Раздел: Полезные ссылки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Отграничение диагноза УО от других (со сходными признаками), с прицелом на школьное обучение.

Периодически встает вопрос, является ли ребенок умственно отсталым, если он не успевает в школе.
Захотелось поделиться парой цитат из книги Рубинштейн С. Я. "Психология умственно отсталого школьника" (ссылку на этот текст уже давали здесь же на конфе, но немного в другом контексте, и не помню кто).

"Рассмотрим определение понятия «умственная отсталость».

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

В жизни мы встречаем детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Поэтому возникает сомнение в том, смогут ли они начать либо продолжать обучение в массовой школе. Указанное впечатление может производить, например, слабослышащий ребенок.

Слабослышащий ребенок, если он не был в специальном детском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Несмотря на сходство словосочетаний «отстал по умственному развитию» и «умственно отсталый ребенок», это далеко не одно и то же. Специальная монография Т. А. Власовой посвящена проблеме отграничения тугоухих (слабослышащих) детей от умственно отсталых.

Сказанное относится ко всем тем, у кого имеется поражение либо недоразвитие какого-либо из органов чувств. Такие дети (слабсслышащие, слабовидящие) при отсутствии своевременного корригирующего обучения могут не только производить впечатление умственно отсталых, но и фактически отставать по умственному развитию от сверстников. Но если органического поражения головного мозга у ребенка нет, если его нервная система здорова, можно с полной уверенностью отрицать наличие умственной отсталости.

Если ребенок болел несколько лет туберкулезом костей, лежал в гипсе, и в эти годы никто не заботился о его умственном развитии, то к началу обучения в массовой школе он окажется неразвитым, несообразительным. Можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Нет. Поскольку у этого ребенка нет органического поражения головного мозга, его нервные процессы протекают нормально, он в условиях массовой школы быстро расширит круг своих представлений, знаний и интересов и его умственное развитие вскоре станет нормальным.

Малоразвитыми могут иногда по ошибке казаться дети, семья которых поселилась среди иноязычного народа и не позаботилась о том, чтобы освоить язык окружающих.

Больше всего сомнений обычно возникает в отношении тех детей, которых называют педагогически запущенными. Лишенные по тем или иным причинам надзора со стороны старших, они отстают от своих сверстников по умственному развитию. Кроме того, им часто бывают свойственны дурные привычки и склонности. К началу школьного обучения у них нет стремления учиться. В классе они не могут сосредоточить свое внимание на объяснении учителя, им неинтересно на уроке, не хочется выполнять домашние задания. Эти дети не умеют учиться, думать. В результате они не усваивают программу школьного обучения. При этом мешают занятиям всего класса.
Создается впечатление, что у них стойко нарушены познавательные процессы. В связи со сказанным у некоторых педагогов возникает стремление перевести таких детей во вспомогательные школы. Можно ли отнести таких педагогически запущенных детей к числу умственно отсталых, если даже согласиться с учителями в том, что у них не развиты познавательные процессы и в какой-то мере осталась неразвитой психика в целом?
Нет. Поскольку у педагогически запущенных детей нет органического поражения головного мозга, нервные процессы нормальны, их можно и нужно обучать в массовой школе. Опыт показывает, что при соответствующем воспитании такие дети могут в дальнейшем нормально развиваться.

Во всех приведенных примерах речь шла о детях, у которых наблюдалось недостаточное развитие познавательной деятельности, но не было поражения головного мозга. Иными словами, имелся первый признак, приведенный в нашем определении умственной отсталости, но не было второго признака. Оказалось, что эти дети не были умственно отсталыми, а следовательно, не подлежали переводу либо направлению во вспомогательную школу."
....продолжение в следующем комментарии
30.10.2013 07:22:13,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
"Рассмотрим теперь такие случаи, когда поражение головного мозга, несомненно, имело место. Допустим, врач сообщил, что у обследованного им ребенка имеются признаки гидроцефалии, т. е. водянки головного мозга. Следует ли из этого, что ребенок подлежит переводу во вспомогательную школу как умственно отсталый? Нет, это совсем не обязательно. У него могут быть признаки гидроцефалии при отсутствии нарушения познавательной деятельности и умственных способностей. Такие дети нередко встречаются в массовой школе.

Бывает и так, что в больнице, в которой лежал и лечился ребенок, достоверно установлено, что он перенес менингоэнцефалит, т. е. воспаление головного мозга и его оболочек. Означает ли это, что такой ребенок, несомненно имеющий поражение головного мозга, обязательно окажется умственно отсталым? Нет. Среди перенесших в детстве менингоэнцефалит, травму головы либо страдающих на протяжении всей жизни тяжелыми заболеваниями головного мозга есть известные ученые, специалисты с высшим образованием. У них могут быть некоторые особенности, странности поведения и характера, однако при этом их познавательная деятельность не пострадала от заболевания.

