Если младенец упал - что делать, если у ребенка черепно-мозговая травма

Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы у детей

Мама отвлеклась буквально на минуту, но этого времени вполне хватило, чтобы ребенок упал и ударился головой... Что делать? Как по внешним признакам определить тяжесть травмы, и нужно ли обращаться к врачу, если на первый взгляд ребенка вроде бы ничто не беспокоит?

перелом черепа у ребенка

Появление ребенка в семье требует от взрослых постоянного внимания и заботы о малыше. И хотя, как правило, все члены семьи прекрасно это осознают и всецело поглощены ребенком, тем не менее нередки случаи, когда дети первого года жизни, оставшись без присмотра даже на короткое время, падают с высоты (со стола для пеленания, из кроватки, коляски, с рук родителей и т. п.) и получают черепно-мозговую травму.

Что такое черепно-мозговая травма

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) - что механическое повреждение черепа и внутричерепных структур (головного мозга, сосудов, нервов, оболочек мозга).

Проявления черепно-мозговой травмы у детей существенно отличаются от симптомов, характерных для взрослых, и обусловлены они особенностями детского организма, а именно:

  • процесс окостенения черепа малыша еще незавершен, кости черепа пластичные, гибкие, соединение их между собой неплотное;
  • мозговая ткань незрелая, насыщена водой, не закончена дифференцировка структур нервных центров и системы кровообращения мозга. Таким образом, с одной стороны, мозговая ткань имеет большие компенсаторные возможности и так называемый запас прочности (мягкие кости черепа и большее количество жидкости и мозге, чем у взрослых, могут амортизировать удар). С другой стороны, поскольку травме подвергается именно незрелая ткань мозга, что может привести к нарушению развития его структур и спровоцировать в дальнейшем ограничение психического развития, эмоциональные нарушения и пр.

Классификация черепно-мозговых травм

По одной из классификаций черепно-мозговые травмы делят на:

  1. Открытые ЧМТ - повреждения головы, при которых нарушена целостность мягких тканей, костей черепа. Если при этом повреждается еще и твердая мозговая оболочка1, то ранение называется проникающим. Иными словами, травмирующий агент проникает не только в полость черепа, но и достигает мозга. Возникает угроза инфицирования, что резко утяжеляет травму.
  2. Закрытые ЧМТ - повреждения головы, при которых не нарушена целостность мягких тканей (или имеются лишь незначительные ссадины, царапины) и костей черепа. Чаще всего при падении с высоты дети первого года жизни получают закрытие ЧМТ.

1Твердая мозговая оболочка - одна из трех оболочек мозга, наружная, прилежащая в полости черепа к внутренней поверхности костей, состоящая из плотной волокнистой соединительной ткани; несет защитную функцию.

В свою очередь закрытые травмы делятся на:

  • сотрясение головного мозга (без деления на степени тяжести);
  • ушиб головного мозга легкой, средней и тяжелой степеней;
  • сдавление мозга.

Сотрясение (commotio) - легкая форма черепно-мозговой травмы. Поражение мозга происходит на молекулярном уровне (сотрясаются молекулы), при этом нарушаются его функции, но нет явно выраженных изменений и структуре вещества мозга.



Ушиб мозга (contusio) - повреждение головного мозга, характеризующееся возникновением очага/очагов разрушения мозгового вещества различной степени тяжести. Очаги могут быть единичными, множественными, различными по глубине и местоположению.

При этом у пациента появляются неврологические нарушения (например, невозможность проследить глазами за двигающимися предметами и т.п.) и/или психологические изменения.

Сдавление мозга (commpressio) - тяжелейшее повреждение вещества мозга, которое, как правило, бывает на фоне ушиба мозга и крайне редко без него. Причиной (давления мозга может быть скопление крови внутри черепа в результате разрыва сосуда, или мозг могут сдавить отломки черепа при так называемом вдавленном переломе.

