Конференция "Общество"

откуда что пошло)

Статья «Палица Перуна», опубликованная 27 октября 1943 году в русскоязычной газете «За родину», издававшейся на территориях России, выходившая с осени 1942 года (Псков) до лета 1944 года (Ревель).

В сочетаниях имён языческого и христианского из глубины веков дошёл отзвук соединения культур и верований, остатков балто-славянкой мифологии с христианским мировосприятием жизни, бытовавших в Господине Великом Новгороде на стыке конца X и начале XI веков.

Из новгородских легенд:

«Троица Коломну.
Перынь Богородица,
Шило святое,
Юрь монастырь.
Помогай нам»

Как в Римской империи, так и на Руси победившие христиане освящали места языческих святилищ и кладбищ сооружая на этих местах храмы. В Великом Новгороде на месте капищ языческого Перуна был построен монастырь Рождества Богородицы, поручивший наименование «Перынского» или в народе просто: «Перынь Богородица». Имя языческого бога не умерло до сих пор и живет в названии Перынской Рощи, живописно раскинувшейся на полуострове, выступающем в озеро при самом истоке Волхова. Весной, в половодье. Перынь превращается в остров, где меж сосен белеет небольшая церковка скита, бывшего до революции местом уединения монахов соседнего Юрьева монастыря.

В 991 году, когда согласно древней пословице, – «Путята крестил новгородцев мечом, а Добрыня огнем», идол Перуна был низвергнут. Об этом софийская летопись повествует так:

«Прииде Нову городу архиепископ Аким и требища разори и Перуна посече повелеши в Волхов и повязавши ужи влечеху до калу бьюще железнем и пихающе. И в то время вошел в Перуна бес и возопил: «О, горе! Ох, мие! достался немилостивым сим рукам. И зриниша его в Волхов».

«Плыви, дубовый бог,
Плыви себе, плыви»

И он поплыл вниз по Волхову к городу, но когда воды несли бога сквозь устои великого моста, Перун внезапно воспрянул и, бросив свою палицу на мост, изрек: «На сем мя поминают новгородские дети». Заповедав этим биться новгородцам на великом волховском мосту, и, прибавляет летописец: «ныне безымные убивающие утеху творят бесам».

Спускаясь дальше по течению, идол Перуна приплыл к берегу у устья речки Питьбы, впадающей в Волхов. Тут один питьбянин вышел на реку, собираясь в лодке везти горшки продавать в город. Увидев Перуна, питьбянин ударил его шестом и, оттолкнув, сказал: «Довольно ты, Перунище, поел – попил, плыви теперь прочь».

Седой Волхов унес Перуна. Но по его завету бились новгородцы на Волховском мосту. Мост был не только местом кровавых междоусобных битв, в которых сталкивались сторонники враждебных социально-политических партий, боровшихся в вечевом городе, но здесь происходили и, подчас тоже кровавые, игры, в которых тешили свою удаль молодцы новгородские, как об этом поется в былине о Василии Буслаеве.

Древний обычай биться дубинками на мосту, вероятно, и породил легенду о палице Перуна. Этой легендой народная мысль объясняла себе обычай, происхождение которого было давно забыто. Обычай этот, несомненно, имеет языческое происхождение и, возможно, был действительно связан с культом Перуна, у капища которого могли происходить такие боевые игрища, подобные тем военным играм, которые устраивались во время языческих погребальных тризн подле курганов.

Те дубинки или палицы, которыми новгородцы бились на Волховском мосту, хранились в одной из церквей, а именно в церкви Бориса и Глеба. Этот интересный факт свидетельствует о том, что при таких играх бились не просто палками, а особыми палицами, хранившимися в священном месте – в церкви. Оттуда из церкви Бориса и Глеба эти дубинки были взяты и сожжены в 1652 году по приказанию Новгородского митрополита Никона. Никон, после подавления новгородского восстания 1650 года, стремился изгладить последние следы новгородской самобытности и уничтожить древние новгородские обычаи.

Но совершенно изгладить всех обычаев Москве не удалось. В XVIII-XIX веках еще было в обычае у новгородцев сходиться на бой – сторона на сторону, но только уже теперь не на мосту, а зимой на льду реки Волхова. В этих битвах стенкой на кулачках еще в конце XIX веха принимали участие взрослые парни, и даже мужики. А до последних лет сбегались сражаться и ребятишки с Софийской стороны против ребят Торговой. Такие сражения происходили всегда в определенном месте против древней Буяновской улицы Торговой стороны. Там же раньше бились новгородцы, неведомо для себя выполняя древний обычай, идущий еще от языческих времен.

© В. С. Пономарев (Псков 1943) – «Палица Перуна» – из газеты «За родину».
02.11.2016 09:51:04, Merry Tata
[ответить]
Вообще очень много чего от языческого культа попало потом в христианство. Одни праздники чего стоят. Масленица, например.
Оч. интересная тема, хотя и малопопулярная. Все языческие концы старательно скрываются, причём не только в России.