Особую трудность представляет оценка степени умственного недоразвития детей, у которых вследствие сравнительно легкого поражения центральной нервной системы происходит недоразвитие одного из анализаторов (двигательного или слухового), участвующих в формировании речи. Плохое и позднее развитие речи – это существенное обстоятельство, от которого зависит развитие всей познавательной деятельности ребенка и в особенности его успехи в школе. Эти дети иногда обнаруживают признаки поражения центральной нервной системы и плохую успеваемость в школе. И все же, если в ходе специальных экспериментально-психологических исследований обнаруживается, что познавательная деятельность таких детей в основном не нарушена, что они сообразительны и легко обучаемы, их также не следует считать умственно отсталыми. При соответствующей логопедической восстановительной работе они смогут продолжать обучение в массовой или специальной речевой школе.

Следовательно, наличия одного лишь второго признака, приведенного в нашем определении, также недостаточно для установления умственной отсталости. Только сочетание двух признаков (нарушение познавательной деятельности и органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение) свидетельствует о наличии у ребенка умственной отсталости.

Следует обратить внимание еще на один элемент нашего определения понятия «умственная отсталость». В определении говорится о стойком нарушении познавательной деятельности. Возможны случаи, когда какие-либо вредности, например тяжелое инфекционное заболевание, сотрясение мозга, голод, приводят к некоторым нарушениям нервных процессов. В результате у детей наблюдается временное, преходящее нарушение умственной работоспособности. У таких детей могут наблюдаться более или менее длительные задержки умственного развития. При всем этом они не являются умственно отсталыми.
Дефект познавательной деятельности у них не стоек. Со временем они догоняют своих сверстников. Отграничение временных, преходящих нарушений умственной работоспособности от стойкого нарушения познавательной деятельности довольно затруднительно, но возможно. Для этой цели должны быть использованы экспериментально-психологические методики.

Вообще неправильно экономить время специалистов при решении вопросов, от которых зависит успех обучения ребенка и, в известной мере, вся его судьба.

Наряду с преходящими астеническими состояниями у некоторых детей наблюдаются столь стойкие и длительные нарушения умственной работоспособности, что они практически лишают их возможности обучаться в массовой школе. Напрасно некоторые психоневрологи пытаются с помощью неточного диагноза – «задержка психического развития» – удержать их в массовой школе. После трех, а иногда и шести лет бесплодного мучительного второгодничества в массовой школе они в конечном счете переводятся во вспомогательные школы.

.....Если же ребенок страдает только церебрастенией и ему предоставляется возможность провести полгода или год в санаторно-лесной школе, прожить год или два в условиях щадящего режима и необходимого лечения, целесообразно отложить его перевод во вспомогательную школу в надежде на компенсацию состояния.

Для правильного суждения о наличии всех обязательных признаков, характеризующих умственную отсталость, необходимо заключение по крайней мере двух специалистов: врача-психоневролога, педагога-дефектолога или патопсихолога. Первый дает заключение о состоянии центральной нервной системы ребенка, второй – заключение об особенностях познавательной деятельности. Так в настоящее время практически совместно решается вопрос об умственной отсталости ребенка и о целесообразности его обучения во вспомогательной школе."
30.10.2013 07:26:20, tremadok
Классика. В этой статье указывается, что разграничение ЛУО от ЗПР - сложная задача. ЗПР со временем выправляется, на то она и задержка развития, а если нет - то это УО. Современная образовательные стандарты говорят, что критерием перевода в 7 вид служит наличие годовых двоек по основным предметам, а если и в 7 виде годовые двойки - то переводят в 8 вид. Для каждого класса массовой школы есть норматив, сколько времени должен тратить ребенок на выполнение ДЗ, чтобы нормально усваивать материал. Если у кого-то это 9 часов и задание выполнено при этом стабильно не выше 3, а в классе ребенок просто присутствует и ничего не понимает - то думайте сами, решайте сами, подходит ли массовая программа ребенку... Не все способны это принять. Это тяжело... 30.10.2013 13:29:49, Вильданна
Норматив тоже надо с умом примерять к конкретному ребенку. Потому что при ММД, хоть и присутствует незрелость отдельных участков мозга, но это совсем не УО.
При ригидном типе ММД ребенок медленно "включается" в работу, с трудом "переключается" от одного вида работы к другому. Периодически "выпадает" из учебного процесса из-за того, что мозг быстро истощается. Если такого ребенка пытаться загрузить домашними уроками согласно нормам - он будет выполнять их тем хуже, чем напористее родитель будет заставлять.

