Раздел: (Баба Лена, отвечаю Вам на Ваш вопрос: как облегчить участь ребенка в экстремальной ситуации проверки его знаний?)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Экзамены

Баба Лена, отвечаю Вам на Ваш вопрос: как облегчить участь ребенка в экстремальной ситуации проверки его знаний? :)
Для начала необходимо разграничить две принципиально разные ситуации: когда ребенок ЗНАЕТ и плохо сдает, и когда он ПЛОХО ЗНАЕТ (не учит) и потому волнуется.
Как я поняла, Ваша ситуация относится к первому варианту?
Итак.Если Ваша дочка относится к старательным деткам, то... здесь ситуация гораздо хуже, чем во втором случае, так как срабатывает "синдром отличницы" - все НАДО довести до совершенства, а плохая оценка превращается в трагедию.
Значит, необходимо смягчить этот момент. Анализ окружающей действительности показал, что во многом подобные опасения у детей (страхи перед экзаменами) провоцируются родителями. Как эти ни странно звучит, но именно наше преувеличенное внимание к обычной проверке знаний добавляет детям лишний стресс. Мы постоянно напоминаем им ( с начала учебного года) о том, что вот в мае(июне) им предстоит... О том, что все вокруг учат...Что если человек неуч... Что сейчас поступить в институт без денег... И т.д. Бедный наш ответственный ребенок живет под дамокловым мечом наших надежд и делает учебу смыслом жизни. Помните основной лейтмотив педагогических установок? "Твоя ГЛАВНАЯ задача - хорошо учиться". Разве это так?
Потому, неплохо, если родители таких детей ясно поймут (ну, хотя бы примирятся:) ) :
1. Учеба - это ЧАСТЬ жизни.
2. Учеба - это НЕ ГЛАВНАЯ часть жизни.
Следующий принцип, которым можно руководствоваться при создании нужного настроя на экзамен - никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не ориентировать его на "быть лучше других", так как дети тяжело переживают свое поражение в глупом соперничестве с другими. У других детей другие способности, возможности, ценности. Поэтому задача родителей, как мне кажется, быть довольным ЛЮБЫМ результатом экзамена. То есть, рассматривать его в категории "сдал-не сдал", а не "сдал хорошо - сдал плохо".
Так что главная задача мам и пап - снять ЗНАЧИМОСТЬ этой процедуры и не напрягать ребенка понапрасну. Ни одна "пятерка" не стоит загубленного здоровья.
В конце концов, любой экзамен можно пересдать!
Чем можно помочь такому гиперответственному ребенку? (А если он СИЛЬНО переживает, значит, гиперответственный).
1.Про изменение Ваших установок я уже писала, это главное. Кстати, обратите внимание на прессинг со стороны родственников (помните, как все любят интересоваться успехами детей в школе? Оградите ребенка хоть на предэкзаменационное время от этого "давления на больную мозоль").
2.Устройте тренинг, поиграйте а экзамен, порепетируйте саму ситуацию. Хорошо, если к этому подключится и другой родственник - но! с чувством юмора, иначе загубите дело.:) На худой конец, пусть в "экзаменационной комиссии" сидит ваш кот или собака. Уж эти-то экзаменаторы самые лояльные.
По результатам такого экзамена ребенок должен получить ТОЛЬКО "5"! При плохом ответе - "5-"!. Это придаст уверенность.
3.В последний день перед экзаменом обязательно развлекитесь чем-то, сходите куда-нибудь с дочкой. Она должна понять, что в жизни есть много других интересных вещей, помимо экзамена. Если есть возможность, покупайте и дарите подарки ДО экзамена, а никак не после! Не удваивайте стресс и никогда не обещайте "Вот сдашь хорошо химию, купим тебе то-то или то-то..." С моей точки зрения, это абсолютно неверно! (Жаль, поздно додумалась до этого, испортила столько нервов ребенку). Поймите, что ребенок НИКАК не сможет выжать из себя больше, чем он на самом деле способен.Чего ж заставлять его проявлять героизм, не спать, ставить на карту все, что у него есть?
4. Помогите ученику правильно и рационально организовать подготовку к экзамену. Здесь важно - регулярность занятий, обеспечение всей необходимой ресурсной базой (учебные пособия, конспекты, задания).
Еще один тонкий момент. Конечно, постарайтесь освободить ребенка от "лишних" домашних дел, но НЕ ГОВОРИТЕ ему об этом, так как лишь подчеркнете исключительность его положения.
Не сокращайте существенно время прогулок. А вот компьютер придется отложить, так как он относится к интеллектуальным занятиям.

