Раздел: Психология игры

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

О пользе (?) и вреде игры

Объясните, пожалуйста, почему во всех статьях о воспитании детей агитируют родителей учить детей играть и нигде (мне почему-то не попадалось) не упоминается об обратной стороне игры ( не конкретной, а вообще, как процесса). Хотя, может, имется в виду, если ребенок НЕ САМ научился играть, а его научили, то игра более качественная и полезная?
Дело в том, что мою дочь (сейчас 9.6 лет) никто играть не учил, она играла с года сама, точно так же и приблизительно в те же игры, что и я в свое время (основа всех игр - куклы).
Конечно, плюсы у игры кое-какие есть (легко может сама себя занять практически в любой ситуации, легко общается, заводит новые знакомства).
Но все это хорошо, если бы пресловутая игра сама собой заканчивалась годам к 5 - 6, но уж 7 - на все 100%.
А то как же совмещать с постоянным желанием играть необходимую теперь подготовку к школе, к письму? Вот моя дочь этому и не училась до школы, совсем. Ну она как-то в школу поступила, а вот сын растет и играет точно также, ему-то каково будет поступать, ведь требования растут?
"Превращать учебу в игру?"
Для моих детей это точно не проходит. Они придумывают для себя гораздо более интересные игры, чем могут предложить взрослые.
И еще о том, чем плохо увлекаться игрой в школном возрасте. Т.е. в идеале - ничего плохого: делу время, потехе час, сначала уроки, дополнительные занятия, а потом, если время осталось - играй. Но хочется выкроить побольше времени для игры, часто во вред качеству учебы.
А самое главное - для чтения при таком раскладе не остается ни времени, ни желания. Плохо даже не то, что ребенок - "не читающий". Плохо то, что в наш век информации, оргомная часть оной проходит мимо.
Другие знакомые дети-ровестницы не так сильно увлеченны игрой,т.е. они игграют с другими детьми при встрече, но одни дома (по рассказам родителей) - редко.
Зато они не огорчаются, что из-за дополнительных занятий вечером не успеют поиграть, им гораздо важнее школьные и спортивные достижения, и конечно она читают книги.
И еще о развитии фантазии. А зачем она нужна? ( я со своими детьми не знаю , куда деваться от их фантазий). Моя так и норовит при списывании предложений заменить одни слова другими, тоже - при чтении. Тут ниже кто-то терзвомыслящий предупреждал о вреде фантазии, увдоящей от реальности. Я, правда, сомневаюсь в прямой связи детских фантазий с вечным враньем в подростковом возрасте, но все же доля правды есть.
13.10.2004 15:11:26,

10 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А я бы не агитировала родителей учить детей играть:)
Я бы агитировала за то, чтобы просто выделить детям место для игр.
Найти нормального взрослого, который бы научил тебя играть - это счастливый случай в жизни семилетнего ребенка. И этот счастливый билет не каждому ребенку выпадает.
Иметь место для игр - уже здОрово!
Учеба - это учеба. Игра - - это игра.
Я не рекомендую смешивать учебный процесс на уроке с игрой во дворе.
Другое дело: иметь место, куда можно перейти для игры, после учебы, и откуда опять пойти на урок. А дети уж сами разберутся, как отыграть урок, и как опереться на игру во время учебы...
Дайте время и место для того и другого.
14.10.2004 21:37:40, Элла Прокофьева
Меня не учили играть. И я в детстве играла мало из-за занятий языками и т.д., плюс раз не умела, то не особо и хотела, мне больше нравилось читать. по моему опыту, это чревато, и чревато довольно серьезными вещами.

Во-первых, это проблемы с общением. Ролевая игра тем и хороша, что имитирует реальную жизнь, развивает навыки общения и поведения в разных ситуациях. Тем более если ребенка учат в нее играть (взрослые или старшие дети), потому что так он усваивает более сложные модели, чем может додуматься сам. при отсутствии игры в детстве потом есть существенные проблемы с общением. они, конечно, не смертельные, их можно преодолеть, но зачем - если можно предупредить.

Во-вторых, большие проблемы с творчеством (любым), так как игра как ничто другое развивает воображение. Заменить это знаниями невозможно. И компенсировать во взрослом возрасте ОЧЕНЬ трудно.

В-третьих, проблемы (у меня сейчас) в играх с собственным ребенком. Просто не знаешь, как играть, чем играть. Поневоле получается уклон опять в интеллектуализм - книги, энциклопедии, мозаики, рамки-вкладыши... Т.е. происходит повторение, если не усугубление, проблем. Даже простейшая ролевая игра с куклой дается с трудом. К счастью, у нас есть няня, у которой было более нормальное детство :) А так была бы серьезная опасность.

Так что я как именно так, как Вы пишете, воспитанный ребенок ЖАЛЕЮ о том, что у меня не было игры. Слава Богу, хоть фантазию никто не глушил - а то иначе как бы я сейчас на жизнь зарабатывала :)))
14.10.2004 17:31:01, Janet
СМ
Я сомневаюсь, что, если бы каким-нибудь чудесным образом можно было "отключить" игру, то ее место Обязательно бы заняли книги и стремление достигать результатов в школе.
ИМХО, это очень здорово, что дети умеют и любят играть.

Единственный тревожный знак (для меня) был бы, если бы дети не понимали, где проходит граница, но у Ваших,судя по всему, с этим порядок.

Вот плюсы от игры (ИМХО):

-развитие творческого начала (та самая фантазия), это очень хорошее качества и не каждому дано. Зачем - да это же один из двигателей прогресса, все, что есть нового, оно же ПРИДУМАНО.

