Раздел: Детско-родительские отношения

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

критикующая мама

Здравствуйте:)
Проблема в следующем. Ребенка критикую часто, обычно это бывает так: "Мам, посмотри, что я нарисовала (какой стишок сочинила и т.п.) Тебе нравится?" Обычно (НЕ всегда, конечно, иначе был бы совсем клинический случай) мне не нравится, увы, и я стараюсь уйти от ответа, но на совсем уж прямые вопросы и допытывания говорю "нет".Причем, да, довольно много ошибок наделала при объяснении, почему нет, когда говорила, "потому что нужно..., должно быть..." - вместо "я-сообщений" типа "Не совсем поняла", не почувствовала, и т.п. Поясню еще, что мне обычно не нравится не сам по себе "продукт" творчества и не в сравнении с другими (детьми), а потому что кажется, что ребенок не старается приложить усилия, и - не растет в своих делах (т.е., например, как рисовала в 2,5 года, так и сейчас в 5, и сюжеты все какие-то одинаковые). На предложения дорисовать/допридумы­вать/доделать вместе или самостоятельно обычно отказ, опять же, как мне кажется, и из-за лени, и еще потому что... Вот именно это "потому что" меня сейчас больше всего волнует. Потому что считывает ребенок мамино критиканство, потому что не способствует оно росту творческого начала.. Заметила, что ребенок стал рисовать реже, с меньшим удовольствием:(( Повседневные рисунки я и не оцениваю (мне вообще комфортнее было бы, если бы не было необходимости оценивать, но ребенок просто выпрашивает оценку, оценочная зависимость налицо). Но в некоторых ситуациях проблема вылезает во всей красе - например, в случае, когда рисунок готовится в подарок на ДР. Говорю - на ДР дарят что-то особенное (объясняю, как могу, что или идея д.б. новая, или труда больше чем обычно, а не обычный росчерк за 3 минуты), предлагаю какие-то сюжеты из любимых книг, предлагаю делать рисунок постепенно, прорисовывая все больше деталей. На все отказ, обиды - ты все мои рисунки не уважаешь. Елки, и ведь ребенок прав, но с критиканства совего слезть пока не получается:(((. Вот, конкретно тогда - что отвечать на вопрос, нравится ли рисунок, если он мне не нравится, а творческие порывы и самооценку ломать ужасно не хочется?..Извините за сумбур в изложении
13.06.2009 17:47:46,

67 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Крохозябр
Ой, а я прям млею от детских каракуль. Мой когда мне принес рисунок - кружочек, а от него четыре палки в разные стороны, и сказал, что что это мой портрет - я чуть не расплакалась (кружок - голова, а палки - руки/ног). Мне почему-то он вспомнился маленьким спяшим в своем голубом бодике, с сжатыми кулачками во сне. И теперь он этими самыми ручками САМ нарисовал. Поистине, неисповедимы пути твои, Господи. Для меня лично очень трогательно, когда он что-то делает (висит вниз головой на спорткомплексе, рисует каракули, строит замок) - фигею от того, как быстро растет, и потому всегда хвалю.

