Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Одаренность и спиритуальность

В последнее время произошло несколько событий, больших и маленьких, которые заставили меня серьезно задуматься, и почитать чуть, об отношениях между (интеллектуальной) одаренностью и "спиритуальностью" или духовностью(от слова spirit, дух) - от глубоких движений души до веры, от сострадания до необ"яснимых (экстрасенсорных?) явлений.
В западном "одаренном" мире большой скандал. Мальчик с самым высоким IQ когда-либо зафиксированным в истории лежит в больнице с суицидальной депрессией, за права на него судятся сразу три стороны, его мать лишили (до конца суда) прав с ним видиться, и многие психологи, родители, организации страшно переругались. Мать призналась, что она подделала результаты нескольких тестов, потому что она не знала, как иначе поддержать своего сына. Ребенок в течении лечения писал в своем журнальчике: "Где Джастин? Я не могу его найти. Я не могу думать..." Во время всего этого кто-то затеял измерять IQ ребенка (в депрессии и оторванного от мамы и в полном отказе от мира - его вытаскивали из-под кровати...), нашел его интеллект "средним" (98?) и подлил этим масла в огонь.
И в связи со всем этим хочется подумать еще раз... Что такое одаренность? Почему одаренным детям бывает так тяжело? Почему многие семьи одаренных говорят о себе, как о гепардах среди львов? Львы не могут догнать взрослых гепардов, но часто убивают их детенышей - хотя и не едят их. Как отделить амбиции родителей от искренних нужд детей? Особенно когда нужды детей (амбиции родителей??) не укладываются ни в какие общественные рамки...
И серия вопросов про душу. Многие одаренные дети считают себя ответственными за судьбы мира. Их тревожат философские и религиозные вопросы. Как родителям поддержать это? Почему эти интересы так часто вызывают открытую или спрятанную враждебность (две истории внизу, не говоря уже о Библии, на ум приходят)... Как быть хорошими родителями маленькому Ганди? И как не нагрузить маленького ребенка ответственностью за судьбы мира, только потому, что он способен эти судьбы осознать - ведь ему надо самому развиваться и выполнять свою личную программу? Как помочь ребенку сохранить себя при атаках, не отнимая у него нежных и высоких чувств к людям и миру?
07.03.2002 18:43:36,

23 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Не знаю, как у вас, но ребенок меня больше воспитывает, чем я его... К сожалению, ни разу не видела детей, стремящихся спасти весь мир, но очень бы хотела такого иметь. Мне кажется, что нужно не подавлять этого, не стараться втиснуть ребенка в закостеневший социум, а постараться вместе с ребенком, учитывая ЕГО особенности, разобраться как люди обычно живут, как хочется жить ребенку, и как это можно совместить. Если у дитя такие высокие интеллектуальные способности, разве он не разберется и не научит вас, как нужно делать? Суицидальные настроения таких детей, мне кажется, идут исключительно от того, что их пытаются впихнуть в рамки общества при том, что этот ребенок создан их сломать и показать всем нам, как нужно жить! По-моему, если относится к таким детям, как к взрослым и искать решения совместно, то ребенок научиться жить и с нами, и со всем остальным обществом.
Вот тут про музыку говорили. Ну неужели если пианист, заставляющий плакать миллионы людей, не сможет сосчитать до десяти, это что-то изменит? Да, он не сможет пойти сам в магазин и купить себе колбасы. Но разве никого не найдется рядом с ним, кто бы мог бы это сделать? В чем смысл воспитания в этом случае? Чтоб он смог обслуживать себя или писать (играть) великую музыку? Если уж это никак нельзя совместить, может, стоит относится к такому как к инвалиду, а не пытаться задавить стремление к музыке ради того, чтоб он смог убрать в квартире?
12.03.2002 02:05:13, Инга
Катя Б.
Ребята, я тут среди Вас единственный материалист-реалист. Мое глубокое убеждение - любая норма имеет ДВЕ границы. Никто не может взять на себя ответственность четко определить эти границы в том, что касается интеллекта. Но особо высокий интеллект зачастую бывает у детей, скажем осторожно, с особенной работой мозга. Я не имею в виду психическое заболевание, хотя у больных шизофренией задним числом нередко выявляется, что они значительно опережали в развитии своих сверстников. Чаще можно говорить о минимальной мозговой дисфункции вследствие небольшой родовой травмы. При этом очень умные детки могут быть обостренно чувствительными, плохо контролируют эмоции, имеют особенности поведения, иногда доходящие до такой степени, что они при действительно высоком интелллекте не могут успешно учиться в коллективе. Иными словами, мне кажется, что одаренность и особое восприятие мира гениальными людьми - не причина и следствие, а два следствия одной причины. 09.03.2002 17:16:00, Катя Б.
Мне тоже кажется, что способность воспринимать и есть та "база" которая дает и раннее или более глубокое или широкое:) развите, и то , что ведет к нестандарности мышления, чувствования, иногда выражается в болезных и срывах. Я очень многих людей знаю: гениальных или просто очень умных, Все они для рядового человека "не от мира сего". 10.03.2002 07:19:08, Djusha
Если у материалиста спросить, почему он сделал нечто, он не отвечает ведь: "Да по нейронам прошел импульс, который вызвал смещение аденина и миозина в миоцитах, в результтате чего сократилась трехглавая мышца плеча,произошло разгибательное движение в локтевом суставе, и я его ударил". Ессно, есть механика, материальная основа наших свойств и поступков, но я не думаю, что это ответ на вопрос "Почему?", который, кстати, и не так важен, как вопрос "Что делать, если...". Если ребенок одарен и обостренно чуток, важно ведь, как вести себя с ним, как помочь ему жить в этом мире оптимально (не приходит в голову другое слово) - вопрос, важный, кстати, в отношении абсолютно всех детей. 09.03.2002 19:19:10, U
Мне тоже кажется, что люди, остро чувствующие боль мира, и особенно дети, очень уязвимы именно поэтому, независимо от одаренности; а одаренность еще умножает эту уязвимость, как могла бы умножить и что-нибудь другое, цинизм, например. Очень страшно за родителей таких детей (или не знаю, как сказать - что чувствовала Мать Христа? Как ей было уберечь Своего Сына, и надо ли было? Чем могли бы мы помочь?) Что делать? Наверное, пытаться уравновесить тем, что давать ему понять и радость мира... По возможности... В целебную пользу физических нагрузок и т.п. я верю, но до определенной степени. А в то, что сделать ничего нельзя из-за глобальности зла и боли в мире, я не верю - это ощущение, имхо, имхо, легче всего преодолеть конкретными делами в меру сил конкретного человека, несущими видимую радость и помощь конкретным людям - дорога начинается с шага, да она и состоит из шагов (не помню точно цитату). Очень интересный и важный, и сложный вопрос, и вряд ли тут есть какие-то рецепты...
ЗЫ: а почему спиритуальность, а не духовность? У меня лично ассоциации со столоверчением :)
09.03.2002 10:37:35, U
Наверное, матери Иисуса нужна была вера в своего ребенка. Чего и нам всем пожелать можно...

