Раздел: Привычки, фобии...

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

детское воровство

когда первый раз ребенок принес из сада чужую игрушку и сказал, что взял без спроса - просто валялась на полке, мы объяснили, что это чья-та вещь и ее хозяин скорее всего ищет и даже плачет о потери и договорились отнести ее обратно на следующий день и положить на тоже место
во второй раз было так - ребенок сам радостно заявил, что "теперь делает заначки", я поинтересовалась, что такое заначка и как ее делать, ребенок объяснил "если я в саду нахожу ничью вещь, я ее у себя припрятываю" при разговоре выяснилось, что все детсадовские вещи ребенок считает нечьими, мы объяснили, что и у садовских вещей есть владелец и вообще можно брать только свои вещи а несвои нельзя брать без разрешения, даже если они кажутся нечьими
сегодня утров уже в саду я обнаруживаю в ребенкином рюкзаке набор от садиковского конструктора, на вопрос о том, что этот набор делает в рюкзаке, получаю ответ: "если у вас нет денег покупать мне такой конструктор, то я буду забирать его в саду"
я просто в шоке, муж считает, что надо объяснять ребенку, что такое воровство и что это наказуемо, и что надо требовать от ребенка соблюдения правила "не твое - не бери"
мне просто интуитивно такой подход не нравится или я не права и к шести годам ребенок "в состоянии усвоить общественные нормы и принцип неминуемости наказания"©
как понять, почему такое происходит с ребенком?
как реагировать на такие вещи?
26.03.2003 10:09:07,

42 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
по поводу конструктора - может, договориться с воспитателем брать его на вечер, а утром приносить в сад? 27.03.2003 15:18:43, Снусмумрик
Елена Д.
А дома ребенок четко знает, где его вещи, а где нет? Разрешали ли Вы подбирать потерянные кем-то игрушки на улице? Я не думаю, что это - воровство, просто ребенок, действительно, не видит разницы между своим и не своим. 27.03.2003 08:26:24, Елена Д.
Я дочке об'яснила, года в два. Что народ обычно делает с ворами. Ну, про полицию и тюрьму. Прямо на примерах - если забрать вот эту игрушку и не отдать, то мама вот этого ребенка вызовет полицию, и меня могут посадить в тюрьму. 26.03.2003 21:26:58, Мария Д.
А если бы в тюрьму не посадили, то можно было бы воровать? Очень мы любим всякие фильмы про удачливых и героических преступников. Наверное, в каждом сидит что-то такое?
Если честно признаться - вот вам продащица дала сдачу больше, чем надо - вы ей вернете деньги? А если на дороге кошелек найдете - будете хозяина искать?
27.03.2003 14:44:48, Снусмумрик
Елена Д.
Деньги верну, кошелек вообще поднимать не буду. Это должна быть установка с детства и не потому что накажут, а потому что это - плохо. Я своего ребенка тоже тюрьмой не пугаю, важнее другое - воспитать внутреннее неприятие, а не боязнь наказания... 28.03.2003 07:44:53, Елена Д.
Если найду кошелек, хозяина поищу обязательно (было), или, например, я в театре нашла кольцо со здоровыми камушками, сдала в стол находок. Сдачу продавщице не верну. Тюрьма - один из доступнейших для понимания ребенка раскладов. Символ того, что обида другого возвращается к тебе же. 27.03.2003 18:12:26, Мария Д.
Аналогично :)))))) 27.03.2003 14:39:08, Аурика
Вообще, развитие понятийного мышления ребенка - вещь супер-интересная:)
Ребенок создает сейчас некий "словарик" доступных для его мышления понятий.
У взрослого - свой словарь понятий.
Взять чужое, без спроса, по взрослому словарю, - "воровство".
