, как оно у других было. Старшая как-то сразу чисто и грамотно стала говорить. 28.06.2016 16:28:48, Панда Ленточка
УникаЛьнаЯ
Просто удивительно времена меняются. У меня даже у младшей в 1,5 года в карте стояла ЗРР - недостаточное кол-во слов наговорила неврологу. И это ребенок который в 2 ровно уже беседовал распространенными предложениями и Цокотуху наизусть выдавал (это я не хвастаюсь, это я пытаюсь обозначить состояние в 1,5 года - говорила она уже что-то!). А у вас начало речи в 2,4 и в карте благодать :)
В общем да, дьявол в деталях, т.е. в масштабах проблемы, который никто, кроме лично с ребенком общающихся не оценит. Формально он в 3 имеет право и звуки не выговаривать, и рода путать. Вопрос насколько сильно.
28.06.2016 17:12:01, УникаЛьнаЯ
Это не времена это просто разные люди смотрят детей. Моему, почти все специалисты одной комиссии, лепят каждый что-то свое. 29.06.2016 01:39:52, Madina
Я тоже помню время, когда считалось, что в год (ровно) ребенок должен говорить 10 слов. Если не умеет, значит отстает. В 2,4 мой стал активно говорить, а так-то отдельные слова и в год были, но не 10, конечно. 28.06.2016 21:50:48, Панда Ленточка
Василиса из сказки
Если бы ребенок только род путал, то это ничего страшного. Мой тоже путает род, это нормально пока в этом возрасте. И в падежах тоже нормально ошибки пока делать, это же для них, как для нас иностранный язык, но вопрос в масштабе проблемы. 28.06.2016 16:34:14, Василиса из сказки
К логопеду. Не верю в "само пройдет". 28.06.2016 12:50:36, white-dove
у нас похоже, водила в 3 где-то к логопеду. сказали рановато привела. пока забила.
по опыту старшего, который говорил примерно так же - отвела к логопеду где-то в 5. за пол года все звуки встали.
28.06.2016 12:37:57, mara
Само ничего не прошло. Занимались СТОЛЬКО, что оглядываясь назад, я понимаю что повторить такое не способна.
Вот тут я об этом писала. Кроме логопедической группы(сейчас-то они остались?) три раза перерывом в полгода прошли дома «По дороге к азбуке» Бунеевых, только надо с методикой брать.
[ссылка-1]
28.06.2016 12:07:55, Кетчуп
Василиса из сказки
Я согласна с Вашей статьёй. Моя девица ходила в логогруппу 2 года при ФФН всего лишь (не выговаривала шипящие и Р/Л). И только там смогли ее научить читать (при ее немного нетрадиционных мозгах в этом плане). Мы с этим не справились (хотя второе дитятко научилось читать "почти само", мы просто показали немного, что и как, это я к тому, что в одной и той же семье могут быть разные дети). Не очень представляю себе, как бы она пошла в школу без этой группы. При этом интеллект, психика и пр. в норме были, грамматически речь была правильной, словарный запас был хорошим. Но было "что-то не совсем так", что в группе и исправили. У них практически все дети, кроме одного ребенка (который по возрасту еще на год там остался), чисто заговорили к выпуску за 2 года, хотя в 4 года просто не понять их было на утренниках. Там же не только логопед был постоянно, там и воспитатели весь день с ними занимались. Но нужно еще посмотреть, как теперь с этим в садах. У знакомой ребенок с проблемами в речи ходит в такой сад, но теперь там какие-то проблемы со ставкой логопеда(((. 28.06.2016 13:00:51, Василиса из сказки
Свет-ОК
как логопед-дефектолог по образованию и как мама трех детей, двух из них с конкретными логопроблемами - очень настоятельно советую показаться специалистам

конкретно для вас порекомендовать не смогу центры, так как в другом городе живу, но думаю девчата помогут

и пусть вы перестрахуетесь, пусть потом скажете - а может и сами бы рассосалось, но в данном случае время упускать нельзя
в 3 года дети имеют право не выговаривать звуки, путать их, переставлять, это все может быть и возрастное, но только специалист, после обследования-собеседования сможет вам сказать - нужны ли занятия с ребенком, возрастное ли это, или действительно требует коррекции
чем раньше начнете, тем лучше результаты будут
а то многие ждут ждут, вес кажется маленький, а ближе к школе спохватываются, а ребенок уже привык, а он уже так слышит ( а потом и писать будет так же), а ему уже много труднее научится
28.06.2016 10:45:04, Свет-ОК
Ни раз слушала мнение, что норма речи с правильно поставленными всеми звуками - 5 лет. Это так? 28.06.2016 10:52:02, Птичка снежная
УникаЛьнаЯ
Имхо, в этом определении имеется в виду то, что если ребенок трех лет не выговаривает какие-то (!) звуки, например, "р" или "ш" - паниковать рано и можно подождать. Хотя даже в моем детстве (а это ого-го сколько лет назад) звук "р" мне ставили в года 4 у логопеда.
