Раздел: Психология, переходный возраст

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Cat-S

самооценка и оценки в школе, психология

Навеяно сообщением расстроенной мамы:
[ссылка-1]

А как связана самооценка с оценками вообще и со средой выше ребенка по уровню? Ребенок же понимает, что это такой специальный загончик, где происходят тренировки на высоком уровне, а во внешнем мире все гораздо проще-примитивней-расслабленней. Ясно же, что "двоечник" в спортивной школе по фигурному катанию, даже зачмуренный тренерами и родителями, на двором катке будет кататься как Бог.

Или даже не так сформулирую, по-другому. Отчего зависит, что некоторым "двоечникам в сильной среде" становится все равно, и они перестают развиваться дальше, а некоторые в точно таких же условиях, несмотря на отрицательную обратную связь, продолжают развиваться?
23.06.2017 12:38:06,

60 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
nastyk
У нас похожая ситуация, сдавал экзамены, поступил в сильную школу, и теперь учится "на грани вылета". Но он особо по этому поводу не парится, т.к. почти весь класс учится так же. Чувствует себя в школе отлично, ему там все нравится. Не то чтобы оценки его не волнуют, но в гораздо большей степени его волнует его авторитет в классе, а с этим все в порядке.
А как другие ученики себя в школе чувствуют? Может это у вас так из-за тооо, что учителя излишне придают значение этим оценкам, или вы сами на ребёнка излишне давите.
24.06.2017 11:55:36, nastyk
Cat-S
Я не придаю сакрального значения оценкам, как раз наоборот.

Оценки относительны, это местная валюта. С разным обеспечением знаниями для каждой школы.
24.06.2017 13:25:19, Cat-S
Я думаю, зависит от интереса к предмету. Охота пуще неволи. У меня не двоечница, но поначалу всегда медленее других, она учится и многое воспринимает иначе. Оценки поначалу могут быть так себе, но ее это не особо волнует, поскольку ей интересен предмет, и со временем она становится лучшей или одной из лучших даже среди очень сильных детей. Но у нее как у дислексика очень высокая переносимость неудач, ее ничем не прошибешь. 24.06.2017 07:09:43, Rive Gauche
О! Про собачек интересно очень, и про задачи с шумом, который или можно, или нельзя выключить… Познавательно :)
Автор пишет про «специальный загончик», может быть, дело в том, что нужно всегда оставлять открытую дверь?
24.06.2017 03:34:20, av10
Cat-S
Так обычно не просто открытая дверь, а ветер, дующий непонятно откуда в сторону открытой двери. То усиливается, то стихает, но ветерок постоянный. Это еще удержаться нужно, чтобы ветром не сдуло из загончика. 24.06.2017 10:55:37, Cat-S
Согласна, что очень стрессовая ситуация, когда постоянно на грани вылета. Сейчас мне кажется, что любая школа не стоит порушенной нервной системы. Но мой и не был пока около выхода с угрозой вылета. Поэтому, боюсь предположить, что буду чувствовать, если он там окажется. 25.06.2017 01:26:33, av10
Красно Солнышко
Почитай про выученную беспомощность. Если разрыв непреодолим, то не стоит. Это как кинуть в воду того, кто плавать не умеет. Все можно сделать гораздо гуманнее. Подготовить ситуацию. 24.06.2017 00:15:55, Красно Солнышко
Cat-S
Я читала. Когда собачку бедную бьют током неконтролируемо и она никак этого избежать не может и в конце концов смиряется.
Но годом раньше, годом позже, но с этой двоечной системой приходится познакомиться многим.

