Раздел: Обучающие программы (В журнале «Начальная школа Плюс: До и » 2, 2005 размещена статья «Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики»)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Для Красно Солнышко

В журнале «Начальная школа Плюс: До и после» 2, 2005 размещена статья «Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики». Статья основана на видеозаписи урока математики, 1 класс. Это информация к нашей прошлой дискуссии - может здесь более ясно излагаются основы системы (если не интересна теоретическая часть, можно читать с 4 страницы)
06.02.2005 14:03:15, Evgenia

8 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Еще добавлю. Все равно главное, как ни крути, хромает.
Мотивации - ноль. Зачем детям эта мерка в данном случае, вообще, непонятно!

Зачем вся эта искусственность ситуции - тем более непонятно!

В жизни, однако, находится масса моментов, когда система отчета, единица измерения, более чем актуальна.
Ну, например, пару недель назад мне понадобилось найти способ измерять объем 30 мл, чтобы правильно давать лекарсто младшему. В наличии имелась баночка из под детского питания, объем которой неизвестен, но половина, скорее всего, как раз соответствовала тому, что нужно и ложка чайная, про которую я знала, что она вмещает 5 мл. Ксюша помогала. В начале чайной ложкой заливала в банку. Потом дошло, что можно перейти на столовые ложки, измерив объем столовой чайными. Иначе будем заливать банку чайными ложками до седьмого пришествия. Потом возникла ситуация, что столовых не ровное количество получилось и опять понадобилось добавлять чайных. Вот это понятно зачем, к чему, и решение не на пустом месте возникает и понятие единицы измерения формируется.

Тоже самое - с измерением длины. Летом надо было измерить рост, чтобы заказать форму, а метра не оказалось. Использовали тетрадный лист. Причем, всегда можно подыграть. И, например, при измерении метром, сдвинуть начало отсчета. Рост станет ниже, чем пару месяцев назад. В начале ребенок, конечно, растроится, но потом сделает правильный вывод. Но зачем ему тогда эти школьные высосанные из пальца уроки???
07.02.2005 01:37:27, Красно Солнышко
Маша, давай расставим все точки над «i». Кто бы спорил с тем, что ты описываешь выше! Ты давно сама прописала, что ты самый лучший учитель для своих детей. И к твоей позиции, как родителя, я не апеллирую – так как твой выбор сделан. (Кстати, очень интересно, когда я сама пишу с этой позиции, у нас практически не бывает разногласий). Но у тебя есть ещё и другая позиция – человека, имеющего педагогическое образование. Именно к этой позиции я и обращалась, когда давала ссылку на статью. Мне показалось, что это удачное описание того, как все-таки учат в системе Эльконина-Давыдова, что в ней заявлено педагогами, разработчиками как ценность, а именно, самостоятельное движение детской мысли. 07.02.2005 11:48:21, Evgenia
Мы это тоже уже обсуждали :)
Я хорошо в курсе методических приемов используемым в развивающих методиках. И в Методике Эльконина Давыдова, в частности. И какие цели должны ставится, тоже понимаю. Спецкурс, честное слово, не прошел для меня даром :) Он был хороший. Я просто все равно не могу смириться с искуственностью и с отсуствием настоящей мотивации. Она остается. В любом конспекте она мне бросается в глаза, в любом описании. Из-за этого и в институте душа методику не приняла и не только моя душа. Лучше традиционной, безусловно, но далека от совершенноства...

И по конкретной подаче, у меня, как у физика, притензии имеются :) Например, к чему эти искуственные термины - "начало", "мерка"... И таких замен, надстроенных собственных оболочек, очень много в Александровой... Есть же общепринятая терминология!
07.02.2005 12:34:02, Красно Солнышко
По-моему, тут смешаны уровни. То, что ты говоришь - это уровень теории или даже эпистемологии или философии. А Евгения обсуждает уровень методики.