У автора ребенок, как я поняла, не выговаривает почти все звуки и путает роды-падежи. Кмк, это может оказаться проблемой и да, лучше раньше начать консультации и/или занятия со специалистами, чем дотянуть до 5 лет и понять, что до школы времени-то может не хватить.
28.06.2016 14:13:55, УникаЛьнаЯ
Natalya d'*
Мне "р" ставили в 6,5, мама боялась что в школе будут проблемы.
Изначально настраивалась что придётся несколько раз сводить к логопеду, но одного раза хватило (правда, там и логопед удивилась, что одного визита хватило).
У моего младшего другая фигня - он все звуки выговаривает в простых словах, но не может повторить кое какие длинные сложные слова.
28.06.2016 14:25:42, Natalya d'*
Свет-ОК
нам на лекциях тоже самое говорили, видимо официальная тз такая.

но это не значит что надо просто ждать 5 лет, и ничего не делать, часто бывает что в 5 врачи гворят - поздно, теперь тружно будет восстановить
случаях с речью, выжидание бывает опасно
28.06.2016 11:07:30, Свет-ОК
МарикаЧ
Но ведь речь не о речи:) вообще, а о звуках. Нет? Ну вот смысл заниматься с ребенком в 4 года, если в 5 он сам нормально заговорит.
Наверное, стоит выявлять какие-то другие патологии, которые влияют на речь. То есть это комплексная проблема, о речь - одно из проявлений. Не так?
28.06.2016 11:16:25, МарикаЧ
У ребенка автора не только звуки страдают, а еще и грамматика (рода, падежа)- это по описанию на ОНР похоже 28.06.2016 12:44:10, white-dove
Имхо имхастое, но все больше убеждаюсь что у нас все зациклены на звуках и о другом слышать не хотят. Самая большая печалька что и логопеды это приветствуют :(
На примере своих детей могу сказать что и звуки в том числе оказались следствием проблем. В случае младшего заняться этим в 5 лет - к школе не исправили бы ничего, получили бы диагнозы и скорее всего речевую школу. Занялись вопросом ДО 5 лет - в 5 только звуками и занималисьсь в итоге.
В этом разница и об этом Света и другие говорят - можно ждать до 5 и позже. Но после того как _специалист_ посмотрел и сказал "все в пределах нормы, ждите и развивайтесь". Имхо.
28.06.2016 11:28:15, Иришка-Мартышка
МарикаЧ
Ну вот все-таки есть какие-то звоночки раньше. И это не только звуки. 28.06.2016 11:31:31, МарикаЧ
У меня ребенок просто не говорил в 3 года. Начали заниматься и, надо сказать, научили говорить довольно быстро- в 4 года он уже по речи опережал ровесников. Но речь оказалась только верхушкой айсберга, под которой скрывались проблемы с вниманием, логикой, моторикой....Хорошо, что к школе почти все скомпенсировалось.
Просто проблема с речью была самым ярким маркером органического нарушения (очевидно, ММД).