Может, Вам поможет такой настрой :))) У Вас же просто маленькая доча, которая хочет, чтоб Вы ей просто восхищались. А дисциплину и трудолюбие им в школе прививают. Не всегда гуманными методами.
19.06.2009 14:41:04, Крохозябр
право слово, критиковать все-все не стоит, лучше перехвалить, чем недохвалить - в таком возрасте. можно конечно выразиться в том смысле, что "машинка у тебя получилась лучше, чем березка". ну и конструктив какой-нибудь - как улучшить результаты, но в мягкой форме.
у меня такая мать всю жизнь - надо делать так, это у тебя не правильно, это не красиво... - я ничего в рез-те не умею! вообще ничего! и уж тем более никакого желания с ней делиться своими мыслями-попытками-событиями.
15.06.2009 16:18:00, Дайана
угу, таже фигня. ЗАчем что-то делать, если все равно будут ворчат и критиковать? Проще ничего не делать. Подажейте своего ребенка, будте добрей 16.06.2009 10:00:34, химчанка
Критика от мамы - верный путь к комплексу неполноценности. Маме ВСЕ дожно нравиться :) в ее ребенке :) Критиковать может учитель (если мама сама ребенка учит - то мама может критиковать когда она в роли учителя, и только по предмету который ребенку преподает). 15.06.2009 13:11:17, ..Лукьяна
вот мама - слегка недоделанный педагог и грешит тем, чем наши педагоги часто грешат. + комплекс отличницы, как ниже писали - это про меня. И ребенок "домашний", т.е. мама в роли всех и вся... 15.06.2009 13:16:33, автор '
Хороший педагог стимулирует хорошие результаты, а не критикует плохие :) Вот вы за доработку рисунка пообещайте напечь пирожков с яблоками - гораздо веселее пойдет дело! :) 15.06.2009 13:26:51, ..Лукьяна
awa
отличное решение!! 18.06.2009 13:24:40, awa
а Вы знаете, я "кривые" рисунки дочки всегда хвалила, ну вот стиль у нее такой детский, и ей стало нравится рисовать больше и больше. А главное, действительно появились потрясающие идеи - например "параллельная рыба" - это надо видеть! Отдали в студию - у нее, оказывается, есть "что-то" и в садике она попала (отобрали) на дополнительные занятия по рисованию. А критиковать - если и мама будет критиковать, то кто у нее останется, кто будет восхищаться даже каракулями? 14.06.2009 22:33:45, Лилейник
Спасибо всем за высказанные мнения, все еще разок перечитаю и обдумаю , чтобы лучше уложилось, и буду действовать. Обсуждали вопрос с мужем накануне, я в своем понимании сейчас продвинулась существенно дальше благодаря Вашим ответам - там все на эмоции скатилось;). Сейчас есть время "подготовиться" к приезду дочки, думаю, у нас все будет спокойнее и мягче, а значит и конструктивнее. 14.06.2009 19:14:05, автор темы '
УникаЛьнаЯ
Заучите какую-нибудь соответствующую случаю фразу, типа: "Да, ооочень нравится! Так здорово нарисовано! А как думаешь, если вот здесь ярче прорисовать ягодки, не красивее будет?" Как-то попытаться совместить похвалу (которая необходима ребенку) с _конструктивной_ критикой, и критикой не "вообще" ("ты мало стараешься"), а конкретной ("вот здесь можно попробовать добавить желтого цвета"). Хорошо, если ребенок сможет, прислушавшись к Ваим словам, сразу и достаточно просто улучшить свое творение и _еще раз_ порадоваться, получив похвалу. Можно выдавать не все критические замечания и указания по одному рисунку, а постепенно добавять. И еще обязаельно прислушиваться к мнению автора. Вам кажется, например, что ребенок просто слишком темные цвета подобрал а на самом деле это, возможно, непогоа на картине :) И предложения с новыми сюжетами, ну вносите Вы аккуратно! "ты так здорово рисуешь! Давай попробуем с тобой сделать книжечку с иллюстрациями к сказке, например, к Винни-Пуху? Одну картинку ты рисуешь, одну я. Помнишь сказку? С чего начнем?".

