Обучение на дому: по необходимости и по желанию

Варианты обучения на дому: надомное образование, семейное образование, дистанционное обучение

Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие детишки, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Формально они тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.

Обучение на дому: по необходимости и по желанию

Обучение на дому может осуществляться как по необходимости (по медицинским показаниям), так и по желанию родителей. И в зависимости от того, чем вызвано решение перейти на надомное обучение, будет отличаться и сам процесс обучения и технология оформления всех необходимых документов. Рассмотрим все возможные варианты.

Вариант 1. Надомное образование

Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. По данным Минздрава России, в нашей стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить среднего образования. По официальной статистике, в 2002/2003 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные детишки либо вообще не получают образование, либо учатся дома, но не имеют никаких документов о получении образования. Для таких детей надомное обучение - единственная возможность получить аттестат зрелости.

Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:

  • для 1-4 классов - 8 уроков в неделю;
  • для 5-8 классов - 10 уроков в неделю;
  • для 9 классов - 11 уроков в неделю;
  • для 10-11 классов - 12 уроков в неделю.

По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам, учащимся в школе.



Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.

Технология процесса

  • Прежде всего, необходимо собрать все медицинские справки для оформления обучения на дому по медицинским показаниям. Родители или законные представители ребенка должны предоставить администрации школы медицинскую справку из детской поликлиники с заключением медицинской комиссии на обучение на дому.
  • Одновременно родители (или заменяющие их лица) должны написать заявление на имя директора образовательного учреждения.
  • Если ребенок не в состоянии проходить обучение по общей программе родители вместе с представителями образовательного учреждения составляют вспомогательную программу, в которой подробно описывается перечень изучаемых предметов и количество часов в неделю, отведенных на изучение каждого предмета.
  • На основании представленных справок и заявления издается приказ по образовательному учреждению о назначении преподавателей для домашнего обучения и периодичность аттестестации ребенка в течение года.
  • Родителям выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители сдают этот журнал в школу.

Законная поддержка

Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому". Вот самые основные из них:

  • Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
  • Обучение на дому детей - инвалидов осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства.
  • Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
  • Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
  • Родителям (законным представителям), имеющим детей - инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Вариант 2. Семейное образование

Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.

Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение:

  • Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, "перепрыгнуть" через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.
  • Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно.
  • Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке.
  • Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям.
Обучение на дому: по необходимости и по желанию

Семейная форма обучения: технология процесса

  • Для оформления надомного обучения по собственному желанию, родителям необходимо написать соответствующее заявление в департамент образования. Для рассмотрения этого заявления, как правило, формируется комиссия, в состав которой входят представители департамента образования, школы, к которой прикрепляется ребенок, родители (или лица их заменяющие) и другие заинтересованные лица (тренеры или педагоги ребенка). Иногда на заседание комиссии приглашают и самого ребенка. Если комиссия признает целесообразность обучения данного ребенка на дому, издается приказ о прикреплении его к конкретному учебному заведению, где ребенок будет проходить итоговые аттестации.
  • Можно пойти другим путем и написать заявление непосредственно на имя директора образовательного учреждения, ближайшего к месту жительства ребенка. Но в связи с тем, что семейное образование пока не особо распространено в нашей стране, директора школ редко берут на себя ответственность принимать решение. Как правило, они направляют заявление родителей в департамент образования.
  • В образовательном учреждении, к которому прикрепили ребенка, издается приказ с указанием обязательной программы, соответствующей возрасту ребенка, а так же сроки прохождения итоговой и промежуточной аттестации.
  • Затем между школой и родителями ребенка заключается договор, в котором прописываются все права и обязанности обеих сторон (администрации школы, родителей и самого обучающегося). В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая - семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на каких лабораторных и практических занятиях ребенок обязательно должен присутствовать.
  • При оформлении надомного обучения по собственному желанию преподаватели из школы, к которой прикреплен ребенок, не обязаны приходить к нему домой. В этом случае ребенок должен самостоятельно, с помощью родителей проходить установленную программу. Хотя иногда родители договариваются с преподавателями за определенную плату о дополнительных уроках. Но этот вопрос решается исключительно по личной договоренности.
  • Для итоговой аттестации ребенок должен в установленные дни приходить в школу, к которой он прикреплен. В зависимости от обстоятельств и возраста ребенка его могут обязать проходить итоговую и промежуточную аттестацию одновременно со сверстниками. В этом случае ребенок должен приходить в школу только в дни итоговых контрольных и тестирований. Но для ребенка и для родителей более удобен вариант, когда назначается индивидуальный график итоговой и промежуточной аттестации.

