Конференция "Общество"

Дети верующих и неверующих

Забирала сына из садика. Девочка из его группы стала рассказывать мне, что на Рождество ей ангел подарил конфеты и Библию. Я вежливо поулыбалась. А она продолжала рассказывать, что ангелы бывают черные и белые. Что-то новенькое. Ну да дело не в этом. Дело в том, что я не смогла четко представить себе свою позицию. Я живу по принципу: "Я не верю, вам верить не мешаю, но и вы мне не мешайте". Хорошо, со взрослыми все понятно, но что делать с детьми? Ведь мой сын общается и с этой девочкой, и с другими детьми. Сыну неполных три. Говорить ему: "У тебя сказка про зайчика, а у Мариши сказка про ангела"? Но, наверное, для Мариши это не сказка?.. Ее тоже задеть не хочется.

Неверующие родители, что вы говорите своим детям? Как примиряете их с тем, что бывают разные взгляды?
26.01.2001 21:57:56, Ярослава М.
[ответить]
Мне кажется, что демократия, доведенная до абсурда, превращается в маразм. Все эти "сказки" про ангелов для детей даром не проходит. Одно дело, когда персонажами сказок являются явно вымышленные персонажи (вязанные варежки, меховые зайцы, лесные волки и прочее) и совсем другое, когда такие сказки включают в себя элементы, для определенных категорий людей реальные, как то ангелы, черти и т.п. Любая обычная сказка, это не более, чем пример чего-то. Пример добра. Пример честности и т.д. А вот рассказы про ангелов, Бога... это уже скрытая пропаганда, противостоять которой ребенок не умеет по малости лет. Красиво рассуждать о том, что "пусть выбирает сам", но как же он может "сам" выбрать, если в этом возрасте он просто перенимает все то, что ему говорят взрослые особо не рассуждая о глубинном смысле перенимаемого. Папа говорит, что перед едой нужно мыть руки, а утром и вечером - чистить зубы, значит так надо делать всегда. Не рассуждая. Ибо это правильно, ибо так надо, ибо так говорит папа. В результате через какое-то время ребенок выполняет эти действия (перенимает моральные принципы...) совершенно автоматически. Не задумываясь над "почему". Вы ведь не задумываетесь над тем, почему ближнему нельзя делать гадости? Вы просто знаете, что гадости людям делать нельзя и все. Вы, конечно, можете придумать массу объяснений этому "почему нельзя", но не в виде общеизвестного доказательства общей для всех теоремы, а объясняя спросившему свою собственную точку зрения, которую лично Вы априори считаете правильной. Уж поверьте, если Вас воспитывали бы в категориях "каждый за себя, один Бог за всех", то Вы точно также доказывали бы справедливость подлости и нещепетильности в выборе средств для достижения достойной цели. По этому я и считаю, что такая вот красивая пропаганда религии в детском возрасте чрезвычайно опасна. Опасна именно тем, что исподволь лишает ребенка не только права, но и самой возможности выбора.

В Вашей же конкретной ситуации, я бы рассказал ребенку, что у разных людей есть разные сказки. У одних - про "белого бычка", у других - "про Бога и ангелов". Бояться кого-то обидеть, ИМХО, тут излишне ибо у детей отношение к сказкам сильно отличается от взрослых. Они как бы одновременно верят в реальность сказок и не понимают, что это все же история, сказка, что это не совсем по-настоящему. Тут главное дать ребенку понять, что каждый имеет право на свою собственную сказку, но что это все же сказка, к которой не стоит относиться слишком уж серьезно.
29.01.2001 09:42:01, Леший
[ответить]
[пусто] 29.01.2001 10:30:31
[ответить]
Все не так уж и сложно.

1. Принцип равенства прав и невмешательства - это один из базисных принципов демократии. Потому я о ней и упомянул.

2. Я не говорил "стараться избегать сказок". Как раз наоброт. Детям очень нужны сказки, ибо в сказках многие сложные вещи упрощены и более для них понятны. Но между просто сказками и сказками религиозными есть очень большая разница. Сказки - они и есть сказки, а вот религиозные истории, это уже НЕ сказки, это лишь слегка упрощенные для детского восприятия РЕАЛЬНЫЕ истории, т.е. позиционируемые как реальные. Повзрослев малость, ребенок и сам может понять, что история про волка и семерых козлят - это сказка, т.е. вымысел, т.е. НЕ правда, хотя и красивый вымысел. А вот с религиозными сказками даже сами взрослые разобраться не могут, что уж тут говорить о детях!