Ну и да, можно в кружок отдать.
14.06.2009 13:58:08, УникаЛьнаЯ
спасибо, теоретически я все это понимаю (и про то, какая критика должна быть, и про дозированность и конкретность, и про авторское видение предмета), речь шла о том, как соврать во благо, если не врется, или об аргументах, которые действительно заставят видеть все ребенкино творчество более позитивно (т.е. у меня дефицит позитивных подкреплений деятельности). я их нашла:) и "дыры" свои увидела, которые привели к проблеме. будем двигаться дальше:) 14.06.2009 19:04:43, автор '
NatalyaLB
очень удивила тема. Я просто отвечаю " мне все, что ты делаешь, нравится" и вопрос закрыт. Достали ребенка бедного.... :( 14.06.2009 01:46:01, NatalyaLB
Моего ребенка такой ответ не удовлетворит. Он подробно выясняет: "А что именно тебе понравилось? Нет, а все-таки что лучше получилось? А кто красивее - этот дракон или этот динозавр? Дракон лучше? А динозавр чем хуже?..." 17.06.2009 18:50:46, маугленок
со смайликом соглашусь, отсюда и топик. А Вам действительно _всегда_ нравится все, что делает чадо? 14.06.2009 05:58:30, автор '
NatalyaLB
все, что не запрещено, да, нравится. Когда мое 6ти летнее чадо "рисует как 2х летка", или прибегает последним в соревнованиях по бегу, или его команда занимает последнее место в соревнованиях по футболу, я не критикую, я думаю " какое счастье, что ты есть на свете" и все тут ( и говорю " мне все нравится...") Я критикую по вопросам где мне не все равно - если отказывается мыться, например, или уроку делать, и т д и т п, а то, без чего можно вообще жить ( рисование, или какие то спортивные успехи - мне нравится сам факт, что он это делает, мог бы ведь родиться без ручек и не рисовать, родится без ножек и не играть в футбол и т д)
И если не делает, а пялится в телевизор, тоже не критикую.
Вообщем, надо уметь отделять мух от котлет :)
14.06.2009 16:03:42, NatalyaLB
все правильно! 14.06.2009 22:34:20, Лилейник
пасиб, понятно:) 14.06.2009 18:52:23, автор '
Irina L
А я Вас понимаю. Тоже не могу говорить, что хорошо если на самом деле ничего хорошоего. Я только не поняла чего Вы в это рисование уперлись? Ну не дано человеку, ну и фиг с ним, с рисованием. Может она мастерски крестиком вышивать будет или из глины лепить? 14.06.2009 10:45:01, Irina L
И еще поняла, что нужно с очередным такраканом своим разобраться - показать рисунки кому-то еще, в них смыслящему (видимо, меня все-таки греет тайная надежда, что есть к рисованию способности), и ребенку легче станет (да так да, а нет так нет) 14.06.2009 11:19:04, критиканша
Birke
А если "нет" ? Ребёнок очень расстроится, и Вы тоже. Зачем ? Пусть просто рисует...
Есть дети, не имеющие слуа и обожающие петь при этом. У меня есть такая знакомая. Ей в детстве "разбирающиеся люди" сказали :"Девочка,не пой НИКОГДА!". С тех пор отбили всю охоту попеть просто для себя, под караоке, к примеру.
14.06.2009 11:26:27, Birke
не, думаю, я все-таки не расстроюсь, а ребенку и вообще знать это не обязательно - своих тараканов и напряженности буду как могу снимать сама, ребенок и так уж пострадал. Окончательные (да и не окончательные) приговоры жуть как не люблю и по мере возможности ребенка от них стараюсь оградить 14.06.2009 11:37:59, автор '
Birke
+1, я тоже не поняла.Какая-то надуманная проблема - пристают к ребёнку, в итоге , все расстроены - и мама,и ребёнок. Есть дети, которые вообще рисовать не умеют, что их теперь - в порошок стереть из-за этого ? Есть взрослые люди, которые тоже кроме статичных одинаковых фигур и сердец ничего изобразить не могут и что с того ? 14.06.2009 11:17:52, Birke
вооот, я уже поняла, что нужно идти альтернативными путями, а не упираться рогом в свои узкие горизонты:) деятельностные. Просто остальным как-то уже заниматься надо, а рисование - оно вот, на поверхности лежит, ближайшее самое. 14.06.2009 11:15:14, критиканша
Birke
Я поняла, в чём Ваше заблуждение.

Рисование для детей - это не совсем то, что для взрослых. Ребёнок рисует вне зависимости от способностей - у него потребность ИЗОБРАЗИТЬ свои мысли. Пусть коряво, не это главное. Рисование взрослого принципиально отличается - оно более "сознательное", что ли. Не имеющий способностей взрослый не будет рисовать. А ребёнок бУДЕТ. Ему ведь не важно - соответствует ли рисунок классическим канонам или нет, ему важно изобразить свои мысли (переживания, впечатления).

Это похоже на ведение дневника у взрослых - многие ведут записи, но далеко не все Львы Толстые при этом. В дневниках ведь даже грамматические ошибки не важны - их пишут не для "выставки", а для себя.

Так и с детским рисованием. А Вы , видимо, решили, что если ребёнок взял в руки карандаши, то его надо непременно учить классическим правилам композции и светотени :) и не отстать, пока он не затмит Леонардо.
14.06.2009 11:24:13, Birke
ну, тут неверно Вы меня поняли. Я как раз это детское рисование не только понимаю (и помню, каково это), но и сама люблю порисовать иногда именно в том самом, "детском", смысле. Просто я почему-то решила, что и здесь, в этой сфере обязатльно развиваться и что в этот процесс можно вмешиваться. Отсюда вывод - можно подумать про те установки, которые меня на эту мысль навели (думаю, перфекционизм и мамские амбиции здесь вылезут), и, с другой стороны, недоверие ребенку в смысле недоверие его природе (естесственной потребности в развитии), т.е. типа если не критиковать - развиваться не будет или будет "недостаточно"..

