О выборе школы. Заметки педанта

Когда мы выбираем школу из нескольких, мы сравниваем плюсы и минусы. Для одного важна близость к дому, для другого - сильный педагогический состав, для третьего - хорошая атмосфера, для четвертого, возможность для ребенка продолжать заниматься любимым делом после школы и так далее. Так или иначе, каждый из тех, кто озабочен проблемой выбора школы для ребенка, составляет свой собственный набор критериев и расставляет их с точки зрения приоритетов. Засада состоит в том, что этот список может быть разным, для разных людей. И минусы для одного, могут быть безразличными или даже являться плюсами для другого.

По каждому из субъективно значимых критериев необходимо ответить на вопрос: удовлетворяет ему рассматриваемая школа или не удовлетворяет. Причем мы никогда, ни в одной школе, не получим плюсов ПО ВСЕМ нашим критериям – это фантастика. Поэтому отзывы из серии – все так хорошо, что лучше не бывает, меня лично сильно настораживают. На практике, так или иначе, придется на что-то закрыть глаза, просто потому что плюсов, тем не менее, сильно больше чем минусов и их больше, чем при любом другом варианте. Главное, чтобы мы охватили все важные критерии, ничего не упустили, а наши плюсы, поставленные до того, как сделан окончательный выбор, не превратились в минусы, уже после.

Очень важно понимать, что вообще мы имеем с данными критерием в системе образования в целом. Если ты живешь на Северном полюсе, ну глупо же рассматривать школы по критерию: «не больше часа езды на оленях от дома», верно?

Любое «измерение» - это всегда сравнение с неким эталоном. Таких признанных «эталонов», среди школ Москвы, для детей с высоким уровнем способностей, не так уж много. Именно поэтому их обычно так бурно обсуждают все, имеющие способное чадо, кому вообще интересна тема качественного образования ребенка в современных условиях. Чтобы вычленить ВСЕ значимые для себя критерии, ничего не упустив, чтобы правильно расставить по ним плюсы и минусы и чтобы, даже уже сделав свой выбор, продолжать держать руку на пульсе.

Например, хороший учитель – замечательный критерий. Но что такое в реальности – хороший учитель, при условии, что очевидно, идеала не будет никогда? А вот рядом со мной школа, где вот так, а как должно быть или как может быть при самом лучшем раскладе? Или вот, например, английский язык. Когда я выбирала школу, для меня очень важно было, чтобы язык начинали учить как можно раньше и учили его как можно больше. Уже года через два четыре часа языка в неделю превратились из плюса, в минус. Я упустила очень важный момент - качество преподавания. Лучше никак, чем плохо. Но качественное преподавание языков в Москве (качественное - по моим субъективным критериям), имхо, из серии критериев «не больше часа езды на оленях до школы от Северного полюса».
27.10.2008 15:22:51, Красно Солнышко
[ответить]
Да, Маша, читаю я вас вот уже несколько дней в разных местах (имею в виду именно эту тему) и что-то задумалась - может, пора мне начать усиленно отговаривать мою дочь от идеи этой школы... А то она что-то очень серьезна на нее нацелилась, а может, лучше что-то поспокойнее :)) Мдааа. Но все равно спасибо за то, что пишете тут, хоть информация для размышления. 28.10.2008 10:41:03, Мумми-мамусик
[ответить]
Имею одаренного ребенка (по заявлению окружающих специалистов), я бы сказала с большими интеллектуальными задатками и непростым характером. Я сейчас понимаю, что школы, подходящей нам НЕТ, видимо есть, но близко я их не вижу, вижу общие проблемы образования и людей, работающих в этой области (особенно школы). Сейчас пошли в музыкалку, где имеем развивающую среду с частично-индивидуальными занятиями и возможностями самореализации, имея при этом способности. Еще спорт, тоже есть успехи и танцы (хвалят). Сама страдала от слабости школы и сверстников в свое время (скучно), но смирилась и добирала "на стороне". Думаю, что путь повторяется, зато в "простой" школе меньше будут приставать (очень надеюсь), отстрелялись, а потом на занятия по интересам. Пока выбрали началку близко, потом посмотрим, если совсем плохо будет, больше всего контингент смущает... А может и ничего, тоже не самые плохие варианты рассматривали. 27.10.2008 23:03:32, E_VIKT
[ответить]
Для способного, мотивированного ребенка идеальный вариант, имхо, это когда школа учит хорошо в школьное время, но не занимает нешкольное. Потому что если загружать нешкольное время тоже - у ребенка не остается времени на собственные интересы. А именно занятия по выбору и по интересам, а вовсе не выполнение обязательных заданий, и являются развивающими.