Если такому ребенку давать отдыхать между занятиями, ждать пока он "включится" в ту или иную деятельность, то потихоньку он будет осваивать программу. С возрастом мозги дозреют, ребенок выправится до нормы.
А если такого ригидного детку грузить занятиями по 9 часов в день, то его мозги будут страдать от перенагрузок и могут совсем не выправиться. Еще и негативная обратная связь от родителя больно вдарит по самооценке ребенка и его познавательной активности - вот и получится уже конкретный УО. С одной разницей, что УО ребенка будет приобретенным именно благодаря непомерной настойчивости родителя.
30.10.2013 13:51:23, tremadok
Абсолютно с Вами согласна. 9 часов - непостижимое время для приготовления уроков. Насколько я знаю, в началке это должно занимать не более 2 часов в день (имеется ввиду чистого времени, без учета "раскачиваний", ковыряния в носу и пр.) 30.10.2013 13:59:11, Вильданна
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. 30.10.2013 14:25:02, Олег Фортуна
Во, точно. Спасибо за компетентное уточнение. 30.10.2013 14:27:46, Вильданна
2 часа в началке (помимо школы) - трудно для детей с любым типом ММД.
Про явного СДВГшку родитель интуитивно может понять, что его не надо грузить домашкой два часа подряд. Родитель видит, что ребенок неусидчив, и эти два часа надо разбить на несколько подходов по полчаса, с активными играми между ними.
Про ригидный тип ММД у ребенка родитель может и не догадываться, а садить дитё за уроки сразу после школы и стоять над душой два часа, пытаясь выцепить результат, не мытьем, так катанием.
А когда ребенок вконец истощается и тупит, то родитель его приучает к дисциплине - не выпускает из-за учебного стола, пока не закончит уроки... и так столько часов подряд, сколько у родителя хватит "принципиальности".

Пишу об этом варианте, потому что видела вживую (у образованных, дисциплинированных и амбициозных родителей такой вот медлительный первенец).
Потом еще детки появились, увеличилась загрузка на работе, от ребенка отстали и он показал видимый всем результат. Умный ребенок, сейчас в 9-м классе школы, насчет интеллекта нет сомнений, хотя мальчик задумчивый и немного витает в облаках.
30.10.2013 14:20:43, tremadok
Мда.Когда ж моя-то уже "умным ребенком" станет.9 класс на носу практически)). 30.10.2013 14:28:53, Ямамба
Там кровный мальчик, без наложений травмы утраты на его ММД.
Вашей объективно труднее компенсироваться, вот и ждать дольше. Дай Бог, выровняется. :)
30.10.2013 14:41:08, tremadok
Да, Вы правы, 2 часа в целом, про подряд нигде не написано. Но обычно это намного меньше, по крайней мере, по моему опыту. Если только не задали одновременно по всем предметам учить наизусть стихи, правила, текст на диктант по английскому и доклад по природе. 30.10.2013 14:26:14, Вильданна
Важно еще конкретное время когда приступать к урокам. В идеале начинать надо в 16:00, во второй суточный пик активности. До этого обед и прогулка. Правда, на практике так почти никогда не получается...от слова совсем((( 30.10.2013 21:50:14, муха-горюха
ketspb
Имхо, есть УО или нет любому вменяемому родителю и опытному учителю ясно и без умных книжек и тестов (при условии, что ребенок видит и слышит), надо просто с таким ребенком позаниматься месяц по самой обыкновенной школьной программе и все понятно станет без чтения специфической литературы и специалистов. Специалисты потом помогут подобрать оптимальное обучение. 30.10.2013 12:46:10, ketspb
Ну Кать тут как сказать. У нас Лиса и видит и слышит, но у неё с памятью не того. понимать она понимает всё, но стоит пройти небольшому количеству времени, тут же из головы всё вылетело. 30.10.2013 13:09:05, Олег Фортуна
Т.е. у неё плохая краткосрочная память? Успевает забыть все еще до того, как оно разложится по полочкам в долгосрочной памяти?
А с пространственной ориентацией у неё как?

Вроде бы, при хроническом стрессе угнетен отдел мозга - гипокамп, отвечающий за краткосрочную память и пространственную ориентацию. Помогает придумывать мнемонические правила, какие-то визуальные образы, или чаще за короткий промежуток времени повторять пройденное, чтобы информация успевала перекочевать в долгосрочную память до того, как выветрится из краткосрочной.
Еще бывает, что память на названия, цифры, даты - отвратительная, а на рифмованные тексты - вполне себе, стишки-запоминалки в помощь.
Это из личного опыта.
30.10.2013 13:32:47, tremadok
Да, плохая краткосрочная.

