Раздел: (Кто-нибудь сталкивался с такой проблемой?)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Заниженная самооценка

Кто-нибудь сталкивался с такой проблемой? У нас достаточно развитая для своего возраста девочка (7 лет), но живая и активная, но как-то сложилось, что и мы, и бабушки-дедушки, в целях предупреждения ЗАВЫШЕННОЙ самооценки, старались ее сильно не хвалить за любые успехи, а, наоборот, относиться критически. А недавно подарили ей "Анкету для девочек", там графа "Какой у тебя характер". И теперь она с ужасом сообщает: "Мам, а я ведь жадная, и еще злая, и завистливая, и ..." То есть каждый эпитет, которым ее награждали (видно, не подумав) за конкретный поступок (не дала малышу книжку/игрушку, позавидовала чьей-то Барби и т.д.), она обращала на все свое поведение. В общем, мы ее "перекритиковали". Как выйти из такой ситуации? Ведь ей скоро в школу, не хочется, чтобы она при этом была убеждена, что она глупая/ленивая/невнимательная...
14.03.2000 14:28:37, Olga

8 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Вы все правильно понимаете и это главное. Действительно ребенку в школе и вообще в жизни очень поможет адекватная самооценка. От родителей требуется быть тылом. То есть она должна быть уверена что вы ее будете любить при всех обстоятельствах. То есть она имеет право на ошибки. Вы должны ее убедить, что даже в случае двоек или каких-то еще неудач она всегда найдет у вас безоговорочную поддержку и помощь. Но все это не значит что нужно набросится на ребенка и хвалить ее по миллион раз на дню. Есть такая теория "я-высказываний". Есть книги на эту тему: как хвалить ребенка. Точных названий сейчас не помню. Попробую узнать. Вкратце я вот о чем. Нельзя вешать ярлыки: ты жадина, ябеда, лгунья, и т.д. Нельзя критиковать личность ребенка, а можно как хвалить, так и ругать только поступки ребенка. То есть лучше не говорить "ты молодец, герой, умница" или "ты-бестолочь, глупыш ит.д." А лучше использовать предложения с "я" или "мне". Например. "Я горжусь тобой. Ты сделала то-то и то-то очень хорошо" или "Мне очень нравится этот рисунок. Расскажи попожробнее что ты тут изобразила". Также можно хвалить не в прямую. Для ребенка будет полезно если она "случайно" услышит как вы ее хвалите в разговоре с кем-то. Если у ребенка есть увлечения, лучшей похвалой будет ваш искренний интерес в обасти увлечений и по возможности покупка вещей, необходимых для этого хобби. Еще очень важный аспект: больше доверяйте ей делать что-то самостоятельно. Попытайтесь снизить уровень контроля, если такое имеет место. Подходящие по возрасту постоянные или эпизодические поручения по хозяйству тоже дают ребенку ощущение нужности и значимости себя. Но поручения должны быть посильные и по возможности из прятной для нее области. Успехов. 15.03.2000 12:18:45, Masha
Маша, спасибо! Интуитивно-то мы понимали, что надо делать, теперь попробуем на деле, тем более, что есть и увлечения. Но здесь появляется еще вопрос: дочка занимается рисованием и бальными танцами. Если в группе рисующих так получилось, что она и объективно лучше, то с танцами проблема: есть более одаренные дети, и это дочка видит на конкурсах, когда объявляют результаты. Мы, конечно, стараемся ее водить на те, где участники не "супер", и вообще не допускать особых расстройств, но как быть, когда "судья со стороны" присуждает первенство не твоему чаду? В той же плоскости: начинаются собеседования с будущими первоклашками, что делать, если по результатам теста Даша/Наташа окажется лучше, и ее примут, а мою дочку - нет? Один выход мы вроде придумали: попробовать несколько школ разной "тяжести". Как еще можно решать такую проблему? 15.03.2000 12:49:24, Olga
Оля, вот у меня было очень много такого рода проблем с дочкой, как Вы описываете. Она очень плохо говорила, из-за этого ей не давали читать стихи в детском саду, из-за чего страдала ее самооценка, она очень переживала. Я перевела ее в логопед. сад, где: 1) было всего 8 человек в группе и только 2 девочки,т.е. она стала прима-балериной даже с такой речью, 2) речь быстро поправили, она стала принимать участие во всех концертах, стала лучшей, 3) воспитатели проявляли просто несказанное рвение в воспитании и обучении детишек, т.е. сад - отличный! Результат - поступили в спецязыковую школу. Чтобы туда поступить, прошли тестирование. Скажу по секрету, не говорила никому, даже своим родителям и лучшей подруге: мы проходили это тестирование еще раз за год до поступления, т.е. в 5 лет, моя дочка с треском провалилась, зато я получила представление о наших проблемах. Т.е. Вам надо попробовать или вот так проверить ребенка, или отдать ее в прогимназию при желаемой школе (поступаемость 90%), или снизить планку. Насчет танцев. В прошедшую субботу в нашей школе был конкурс бальных танцев. Дети с первого класса занимались, приходил учитель дополнительно раз в неделю. Но моя дочка занимается в эстрадной студии, ей было не до этих танцев, она не успевала. В этом году ей захотелось, да и расписание позволило, но в связи с болезнью много пропускала, т.