Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Надежда Григорьевна

Родители и воспитатели (педагоги). Сотрудничество. Возможно ли это?

Такие страшилки последнее время читаю про д/сады и школы. Понятно, что когда в эти ситуации попадает НАШ ребенок, то никаких фильмов ужасов не надо, Голливуд отдыхает.
Претензии сыплются с обеих сторон. Как будто, действительно, мы все стоим по разные стороны баррикады. А если не говорить отдельно только о воспитателях (не досмотрела, не сделала, умолчала и т.д.) и не говорить только о родителях (не воспитывают, жалуются, только требуют и т.д.).
В топике "Народ, я что-то запуталась", я уже сказала: если "сверху " не получается, значит, это нужно делать "снизу", т.е. родителям. Но тоже не в качестве репрессивных мер теперь уже по отношению к воспитателям. Это ж замкнутый круг получится… Могут ли и хотят ли родители сотрудничать с педагогами (воспитателями)? Вот в чем вопрос. Совместными усилиями создать такую обстановку, пока хотя бы только в отдельно взятой ("своей") группе, совместно выработать какие-то правила, а если они, негласные правила эти, все же будут озвучены, то все строны будут стараться их соблюдать.

Я рассуждаю следующим образом. Дети чьи? Ваши. Кто страстно, всей душой хочет, чтобы ребенку было хорошо? Вы. Для воспитателя это работа, он "по правилам" хочет, чтобы ВСЕМ было хорошо. Но чтобы хорошо было КАЖДОМУ – вот с этим как раз проблема. Вы обвиняете педагогов (воспитателей) в формальном отношении? А они то же самое говорят в адрес родителей.
Выход вижу в сотрудничестве. Сам термин, быть может, набил оскомину, не спорю. Но со-трудничать, значит трудиться вместе. Воспитатели на своем, родители на своем месте. Главное – СОПРЯГАТЬ эти усилия. Чтобы эти усилия сопрягать, нужен контакт с другой стороной. А это требует определенных усилий.
Так возможно ли сотрудничество? И как вы его себе представляете?


18.10.2001 09:33:14,

21 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Кондратея
Представляю уже на опыте - запросто! Действительно, бывает сотрудничество родителей и КАЖДОГО работника детского сада (вплоть до повара). Увы, это тут у меня в Хельсинках, поэтому не знаю, отчего в России так трудно с садиками.

Садик, куда ходит мой ребенок, совсем маленький. Поэтому все всех знают - уже плюс, так как со знакомыми больше стимул вести себя цивилизованно. Кроме того, директриса лично ведет "дело" каждого ребенка, куда и она сама, и воспитатели добросовестно заглядывают для решения разных вопросов. Родители могут дополнять эти "дела", как вздумается (через директрису). Вообще-то в садике гигиеничная и довольно спокойная обстановка. Много "вольностей" по российскому счету - можно выбрать, учить вашего ребенка тому или другому, когда и как приучать к горшку, когда и какие занятия посещать (помимо "подготовка к школе" - она тут обязательна). Повариха очень добросовестная и приятная, с ней лично можно говорить о том, какие продукты и почему нельзя вашему ребенку. Готовят хорошо, никого есть не заставляют.