В начальной школе, если смириться с тем, что темп черепаший, такое еще можно найти. Если еще при этом не тратится время на дорогу, то можно считать такую школу идеальной. Но дальше, найти такой почти идеал - практически невозмножно.

Практика загружать все свободное время может быть и оправдана для детей, которые учиться не любят, которых если все не занимать хоть чем нибудь, будут жвачку жевать и телевизор смотреть сутками. Но для ребенка с высокой познавательной активностью это не оправдано.
Однако, на практике начиная со средней школы вариантов только три:
1) Учат плохо, но сильно загружают после школы
2) Учат хорошо, но загружают и после школы весьма и весьма
3) Учат плохо, после школы тоже не загружают.
28.10.2008 12:44:29, Красно Солнышко
[ответить]
Вариант 3 самый подходящий:) Большие сомнения у меня, что школа вообще нужна... (такая)
На след. год в школу, идем рядом с домом (смущает только черепаший темп, может скакнем потом из 3-го в 5-й гимназии, если совсем туго будет), все знакомые смотрят странно, возят детей по 2 часа на подготовку, мы от подготовки отказались вообще, нет престижных школ рядом. Значит, правда, что в хорошей школе (где учат), сильно загружают, тоже не вариант, уже много интересов, кроме школы.
Девица способная, но очень своенравная, не понравится что-то, не будет учить, хоть двойки ставьте, может подрастет, но опасаюсь проблем. Если какая-то тема интересна, может долго "копать", привлечет литературу. Рациональна, не будет зря "ерундой" заниматься, скучно ей. Не терпит она консерваторов упертых, активно. Возможно ей бы подошла какая-то продвинутая школа, я таких не знаю.
Мне не особенно нравится, что ее везде нахваливают, я вижу ее недостатки (не особенно старается, просто схватывает быстро), видимо она выделяется "на фоне", это вредит ее развитию. Нужен ей сильный коллектив, в саду изнывает на занятиях.
Вы очень правильно формулируете, согласна с Вами по всем пунктам, хотя еще так плотно не сталкивалась с этой областью на данном этапе.
29.10.2008 10:08:27, E_VIKT
[ответить]
Могу написать о себе. Мы шли в 57 по большей части из-за контингента учеников и родителей. И не ошиблись. По крайней мере про класс моего ребенка могу сказать : очень много родителей, закончивших МГУ. Для меня это показатель определенной среды (моей среды), т к мы с мужем тоже закончили университет. Хотя отбор проводили в класс этого не учитывая. С учителем все сложнее. Мы узнали, кто будет учитель, только после того, как вывесили списки. Так что особо тут не разбежишься. Но я считаю, что с учителем тоже все тьфу тьфу. Надеюсь так будет и дальше. 27.10.2008 18:50:42, прочитала
[ответить]
Солнышко, следующим шагом - логичным - будет, если Вы составите чек-лист для выбора школы :) С перечнем всех критериев отбора и их расшифровкой. Сделайте милость - составьте, используя такскать накопленный опыт... ! для 5 класса бы нам такой чек-лист получить ... 27.10.2008 18:30:03, МоЗайка
[ответить]
Читайте архивы, что называется:

Плюсы:

1) Возможность выбора любых занятий в любом объеме.

2) Обязательным является только самый-самый минимум. Его предоставление ГАРАНТИРУЕТСЯ.

3) Обязательная организация в каждой школе работы с экстернами. Мотивирование школьников на самостоятельную проработку отдельных курсов.

Минусы:

1) инфраструктура (внутришкольная) для тусовок и развлечений

2) Отсутствие в школе места, где ребенок может отдохнуть, провести окно между уроками.

3) Отсутствие в школе места, где ребенок может сделать уроки, почитать или заняться любой тихой деятельностью по выбору (вышивание, лепка, бисероплетение и т.п.)

Копилка (+...-)

- Детей в классе не более 20

- Близость к дому

- Достойные зарплаты учителям, благодаря чему школа имеет возможность выбирать учителей на конкурсной основе, а не бегать за каждым. Хочу, чтоб в школу пришли интересные люди

- Директор школы – грамотный администратор

- Школа полного дня исключительно по выбору и при наличии дополнительных помещений, т.е. помещений для кружков (если обычный класс для этого не подходит), игровых, комнат отдыха (не обязательно это спальни, но что-то вроде домашней обстановки - диваны, кресла, мягкие ковры)

- Дети учатся в группах по выбору с учетом их текущего уровня. В разных по различных предметам.

