Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

АннаО

Вопрос к дефектологам

А также к психологам, педагогам и мамам школьников. Проблема – второклассник не может решать задачи по математике. При этом с вычислениями как таковыми все более-менее в порядке. Но не понимает условия, вернее не понимает связи между условиями задачи и требуемым математическим выражением. С русским и пониманием текста опять-таки все более-менее.
Ну, например, в задаче сказано, что две книги стоят 32 руб, одна из них 12 руб. Надо определить стоимость второй книги и составить две обратные задачи. Пишет краткое условие в тетради – было 32 книги, осталось 12, вопрос – сколько забрали?.. Видимо по аналогии с тем, что решали в классе. И не понимает, чего я от него хочу, несмотря на перечитывание задачи. С обратными задачами совсем туго.
В чем может быть причина и как с этим справляться?
27.12.2012 18:03:47,

40 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
елена волк
Причина - недоразвитие аналитического мышления, еще не дорос.

Подключать образное мышление.
28.12.2012 18:01:05, елена волк
Marisha
У моей дочки причина именно в непонимании текста. Как только условия задачи становятся понятны, задачка решается с ходу. Особенно тяжко было в первом классе, полегче во втором, сейчас с математикой проблем почти не осталось. Даже наоборот, теперь я не понимаю условия задачи, и ребенок мне объясняет:)
Я подозреваю, что дело в учебниках, а не в ребенке.
28.12.2012 05:13:00, Marisha
Попробуйте "на зуб" условие, потому что причина в непонимании текста. В самом начале просто положите перед ребенком две книги и реальные 32 рубля. Читая условие, ребенок выкладывает нужные предметы. Предупредите, что все необходимое Вы уже дали (а то потребует еще 12 рублей). После проговаривания и выкладывания условия закройте бумажкой то место, которое надо найти. Прочитайте вопрос, обсосите его разными словами. Потом сгребите все в кучу и попросите повторить условие и вопрос. И только после этого решайте "руками". Для обратной задачи закройте бумажкой другой объект и сформулируйте новое условие и новый вопрос. Постепенно переходите от реальных объектов к нарисованным. После прочтения условия спросите о чем говорится в задаче, уж не о яблоках ли? Пусть найдет в тексте и покажет пальцем. И так все слова условия и вопроса. Для написания ответа скажите, что все нужные слова уже стоят в вопросе, их только надо немного переставить (может помочь перекладывание бумажек с написанными словами - я так учу задавать вопросы в английском). Кстати, откажитесь от кратких ответов - они сбивают с толку. Пусть пишет полные ответы после выкладывания слов вопроса в нужном порядке. Еще хорошо обговаривать "наименование" всех числовых данных. Особенно при работе с вопросом - какое слово будет в ответе "ключевым" (это как переход от полного ответа к краткому). Если должно быть "рубли", то первое число не может относиться к "книгам"! Это уже дальний прицел к умножению - нельзя ящики умножать на кг, если в ответе должны получиться кг. Извините за "трактат", но иногда гораздо быстрее сделать, чем понятно и подробно описать... 27.12.2012 21:55:58, муха-горюха
А если задача с вагонами будет? :) 27.12.2012 22:32:06, Pobedaaa
вагоны есть игрушечные :)))) 28.12.2012 01:59:00, Ata
АннаО
Спасибо огромное! Обязательно попробую с сыном в таком режиме позаниматься! 27.12.2012 22:28:31, АннаО
вот за что очень нежно люблю Петерсон: к каждой задаче обязательно очень подробная схема (с понятием ЦЕЛОГО и ЧАСТИ, а не абстрактных суммы и слагаемых), после которой задачу решать одно удовольствие. попробуйте (возьмите учебник за 1 класс, по-моему 3 часть). мы бились 4 месяца, сейчас значительно легче, хотя логика определенная должна быть, да. у нас нету, поэтому буксуем, но прогресс есть))) 27.12.2012 21:23:32, мегля
АннаО
Спасибо, приму к сведению насчет Петерсон 27.12.2012 22:29:38, АннаО
у моего причина была как раз в непонимании текста. как только стал читать и понимать - задачи стали решаться. с примерами, выраженными только числами, особых проблем не было. 27.12.2012 20:41:08, Tulsa
АннаО
Он хорошо понимает литературные тексты. Отслеживает сюжет, пересказывает. Возможно, в математических задачах тексты совсем другие, требуют иного уровня абстрагирования, что ли... И я думала, что дело в недостаточно сформированном абстрактно-логическом мышлении. Потому что с пониманием правил по русскому языку тоже есть трудности. 27.12.2012 20:49:02, АннаО
Однушка
Спросила у мамы-педагога. Мама говорит, проблема может быть в плохом чтении (читает на автомате, не вникая в смысл. или прочитывает слова неправильно). Говорит, надо просить пересказа каждой задачи, совместно перечитывать все непонятое, просить пересказать другими словами, если затрудняется - разъяснять. Словом, дело скорее в распознавании письменной речи, чем в математике, проверьте, как он понимает другие тексты, художественные. 27.12.2012 20:32:10, Однушка
АннаО
Спасибо! Совет пересказывать содержание задачи я уже уяснила, обязательно буду применять. 27.12.2012 20:36:45, АннаО
Голубушка
Аня, кратко,- задачу необходимо увидеть глазами и потрогать руками. Грубо: если задача про количество мотков шерсти, которое потребовалось для изготовление свитера и пары носков, то придётся раскладывать на полу шерстяной свитерок, носочки и то, что изобразит мотки шерсти, если их нет дома. 27.12.2012 19:18:48, Голубушка
АннаО
Спасибо, попробуем 27.12.2012 19:31:26, АннаО
Может быть поможет подход - визуализировать задачу? Разрезается кусок бумажки на игрушечные денежки, брать две книжки с полки, рисовать ценник и уже проигрывать само условие задачи.
Если в задачке что-то куда-то едет, то брать машинки и катать по полу.
Если нужно что-то поделить, то можно из пластелина слепить наглядное пособие, которое можно делить на кусочки.
27.12.2012 18:55:33, Svetikkk
АннаО
как вариант можно иногда, спасибо! но обычно уроки еще делаем в условиях дефицита времени... 27.12.2012 18:58:43, АннаО
lenalar
Как учить не знаю, не педагог. Но из практических наблюдений вижу, что эта задачка жизненная, но изложенная слишком научно для вашего. Может быть обращать внимание на математику(арифметику) где на самом деле интересно. Интерес - хороший двигатель. Давать мелочь, пусть считает и покупает. Сто раз купит - поймет как деньги считать. Научить проверять сдачу, вдруг меньше дадут? Моя в 1 классе, и я вижу что чисто математика - ей не всегда понятно. А вот научилась денежки свои считать - и пересчитывает теперь, я иногда дам 10 руб, и она довольная бежит пересчитывать. Когда счет и особенно деньги усвоятся крепко - тогда и задачки будут понятны, суть уловится.