Типичные случаи получения черепно-мозговых травм младенцами

  • Малыш лежит на пеленальном столе или на диване, мама на несколько мгновений отворачивается, и ребенок падает на поп.
  • Кроха оставлен без присмотра в высоком стульчике. Он отталкивается ногами от стола и вместе со стульчиком падает на спину.
  • Малыш пытается вставать в кроватке. Что-то на полу заинтересовало его, и он перевешивается через бортик и падает.
  • Малютку оставили сидеть в коляске, не предполагая, что он попытается в ней встать и, не найдя опоры, упадет вниз.

Внешние проявления травм головы

Поскольку относительный вес головы младенца значительно больше веса корпуса, то при падении он прежде всего ударяется головой и чаще теменной областью. Очень редко травмируются лобная и затылочная области головы.

После падения у ребенка в зоне удара появляется покраснение, малыш чувствует боль. Если и течение нескольких минут в этом месте не появляется выраженный быстро нарастающий отек, а отмечается лишь незначительная припухлость, то как правило, это указывает на ушиб мягких тканей головы (который не относится к ЧМТ). К больному месту необходимо приложить что-то холодное (пузырь со льдам, полотенце, смоченное холодной водой, - не забывайте его периодически заново смачивать- и пр.).Холодный компресс прикладывают не меньше чем на 5-15 минут (или хотя бы на то время, на сколько что позволит сделать малыш, - зачастую такая процедура вызывает активный протест). Холодный компресс позволит уменьшить отек тканей, который препятствует нормальному функционированию органа, сузит кровеносные сосуды, что является профилактикой кровотечения и станет важным фактором благоприятного исхода травмы в дальнейшем. Преимущества данной процедуры более весомы, чем мифическая возможность переохлаждения ребенка в течение такого короткого срока. И главное - сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить ребенка.

трещина черепа у ребенка

Внешние признаки сотрясения головного мозга у детей первого года жизни довольно скудные. Для младенцев потеря сознания на фоне сотрясения головного мозга - большая редкость, в отличие от детей дошкольного и школьного возраста и взрослых. Также они не могут пожаловаться на головную боль. Они просто сразу начинают громко плакать, возникает двигательное беспокойство. После крика могут уснуть. Проснувшись, капризничают, отказываются от пищи. Затем появляется рвота (обычно однократная) или частое срыгивание. В первую ночь после травмы дети плохо спят. Чем более выражены указанные нарушения в поведении ребенка и чем они продолжительнее, тем вероятнее сотрясение мозга.

Возможна и другая реакция на травму: после сна у ребенка внешние признаки травмы исчезают и создается ложное представление о выздоровлении. Это опасное заблуждение: состояние малыша может резко ухудшиться.

Если после падения был длительный промежуток времени (от одной до нескольких минут) между самим падением и криком малыша от удара, скорее всего, имела место потеря сознания. Наличие такого признаки чаще свидетельствует об ушибе головного мозга. Но иногда в подобной ситуации родители теряют счет времени, им трудно сориентироваться, много прошло времени с момента падения ребенка или мало, была потеря сознания или нет. Даже если ребенок просто зашелся в крике от удара, но перед этим какое-то время было тихо, родителей такая ситуация должна насторожить, и ее следует отнести за счет более тяжелой патологии. Это позволит, не теряя времени, обратиться за медицинской помощью и выяснить серьезность травмы. Ушиб головного мозга сопровождается нарушением его кровотока различной степени выраженности (от снижения до полного прекращения), отеком вещества мозга, кровоизлияниями в мозг, возможно развитие парезов2 и параличей3. Другие признаки патологии - такие же, что и при сотрясении, но только более выраженные: многократная рвота, длительное беспокойство и пр. При тяжелых ушибах головного мозга развивается кома4.