Как Вы думаете, в детском "словарике" каким понятием обозначается действие "взять чужое, без спроса"? :)
26.03.2003 16:53:17, Элла Прокофьева
все таки думаю, что с понятиями тут у ребенка все хорошо) не далее как неделю назад играя с мальчиком, назвал его "вором" (в игре), потому что тот взял без спросу его игрушку, и потом еще и дразнил его вором 26.03.2003 17:17:32, _мама_
Вы уверены, что он использовал понятие из своего словаря, а не воспользовался взрослым (уничижительным) понятием, плохо понимая его значение, но ощущая его отрицательное воздействие? 26.03.2003 17:32:00, Элла Прокофьева
а как понять разницу?
как у ребенка развивается понятийное мышление? в таких=то ситуациях используют такое-то слово и достигают такой-то реакции... потом начинает сам использовать...
как понять, какой смысл ребенок вложил в это слово в данный момент и понимает ли он его так как взрослые?
26.03.2003 17:43:05, _мама_
Это понять не сложно. Когда ребенок распространяет воспринятое извне понятие на массу чем-то похожих, но часто весьма отдаленно напоминающих исходное, предметов или действий (например, "желтый" - "мама") - он впитал понятие, оно стало ЕГО понятием.
Когда ребенок использует понятие, вернее, отдельное слово (понятие - это нечто обобщенное) в манипулятивных целях, зная о действии этого слова на других, но не связывая это слово с массой похожих понятий - это чужое слово и очень узкое понятие...
26.03.2003 17:50:13, Элла Прокофьева
СтОит поговорить о том, чем опасно подобное восприятие понятий - чужих, недоступных для "впитывания", из-за их отрицательного эмоционального сопровождения... 26.03.2003 18:32:55, Элла Прокофьева
СМ
Прочитала все предложения, хочу еще раз, более настойчиво высунуться со своей первой репликой. Упорствую в предложении не объяснять СВЕРХУ ВНИЗ, а с ребенком вместе постараться вывести свой закон, почему нельзя так делать, точнее, помочь ему к этому выводу прийти самостоятельно.
Чем больше думаю об этой ситуации, тем сильнее кажется, что ребенок ЗНАЕТ, какова официальная версия - брать вещи из сада НЕЛЬЗЯ, но объяснение взрослых, очевидно, ему не показалось логичным и даже более того - взрослое НЕЛЬЗЯ кажется ему совершенно несправедливым. И то, что он в игре называет вором другого товарища, по-моему, говорит о том, что ребенок хочет эту болезненную ситуацию "проговорить".
И опять-таки, лучше не переходить на личности, не высказывать обвинений и не говорить, что дома и так всего полно.
А вот мое любимое предложение. Хорошо бы сочинить сказку. Жили-были зверушки-погремушки (имена на вкус) в игрушечном домике у Вани. Ваня о них заботился, кормил-поил, по вечерам сказки рассказывал. Пока Ваня был в садике, игрушки иногда скучали, поэтому Ваня оставлял им записки и маленькие сюрпризы. А однажды для своих игрушечных зверушек Ваня принес маленькие цветные шарики и игрушечные книжки, чтобы они все вместе играли и читали. Всем зверушкам вначале захотелось поиграть в шарики, а потом они сели почитать. Но одному зверушонку не хотелось читать, он хотел складывать узоры из шариков и он забрал все себе....и т.д. и т.п. :)))))))
27.03.2003 10:53:13, СМ
Добавлю, есть очень хорошая книжка "ПРИКЛЮЧЕНИЯ КУБАРИКА и ТОМАТИКА или ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА". Авторы Людмила Анатольевна Левинова и Генрих Вениаминович Сапгир.
Она очень поможет тем родителям, которым сложно сочинять психотерапевтические сказки, и, кроме того, книга хороша тем, что в ней гармонично соединены и интеллектуальный, и личностно-ориентированный подходы.
Ведь дети интуитивно чувствуют, когда мы, через сказкотерапию, пытаемся воздействовать на их поведение.
Когда же книжка и развивает (интеллектуально), и лечит (психотерапевтические метафоры), и ненавязчиво (опосредованно) воспитывает - это ДРУГ:)
27.03.2003 12:26:03, Элла Прокофьева
Обожала эту книгу в детстве. А однажду совершила подвиг, который помню до сих пор. Мне было лет 9, на меня часто оставляли соседского мальчика лет 4-5-ти, как на няньку. В один день я прочитала ему эту книжку целиком, он так радовался, ему так понравилось... Эх, где бы теперь её купить? 27.03.2003 14:28:07, Дикая Тварь.