Короче, огромное спасибо конце - кажется, я очень многое прояснила и в плане "подумать" и в плане "куда двигаться".
14.06.2009 11:33:32, автор '
Прочитала все. У меня сложилось впечатление, что у Вас комплекс отличницы, извините. Т.е. если взялся за что-то, то уж надо до самого совершенства. Просто каракули нарисовать нельзя. И завтра те же каракули нельзя, обязательно должен быть шаг вперед.
Ведь можно и не стремиться к совершенству, а просто наслаждаться самим процессом.

Может Вы хотите реализовать свои амбиции в ребенке? Если из Вас не вышел художник, то из реб. должен получиться обязательно. Или я ошибаюсь?

Вот у меня сын точно не художник. Т.к. я сама художник и зарабатываю этим на хлеб, прекрасно вижу, что не дано ему. И не пристаю к нему с этим. Можно, конечно и слона научить танцевать, но только зачем?
У меня мама пыталась из меня сделать скрипача. Хорошо вовремя одумалась. И слух у меня идеальный, на скрипке играла не фальшивила, а ненавижу музыку. А вот с карандашом в руках и заснуть могла. Плохо мне было на физическом уровне, если не было возможности порисовать хоть день.

Ищите сами склонности Вашего ребенка или подождите, через некоторое время девочка сама поймет, что для нее важнее драмкружок, кружок по фото или петь ей еще охота. Сдалось Вам это рисование. Не в этом счастье. А в понимании и поддержке Вас Вашей дочери. В принятии ее такой какая она есть, с ее достоинствами и недостатками.
14.06.2009 13:08:56, Lussi01
Birke
+10. У меня аналогичная история - мама тоже изводила меня музыкой , только пианиНОЙ.Типа, девочка ДОЛЖНА музицировать ! Тоже абсолютный слух, руки какие-то у меня особенные - в 7 лет я октаву легко брала обоими руками. НЕНАВИЖУ с тех пор даже звуки этой аЦкой машины. Я рисовать любила :), хотела в Строгановский поступать...решила, что живописью на жизнь не заработаю и пошла в медицинский. 14.06.2009 14:58:17, Birke
Действительно у нас очень похожие истории.
Я тоже решила, что живописью на жизнь не заработать. И закончила Бауманский. Но любовь к рисованию пересилила. И я сейчас самый счастливый человек! :))) У меня есть хобби - я люблю рисовать. А мне еще за это деньги платят! Обажаю иллюстрировать мед литературу. Кишки, сосуды, глаз в разрезе, в общем человека изнутри. Скотинку тоже люблю и в разрезе - к учебникам по зоологии. Чертежи и детали машин. А вот портреты, пейзажи, улицы и транспорт не люблю, и возьмусь только за эту работу в случае угрозы голода. :))))