- Прекрасная школьная библиотека с читальным залом

- Повышение общего уровня и значимости учителей начальной школы и воспитателей детских садов путем повышения требований к уровню и качеству их подготовки - обязательность высшего образования, включающего знания детской психологии. А уже это подразумевает повышение зарплаты до "достойного уровня".

- Наличие в школе Интернет-кафе

- Можно приходить в школу когда хочешь и уходить из нее когда хочешь, можно не ходить месяцами или ходить каждый день. Единственное ограничение - в некоторые ограниченные сроки необходимо сдать минимум.

- Отсутствие классно-урочной системы

- Наличие уроков

- Возможность посещать различные кружки в группе продленного дня.

- Учитель обладает знаниями по детской психологии (т.е. соответствующее высшее образование, это не девочка, окончившая педагогический колледж, в котором даже конкурса не было при поступлении).

- В каждом классе сделан евроремонт.

- Первый иностранный с первого класса, второй - с третьего...

- Первый иностранный с первого класса

- Пять уроков физкультуры в неделю

- Каждое родительское собрание собирают деньги.

- Детям ставят двойки за забытую тетрадь

- Учителя курят в школе

- Не могут в срочном порядке найти замену заболевшему учителю

- ЛЮБЫЕ обязательности

- Сам по себе конкурс учителей не дает гарантии получить хорошего учителя: НЕ всякий, кто умеет хорошо сдавать экзамены, выигрывать конкурсы и т.п., НА САМОМ ДЕЛЕ является ЛУЧШИМ специалистом, а среди непрошедших конкурс могут оказаться те, кто больше подходит на эту должность.

- Ограничения, несовместимые со школой, как инфраструктурой (внутришкольной) для тусовок и развлечений

- Создание препятствий на пути родителей в школу.

- Ограничения, несовместимые со школой, как инфраструктурой (внутришкольной) для тусовок и развлечений

- Школа полного дня

- Отсутствие аттестации как таковой

- Работа на результат любыми средствами
29.10.2008 10:12:10, Красно Солнышко
[ответить]
и нам бы для 5-го :) 27.10.2008 23:51:58, Irkin
[ответить]
Ты хочешь держать руку на пульсе. Но, на мой взгляд, за всеми этими бесконечными спорами о нашей школе, главное не звучало. Не говорили о том, КАК учат в школе. Какие плюсы и минусы именно в обучении. Т.е. в том основном, ради чего собственно мы школу и выбираем. Вот и ты пострадала с английским, потому что упустила самое важное в оценках - качество обучения!
Не по месту расположения оценивается качество школы. Педагогический состав не обсуждался, программы и методы обучения не обсуждались, даже атмосфера не обсуждалась. Немного была затронута тема олимпиад и все. Я рада, конечно, если эти разговоры были для кого-то полезны, но я со своей колокольни не вижу ничего, что могло бы подтолкнуть человека к какому-то решению.