Терминология "детская" важна вот почему: в общем, правило "одно понятие - один термин" должно соблюдаться. А у детей понятий БОЛЬШЕ, чем у взрослых, потому что там цепи и сети понятий, ещё не объединённые в одно мета-понятие.. Например, разные "виды нулей" дочка называла "фризби" (определение kx=mx для любых k, m), "ничто", или "хвост" (определение k+x=k для любого k). И только потом эти термины-понятия объединяются во "взрослый ноль".
10.02.2005 19:12:15, Мария Д.
При отсутствии мотивации не наблюдалось бы такой активности всех 30 детей в классе Э-Д. При отсутствии внутренней мотивации детки бы делали только то, что говорит учитель, и стремились бы к улучшению оценок - внешняя мотивация, что и наблюдается в других (не по Э-Д) школах.
А насчет терминов - конечно, общепринятые термины тоже изучают, но не ДО, а ПОСЛЕ того, как понятие введено и "прочувствовано" детьми. А До этого дети могут пользоваться любыми самостоятельно изобретенными терминами (а не только теми, что в учебнике приведены в качестве примера).
Про физику по Э-Д почитай, интересно -
------------------------------------------
остановимся подробнее на программе 6-7 классов. В отличие от общепринятой логики изложения физики, молекулярно-кинетическая теория и электромагнетизм изучаются до классической (ньютоновской) механики. Одной из причин такого изменения являются особенности развития мышления младших подростков (по Пиаже 12-15 лет – этап становления формальных операций), в 6-7 классах учащиеся еще не готовы к аксиоматическому изложению содержания, а ньютоновская механика построена именно так. Аксиоматический подход не может быть принят учащимися развивающего обучения и полноценно освоен прежде некоторого, возможно, достаточно длительного периода развития научно-теоретического мышления. Готовность к изучению аксиоматически выстроенного содержания – есть не столько условие, сколько результат полноценного обучения.
Рассмотрим некоторые изменения, которые приходится осуществлять при такой перестройке логики курса. В отличие от традиционных курсов, многие физические понятия получают словесное оформление не до, а после серьезной, иногда длительной работы с ними. С первых уроков учащимся разрешается употреблять любую, в том числе, достаточно размытую с научной точки зрения или даже бытовую терминологию. Смысл употребляемых терминов каждый раз определяется обсуждаемой ситуацией. Например, говоря о давлении газа в 6 классе, учащиеся не оперируют традиционным определением давления как отношения нормальной составляющей силы давления к площади. В одной задаче под давлением учащиеся могут подразумевать способность газа сдвинуть поршень (т.е. фактически силу давления). В другой - результат ударов молекул (говоря физическим языком, импульс). В третьей – произведение "силы удара" на "частоту ударов" и т.д. Только после теоретического вывода основного уравнения молекулярно-кинетической теории появляется возможность получить общее для всех рассматриваемых ситуаций понимание давления газа: давление прямо пропорционально произведению концентрации на среднюю кинетическую энергию молекул. На схеме "Развитие понятия температуры" можно посмотреть, как эволюционирует понятие температуры в экспериментальном обучении.Естественно, что при получении основного уравнения молекулярно-кинетической теории газа, выяснении смысла температуры, для решения других задач используются элементы механики, но возникают они особенным образом. Учащиеся поставлены в такие условия, при которых им приходится совместно с учителем искать средства разрешения учебных проблем, и этими средствами оказываются импульс как характеристика удара, кинетическая энергия молекулы как характеристика теплового равновесия, законы сохранения импульса и энергии и т.п. Практически все основные понятия и законы механики появляются в качестве средств решения других задач уже на первом “витке” изучения физики
----------------------------
07.02.2005 13:16:20, НадяН.
Кстати, вот решение в математике физических задач на движение, казалось бы, должно было облегчить дело в физике. А ничего подобного. С точностью до наоборот. 07.02.2005 13:32:58, Красно Солнышко
То, о чем ты говоришь, не является доказательством мотивации. Дети все равно пришли в этот класс, у них изначально не было выбора... Вот если бы они выбирали, прийти или вообще не прийти, то количество пришедших детей и количество оставшихся могло бы о чем-то говорить. Мотивация была у Ксюши. Надоело бы стакан ложками мерить, бросила бы ложку и убежала. Я не настаивала. Сама бы быстрее в разы справилась бы.

Про физику, не хочу спорить. Сыта спецкурсом на всю оставшуюся жизнь. Просто не согласна категорически и все тут. Тут вот про английский недавно обсуждалось. Чтобы потом от "грязного" бытового понимания избавиться, придется начинать все с начала.
07.02.2005 13:30:40, Красно Солнышко
Я прочитала, но смысла всего этого так и не поняла.
У учителя то какая задача стояла? Диагностировать кто что может?

И еще мне вообще не понравилось введение понятия числовой прямой, как физику. Речь, по большому счету, идет о системе отчета. Пусть это и пропедевтика, но делать это надо корректно. А там каша полная, в такой подаче. Она изначально была заложена, эта каша.

Система отсчета требует следующие составляющие: тело отчета, система координат, часы. Это базовые вещи, это аксиома. Ни у детей, ни в гипотезах, ни у учителя, ни в обобщениях, ничего даже близко не прозвучало. Так можно еще год ходить вокруг да около.
07.02.2005 00:20:47, Красно Солнышко








Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

19.11.2018 22:53:24

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!