P.S. Автор, не пугайтесь, это просто ответ на вопрос про "звоночки".
28.06.2016 12:48:52, white-dove
Не пугаюсь, ибо, есть ощущение, что у моего как раз мозги логико-математические, насколько так можно сказать про 3летку (3 несколько дней назад исполнилось). Он успешно решает задачки на логику для более старшего возраста, считает в уме, строит узоры из кубиков Зайцева, лет с двух прикольно строит из Лего, отличает цвета типа "фиваетовый", "безевый", "саатовый" и др. В общем, думаю, что как раз с логикой, вниманием и моторикой все хорошо. 28.06.2016 16:39:45, Панда Ленточка
МарикаЧ
Почему "просто не говорил" в 3 года. Мне кажется, в 2 года не говорит - это уже, может, слабый, но маркер. А, может, и не слабый. 28.06.2016 13:32:03, МарикаЧ
Правильно Вам кажется, но это идет в разрез с популярной точкой зрения о том, что "до трех имеет право молчать". Полистайте архивы конференции 1-3:) От меня отмахивались врачи в районной поликлинике (придет время -заговорит), воспитатели яслей меня отговаривали показывать ребенка специалистам (придет время -заговорит), а мои подруги до сих пор крутят пальцем у виска: "Посмотри, какая у него речь шикарная - вот надо было тебе в три года ребенка дергать и по врачам водить, паникерша?" И дальше анекдот про суп, который раньше был соленым:) И смех, и грех. Хорошо, что я сегодня могу об этом писать с улыбкой:) 28.06.2016 14:26:55, white-dove
Очень вас понимаю) мне и теперь, когда у нас ОНР 1, некоторые говорят- ну он же нормальный, только пока не говорит... пока. 29.06.2016 01:48:39, Madina
МарикаЧ
Понятно. У нас даже в поликлинике не самый выдающийся невролог, который ставил печать для сада, отметил именно довольно массовую задержку развития речи современных детей, которые молчат в 2 года. 28.06.2016 14:43:02, МарикаЧ
Честно? Никаких особых звоночков. Все как у всех, но у кого то само, а кто то годами исправляет.
У младшего звоночки были, но я их видела т.к. повезло с логопедом старшего. Т.е. падежи это звоночки, звуки это звоночки, переворачивание слов, проглатывание слогов - это все звоночки.
А дальше только специалист решает звоночки это или для _конкретного_ ребенка просто его особенности и можно не напрягаться.
Со специалистами проблема, это да. С родителями еще больше (у меня просто сейчас перед глазами пример когда уже мама сопротивляется и не хочет к логопеду т.к. "звуки то в норме", а проблемы у ребенка понеслись как снежный ком)
Кстати, про звоночки. Самая большая проблема у младшего со звуками оказалась из-за тонуса языка и двойной проблемой с уздечкой. Ни стоматолог, ни пара логопедов проблемы не видели. Логопеды предполагали что надо что то подрезать. Проблему увидел нейропсихолог, за ней невролог (не в поликлинике). После этого я искала логопеда делающего массаж. И просто показала сына. Вот это был первый _логопед_ который тоже увидела проблемы с языком.
а так - никаких звоночков, спецы не видят, а я как просто мама понятия не имею где и что должно мне звенеть. Поэтому и советую не гадать на кофейной гуще, тем более по инету. У вас вот само, а у моего при схожих симптомах несколько лет занятий. Дальше автору выбирать какой вариант ближе, главное помнить что возможные последствия не мы будем разгребать :))
28.06.2016 12:12:58, Иришка-Мартышка
Свет-ОК
ественно специалист смотрит не только на саму речь, собирается анамнез, с ребенком много тестов-игр проводят, где именно и наблюдают, есть ли еще какие нарушения, патологии

почему я всегда и советую - покажите спеиалисту, по инету невозможно диагностировать, что именно у данного ребенка - просто возрастная дислалия или действительно проблема
и выжидать можно только именно при возрастной дислалии, это и есть вариант нормы, во всех остальных случаях лучше начинать работу как можно раньше

вот вы можете определить - возрастная норма у автора или проблема?