Выбрала слово "спиритуальность" именно по Викторовым причинам :-) Хорошо бы свежие термины каждый раз изобретать... А про столоверчение. Это ведь тоже желание чего-то большого и светлого, какого-то понимания другого... Хоть этот способ и кажется мне комическим, но не могу не отнестись с уважением к мотивам, искренне верящих людей к столу приведшим. Вот, и сразу вопрос назревает: как помочь ребенку, ищущему духовности, избежать мошенников и манипуляторов?
09.03.2002 17:04:33, Avalokitesvara
Помочь избежать - да наверное так же, как мы помогаем избежать наперсточников, к примеру. Надо, чтобы ребенок знал, что и в этой сфере бывает мошенничество, и понимал его механизмы; может быть, некоторым необходим и собственный опыт, но не думаю, что это обязательно. Или вот еще пример: когда узнаешь немного, как действует реклама, приобретаешь какую-то от нее защиту, не знаю, насколько прочную, но все же хоть что-нибудь.
09.03.2002 19:10:03, U
Духовность, к сожалению, политически избитый термин. Причем взятый в свое время на вооружение людьми антидуховными и кровожадными. Ну а спиритуализм ассоциируется с мистикой, в которой в том числе и проявляется духовный опыт. Кроме того духовность (в изначальном и истинном понимании этого слова) есть терин обозначающий совершенно конкретное событие: стяжание человеком Духа Святого. По крайней мере для христианского мировоззрения. У детей же в раннем возрасте как таковой духовности изначально быть, наверное, не может или, точнее, обычно не бывает. В то же время тяга к мистике первична, а выбор человек делает уже потом. То есть мистический или, если хотите, спиритуалистический опыт может быть как положительным, так и отрицательным. Видение падшести мира может привести к двум взаимопротивоположным желаниям: спасти мир и уничтожить мир. Как писал Бердяев, "грехопадение свершается на вершинах духа". Чтобы глубоко пасть надо высоко подняться. 09.03.2002 13:35:51, Виктор.
Интересный вопрос. Но нельзя прожить всю жизнь, спасая Мир. Даже Спаситель до крещения вел жизнь довольно обычную и незаметную. На самом деле сомнительно, что ребенок попытается начать спасать, так как слишком очевидна собственная беспомощность и глобальность того, что нуждается в исправлении. Есть опасность впасть в отчаяние и прекратить развитие, что для развитого человека граничит с суицидом.
Не могу найти никакого другого рецепта, кроме взятия родителями ответственности на себя. Каринин рецепт "пусть решает сам" хорош для того, кто мечтает обустроить свою жизнь, а не переобустроить мир. Наверное, надо слушаться родителей и развиваться, даже когда сам не знаешь для чего. Наступит момент, когда надо будет сделать выбор. Точнее, может наступить. В этом смысле Толкиен написал очень хорошие книжки. Оставляют надежду на спасение тому, кто не распродает имущество и не раздает его нищим немедленно.
Ну а потом появятся взрослые оправдания. Забота о родных, о детях.
Я бы поставил вопрос по другому. Почему то, о чем мы сейчас говорим, исключение, а не правило. Меня как раз пугает большинство.
Что касается интереса к религии и опасности соприкосновения с сектами, рецепт прост, для одаренных конечно. Книги по теологии, религиозной философии. Бердяев, например. Западная философия - Кант, Гегель, Беме. После этого на примитив не потянет. Просто в этой области образование полностью отсутствует и чем занимается наша патриархия совершенно непонятно. Недавно с удивлением обнаружил, что тот Новый Завет, который я впервые читал, был издан вовсе не православной церковью.
09.03.2002 04:31:59, Виктор.
Можно прожить жизнь, делая приятное людям. От своего ребенка до человечества в целом. Это все одно и то же :-)

