Раздел: (б.п никитин. адаптация)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

О педагогике Б.П. Никитина

Памяти Б.П. Никитина - великого гуманиста, Педагога, Отца и
Воспитателя XX века.

В конце второго тысячелетия, в январе 1999 года умер Борис Павлович Ники-тин, основоположник педагогики будущего тысячелетия, воспитатель и педагог, который был не только продолжателем лучших новаторских традиций россий-ской педагогики, но и признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, опередивших свое время и которые еще только предстоит оценить научному и педагогическому со-обществу.
Это был человек слова и дела, отец семерых детей, дед 17 внуков, автор многих книг, ставших настольными для более 15 миллионов семей во многих странах.
Жизнь Б.П.Никитина - пример неустанного творческого поиска, новаторства, неравной борьбы с закостеневшими воззрениями государственных бюрократиче-ских систем. Как человек прогрессивных демократических убеждений, свято ве-рящий в Разум и не скрывающий своих взглядов, он многие десятилетия факти-чески в единственном лице, фактами и делом доказывал ошибочность ряда фун-даментальных педиатрических и педагогических положений, представлял есте-ственную оппозицию существующей системе образования и здравоохранения, спо-собствуя движению вперед. Его трудами заложены основы родительской, вне-школьной и антизатратной педагогики, что особенно важно в условиях сегодняш-них проблем России.
Еще в 1958 году Б.П.Никитин во главе группы более 30 молодых педагогов и воспитателей безуспешно обращался в государственные и партийные органы с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практиче-ских навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориен-тацией. Сегодня это направление как никогда актуально и требует реализации.
После репрессий, начался новый период жизни и творчества Б.П.Никитина совместно с Л.Никитиной, верным другом, женой и соратником. Этот период па-мятен всем родителям старшего поколения и войдет в историю как период созда-ния “родительской педагогики”, или педагогики естественного развития. Жизнь Б.П. Никитина, его неустанная борьба как педагога-новатора с общепринятыми заблуждениями была неотделима от его научных и педагогических поисков. Он еще в 60- 70-е годы открыто и неустанно заявлял, что традиционная система об-разования и здравоохранения вступили на путь паратизитирования общества, сознательно и безответственно программируя чрезвычайно заниженный уровень общественного интеллекта и здоровья народа. Более того, результаты этого вели-кого воспитателя и педагог столетия, а также его последователей, доказали его правоту. Предсказывая грядущую катастрофу, Б.П. Никитин фактически один противостоял не только чиновникам Минпросвещения и Минзддрава, но и тог-дашним средствам массовой информации, обрушивавшим на него и его последо-вателей клевету и домыслы. Сотни клеветнических, заказных публикаций - убе-дительное доказательство этой беспрецендентной борьбы бездарных чиновников и обслуживающих их педагогов и журналистов против интеллектуального разви-тия своего народа. К сожалению, научные и политические прогнозы Б.П. Ники-тина полностью подтвердились: население России и стран СНГ, фактически об-ращенное в рабство существующей системой образования, оказалось неспособным к выживанию.
Наследие Б.П.Никитина огромно и многогранно. Оно играет чрезвычайно важную роль в дальнейшем освобождении педагогики от предрассудков и заблуж-дений.
Еще в 60-е годы он проверил и выдвинул комплекс рекомендаций, известный под названием программы “Детство - без болезней”, многие положения которой давно стали фактически общепризнанными. Революционные результаты были получены Б.П. Никитиным и подтверждены в десятках тысяч семей по многим направлениям педагогики развития ребенка: великолепные показатели физиче-ского развития, чтение с 3,5 лет, феноменальные результаты интеллектуального тестирования детей, развиваемых по “системе Никитина” привлекли внимание зарубежных специалистов и сразу же стали достоянием мирового педагогического опыта.
На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материа-лов, Б.П.Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели уча-щихся. В результате этих многолетних исследований и наблюдений, Б.П.Никитиным сформулирован фундаментальный “закон необратимого угаса-ния возможностей эффективного развития способностей” - НУВЭРС. Необходимо отметить, что Б.П. Никитин не только глубоко обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения негативного влияния этого закона на уровень интеллектуаль-ного развития будущих поколений. Это событие вызвало глубинные изменения в научных педагогических представлениях, привело к фактическому крушению традиционных педагогических взглядов, которые пока еще сохраняются ис-кусственно в странах с наиболее низкими темпами развития.
В работах Б.П. Никитина каждый находит неисчерпаемый кладезь идей буду-щей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы он раскрыл огром-ные дидактические возможности деловых, “производственных” игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику “домашнего театра” в решении задач духовного и творческого воспитания и множество других приемов и реко-мендаций.
Фактически Б.П. Никитин являлся одним из немногих педагогов, кто всегда и самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Этим он снискал всенародную любовь миллио-нов своих последователей. Руководимый им авторский Центр “Никитинской пе-дагогики” стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом великого от-кровения, где им открылись глубина, беспредельные возможности и перспекти-вы семейного воспитания.
Предложенные им в конце 60-х годов методы естественного развития и разви-вающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время Б.П.Никитин рекомендовал использовать для обучения детей практически полезным навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал со справедливой и резкой критикой существующих школьных про-грамм, указывая на необходимость пересмотра до 70 процентов их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губи-тельными, противоречащими природе ребенка с одной стороны, и интересам го-сударства, с другой.
Существующую методическую систему дошкольного и школьного образовании Б.П. Никитин считал фабрикой по уничтожению талантов и гениев, здоровья России, и в этом его можно считать “Земмельвейсом 20 века”, открытия которого спасли сотни миллионов жизней женщин - рожениц.
Открытия Б.П. Никитина сохраняют ныне сотни миллионов талантов и здо-ровья детей во всем мире.
Рдители в России и во всем мире испытывают чувства глубочайшей благ
19.03.2000 13:09:32, Центр "МИР детей"

1 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ну надо же! А не та ли статья в "МК" его "добила"? Она, по-моему, в январе и вышла, и не было там ни одного слова про кончину Никитина. Прямо и не верится как-то. Только недавно обсуждали судьбу детей Никитиных... 22.03.2000 12:36:39








18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!