3. У ребенка всегда должно быть свое собственное мнение. Вопрос лишь в том, что есть области, в которых оно может существовать, а есть - в которых нет. Совершенно не важно, какое у ребенка будет мнение по поводу целесообразности чистки зубов, все равно в итоге оно будет, если так можно выразиться насильно, приведено к общему стандарту. Этот же принцип касается и моральных правил. Сомневаюсь, что Вы будете мириться с собственным мнением ребенка о том, что можно безнаказанно обижать слабых, обманывать, что "цель оправдывает средства" и т.д.

4. Этот вопрос я для себя решил очень и очень давно. Так давно, что теперь это для меня лично является чем-то вроде таблицы умножения, которая сомнению не подвергается.
29.01.2001 11:58:09, Леший
[ответить]
Мне тоже очень интересна эта тема... Дело в том, что у нас в семье похожая ситуация. Я абсолютно неверующая, муж тоже. Мы не верим и другим не мешаем... Но вот я, например, не переношу, когда мне навязывают различные вещи, например, моя свекровь и мачеха - люди верующие. Они ходят в церковь, постоянно меня укоряют, что я туда не хожу. Моя мачеха постоянно заставляет меня сходить поставить свечку отцу, а мне вроде и нетрудно..., но я в церковь никогда не хожу, и я как то не могу понять почему я, неверующая должна это делать...
Когда крестили дочку и оказалось, что я некрещеная, свекровь хотела меня тоже покрестить, но ей не удалось это не удалось..., и теперь она конечно при любом удобном случае мне говорит об этом.
Кстати, моя точка зрения на крещение и на принятие веры, например, такова: я думаю, что ребенок, когда будет в сознательном возрасте сам для себя должен решить принять ему веру или нет и крестить его в младенчестве, водить его в церковь и заставлять соблюдать все обряды - я считаю это неправильным.
Но, в моей семье, как то мне не удалось никого убедить, потому у меня детей покрестили, вообщем то без моего согласия...
С проблемой, котораую ты описала мы не сталкивались - один малыш еще слишком маленький, а вот дочка - ну как то не было у нас похожих ситуаций, хотя бабушка ей постоянно рассказывает о боге и водит в деревенскую церковь, когда он гостит у нее в деревне. Я не возмущаюсь, но молча остаюсь при своем мнении...
27.01.2001 16:40:50, ЧерниКа
[ответить]
Если бы меня укоряли и заставляли, я бы знала, что делать. Действие рождает противодействие. А тут я очутилась в ситуации, когда никто не давит, но явление есть, и с ним надо что-то делать.

"думаю, что ребенок, когда будет в сознательном возрасте сам для себя должен решить принять ему веру или нет и крестить его в младенчестве, водить его в церковь и заставлять соблюдать все обряды - я считаю это неправильным"
>>>
Катя, на самом деле не совсем так. В любом случае "сам для себя" не получится. Человек живет не в вакууме. Как ни старайся, но семьей на него оказывается воздействие, религиозное или атеистическое. Если ты (или я) не водишь ребенка в церковь - это тоже воздействие. И он выбирает не исключительно сам, а в том числе основываясь на родительских принципах или вопреки им. И совершенно необязательно, что в семье верующих вырастет непременно верующий, и наоборот.

Знаешь, что я подумала? А что, если все глубже? И ребенок выбирает не "верить - не верить", а "принять - не принять принципы своей семьи". Не узкорелигиозные принципы, а шире, глобально. Устраивает - не устраивает, уютно - неуютно, хочется жить так же, как родители, или нет? И в зависимости от ответа делается выбор, включающий очень многие пункты.