На таком общем фоне ВСЕ конфликты, которые мы уже наблюдали (с нами пока все в порядке, тьфу-тьфу) разрешались сотрудничеством сада с родителями. Есть агрессивные дети, есть хилые-хворые (нужен особый уход), есть просто старшие и младшие в группе (группы разновозрастные, "до 3" и "после 3"). Бывает, кусаются, мы уже слышали даже о том, что мальчик шантажировал исподтишка других приносить что-то из дома. Все улаживают, родители крыш головой не пробивают, детсад в позу не встает.
18.10.2001 18:31:22, Кондратея
Ну, Карина, у вас же и вообще жизнь другая - что тут сравнивать. Ведь не только родители с воспитателями общий язык находят, и в транспорте, наверное, никто ни на кого не рявкает, и продавец в магазине в Хельсинках и в Москве по разному вас обслужит. Люди все с детства приучены уважать друг друга. Получается замкнутый круг - воспитатель уважает личность ребенка, ребенок вырастает уважающим окружающих людей итд. Тут даже сравнивать с нашими садами нельзя, даже в самых лучших российских садах идет противостояние воспитатели, где более, где менее удачно и жестко "дрессируют" детишек под себя, а родители борются с воспитателями за свободу своего ребенка кто как может. Мне кажется, что год в шведском садике для моего ребенка дал задел душевного здоровья и позитивного восприятия на всю жизнь:) 20.10.2001 03:44:58, Света Х.
Мы стараемся сотрудничать по мере сил. Сделать что-то для группы -пожалуйста, причем сами сразу сказали что мы можем сделать. Сегодня наш папа отнес на ризограф тексты договоров для всего сада (100 экз.), каждый год стараюсь находить, особенно в инете, картинки (а в садах очень нужны простые раскраски) и т.д. Сама забираю редко, но постоянно и отец и бабушка беседуют о ребенке (не каждый день, конечно). И вершиной такого сотрудничества считаю просьбу принести материалы по развитию моего ребенка (у него легкая форма аутизма). Они сами хотят знать как с ним сотрудничать!!! Надо быть искренне заинтересованным в сотрудничестве. Да, и у нас бывали недоразумения, из одного сада мы просто забрали ребенка через месяц. Но они сами хотят чтобы было как лучше. 18.10.2001 15:12:47, Надежда
Для себя вижу единственно правильный и возможный путь для нормального развития и комфорта ребёнка в детском саду - сотрудничество с воспитателем. Только так! Ребёнок ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ с ними, а не со мной :( Есть конечно вечер, выходные, но ... этого, увы, так мало:( Убеждена, что если по каким-то причинам отношения родителя и воспитателя(даже хорошего, компетентного) не складываются, я имею ввиду тёплые, почти дружеские, нужно искать другого.
По мере сил и возможностей стараюсь помочь в плане изготовления игр, пособий. Хочется немного разгрузить их от рутинной, черновой работы. Я знаю, что они должны/обязаны, но почему бы и не помочь? Пытаюсь проталкивать всевозможные идейки, надёрганные с Инета- прислушиваются, искорки в глазах:( А сама обстановка в целом в группе серьёзных нареканий не вызывает, "мелочи" (заставлять ли кушать, тепло ли одевать, дать лекарства, обратить внимание на грубое отношение чужого ребёнка к вашему и т.д. и т п. ) спокойно решаются в рабочем порядке. Как призналась наша воспитательница, у неё не сложились отношения с одной(!), только одной мамой из всей группы. Вот вам пример неформального отношения к своей работе.
Так что, для меня даже вопроса такого не возникало, сотрудничать или нет?
18.10.2001 14:44:07, ЮЛА
Можно как раз про родителей? :-)
В нашем саду официально разрешается с вновь пришедшим ребенком родителю 3 дня полный день находиться вместе в группе (прямо в договоре записано). Пользуясь этим, я и находилась :-))) - правда, не все 3 дня, а полностью один и потом еще как бы по полдня получалось.
Впечатления такие: в группе 27 человек, возраст 4,9 (мы, самые младшие оказались)- 6 с лишним. Воспитательниц 2, работают посменно + молодая нянечка. Приходится им несладко, т.к. дети ходят в среднем человек по 18-20 ежедневно, и, естественно, сборы, например, на прогулку могут занимать очень долго - особенно во второй половине дня, когда нянечки уже нет (уходит где-то в 16.30, сразу после полдника), и собирать всех приходится одному человеку. По первым впечатлениям - воспитательницы вполне нормальные, одной, правда, уже явно за 60 - с соответствующими пед. методами ;-))), но все равно ничего (на мой взгляд). Правда, в моем присутствии они старались "казаться лучше, чем есть" :-) - могли начать на кого-то ругаться на повышенных тонах, но, вспомнив про меня, осекались и переходили на уговоры :-). В целом - впечатление у меня от сада осталось вполне благоприятное.
Что поразило - это, скажем так, подход родителей. Утром приходим, в раздевалке много детей, родители им раздеваться помогают (в основном, замечу, папы). Мы: "Доброе утро!", в ответ: "???.." - причем не здороваются и "тяжело смотрят" не дети, а именно взрослые! Я, мягко говоря, удивилась...
Другой день. Все обедают, я пришла своего забрать с полдня. Девочка - сидит в раздевалке полураздетая. Спрашиваю, ты чего тут сидишь. Молчит, потупив голову; выглядывает нянечка: "А, это вы, помогите ей переодеться из мокрого". Идем со страшно грустным ребенком к шкафчику, достаем сухие трусы и леггинсы. Начинает переодеваться - и я вижу, что впереди на трусиках дыра размером с мой кулак!!! Других трусов нет. У девочки я даже не стала спрашивать, почему она не скажет об этом маме - но сама мама что, не видела, какое белье дает ребенку в качестве сменного?!
День третий. На улице резко похолодало, после полдника воспитатели застегивают перед прогулкой всех на все пуговицы и надевают все, что только надевается ;-)... Сын: "Мама, посмотри, какая она серебряная!" (у девочки, и правда, серебряные ботинки и курточка, и вся она такая... кукольная :-)). Воспитательница помогает ей застегнуться, и тут выясняется, что на куртке нет НИ ОДНОЙ (!!!) пуговицы! Вариант, что она потеряла их все в одночасье, например, на утренней прогулке, по-моему, исключается :-) Значит - так пришла из дома?! и никто не заметил (из домашних)?! В итоге девочку приходится перепоясывать поверх куртки ремешком, иначе просто окоченеет. К чести воспитательниц - ни одного дурного слова в адрес родителей я при этом не слышала (может, меня стеснялись? ;-))
Вот я и думаю: если сами РОДИТЕЛИ так относятся к своим детям, что можно требовать от воспитателей? :-(((
ПС. Садик ведомственный, в меру "крутой" :-) - хотя это, конечно, ни о чем особо не говорит...
18.10.2001 14:27:06, Катюн
Согласна. Такое чувство, что половине радителей вообще по барабану, как там их дите в саду. С глаз долой - из сердца вон... 18.10.2001 16:11:23, Газель
Сотрудничество в первую очередь НУЖНО. Иначе очень трудно придется и ребенку, и родителям. Другой вопрос - а как? Как сделать так, чтобы прислушивались к моим просьбам, чтобы родители действовали сообща с педагогами и воспитателями? Вот это практически невозможно. Особенно, если учитывать социальную разношерстность деток в группе, их принадлежность к разным, так сказать, слоям населения. У нас, например, были детки и "новых русских", родителям которых наплевать - привезли чадо на "мерсе" и укатили, даже как зовут воспитателей, не знают. И детки, которых лютой зимой в тряпочных тапках по морозу вели. Многим родителям, поверьте, не до пререканий с воспитателями, многие заняты исключительно выживанием, и они рады-радешеньки, что ребенок под присмотром. Если я, например, о чем-то просила воспитателя, ну чтобы одели-раздели ребенка или позволяли находиться в памперсах, чтобы не приносить по 10 комплектов сухой одежды, то мне, естественно, шли навстречу. Другая мама попросила как-то, чтобы ее девочку не укладывали спать, так как она принципиально не может спать нигде, кроме своей кроватки. Так и в этой ситуации воспитатели пошли навстречу - оставляли девочку на время тихого часа не в спальне, а в игровой, давали ей порисовать или полепить (тихие занятия). И все были довольны.
Не знаю, можно ли это назвать сотрудничеством, но как бы в приватном порядке все решаемо. Но вот чтобы ВСЕ родители смогли как-то определиться, что же сделать такого, чтобы было хорошо ВСЕМ деткам, тут уж точно, как фильм "Гараж" получится.
Мое личное мнение - надо всегда находить общий язык с воспитателем, погружать его (насколько это необходимо) в проблемы своего малыша, и в личной беседе пытаться договориться о том-то и том-то, что моему ребенку нужно в первую очередь. Кому-то придется договориться с воспитателем, чтобы она помогала одеть верхнюю одежду, кому-то, чтобы не "насиловала" во время тихого часа - такие проблемы, поверьте, решаемы и без начальственного вмешательства. Тогда, глядишь, и меньше недовольств и претензий будет. Опять же, если к Вашему ребенку относятся так, как Вы просили, не забывают помочь, можно ведь и подарить какой-нибудь презентик - и человеку будет приятно, и у тебя душа не месте. В этом нет ничего зазорного.
18.10.2001 12:50:52, Наташа и Игорек
Да... Хорошо, когда педагог хочет сотрудничать. А что делать, когда он упорно держит дистанцию ? Только и остается : здрасьте-досвидания :-( 18.10.2001 12:36:40, Бада
Надежда Григорьевна.
Сотрудничество возможно и нужно. Представляю, как можно построить абстрактную модель, но вот возможна ли её реализация?:))).
Пишу по свежим впечатлениям. Я тут на днях родительское собрание в д/с посетила, до сих пор в себя прихожу:))).
Проблема в том, что каждый родитель хочет, чтобы его ребёнку было ХОРОШО, воспитатели тоже по-своему к этому стремятся:))). Только когда на собрании встречаются 30 представлений о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то мне почему-то вспоминается фильм "Гараж":))).
Вспоминая период гуляния с ребёнком на детской площадке в большом парке, где очень много детей и родителей, пришла к выводу, что та группа мам/пап, с которыми мы общались (и продолжаем общаться по сей день), имеет СХОЖИЕ подходы к воспитанию собственных детей. У нас была свобода выбора КРУГА общения. Вот если бы наши дети пошли в одну группу, одного детского сада, да ещё и родители имели возможность ВЫБОРА воспитателя, то предложенное Вами сотрудничество могло бы легко осуществиться.
В реальности же в муниципальном, а не частном саду с маленькими группами, увы, я вижу лишь путь взаимных уступок и компромиссов, направленных на ВЫЖИВАНИЕ ребёнка. Основная задача - НЕ СЛОМАТЬ.
Вот так невесело получилось:(((.
18.10.2001 12:15:24, Alice
Н.Г.