У автора девочка рисует людей. И что! Глазунов вон тоже почти одни портреты пишет. Айвазовский - в основном море. Шишкин и Левитан - в основном пейзажи. И ничего! Никто же им не говорил, наверное, что надо разнообразить свое искусство.
14.06.2009 16:19:22, Lussi01
Ведьма Лилиан
Отдайте ребенка серьезно заниматься тем,к чему у нее и душа лежит, и способности имеются. Тогда процессом управлять будет мастер,учитель,и его критика или похвала будет важнее для ребенка. А признание публики тем более,-ради такого стоит поработать!:)
Ну а Вы с похвалами,глядишь-и следом подтянетесь.))
13.06.2009 22:27:17, Ведьма Лилиан
да и мне альтернативный взглад только поможет. Спасибо за мысль 13.06.2009 22:40:31, критиканша
То, что куда-то пора уж, понятно. Правда, проблема с выбором у нас в городке, да и не понимаю я пока, к чему душа лежит у дочки, не вижу каких-то выраженных интересов... может, протестировать как-то? я в детстве интересовалась "всем", все получалось хорошо, и это, увы, ничем хорошим не кончилось (все-таки если есть определенность, то проще, как мне кажется). Или не тестировать, а пробовать - водить пытаться везде, где доступно? Как бы Вы поступили?
Вообще, именно в таком ключе, подумалось мне, действительно может иметь хороший эффект смена "системы отсчета", когда критерии важнее не мамины, а какие-то альтернативные, а то варится она собственном, а вернее - в моем, соку, отсюда и усугубление проблем..
13.06.2009 22:39:09, критиканша
Ведьма Лилиан
Походите сразу везде,попробуйте...У нее будет представление о той или иной деятельности.А потом отсеется ненужное ,почти само собой.Протестироваться тоже можно-но мы вот так и не сподобились.В пример могу привести свою старшую. Она все дошкольное детство проболела,и заниматься начала поздно-с 8 лет. Бассейн.английский,рисование,аэробика,театр-записывалась сама. Ребенок был счастлив в такой сумасшедшей круговерти.А после 5 класса постепенно оставил только театр. В списке приоритетов младшей,которая с 3 лет по кружкам-на 1 месте-театр,потом вокал,потом музыкальная школа,которую она все время грозится бросить,но не бросает.Скучает по рисованию и ходит на школьные кружки,когда есть время.Но для развлечения.В театре же все -"профессионально",а я так от этого далека...)) Хочется пожелать вам найти коллектив с хорошим психологическим климатом и в то же время с серьезным уровнем ,-это не очень часто встречается. 14.06.2009 01:06:27, Ведьма Лилиан
спасибо Вам за заряд энергии:)) 14.06.2009 05:52:17, критикагша
А что будет, если Вы скажете, что рисунок классный? Вы соврете? Или признаете достоинство дочки (=конкурентки)? Вы правда думаете, что когда спрашивают мнение, то хотят услышать правду, а не доброе слово?
Вообще-то люди постоянно спрашивают мнения: девушки интересуются, как обновка/стрижка/моло­дой человек, мужчины интересуются, каковы они в постели/спорте/готов­ке, художник интересуется, каковы его картины. Не знаю, как кто, а я всегда искренне восхищаюсь что обновками, которые мне демонстрируют, что картинами знакомого художника, что чьими-то достижениями - даже если это не в моем вкусе. Каждый человек, независимо от пола/возраста/соц. статуса хочет слышать что-то хорошее о себе и о продуктах своей деятельности. И язык не отвалится сказать доброе слово - что кошке, что человеку.
Смею предположить, что проблема несколько глубже. Скорее всего, Вы не принимаете своего ребенка, и это неприятие выражается в постоянной критике - не важно чего. Потом Вы будете критиковать ее результат в учебе, ее выбор друзей, прочие начинания. Вас-то саму принимали такой, какая Вы есть?
Кстати, когда учат театральных критиков, то заставляют их писать ХОРОШИЕ рецензии. Потому что сказать гадость - много ума не надо, а увидеть в чем-то обыденном прекрасное - это сложнее. Так что может быть Вам начать учиться видеть что-то хорошее и гармоничное - что в пятне краски, что в кривом почерке?
13.06.2009 20:44:56, Солнечный заяц
За все человечество не скажу, а лично я когда спрашиваю мнение - о прическе, статье или новой кофточке -, то жду не комплиментов, а правды. И если прическа/кофточка/ст­атья неудачна, то я тем более буду благодарна за правду. Потому что если все окажутся вежливыми и деликатными, то ведь я так и пойду в идиотской кофточке и с дурацкой прической :) 15.06.2009 16:49:14, маугленок
критикую, действительно, много, но и не постоянно и не все. То, что меня много критиковали, я уже написала ниже. Про конкуренцию, честно говоря, не поняла. Про хорошую рецензию - согласна, что сложнее, потому с вопросом своим сюда и пришла. А вот соврать не могу (не из принципа, а просто, наверное, этот принцип когда-то интегрировался уже слишком глубоко - у меня те же проблемы, когда надо бы сказать, что дела в порядке, но на прямые более подробные вопрсы у меня врать не получается, хоть и очень хочется не загружать близких своими проблемами, и даже если удается соврать - адресату это всегда хорошо слышно).
Сказать что-то доброе - не отваливается язык, я, как все нормальные люди, это люблю говорить - по хорошему поводу или же совсем без поводу (это приятнее, а если повод есть - так и легче гораздо), а вот критиковать мне отнюдь не нравится, а вот поди ж ты, критикую значительно чаще, чем хвалю... Такие "солнцезащитные очки", не снимаются:( пока, хоть и стараюсь над этим работать. В целом же от критики не могу в отношении ребенка отказаться, потому что думаю, что критика - умеренная! выверенная! тактичная и т.п. - способствует росту, подсказывает и помогает. Но такой "золотой критике" нужно как-то научиться. Вариант "хвалить, даже если совсем не в моем вкусе" у меня работает, если мне совсем человек совершенно не интересен, "фиолетов" (либо не интересна определенная сфера его деятельности, по поводу которой я и высказываюсь). Т.е. в обратном порядке - когда я спрашиваю небезразличных ко мне и для меня людей, я жду вполне трезвую оценку, ну, может, жду так же и тактичной формы критического высказывания, но предельно честного посмыслу
13.06.2009 21:04:01, критиканша
Вы говорите, что не можете отказаться от критики. Но вообще-то все в Ваших силах. Хорошо уже то, что Вы понимаете, что эта проблема есть. Значит, это уже половина решения. Вот что приходит на ум:
-Почитайте Дейла Карнеги, в его книге и про похвалу, и про прочее.
-Можно что-то из религии по части принятия почитать или послушать (если Вы верите).
-Также можно сходить с этой конкретной проблемой к психологу. Безусловно, собака порылась в детстве, когда Вас критиковали. Вы не даете себе быть "хорошей" (сейчас порицаете себя за собственную же критику ребенка) и ребенку не даете быть "хорошим" - вместо этого критикуете его.
Чем чаще Вы говорите ребенку о том, какой он "не такой" (=плохо), безусловно, по всяким уважительным поводам, чем чаще он будет считать себя таким. И наоборот, принятие себя и ощущение себя хорошим, нормальная самооценка, формируются тем легче, чем чаще ребенок слышит что-то хорошее про себя.
13.06.2009 21:26:37, Солнечный заяц
спасибо за советы, буду думать а этих направлениях:) 13.06.2009 22:41:44, критиканша
А сколько лет ребенку ? 13.06.2009 19:30:00, К.
5,5 13.06.2009 19:49:19, критиканша
Конечно, в этом возрасте преобладает желание ребенка в некотором восхищении его неумелой деятельности взрослыми людьми, но и критика разумная, тоже уже нужна. Я считаю, что обе крайности плохо сказываются, конечно одобрять любую глупость (например глупый стишек) только, потому что ребенок ждет этого одобрения уже не стоит. т.к. восхищение всем подряд может привести к тому, что у ребенка будет задерживаться формирования критического взгляда на собственную деятельность, а этот взгляд нужен и если его нет к школьному возрасту, то у ребенка много шансов обижаться на всех и вся.
С другой стороны если вы регулярно критикуете, а главное если это было так и в более раннем возрасте (года в 3 например), то ситуация совсем другая, возможно ваш ребенок подсознательно пытается наверстать упущенное, протестует против ваших завышеннх требований и пытается получить столь необходимую для его дальнейшего интереса и развития похвалу. В таком случае стоит расслабится и похвалить, ну обманите ее несколько раз, я вот всегда все подарки своей 4-х летний дочки принимаю не скрывая радости и даже, очень критичного ее старшего брата, научила все одобрять, но т.к. он патологически честный пока он способен одобрять только сам процесс т.к. результат его не впечатляет :) . Получается типа того, что он говорит: " как здорово, что ты хотела сделать маме подарок" а я говорю: "здорово, мне нравится , Спасибо, сделай еще и т.п."
От критики быстро можно устать.
13.06.2009 21:35:21, К.
ну, у меня в целом такое же мнение, только я на вашего старшего похожа:) Я тоже так говорю частенько - я рада, что ты старалась сделать мне приятное... Приврать мне не просто, вот, думала про какие-то речевые уловки, обходные маневры, чтобы "и волки сыты и овцы целы". Спасибо за отклик 13.06.2009 22:44:48, критиканша
Дыбра
не бывает рисунка, в котором вообще ничего не нравится. или облако удачное, или цветочек в уголочке или "это у тебя что такое зеленое? дерево? как ты удачно цвет подобрал"

