Раздел: Образование, развитие

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Статья о тревожных детях

Недавно я упоминала любопытную статью из газеты "Школьный психолог" (в диалоге с Сонечкой ниже). Мне кажется, этот материал мог бы пролить свет на некоторые проблемы школьной успеваемости и помочь родителям в адаптации детей к школьным требованиям. Почитайте!:)
Вот ссылочка: http://psy.1september.ru/2001/12/5.htm
05.04.2001 00:50:07, Карина

4 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
ИМХО в статье перевернуты причинно-следственные связи.
Попробуем посмотреть на описанную проблему под другим углом: дети с
"ярко выраженной положительной учебной мотивацией"
"Они хотят хорошо учиться, стремятся точно выполнять все требования учителя, школьные правила, в общем, соответствовать образцу "хорошего школьника". "
Далее всем детям дается задание сложное настолько, что
"лишь немногие первоклассники способны совместить решение содержательной задачи с четким выполнением внешних, формальных правил. Как правило, дети сосредотачиваются лишь на какой-то одной стороне. "
То есть, подавляющее большинство детей этого возраста с подобным заданием справиться не в состоянии. Причем о них не говорят, что у них
"совершенно не развитыми оказались такие существенные предпосылки учебной деятельности, как умение слушать и точно выполнять указания взрослого, работать по образцу ".
Зато о детях со школьной тревожностью, которые более адекватно восприняли задание и
"пытались учесть все требования, что чаще всего приводило к распаду их деятельности и быстрому отказу от работы."
делается подобный вывод.
То есть детям при ТЕСТИРОВАНИИ (заведомо значимом для ответственных детей с положит. уч. мотивацией) давалось непосильное задание, после чего дети, осознавшие собственную несостоятельность (чувство вполне адекватное, если исходить из посылки, что тебя проверяют, то есть ты должен с этим справиться, если состоятелен). Дети огорчаются, затем
"после длительных уговоров их все же удавалось убедить решить задачу таким образом, многие сравнительно неплохо с ней справлялись."

И после всего этого, что тест показал
"у этих детей совершенно не развитыми оказались такие существенные предпосылки учебной деятельности, как умение слушать и точно выполнять указания взрослого, работать по образцу ".
?!!
КТО-НИБУДЬ УСМАТРИВАЕТ ЗДЕСЬ ХОТЬ КАКУЮ-ТО ЛОГИКУ?!!!!
Далее очень важно:
"сравнительно высокий уровень обучаемости таких детей, что противоречит точке зрения учителей на них как на плохо обучаемых или совсем не обучаемых. "
То есть учителя уже составили на них неадекватную ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
Каждый, обучавшийся в школе примерно представляет, что это означает для ребенка. Тут хоть в лепешку расшибись, ничего такому учителю не докажешь. А если ты первоклассник и еще не очень представляешь, на что ты способен, но очень хочешь быть ХОРОШИМ УЧЕНИКОМ...

"Большинство тревожных детей отличались довольно странным поведением на уроках. Иногда они отвечали правильно на вопросы учителя, могли быстро решить задачу, иногда же молчали или давали совершенно нелепые ответы. "
Интересно, а какое поведение было бы для авторов статьи не странным, как вели себя остальные дети, что они то делали в подобной ситуации?!!

Теперь о боязни ошибок.
"боязнь сделать ошибку или, другими словами, ориентация на ошибку - одна из наиболее распространенных форм школьной и экзаменационной тревожности."
К сожалению, большинство учителей проверяет работу, ориентируясь на ошибки. Ошибка, помарка перечеркивают качество всей работы. Исходя из ошибок ставиться отметка. Возникает закономерное ощущение, что задача обучения не научить чему-то в конечном счете, а найти ошибки и попенять на них.
Очень часто тревожность детей связана с родительской погоней за отметками. С родительским отношением к учебе связана и неудача безоценочного периода. Вместо снижения тревожности происходит обратное.

Вывод статьи шокирует.
"результаты обследования подтвердили мнение учителей о неготовности таких детей к школьному обучению".
Детей хорошо обучаемых (что не удалось заметить учителю), с положительной учебной мотивацией, способных осознать задание в полноте, оценить его сложность.
Так неужели во всем этом исключительно кроются проблемы детей, их незрелость.
"у них отсутствовали знания и умения, необходимые для успешного овладения основными учебными предметами."
(Зрелостью является умение игнорировть требования учителя, умение не увидеть части задания, не чувствовать важность обучения в школе, умение равнодушно относиться к собственным ошибкам).
Грустно, товарищи, от таких исследований.

07.04.2001 02:51:44, Сонечка
Нет плохих учеников, есть бездарные учителя.

До такого детального "разбора полётов" я не доходила, но после прочтения статьи возник вопрос. Что же это за система такая, что две трети учеников в "отбросы" ушло?
09.04.2001 10:27:34, ПривеТ.Т.
"Отметим, что для детей других школьных возрастов подобное поведение несвойственно."
(шепотом) А если свойственно, то...???
06.04.2001 11:02:44, gibrid
Вывод статьи, что у этих тревожных детей не сформированны необходимые элементы произвольного поведения, ставит для мен вопрос: а какие именно элементы произвольного поведения ( сознательная переработка школьных требований,умение отыскивать конструктивные способы их выполнения- и все?) необходимы для успешной адаптации к школе? У нетревожных детей, по видимому, эти навыки сформированны. Но навряд ли все мамы или воспитатель в детском саду целенаправленно их формировали. Так, интересно, какие личностные особенности ребенка (только ли адекватная самооценка) плюс какое внешнее "воздействие" способствуют этому? 05.04.2001 08:20:45, April








Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

21.10.2018 04:59:40

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!