Конференция "Детская психология""Детская психология"
Раздел: Характер
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Не умеет проигрывать!
Оказывается моя двухлетняя Софья совсем не умеет проигрывать! Подарили ей большой Лего. Она с папой прекрасно строит из него всякие башни. С папой, понятное дело, все прекрасно получается. Когда она берется строить сама, то уже через пару минут раздаются рыдания, причитания "у меня не полутяетя" с новыми и новыми взрывами рыданий. Злится по-настоящему! И так до тех пор, пока я не вмешаюсь. Но: начинать играть в другое не хочет. А Лего явно доставляет больше отрицательных эмоций, чем положительных:( Подскажите, как сформировать спокойное отношение к неудачам и проигрышам. Сама не могу - такая же:)
09.12.2005 16:31:49, мама Софьюшки
18 комментариев
При чём тут ПРОИГРЫШ? Объясните мне, если можно.
Я к таким ситуациям подходила через математику :-) Точней, через счёт. Башня занимает десять попыток постройки. Вот десять печенек, попытались, съели печенье, опять попытались, опять съели. Думаю, ребёнок не понимает идеи "попытки". Можно объяснить. 09.12.2005 23:43:46, Мария Д.
Я к таким ситуациям подходила через математику :-) Точней, через счёт. Башня занимает десять попыток постройки. Вот десять печенек, попытались, съели печенье, опять попытались, опять съели. Думаю, ребёнок не понимает идеи "попытки". Можно объяснить. 09.12.2005 23:43:46, Мария Д.
Проигрыш при чем? при том, что я увидела себя в ней, хотя наверно вы правы, и это не совсем проигрыш - ее ситуация. А я совершенно не умею проигрывать. Она строит и построенное сама же роняет, и тут же рыдает. Нету терпения снова спокойно построить что-то более устойчивое и выдержки. чтобы спокойно отнестись.
И при чем тут попытки? И почему именно десять? Она с первой попытки строит, но не такие высокие башни как хотела бы... 10.12.2005 00:20:17, мама Софьюшки
И при чем тут попытки? И почему именно десять? Она с первой попытки строит, но не такие высокие башни как хотела бы... 10.12.2005 00:20:17, мама Софьюшки
Постараюсь объяснить одну фундаментальную, и потому плохо выразимую, штуку. Есть два подхода к любой учебной ситуации: как к развитию достоинств, и как к преодолению недостатков.
Идея "попыток" относится к первой модели, к развитию. Мы МНОГО РАЗ пробуем РАЗВИВАТЬ свою башню. С каждым разом в башне что-то меняется. Вот построилась башня никая, вот повыше, вот косая, вот упавшая. Мы смотрим, МНОГО РАЗ, за развитием башни. Очевидно, идеe "проигрыша" тут быть просто негде :-)
А идея "проигрыша" относится ко второй модели учения, к преодолению недостатков. Сейчас у нас башня НЕДОСТАТОЧНО высокая, и вот, попытались преодолеть это, не вышло, проигрыш.
Один из способов справиться с боязнью проигрыша - избегать взглядов второго типа, избегать соревновательных ситуаций и подхода к учёбе "от недостачи".
Десять попыток - это я с потолка взяла. Любое число, которое дочке нравится и которое обозначает "много". 10.12.2005 03:48:44, Мария Д.
Идея "попыток" относится к первой модели, к развитию. Мы МНОГО РАЗ пробуем РАЗВИВАТЬ свою башню. С каждым разом в башне что-то меняется. Вот построилась башня никая, вот повыше, вот косая, вот упавшая. Мы смотрим, МНОГО РАЗ, за развитием башни. Очевидно, идеe "проигрыша" тут быть просто негде :-)
А идея "проигрыша" относится ко второй модели учения, к преодолению недостатков. Сейчас у нас башня НЕДОСТАТОЧНО высокая, и вот, попытались преодолеть это, не вышло, проигрыш.
Один из способов справиться с боязнью проигрыша - избегать взглядов второго типа, избегать соревновательных ситуаций и подхода к учёбе "от недостачи".
Десять попыток - это я с потолка взяла. Любое число, которое дочке нравится и которое обозначает "много". 10.12.2005 03:48:44, Мария Д.
Хо, а что вы скажете, когда она в 6 лет будет рыдать проигрывая в настольные игры, шашки, шахматы, домино, ходилки? Это нормально. Перерастет, если дать перерасти.
10.12.2005 00:45:32, Иллика
но я-то не переросла! в 6 лет рыдала, и позже рыдала. А потом просто не делала то, в успешном исходе чего была не уверена. Из-за страха проиграть не пошла сдавать в свое время TOEFL, побоялась не сдать. А сейчас понимаю. скорей всего сдала бы. Упустила возможность.
10.12.2005 11:29:59, мама Софьюшки
Пора бы перерасти :). Ведь в жизни не все строится на выигрышах или проигрышах и всегда найдется человек делающий что-то лучше Вас и меня в том числе. Какой -то затяжной подростковый период. Только не обижайтесь на меня , я по-доброму ...
10.12.2005 17:41:15, МоТаня
Вы знаете, я часто с таким сталкиваюсь в работе (преподаю математику), и это не связано с возрастом и развитием. Скорей, с системой верований. Ведёт к тревожности и "блокам" в учении, которые приходится снимать, как раз изменяя систему верований :-) "Math anxiety" термин английский.
10.12.2005 18:38:59, Мария Д.