<<Сотрудничество возможно и нужно. Представляю, как можно построить абстрактную модель, но вот возможна ли её реализация?:))).>>
Alice, полная реализация в глобальном смысле, возможна, но, конечно, может решаться только локально. – Слишком велико значение человеческого фактора:)
По большому счету, я разделяю Ваш пессимизм и далека от мысли, что всё в системе можно быстро подправить и изменить. Это дело не одного десятилетия:((, чтоб не сказать больше:))
Имхо, имхо, имхо – д/сад, школа – это все же во многом системы "НЕ свободы", требующие определенных усилий, направленных на выживание ребенка, согласна. С задачей "не сломать" тоже надо считаться. Начинать решать проблему можно, имхо, и с частностей, пошагово.
Снизим планку:). Будем считать, что речь идет о контакте воспитателя (учителя) и родителей, как первом шаге к сотрудничеству. Разве путь взаимных уступок и компромиссов не есть в какой-то мере сотрудничество? Сотрудничество с того и начинается, чтобы услышать, чтобы быть услышанным. А это не всегда получается. Родителям важно проявлять инициативу, делать шаги навстречу. Чем лучше и качественнее такой контакт-сотрудничество, тем меньше проблем, так?:)
19.10.2001 18:57:45, Н.Г.
Надежда Григорьевна.
Всё так, согласна абсолютно и готова подписАться под каждым словом.
Меня же на этом пути сотрудничества волнует одна проблема: Вы говорите о контакте воспитателя и родителЕЙ, я же сплошь и рядом вижу контакты воспитателя и родителЯ в попытке добиться цивилизованных норм общения с одним, ЕГО, ребёнком. Эти отношения, как бы поточнее выразиться, радиальные:))) что ли. В результате такими "радиальными" отношениями воспитателя как бы растягивают на части (помните, как в басне "Лебедь, рак и щука"). ИМХО, родители не очень рвутся к модели сотрудничества, чтобы ВСЕМ детям в саду было хорошо, а воспитатель не успевает заниматься КАЖДЫМ ребёнком, он при такой загрузке, увы, массово ориентирован.
Кроме того, и со стороны заведующих и воспитателей не видно особого желания поделиться проблемами САМОГО сада. Исходя из так распространённых в нашей стране "корпоративных" интересов, они, в свою очередь, стремятся, ИМХО, к одному: "чтобы в доме было тихо":))).
Ответы на поставленный Вами вопрос участников конференции (это не упрёк, а отражение РЕАЛЬНОЙ ситуации) сводятся к тому, как Я налаживаю контакты с воспитателем МОЕГО ребёнка. Смотрите, почти нигде не звучит "мы-родители"...:(.
Что с этим-то делать? Я привыкла рассматривать СОтрудничество несколько шире:).
19.10.2001 23:14:30, Alice
Надежда Григорьевна