Законная поддержка

Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ "Об образовании" и пунктом 2 "Положения о получении образования в семье". Вот основные положения этого закона:

  • Перейти на семейную форму образования можно на любой ступени общего образования по заявлению родителей. И на любом этапе обучения, по решению родителей, ребенок может продолжить образование в школе (п. 2.2 "Положения"). В заявлении родителей в общеобразовательное учреждение (школу, лицей, гимназию) необходимо указать выбор семейной формы получения образования и причину, по которой принимается такое решение. В приказе о переводе ребенка это также отмечается.
  • Между школой и родителями заключается договор по организации семейного образования (п. 2.3 "Положения"). Главное в договоре - порядок, объем и сроки проведения промежуточной аттестации. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором (п. 2.3 "Положения") предоставляет учебники, программы учебных курсов и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке; методическую, оказывает консультативную помощь и осуществляет промежуточную аттестацию.
  • Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии не усвоения учащимся учебных программ, которое может быть выявлено во время промежуточной аттестации. Перевод в последующий класс производится по результатам промежуточной аттестации (п. 3.2 "Положения").
  • Родители вправе сами обучать ребенка, или самостоятельно пригласить преподавателя, или обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение (п. 2.4 "Положения").
  • Родителям, выбравшим семейную форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка в государственной, муниципальной общеобразовательной школе (п.8 ст.40 Закона РФ "Об образовании"). В настоящее время эта сумма составляет около 500 рублей в месяц, хотя в некоторых регионах она несколько выше за счет компенсаций местной администрации.

Вариант 3. Дистанционное обучение

Во всем мире среди детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать общеобразовательные учреждения широко распространено дистанционное обучение. Дистанционная форма обучения - это получение образовательных услуг без посещения школы (лицея, гимназии, ВУЗа) с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, ТВ и Интернет. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. В нашей стране дистанционная форма получения среднего образования пока внедряется лишь в некоторых школах в виде эксперимента. Узнать о наличии таких "экспериментальных" школ в вашем районе можно в региональном департаменте образования.

Федеральный Закон РФ от 10 января 2003 года N 11-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает возможность получения образования дистанционным способом. Но для внедрения системы дистанционного образования в школы необходимо время. Во-первых, учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, подтверждающую право данного учреждения предоставлять услуги дистанционного образования. Во-вторых, пока еще не разработаны единые программы по дистанционному образованию и специальная литература. И в-третьих, во многих школах нашей страны отсутствует необходимая техника и специалисты для внедрения этих программ. А вот получить высшее или среднее специальное образование дистанционным способом уже вполне реально. Практически во всех крупнейших учебных заведениях (ВУЗах, колледжах, техникумах, и.т.д.) действует факультет дистанционного образования.

Необходимо помнить, что у вас всегда есть право выбора. Независимо от того, какой из вариантов домашнего обучения вы выбрали, ребенок в любой момент может перейти с домашнего обучения на обычную форму, (то есть, как и его сверстники, ходить в школу). Для этого ему необходимо лишь пройти аттестацию за ближайший отчетный период (учебный год, полугодие, четверть).

Достоинства домашнего обучения:

  • Возможность растягивать процесс обучения или наоборот проходить программу нескольких классов за один год.
  • Ребенок учится рассчитывать только на себя и только на свои знания.
  • Возможность более углубленного изучения интересующих предметов.
  • Ребенок на некоторое время огражден от вредного влияния (хотя многие психологи считают это недостатком).
  • Родители могут корректировать недостатки школьной программы.

Недостатки домашнего обучения:

  • Отсутствие коллектива. Ребенок не умеет работать в команде.
  • Нет опыта выступления на публике и отстаивать свое мнение перед сверстниками.
  • У ребенка нет стимула делать домашнее задание каждый день.

Наталья Алешина

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "Обучение на дому: по необходимости и по желанию"

Вы не авторизованы.

