Зима. Крестьянин торжествует

Какие слова нужно объяснить ребенку

Полезность: 4 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (728 оценок)

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Этот маленький отрывок из "Евгения Онегина" знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Объяснение непонятных устаревших слов

Дровни - это сани, на которых возили дрова. Бразды - колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка - крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, "капюшон", это прообраз современного кабриолета.

Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке - сидении для кучера впереди повозки. Тулуп - шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком - поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик - маленький слуга в барском доме. Салазки - наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке "Репка"?)

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие "Зиме..." и открывающие собой пятую главу поэмы:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот потому радуются все - ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.

Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу - для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается...

Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.



* * *

В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова "Не в духе" (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав - полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):

"- "Зима... Крестьянин, торжествуя... - монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. - Крестьянин, торжествуя... обновляет путь..."

- "Торжествуя..."" - размышляет невольно слушающий пристав. - "Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил...

- "Его лошадка, снег почуя... снег почуя, плетется рысью как-нибудь..."" - слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:

"- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча - кляча и есть...

- "Вот бегает дворовый мальчик... дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив..."

- Стало быть, наелся, коли бегает да балуется... А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол...

- "Ему и больно и смешно, а мать грозит... а мать грозит ему в окно..."

- Грози, грози... Лень во двор выйти да наказать... Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить... А то, гляди, выйдет из него пьяница... Кто это сочинил?" - в конце концов не выдерживает Прачкин.

"- Пушкин, папаша.

- Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут - и сами не понимают! Лишь бы написать!"

Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям - младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: "Пушкин - это наше все".

Методические материалы
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Зима. Крестьянин торжествует"

Вы не авторизованы.

Вы не правы. Перечитывайте классику на досуге.
Евгений Онегин.
ГЛАВА ПЯТАЯ
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Жуковский.
I
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
II
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
III
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег; {27}
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,
Певец финляндки молодой! {28}

и т.д.......................................
2007-01-02, Донна Роза
Глубокоуважаемая Татьяна!
Позвольте мне поблагодарить Вас за эту замечательную, в высшей степени полезную, исполненную любви к детям публикацию. Здесь глубокое знание предмета Вашего исследования (а это без сомнения, пусть небольшое, но исследование), прекрасное знание детской психологии. Очень интересно! Неужели уважаемые пользователи интернета, оставившие комментарии, ВСЕРЬЁЗ ПОЛАГАЮТ, что речь идёт о стихах
Некрасова??? Любезные!!! Не поленитесь, пожалуйста, открыть томик "Евгения Онегина", главу Пятую...
Дорогая Татьяна! К сожалению, Вы допустили маленькую неточность.
Не сомневаюсь, что Вы знаете, что
"Е.О." это не поэма, а РОМАН В СТИХАХ. Именно так определил жанр
своего произведения сам Александр
Сергеевич. Эта маленькая помарка
ни в коей мере не снижает ценность Вашей статьи.
Ещё раз спасибо Вам. Желаю удачи!
С уважением, Владимир Краснер
2007-10-16, Владимир Краснер
Не, это вы перепутали с "Крестьянскими детьми", видимо..

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
2008-02-07, Крохозябр
А Пушкина вообще ни с кем нельзя спутать только потому, что у него все стихи особенные. Обратите внимание на плавность его слога. Возьми любые стихи Пушкина, и везде они будут самыми мягкими и плавными! Недаром педагоги и родители берут его книги перед тем, как детей улдожить спать. Только его поэзия так успакаивает. Поэтому, тут даже спорить нечего - конечно А. Пушкин!
2008-11-15, Юлия Сергеевна
Меня в этом отрывке из "романа в стихах" всегда смущало то, что как это по другому лошадка, кроме как рысью, может тащить дровни?
Вот волк, понятно, он "трусцою пробегал" ... Хорошо бы деткам показать все эти возможные виды лошадиного бега показать! Это будет, наверное, одна из самых полезных игр по мотивам стихзов на тему раннего развития детей зиме...
2008-11-02, Друг и товарищ
А ещё в докозательство, что это на самом деле А. Пушкин, я могу привести достоверные факты: не только в интернете, забив эту главную строчку в поиск, найти поэму "Евгений Онегин", но даже можно взять любую программу для детского сада или школы, и там будет написано, что это отрывок из стихотворения А. Пушкина. Так что прекратите спорить - наша взяла :)
2008-11-16
Очень добротная статья :))
Автору спасибо за ностальгию, особенно актуально вспоминается сейчас в декабрьские деньки, а тем более в преддверии нового года, когда белых и пушистых занавесов и покровов начинает не хватать.
2008-12-09, Алексей
Поделитесь:

27.09.2004
Обновлено 27.09.2021
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Дети летом: плохие слова не прилипнут, если… 3 совета родителям
Дети летом: плохие слова не прилипнут, если… 3 совета родителям
Как защитить ребенка от нецензурной лексики и бранных слов?
Как рассказывать детям о справедливости
Как рассказывать детям о справедливости
Как обсуждать с ребенком хорошее и плохое поведение
Как научить ребенка защищаться. Словами или кулаками?
Как научить ребенка защищаться. Словами или кулаками?
Как отвечать на агрессию: в детском саду, на детской площадке
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!