Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Манипулирование и игра

Проясните, плз, ситуацию, а то я что-то запуталась - как можно сформулировать, в чем разница между манипулированием и игровой формой решения вопроса? Вот например, играем с дочкой в пингвинов. А она последнее время купается неохотно. Я ей предлагаю искупаться, она не хочет. Я ей говорю - ну какой же ты тогда пингвин, они купаться очень любят. Может ты птица, или собачка, или еще кто-нибудь? Она - нет, пингвин, пингвин! - и бегом в ванную. Ведь это же манипулирование с моей стороны получается, да? А как тогда этого избежать, а как это сделать просто в игровой форме?
28.03.2002 22:24:47,

16 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я для себя иду от исходного смысла слова "манипуляция" - по Далю - ручные приемы, я так понимаю - любые действия с предметами.
И в этом смысле - если Вы за ребенка уже все решили, и дальше действуете пусть и в игровой форме, но ведете к СВОЕЙ цели, - вы обращаетесь с ним как с "предметом", который своей воли и желаний не имеет, и тут, я считаю - манипулируете.
А в игре - вы делаете свой "ход" - и Вы готовы принять его ответный ход - ЛЮБОЙ, даже если он не совпал с вашим первоначальным планом. И уже с учетом его хода думаете над следующим своим ходом.
Тогда - если сумели ребенка увлечь игрой в плавающего пингвина - отлично, если все же он нашел "контрходы" в игре - что ж, Вы проиграли и он вправе на данный момент обойтись без мытья.
Кстати, я не считаю, что манипулирование - однозначно плохо.
В каких-то случаях просто необходимо.
В конце концов, переводить через дорогу с оживленным движением за руку - это тоже манипулирование. Однако, оправданное, имхо...
Вообще-то, Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.
Может, в этом дело - в отношении?
Если мы исходим из интересов ребенка и к желаниям ребенка относимся с уважением и стараемся максимально к ним прислушаться, то ребенок это чувствует и тогда даже в тех (нечастых) ситуациях, когда нет времени убеждать или играть, а все же нужно, чтобы ребенок что-то сделал, он спокойно подчиняется словам родителей, даже если сразу не понимает, зачем ему это нужно.


30.03.2002 18:52:19, Svetlana
Разница между манипулированием и игровой формой решения вопроса - в эмоциях:), которые переживают манипулятор-манипулируемый, инициатор игры-игроки...
При манипулировании где-то внутри и того, и другого свербит чувство вины друг перед другом.
В образно-ролевой игре "актеры" переживают чувство радости от совместного творчества...
Можно также использовать надувные (дельфины сейчас, например, классные:) продаются) и резиновые игрушки-морские жители: осьминожки, кальмары, креветки:) и т.п.
29.03.2002 20:46:47, Элла Прокофьева
Мало того, по-моему, в игре оба правила принимают, это уже никак не может быть манипулированием. 30.03.2002 20:36:52, Клавка
Элла, скажите, а психологи в своей работе манипулированием не пользуются? Например, если есть какой-то вопрос, который ОЧЕНЬ важно решить (не купание, конечно, а более серьезный). С 3-летним ребенком докопаться до сути очень ведь трудно, он же еще ничего толком рассказать не может про себя, т.к. сам не всегда осознает взаимосвязь...В таких случаях Вы бы стали прибегать к манипулированию? И еще, если в общении с ребенком в какой-то момент начинает свербить это самое чувство вины, не может ли это быть сигналом о том, что ребенок манипулирует взрослым? Ведь по Вашим словам, это чувство мучает обе стороны. 30.03.2002 15:13:29, НикКи
Для детских психологов метод-спасение - наблюдение:)
Просто в отличие от вечно спешащих родителей:), они могут спокойно подождать (продолжая, конечно, работать в выбранном направлении), хотя бы несколько месяцев, чтобы сравнить, что было, и что стало - а это источник ответов на массу вопросов...
30.03.2002 21:44:35, Элла Прокофьева
Честно говоря, совсем не поняла, что Вы имели в виду... Наблюдение - это очень полезно, согласна. Но вот Вы пишите - "продолжая работать в выбранном направлении". В этой своей работе Вы бы могли использовать манипулирование? Если помочь надо срочно, месяцев в запасе нет? И еще, на вторую часть моего вопроса как бы Вы ответили? (о манипулировании самого ребенка) :-) 31.03.2002 08:49:29, НикКи
LOO
О манипулировании можно говорить тогда, когда при решении вопроса Вы исходите из своих интересов, не беря дочкины интересы в расчет. Если же Вы предлагаете решение, основываясь на интересах ребенка (быть чистым и помытым перед сном - это в интересах ребенка, правда ребенок пока об этом не догадывается :), продолжить игру в пингвинов тоже в интересах ребенка), то никакое это не манипулирование, а просто создание мотивации для решения вопроса в игровой форме. То есть Вы соединили приятное с полезным для ребенка - и это правильно. Другой вопрос, что не всегда и не у всех родителей хватает фантазии решать проблемы в игровой форме как Вы. 29.03.2002 16:13:09, LOO
А я думаю по-другому. Средства-средствами, цели-целями. Манипулирование - это один из способов достижения целей, а хороших или плохих - дело другое. Да и с чьей точки зрения хороших? Может, в интересах ребенка перестать ненавидеть купание. Может, это ему важнее, чем быть помытым в этот конкретный день. Может, чтобы начать по-другому относиться к этому процессу, ему как раз и надо, чтобы его не заставляи - физически ли, психологически ли. Может, в его интересах грязным ходить две недели, чтобы потом впервые ощутить, какое это НАСЛАЖДЕНИЕ - помыться.