ПС Иногда занимаемся по книжке , особенно если герои ее любимые. Правда не все правильно в этой книжке. Зато картинки отличные.
27.12.2012 18:45:58, lenalar
АннаО
Спасибо за ссылку на книгу!
А с прочим - на практике он считает хорошо, вполне ориентируется в деньгах. И задачки всякие "на ходу" с удовольствием решал. Может, проблема еще в том, что школу он сильно не любит, и самооценка ниже плинтуса...
27.12.2012 18:56:04, АннаО
Ребенок плохо понимает смысл прочитанного. У нас аналогичная ситуация была во втором классе. Я всегда заставляю записывать краткое условие задачи, затем на рисунках разбираем решение. Потом она пробует решить сама. Если не получается (а почти всегда не получалось, потому что отгадывала, а не думала),
помогаю решить первую задачу, потом даю парочку аналогичных. Аналогичные она решает и радуется, что хоть что-то может сама. На следующий день снова даю аналогичную задачу. Она к следующему дню все забывает, снова объясняю на пальцах и рисунках, еще даю аналогичные задачи с простейшими вычислениями в пределах десятка (моя еще и считала плохо) до тех пор, пока в у нее в голове не уложится определенный тип задач. Потом другой тип задач по той же схеме. И так нудно каждый день. Поначалу думала - застрелюсь. Но ничего, выжили - в третьем классе вдруг резко стало лучше, сейчас условия понимает и задачи решает осмысленно, практически без ошибок.
И одновременно надо проверять, когда читает просто художественную литературу, понимает ли ребенок смысл прочитанного. Свою ловила на механическом чтении неоднократно, поэтому всегда задаю вопросы по прочитанному тексту и иногда прошу пересказать.
27.12.2012 18:25:54, atusik31
Господи, почему у наших у всех одинаковые проблемы???((( 27.12.2012 19:00:24, Солнечная .
Marisha
Почему только у наших? Я специально интересуюсь у учителя, какие проблемы есть у деток. Учитель говорит, что вот это непонимание текста у большинства, программа такая (это про наш класс конкретно).
А вообще, есть международные исследования PISA, там наша Россия где-то в середине в части понимания прочитанного текста, это реальная проблема современных школьников.
28.12.2012 05:10:00, Marisha
АннаО
Спасибо! Да, видимо плохо понимает. Но именно задачи, потому что литературные тексты читает не механически, хорошо пересказывает. Попробуем тоже "застрельный" путь :( Я что-то подобное делала, но не систематически 27.12.2012 18:46:30, АннаО
Аня, я сначала привожу пример на элементарнейшем: было 2 конфеты, я сколько то отдала тебе, у меня осталась 1 конфета. Сколько тебе отдала? Обычно доходит.
Моим мало того, что в классе проходят, я по выходным заставляю решать проверочные, контрольные, Узорова. Сегодня решали на перевод мм в см, дм в см, сравнивали, вот чтоб от зубов отскакивало, такого нет, хотя прошли давно. Ну не автоматизируются навыки так сразу, им надо по сто раз одно и тоже показать. Я считаю, что это отголоски ЗПР.
Вы не расстраивайтесь особо, есть дети у нас в классе, которые уже имеют репетиторов, совсем не понимают ничего. Кровные. И двойки в четверти есть у детей, тоже 2 класс.
27.12.2012 18:57:44, Солнечная .
АннаО
Да я не то чтобы расстраиваюсь - ребенок сам психует из-за каждой ошибки. При этом уроки делает только моей силой воли, абы как, лишь бы отвязались, и с истериками. И единственный способ до сих пор был с ним эффективно заниматься - это в игровой форме, с играми и плясками с моей стороны. Но это не реально по времени делать каждый день, учитывая объем задаваемого. А к систематическому труду, как ваши умеют, я его приучить не смогла :( 27.12.2012 19:10:01, АннаО
Это нереально в игровой форме, у меня две)))) Я тогда "играть " пойду в психушку))
Аня, у меня Катя такая же честолюбивая, переживает, а чего то не хватает, чтоб отличницей быть. Я ей внушаю с сентября, что три тоже оценка неплохая, когда 2 бывает, утешаю, что всяко бывает, что вы только еще учитесь.
Я почему то думаю, что когда то количество вложенного перейдет в качество, и они вырвутся таки на тот уровень, на который претендуют.
У нас еще паталогическая безграмотность, у Кати строго 5 ошибок в диктанте, это 2(((
27.12.2012 19:16:43, Солнечная .
АннаО
Ирина, у меня тоже двое школьников... и у старшего основные проблемы с поведением, с дикой школьной тревожностью, с низкой самооценкой, и с изначальной ненавистью к школе. И учеба, как таковая, для меня была пока вторична 27.12.2012 19:29:54, АннаО
Аня, неужто и маленькая в школу пошла???
За поведение не гонят из школы? Я помню, какие у Вас громадные проблемы были.
27.12.2012 19:36:08, Солнечная .
АннаО
Да, она так завидовала брату, что он ходит в школу :) Что пришлось ее отдать еще до 7 лет
А с поведением старшего... Подбираем таблетки - все более менее, как перестают действовать - начинается труба. Например, вытащил ремень, размахивал, попал другому мальчику в лицо. Учитель ремень отбирает, а он в голос на нее орет и ногами топает - мой ремень, не отдам! Такой вот взрывной инфантилизм
27.12.2012 19:53:45, АннаО
Сил Вам. У нас один мальчик учительницу дурой и дебилкой назвал, вот тоже что родителям делать? 27.12.2012 19:57:38, Солнечная .
АннаО
Спасибо за пожелание! Но в целом более-менее терпимо полугодие прошло. Прогресс в сравнении с первым классом хороший. Подобные эксцессы были единичные, и пока без серьезных конфликтов с школьной администрацией 27.12.2012 20:43:34, АннаО
Перейдет. 5 ошибок в начальной школе это очень хорошая грамотность.Ну это если сам диктант конечно не из 3-х слов состоит. Наши диктанты учитель переставала проверять после первых 20-ти ошибок.И ничего так,все живы. 27.12.2012 19:21:59, Ямамба
Нет, это в настоящем диктанте. Я тоже думаю, что с Катей есть надежда. А с Таней )))) Ей один раз учительница подсказывала глухие/звонкие, она на 5 написала. Если не подсказывать, то 20 и будет: пыстро (быстро), ребата(ребята), воропей, тетрать и так далее. Я даже биться не собираюсь за это, все дефектологи зубы сломали. 27.12.2012 19:26:24, Солнечная .
Eugenie
Анна, здравствуйте!
Понимание условий задачи - это целый этап.
Мы его в прошлом году прошли.
Прорешали большое количество задач из сбороника Узорова Нефедова 2500 задач 1-4 класс. Там они разбиты по типам, и в каждом разделе много-много однообразных задач, хочешь не хочешь, разберешься.
Когда я видела, что Мишка не понимает, я максимально упрошала задачу, до примитива, до количества 1 штуки и стоимости 1 рубля.
Когда видела, что в принципе он такое уже понимает, но вот конкретно эту понять, читая условие, не может, просила пересказать условие, а если и с этим были сложности, заставляла учить условие наизусть. Вот буквально - не понимаешь задачу, расскажи ее. Таким образом удавалось вычислить, какое именно слово или сочетание не уложилось в голове, и объяснить его.