P.S. И еще. Мне кажется, что ты, вопреки декларируемым тобой идеям разоблачить мыльный пузырь и помочь людям не совершить ошибок, далаешь фантастическую рекламу школе:)
27.10.2008 18:05:57, Ирина П
[ответить]
Я не упустила момент качества в принципе. Я упустила тот момент, что методики везде одинаково устаревшие и неэффективные в современных условиях. Что учиться на стороне получается гораздо быстрее и проще и очень быстро упираешься в то, что школьный английский просто теряет смысл. В принципе, у меня была такая гипотеза, поэтому я хотела другой язык, не английский в школе, но таких школ в доступной близости в принципе не оказалось.
А так, именно качество и высокий уровень сложности обучения - это мой основной критерий можно сказать. Но оговорюсь: для старшего ребенка.
27.10.2008 18:50:54, Красно Солнышко
[ответить]
Именно, Маш, дело в оговорках. Мне было по большому счету все равно, куда пойдут старшие в началку, они и пошли рядом с домом. А мелкая - "поедет". Да, поедет с 7-ми, а не 6-ти как старшие, во-первых, потому что не мальчик, во-вторых, потому что ей ОЧЕНЬ не все равно, в-третьих, потому что ни математик ни разу. А мое глубокое, хотя может и ошибочное, убеждение состоит в том, что язык лучше учить чем раньше, тем... Хотя бы потому, что к 5-му уж точно можно скорректировать. Но, мы пойдем не в английскую спецшколу. 27.10.2008 20:25:27, Мама-3Д
[ответить]
По поводу английского я с тобой согласна, а вот Alice, боюсь, не согласится. Она всегда пишет, что в ее школе эффективно учат английскому. Может, ты плохо искала?:) 27.10.2008 19:40:21, Ирина П
[ответить]
Кроме Алис в этой конференции есть люди из их же школы. И что то у их детей не так все безоблачно, как у ребенка вузовского преподавателя иностранных языков :) Мне вот тоже, в принципе, не очень критично даже средненькое преподавание математики. Я могу, конечно, и возмущаться время от времени (впомни, что написала Алис про 5-ый класс в этом году), однако понятно, что все равно вытяну сама, если что, все пробелы восполню. Чего не могу сказать про некоторые другие предметы, в частности, про английский. 27.10.2008 21:11:34, Красно Солнышко
[ответить]
Не в тему. Главное, что я для себя вынесла из дискуссий последних дней, частично мною же инспирированных, и мне во всяком случае очень и очень полезных, это что я буду искать сначала просто началку, а потом уже - среднюю школу (и, возможно, потом отдельно старшую).

(Потом я вспомнила, что ряд школ могут просто и не взять детеныша в 5 класс - только гимназии - и опять задумалась, а правильно ли я поступаю ;))
27.10.2008 17:05:41, АнглоГалка
[ответить]
Для меня еще негативный момент при таком подходе - это смена коллектива. В старших классах уж ничего не поделаешь, надо, так надо. А пока дети маленькие, мне кажется, комфортнее не менять одноклассников. 27.10.2008 18:12:37, Ирина П
[ответить]
Это правда, но я надеюсь, что у моих будут одинаковые склонности, вдвоем - уже легче сильно 28.10.2008 09:42:23, АнглоГалка
[ответить]
5-й класс - не такие уж и маленькие. У меня оба сменили коллектив: один в 6-м, один в 5-м. Так вот, у 5-ти клашки смена произошла менее болезненно, чем у 6-ти. 27.10.2008 19:01:48, Мама-3Д
[ответить]
Быстрее всего это связано с разностью их характеров.
А 5 класс - это 10 лет человеку. По мне маленький:) Я сама 2 раза меняла класс, как раз после началки и ближе к старшей школе. Оба раза достаточно болезненно. Но там еще осложнялось тем, что я приходила в готовый коллектив, а в гимназии часто набирают всех новых. Это плюс, конечно.
27.10.2008 19:28:30, Ирина П
[ответить]
В том-то и дело. Если менять 5-й класс с прицелом на смену качества образования, то именно гимназия и новый коллектив. Старший-то в 6-м тоже пошел в "гимназию": наша школа первый год набирала 5-6 класс, так что коллектив был новый. Так ему было болезненней, потому что 5-й он уже пережил в новой школе, а в 6-м оказалась опять новая школа. Но по мне 10 лет уже не сильно маленький:) Меня перевели в 9 лет из национальной казахской школы в маленьком райцентре, ЗАТЕРЯННОМ В СТЕПЯХ Казахстана в школу-интернат с китайским языком в Москве, жива же:) 27.10.2008 20:20:56, Мама-3Д
[ответить]
Ну да, в этом месте ставим минус. Я с тобой согласна. Но важен не один конкретный минус, а общая картина. 27.10.2008 18:51:54, Красно Солнышко
[ответить]
Правильно, не сомневайтесь.
Во-1 за время учебы Ваших детей в младшей школе многое может измениться и в самой школе (к примеру, "уйдут" хороших учителей по главным предметам), во-2 у детей могут вдруг интересы поменяться-проявиться (были склонности к языкам и вдруг оказалось к химии (пению) тянет, а химия- то как раз и слаба в данной школе) да и в-3 -у Вас вдруг обстоятельства личные могут поменяться -мы вот вообще в другой стране оказались, а тоже за школу долго "хлопотала" и 4-Ваши личные взгляды на образование могут поменяться (читайте Машу КС), 5-может Вас замумукает крокодилов-фонарики вырезать-клеить, готовить кучу докладов, писать много контрольных в день (много ниже показательна дискуссия о количестве знаний в хороших школах) и вообще на экстернат потянет, да еще в стране черти-что с этими ЕГЭ-неЕГЭ, а дальше если смотреть - мальчики (читай армия).
27.10.2008 17:37:59, Аликс
[ответить]
Вот пятый пункт - просто бальзам на душу :)
Как же замумукали и продолжают мумукать :)
27.10.2008 17:50:01, Красно Солнышко
[ответить]
Гы. ЭТо я ток недавно после Плешакова;-))) с его крокодилами гребенчатыми, по мотивам тскать. И главное РЕАЛЬНО ребенку пользы от этой рабочей тетради 0. И еще у нас на труде КОРОБОЧКИ КЛЕИЛИ!!! Зато вся семья "трудоустроена", ДОСТАЛО. 27.10.2008 17:57:43, Аликс
[ответить]
Спасибо! Машу КС изучаю практиццки как библию ;) Соображения о том, что проявятся/изменятся склонности, конечно, учитываю. 27.10.2008 17:49:23, АнглоГалка
[ответить]
:))) 27.10.2008 17:51:38, Красно Солнышко
[ответить]
Галь, не совсем так. Набор в 5 класс есть много где. Собственно, отличных гимназий, из которых можно выбирать, более чем достаточно. В 7-8 классе к ним присоединяются лицеи, и идет вторая волна набора в гимназии. Т.е. практически всю среднюю школу, кроме провала в 6 классе, в который не набирает почти никто, можно выбирать.
Насчет набора в старшую школу, т.е. в 10 класс - это вам еще дожить надо:) но с этим ЕГЭ еще неизвестно. что будет. Вот как только ввели ЕГЭ в 9 классе, школы моментально свернули набор в 9, никто не хочет выпускать на ЕГЭ ребенка, в котором они не уверены. М.б., что и набор в 10 будут потихоньку сворачивать, не все уверены в том, что за 2 года достойно выведут детей на ЕГЭ. Но средняя школа предоставляет массу возможностей для выбора, имхо.
27.10.2008 17:11:21, Mercury
[ответить]
Душенька!! Мне бы с началкой определиться, ну и не дергаться, что в 5 (?) классе будут варианты.