Вообще интересно так себе представить:
"Всё, ребята, со следующего года давайте принимаем христианство, а всяких Перунов будем бросать в речку, готовьтесь".
Как будто сменить религию - это как часы перевести. )))
02.11.2016 14:30:59, Тайный Сигнал Барабанщика
[ответить]
да ничего не скрывается, все всё знают давно, кому интересно. 02.11.2016 15:43:48, AleXXX
[ответить]
Кому интересно найдёт, только мало говорят и не принято. Как об Иване Грозном, например. 02.11.2016 15:48:05, Тайный Сигнал Барабанщика
[ответить]
да о нем только и говорят, по-моему :) 02.11.2016 15:54:30, AleXXX
[ответить]
Народ говорит. А в образ СМИ явно подливали тёмных красок. Сына убил, опричнину создал. В школьной литературе, помнится, проходили песню про купца Калашникова,напр. А памятник первый только недавно появился. 02.11.2016 19:40:56, Тайный Сигнал Барабанщика
[ответить]
Средневековый город северорусского нейтралитета

Всвят является одним из древнейших городов на Севере Руси. Сейчас на месте летописного города находится урочище Юрьевы горы, расположенное около посёлка Усвяты Псковской области. Впервые Всвят упоминается в летопиcном писании в 1021 году как уже сложившийся крупный город. Расположенное рядом селище с материалами быта датируется Х-XIII веками.

По мнению археолога И. И. Еремеева, Всвят существовал на стыке двух различных культурных областей. Первая культурная область воздвигала так называемые «длинные курганы», которые обычно соотносят с кривичами. Вторая культурная область воздвигала курганы-сопки, которые соотносят со словенами. При этом ни сопок, ни длинных курганов в его ближайших окрестностях нет, а, значит, Всвят являлся местом компактного населения другой культуры. Это население возводило курганы, не похожие ни на сопки, ни на «длинные» курганы. Курганы датируются IX-XIV веками.

Возникает два основных взгляда на предназначение Всвята. Первый – гипотеза естественного происхождения города: Всвят возник как самобытный культурный центр славянского субэтноса. Второй – гипотеза искусственного происхождения города (высказана И. И. Еремеевым): Всвят был специально построен в качестве перевалочной базы, вынесенной от городов-метрополий (Новгорода и Полоцка) вверх по крупным речным путям, через которые в метрополии должна была поступать дань, собираемая в областях верховьев Ловати.

Если рассмотреть вместе два факта: статус нейтральной территории города и название Всвят (Усвят), прозрачно намекающее то ли на всесвятость, то ли на выражение «у свята», то необходимо выдвинуть гипотезу о неком священном центре, который и гарантировал нейтралитет.

Не зря археологи назвали неолитическое поселение, предшествующее Всвяту, «Северной Венецией». Оно располагалось на берегах и островках многочисленных озёр Усвятского района. Сообщение между ними осуществлялось по воде. Уже сам факт наличия большого количества озёр с чистой, прозрачной водой (преодоление водных преград считалось очищением) придаёт сакральный оттенок ландшафту. Священным местом мог делать целебный родник, который и сейчас существует в Усвятах. Значение родника столь велико, что в 1981 году про этот источник на киностудии Мосфильм сняли фильм, который так и назвали – «Родник»
02.11.2016 09:55:55, Merry Tata
[ответить]
Первое документально зафиксированное упоминание народа «рус» («рос») относится к 839 году и находится в записях Бертинских анналов.

Финское «Ruotsi» обозначает шведы, на эстонском шведы именуются «Rootsi». Считается, что автохтонное финно-угорское население называло так, по крайней мере с VIII века, скандинавов, собирающих дань. В финском языке слово «ruotsi» возникло на основе древнескандинавского корня «roþs-» , связанного с понятием гребли, судоходства, жителями шхер. Северные славяне и балты, соседствующие и живущие вместе с финно-угорскими племенами, могли перенять у них «ruotsi» в форме «Русь» для именования скандинавских викингов, приходящих из Суоми, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне [датчане], а иные готы [готландцы]».

Не существует пока убедительного объяснения, почему варяги скандинавского происхождения взяли для самоназвания слово финской этимологии. Финская версия подтверждается сообщением так называемой Иоакимовской летописи, что первый князь Рюрик пришёл с дружиной из Суоми.

Писатель XII века Саксон Грамматик в своём описании деяний легендарных датских и шведских королей VIII-IX веков упоминает неоднократно «Русию», а жителей называет русинами (ruthenians). В его былинном изложении Русия находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией, имела много вождей и обладала сильным морским флотом на Балтике. Русины всегда чётко отличались от славян. Географическое положение Русии указывает на её близость к Финляндии. Дальше Русии на восток была только так называемая Пермская земля.
02.11.2016 09:52:32, Merry Tata
[ответить]
Подробный разбор норманнского вопроса происхождения с т.з. историка.

Разведопрос: Клим Жуков про норманнский вопрос
[ссылка-1]

Ну и вообще у них много передач такого формата от крещения Руси до всяких битв.
Рекомендую!
02.11.2016 14:23:04, Тайный Сигнал Барабанщика
[ответить]


© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.