"А с пространственной ориентацией у неё как?" - зашибись, очень хорошо !!!
У нас и на стихи пипец было, но сейчас потихоньку всё восстанавливаем.
30.10.2013 13:46:33, Олег Фортуна
ketspb
Я о чем и говорю, что в простом общении многие с ЛУО кажутся обычными и что бы понять их состояние надо неделю с ними чем-то элементарным, но учебным заниматься. И тогда, как в песне:"Ты все поймешь, ты все увидишь сам."(с) Тут даже не память виновата, а комплекс проблем. И таки да, не менее 1000 (тысячи) повторений для первичного усвоения самой простой учебной информации. 30.10.2013 13:18:28, ketspb
Sheba77
Ой, Катя, я вот совершенно не знаю, какой зверь сидит в моём мальчике. Но позавчера он весь день решал четыре примера в столбик на вычитание (такие, где десяток надо занимать). Безрезультатно. ОТ слова ВООБЩЕ.
Вчера сел делать домашку (он в школу пока не ходит после операции) - и ровно те же самые примеры сделал с одной ошибкой только из 16 примеров.
И в то же время на вопрос "какое действие мы выполняем, чтобы найти разность?" глядя на памятку (!!) отвечает "пять". А это на памятке пример приведён 10-5=5.
31.10.2013 09:08:25, Sheba77
ketspb
Я уже убрала заключение об умственных возможностях нашего на тот момент 10,5 летнего. Могу скинуть тебе в личку. Знаешь, любые неожиданные успехи в математике у нашего объяснялись стандартно: списал, пользовался калькулятором или спросил у старшего. Он абсолютно не мог решать, любое действо, где надо думать, что-то держать в уме для него объективно было не доступно абсолютно. Понятие угол, отрезок, прямая путал еще в 7 классе(. Разность и прочее, полагаю не сможет сформулировать до сих пор. Вчера его в ступор, а потом в гнев вогнали антонимы и синонимы. НЕ МОЖЕТ понять, запомнить, применять((((. Это, конечно, мелочь, но иллюстрация всего процесса обучения. Его мозг так же отвергает любые знания. Кем он будет работать? Печаль моя глубокая....
И вот это желание бездумно лепить любую информацию, как у твоего с разностью, не подумав, не прикинув, не волнуясь за результат- наше тоже все...
Мне очень страшно за будущее и абсолютно не ясно оно.
31.10.2013 10:39:26, ketspb
Тренером станет. В худшем случае - охранником. Такой классный парень с такой мощной группой поддержки не пропадет. 31.10.2013 11:02:16, atusik31
ketspb
Тренером не потянет. Я вынужденно общаюсь плотно со всеми его тренерами. Приходится с ними дружить и подкармливать ради него. Так нет, не потянуть ему это кручение-верченье, планирование и т.д. Он на что-то забьет, за деньги не отчитается и т.д. Охранником может, только ему это быстро надоест: драйва нет и будет пить(((( Здоровья первое время хватит на очень активное питие. Наркомания- не его, он- потенциальный бухарик. А потом, как-то не сдержится и под этиленом кого-то удавит- все, тюрьма((((((. Я теперь поняла, почему девочек всегда приемные родители расхватывали как горячие пирожки, а мальчиков не брали. Перспектив меньше у мальчиков, больше возможностей скатится и применить с таким трудом вложенное не по назначению. Плюс девочки компенсируются лет до 30. Не весело( 31.10.2013 11:21:35, ketspb
Катя, не горюй, он еще созреет, ему всего 15, самый тяжелый возраст. Я через неделю буду в Питере несколько дней, можно встретиться. 31.10.2013 11:28:41, atusik31
ketspb
Встретимся на этот раз точно, телефоны мои у тебя сохранились? Звони.
На счет возраста не согласна, у него любой возраст сложный, а уж сейчас намного человек стал цивилизованней, чем был в 10-13 лет. Вот тогда был ни с кем не сравнимый ужас-ужас. Но сейчас я начинаю понимать прогнозы врачей и дефектологов.
31.10.2013 12:03:30, ketspb
мама Ирина
Катя! Одно могу сказать - держись! Переживешь и это, хотя цена чрезвычайно велика. 31.10.2013 13:58:10, мама Ирина
Кет,ну что Вы делаете. Как хорошо что у Вас есть муж все-таки. Не нужно никого усыновлять,оставьте все как есть. 31.10.2013 13:38:00, Ямамба.
ketspb
Теперь то да, я в любом случае без согласия мужа это действо не совершу, а муж категорически против. Дорастить- дорастит, денег не жалеет, но почти не вмешивается в его жизнь. 31.10.2013 13:56:36, ketspb
Ольга Оводова
Мы на деньгах считаем. Не хватает - размениваем желтую десятку белыми рублями и вычитаем. Понимание пока не появилось, но по алгоритму действует - и то слава Богу. 31.10.2013 10:03:19, Ольга Оводова


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!