Раздел: Учеба, школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Вероятность

Информатика в школе

Информатика в школе ребенка приводит меня в уныние.
7 класс. Впечатление, что учитель часть времени думает, чем бы развлечь детей - то системы счисления, то логические задачи, которые соответствовали бы развитию в начальной школе, то задиктовывание наименований деталей компьютера.
"Доросли" до программ, тоже "очень современных". Сейчас начали осваивать Кумир, потом, может быть, перейдут к Паскалю.
У Кумира совершенно замшелый интерфейс. Он вообще для чего-нибудь кроме отнимания у детей времени полезен?
Паскаль я учила в школе в конце 80-х, чуть больше четверти века назад.
У учителя это, наверное, любимые программы молодости, "сейчас таких уже не делают" :)
Интересно, от одного предмета в школе можно отказаться? КПД все равно близок к нулю, а так хоть два часа можно было бы потратить на что-то более полезное.

А чем ваших развлекают? Или чему учат?
10.02.2017 00:38:14,

35 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Pilar
А чем плох Паскаль? На Дельфях сейчас пишут многие, очень многие. Учить С после Паскаля, а не до - это правильно, потому что Паскаль - язык наиболее фонематически близкий к нормальному английскому и хорошо структурированный (во загнула, да? :) А системы счисления - это основы, куда без них-то? И про ООП Alex все верно внизу написал. В С скобки замаетесь разгребать. 10.02.2017 15:20:29, Pilar
Для программирования близость к естественным языкам не факт что полезна.

Вон язык в 1С вообще к русскому близкий, но это же не повод.

А скобочки - это к лиспу :]
11.02.2017 04:04:45, какой-то крокодил
Паскаль устарел во всех смыслах. В качестве учебного языка Питон гораздо привлекательнее, плюс имеет безграничные возможности по дальнейшему росту, вплоть до коммерческой занятости.

Дельфи плох следующими причинами:

1. Мало где используется. Ну только если для разработки в маленьких коллективах. В корпоративном секторе Дельфи не используется.

2. Не кросс-платформенный.

3. Не имеет каких-либо мировых стандартов, вся поддержка Дельфи - это только компания-разрабочик Embarcadero.

4. Стоит безумных денег (посему непригодна для учебного использования).
10.02.2017 17:52:18, dk
Я бы поспорил с полезностью питона. Представления о железе нет, смысла указателей и семантики копирования или передачи по ссылке нет, математический смысл понятия типа данных, на мой взгляд, вывести и прочувствовать из питоновской системы типов сложнее (хотя, впрочем, и плюсы тут тоже не идеал).

Ну и эмпирическое наблюдение, что люди, начинавшие с плюсов, питон как-то потом легко осиливают, а в обратную сторону оно работает чуть сложнее.
11.02.2017 04:09:19, какой-то крокодил
Вероятность
Меня это все вместе расстраивает. Что эту песню можно запевать с любого места, с любым качеством пропеть, и начать заново с чего-то другого. И так постоянно. Т.е. совершенно не важно, были предыдущие уже 2.5 года обучения или нет. Условно говоря, приди завтра в класс новенький, у которого не было этого предмета в прошлой школе (как у моего старшего в 7-м классе), то чтобы "догнать" остальных, ему потребовалось бы пару уроков, если бы он попал в середину темы или вообще ничего не потребовалось бы.
Правда, можно себя утешать тем, что в каких-то школах в это играют с начальной школы, т.е. у них могут быть похожие результаты после 6,5 лет обучения :)

Я не удивлюсь, если окажется, что месяц поиграют в Кумир, потом начнут Паскаль, в котором тоже ничему не научатся, кроме простейших операций и будут проходить мимо чего-то следующего.
Насчет Паскаля - я просто слышала мнение, что чаще учат или Питон или Си. Зачем учить в школе то, что уже несколько устарело.
10.02.2017 16:29:16, Вероятность
> Что эту песню можно запевать с любого места, с любым качеством пропеть, и начать заново с чего-то другого.
> И так постоянно. Т.е. совершенно не важно, были предыдущие уже 2.5 года обучения или нет.

Это правда. Содержание курса информатики, которое, например, входит и проверяется в ЕГЭ - очень невелико, по сравнению с той же физикой, например. Поэтому и появляется возможность вот так вот "плясать" по темам в любом порядке с многократным повторением.