я нет)
и не каждый спец с одного раза выяснит
я рекомендую не одному врачу показаться
но я всегда, при любых проблемах со здоровьем стараюсь найти как минимум 3 специалистов, а там уж решаю, к кому идти)
28.06.2016 11:26:55, Свет-ОК
МарикаЧ
Понятно. Проблема только в том, чтобы найти хорошего специалиста, словам которого можно верить. 28.06.2016 11:32:29, МарикаЧ
Свет-ОК
да. именно так)
ну как и в любой проблеме со здоровьем
найти специалиста которому можно доверять это огромная цдача! и я желаю автору найти такого!
28.06.2016 11:35:37, Свет-ОК
+10000 28.06.2016 11:28:50, Иришка-Мартышка
Natalya d'*
У меня, педиатр сказал что у нас логопеды берут с 4х лет, вот, жду. За год прогресс есть, но всё равно в свои почти 4 говорит плохо. 28.06.2016 10:24:04, Natalya d'*
Соглашусь с мнением "от 4-х". Раньше занятия малоэффективны. Наблюдаю за знакомыми - они начали с 3-х лет. Ребенок и половины не делает того, что нужно - зря потраченные деньги. 28.06.2016 10:43:55, Птичка снежная
В 3 года идут занятия, более направленные на развитие речи, пополнение словаря, грамматику. И в игровой форме гимнастика для языка. После 4-х уже можно начать целенаправленно заниматься звуками. 16.07.2016 09:26:20, Marishanya
Natalya d'*
А я наоборот расстроилась что до 4х надо ждать. Вы меня взбодрили! 28.06.2016 11:50:57, Natalya d'*
Когда мой сын занимался с логопедом, то большая нагрузка ложилась на меня, в качестве ежедневной гимнастики дома. Именно она дала результат. Т.е. логопед показывает "что и как", а мама с ребенком дома отрабатывает. К примеру - в 3 года - мой сын просто не стал бы это делать. В 4,5 я уже могла договориться с ним. 28.06.2016 11:58:33, Птичка снежная
В 3 года другие занятия. 28.06.2016 12:16:56, Кетчуп
Сын начал говорить поздно - ближе к трем.
В 4,5 начались занятия с логопедом (т.к. не выговаривал некоторые звуки). В 5 закончились занятия. Поставили все звуки.
28.06.2016 10:15:54, Птичка снежная
Имхо, но вопросы все же лучше задать специалисту. Который посмотрит вашего конкретного ребенка и сделает прогнозы и даст советы.
Из личного опыта. Старший мальчик заговорил в 2.3. Ничего не путал, не выговаривал звуки. Причем пару раз мне говорили что говорит совсем непонятно, я удивлялась. Какой ужас был по факту поняла когда лет через 10 посмотрела видеозаписи тех лет :) Само не встало ничего. В 5 лет мальчика распредилили в лого группу в итоге, там обнаружилась проблема о которой я до того момента даже знать не знала (что такое бывает и что этим занимается логопед). Проблему исправили за месяц, звуки поставили месяца за 3, кроме "р" (но это отдельная история).
Младший мальчик. До 2 лет не говорил вообще ничего (первые агу не в счет). В 2.3 появились какие то "мяу" и т.п. Заговорил в 3.6, с коверканием падежей, звуков и всего чего можно. И да, заговорил с помощью дефектолога, заниматься начали в 3 года. Кстати, по диагностике она сразу сказала что заговорит и нормально все будет. Потом 2 года у дефектолога, 1,5 года у логопеда (одно время был и второй логопед, массаж делали). Звуки поставили, падежи и прочее исправили. Хотя временами путает и сейчас. Проблема как у старшего тоже есть, у нас она похоже наследственная.