-психотерапия - выражение через игру "трудных" моментов, поиск решения, причем естественным путем, с этой т.з. мне кажется очень важным присматриваться к играм детей, можно много "увидеть" важного,

-получение удовольствия в "полезной" форме, да действительно, занять себя не каждый может. Так жить интереснее.

В общем, здОрово, что дети играют. Про приобщение к чтению, мотивацию учебы и т.д. многократно было обсуждение, посмотрите поиском. Удачи:)
14.10.2004 14:55:33, СМ
Возможность самому затевать игры и играть в них - это одно из основных условий нормального здоровья - как психического, так и физического. Это проверено и на животных (на крысах там, на обезьянках и т.п.), и на людях тоже. Ограничение свободы и введение в жесткие рамки приводит к депрессивным реакциям, нервным срывам (сошлюсь, например, на эксперименты с американскими студентами в Аль-Катрасе - за неделю жестких ограничений у людей начались срывы, при том, что они имели право в ЛЮБОЙ момент выйти из эксперимента).
Чуть менее очевидна связь с психосоматическими заболеваниям - а между тем,сейчас врачами доказано, что 80% болезней - это психосоматика, а там почти все можно свести к внешнему давлению и ограничениям естественного поведения.
В условиях нашей стандартной школы - со строгой дисциплиной и директивным (мягко говоря) управлением -
счастье, если дети имеют возможность хотя бы дома свободно играть. Это позволит им сохранить здоровье.
Исследования в школе показывают, что активные, здоровые дети, обладающие воображением и инициативой в средней школе начинают опережать в учебе пассивных и слишком послушных. У послушных к этому времени портится здоровье, креативность снижается в несколько раз, возникает сопротивление к учебе вообще, у многих - полное равнодушие - ничего не хотят. И знания, полученные из книг, уже никого не радуют, даже если они в младших классах были отличниками. Потом интерес к жизни трудно у них пробудить бывает.
Так что я бы на вашем месте радовалась за детей, что они растут нормальными, и сосредоточилась на том, как организовать им "рабочее время", чтобы они успевали выполнить задания. Все-таки надо подумать, как саму девочку заинтересовать школьными успехами, тогда она сама способы придумает. Может, ей самой задачку поставить - как распределить время, чтобы успеть и поиграть, и сделать столько-то заданий. Когда детей спрашиваешь - они иногда очень приемлемые варианты решения вопроса предлагают. И если это - их предложение, то лучше сдерживают обещания. Заставлять не приходится, только напоминать иногда.
13.10.2004 22:13:43, Svetlana:)
Взрослые могут придумать гораздо более интересные игры, чем дети. Понятно, грамотность в детских играх для этого просто необходима :-) Но то, что взрослый может изобразить со своими знаниями, детям самим не доступно. И дети с такими взрослыми ПРЕДПОЧИТАЮТ играть, было бы у тех время...

Теперь про ДЕЛА. Я считаю, что у детей должна быть настоящая работа. Там и предметы выучатся...

Вообще, Ваше письмо - ещё одна страничка в печальную книгу "Этот безумный, безумный мир"... Дети замечательнейшие, а школа... Эх.
13.10.2004 18:41:52, Мария Д.
вакса
>Т.е. в идеале - ничего плохого: делу время, потехе час, >сначала уроки, дополнительные занятия, а потом, если >время осталось - играй. Но хочется выкроить побольше >времени для игры, часто во вред качеству учебы.

тут дело не в игре как таковой, а в умении организовать свое время. имхо.
как это воспитывается - не знаю. мне в школе все давалось очень (даже слишком на каком-то этапе) легко, поэтому на игры и прогулки оставалось много времени.
13.10.2004 16:42:40, вакса
Как я понимаю, сейчас в детей стараются вместить такой объем знаний, что на игры времени не остается даже у тех, кому усвоение этих знаний дается легко. Что уж говорить об остальных? 13.10.2004 17:37:50, starka
вакса
возможно. со школой близко мы еще не встретились 14.10.2004 07:39:49, вакса
Есть игры по правилам, есть - ролевые, ролевые дети сами придумывают на основе узнанного (из книжек-мультфильмов-передач и т.д.). По правилам - нужно научить, более того, по-моему, эти игры полезны самим наличием правил. Например, когда ребенок никак не мог найти общий язык с соседом, которые на 1,5 года его младше, я объяснила, что тот мальчик еще маленький и мой сын должен придумать для него правила и их объяснить (с ровесниками это как-то само получается) - в результате игар наладилась :-)
В общем, на мой взгляд, учить играть полезно в некоторые игры. Плюс к этому я периодически подкидываю идеи игры - далеко не все принимаются, но если уж принимаются, то идут "на ура" :-) Делюсь, так сказать, жизненным опытом :-)
13.10.2004 16:31:15, Ranny
Как странно! Я считаю, что игра, которую ребенко придумывает сам гораздо полезнее навязанных игрушек и игр по сценарию. И ограничение фантазии ведет к зашориванию и ограничению в восприятии мира. И если период игр по каким-то причинам оказывается укороченным, то ребенок пропускает важную фазу в своем развитии.
Я тоже играла в шоле в куклы и бывало, что и сама с собой, а в какой-то момент поняла, что мне вдруг стало не интересно и я переключилась на чтение. Может это не скромно, но я считаю, что добилась в жизни очень многого и на ограниченность интеллекта не жалуюсь, хотя вот школьные успехи в моей шкале ценностей были где-то на уровне плинтуса (школу я не любила).
13.10.2004 16:28:45, starka

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!