И, действительно, вы очень правильно подметили "месяц поиграют в Кумир, потом начнут Паскаль, в котором тоже ничему не научатся, кроме простейших операций и будут проходить мимо чего-то следующего." Очень часто изучение программирования подменяют изучением языков программирования. Сам знаю довольно известную школу с математическим уклоном, где сначала проходят бейсик, на следующий год - паскаль, а Си уже идет потом факультативом для особо продвинутых. В результате вместо того, чтобы научиться программировать, т.е. писать сколько-нибудь большие программы и алгоритмы, сначала проходим циклы в одном языке, потом - в другом языке, в результате ни на одном языке школьники в большинстве своем программировать нормально не умеют.
10.02.2017 17:58:47, dk
VarNa
У наших (7-ой класс) тоже системы счисления, логические задачки и еще какая-то теория на тему различных видов программ... собственно программирования так и нет...
запускают какие-то текстовые и графические редакторы и что-то в них делают...

Что такое Кумир, не знаю, а Паскаль, кмк, очень хороший язык для начала обучения программированию... на нем можно писать все, что угодно, при этом он хорошо структурирован и не прощает ошибок, как то несовместимость типов данных, например...
10.02.2017 11:55:24, VarNa
Вероятность
Спасибо! 10.02.2017 12:22:05, Вероятность
VarNa
я посмотрела, что из себя представляет КуМир, забавная штука... мне кажется, с его помощью хорошо учиться алгоритмы разрабатывать 10.02.2017 14:48:13, VarNa
вам повезло, у вас информатика с 7 класса. У нас в дворовой школе в 7 классе информатики вообще не было. Сейчас дочь в лицее на физмате. Информатика 2 раза в неделю. 2 учителя, один ведет теорию, другой практику. На практике изучали Паскаль в этом году (9 класс), сейчас перешли к электронным таблицам и построению графиков в них. На теории недавно закончили системы счисления, приступили к разделу логика. Системы счисления они еще в прошлом году начинали проходить, но в облегченном варианте, в этом году углубились. Подозреваю, что в 7 классе дают начальные вводные понятия из всех областей по чуть-чуть. В старших классах возвращаются к тем же темам углубленно. Язык программирования чем проще, тем лучше, здесь важно понять суть процесса, а на каком языке говорить разберутся впоследствии, если поймут, что им это интересно и понятно. Перед школой не стоит задача научить программировать, как я понимаю. Цель дать общее представление и основы компьютерной грамотности. Айтишная сфера очень разнопланова, поэтому нельзя ждать какой-то последовательности повествования, как в математике, отсюда ощущение хаоса. Ну и отсутствие единой программы обучения по данному предмету тоже сказывается и хороших учителей по данному предмету очень мало (( У меня такое ощущение, что за прошедшие 30 лет, ясности в части преподавания данного предмета так и не наступило, кому как повезет с учителем и выбранной им методикой )) 10.02.2017 11:40:00, alina_akulina
Вероятность
Понятно, буду себя успокаивать, что это нам так повезло :) 10.02.2017 12:22:46, Вероятность
У моих в гум. школе она только начиналась и явно учили их в разы меньше перечисленного. Никаких азов программирования ни на каких древних языках и в помине не было (мне кажется что кроме 2чной системы они так ничего и не проходили, но могу ошибаться). Кому нужна была информатика (а не французский) уходили в другие школы. Но и те могикане, которые остались, и поступили в негуманитарные вузы (примерно 50%), как-то справились, выучились, закончили (не мехмат и физтех конечно). И - да, ни учебников, ни ДЗ по данному предмету я не видела ни разу в жизни. Правда, я с таким же успехом могла бы лицезреть учебник по китайскому языку. 10.02.2017 10:31:11, hanhi
Вероятность
У старшего в негуманитарной школе, по-моему, вообще не было информатики в 5-7, а может даже и 8-м классе. И мне кажется, что это лучше, чем скачки туда-сюда, которые оставляют от предмета только недоумение. 10.02.2017 11:21:49, Вероятность
Кумир - программа, созданная специально для обучения школьников, постоянно дополняется и совершенствуется. Паскаль - язык, прекрасно подходящий для обучения структурному и объектно-ориентированному программированию, вполне живой язык был в середине 90-х, я сам на нем писал программы обработки информации с приборов, сейчас служит для обучения старшеклассников и младшекурсников правильному структурному мышлению в программировании.

Если человека 7 класса сразу начинать учить С++ - ничего не выйдет.