27.10.2008 17:28:09, АнглоГалка
[ответить]
За четыре года знаешь еще сколько воды утечет?
Жить надо сегодняшним днем. В нашей стране - особенно.
27.10.2008 17:34:28, Красно Солнышко
[ответить]
Ну да, или ишак, или шах... хотелось бы, чтобы не я... 27.10.2008 17:35:38, АнглоГалка
[ответить]
:)) Душенька отвечает:
1. Определишься
2. Варианты будут:)
27.10.2008 17:30:01, Mercury
[ответить]
:)) 27.10.2008 17:35:12, АнглоГалка
[ответить]
По поводу того, что хороший выбор в 5-ом классе - это только юго-запада касается. На диаметрально противоположном конце - никакого выбора. Гимназии очень средненькие. Хотя, конечно, набирают они все действительно в 5-ом. И никаких проблем с поступлением подготовленного ребенка нет.

А вот начальных школ у нас много хороших. Вокруг нас - 4-5 я могу назвать. А там уже прицельно надо на учителей смотреть. Кто берет в нужный год. И практически все эти школы - чисто начальные. В отдельном здании - четыре класса.
27.10.2008 17:23:51, Красно Солнышко
[ответить]
Все-таки потом-то география расширяется, в смысле сейчас я с глубоким внутренним сомнениям решалась возить детей по 40 - 60 минут, а 11-летние все же легче перенесут такую дорогу... впрочем, Москва к тому моменту может просто "встать"...