Всегда есть за что похвалить. А после похвалить подсказать какую-нибудь маленькую легкую завитушку-пятнышко, которое в другом месте улучшит
13.06.2009 18:24:53, Дыбра
Ну вот одинаковое все.. 2-3 человеческих фигуры (чаще это мы втроем семьей), бесконечные сердца, редко - что-то в качестве "бонуса" типа цветочка или воздушного шарика в руке. Ни деревьев, ни домов, ни машин, ни животных по собственному почину. Если удается спровоцировать на что-то новое, где не задействован уже сформировавшийся шаблон, я действительно очень радуюсь результату и хвалю (после зоопарка - страус и верблюд с человеческим лицом:), по греческим мифам серия - Тезей, золотое руно, Арго, Минотавр и т.п., сейчас дочь у бабушки - я попросила Гулливера, обещала выслать письмом:)) Это интересно (сами темы -ребенку, а не только мне, да и в рисование потом ребенок втягивается), но приходится "сильно провоцировать" (я редко на это способна). А когда ребенка не трогаешь - так и идут однотипные рисунки-близнецы (реально сравнить можно за 2 последних года - идентично все), обычно даже цвет почти не использует, рисует одним карандашом эти 2-3 фигуры и усё.. Сложно мне там найти понравившуюся деталь/цвет, а раскрасить не хочет.
Вот, поняла еще, что я не люблю (это, видимо, из собственного опыта) - шаблонное рисование. Выходом было бы самой рисовать не шаблонно в присутствии ребенка, вместе с ним, но я-то как раз не умею.. Вот и показать могу завитушку-пятнышко шаблонные и обычно этого не делаю..
Если что-то нравится - хвалю. А когда и впрямь ничего?