И да, эта же проблема есть у моего папы (хотя в остальном никаких проблем с речью). папе 60 с хвостиком, ничего никуда не ушло само. Большие проблемы с языками, включая родной. У моих детей этого нет. Точнее у старшего точно нет, даже способности к иностранным обнаружены. Младший только 1 класс закончил, с русским пока нормуль, англ учит с удовольствием и тоже пока вроде без особых проблем.
По первому моему совету - пока с младшим занималась видела несколько детей у дефектолога, которые вроде и говорили лучше моего и казалось что проблем то и нет. А по факту это у моего оказалось все хорошо, а там дети с диагнозами. Я к тому что чужой опыт хорошо, но определять наличие или отсутствие проблем лучше не по инету. Это вывод исключительно на опыте. Грустные примеры про "само" у меня тоже есть.
28.06.2016 10:08:20, Иришка-Мартышка
МарикаЧ
Если Вас реально интересует, как у других, то скажу про свою младшую.
Начала(!) говорить в 3 года. И именно смешно коверкая слова. У меня целая тетрадь исписана этими "неологизмами".
Не выговаривала "л", "р", шипящие. Если я правильно помню, это вообще норма для этого возраста.
В 4,5 года все(!) звуки встали на свои места, без всяких занятий. Падежи до сих пор может путать. Не вижу в этом проблемы. Она же в русскоязычной среде растет. С чего бы ей не начать со врменем говорить правильно:)
28.06.2016 09:42:36, МарикаЧ
Обнадеживает!) 28.06.2016 09:58:36, Панда Ленточка
На всякий - у меня есть три примера, совершенно конкретных, где проживание в среде никак _само_ не повлияло на речь. 28.06.2016 10:11:00, Иришка-Мартышка
МарикаЧ
Дети путают падежи? Я, собственно, именно о падежах, а не речи в принципе. 28.06.2016 10:25:36, МарикаЧ
И путают и все остальное. Я выше про своего написала (кстати, про примеры это я про посторонних), 7.6 ему, падежи периодически путает до сих пор. И сами они не встали, после 6 лет логопеды и невролог сказали что уже бесполезно ждать, само не встанет.
У автора время есть, но я за то что если есть сомнения лучше их убирать у специалистов. Чтобы потом не рыдать что время упущено :)
28.06.2016 10:32:12, Иришка-Мартышка
МарикаЧ
Думаете, до 4-5 не стоит ждать?
Меня тоже подмывало побежать к специалисту, но как-то здесь писали, что к логопеду есть смысл вести в 5 лет. Ну, я стала ждать этот возраст, но само все разрешилось. И убедилась, что есть смысл все-таки ждать.
Что касается падежей, то, наверное, надо смотреть по ребенку. Моя не часто путает. И с возрастом все реже и реже. Но я вижу по ребенку, как она развивается - медленно, но прогресс очевиден. И так во всем.
28.06.2016 10:47:16, МарикаЧ
К логопеду есть смысл идти в 5 лет по поводу звуков. Потому что это звуки в норме должны сами встать к 5 годам. Если не встали то занятия. Тут еще момент что поставить звуки процесс нудный и детям не очень интересный, малыши просто могут и отказаться (дети постарше уже понимают "надо").
Но тут есть небольшое "но" как и во всем :) Сейчас есть тенденция что не все логопеды хотят напрягаться, поэтому и не хотят брать раньше. Еще более печальное "но" - не все логопеды разбираются в других проблемах, я на личном опыте с двумя детьми в этом убедилась. И хотя логопед у старшего была очень своеобразной теткой, я уже не раз говорила ей спасибо т.к. с младшим столкнулись с тем что "специалисты" вообще не в теме и не понимают моих вопросов.
Я не против ждать. Но тут главная подстава что вы не можете предсказать развитие событий. И уж тем более у незнакомого ребенка по инету :)
Я по своим могу сказать что прогресс был всегда, но как выяснили окончательные причины - прогресс помчался. Ну и для главное минимизировать проблемы с обучением и с грамотностью. Пока я вижу что все было не зря, особенно сравнивая с теми кто просто ждал и ждет. Но тут каждый сам решает, конечно. Я сторонник "перебдеть". Лучше буду хихикать что вся такая суматошная чем рыдать что время упущено.