В Вашем примере, как мне кажется, Леня не увидел, что речь идет не о количестве книг, а о их стоимости. ТО есть он не не понял, а не прочитал, не вдумался. Может, я ошибаюсь, конечно, я не дефектолог, но мы этим мучались в прошлом году, и результат потряс даже меня - к маю первого класса мы закончили решать задачи по второй класс включительно. Дальше там началась таблица умножения, которую пока рано, и нам пришлось переключиться на другую книгу :-)
27.12.2012 18:21:19, Eugenie
АннаО
Спасибо, Женя!
Попробую найти этот сборник и позаниматься по описанной методе. А с условиями - да, я уже поняла, что целый этап... Причем сперва я поняла, что ребенок даже не понимает, что такое условие задачи, и где оно, и что такое вопрос. Поэтому не в состоянии написать правильный ответ, даже если решил верно. Но с этим немного разобрались
27.12.2012 18:40:35, АннаО
Кстати да - я тоже прошу пересказать на память условие задачи. Это помогает выяснить, что ребенку не понятно и акцентировать на этом его внимание. 27.12.2012 18:29:38, atusik31
зачарованная
По математике у нас тоже полный привет :) тут причинно следственные связи и умозаключения в мозге не работают... И когда заработают не известно. Эт за 2 мин. не решается - это годами, у дефектолога работать и развивать.. Мы ходим и вам советуем. Дома забить на эту тему только сума сходить будете, там нужен подход и спец.знания как развивать.. 27.12.2012 18:20:36, зачарованная
АннаО
не хотелось бы годами, ребенок сильно переживает из-за своих ошибок. Стараться, правда, от этих переживаний не начинает... 27.12.2012 18:47:44, АннаО
зачарованная
Я подозреваю, что старание штука тоже ТЕМАТИЧЕСКАЯ.... Дело в том, т.к. большинство детей не хотели еще в утробе матери это все на матрицы грофа записалось и вошло в подсознание когда родовые пути проходились реб... Поэтому у них на подсознании записано - я плохой и меня не хотят.

