Раздел: Личные впечатления

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Общение до рождения.


МЕТОД ГАПТОНОМИИ

Предложен Францем Вельдманом (Дания) для налаживания эмоциональной связи матери с ребенком во период беременности (А. Бертин «Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях». - СПб.: МНПО «Жизнь», 1992).

Цели:
1. Налаживание эмоциональной связи между матерью и ребенком в период беременности.
2. Развитие материнской компетентности: способность понимать состояния ребенка по проявлениям его двигательной активности; умение различать характер двигательной активности ребенка и соотносить его с эмоциональным состоянием ребенка; способность ориентироваться на свои состояния при определении эмоционального состояния ребенка (развитие интуиции, средств контроля состояний ребенка); формирование тактильного контакта как средства взаимодействия с ребенком; формирование субъектного отношения к ребенку; формирование способности гибко приспосабливаться к особенностям активности ребенка и его индивидуальному ритму жизнедеятельности; конкретизация и индивидуализация образа ребенка; развитие сензитивности (чувствительности) и респонсивности (отзывчивости) к стимуляции от ребенка; развитие способности синхронизации своих эмоциональных состояний с эмоциональным состоянием ребенка; развитие эмпатии (способности сопереживания на основе понимания эмоционального состояния ребенка за счет ориентации на свои эмоциональные состояния, возникающие синхронно с состояниями ребенка); способность управлять своими эмоциональными состояниями согласно задачам эмоционального взаимодействия с ребенком.

Процедура:
Метод гаптономии следует начинать после того, как шевеления ребенка будут ощущаться матерью явно и четко отличаться от других состояний организма. Метод включает три основных этапа:
1. Наблюдения за шевелением в течение нескольких дней, возможно с применением дневника шевелений. На основе наблюдений выделяется время дня, когда шевеления ребенка ощущаются наиболее часто и явно. Это время должно быть удобно для матери: она должна находиться дома, иметь возможность расслабиться, сосредоточиться, не отвлекаться на другие дела хотя бы в течение 15-20 минут. При использовании гаптономии и матерью, и отцом (или другими близкими людьми) сеансы каждого участника должны быть разведены во времени на несколько часов. Время сеанса всегда должно быть постоянным. Выбирается характер тактильного и голосового воздействия, удобный для взрослого: движения рук (похлопывание ладонью, поглаживание, перебирание пальцами, круговые движения и т.п.), которые можно производить в ритме голосового воздействия; голосовое воздействие (куплет песни: колыбельной, народной пестушки и т.п.; стихотворный текст в несколько строк с выраженным ритмом; текст или куплет песни собственного сочинения и т.п.). Тактильное воздействие и текст должны быть разными у каждого участника и постоянными для каждого в отдельности.
2. Налаживание контакта с ребенком. В выбранное время дня мать дожидается возникновения шевеления ребенка и производит тактильно-голосовое воздействие несколько раз (3-4 раза) с интервалом в 3-5 минут. Сначала ребенок прекращает двигательную активность, через несколько сеансов (от 1 до 3 недель ежедневных сеансов в зависимости от срока беременности и индивидуальных особенностей ребенка и матери) ребенок начинает воздействовать изнутри направленно в руку взрослого. После появления ответа ребенка количество воздействие сокращается до 2-3 за сеанс. В течение второго этапа не следует варьировать характер воздействия и
время сеанса.
3. Применение гаптономии по необходимости. Сохраняются привычные сеансы воздействия, возможно варьирование средств контакта с ориентацией на «согласие» ребенка на эти вариации. Средства контакта начинают применяться матерью и другими участниками при необходимости с целью инициации контакта с ребенком или для упокоения ребенка при стрессовых реакциях (которые мать воспринимает как таковые, ориентируясь на появившуюся у нее компетентность). Т.е. после рождения, если ребёнок заплачет, спойте ему ту песенку, которую пели, во время беременности и это его успокоит.


Если что-то будет не понятно, пишите, на email.
С уважением Татьяна.
02.05.2001 09:18:45,

4 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
KateSh
Интересно...А с какого момента ребенок начинает слышать все что происходит вокруг? 02.05.2001 09:24:50, KateSh
Это чтобы Вам долго не искать на mama.ru и ещё кое-какие статьи.


УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недельный зародыш совершит хватательное движение, при касании век завращает глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.

В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как и сам малыш живо ворочается, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной, стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.

Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам.

Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.

Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок - музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.

Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.

Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

Эмоциональная связь

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.

С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сде
02.05.2001 10:14:25, Психея
KateSh
Спасибо большое!
P.S...я на радиостанции работаю, и каждый день кручу всякую музыку, так что малыш так или иначе приобщается к мировой поп и рок культуре:))) Одно хорошо, что я не на Русском Радио. А то ведь и нормального человека от какой-нибудь группы Ненси кондратий хватит....
02.05.2001 10:29:36, KateSh
Primerno s 26-oj nedeli, posmotrite zdes" esli interesno:

http://www.mama.ru/pregn/comment/index26.htm
02.05.2001 10:06:26, lise


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!