Alice, спасибо за понимание:) Очень мне понравилось Ваше определение "радиальности".
Да, родителям ближе позиция "воспитатель-родитеЛЬ". Это естественно. Так же, как для многих людей личное гораздо "дороже" общественного. Не думаю, что это наша российская особенность:) Стремление наладить личный контакт - это тоже немало, это тоже важно, если не выглядит, как намерение получить преимущественное право на внимание к своему ребенку в ущерб другим. Модель воспитатель(учитель) – родитеЛИ - это уже более высокий уровень родительской зрелости. ИМХО, всему надо учиться:)
На мой взгляд, консолидирующей здесь должна бы быть, в первую очередь, позиция воспитателя. В его интересах сплотить не только группу (класс), но и родителей. Но это, понятно, свидетельствует о еще более высоком уровне зрелости самого воспитателя (учителя):))) Вот это уже почти из области фантастики:(((
Но не совсем:). Свежие ростки пробиваются и среди нашей суровой действительности:) Знаете, где я наблюдала подобную модель? В садах Монтессори и в вальдорфских садах. Не сказала бы, что там очень малочисленные группы. Там не только более высокий профессиональный уровень воспитателей. Там родители совершенно точно знают (им сумели объяснить это) КУДА они пришли сами и куда привели своего ребенка. И готовы не просто приводить, сдавать его, как в камеру хранения, но и принимать непосредственное участие в жизни своих детей в этом детском саду. Почему там это работает? Потому что педагогический состав лучше подготовлен, воспитателям больше платят (правда, не везде); родители, понимая и сознательно принимая происходящее, готовы "трудиться душой". Не думаю, что дело тут только в консолидирующей идее методической системы. Больше в профессионализме людей, которые делают дело. При таком подходе это возможно и в "простом":) саду.
Круг замкнулся. Я задала родителям вопрос и получила на него ответы. Мнение родителей понятно. На другое трудно было рассчитывать. Стремление родителей к личным контактам важно, как первый шаг. Захотят ли они сделать следующий – вряд ли. Могут заставить обстоятельства. Хотят ли этого воспитатели? Вроде должны были бы стремиться к этому… Никто из воспитателей (учителей) не отозвался.