А выражается это как раз в отсутствии стремления в преодолении трудностей, сложности быть хорошим и совершать хор.поступки, созидание так сказать отсутствует или минимально.

И скрытое желание самоуничтожения (которое выражается в поджогах, в повышенной агрессивности и энергии разрушения - сломать, уничтожить, растоптать.. Анализируя форум частенько пишут об этом моменте разрушения).

К слову домашние дети прошедшие пренотально те матрицы грофа, но не попавшие в дд по сути не сильно отличаются, разница в масштабах - они немного слабее т.к. находится значимый взрослый который сит-ю вытягивает, бабушка,тетя или еще кто из родственников..

Вот такие умозаключения однако. Все это грустно конечно, и обидно что мы не боги, любовь она конечно лечит, но не вылечивает..

Тут уже уровень психоанализа должен быть и глубочайшей психотерапии что бы вернуться в тот период и сделать перезапись..
27.12.2012 19:59:03, зачарованная
Не выдумывайте про матрицы грофа)))) Мои стараются изо всех сил, хотя и не могут по причинам известным. Наооборот, я считаю, у наших детей потрясающая воля к жизни, непоколебимая, не смотря ни на что. 27.12.2012 20:03:23, Солнечная .
Голубушка
Чушь собачья, извините. Живите проще и прекратите уже кормить больших сказочников. 27.12.2012 20:00:36, Голубушка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!