Это связано с мышлением, отношением к жизни и конечно пониманием своего места (положения). С возрастом мы приобретаем опыт и понимаем (как правило), что строить жизнь и оценивать свою успешность оценкой "выиграл-проиграл" не совсем верно. Я тоже раньше проигрывать не умела (наверное мир большого спорта оказал свое "тлетворное" влияние :) ). А когда поняла , что от того, что ты выигрываешь в общем -то в жизни ничего не меняется и не понятно, что с этим выигрышем делать, куда двигаться дальше ( с проигрышем проще, продолжаешь дальше долбиться), тогда и убрала соревновательный процесс из своей жизни. Но когда перестаешь соревноваться, а просто живешь преодолевая трудности, тогда и не проигрываешь. Не знаю, понятно ли я написала свои мысли на этот счет.А то, что Вы отписАли про 2 пути, так я с этим абсолютно согласна :).
11.12.2005 08:52:21, МоТаня
Спасибо за описание пути, мне пригодится. Особенно это место понравилось: "Не понятно, что делать с выигрышем". Какая мысль хорошая. Вспомнился Искандер: "В слове 'победа' мне слышится оглушительный топот дураков".
11.12.2005 16:05:31, Мария Д.
Может быть она уже поняла, что как у папы никогда не получится. Может, папе строить что-то попроще, то что и у ребенка получится. И потом очень медленно усложнять.
09.12.2005 23:34:05, МВСН
А я вам позавидовала - классный человек растет! У нее не получается, а она не бросает, добивается своего. Молодец! А ее слезы, как мне показалось, больше пугают вас, чем ее. Как ей еще свою досаду проявить? Чертыхаться, видимо, еще не умеет:)
09.12.2005 22:20:29, ЮлияС
Спасибо:)Приятно. Но плач ее, конечно, сильно напрягает. Хочется сразу пожалеть. Но в этом-то все и дело! Она ведь плачет не из-за кого-то, кто обидел, кого можно поругать... Причина недетская. Меня обескураживает такая нетипичная для малыша внутренняя проблема. Тут уже и характер видно...
09.12.2005 23:30:28, мама Софьюшки
Вижу своего ребенка,в этой ситуации меня радовало только то,что он продолжал строить,или делать что-то дальше.Со слезами,пока не начинал психовать,а это верный путь к тому,что точно не получится, и до истерики.Сейчас нам 4 ,а проигрывать не умеет,если папа выигрывает или в саду кто-то раньше оделся то все-слезы,обида,ругательства.Даже сам когда пишет букву и ему кажется ,что она не такая какая должна быть,то опять слезы,плевание на букву и сквернословие.Так в нашем лексиконе появились такие слова как "вонючая","какашенная".Не могу от них избавиться.И начал меня пугать,что раскажет папе,а папу в свою очередь пугает мамой.Как искоренить и научить не переживать так от проигрыша?Скоро Новый год и он хочет детский праздник,но я уже боюсь,ведь придет Дед Мороз и будут соревнования...
13.12.2005 09:40:11, Лесечка
Не хочу добавлять вам лишних эмоций:) но у нас обратный пример: моя дочка так же легко проигрывает, как и выигрывает.. Играли с ней в лото..так она мне еще и подыгрывает, если я приогрываю и жалеет меня.. представляете? В шашки проиграет и ничего - веселится и еще хочет:)
И еще ей паралельно, если кто-то быстрее или лучше отвечает..совершенно не страдает.. я б даже сказала, что радуется за того, кто лучше-быстрее.. Тоже не знаю как это объяснить???? 09.12.2005 16:39:25, Leeni
И еще ей паралельно, если кто-то быстрее или лучше отвечает..совершенно не страдает.. я б даже сказала, что радуется за того, кто лучше-быстрее.. Тоже не знаю как это объяснить???? 09.12.2005 16:39:25, Leeni
это называется "легкий характер". По-хорошему завидую:) Хотя, немного амбиций никому не помешает.
09.12.2005 16:48:44, мама Софьюшки
Мне бы хотелось, чтобы дочка умела ставить цели и достигать их. Но "другие" пусть лучше будут не при чем. Пусть она лучше радуется успехам других, чем переживает, лучше она или хуже.. Посему я никогда не поддерживала: Вот Маша умеет, а ты нет.. Маша быстрее, а ты копаешься.. и в таком роде.. Мне кажется, что сравнение и оценка приводят к подобным переживаниям неуспеха.. Я старалась никогда не провоцировать ребенка, целенаправленно.. И старалась, чтобы дочка сопереживала неудаче другого. Хотя, конечно, может и просто легкий характер..
09.12.2005 17:01:07, Leeni
Да,правильно вы все делали,а мы теперь пожинаем плоды.Папа ввел это соревнование -за еду(кто быстрее съест),помоет руки,добежит до двери,уже устала говорить ему.И сама хороша,бывало сравнивала когда уже ничего не помогало,хотя понимала,что никчему хорошему сравнение не приведет и папа в какой-то момент стал на это делать упор.Вот и получайте родители,что сотворили сами.А теперь думаю,что делать.Учу пофигизму,сломалась игрушка ,если горе,то говорю,что игрушки ломаются,бывает,но зато вместо старой можно купить новую.Или разлил чай,учу находить положительное,хорошо,что стакан не разбился,а чай можно вытереть и налить новый. Теперь думаю,как бы не переборщить.
13.12.2005 09:48:29, Лесечка
Читайте также
Чем опасна ультраобработанная пища?
Как правильно выбирать продукты и что не так с ультраобработанной пищей?
Какой спектакль выбрать? Современная русская проза на театральной сцене
11 театральных постановок по произведениям лауреатов и номинантов премии "Ясная Поляна"