"Момент, когда нужно сделать выбор" - мне это не нравится. Мне процессы нравятся, а не одноразовые квесты. То есть делаешь выбор (с маленькой буквочки), смотришь, что получилось, чуть изменяешь свой выбор, смотришь опять и т.п. Стараюсь и ребенка не ставить много в ситуации Выбора. Чуждая идея :-)

Рецепт против примитива в знании не-примитива мне очень понравился :-) Спасибо.
09.03.2002 17:10:06, Avalokitesvara
Да нет, я согласен. Само собой вся жизнь и маленькие шажки. Но даже подобрать бездомную кошку можно раз или два, иначе вся жизнь будет посвящена уходу за оравой котов. Каждый день в лучшем случае можно воздерживаться от зла, но не более. Но есть моменты, когда в случае неправильного выбора потом всю жизнь будешь жалеть. Остается тень. Много раз проходишь мимо бездомного кота, но один может запомниться на всю жизнь. 10.03.2002 00:32:09, Виктор.
СистемнЕе подходить, системнЕе :-)) Каждый день организовывать по убежищу для котов. Или нанимать по Шарикову, смотря какой выход видишь ;-) Если неправильно выбрал, надо поразыгрывать и поразбирать ситуацию и потом тогда всю жизнь жалеть не будешь. Всегда ведь существует вариант, который лучше, чем любой данный... 10.03.2002 07:49:58, Avalokitesvara
А еще можно отловить и ... Шарикова - во спасение котов! 11.03.2002 18:43:22, Vika.
Древние люди верили,что развитый человек - это гармоничный человек. Может быть все едело в том, что мы подменяем развитие обучением? мне иногда кажется, что на ряду со стимулированием того, что само идет к ребенку, его еще необходимо подгонять тудаЮ где ему не очень идется, мягко и неназойливо, но предлагать те занятия, которые ему как бы не в струю... книгочея гонять на гимнастику, гимнаста водить в музеи... не знаю как лучше объяснить. Идея в том, что необходимо все время уравновешивать стремления ребенка, развиать его со всех! сторон, а не только интелект или силу, илихудожественные задатки и т.п.
Фу, как путанно вышло.
09.03.2002 00:49:10, Djusha
у меня есть знакомая с детства семья, где ребенок очень чутко, я бы сказала болезненно чутко относился к музыке. Вообще, он выраженный аудиал. Родители - поборники гармонии не отдали его учиться музыке - водили на акробатику, в художественную школу, на шахматы. Сейчас он работает программистом (имхо, частое прибежище умных людей, которые не нашли себя), меломанит, конечно, и очень жалеет, что ему не дали развиться в этом направлении. Это сложный и неоднозначный вопрос, имхо: возможно, этот человек стал бы выдающимся композитором или музыкантом, если бы этому намеренно не воспрепятствовали в детстве. Возможно также, что это бы оказало очень тяжелое действие на его психику (в 8 лет, услышав "Пер Гюнт", он несколько месяцев очень плохо засыпал, сквозь сон периодически напевал кусками - один раз услышал!). Как быть родителям такого ребенка? Пусть будет программистом? 09.03.2002 10:15:41, U
ИМХО: речь не о том чтобы совсем не давать "питания" природной склонности. А не кормить ТОЛЬКО ее. 10.03.2002 00:59:34, МамаПочитай
Мне нравится подходить ко всем остальным областям жизни через любимую (на данный момент). Хочет ребенок только музыку - пожалуйста, слушаем музыку, танцуем под музыку ("на свежем воздухе" если это важно родителям), рисуем схему музыки, изучаем математику музыки.

