Раздел: Методики раннего развития

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Отличия в методиках!

Вот, что я нашла недавно в интернете по поводу разных методик! Вообщем решила разобраться, чем всё-таки такое большое кол-во методик отличается друг от друга! Но ношла только про три:Домана (совсем чуть-чуть), Тюленева и Зайцева! Читайте и делайте для себя выводы, лично я прочитала и сделала!Статья Романа Горенковского:
Проанализировав возникшие вопросы по материалам развернувшейся дискуссии по этим методикам раннего развития, вот какие я обнаружил расхождения методик Тюленева, Зайцева и Домана. Так, случайно начав заниматься по методике Зайцева, можно с успехом продолжить занятия по другим интегрированным программам и курсам в системе МИР. Те родители, кто не смог или не захотел обучить ребенка читать, считать ... - раньше, чем ходить, вполне могут использовать элементы методики Зайцева для обучения составления слов из складов, чтобы затем перейти к компьютеру или пишущей машинке, которые применяются в системе МИР для развития с возраста ребенка в один год.

Какие расхождения методик Тюленева, Зайцева и Домана, прежде всего, бросаются в глаза?

1. Доман против букв, значит, против Тюленева. По Доману: запоминаются и заучиваются целые слова, потом запоминаются предложения. Он ссылается, что в педагогике существует закон: нужно идти от конкретного к абстрактному. Тюленев же напротив, утверждает, что для младенца нет ничего конкретнее, чем буква, которую можно пощупать, помять в руках, попробовать на зуб"...
Не знаю, складываются ли из них предложения самим ребенком?

2. Тюленев начинает с букв и звуков. Методика Тюленева "Читать - раньше, чем ходить" реализована на практике еще в 1988 году и обучение чтению начинается с самого рождения и в год - два ребенок уже читает, а методика поначалу разрабатывалась для первых классов, затем - для старших групп детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет. После 2000 года отдельные консультанты начали методику Зайцева рекомендовать в 2 года, и даже некоторые элементы - с полутора лет.

3. Зайцев также, как и Доман, выступает против букв, и начинает со слогов, значит тоже против Тюленева. Он предлагает использовать кубики, на которых сразу изображены слоги русского языка.

4. Тюленев тоже использует кубики, но, поначалу только с буквами, начиная до года, но в ограниченном объеме. Просто, во многих случаях кубики оказываются ненужными он сразу переходит к пишущей машинке, а Зайцев использует кубики со слогами, или "складами" с 3 - 4 лет.

5. Зайцев делит кубики на железные, деревянные и т.п., тогда как Тюленев считает, что это деление не обязательно и вообще обходится без кубиков, так как малыши по его методике примерно в возрасте года - полутора уже должны (или могут) печатать слоги и слова на пишущих машинках или на компьютере. Это было показано еще в 1988 - 1991 году и приведено в печатных и видеодокументах на некоторых сайтах.

Путаница часто происходит от того, что родители начинают обучать ребенка в разном возрасте. Тюленев для детей старше двух - трех лет тоже рекомендует использовать кубики с буквами и слогами, поскольку малыши такого возраста уже умеют свободно манипулдировать, играть с ними. Но после освоения чтения слов и составления из кубиков, нужно продолжать заниматься по системе Тюленева, которая, кроме чтения, охватывает еще несколько направлений: "Журналист", "Ломоносов". "Предприниматель", "Математик" и другие.

Можно оставить в стороне методику Домана, как совершенно малоприемлемую, и обратить внимание на расхождения и общие элементы в двух других, более эффективных для разных возрастов ребенка, методиках Зайцева и Тюленева.

Теперь рассмотрим более подробно различия в форме, содержании и возрасте обучения детей по этим методикам.

Что общего в методиках Зайцева и Тюленева?