Я тоже её очень-очень любила, до сих пор помню картинки оттуда. И тоже страдаю, где бы достать сейчас? слышала. что она переиздавалсь в начале 90, но у нас ни разу не встречалась... 27.03.2003 14:47:27, Val
Вообще-то я не знала авторов, теперь можно прицельно поискать. :) 27.03.2003 18:30:22, Дикая Тварь.
СМ
Вот спасибо! Давно искала что-нибудь такое. Очередной подарок от конференции - принимаешь обсуждение чужой темы, а находишь полезное свое.;)) 27.03.2003 13:38:37, СМ
Carsa
Когда-то давно и не здесь, но в сетях и при большом скоплении народа говорили о детском воровстве. Оказалось, что если не все, то очень и очень многие разок-два в детстве что-нибудь воровали, обычно пустяк, не корысти ради. Зачем, почему - не объяснить! (А с Вами, если честно-то, разве не бывало? Вспомните хорошенько :-) ) Причем открывалось это далеко не у всех, зато стыдно было. Сейчас, по-моему, Ваша задача - не наказывать, не стыдить, но донести вред его поступка. 26.03.2003 13:13:54, Carsa
а как донести? обстоятельные разговор с объяснениями и примерами ничего не дал, ребенок продолжает стоять на позиции "хочу и беру" 26.03.2003 13:57:04, _мама_
Расскажите, что будет. Честно, причем - от самого минимального сценария до максимального. Я начинала с максимального (тюрьма для родителей) - хотя это очень маловероятно. 26.03.2003 21:28:55, Мария Д.
Carsa
А что потом? Ну взял, а потом-то что? Домой ее родители принести не разрешат, друзьям не покажешь, опознают, как ворованную... У LOO толково все описано.
26.03.2003 14:10:47, Carsa
дальше - сидеть и тихо самому с ней играть. Родители увидят - ничего страшного с точки зрения ребенка - святая вера в святую веру родителей в непорочность собственного ребенка. возможно, чтоб это была спекуляция со стороны ребенка страхом родителей подорвать доверие к себе? мол мы его сегодня накажем - так он завтра и врать начнет еще.... 26.03.2003 14:16:03, _мама_
Carsa
А дайте ему возможность проверить? Т.е. "не заметьте" какую-нибудь уворованную игрушку, только одну, и пусть все прочувствует. 26.03.2003 14:18:28, Carsa
я бы так и попробывала, но ведь ребенок сперва идет мне похвастаться этой игрушкой, он так искренне делится своей радостью... а я начинаю зудеть на тему "свое-чужое" - весь кайф ломаю, наверное... но порадоваться вместе с ним не смогу - это какое-то лицемерие получается с моей стороны... 26.03.2003 15:22:16, _мама_
Carsa
Да уж, радоваться тут нечему. Но он, похоже, категорически _не понимает_, что ворует :-(. Хм, а почему так? Ведь 6 лет, большой уже... 26.03.2003 15:41:19, Carsa
вот и я этому удивляюсь((( 26.03.2003 16:16:27, _мама_
LOO
Я для себя еще в детстве определила, почему нельзя брать чужое. Вывела, так сказать, причинно-следственные связи. Во-первых, это не принесет большой радости, т.к. нужно будет скрывать сворованную игрушку ото всех и не с кем будет играть в нее. Тогда зачем она вообще? Во-вторых, тайна почти всегда становится явной (можно книжку ребенку про манную кашу почитать, помните?), и если обнаружится (неважно кем, мамой, подругой или учителем), что ты своровал игрушку или другой предмет, будет очень стыдно. И потом, возможно, штамп вора будет очень долго отравлять тебе жизнь. В-третьих, почти всегда можно найти способ поиграть в эту желаемую игрушку с ее владельцем (либо временно предложить что-то свое на обмен, либо подружиться и вместе поиграть). В-четвертых, у меня четкое убеждение, что когда мы берем что-то чужое (даже валяющийся кошелек на тротуаре), мы обязательно теряем еще бОльшее. Это проверено и не только мной.