Нормальный путь, нормальная программа. Системы счисления и логические задачи - присутствуют на занятиях в школе программирования Яндекса - лучшее, что есть из доступного для школьников.
10.02.2017 10:15:12, AleXXX
Я начал с C++ с где-то 12 лет, результатом доволен. 11.02.2017 03:58:10, какой-то крокодил
Вероятность
Спасибо за мнение.
У них большая часть класса, кроме нескольких человек, начала ходить на факультативный кружок по Си, мне бы виделось идеальным, чтобы два информатика как-то между собой договорились. Но это, видимо, невозможно.
10.02.2017 11:23:25, Вероятность
+10
у школы не стоит задача вырастить программистов. стоит задача показать возможности, попробовать структурировать мышление под программирование.
10.02.2017 10:52:06, mara
" структурировать мышление под программирование." - это и значит "вырастить программистов". Любой язык, любой прикладной пакет осваивается за месяц-два до уровня профессиональной работы на нем, если есть правильно структурированное мышление. 10.02.2017 14:02:16, AleXXX
Нет.

Это на сишарпе проект я как-то пилил, не зная сишарпа, но имея на тот момент багаж в лет десять опыта плюсов. И я точно не назвал бы свой код профессиональным и идиоматичным.

Если я сейчас пойду писать на Idris с зависимыми типами и прочим счастьем даже после пяти с гаком лет хаскеля, мой код, чую, довольно долго не будет идиоматичным, хотя даже теоретический багаж есть.

Есть некоторая разница между успешно компилирующимися программами и пониманием типичных паттернов и прочего подобного. Да ё-моё, люди с C++03 на C++11 не всегда успешно осиливают перейти, хотя казалось бы.
11.02.2017 04:01:53, какой-то крокодил
"дать попробовать", "показать возможность", "дать пощупать" - я, скорее, это имела ввиду.

(я сама программист по первому обр)
10.02.2017 15:34:41, mara
Мой ребенок, к несчастью, гуманитарий. Поэтому, иногда трудно очень идет.
В прошлом году (6 класс) был учебник Босовой. Спасались доп. занятиями с учителем в школе (объясняла еще раз - "для тупых":) и помогала делать д/з).

В этом году - изучают программы. Был Word - достаточно подробно, сначала документ, его редактирование, таблицы, делали упражнения, практические работы (типа сделать кубик-Рубика).
Сейчас проходили фотошоп с января (создать изображение с помощью кистей, создать коллаж (выделение-перемещение), инструмент "штамп", тоновая и цветовая коррекция на фрагментах изображения)
+ какие-то вопросы по учебнику (в этом году автора на У..., простите, не вспомню сейчас) - это приходится учить почти наизусть, ибо мало, что понимает:(
Скоро начнут Excel.

У нас 2 урока в неделю (один вместо технологии). В целом сыну очень нравится, охотно занимается дома, что не получается - на допах. Мне тоже нравится, что практические навыки очень хорошо отрабатывают.
10.02.2017 09:40:20, Ларсен.Ру
Вероятность
Программы типа Ворда, Экселя и т.п. у нас тоже были понемножку. 10.02.2017 11:23:58, Вероятность
Все у Вас хорошо :)
По сути программирование сводится не только, и не столько к среде программирования, сколько к умению построить алгоритм выполнения задачи. А дальше описывай его на чем хочешь. Хоть в блоксхемах.
Для этого очень важно умение "правильно читать" условия. Не путаться с причиной и следствием. И собственно логические задачи помогают натренировать это умение.
По поводу того, что задачи для начальной школы. Тут скорее зависит не от класса, а от логичности мышления. Мне очень нравится вот этот тест [ссылка-1]. Самое забавное, что первоклассник прошел его без ошибок, третьекласница не поняла одно условие. А десятиклассник сделал 3 ошибки!
По поводу языка программирования - таки да, для начала надо выучить основные конструкции, основные типы переменных и тп. Это можно делать на любом языке. Очевидно, что лучше на простом. Далее при необходимости выучить новый язык, в основном, просто смотрится семантика + если есть какие-то логические отличия. Но это уже не принципиально. Аналогичного подхода придерживаются и в вузах. И учат все тот же самый Паскаль :) Кстати, на его платформе есть вполне современный Дельфи.
Системы счисления, части компьютера и тп необходимо знать, чтобы понимать как все это работает.
С точки зрения подготовки к экзаменам - эти темы будут в вопросах. Мой теперь уже одиннадцатиклассник внезапно очнулся и решил сдавать ЕГЭ по информатике. Угадайте, какая была первая тема, которую мы выучили? Системы счисления.
10.02.2017 08:57:19, soltany
Вероятность
Спасибо, это немного успокаивает. :) 10.02.2017 11:24:14, Вероятность
Люба С.
Тоже 7 класс.
Системы счисления + задачи на логику есть в ОГЭ.
Так что радуйтесь, если вас действительно этому учат.

