Раздел: Развитие, обучение

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Белая и пушистая

Общая концепция школы, которую хотим создать

Актуальность проблемы. По достижении 6-7 лет адекватным социальным пространством для ребёнка становится школа. Однако для детей с ограниченными возможностями, в силу объективных причин, выход на уровень массового образования связан с определенными сложностями. Для таких детей необходима специально организованная образовательная среда. При сложившейся государственной системе образования и помощи детям с нарушениями развития детей объединяют по конкретным видам нарушений развития и здоровья в однородные группы (логопедические сады, сады для детей со сниженным зрением, соматическими заболеваниями и т.д.). Однако в настоящее время в России есть большая категория детей с тяжелыми нарушениями развития, которые лишены возможности получать педагогическое воспитание.
В течение последних 10 лет во многих регионах России появились центры для детей-инвалидов, которые, как правило, относятся или к системе социальной защиты, или здравоохранения, или к министерству образования. Однако проблема обучения и развития детей с глубокими умственными и множественными нарушениями остается нерешенной.
Мы понимаем, что существует множество финансовых и юридических трудностей для решения проблемы обучения «необучаемых» на федеральном уровне, понадобится время и немало средств на создание условий для реализации конституционного права каждого человека на образование, независимо от его способностей и возможностей. Пока что развитие педагогической помощи детям с глубокими умственными и множественными нарушениями происходит, главным образом, благодаря активности родителей, энтузиастов-специалистов и заинтересованных управленцев разного уровня, а также благотворительной помощи из-за рубежа. Российская образовательная система предлагает для таких детей надомную и семейную формы обучения. Однако при таких формах обучения ребёнок изолирован от общества других детей, что усложняет процесс социальной интеграции детей с различными нарушениями развития. Кроме того, ребёнок лишен возможности находиться в поле зрения различных специалистов – дефектологов, психологов различного профиля, логопедов и т.п. Более того, в настоящее время отсутствуют критерии аттестации детей с тяжелыми нарушениями развития при надомной и семейной формах обучения, что делает затруднительным, а зачастую и невозможным продолжение таких форм обучения. На практике невозможность аттестации выливается в еще одну большую проблему – лицензирование деятельности образовательного учреждения, поскольку результаты аттестации могут испортить статистику данного учреждения.
Группа родителей детей с ограниченными возможностями готова, опираясь на опыт зарубежной и отечественной педагогики, совместно со специалистами Центра лечебной педагогики осуществлять адаптационную деятельность по отношению к детям с тяжелыми нарушениями развития. Мы считаем, что за основу следует взять опыт работы Псковского лечебно-педагогического центра по обучению и развитию детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Анализ результатов деятельности специализированных лечебно-педагогических организаций показывает, что дети могут дать положительную динамику и выйти на свой собственный уровень.
Цель обучения: самореализация детей с глубокими умственными и множественными нарушениями в процессе их социальной интеграции, что даст возможность накопления каждым ребёнком максимального социального потенциала, определяющего в дальнейшем как можно более широкие масштабы мира, в котором он сможет адаптироваться.
Такая формулировка цели содержит в себе и желаемый конечный продукт (самореализацию ребёнка), и способ его получения (в процессе социальной интеграции).
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Формировать способности познавать собственную личность и доверять жизни, дать ребёнку возможность реализовывать свои (пусть ограниченные) возможности, чувствовать себя равными с другими людьми. Это предполагает оказание помощи ребёнку в познании своего тела, его частей и функций, процессов роста и созревания; в умении принимать помощь других людей; в умении распознавать свои ощущения и управлять ими, осознании границ своих возможностей.
2. Формировать умение позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования. Для этого необходимо привить ребёнку навыки самообслуживания: научить ребёнка сначала сообщать, а затем и удовлетворять свои потребности (голод, жажда, туалет, покой, боль, неудобство, контакт и т.д.), научить его следовать правилам гигиены, видеть опасности и избегать их.
3. Развить способности ребёнка ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его. Для этого необходимо научить ребёнка ориентироваться в жизненном пространстве в ближайшем окружении (жить в школе и дома) и во внешнем (вести себя на улице, уметь пользоваться общественными местами, познавать природу, знакомиться с традициями и т.д.).
4. Научить ребёнка жить в обществе, создать возможность наиболее полной и широкой адаптации его к жизни в обычной нормальной среде, а не в ограниченной группе, формировать умение ориентироваться и включаться в социальные отношения, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности. Для этого необходимо знакомить ребёнка с правилами человеческого общежития: научить формам общения, понимать речь, действовать сообща и самостоятельно, выполнять или отклонять просьбы и запросы окружающих и т.д.
5. Формировать у ребёнка способности познавать предметный мир и умение обходиться с ним, что предполагает ознакомление ребёнка с миром вещей, побуждение его к участию в созидательном труде.