2Парез (от греч. paresis - ослабление, расслабление) - уменьшение силы и /или амплитуды произвольных движений, обусловленное нарушением передачи нервных импульсов соответствующим мышцам.
3Паралич (от греч. paralyo - развязывать, расслаблять) - расстройство двигательной функции в виде полного отсутствия произвольных движений вследствие нарушении передачи нервных импульсов соответствующим мышцам.
4Кома (от греч. коmа - глубокий сон; синоним коматозное состояние) - состояние глубокого угнетения функций центральной нервной системы, характеризующееся полной потерей сознание, утратой реакции на раздражители и расстройством регуляции жизненно важных функций организма.

Если при ушибе головного мозга произошло кровоизлияние в его вещество, то это приводит к сдавлению мозга, при котором возможно повреждение жизненно важных центров дыхания и сердечной деятельности, что нарушает их функционирование вплоть до полного прекращения жизнедеятельности организма. Как правило, у детей с внутричерепными кровоизлияниями отмечается угнетение сознания. Степень нарушения сознания может быть различной в зависимости от степени поражения мозга - от выраженной сонливости до коматозного состояния.

При падении с высоты у детей возможны переломы костей черепа (открытая ЧМТ), которые также могут сдавливать мозг. Переломы костей черепа у младенцев наиболее часто определяются в виде трещин, это так называемые линейные переломы. По их локализации, протяженности, ширине можно судить о тяжести травмы. Так, расхождение краев костного перелома может свидетельствовать о том, что имеется разрыв твердой мозговой оболочки, и это является показанием к операции. Более редки вдавленные переломы (вмятины). При этом кость вогнута внутрь черепа, костные фрагменты сдавливают мозг. Такие переломы также требуют хирургического вмешательства. В зоне перелома появляется быстро нарастающий отек, который может быть результатом скопления крови в мягких тканях (гематома) из-за повреждения их отломками костей. Зачастую именно наличие такого отека (шишки) на голове ребенка заставляет родителей обратиться к врачу, в то время как сам момент получения травмы или другие ее последствия бывают незамеченными.

Что нужно сделать в первую очередь, если ребенок упал

Настоятельно советуем родителям, чьи дети получили травму головы: даже если, на ваш взгляд, малыша ничего не беспокоит, он упал с незначительной высоты, перестал плакать и пр., незамедлительно обратитесь за помощью к следующим врачам: детскому невропатологу, травматологу, нейрохирургу. Для этого необходимо вызвать бригаду скорой помощи на дом и вас с ребенком доставят в специализированный стационар. Либо самостоятельно обратитесь в приемное хирургическое отделение любой крупной детской больницы, где ребенка проконсультируют указанные специалисты. В случае, если они не подтвердят патологию можно будет спокойно вернуться домой.

Необращение к врачу опасно поздней диагностикой травмы, утяжелением состояния ребенка, возможностью возникновения комы. Все это требует лечения в условиях реанимации, в ряде случаев - оперативного вмешательства. Позднее обращение к врачу повышает риск смертельного исхода, возникновения осложнений, удлиняет период восстановления и ухудшает его итог, вплоть до того, что ребенок может стать инвалидом.

Где лечат ЧМТ

По существующим правилам (стандартам), все дети с черепно-мозговой травмой должны быть госпитализированы. Дети с сотрясением головного мозга (легкой черепно-мозговой травмой) могут лечиться в неврологическом и нейрохирургическом отделениях. Больные с более тяжелыми формами травм должны лечиться в нейрохирургическом отделении (при наличии такового в конкретном регионе).

Проведение обоснованного целенаправленного лечения требует комплексного обследования ребенка, которое возможно только в стационаре.

В это обследование включаются тщательные исследования нервной системы, вестибулярного аппарата, органов зрения, слуха и другие исследования.

В приемном отделении ребенка осматривают, выявляют признаки, свидетельствующие о повреждении костей черепа или травме мозга, расспрашивают родителей о состоянии ребенка после падения и пр.