Что еще?...
Наверное, основные моменты я перечислила. Давайте обсуждать все вместе.
О втором типе детей я намеренно умолчала, чтобы не перепутать проблемы.
Также не стала писать и о тонкостях домашнего тренинга ("репетиция экзамена") и о поведении на самом экзамене. Лучше уж как-то по отдельным вопросам об этом говорить ( и так много получилось!). Буду рада ответить на них и выслушать другие мнения.
29.08.2000 11:05:00, Карина

5 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Спасибо,что ответили.
Да, в общем все так и есть. Я и сама додумалась,что нагнетаю обстановку. Но тут есть свои проблемы. Школа музыкальная,не знаю облегчает это ситуацию или осложняет. В обычной школе эта проблема не стоит. У них там(в музыкалке) и так "от каждого по способности". Поэтому, по поводу тренинга у меня тоже сомнения- если сыграно плохо,а я буду пятерки ставить,она ведь и обидится может. Или если в шуточной форме,то ничего?
Мы никогда не делали ставку на "быть лучше других",не обещали что-то,если хорошо сдаст экзамен. Я думаю осложнило ситуацию то,что в прошлом году ей не удалось сдать два зачета по обьективным причинам(в начале палец болел,потом ветрянка),но как-то не корректно это было обставлено. Извените что сумбурно.
29.08.2000 17:33:58, Баба Лена
Ну, вот видите, у Вашей дочки и причина была вполне уважительная!Не переживайте, ведь ей действительно сложно учиться сразу в двух школах.
Насчет тренинга. Конечно, ТОЛЬКО в игровой форме и только с юмором, а как же! В общем, просто "подурачьтесь", - этим и остроту проблемы заодно снимите. Кстати, я вспомнила, что в детстве сама частенько устраивала "репетиции" разных событий. Вы так не делали? С волнением справиться очень помогает. Попробуйте! :)
29.08.2000 19:09:28, Карина
Карина, хочу дополнить из своего собственного опыта в качестве экзаменуемого :) Я тоже училась в муз. школе и все 7 лет на экзаменах садилась за инструмент в полуобморочном состоянии, с трясущимися руками, первые 2-3 минуты играла "на автопилоте". В общеобразовательной школе и потом в институте тоже "умирала" на каждом экзамене и зачете. И дело, пожалуй, не только в "синдроме отличницы" или гиперответственности, а в обычном комплексе неполноценности. Перед экзаменом я могла кому-нибудь очень хорошо и легко объяснить какой-то вопрос, но получив этот же вопрос в билете, мямлила экзаменатору что-то невразумительное и жалкое. В общем, я не могу перенести именно сам процесс "оценивания" меня, именно это приводит в хаос все мысли и так сильно волнует. Ведь я заранее знаю, что преподаватель знает вопрос лучше и глубже меня, что все это он уже сотню раз слышал, ему это неинтересно, и единственная причина, по которой он меня слушает, - желание оценить МОИ знания и способности, вынести свой приговор моим умственным способностям. По этой же причине я обычно молчала в общих разговорах в школе, вдруг ляпну что-нибудь глупое или смешное, покажусь дурой. В общем, элементарная боязнь быть недооцененной, оказаться хуже других.
Может быть и у этой девочки та же проблема? Хотя методы "лечения" и здесь примерно такие, как ты писала, - тренинг уверенности в себе, и еше нужно, чтобы те два пункта
(1. Учеба - это ЧАСТЬ жизни.
2. Учеба - это НЕ ГЛАВНАЯ часть жизни.) поняли не только родители, но и сама девочка. Это по-моему, достигается только предоставлением большей самостоятельности, чтобы ей приходилось самой принимать решения не только относительно учебы, но и в повседневной жизни, в быту. Тогда возможная плохая оценка не будет ощущаться как крах всей жизни и демонстрация слабых способностей. Может ты еще какие-то рецепты дашь для такого варианта проблемы?
31.08.2000 00:51:00, Елена Н.
Как не бояться на экзаменах?
Вот вчера написала целое эссе на эту тему, а все стерлось. :(
Попробую повторить, но кратко.
На самом деле эта проблема решается двумя путями (лучше одновременно):
1.Снижением значимости события
2.Принижением значимости экзаменатора.

В первом случае помогают примерно такие идеи:
- через пару часов все это кончится;
-в мире есть много другого более важного, чем эта ПРОЦЕДУРА;
- любые курсы РАНО ИЛИ ПОЗДНО сдаются обязательно
- в моей жизни НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ и не станет НЕОБРАТИМЫМ, если я сдам экзамен хуже, чем хотелось бы
-соотнести данное событие (проблему) с каким-то масштабным событием мирового уровня (война, катастрофа и т.д. В крайнем случае - собственная неизлечимая болезнь или потеря близкого человека).