Вот ниже тема была, и ветка про Бауманку, что там зачет по дельфи получить - как в космос полететь. Охотно верю. Хотя сам дельфи сейчас имеет ценность языка для обучения и на дельфи что-то пишут ужасно редко. Мертвое знание, не нужное. Но зачет получить сложно.
24.06.2017 00:42:37, Cat-S
Красно Солнышко
Дело не в двоечной системе. Дело в том, что цель должна быть в принципе достижима. И без титанических усилий, в ущерб всей остальной жизни. 26.06.2017 02:17:04, Красно Солнышко
Oazis
Имхо, от удовольствия это зависит. Кайфуешь от собственного роста и умения или нет. 23.06.2017 22:18:03, Oazis
Cat-S
мне тоже так кажется. Кайфуешь от каких-то абсолютных вещей,а не от относительных. 23.06.2017 23:13:18, Cat-S
Сын переходит сейчас в школу, которая, по отзывам, сложнее. Я нервничаю. Он – нет.
Но «вскрытие» покажет. Сейчас стараюсь, чтобы «столкновение между мирами» было не слишком резким. Поможет или нет, поглядим.
Насильно удерживать, если «не потянет» не стану. Перед глазами было достаточно примеров, когда ребенок «не мог», а родители «настаивали». В этом случае жалко и учителей, и родителей, а пуще всего – детей:(
В наших прошлых школах вроде никто двоечников не «опускал». Мой только в классе четвертом заметил, что у некоторых одноклассников есть двойки, да и то, потому что учитель об этом возмущенно заговорила. А так… На мои вопросы: «А как другие дети учатся?», расслабленно отвечал: «Другие? Хорошо, кажется…»
Но некоторые дети и родители были «в курсе» успеваемости всех. Как им это удавалось и почему было так важно, я до сих пор не пойму.
Это я к тому, что кто-то может быть слишком сконцентрирован на успехах окружающих, а кто-то – на личной динамике. Отсюда и разница.
23.06.2017 19:09:33, av10
Cat-S
"Насильно удерживать, если «не потянет» не стану."

Дети же сами не уходят обычно, у них "все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хо-ро-шо".