Обычно у детей заведущие глаза на новую игрушку, в которую они ни разу не играли. Бывает так, что стоит им немного повертеть ее в руках, как интерес теряется. Чтобы из своего, и так небольшого, бюджета выкроить деньги на покупку новой игрушки для ребенка, лучше ходить в магазин вместе с ним, заранее оговорив на какую сумму он может рассчитывать. Пусть он сам посмотрит игрушки, повертит их в руках и выберет.
PS: Сама отношусь к ненормальным мамашам, которые зачастую покупают новые игрушки ребенку в ущерб семейному бюджету :)))
26.03.2003 12:38:37, LOO
чтобы построить причино-следственные связи, ребенок должен видеть и чувствовать реакцию на свои действия
в том и стоит вопрос - какой должна быть реакция взрослых на подобные действия ребенка?
26.03.2003 13:12:54, _мама_
LOO
Серьезный разговор, суть которого я постаралась изложить выше на своем примере. Сначала выслушать, что скажет ребенок, потом постараться объяснить возможные последствия его поступков. Наказание вызовет страх, что может добавить к имеющейся проблеме еще и вранье. Пока ребенок не боится Вам об этом сказать, самое время решить проблему мирно. 26.03.2003 13:43:07, LOO
было уже два серьезных разговора и то, что я обнаружила сегодня, говорит о том, что они эффекта не имели,
в результате второго разговора ребенок вообще завязал спор и жестко стоял на позиции, что есть ничейные вещи и к таковым относятся все вещи, которые находятся в общем доступе(в саду и группе) и он имеет на эти вещи полные права, предложения поставить себя на место человека, чью вещь кто-то взял, ребенок просто проигнорировал
что каксается доступа к вещам дома, то у каждого есть свои вещи, которые другие брать не могут и есть общие вещи, которые может брать любой предварительно спросив разрешения всех прочик "совладельцев" вещи
26.03.2003 13:55:46, _мама_
LOO
Интересно, а в какой форме Вы ему объяснили, что значит личная вещь и чем она отличается от общей в детском саду? Ведь судя по всему ребенок не понял этого отличия. Может быть стоит немного упростить объяснение, сказав, что личная вещь - вещь, купленная за Ваши деньги для ребенка, а общая вещь - вещь, которую Вы за свои деньги не покупали. Эта вещь принадлежит всем детям в группе и на нее все имеют равные права. И если эта вещь пропадет или сломается, то Вам придется за нее заплатить детскому саду. Да еще добавится стыд, что вещь взята без спросу, а спрашивать нужно тогда у всех детей и воспитателй сразу. Так не легче ли подобную вещь купить в магазине сразу, без воровства. Если нельзя тут же выкроить деньги, то можно наметить покупку на ближайший праздник, какникулы, день рождения. Я не думаю, что в саду слишком дорогие игрушки. Можно проиграть эту ситуацию дома, с вещями ребенка, меняясь с ним ролями. Вообщем, Ваша задача - донести отличие частной собственности от общественной. 26.03.2003 16:38:37, LOO
СМ
А может быть, еще раз вернуться к теме собственности, не затрагивая личности для начала и в общей форме обсудить, чем отличается ничей от общего. Солнышко - оно чье? Качели на детской площадке? Если завтра Вася, который любит на них кататься, захочет увезти их на дачу (допустим, папа ему поможет осуществить), это правильно?
Далее, книга, забытая на подоконнике - действительно ли она ничья? Или все-таки НЕИЗВЕСТНО, ЧЬЯ. А если я забуду грузовик на детской площадке, вернусь через 15 минут, а его забрали, можно ли согласиться с тем, что пока меня не было, он стал НИЧЬИМ?
26.03.2003 14:51:51, СМ
Может она должна быть естественной? 26.03.2003 13:27:29, Яся
естественной?