PS Звоню родителям (дочь у них в гостях), прошу - пусть рисует побольше, вы не комментируйте никак, пож-ста, если что-то "не правильно" нарисовано, не так, пусть побольше рисует, не ругайте, говорите - "как интересно, а это что, а это?", а то я уж почти охоту отбила. Говорят - ага, постараемся, а она нам тут стишок рассказала, спросила - как вам, - "не понравился, глупый какой-то, бессмысленный". Обиделась, и я бы обиделась на ее месте...А что сказать на месте родителей - не знаю.
Меня так воспитывали, я так, не меняется у нас ничего:(
13.06.2009 18:53:37, критиканша
Birke
К 5 годам обычно уже видно - есть ли у ребёнка способности к рисованию или вообще нет. Так же, как и музыкальный слух. По-моему, не имеет смысла приставать к ребёнку с рисованием, если у неё в принципе нет к этому способности. Также, как и , скажем, обижаться на ребёнка с полным отсутствием муз.слуха за то, что он переврал мелодию.
Такие у меня мысли :)
13.06.2009 20:16:45, Birke
мне кажется, все несколько сложнее. Во-первых, о способностях судить может только человек, действительно способный в данной области (или профессионал-художник, или педагог, или искусствовед), и даже он легко ошибается - в свое время меня дважды не взяли в музыкалку из-за "отсутствия" слуха, а на третий раз с удовольствием взяли, и оказалось, что слух у меня вполне сносный и что есть разница между владением голосом и собственно слухом (сама спою неправильно, но чужую ошибку в исполнении всегда услышу и подберу на слух точно).
Во-вторых, меня интересует не столько способность рисовать, сколько способность к образному или художественному мышлению, воображение - в первую очередь, ну и какое-то продвижение, рост хоть небольшой в техническом плане во вторую. Т.е. пусть на общем фоне это будет "никак" нарисовано, но по отношению к своим же более ранним рисункам - есть изменения, и сюжеты интересные, может даже эксперимент в чем-то. И само по себе рисование ей нравится - пусть не больше, чем среднестатистическом­у ребенку, но и этого достаточно, чтобы рисование также было зоной какого-то роста что ли, разве нет?

Да и не пристаю я, вроде, а дочке очень хоется, чтобы мне понравилось,вот и идет ко мне за одобрением, а трудиться при этом не очень хочется, и мотив "понравиться" нивелируется перспективой критики...
13.06.2009 20:37:49, критиканша
Дыбра
ну вот и надо поломать систему
если есть желание - выложите куда-нибудь в инет сканы пары картинок, я прокомментирую одобрительно :-)
Я просто одно время вела занятия рисованием с детьми от 3-х лет, научилась в любой картинке сразу выхватывать то, за что стоит похвалить, чтобы ребенок запомнил "правильный прием".
13.06.2009 19:14:19, Дыбра
Пишу на подник в надежде, что не возражаете 14.06.2009 06:04:39, критиканша
Дыбра
абсолютно не возражаю :-)