1. Освоение букв - есть у Тюленева как специальный большой раздел, но нет у Зайцева.
Коротко уточняю: для освоения ребенком букв Тюленевым в качестве пособия для детей от 0 до 8 лет разработана специальная азбука, "УРАМИР" называется, а также программа "Мощный интеллект - ребенку", от 0 до 3 лет. Эта программа, кстати сказать, перекрывает возможности всего курса Монтессори. На чем основано это заключение? Так, согласно приведенным Тюленевым результатам за 1990 - 2002 годы, к трем годам, когда Мария Монтессори только рекомендовала начинать заниматься с детьми, по системе Тюленева дети овладевают курсом начальной школы до 2 - 3 класса.

Конечно, если этот этап пройден, то со слогами заниматься проще. Но если этот этап освоения букв пропущен - то нужно более внимательно отнестись к этапу освоения слогов.

2. Освоение слогов (складов) есть у обеих методик Тюленева и Зайцева, это - обязательный этап обучения чтению. Но сроки, методы и пособия авторами предлагаются разные:
- у Зайцева, по результатам (1992) - в 4 года,
- у Тюленева, по результатам 1988-1995 г. - до исполнения 1 года, в 8 - 14 месяцев.

В какой форме предлагают Тюленев и Зайцев пособия для освоения слогов?

- В своей методике Зайцев предлагает слоги в виде кубиков и таблиц.

- В системе Тюленева слоги изучаются на карточках, затем, при помощи пишущей машинки или компьютера, если они имеются и, далее, в виде таблиц и только в последнюю очередь на кубиках. Почему? Потому что речь идет о младенцах до года, когда самое сложное из перечисленного - это кубик с разнообразными гранями.

Какие методы предлагают эти авторы для освоения слогов:

- Зайцев предлагает для освоения слогов слушать, манипулировать и петь.

- Тюленев предлагает для освоения слогов целую систему игр и занятий, включающую в качестве частного случая способы Зайцева, и которые называются игрозанятиями. Эти игрозанятия охватывают все виды деятельности, которые к данному возрасту должен или может освоить ребенок. Какие это игрозанятия?
испеченные слоги на вкус. Полный перечень игрозанятий по обучению чтению слогов и составлению из них слов по системе Тюленева имеется в РК МИР-2.
Роман Горенский, Москва

Так как много не вместилось, пишите мне на мыло и я вам обязательно отвечу! Всё пока девчонки побежала, а то ещё нужно своей наготовить!:)))
15.08.2004 20:25:44,

4 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Небольшое дополнительное ИМХО:

-в системе Зайцева есть однобуквенные склады = буквы практически, есть предложенные попевки про алфавит даже, так что не могу согласиться с тем, что методика не охватывает изучение букв,

-хорошо бы ввести еще такое сравнение для методик всех авторов: "польза для здоровья". Я видела только положительные отзывы на методики Зайцева - от офтальмологов, логопедов, + могу предположить, что сидеть и смотреть в компьютер все-таки менее полезно, чем ходить-бегать (лазить на комплексе) возле таблиц с буквами. Может, есть ссылки и на какие-то исследования по другим товарищам? В принципе, учитывать особенность детского организма можно (нужно), не взирая на методику, однако для меня есть дополнительный плюс (чисто по-человечески), что автор думал и об этом, а не только об ускорении процесса.
16.08.2004 14:29:22, СМ*
Хочу еще дополнить - я с интересом отношусь к разным методикам, и знакомилась со всем, что встречалось, отдельные элементы много кого использовала, кроме таинственной МИРовой системы :) 16.08.2004 14:44:38, СМ*
Ну, пришлите адрес, если хотите разобраться, о чем МИРР. 16.08.2004 17:17:43, Натал
Ну, теперь-то я имею представление, в т.ч. и благодаря Вашим постам, спасибо :) Я не слышала об этом, пока дочка была маленькой. Теперь ей уже 7 с лишним, и для РР мы уже "переростки" - наши занятия перешли в другой режим :) 16.08.2004 17:42:05, СМ*

Статья дня
Самые быстрые беляши и пирожки на сковороде
Бездрожжевое тесто на кефире для пирожков, рецепт







SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!