19.02.2005 10:37:12,

1 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Белая и пушистая
продолжение:
Основные принципы работы с детьми:
1. Индивидуальный подход к педагогическому воспитанию ребёнка, в основе которой лежит интеграция профессионалов в работе с каждым конкретным ребёнком. Это единое системное воздействие, выработанное совместными усилиями профессионалов разных профилей. Для каждого ребёнка выстраивается маршрут, некоторая цепочка, в каждом звене которой в рамках адекватного состоянию ребенка фрагмента интеграционного пространства набирается социальная динамика. Необходимая для этого способность определения всего комплекса воздействий на ребенка в данный момент основано на динамической, длительной диагностике каждого ребёнка. Каждое последующее звено интеграционного пространства становится ступенькой к дальнейшему расширению возможностей ребенка и повышению его образовательного уровня.
2. Дети объединяются в небольшие группы для осуществления конкретных видов деятельности (обучения, игр, коррекции, физкультурных и музыкальных занятий, мастерские, группы обучения самообслуживанию и т.п.). Критериями формирования групп могут являться необходимость в помощи того или иного специалиста, возраст детей (при этом не обязательно паспортный, а отражающий реальный уровень психического или физического развития) и прочее. Состав группы также определяется задачей и формой деятельности, которая объединяет как всю группу одновременно, так и часть детей.
3. Адекватная организация пространства. В помещении, где находятся дети в течение дня, выделяются комнаты, их части, столы для определенных видов занятий, еды, игр, изобразительной деятельности, обучения. Здесь могут находиться соответствующие каждому виду занятия привлекательные предметы, игрушки, значимые для данного вида деятельности. На начальных этапах и для отдельных детей необходима организация деятельности в пространстве совместно с взрослым. Следует учитывать, что с изменением содержания деятельности меняются и формы взаимодействия с другими детьми и с взрослыми, что требует определенного опыта общения.
4. Адекватная организация времени. Вся жизнь ребенка в школе не должна быть постоянно жестко расписана по времени и видам выполнения занятий. Создание режима дня, одинакового для всех без исключения детей, нецелесообразно. В pамках общего режима разные дети могут жить в условиях разных режимов дня в соответствии с их индивидуальными особенностями. Наряду с необходимыми формами работы в течение дня дети имеют свободное время, в которое они сами выбирают, чем им заняться, с кем из других детей или взрослых общаться, где расположиться. Это способствует развитию собственной активности ребенка, его самостоятельности, помогает планировать время и деятельность.
5. Направленная организация совместной деятельности детей. Это необходимо для развития социальных контактов, общения с природой, которые могут быть у ребенка не только не развиты или развиты слабо; часто отмечается их искаженное формирование в онтогенезе. К тому же для многих детей процесс обучения является малопривлекательным, мотивация для этого у них недостаточна или отсутствует; при этом приобретение определенных знаний и навыков необходимо. Правильно организованная совместная деятельность (напpимеp, в виде игры) может в непроизвольной форме дать ребенку или облегчить приобретение необходимых навыков и знаний, повысить мотивацию обучения. Формы организации совместной деятельности могут быть разнообразными.
6. Группа взрослых, работающая с детьми, представляет собой содружество единомышленников, которые разными путями добиваются развития и реализации всех возможностей ребенка. Для этого важно, чтобы каждый сотрудник имел представление о содержании работы своих коллег, составил для себя полную картину всех проблем ребенка, его жизни в семье и в школе. Регулярно проводятся совместные обсуждения состояния детей, хода коppекции, трансляция опыта каждого специалиста. Взрослые, работающие с детьми, как и в реальной семье могут выполнять различные функции, играть разные роли – «мамы», которая знает все детские проблемы, понимает их, любому может помочь; «старшего брата» и «сестры»; «бабушки» и «няни». Роли взрослых, в зависимости от ситуации и необходимости, могут меняться; иногда они имеют постоянный характер, так как личностные особенности любого человека определяют его место и роль в жизни семьи.
7. Привлечение широкого круга специалистов для обеспечения комплексного подхода к воспитательной и коррекционной работе, к развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, к его обучению. Организовывать жизнь детей и взрослых в группе должен специалист - квалифицированный дефектолог или психолог. Он знакомится с проблемами развития каждого ребенка, определяет необходимость для ребенка консультаций различных специалистов. Для осуществления наиболее полной и всесторонней помощи разным детям привлекается широкий круг специалистов: дефектологи, врачи, логопеды, психологи различного профиля, логоритмисты, специалисты по массажу и лечебной физкультуре, музыкальные терапевты, аpттеpапевты и другие специалисты. Некоторые специалисты могут работать постоянно, другие могут быть приглашены для консультации, когда того требует конкретная ситуация.
8. Активное участие родителей в воспитательном процессе. Важной задачей является взаимодействие с родителями, помощь им в воспитании и развитии ребенка, в осуществлении общения с ним. В школе создается атмосфера «общего дома», чтобы в случаях возникновения различных трудностей родители не оставались один на один со своими проблемами, могли провести часть времени в группе, присутствовать на занятиях, чувствовать заинтересованность специалистов в помощи их детям.
19.02.2005 10:38:25, Белая и пушистая

Статья дня
Достаточно ли вам ходить пешком – или пора в спортзал?
Как определить оптимальную физическую нагрузку







SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!