можно мааахонькую шпильку? :-)) наверняка выбирали самые лучшие, всю пачку пересмотрели? :-))
14.06.2009 10:02:02, Дыбра
Татьяна, извините, Вы получили мое письмо? Может, опять не ушло? 14.06.2009 19:16:06, автор '
Дыбра
получила, пишу развернутый ответ
вкратце - для 5-8 лет такие рисунки НОРМА. Конечно, если ребенок где-то занимался бы - тогда можно было бы спрашивать "а чему его учил педагог", но так... я и у 7-летки бы не дергалась. Пусть дальше рисует
15.06.2009 10:48:31, Дыбра
Birke
Ой, а мои гляньте, пожалуйста ! В моём фотоальбоме папки :От 4 до 5 лет", "От 5 до 6 лет", "От 6 до 7 лет". Спасибо, если время найдёте :) 15.06.2009 11:28:03, Birke
Дыбра
замечательные работы. И прогресс виден, заметно, что занимается. Потихоньку научился растягивать работу на весь лист, заполнять свободные места, деталей все больше...

Покажите ребенку технику "гратаж" для всяких языческих работ. У него линии хорошие, гратаж пойдет. Идея такая: берете листик бумаги (лучше начинать с половинки А4), замалевываете его чем угодно, проще всего большой кисточкой гуашью. Высушиваете и берете свечку. Более-менее аккуратно закапываете весь лист (дети обычно очень любят этот момент: свечка, огонь горит :-)) Закапанный лист сверху густо замазываете черной гуашью. А теперь берете шило, гвоздик или еще что-то тонкое и острое - и пусть процарапает рисунок. Очень эффектные работы получаются.

Облака на колесном пароходе вызвали мой восторженный писк! настолько неожиданно :-))

Пусть дальше рисует :-)
15.06.2009 19:25:01, Дыбра
Birke
Спасибо !!! А за технику с новым для меня словом - особенно ! Завтра же опробуем :) 15.06.2009 21:31:17, Birke
спасибо, жду почты. 15.06.2009 11:14:46, автор '
Irina L
А широкой обществености не покажете? :) А то может там правда шедевр, а Вы привередничаете? 15.06.2009 11:20:58, Irina L
Дыбра
привередничает. Исполнительской базы никакой, зато идеи просто роскошные.

надо найти сайт художницы Акиане (Akiane) там есть ее работы в 4-5 лет
15.06.2009 18:39:59, Дыбра
..а еще - это большой талант, когда видишь мир красиво, как Вы. У меня тоже один такой знакомый есть - очень на все смотрит со смесью чего-то такого вроде любви, удовольствия, спокойно (т.е. и восхищается редко вроде, а просто все у него вокруг хорошо даже в повседневности) и видит во всем хорошее, его мир красив, короче, и все это без "розовой дымки" притом, т.е. не менее реалистично (и советы конструктивные дает), просто иначе. Интересно, можно ли этому все-таки научиться, или только постоянная самодисциплина..? 15.06.2009 19:42:33, автор '
Birke
А ещё есть люди, видящие АБСОЛЮТНО ВСЁ в чёрном цвете. Это особенность характера, мне кажется. 15.06.2009 21:32:37, Birke
вот я и говорю - это лечится? ну, у меня не клинический случай, но жить мешает... 15.06.2009 22:21:17, автор '
Татьяна, пока нету ничего в почте - я тороплю события, да? Вы тогда как отправите, здесь напишите, ОК? И спасибо Вам _большое_ за внимание и время. 15.06.2009 19:07:36, автор '
Дыбра
отправила. Извините за грамматический сумбур, выправлять формулировки уже не стала 16.06.2009 23:11:42, Дыбра
Получила, спасибо:). Пошла читать. 16.06.2009 23:52:47, автор '
Я стесняюсь:) К Birke заходите (надеюсь, что она не против) - там действительно есть на что посмотреть 15.06.2009 13:18:05, автор '
;) отправила наконец-то:) 14.06.2009 11:16:08, критиканша
спасибо, пошла делать 13.06.2009 19:20:50, критиканша
awa
да-да.. сразу хочется начать хвалить малыша.... пусть только делает, творит))) 18.06.2009 13:32:35, awa


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!