В нашем случае, я бы сказала, что детей знакомят..
Первый учебный период - устройство компьютера..
Причем какое то мертвое и формальное.

Потом они чертили в Компасе.
Учитель скидывал ссылку на ролик. По образу и подобию они должны были начертить конус, цилиндр и простенький чертёж.
Эти уроки опять же не были подкреплены не предварительным черчением , ни нормальным усвоением программы. 5 уроков и перешли к ворду..
Следующий по плану Excel.

Меня отсутствие системы и внятно определенных целей тоже удручает.
Но я на родительском собрании поспрашивала, большинство родителей всё устраивает..
Поэтому мы занимаемся самообразованием..
Пыталась рассмотреть вариант, взять предмет на самообучение, чтоб просто аттестоваться потом, но у нас педагог настолько своеобразная, что я решила, не трепать ребенку нервы, пусть лучше ходит на уроки..
10.02.2017 07:00:32, Люба С.
Вероятность
Мне бы тоже казалось более полезным взять какой-нибудь курс Фоксфорда или еще что-то похожее и пусть бы образовывался потихоньку, но школа съедает много времени, чтобы просто добавить, а воевать за ту же информатику совсем не хочется. 10.02.2017 11:26:13, Вероятность
Начнем с того, что какой-либо обязательной программы обучения информатики, перечня необходимых пройденных тем в 7-м классе нет, а де-факто их нет и в старших классах. Информатика в старших классах вас может привести в ещё большее уныние. Неудивительно, что учитель "скачет" по темам, т.к. у него нет чёткого ориентира, чего он должен получить после 7-го класса.

На самом деле, то, что вы написали - это очень здорово. Конечно, важно ещё и то, как это реализовано и исполняется. Но это всё очень важно, очень хорошо, если школьников в 7-м классе познакомят с системами счисления, логикой и устройством компьютера. Это гораздо лучше, чем если бы они в ворде тексты писали весь год.

Подробней про Кумир я напишу ниже, но в целом ко мне приходят в 9-й класс школьники с самым разным уровнем подготовки. Отмечу, что доля программирующих к этому моменту школьников заметно выросла за последние годы. Ну или уровень отбора вырос. В общем, в последние годы примерно 90% приходящих ко мне школьников так или иначе занималось программированием. Но при этом их всех нужно переучивать, ибо никто не умеет писать хорошо. За редкими исключениями, школьник даже мог год ходить в МШП-Яндекс, или его могли учить программированию на C в неплохой и известной школе, но на словах программировать он как бы умеет, а на деле пишет отвратительный код. В качестве рекламы отмечу, что наиболее качественный код умеют писать либо те, кто уже серьёзно участвовал в олимпиадах (они умеют быстро писать довольно объёмный и безошибочный код, а для этого нужно уметь писать хороший код), либо те, кто учился в ЛКШ - там преподаватели тоже понимают, что такое качественный код, и почему важно учить школьников писать хорошо.

Вот когда приходится кого-то переучивать, а кого-то учить писать с нуля, то тем, кто уже занимался программированием проще. Не важно на чём - на Кумире или на Паскале, важно, что они вообще понимают суть происходящего. Знакомство с системами счисления, логикой и устройством компьютера тоже помогает. А вот знакомство с вордом особо не помогает. Более того, за голову приходится хвататься, когда приходят девочки из "гуманитарных" классов, которых так учили работать с вордом, что они для того, чтобы переставить курсор в другое место текста (зачастую, даже просто на строчку выше или ниже) хватаются за мышку - у них просто нет навыка редактировать текст за компьютером, несмотря на пару лет обучения работе с офисными приложениями.