Методы диагностики ЧМТ

Важным обследованием при травме головы у младенцев является нейросонография -исследование структуры мозга с помощью ультразвукового аппарата через большой родничок ребенка (такое исследование возможно до тех пор, пока не закрылся большой родничок, до 1 - 1,5 лет). Этот метод прост в применении, не оказывает негативного влияния на организм, дает достаточно информации для определения тактики лечения больного. С его помощью можно прежде всего исключить или определить наличие внутричерепных кровоизлияний (наиболее опасных для жизни). Единственным ограничением его применения может быть отсутствие в больнице УЗ-аппарата или специалиста, умеющего на нем работать (например, не во всех больницах страны, имеющих УЗ-аппараты, можно провести экстренную нейросонографию в ночное время, так как специалист работает днем).

При подозрении на внутричерепное кровоизлияние (особенно если по разным причинам нет возможности сделать нейросонографию) проводится люмбалъная пункция - лечебно-диагностическая манипуляции, при которой полой иглой, соединенной со шприцом, осуществляется прокол в области второго-четвертого поясничных позвонков одного из пространств спинного мозга (подпаутинного пространства) и забор порции спинно-мозговой жидкости для исследования под микроскопом. По наличию клеток крови в спинно-мозговой жидкости и судят о наличии внутричерепного кровоизлияния.

Кроме того, существуют более сложные методы исследования головы ребенка: компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ).

Компьютерная томография (КТ) (от греч. tomos - отрезок, слой + греч. grapho - писать, изображать) - метод исследования, при котором с помощью рентгеновских лучей получают изображения определенного слоя (среза) человеческого тела (например, головы). При КТ лучи попадают на специальное устройство, передающее информацию в компьютер, который обрабатывает полученные данные о поглощении рентгеновских лучей организмом человека и выводит изображение на экран монитора. Таким образом фиксируются мельчайшие изменения поглощаемости лучей, что в свою очередь и позволяет увидеть то, что не видно на обычном рентгеновском снимке. Необходимо отметить, что лучевая нагрузка при КТ значительно ниже, чем при обычном рентгеновском исследовании.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) - метод диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В его основе лежат способности некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. Для МРТ разработаны различные импульсные последовательности изображения исследуемых структур для получения оптимального контраста между нормальными и измененными тканями. Это один из самых информативных и безвредных методов диагностики.

Но широкое использование КТ и МРТ и раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости проводить это обследование у детей в состоянии обездвиженности (под наркозом), так как важным условием успешного проведения методики является неподвижность пациента, чего невозможно добиться от младенца.

Тактика лечения ЧМТ

После проведенного обследования и уточнения диагноза определяется тактика лечения. Назначается медикаментозное лечение (терапия, направленная на устранение отека мозга, понижение внутричерепного давления, коррекцию обмена веществ и кровотока в мозге и пр.). Оперативное лечении применяется {и необходимо) прежде всего для устранения сдавления мозга. Оно назначается детям с вдавленными переломами костей черепа и внутричерепными кровоизлияниями.

Родителям необходимо осознать, что только комплексное, адекватное обследование ребенка позволяет правильно и своевременно провести лечение травмы мозга, добиться выздоровления и избежать инвалидности.

Последствия ЧМТ

Исследования по проблеме черепно-мозговых травм свидетельствуют, что даже легкая травма может обуславливать нежелательные последствия.

Под влиянием травмы (момента механического повреждения вещества мозга) и ее последствий нарушаются функции различных отделов головного мозга, а следовательно, и работа подчиненных им органов и систем (эндокринной, пищеварительной систем и пр.). Может нарушаться кровоток, в том числе отток венозной крови из полости черепа. Страдает регуляция тонуса сосудов - они могут неадекватно сужаться, приводя к повышению артериального давления. Все это ухудшает протекание обменных процессов в мозге, в результате чего клетки головного мозга могут замещаться кистозными полостями, то есть на их месте образуются дыры, заполненные жидкостью, и в том месте, где есть эти кисты, определенные функции мозга выпадают. Например, лобные доли отвечают за интеллект - значит, наличие в этом месте кист снижает его. К тому же известно, что головной мозг в норме изнутри и снаружи имеет пространства, заполненные мозговой (цереброспинальной) жидкостью. После травмы она может избыточно накапливаться в них - а следовательно, повышается внутричерепное давление. Находящаяся под давлением жидкость сдавливает вещество головного мозга, вызывает его медленную атрофию5 (это явления могут происходить и при образовании кист).