Во втором случае надо представить преподавателя (экзаменаторов) в каком-то убогом или обыденном виде ( в пижаме маленьким мальчиком; ссорящимся с женой, а еще лучше - с тещей или свекровью :); с позором провалившим экзамен в то время, когда он сам был студентом и трясся так, как сейчас ты и т.д.).
Хороший способ не бояться большой аудитории - представить, что все присутствующие - голые; или что перед тобой - капустные качаны.:) Помогает здорово.:)

Чем ЛЕГЧЕ (беззаботнее) настрой, тем больше открыты каналы, по которым можно выудить имеющиеся в голове знания, ведь многое мы усваиваем на уровне подсознания.
Но "готовиться" к экзаменам надо намного раньше. Причем, не зубрежкой, а тем, чтобы понять основную (магистральную) идею предмета. Эта идея должна в восприятии ученика укладываться примерно на одну тетрадную страницу.:) Все. БОльшего ПОНИМАТЬ не надо. Все остальное - это "мясо", которое нарастет само собой. Поэтому нормальные родители занимаются с ребенком не выучиванием дат и хронологии событий, а представлением предмета как аннотации. (Не запутала тебя еще?)
Лично я никогда и ничего не учила "от и до", у меня на это просто времени не было. Обычно перед экзаменом я пробовала систематизировать свои скудные знания ( :) ), и добирала недостающие элементы уже перед аудиторией, где проходили экзамены. Ведь не все предметы были одинаково интересны и полезны в дальнейшем. А то, что было мне интересно, усваивалось само собой, и вообще проблемы не составляло.
Одноклассники и однокурсники удивлялись - как это так, ты ничего не учишь, не синеешь перед экзаменами, а все сдаешь хорошо ("красные" дипломы кучкой лежат) и частенько подозревали, что я их обманываю. Но ведь нет! У меня всегда была стойкая философия: " В крайнем случае пересдам". Помогало очень.
С экзаменатором я вела себя честно. Самым строгим монстрам говорила сразу: "Я Вас очень боюсь." Ну, какой человек захочет быть в глазах бедной девушки чудовищем? Мне такого еще не встречалось.:) Как правило, мне становилось значительно легче от такого признания - ведь любая ошибка была теперь объяснима.:) Экзаменатор тоже смягчался и начинал успокаивать меня.:)
Во время экзамена я постоянно помогала другим - это здорово отвлекает от собственных проблем, снимает напряжение. И для себя есть оправдание опять-же: не успел подготовиться из-за благородства души.:) Кстати, когда помогаешь другим, каналы твои ТОЖЕ открываются, ведь как-бы не на своем зациклен. (Вот почему я не советую родителям настраивать детей "Не отвлекайся!" Наоборот, пусть ОТВЛЕКАЕТСЯ почаще.)

Когда я принимала у студентов экзамены, то, конечно же, старалась их максимально "привести в чувство" и расслабить. Зачет проводила только коллективно, когда он превращался в УЧЕБНУЮ ситуацию - мы выясняли не уровень знаний, а ПРОБЕЛЫ. Студенты дискутировали друг с другом, помогали разобраться в каких-то вещах. Если сообща им это не удавалось, они честно признавали, что им надо подготовиться еще. Тогда несдасча не превращалась в трагедию, а повторная сдача была уже естественной. НО! Самое важное для меня было то, что их ПОДГОТОВКА в пересдаче имела целенаправленный характер. Они учили не все подряд, а ВОСПОЛНЯЛИ свои пробелы, приводя в систему то, что порой в течение семестра было усвоено фрагментарно. Мне казалось, что польза от этого больше. Да и до сих пор храню анкеты студентов, где они благодарили за вот такое спокойное и бесстрессовое мероприятие. Да, кстати. в самом начале зачета я им сразу объясняла, ДЛЯ ЧЕГО мы с ними собрались. Через пять минут они переставали держаться за конспекты и включались в работу.
На экзамене (особенно государственном)неприятны трясущиеся студенты и выклянчивающие оценку. Проигрывать - так с достоинством. Это значительно увеличивает шансы на последующую пересдачу. Всегда одобряла "шпоры", так как достаточно задать пару вопросов системного характера, и понятно, на каком уровне мыслит студент. Механические знания типа годов рождения и имен-отчеств меня никогда не интересовали, для этого существуют энциклопедии.
Кстати, я всегда подробно обясняла на первой же лекции принципы сдачи экзамена, потому такой подход не был неожиданностью для студентов. И на своих лекциях я давала материал системно, компилируя идеи нескольких учебных пособий, работая на сравнении теорий, - тогда видна специфика каждой.

Ой, кажется, я увлеклась, но стирать уж не буду.

А детям очень сложно сдавать экзамены еще и потому, что они очень боятся "не оправдать родительских надежд".
Когда ребенок поймет, что родительское отношение НЕ ЗАВИСИТ от их успеваемости, бОльшая часть психологических проблем исчезнет. Ведь дети не перестают любить нас от того, что нас понизили в должности. Правда же? :))


01.09.2000 01:27:08, Карина
Н-да... Когда я сказала своей девушке
12-летней, что на экзамене надо представить, что все голые, чтобы не волноваться, она заявила: "Ну и как после этого можно сдавать экзамен? Это ж такая хохма!!! Надо своим рассказать-
прикольный экзамен получится!"
Представляю,ежегодный экзамен по ин.языку с комиссией из 5-ти человек, включая завуча и директора... Н-да...
01.09.2000 03:52:18, Марина П.








Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

20.10.2018 08:17:49

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!