Это тоже трюизм, сказала бы Светлана ;))
27.10.2008 18:03:59, АнглоГалка
[ответить]
Это не трюизм, это весьма неоднозначное утверждение ;-)огласна с Машей, в 5-м классе выбор расширяется далеко не во всех районах. А с 11-летними проблема встает другая - они обычно уже ездят сами, а ребенок в самостоятельном плавании в общественном транспорте - это местами и временами гораздо менее приятно, чем 6-ти леточка, бережно доставляемая родителем,водителем или няней. 27.10.2008 18:27:20, Светлана
[ответить]
Согласна практически со всем. Я не знаю, как отвечать на вопрос: "Подскажите хорошую школу в вашем районе", хотя я их достаточно изучила. И удивляют утверждения (как в частности с родителями пресловутой 57й - "что вы все на нее накинулись, школа-то все же хорошая"). Чем и для кого она хороша - вот в чем вопрос. Родителям тех, кто попал туда на одном дыхании, без осложнений, живущих в достаточной близости, чтобы не жалеть мучительно и бесцельно потраченных в пробках часов, да еще и к хорошему учителю, ну и т.д. - школа безусловна хороша. А родителям детей, которых вот так походя отбросили даже с платной подготовки? Или вот мне, живущей в полутора часах по пробкам от нее, и честно говоря даже не рассматривавшей никогда ее в качестве хоть какого-то варианта? Я не могу назвать ее хорошей (да и не только ее одну), просто потому что она мне не подходит по многим критериям.
Равно как и понятие "хороший учитель". Чем и для кого он хорош? Если учитель и ученик на одну волну настроены, тогда и процесс учебный пойдет семимильными шагами (это для меня например), а кто-то может и недоволен будет качеством обучения, недостаточной интеллигентностью или чем там еще.
Критерии у всех свои, поэтому хорошие школы и учителя у всех свои, главное их найти.
27.10.2008 16:26:26, SunFlower
[ответить]
Именно так.
Не хочу переходить на конкретные школы, это неважно.
Важно то, что просто сказать - хорошо или плохо, это не сказать ничего. Надо сказать конкретно ЧТО хорошо, а ЧТО плохо.
А чтобы получить такую информацию, без длительного обсуждения никак не обойдешься.

И конечно в первую очередь всем интересны ведущие школы. Поэтому регулярно обсуждают 57-ую, регулярно обсуждают Л2Ш. Обсуждают Станкевича, когда говорят об изучении языков. Это все школы – эталоны. А как должно быть? Обсуждали бы и «И-л» если бы там не 200 человек во всей школе училось бы, а 1000 и не был бы он на краю географии.

Чем лучше школа, тем более она на виду и более доступна географически - тем больше будут обсуждать как плюсы, так и минусы – это очевидно.
27.10.2008 16:36:44, Красно Солнышко
[ответить]
Так это все трюизмы, Маша, а не откровения. Аксиоматика, которая не требует доказательства. Позиция, которая подразумевается, когда ведется здоровое обсуждение. 27.10.2008 15:41:53, Светлана
[ответить]
В начале я начала отвечать на один из вопросов ниже, а потом решила, что лучше будет, если я сделаю просто вот такое обобщение :)

Когда я читаю предложения послушать бабушек, выходящих из школы, мне странно. Я не вижу смысла слушать этих неизвестных мне бабушек.

Точно так же, мне странно слышать от тебя, что тебе известен один очень хороший учитель, а других просто не существует. Очень хочется понять, по каким критерием этот учитель так хорош и почему ты уверена в его уникальности. А, главное, как тебе удалось выяснить заранее, что вот это как раз тот учитель? Мне бы такое ноу-хау не помешало. Младшему то как раз придется искать.

Когда старшая шла в школу, то учителя я увидела первый раз в конце августа на собрании. Все четыре года были сомнения. Только в конце четвертого класса стало понятно, что я ее недооценивала и просто не понимала, как вообще нам с ней повезло, особенно, вот с таким вот конкретным ребенком.
27.10.2008 15:59:26, Красно Солнышко
[ответить]
[пусто] 27.10.2008 18:19:34
[ответить]
"я очень даже вижу [смысл слушать неизвестных бабушек]. Вот сейчас я таким образом нашла ребенку тренера по роликам ...

"мне известен один хороший учитель, вполне возможно, что есть и другие хорошие, но как их, таких хороших, искать я не знаю".
...

"Все, больше никаких вопросов я никому не задавала, никакой информации не собирала".

С логикой Петерсон у меня точно неважно :). А что мешало послушать бабушек в своем районе и найти рядом с домом такого же профессионала? Неужели только уверенность, что других таких в принципе не бывает или все-таки желание непременно учить ребенка в брендовой школе? :)

По поводу нашего учителя. Мне она казалась слишком мягкой поначалу. Мне хотелось, вот для этого конкретного ребенка, педагога пожестче. Но результаты четырехлетнего обучения показали, что ее стиль вполне успешен. Других "претензий" у меня не было.
27.10.2008 21:19:48, Красно Солнышко
[ответить]


Добавить свою тему для обсуждения

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2021, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.