Мой ребенок недавно учился писать буквы. В процессе составления квадратов Панетта про доминантные и рецессивные качества. Доминантные традиционно кодируют заглавными буквами, а рецессивные прописными. Прописи не для нас :-)
10.03.2002 07:56:37, Avalokitesvara
Мудро :)) 11.03.2002 15:02:32, U
Здесь, по-моему, обсуждаются критические случаи... 11.03.2002 07:25:54, Djusha
Вотя об этом и говорила! А о том ребенке - может это действительно уберегло его от психушки - иногда у мам бывает интуиция! 10.03.2002 07:20:47, Djusha
Мне кажется, что если считать одаренность обостренной восприимчивостью к миру, то вопрос, почему таким детям тяжело - снимается сам собой, просто потому что ворота слишком широко открыты для всего, фильтров нет, поток информации мощнее, чем у более фильтрующих детей, а значит нагрузка и на интеллектуальную и на эмоциональную сферу выше, чем возможно для нормального функционирования системы.

К сожалению, какие-то полицейские методы приходят в голову, когда раздумываю о том, как можно оградить таких детей от перегрузок :(( Типа, одаренный ребенок не менее 4 часов в день должен быть лишен специального информационного влияния (обучающих пособий, средств информации), при этом должен находиться в движении, желательно на свежем воздухе :)) Концлагерь, короче :))

Вот про философские и религиозные вопросы очень трудно говорить на самом деле :(( У меня есть один знакомый одаренный (именно на грани патологии) ребенок, ему уже 13 лет, он как раз никогда никакими философскими вопросами не задавался больше, чем обычно для возраста, религия же, в свою очередь, в этой семье практически своя, и там вопросы обсуждаются по мере поступления спокойно, так что речь ни о какой специальной "поддержке" не идет - они спокойно изучили разные религиозные концепции, ребенок, что не удивительно, поколебавшись между христианством (бабушка) и мировоззрением родителей принял их позицию.

Знаете, у меня есть сильное подозрение, что "маленького Ганди" ждет неизбежный цинизм в будущем :(( Когда порыв никак не может реализоваться в момент своего наивысшего напряжения, то постепенно вырабатывается отказ от него :((. Что касается самого Ганди, я не читала нигде о его необычности в детстве, но, может, мало читала :))
08.03.2002 00:06:38, Яся
С "будушими Ганди" проще, чем с маленькими Ганди... Еще всякие крэши происходят от тщетной (в огромном большинстве случаев) надежды на понимание со стороны других, особенно ровесников... Да, наверное, сравнительный анализ, как у Ваших знакомых - один из самых реальных выходов. Как и цинизм. Ну, и свежий воздух (можно заменить, кстати, на "телесно-ориентированные игры")... 08.03.2002 04:45:08, Avalokitesvara
Я тоже часто об этом думаю, особенно в связи с нынешним стремлением к раннему развитию именно интеллектуальной стороны ребенка. Мне это кажется неестественным, и даже из общих соображений должно приводить к разбалансировке работы мозговых полушарий - если какие-то зоны перегружаются, то какие-то - остаются недогруженными. Получается перевозбуждение каких-то процессов и постепенное атрофирование других, не менее необходимых. И потом непонятно, как из этих депрессий и неврозов выводить - если у взрослых можно апеллировать хотя бы к прошлому положительному состоянию (если оно было), то у деток и опереться не на что. В результате - просто подавляют нервную активность вообще, но это же не есть нормальная жизнь.
К сожалению, у меня нет большой статистики, только отдельные наблюдения - дети, которых в детстве не развивали по специальным методикам, но поддерживали все их стремления и инициативы, предоставляли возможности для разных занятий и помогали справиться с трудностями, лет в 10-12, может, и не показывали каких-то пиковых результатов по IQ, но в обычной жизни выглядят на порядок толковее, сообразительнее и разумнее маленьких "вундеркиндов", которые в 3 года демонстрировали разные "интеллектуальные чудеса".
А насчет духовности - мне очень понравилась книжка Дипака Чопры "Семь духовных законов для Родителей",
вот здесь
http://child-stories.chat.ru/chopra_2.htm
есть выдержка.
Там как раз о том - как практически помочь детям. Может, и не все оттуда ложится на наш "менталитет", но все же о многом начинаешь задумываться.
07.03.2002 20:10:22, Svetlana


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!