Это только если родители сами волевым усилием переводят. Насильно. Или уж когда выгоняют.
23.06.2017 22:27:52, Cat-S
uzon
У моей дочки, наоборот, в новом коллективе все плохо. Потом, когда коллектив меняется, оказывается, что в предыдущем было не так уж плохо и даже супер. А вот новое-отстой. 24.06.2017 06:29:13, uzon
Мне кажется, если ребенок регулярно получает 2, если учителя говорят, что для него программа данной школы слишком сложная, и, самое главное, если ребенок грустит, не хочет идти в школу и тд и тп, то это повод задуматься. Разве не так? 24.06.2017 03:18:31, av10
Вот моя дочка перестала болеть как только перешла из гимназии в частную школу. В гимназии грузили всем подряд, учителя орали на учеников, что это худший класс за всю историю школы (причем каждому классу они это говорили), добиться пятерки в четверти практически было невозможно. Дочка болела за 7 класс в гимназии 10 раз!!! с температурой выше 39. В частной школе отношение отличное, постоянно говорят, какая она умница, 9 класс закончила на отлично. В результате болеть она совсем перестала, самооценка повысилась, ОГЭ сдала хорошо, лучше, чем многие ученики из ее бывшего класса гимназии. Так что нужно смотреть на нервную систему ребенка, бог с ней, с этой учебой, главное - здоровье! 23.06.2017 17:00:14, Ир-ир
Cat-S
Не, ну когда такие проблемы с нервной системой ребенка - это понятно. 23.06.2017 22:23:06, Cat-S
А тут неизвестно, что первично. Может, нервная система нормальная, а давление ненормальное. Загнобить любого можно, вопрос желания. 24.06.2017 09:09:02, курица или яйцо?
Вот-вот. Сначала наберут сильных детей (отбор в сильные школы никто не отменял), а потом прессуют их. И, действительно, дети умные, стремятся учиться и получать хорошие оценки, а их же заваливают двойками и понижают самооценку. Зачем? У нас в гимназии даже по технологии и по ИЗО невозможно было пятерки получить. Для этого нужно было быть швеёй и художницей) В результате уже никто не хочет рвать жилы, все равно никому ничего не докажешь, легче перейти в другую школу... 24.06.2017 12:56:51, Ир-ир
Pilar
От степени ресурсности нервной системы, ИМХО. 23.06.2017 15:13:44, Pilar
Даже не знаю - характер наверное, но точно не гены. И даже не воспитание. Я - единственный ребенок в обеспеченной семье, с меня пылинки сдували, никто никогда не ругал, не наказывал, каждую 2 воспринимала как конец света, слезы - часами, с 1 (вернее с 5, до 5 их не было) по 10 кл. За 2 меня не ругали, а таблетками отпаивали. И это мне никак не помогло учиться лучше - школу (самую простую разумеется) закончила на одни 4, без 3 , но и без 5. Дети - совсем другие, они разные, но по отношению к учебе - одинаковые пофигисты. Еще во 2 классе дочь вывела правило: "двойка - это же не самое страшное в жизни". Училась с 1 по 11 класс разнообразно - от 2 до 5, закончила с 1 тройкой и средним баллом больше 4,5, также и бакалавриат (там даже 4,75). Теперь она говорит, что зря училась на хорошие оценки - они низачем не нужны (амбиций поступить в вуз покруче, чего-то достичь, "догнать и перегнать" у нее никогда не было и нет). Сын как раз в среде выше по уровню - даже по природным данным, до среды не дотягивает, но не похоже, чтобы это его парило. Самооценка у обоих - зашкаливает: сколько бы сын не получал 2 и 3, он уверен, что в следующий-то раз все будет замечательно. Причем никаких оснований у него нет так думать - никто за него не заплатит например за вуз, и от армии не отмажет. И что меня особенно удивляет - никакого стыда перед более успешными сверстниками, а менее успешных в его окружении и нет вовсе. 23.06.2017 14:33:52, hanhi
Natalya d'*
Можно нескромный вопрос? Вы в России живёте? Если да, почему дети сдавали "бакалавриат" , а не "ЕГЭ"? Просто я до сегодняшнего дня не знала что россиянам знакомо слово "бакалавриат" 23.06.2017 14:53:31, Natalya d'*
Я имела в иду, что она и бакалавриат уже закончила, после школы. 23.06.2017 16:28:21, hanhi
Natalya d'*
А-а, у нас этим словом называется то что у вас ЕГЭ, поэтому и удивилась 23.06.2017 16:48:25, Natalya d'*
Это 4 курса института-университета, защищают диплом и получают диплом с приложением всех оценок за 4 года. Потом - магистратура для желающих, то естьь еще 2 курса. Это не про школу. 23.06.2017 16:02:55, Etagerka
Российский бакалариат не равен французскому. После подписания болонского соглашения так называется первая ступень высшего образования в России, тогда как во Франции - это аттестат после окончания школы. 23.06.2017 15:39:53, хризАНТем@
Lanvin-2008
она в РФ точно, "бакалавриат" знаком россиянам с 1996 года, как тут выяснилось недавно, после бурного обсуждения:))) 23.06.2017 15:16:17, Lanvin-2008
Cat-S
Можно я отвечу?
Бакалавриату в России 20 лет, не меньше. По крайней мере, у меня диплом бакалавра от 96. Но тогда это было экзотикой. Сейчас же выпускники-бакалавры чаще специалистов встречаются.
23.06.2017 15:12:17, Cat-S
Natalya d'*
Ну вот, а я первый раз на это слово на русском наткнулась 23.06.2017 16:49:34, Natalya d'*
Cat-S
А еще есть словосочетание "международный бакалавриат". Это обычно дополнительные занятия в школе - проекты там какие-нибудь. 23.06.2017 22:30:16, Cat-S
Natalya d'*
Самооценка от оценок никак не зависит. самооценка зависит от характера, а характер - это врожденное. 23.06.2017 13:56:18, Natalya d'*
Зависит от цели, которую человек перед собой ставит. Если цель быть первым, перестанет развиваться, так как ему доказали, что цель не может быть достигнута.
Если цель понять, как устроен Мир, уже лучше, но тоже довольно просто загнобить, так как это только первые (немного) понимают.
А вот если цель войти в среду умных людей и прожить жизнь среди них, а не среди идиотов, тогда дело другое. Будет тянуться за ними и гордиться, что он среди них. Но тут опять же не все так просто, так как необходимо искреннее уважение к этим людям.
Те же, которые гнобят двойками, как правило сами ничего из себя по большому счету не представляют и, на первый истерический взгляд, нет разницы: что с ними, что с белыми воротничками в офисе или с работягами что-то грузить-возить.
В любом случае, еще до момента слома, должен появиться человек, которого будешь уважать ты и который будет уважать тебя. И придет понимание, что даже если большая мечта не сбудется, ты станешь вот таким, что по крайней мере не позорно и даже немного интересно.
Так что стимулирование двойками губительно, хотя, с другой то стороны, учителям просто некуда деваться. Ведь, если не они, то кто будет строить ученика? Родители этим сейчас часто не занимаются. Скажем так, половина родителей этим не занимается, зато дети второй половины вообще оказываются между двух огней, им и головы не поднять. Исключение те способные и выстроенные, которые у учителей этих двоек не получают. Но этим такие учителя как правило просто ставят пятерки и радуются, то есть ничего им не дают, так как способ подачи у них только один: из под палки, то есть двойки. И человека за соответствиями своим критериям они не видят, они типа внешняя среда, в которой человек сам по себе вырастет. Они как роботы и их вполне можно заменить компьютерными тестовыми программами.
Некоторые, не будем тут называть имен иногда тут присутствующих, даже сами уже заменили себя компьютерными программами проверки :)
23.06.2017 13:15:35, vbr2011
Cat-S
Но эти двойки в физматах испокон веков. Знакомая, учившаяся в математическом классе в 279 школы (им. Твардовского) в 60-х годах о двойках и прессинге рассказывала. А тогда детьми родители занимались. 23.06.2017 15:34:07, Cat-S
Pilar
"А вот если цель войти в среду умных людей и прожить жизнь среди них, а не среди идиотов, тогда дело другое." Самым большим идиотом, встретившимся на моем жизненном пути, был однокурсник, бывший вундеркинд и математический гений. 23.06.2017 15:11:11, Pilar
Я кстати сейчас тоже работаю с очень умной девушкой,на мой взгляд конечно. С физмат образованием кстати. Могу отметить что у нее явные аутичные черты. То есть в общении она не просто тяжеловата,она странная. И ей самой это очень мешает. Поскольку работа-это все-таки и коллектив кругом,и общение. Поэтому слабо представляю как могут такие люди совместно работать хотя бы,не то что "жизнь прожить среди". 23.06.2017 17:41:12, Линдааa
а как цель стать первым зависит от отметок? это цель отличником быть? да и если отличников несколько - фиг станешь первым 23.06.2017 13:58:12, Шерлок
Первым двойки не ставят, иначе они обесцениваются. 23.06.2017 13:59:50, vbr2011
они и обесцениваются часто в таких школах. 23.06.2017 14:01:29, Шерлок
Cat-S
А двойка - это неуд. Эта оценка ниже порога положительной оценки.
Вот 3-ку заработать надо, цена тройки высока.