Запуск патологических механизмов травмы зависит от ее тяжести: чем она тяжелее, тем выраженнее нарушения, хуже исходы, длиннее восстановительный период.

5Атрофия (от греч. atrophia; a - отсутствие признака или качества, trophe - питание) - уменьшение массы и объема органа или ткани в результате расстройства питания, сопровождающееся ослаблением или прекращением их функций.

При легкой черепно-мозговой травме прогноз обычно благоприятен - при условии соблюдения рекомендованного режима и лечения. После выздоровления возможны явления астенизации - ребенок быстро утомляется, становится невнимательным, раздражительным. При этом малыш более заторможен, что может приводить к повторным травмам. Эти явления могут сказаться в дальнейшем и на интеллектуальном развитии ребенка.

При ЧМТ средней степени тяжести к явлениям астенизации могут присоединиться повышение внутричерепного давления, частые головные боли, нарушение координации.

При тяжелой ЧМТ прогноз может быть неблагоприятным - смертность в этих случаях достигает 15-30%. После выздоровления возможны самые разнообразные последствия: от различной степени двигательных нарушений, выраженных судорожных приступов до грубых нарушений психики, сознания, что приводит к инвалидности.

При открытой ЧМТ нередко возникают гнойно-воспалительные осложнения (например, менингит - воспаление оболочек мозга и пр.), что также может привести к летальному исходу.

До сих пор нет ясного ответа на вопрос, в течение какого срока происходит полное восстановление организма даже после легкой ЧМТ. Считалось, что после такой травмы восстановление происходит в течение нескольких дней, максимум 2-3 недель. Но исследования показали, что спустя 1 -3 месяца после сотрясения мозга не менее чем у половины детей регистрируются те или иные отклонения от нормы, которые иногда сохраняются и более длительное время. Скорость восстановления зависит прежде всего от тяжести травмы, возраста и предшествующего состояния здоровья ребенка.

Среди разнообразных повреждений организма травмы головы составляют 30-50% от всех повреждений у детей. И ежегодно эта цифра увеличивается на 2%.

Как снизить вероятность ЧМТ

Травмы у детей случаются чаше всего и присутствии взрослых, и это лишний раз свидетельствует о нашей невнимательности или легкомыслии и беспечности, а также о том, что мы плохо представляем себе двигательные умения малютки. Родители должны предусматривать появление новых двигательных навыков у ребенка и предпринимать меры безопасности.

Так, месячный ребенок, лежа на животе, может оттолкнуться стопами от бортика пеленального стола, от спинки дивана, кровати и упасть. Каждый следующий навык или движение малыша (попытки садиться, ползать, стоять) может также привести к "неожиданным" травмам. Ребенок, пытаясь вставать, может выпасть из коляски, из детского стула, особенно если его забыли пристегнуть.

Если вам надо отойти, не оставляйте ребенка одного лежащим на любой высокой (и не очень) поверхности, положите малыша в кроватку, манеж или даже на пол.

Пристегивайте ребенка в стульчике и коляске.

Если в доме есть лестница, поставьте защитное ограждение, чтобы малыш не мог упасть с нее вниз или взобраться высоко и затем упасть.

Небезопасными могут быть и "ходунки": дети, находясь в них могут сильно отталкиваться, ударяться о что-либо, переворачиваться, также падать с лестницы. От использования такого средства передвижения лучше отказаться.

"Прыгунки" опасны непредсказуемостью траектории движения: например, ребенок в них может столкнуться со стеной.

Самая важная роль в снижении детского травматизма отводится профилактике, и главное в ней - внимательное отношение взрослых к детям и их безопасности.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Если младенец упал - что делать, если у ребенка черепно-мозговая травма "

Вы не авторизованы.