Ну теперь про Кумир. Не знаю, что вам показалось "замшелым интерфейсом", но у него есть отличное достоинство по сравнению с другими средами разработки - его интерфейс специально спроектирован для обучения. К сожалению, если речь идёт о современных языках программирования, то и среды разработки у них тоже современные, то есть ориентированные на современных разработчиков, а, значит, перегруженные огромным числом функций, которые начинающему программисту не нужны. Учиться программированию в среде, где тебе не нужно 90% возможностей (кнопочек и пунктов меню) очень тяжело, и, кстати, не вдохновляет на изучение ВСЕГО интерфейса и всех возможностей среды. Это очень плохо - школьники выучивают набор тех действий, которым они обучены, и совершенно не интересуются остальными функциями среды, так как это их отпугивает. Это очень часто приходится наблюдать, школьники не интересуются возможностями тех программ с которыми работают, мне лично это кажется странным, т.к. в их возрасте сталкиваясь с новой программой, всегда изучал, что же она вообще умеет ну хотя бы примерно.

А в Кумире этого перегруженного интерфейса нет. Есть ровно тот набор возможностей, который необходим. Есть очень удобный и нужный вывод сообщений о синтаксических ошибках непосредственно во время правки программы, это, кстати, всегда было одной из ключевых возможностей Кумира, облегчающего обучение программированию.

Конечно, Кумир - это не средство профессиональной разработки. Он нужен для того, чтобы показать, что такое программирование вообще и развивать алгоритмическое мышление. И здесь он очень хорош, как раз на уровне 7-го класса годится. Я сам три года учил 7-классников на Кумире, остался очень доволен. При этом я могу и на Кумире очень сложные алгоритмические задачи ставить, такие, что школьник сначала потратит часы на их решение, а потом через несколько лет узнает, что то, что он написал, называется "обход графа в глубину". В Кумире есть система "практикумов", позволяющая объединять наборы задач в курсы, с возможностью автоматической их проверки, что тоже является очень важным дидактическим инструментом, именно по моему опыту работы в Кумир и была добавлена система "практикумов" (я писал техзадание разработчикам Кумира, разрабатывал и апробировал первый курс с системой "практикумов"). Потом я показывал систему обучения на Кумире с использованием практикумов коллегам, и знаю тех, кто был сначала настроен скептически по отношению к Кумиру, но потом пришёл к выводу, что это отличное учебное средство.

Пример - вот статья Константина Полякова написанная достаточно давно: [ссылка-1]
Поляков как раз был настроен очень скептически к Кумиру, но уже в конце этой статьи видно, что его отношение меняется, после того, как он попробовал использовать Кумир при обучении. В дальнейшем Поляков ещё более положительно стал относится к Кумиру, сам стал пропагандировать идею "практикумов" - см., например, [ссылка-2]
10.02.2017 01:51:22, dk
Дубравка
Интересно. Спасибо за развернутый ответ. 10.02.2017 13:23:12, Дубравка
Вероятность
Спасибо большое за комментарий. Радует и мнение о Кумире, и мнение насчет того, что лучше хоть как-то учить основы. 10.02.2017 12:21:21, Вероятность
Скажите, пожалуйста, а какого вы мнения о Лого (там где черепашки)? Тоже про 5-7 классы вопрос. 10.02.2017 07:05:53, mako
Нормальный вариант для 5-7 класса, но я бы лично предпочел что-либо другое.

Во-первых, под Лого в России подразумевается комплект Логомиры, который небесплатный.

Во-вторых, если рассматривать Логомиры только как черепашку, то есть и масса других реализаций черепашки - Кумир, Python и т.д. Если заниматься на Логомирах более серьезными вещами, то дело в том, что у Лого - функциональный язык программирования, в то время как большинство современных языков программирования - императивные, и если сравнивать, например, Кумир и Лого, то навык программирования на Кумире будет полезнее в дальнейшем, чем навык программирования на Лого.
10.02.2017 10:58:33, dk
Спасибо за ответ. Не знала про платность программы. 10.02.2017 12:21:33, mako
Ну Логомиры все "воруют", хотя на самом деле её полагается покупать. Причём, кажется, отдельному частному лицу её купить легально просто невозможно, либо очень трудно. 10.02.2017 12:32:49, dk
Ну может попробуем предложить школе перейти на кумир. Хотя если учителя привыкли к лого, то могут не захотеть перестраиваться 10.02.2017 14:02:32, mako
Зачем, пусть используют Логомиры. Я бы не стал использовать Логомиры, но если есть сложившаяся методика, то вряд ли стоит её ломать, если нет к тому важных причин. 10.02.2017 14:10:47, dk

Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!