Прочитала Вашу статью и хочу сказать, что абсолютно согласна с описанными Вами достоинствами и недостатками домашнего обучения.
К сожалению для меня это весьма насущный вопрос. Моя старшая дочка (8лет, 2 класс) уже второй год находится на домашнем обучении по состоянию здоровья. Возможно я не слишком бы расстраивалась по поводу обучения на дому, главное, чтобы девочка моя была здорова, если бы не безразличие школьных учителей. Первый год обучения для меня был очень трудным. Внезапная болезнь ребенка через 1,5 месяца после начала обучения, месяц в больнице, естественно, она слишком отставала. Детки уже писали прописными буквами, мы практически ничего не знали. Очень отставали. Я занималась с ней и в больнице и дома, стараясь догнать сверстников.
Через некоторое время, когда врачи разрешили заниматься с учителем, занятия проходили по 2-3 раза в неделю по 1-2 часа, крайне не регулярно. Естественно, для того, чтобы дочка не отставала я практически загружала ее домашними работами, объясняла новые темы так, как сама помню. Оказалось, что это бесконечно тяжело, особенно для человека, который не имеет навыков педагогики, даже самых элементарных.
Год прошел, моими усилиями дочка догнала одноклассников по программе математики и русского языка, но по другим предметам, англ, информатика, природоведение полная пустота. Самое обидное, что все это я не всилах ей преподать.
В этом учебном году повторяется та-же самая ситуация. Если в прошлом году учителя отговаривались тем, что первый класс, ничего страшного, то в этом году, тоже ничего страшного? Я, лично считаю, что проблема у нас достаточно большая. Девочку, если все пойдет хорошо могут отпустить в школу после нового года и что тогда?
Я просто в панике. Куда обращаться не знаю. Ругаться тоже не люблю. Требовать чего-либо бесполезно да и глупо, все равно ничего не измениться. Что делать и куда обращаться просто не знаю.
Ищу элементарного совета, что мне делать? Как обучать ребенка в домашних условиях так, чтобы по возвращению в класс, она не ощущала себя отсталой и худшей.
Конечно же, я делаю все возможное, стараюсь опережать школьную программу, но сейчас вижу, что мне это очень сложно.
Если возможно, посоветуйте куда можно обратиться за помощью. Может быть есть учителя, которые смогли бы мне помочь.