Очень часто видела , как падают на глазах родителей, например родители стоят и болтают , и покрикивают на детей "Туда не ходи! Сюда не ходи!" , а дети на их глазах учатся самостоятельности и , если случается какая-нибудь травма, тут же "А я тебе говорил(а) не лазить!" А можно быть рядом с ребенком незаметно, но подстраховывать его. А дом, в котором есть маленький ребенок должен быть безопасным и "расти" вместе с ребенком. Эти "полезные" приспособления в виде высоких детских стульчиков совсем не нужны в доме, а ребенка , если надо оставить на минуту, то лучше уж на пол положить чем оставлять на пеленальном столике. Но такое многие родители себе не могут даже представить. Если ребенок падает с высоты своего роста, то ничего страшного с ним не случится, если есть углы в мебели и что-то такое , то все должно быть защищено.
На моих глазах рос брат, который младше меня на 10 лет, кстати у него СДВГ, так это были одни сплошные травмы, мне даже по ночам снились всегда про него кошмары, что с ним что-то случилось. Я была уверена, что главное в выращивании ребенка, чтобы он хотя бы дожил лет до 5 и не убился. А когда у меня появился свой собственный ребенок еще более активный, я поняла почему у моего брата было так много травм, за ним по настоящему никто не смотрел. Смотреть за таким ребенком, не ограничивая его подвижность, но обеспечивая безопасность - это очень большое напряжение и труд, это очень затрудняет ведение домашнего хозяйства и жизнь. Ни в туалет сходить , ни к телефону подойти. Есть , кстати, даже термин такой "телефонный травматизм" - мама к телефону на секундочку, а ребенок ...
Я своих везде пускала, они у меня очень самостоятельные (слишком), но опасные падения были с кем угодно , но только не со мной. А например, с моим мужем, который в ответ на мои призывы смотреть за детьми, всегда говорил, "А что им сделается?" и с ним, находящимся рядом дети падали частенько и очень опасно.
Еще видела, как дети из колясок головой на асфальт падают, это , что нельзя предусмотреть?
Конечно, от всего не застрахуешься, но если все-таки проанализировать как была получена травма, то большинство родителей уже делают выводы и видят , что возможно было себя повести по другому.
2004-10-01, Иринище
По-моему эта статья очень полезная. По крайней мере, меня успокоила немного. Вчера вечером доча (1.7 год)упала с дивана, ударилась головой, а точнее левой частью лба. Заплакала, но по-моему не сразу, а через пару секунд. Шишки не было, только покраснело место удара. Я дала ей грудь и через 30 минут она уже спала. Но вот в 3 часа ночи ее вырвало, потом еще и много. В основном рвало молоком и водичкой. В 4 снова заснула и утром все было хорошо. Я ее все спрашивала - где глазки у Лизы, а где носик и подобные вопросы. Она ни разу не щшиблась, и не затормозила. Поела манной каши, а еще через час ее опять вырвало. Я опять ее спать уложила. Вот сейчас она проснулась и сидим вместе читаем эту статью. Я бы уже давно пошла к врачу, но ... сегодня суббота. Лиза у нас третий ребенок. Когда второй однажды выпал из коляски головой об цемент в камешках, помню, что кроме прочих лекарств невропатолог назначила нам много "аскорутина". Сейчас побегу в аптеку за ним. А что делать? Где мне в выходные в нашем городишке врача искать?
2010-09-25, Тамар
Мой ребенок (в 3 года) упал в бассейне с горки высотой в 1.5 м на кафель. Как падала - не помню, хотя была полностью занята ребенком. Она была не адекватна, хотя только ссадина на щеке. (Прошло уже пол года, но я до сих пор в холодном поту от воспоминаний). Поехали в больницу сами. Долго (!) рвались в приемное отделение, я бы уехала, если бы не твердая уверенность показать ее врачам. О больнице не буду, ребенок просто всего испугался. Лечили лежанием (в больнице это легче, чем дома), мочегонным и витаминами. Вышли через 5 дней (Не верьте, что только на пару дней ложитесь). В больнице много увидела и услышала, страшно, но дисциплинирует. Мы легко отделались. Я спокойна была, что все правильно сделали. После статьи думаю, стоит ли проверить ее голову, когда подрастет. Мамочки, не расслабляйтесь!