е. танцы практически не выучила. На конкурсе она не вышла даже в полуфинал, т.к. танцевала хоть и чудесно, но неправильно. Это мнение не мое, а специалистов. Переживала? Пять секунд. Я рада, что она умеет себя адекватно оценивать. Лучше всех все равно не будешь во всем, да и надо ли? Правда танцы - наш пунктик, танцуем все время. Главное, что в концертах доверяют, фигура - класс, осанка хорошая, что еще надо? Не переживайте, поменьше конкурсов, если она реагирует на проигрыши. И еще: поищите дело, которым она увлечется по-настоящему, тогда и результаты будут. Ведь самые лучшие танцоры и спортсмены - не самые талантливые, а самые упертые. Знаю по себе, по своим результатам в спорте. У меня были неплохие данные, но мало желания и не было амбициозности. Без них - никуда. Успехов Вашей дочки и Вам! 16.03.2000 11:26:44, Ket
Спасибо за поддержку и советы! Как раз через недельку и у нас первое тестирование, а потом конкурс по танцам, но, кажется, дочка уже сейчас настроена оптимистически, то есть не в соревновательном ключе, а в познавательном: "Что-то там такое будет?". В саду-то она у нас изначально прима, то есть самая-самая (по отзывам всех педагогов), теперь посмотрим, что "на свободе" получится, о результатах расскажем. О "пробном" тестировании: я в прошлом году пыталась это сделать, но у нас во многих школах пятилеток туда просто не допускают, т.к. сразу на собеседование требуют принести медсправку о группе здоровья и пр. Пошли тестироваться в психолого-педагогический центр, довольно успешно. В прогимназию мы ходим, но, во-первых, вероятность поступления от этого не возрастает (это позиция руководства школы), во-вторых, по-моему, уровень подготовки там все равно недостаточен для моего ребенка, поэтому я с ней дома еще занимаюсь. Да, вот еще: прогимназия (или мы, родители? Вот ужас-то!) привила ей негативное отношение к необходимости учебы в школе: "Мам, там же уроки надо делать, и заниматься каждый день!" (конечно, никому это не нравится, а что делать?) Какие итоги будут - время покажет. Еще раз спасибо всем. 16.03.2000 15:56:16, Olga
На счет того что на рисовании и танцах дочь не всегда лучшая. так ведь речь же идет именно об адекватной самооценке, а не о завышенной. Вы же понимаете что в жизни не всегда удается быть первым и лучшим. Здесь опять же самое главное ваша адекватная позиция. Почему она рисует и танцует? Не потому что вы мечтаете сделать из нее известного на весь мир художника или танцора. Ей просто это нравится, и только. Не настраивайте ее излишне на соревнование. Это может очень сильно навредить, оссобенно в таком еще нежном возрасте. Студию рисования нужно выбрать такую, где хвалят и относятся с уважением ко всем детям независимо от их таланта. Важно именно удовольствие от таких увлечений и самовыражение а не победа в конкурсах. Если нужно, могу посоветовать конкретно худ.студии. На счет танцев - здесь сложнее. Часто руководители ориентируются именно на отбор самых способных, да и правила оценок в бальных конкурсах очень субъективны. Здесь вам нужно во-первых вообще пока поменьше конкурсов и во-вторых ориентируйте ее не на победу, а на достойное участие. Сравнивайте не с другими детьми, а с ней прошлогодней. Хвалите за ее личный прогресс, независимо от других детей. Мой сын например занимается горными лыжами. Недавно были соревнования. Я точно знала что он вряд ли войдет в тройку первых. настроила его, что главное правильно пройти трассу и понять что такое соревнования(они были для него первые). Так вот в первую попытку он проехал мимо финиша, ужасно ревел. Зато во второй он проехал всю трассу правильно. И был счастлтив, получил лично от меня приз. И я увезла его до нагрождения, так как результат по времени у него было слабый. И я еще раз поняла что у нас прекрасный тренер - он тоже его хвалил именно за участие и за правильное прохождение трассы. На счет конкурсов в школах-отдельный разговор. Во-первых в ваших силах не дать ребенку узнать о ее поражении. Постарайтесь выбрать школу, где детей любят и не унижают. Вступительные экзамены будут тогда построены в мягкой форме. И делайте упор на успех, говорите о той школе, где ее приняли. А вообще-то мне нравятся как говорят во многих хороших школах: "мы устраиваем вступительные экзамены не для детей, а для себя. По их результатам мы видим какие дети к нам придут и корректируем программу" А в школы, в которых подход другой более жесткий я бы вообще не ходила. Всего доброго. 15.03.2000 13:39:15, Masha
Оля, по этому адресу - http://www.openweb.ru/romek/kind.htm - можно посмотреть игры для развития уверенности в себе у маленьких детей.
15.03.2000 03:24:50, IrinKa
Ирина, большое спасибо! Очень толковые рекомендации, попробуем на практике. 15.03.2000 12:14:24, Olga
Спасибо, за интересную ссылку. 15.03.2000 08:37:50, Татьяна М.












Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

25.05.2018 06:37:46

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!