Это как если бы Вы пришли в булочную, а Вам хлеб бы продавали только за 500 руб., а пирожные - за 1-5тыс, а на ваши 20-100 рублей не обращали бы внимания.
23.06.2017 15:22:07, Cat-S
если везде хлеб стоит 20 рублей, а лишь в какой-то булочной точно такая же буханка - 500, то это вовсе не значит, что я на хлеб не заработала 23.06.2017 15:26:45, Шерлок
Cat-S
Конечно. Поэтому отчего же должна портится самооценка? 23.06.2017 15:30:44, Cat-S
не от отметок как таковых. в теме же много написано. но в этой ветке речь была о целях стать первым 23.06.2017 15:44:25, Шерлок
Cat-S
Т.е. если цели стать непременно первым нет, то самооценка страдать не будет? 23.06.2017 23:12:18, Cat-S
у кого-то - будет. все же разные. для всех разное важно. мнение разных людей. итп итд 24.06.2017 00:15:03, Шерлок
Natalya d'*
Не все умеют "ставить цели", некоторые всю жизнь добиваются целей которые за них выбрали их родители 23.06.2017 13:55:52, Natalya d'*
Это не самый худший вариант и тоже поставленная цель: забота о близких. Самые надежные люди. 23.06.2017 13:58:56, vbr2011
Natalya d'*
А я не говорю что это всегда плохо. 23.06.2017 14:54:17, Natalya d'*
От устройства нервной системы зависит.Есть от рождения пофигисты,есть от рождения ответственные дети. Ответственные-будут переживать в такой обстановке свои неудачи и стараться исправить ситуацию. Пофигисты- махнут рукой,они как были расслабленными,так и останутся. С ответствеными детьми лучше так не экспериментировать:) А то вдруг не справятся с "догоняниями". 23.06.2017 13:09:45, Линдааa
от характера, от психики, от прочих интересов, от друзей, от семьи, от уровня изначального интереса и способностей... 23.06.2017 13:09:02, Шерлок
МарикаЧ
Люди разные. Не всем нужны унижения, чтобы расти. Кого-то стимулирует отрицательное, кого-то - положительное. Кого-то ругань, кого-то - похвала.
И еще. Понимать и чувствовать - разные вещи. Это как понимать, что прививка - нужное дело, что не мешает чувствовать боль от укола, а организм вообще может выдать температуру и другие негативные реакции. А так-то прививка полезна. никто не спорит.
23.06.2017 12:59:14, МарикаЧ
читатель мы
Характер, особенности самовосприятия, повышенная критичность к своим успехам
Если достижения есть в какой-то области, то можно пережить провалы в другой. Если систематически неуспешность в каждой близкой зоне - ломаешься.
Плюс родительский подход.
Ребенок понимает про загончик только на логическом уровне. На эмоциональном ты все рано последний среди равных(
23.06.2017 12:55:48, читатель мы
Cat-S
Про эмоциональный уровень - понятно.