Спасибо.
2004-09-13, Цветкова Екатерина
У меня пятеро детей. Мы переехали в деревню, где есть школа 8-летка. Старшенькая поехала учиться к бабушке в Екатеринбург. После 4-х лет обучения в неплохой школе эта одарённая (не моя оценка, а констатация факта преподавателями, выявляющими таких детей) девочка к восьмому классу подошла с совершенным нежеланием учиться в принципе, количеством прогулов, превышающим количество посещений и частичной неаттестацией за 7-й класс. Никакие уговоры, кнуты и пряники изменить ситуацию оказались не в силах.
Младших деток (8, 6, 3 и 1 годик) я намерена обучать дома, по крайней мере, пока я справляюсь с программой. Но вот проблема: УЧИТЕЛЯ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ НИ В ЧЁМ, КРОМЕ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ПОСЕЩАЛ И ФАКТИЧЕСКИ УСПЕВАЛ!.. Ни сам ребёнок как личность, ни интерес к учёбе, ни реальное понимание предметов их не интересуют. Обучение детей - это их работа, они получают деньги именно за это - посещение и оценки. Наше домашнее обучение ломает систему оплаты работы учителя, поэтому на помощь мы вообще не имеем морального права, а палки в колёса - сколько угодно. Статья оказалась очень кстати. Теперь я буду уверено смотреть в будущее и не разрываться между желанием учиться по интересной и полноценной программе и индивидуальному графику со всеми детьми вместе (кстати, очень хорошо получается, когда не делишь деток по возрасту, а все вместе изучают одно и то же, но каждый понимает и принимает столько, на сколько он готов, а остальное тоже откладывается в голове, но на потом...) и необходимостью всё время отмечаться в школе, чтобы не выгнали, не лишили бумажки об образовании.
2008-10-20, Ольга
Проблема школы_ это огромное количество УРОКов! В пятом классе каждый день по шесть уроков. Отсюда сильная усталость , если убрать эту технологию изо и музыку, то тогда будет нормально. Лично Янев состоянии обучать своего сына на дому в старшей школе. Но проучившись два года в начале я понимаю ,что по 6_7 уроков каждый день и огромное количество домашних заданий мы реально не вынесем физически и психологически! При том ,что сама я образованный человек и в школе была отличницей. Уважаемые законодатели,если вы не разберётесь с образованием и конкретно с Огромным количеством уроков у детей начина, с первого класса ,то глоток детей из школьбудет очень большим,так как вставить там ужасно тяжело! Внеурочка,спецкурсы,лишние предметы_ это изо музыка и труд ,так как они не разбавляют сложные предметы ,а ДОБавляют количество учебных часов детям! И уберите ,ради бога,третий час Английского из старшей школы и информатику из начальной! При этом качество образования плохое,учителя хамы и не могут каждого научить ,смысла в школу ходить никакого!программы начальной школы кошмарный,деление с остатком по математике_ это идиотизм какоф_ то. Лично я не знаю ,как мне обучать ребенка в старшей школе. Такая школа как она есть ,нам не подходит никак _ уже третий год мучается ,что делать?
2018-03-02, валерия
В Центре детской культуры "Академия Тимей" в этом году стартует интересный проект для дошкольников и школьников на семейном обучении. По сути, это эвристическая среда, организованная так, что познание происходит в результате увлекательного и бесконечного процесса открытия непознанного.
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который владел искусством путем особых вопросов и рассуждений приводить учеников к открытию собственных знаний.
Рожденные изнутри, в атмосфере сотворчества, знания становятся «родными», то есть любимыми, то есть поистине навсегда обретёнными.
В Академии «N» создается среда, помогающая каждому «академику» (ребенку, взрослому) находить уникальный способ познания мира и осваивать инструменты взаимодействия с ним. Это позволяет включать механизмы самореализации и осознавать, что весь Мир является такой эвристической средой. Подробнее [ссылка-1]
2013-08-29, Shevchuk Irina
А я подал документы на СО во 2 класс в платную школу, в Москву( 4500р в мес),т.к. с 3 - мя бюджетными школами устал "бодаться"-договариваться, внятного ответа по форме обучения и аттестации моего ребёнка ни одна бюджетная школа мне не дала. Причём я заявил, что 1 класс мы хотим сдать экстерном. Почему я выбрал СО для ребёнка: 1. у меня жена не работает и может уделить ребёнку время, 2. ребёнок приучен самостоятельно заниматься дома ежедневно, в течении двух часов. 3. он посещает 7 секций, где у него друзья- коллеги по любимому занятию. 4. у него нет прививок и я устал всем доказывать и объяснять,что ребёнок - здоров, хотя по закону прививки - добровольно. 5. ознакомился с программой "Школа России"- шокирован.6. Был на открытых уроках в начальной школе. Дети в 4 классе по математике "плавают" в таблице умножения. Впечатления : у детей нет чёткой базы, нет интереса к обучению и сильная усталость. Решил попробовать СО для своего ребёнка до средней школы, там посмотрим...
2016-05-25, Yurf
Посоветуйте пожалуйста!
Сына во втором классе оскорбила учительница - в класс к этой учительнице мы больше не пошли. Поддержки в РОНО не нашли (даже наоборот). Пошли в платную школу. Школа ничего, но дорого и очень далеко, а сын еще в музыкальной школе учится. Сейчас хотели в 5-й класс назад в прежнюю школу вернуться в "свой" класс - откуда вынужденно ушли. Пришли к директору она сказала: "Ничего не обещаю у вас проблемный ребенок, неизвестно где и как он учился, класс переполнен". Мы сказали, что вроде мы на свон законное место претендуем, т.к. мы не прсто так ушли, а ребенок был прилюдно оскорблен отвратительным словом, а успехи его всегда можно проверить экзаменом. Она сказала что бы пришли мае.
С одной стороны хочется конечно защититься от самоуправства и добиться правды.
С другой - заведомое нежелание общаться с нами ничего хорошего не сулит.
Похоже нам пора на домашнее обучение.
2004-04-30, AV
Сейчас итак большинство детей ходят к репетиторам,т.к.большинство преподавателей в школах не могут дать им всей информации. По крайней мене мой ребёнок будет намного спокойнее,обучаясь дома. Не будет тратить время на выслушивание незаслуженных оскорблений. В Москве хотя бы следят за обучающим процессом больше,чем в Подмосковье. Здесь в школах есть такие учителя,которые портят психику детей,а образовательный процесс оставляет желать лучшего. А жалобы означают только одно-что к твоему ребёнку будут только хуже относиться. Всё равно они этого не сделают. Это означает сокращение штата учителей.Они просто останутся без работы.Да и не ко всем обувающимся можно применить обучение ВИРТУАЛЬНО. Кто-то ходит в школу получать знания,кто-то-просто ради времяпрепровождения
2016-11-10, Сладкова Надежда
Поделитесь:

29.04.2004
Обновлено 02.10.2019
Близкие по теме статьи
Семейное образование: в дистанционной школе или самостоятельно?
Семейное образование: в дистанционной школе или самостоятельно?
Программы, учебники, аттестации – онлайн или в соседней школе?
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Что такое социализация детей и при чем тут школа
Не умеют быстро писать и слишком старательные: 4 недочета семейного обучения
Не умеют быстро писать и слишком старательные: 4 недочета семейного обучения
Дети на домашнем обучении: на какие учебные и социальные навыки обратить внимание
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!