сегодня утром в саду у меня естественной реакцией на все это был обморок, у мужа - руки потянулись к ремню, это при том что ни я ни он никогда прежде так не реагировали на поведение ребенка, но уже устали объяснять и ... вообщем, что делать не знаем
26.03.2003 13:59:56, _мама_
а у него игрушек достаточно? 26.03.2003 14:37:00, ИМА
с точки зрения ребенка - достаточно игрушек не бывает никогда, я сама такая была и это прекрасно понимаю, с точки зрения мужа, который рос практически без игрушек - ребенок наш с жиру бесится 26.03.2003 15:18:40, _мама_
Ну, спросить, сколько именно он хочет. Конкретно. Конструктора этого. Вместе продумать, как сделать, чтоб стало именно столько. 26.03.2003 21:35:14, Мария Д.
не уверена.Особенно если вы сравниваете с папой,который рос без игрушек. это сравнение правильно для вас,ребенку же оно непонятно. моя мама тоже мотивировала небольшоте количество моих игрушек тем,что у нее,мол был в детстве только один пупсик,которого она так любила.... в сравнении с этим я тоже была игрушками завалена,но мне было мало.
это не значит что ребенку надо покупать абсолютно все по первому требованию - ни один бюджет этого не выдержит,но не стоит проводить такие вот сравнения,тем более с крайним вариантом(совсем нет игрушек)."с ждиру бесится"- ваша толчка зрения. а ребенку достаточно?много ли игрушек у него,которые ему купили просто так,не на день рождения,и кстати,по первому требованию иногда тоже не помешает купить какую - нибудь ерунду,которая возможно будет потом валяться ...
26.03.2003 21:10:37, ИМА
Крысик
Рискну предположить банальное - ребенку хочется больше любви и внимания.
Попробуйте даже аффектировать эти чувства - выражайте их бурно, делайте что-то, подчеркивая, что это именно для малыша. Полечите его любовью.
Не сразу, но ситуация обязательно выправиться.
26.03.2003 11:36:31, Крысик
совершенно не обязательно,что у вас тот же случай,скорее всего нет,просто вспомнила свой детский случай воровства.Может,пригодится вам..в первом классе. Люди мы были небогатые,к тому же мама считала,что игрушки в жизни не главное,есть вещи поважнее(например,занятия)поэтому игрушки мне покупались редко. То есть,может родителям казалось ,что часто,но мне,по моим ощущениям сейчас кажется - раза 2 в год.Только на праздники,как подарок. к тому же предпочтение отдавалось "умным" или "полезным" игрушкам(например,глобус,или велосипед ) а "обычные" игрушки(какая - нибудь маленькая дурацкая собачка) не покупались вовсе.
Я знала,что маму просить бесполезно,поэтому молчала как партизан,но в глубине души ужасно завидовала подружкам ,у которых дома аж целый ящик,и им игрушки время от времени дарились просто так,без повода. до сих пор помню,что какие- то мелочи в моем сознании приобретали вид невероятных сокровищ,владеть которыми - невероятное счастье:)в общем ,любая игрушка для меня была сокровищем,таким близким и недоступным одновременно...
в общем, в первом классе учительница попросила принести на урок рисования игрушки из дома. один мальчик принес маленькие фигурки - кошечку и собачку,в какой - то момент они упалиу него под стол и он не заметил,началась перемена,он вышел,и я,совершенно потеряв голову и не думая о последствиях ,их взяла и засунула в сумку.
В общем ,на следующем уроке мальчик заметил пропажу,учительница стала требовать возврата,в конце концов мне пришлось перед лицом всех жэт овернуть. У учительницы достало такта ничего мне не говорить и замять это дело,поэтому сильной травмы не было,тем не менее было стыдно и больше я такого не повторяла. хотя безумная жажда новых игрушек осталась,я просто запрятала ее поглубже. теперь вот шмотки покупаю:)))
Может,у вас что - то похожее?
26.03.2003 10:44:26, ИМА


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!