Обычно есть верх распределения, низ распределения, середина.
И внизу, и вверху по несколько человек.
Причем вот эти три страты выделяются всегда, даже если набрать изначально чемпионов с равными успехами. Мне кажется, есть какой-то психологический закон...

"Плюс родительский подход." А в чем может разница в родительском подходе?
23.06.2017 13:24:37, Cat-S
читатель мы
чего в целом ждут, что позиционируют как достижения, какую и в какой форме оказывают поддержку

да это же общие места все.
Можно говорить, у тебя плохо шла геометрия, мы поработаем над тем, как улучшить твой результат, можно говорить, у тебя трояк по геометрии, а у васи вот пятерка, что ж ты недоработал.
Понятно, кто при прочих равных будет *страдать* больше
23.06.2017 14:19:06, читатель мы
большинство, как мне кажется, перестает развиваться и забивает на учебу. вот даже исследование есть на эту тему [ссылка-1] 23.06.2017 12:54:59, mako
Cat-S
Какая интересная статья и в ней ссылка на еще одну статью. Спасибо. Надо внимательно прочитать. 23.06.2017 15:25:05, Cat-S
читатель мы
хорошая ссылочка, спасибо. 23.06.2017 12:59:12, читатель мы
Татико
Ничего ни от чего не зависит, имхо. Хотя нет. Зависит от того, что Бог дал.
Своим детям я всегда привожу в пример Оливера Твиста, который в ужаснейшей среде вырос чистым, добрым и хорошим мальчиком.
Ну а обратных примеров, когда детки из хороших семей выросли моральными уродами, хватает и в жизни.
23.06.2017 12:53:35, Татико
Cat-S
Какой пример. Но тут что-то религиозное у Диккенса было, конечно. Неизвестно, насколько образ Оливера был связан с реальной жизнью. Это как мечта о Человеке. 23.06.2017 13:30:47, Cat-S
Natalya d'*
Есть похожие истории в жизни, я одну знаю 23.06.2017 13:57:44, Natalya d'*
Кмк - от характера зависит. Степень стрессоустойчивости, амбиции... Даже взрослые в одной и той же стрессовой ситуации ведут себя по разному - один ломается, другого трудности только больше "закаляют" 23.06.2017 12:51:53, Птичка снежная

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!