Имхо, манипулирование - это принуждение без использования физической силы. Если ему пообещали за это пряник или пригрозили тем, что он перестанет быть пингвином - то вот и принуждение. Имхо, хорошо бы ему ЗАХОТЕЛОСЬ помыться, а не ПРИШЛОСЬ, иначе, к примеру, конец пингвинству.
29.03.2002 16:46:59, U
Игра - это когда ребенку что-то даешь. Например, смешные инструменты для решения задачек (поиграем в пингвинов). А манипулирование - когда отнимаешь (обычно некую свободу) или угрожаешь отнимать. Что имело место быть в описании. "Какой же ты пингвин" - если ты не будешь делать вот так, тебе пингвином будет быть не позволено. С другой стороны, можно то же самое сказать в виде предложения, а не угрозы: "Тебе нравится играть в пингвинов? А знаешь, пингвины иногда со своей льдины ныряют в океан. А иногда не ныряют, а просто плавают. Хочешь, вот это будет льдина, а вот это океан, и мы с тобой так поиграем в пингвинов?" В первом случае ребенку угрожает потеря любимой игры. Во втором - ему поступает предложение развить эту игру. Хотя надо смотреть по ребенку. Будет или нет вмешательство Х манипуляцией - сильно зависит от конкретного ребенка. 29.03.2002 04:41:14, Avalokitesvara
Хорошее определение, буду держать в уме :-) Я для себя формулировала так. Есть два способа добиться желаемого - заставить и переубедить. Игра - это переубедить, а манипулирование - заставить. Но это все довольно расплывчато, вроде ведь я ее не заставляла, но и добровольным решением это тоже не назовешь... 29.03.2002 07:10:55, НикКи
У меня похожие определения, только разбиты на три случая. Если заставляешь - это насилие, если добиваешься своего убеждением, когда у ребенка нет выбора (то есть ты заранее решил, чего доб'ешься, и это неизменяемо) - манипуляция. Игра - когда у ребенка есть реальный выбор НЕ быть убежденным. Или, альтернативно, когда есть возможность того, что ребенок переубедит меня :-) 29.03.2002 14:34:45, Avalokitesvara
А еще поясните пожалуйста, как же уровень допустимого манипулирования зависит от ребенка? Что, некоторых оно устраивает, даже нравится? Как Вы это себе представляете? 29.03.2002 07:19:00, НикКи
Ну, например, от его прошлого опыта. Вот пример. Недавно на каком-то сборище устраивалась эстафета для детей. Моя дочка очень ей была рада - пока не началось: "Стой тут, слушай тетю, нет, не твоя очередь, жди, беги скорей..." Хорошая игра - для детей постарше, короче. Да, а я сидела далеко в сторонке. А одна из устроительниц дочку буквально ловила, поднимала и ставила в очередь. Дочка опять отбегала, та ее опять ловила. И первые три раза, со стороны и потом по обсуждению, я не видела в этом (с точки зрения нас) ни манипуляции, ни насилия. Тяжело об'яснить, почему - ну, наверное, по веселой реакции дочки. Как только исчезло веселье, я подошла и посоветовала дочке сказать, что она не хочет больше играть. В других ситуациях, я вижу, что приподнятые чуть брови могут быть манипуляцией и даже насилием - потому что ситуация напряжена, ребенок боится, что взрослый бровями не ограничится, будет плохо и грустно... Зависит все это от ситуации, от участников... Опять же, когда мы пошли на кунг-фу раз, там преподаватели орали на моего ребенка. Страшно мне - то есть для меня это было манипуляцией. А ребенок в ответ хихикал и игнорировал :-) 29.03.2002 14:42:07, Avalokitesvara
Ну.., разве это манипулирование..))) Это ж констатация факта! Пингвины любят купаться, а ты не любишь, может ты необычный пингвин или не пингвин вовсе.. Вроде логично))).

По-моему у нас уже у всех крыша поехала с этим манипулированием..))))))
28.03.2002 23:43:53, Сандра
А по-ьоему, это самое настоящее манипулирование. Вопрос только надо ставить подругому: всегда ли это плохо. Если ответ положительный, то тогда вообще ребенка надо по-возможности не трогать, спать не укладывать, ноги не мыть ит.д., пока сам не попросит. Или пересмотреть столь негативное отрицание манипулирования. Это как ложь. Или только правда, или все же бывает "ложь во спасение" ? 29.03.2002 00:26:17, Djusha
Да, согласна. Я именно это и имела в виду, когда писала, что это не манипулирование - не хотела придавать категорично отрицательный смысл.
Однако, ситуация, одинаково описанная, может на деле быть разной. Например, своей дочке я могла бы выдать всю эту тираду про пингвинов не с целью затащить ее в ванную (она купается когда хочет), а именно как игру в пингвинов, заодно и информацию о них. А ее дело уже выбирать, будет ли она себя вести как "среднестатистический")) пингвин, как необычный пингвин, или она сегодня вообще два часа перед сном не пингвин..)) НО при этом, у меня нет никакой цели заставить ее что-то сделать, у меня нет оценки - если ты пингвин, то это хорошо, а если обезъянка)), то плохо. В этом наверное и разница между игрой и манипуляцией.
29.03.2002 10:33:40, Сандра


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!