2004-10-28, мама Маша
Мы помчались в больницу, областную. Невропатолог сказала: "Ну что Вы, мамаша! Дети часто падают, сколько у Вас еще падений будет, у-у-у !... А неврология у вас в норме по возрасту". И медсестра посмотрела на меня с иронией, типа, перестраховщица.
Нужно было в травмопункт ехать, там все-таки более серьезное отношение.
А девушка моя падала и в четыре месяца (с дивана), и в семь (с него же) и в 13 мес. - подскользнулась на каменной плитке, ударилась затылком, ив полтора года - со скамейки во дворе на каменный тротуар.
Читала статью, чуть не поседела - не мать, а ехидна я, точно, раз не углядела столько раз. Что делать теперь - бежать проверять ее головку, или расслабиться? Вроде бы не беспокоит ее ничего...
2004-09-29, Артё-Мартё
Не говори! :) Интересно, есть вообще в природе дети, которые никогда не падали? У меня сейчас ребенок ползунок, он каждый день ни по разу падает. Подползет куда-нибудь, встанет и шлепнется. Бывает, что и посильнее, и плачет, головой может. По логике статьи, пора уже нервопотолога в штат брать, в придачу к няне! :) Просто когда ребенок вырастает, уже забываешь про это. Следить все-таки надо за нестандартными реакциями: не успокаивается, заснул, вялый, зрачки изменены, вырвало, срыгивает необычно часто, не ест и так далее. Если все это в придачу к падению - тогда да, надо обследоваться на предмет черепно-мозговой травмы.
2004-09-30, Красно Солнышко
вот, вот. напугать напугали, а толку? мой маленький 1,5 годика, только что ползал, подскальзнулся, ударился лицом об кафель, рассёк не сильно, но до крови губу. я вот решила перестраховатся и прочитать про сотресения (лучше бы не читала)какие симптомы. но сейчас балуется, значит всё в порядке, только губа распухла.
в первый раз когда он лицом об асфальт упал, без крови не обошлось, губы ободрал. на до мной посмеялись в травмпункте, зачем приехала. и сказали смотри, чтоб пассивным не был, это значит, что сотресение. и выстовили на улицу. это мы в латвии город Резекне живём.
2008-09-27, natalija
Да, после прочтения этой статьи становится дурно. Если ребенок активный и находится в постоянном движении, то тебе стоит привязать себя к нему веревкой - не есть и не пить и в туалет не ходить. У меня ребенок, достигший возраста 10 месяцев, падает ну раза 2-3 в месяц на затылок с высоты своего роста, сначало на попу, потом на затылок - никаких симптомов ЧМТ (рвота, срыгивание, вялость)нет. Что же теперь для перестраховки, я должна 2-3 раза в месяц вызывать скорую. А лечащий врач - педиатр говорит мне о том, что по таким случаям даже неврологи не приезжают. Кого же слушать?
2008-09-18, Татьяна
Поделитесь:

29.09.2004
Обновлено 09.07.2020
Близкие по теме статьи
Авария, травма мозга, кома. Как заново научиться ходить и говорить
Авария, травма мозга, кома. Как заново научиться ходить и говорить
Беата Ардеева: три года лечебной физкультуры и занятий с логопедом
Голова новорожденного: форма, размер, родничок. Все в порядке?
Голова новорожденного: форма, размер, родничок. Все в порядке?
Когда зарастет родничок и какой должна быть окружность головы ребенка
Травмы у детей: первая помощь. Лицо и голова: 6 самых опасных мест
Травмы у детей: первая помощь. Лицо и голова: 6 самых опасных мест
"Скорая", травмпункт, поликлиника: когда? Травмы головы и лица: когда нужен хирург и как сохранить выбитый зуб? Первая помощь при травмах.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!