21.10.2001 20:09:43, Надежда Григорьевна
Н.Г.
Понятие "радиальности" получилось вымученно-спонтанным:))). Всё хотелось поярче объяснить проблему так, как я её вижу. ПРОГРЕС!!!:))). Даже я, категорически не рисующая, "сегментами":) мыслить началА, значит, задело:).
Уверяю Вас, ни один родитель здесь не пытается (осознанно:) ) "получить преимущественное право в ущерб другим детям". Тем не менее делает он ИМЕННО это, ИМХО.
Не вижу ПОКА способов обучения "родительской зрелости", хотя сданная мною программа родительских университетов Правительством Москвы уже принята:).
Вы видите "консолидирующую" роль воспитателя в этом процессе, а я, увы, нет. Не могу объяснить, я не пытаюсь над ними "зависать":))), но отношение к ним у меня РАВНО отношению к собственному ребёнку:))). Для меня ЗАДАЧА та же - не сломать. Задумавшись, понимаю, что к Димке я, пожалуй, более требовательна:))). Ведь здесь я могу не только СПРОВОЦИРОВАТЬ, но и отследить и откорректировать результат. В муниципальном д/с - не смогу взять на себя ТАКУЮ ответственность, слишком уж всё ЗЫБКО.
О принципах садов Монтессори и вальдорфских, если интересно, могу дискутировать ТОЛЬКО по почте. Поверьте, Н-Е-Е-Е-Т у меня права путать и без меня запутанных мам (там уже и так вверху дискуссия пошла:) ).
С искренним уважением
Alice.
23.10.2001 02:01:21, Alice
Н.Г.