28.06.2016 11:21:08, Иришка-Мартышка
Свет-ОК
Ирин, просто те кто столкнулся с реальными проблемами, те и понимают - ждать нельзя
и объяснить это тем кто "не в теме" сложно, им кажется что это просто очередная выкачка денег из родителей, что все и так само будет

кста про деньги, очень много раз уже убеждалась что цена и качество в этом случае бывают диаметрально противоположны ( ну как и все в нашей стране))))
того же логопеда отличного для Ксю встретила в обычной поликлинике, совершенно бесплатно, в 3 года взяла и занималась
а в платном центре... ну реально на деньги раскручивали, а толку не было
28.06.2016 11:45:24, Свет-ОК
А это как везде. Пока не столкнешься или своими глазами не увидишь конкретный пример с последствиями - не поймешь о чем говорят.
С логопедами вообще проблема т.к. для большинства это звуки. И все. То что проблемы с грамотностью, чтение, изучение языков - это все может подправить логопед многие не подозревают. И даже слышать об этом не хотят. к сожалению, сами логопеды это и культивируют все чаще :((
28.06.2016 12:18:48, Иришка-Мартышка
МарикаЧ
А вот с какой проблемой идти к логопеду, и как ее выявить, если в будущем будут проблемы с грамотностью, чтением и языками, а пока ребенок как ребенок - говорит нормально. 30.06.2016 23:20:24, МарикаЧ
Если говорит нормально, логопед на выставку заберет:) Сейчас единицы говорят нормально. 01.07.2016 00:11:37, Кетчуп
МарикаЧ
Норма - понятие растяжимое. Подозреваю, что просто показав своего ребенка врачу, услышу ответ, что у нас все хорошо и нечего занимать его время, которое он может посвятить детям с реальными проблемами. 01.07.2016 16:39:17, МарикаЧ
МарикаЧ
Я Вас поняла.
А в своем ответе я как раз подчеркнула, что это мой опыт. Именно совета "ждать" я не давала.
Я тоже сторонница "перебдеть". Но здесь нужно смотреть по ребенку. Если меня отсутствие речи до 3-х лет напрягало, и мы ходили по специалистам, то отсутствие звуков казалось естественным для дочери.
То есть здесь нужно еще слушать себя саму. Я думаю, мы даже неосознанно знаем о своем ребенке гораздо больше, чем осознаем. И потому либо волнуемся по какому-то вопросу, либо нет.
P.S. Вот, кстати, у нас в саду в 2 года говорили ребенка 3. При этом по врачам ходила только я. К 3-м годам говорят все.
28.06.2016 11:28:33, МарикаЧ
Про слушать себя согласна. Но думаю автор тоже не просто так тему создала, что-то в самой себе спокойно сидеть не дает :) 28.06.2016 12:14:19, Иришка-Мартышка
Свет-ОК
да, согласна, себя слушать тоже надо
но раз автор подняла этот вопрос, значит понимает - что то не то! ну а раз она это чувствует, значит лучше проконсультироваться и, или прибить таракашку, или начинать заниматься
28.06.2016 11:47:24, Свет-ОК
Да, беспокойство есть. Думаю, информация об опыте других будет полезна, даже если спец скажет заниматься, в плане ожидания, как оно может быть. Как пишут ниже, со всех сторон. 28.06.2016 17:02:28, Панда Ленточка
МарикаЧ
Я с этим согласна. Надежнее спросить у специалиста.
Но чей-то положительный опыт тоже нужен. Для поддержки.
28.06.2016 12:24:04, МарикаЧ
Свет-ОК
а вы почитайте, у нас у всех положительный)
правла многим он потом и кровью дался, но результат то отличный!
28.06.2016 13:05:11, Свет-ОК
МарикаЧ
Правильно. Разный и положительный:) 28.06.2016 13:33:04, МарикаЧ


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!