Alice, написала Вам письмо. Не с целью подискутировать:)))
28.10.2001 10:42:51, Н.Г.
Здесь не утихают разговоры про выбор детского сада. А в чем он тогда заключается, если не в выяснении , схожи Ваши взгляды на воспитание или нет. В наличие/отсутствии бассейна? 18.10.2001 13:01:34, Ольга М.
Оля.
Схожи взгляды ЧЬИ?
Вы, конечно, можете при выборе сада сверить свои взгляды со взглядами заведующей, со взглядами воспитателей конкретной группы (только они завтра уйдут, например, и на их место придут другие, с которыми Вы НИЧЕГО не сверяли:(). Но я ещё ни разу не встречала детского сада, где группы бы комплектовались путём соотнесения взглядов родителей:))).
Поэтому, за неимением, бассейн оказывается тоже неплохой штукой:))).
18.10.2001 13:17:52, Alice
Alice, а в школе тоже выживание для ребенка? Вся жизнь - борьба? (без иронии) 18.10.2001 12:28:22, Натали_ДНИ
Натали.
Если держаться в рамках ГЛОБАЛЬНОСТИ вопроса, поставленного Н.Г., то боюсь, что да.
Встречаются, конечно, изредка приличные школы (д/с), ещё чаще встречаются отдельные хорошие учителя и воспитатели, у которых душа болит за КАЖДОГО ребёнка. Но если брать в масштабах города или страны, то всё равно получается - "капля в море".
Так что вижу пока борьбу:(((. Впрочем, стратегии борьбы зависят от типа личности ребёнка: кто-то борется, чтобы победить, кто-то, чтобы не проиграть, кто-то, чтобы спрятаться и сохранить СВОЙ мир.
18.10.2001 13:11:04, Alice
А какой ребенок правильнее поступает на ваш взгляд?
Мне кажется, последний.
18.10.2001 15:31:02, Натали_ДНИ
:)))
Наташа, ИМХО, в психологии не бывает правильно/неправильно. Правильно то, что делает этот КОНКРЕТНЫЙ ребёнок, потому, что это же ЕГО тип реагирования.
Наша же скромная задача заключается лишь в том, чтобы в доступной маленькому ребёнку форме донести до него возможности ИНЫХ исходов:) и дать ему "полигон" для их апробации.
:))) А дальше он всё равно выберет САМ то, что ему ближе. На самом деле этих способов не 3, а гораздо больше:)
18.10.2001 17:39:20, Alice
Я учу своего ребенка с первого дня пребывания в детском саду обращаться за помощью к воспитателю и требовать внимания. Я прекрасно понимаю их много (иногда, если воспитатель на больничном) и с двух групп детей сводят в одну и если ребенок не умеет вовремя попроситься в туалет и настоять на своем требовании... Одним словом спасение утопающих дело рук самих утопающих... даже если они еще маленькие.
Еще, пока ребенок одевается, всегда стараюсь поговорить с воспитателем (хоть о погоде), во-первых, видно, что за человек сразу, во-вторых, ребенок видит мое отношение к человеку, с которым проводит почти весь день… Правда воспитательницы нам пока достаются только хорошие... была одна на замене, но, к счастью, она уже ушла из д.с. сама без моего вмешательства.
18.10.2001 11:57:04, не курить


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!