Катя, спасибо за отклик; буду думать.
27.01.2001 22:56:38, Ярослава М.
[ответить]
Кстати, как то навеяно темой, да и дочка недавно сидела смотрела какой то мультик как раз про бога. Я ее невзначай спросила "А ты веришь в бога" и она мне ответила "Да, верю..." Я даже удивилось. Уж не знаю как воспринимать слова 8-летнего ребенка, возможно, конечно, тут все, влияние момента, вообщем, не знаю как сказать. Я попыталась поговорить с ней на эту тему мягко... Спросила нравится ли ей ходить в церковь, обстановка, церковное пение. Сказала, что нравится...Сказала, что нравится смотреть мультики на религиозные темы, говорит красивые они и на сказку похожи.
Еще бабушка ей рассказывала много о боге, говорила что он есть и когда то давно с неба спускался.
Короче, я так поняла что верующее влияние бабушки оказало на нее нужное воздействие.
И это при том, что с бабушкой она общается редко и большую часть времени она проводит все таки с нами - неверующими.
Я вообщем то не буду ее разубеждать..., сама еще не разобралась какую позицию тут лучше принять.
Тут получается, что наше воздействие в данном случае не очень то действует...
27.01.2001 23:22:49, ЧерниКа
[ответить]
Катя, мне кажется, воздействие как раз оказывает влияние. Ты же сама выше сказала: "Но, в моей семье, как то мне не удалось никого убедить", "Я не возмущаюсь, но молча остаюсь при своем мнении..." Твое воздействие - непротивление. Почему ты думаешь, что оно не сказывается? 28.01.2001 01:18:59, Ярослава М.
[ответить]
Вопрос веры-неверы будет нас преследовать всегда! Все чаще дети буду сталкиваться с детьми верующих семей из новых религиозных конфессий. А ведь в жизни детей наступает время, когда авторитет сверстников выше, чем наш. Верующие семьи более стабильны и организованы. Видя это (особенно, если в своей неверующей есть трудности) ребенок может просто духовно отдалиться, что чаще всего и происходит. Мы с женой решили эту проблему так: мы не имеем право совершать ошибок в воспитании своих детей. Трудности -это хорошо, ошибки в воспитании -плохо. Семья ведь это тоже секта? Кто не согласен??? Поэтому действуйте. Мы стали практикующими верующими. Верим и показываем свою веру своим детям. Практикующий верующий -это и просто и -трудно. Основа - истинность. Никаких сказок. Духовный мир есть (кстати, это уже наука подтверждает), абсолютное добро (Бог-есть), семейные традиции, ритуалы обряды есть. Цель жизни есть-действуй. есть трудности -преодолевай!
В общем разговоре здесь на сайте я вижу трудность- не надо путать веру и ритуалы (религиозность). Вера - это то, что ребенок в нас видит каждый день, а религиозность - это то, что чаще всего на показ другим. Чувствуете разницу. у детей из верующих семей НРК выше уровень социальной адаптации. И если не заложить основу духовного в маленьком возрасте духовной пропасти не избежать. Ведь почему существуют малые религиозные группы -это компенсаторы своих собственных семей. И если кто-то становится последователем НРК в молодом возрасте-это значит, что своя малая группа -семья, что-то недодает, давит, унижает, оскорбляет. ребенок идет туда, где теплее, где больше любви.
27.01.2001 01:49:36, Профессор
[ответить]
Сложно Вы написали, не все еще осмыслила. Я не согласна с Вашими определениями веры и религиозности. Мне не кажется, что религиозность - это напоказ. Но поскольку я не специалист, спорить не буду.

Показывать детям, как надо, своим примером - правильно. Но лично я всегда чувствую себя неловко при общении с верующими людьми (имею в виду, по-настоящему верующими). Не уверена, что мой пример сыграет положительную роль.
27.01.2001 12:59:53, Ярослава М.
[ответить]
Яна, и со мною Вам было неловко? :)))
И потом, смотря кого считать настоящими верующими? "Перегибы" всегда и везде встречаются.

Мой сын тоже как-то в автобусе рассказывал своей 5-летней подружке, что-то про Рождество. Она с интересом слушала и что-то спрашивала его...

И потом, меня гораздо больше настораживало и напрягало, когда я приходила за ним в сад, и один из мальчиков делал ужасное лицо и кричал кому-то:"Я щас убью тебя!! Козел-вонючий!" И весьма "милый" рассказ того же мальчика о просмотренном то ли боевике, то ли "ужастике".

Думаю, что и ЧерниКа, побывав у нас дома не испытывала неудобства и давления со стороны моих детей и мужа.:)))
28.01.2001 12:23:51, ВиОла
[ответить]
Оля, наверное, я не совсем точно выразила свою мысль. Неловко бывает тогда, когда заходит разговор на околорелигиозную тему (чего у нас с Вами не было) - и согласиться не могу, и возражать не хочу, чтобы не обидеть. И бывает так как раз в тех случаях, когда нет давления. Потому что когда давление есть, можно позволить себе и надавить в ответ.

Кого считать настоящими верующими? Сложный вопрос. Моя оценка вполне может не совпадать с собственной оценкой того или иного человека. Просто возникает внутреннее ощущение, что этот конкретный человек искренен в своих чувствах. Конечно, я могу ошибаться. Но я определяю это только для себя, и вот таких-то людей не хочется задеть.
28.01.2001 13:42:04, Ярослава М.
[ответить]
[пусто] 27.01.2001 01:15:21
[ответить]
Мария, спасибо; у Вас, как всегда, хорошая идея. Не суетиться, когда возникло нечто непонятное, а предупреждать появление заранее, чтобы воспринималось как уже известное. Предвосхищать то, что встретится обязательно. Успеть объяснить самой, прежде чем объяснит кто-то другой. Да, пожалуй так. 27.01.2001 13:00:00, Ярослава М.
[ответить]
Знаете, Ярослава (имя у вас замечательное), по-моему больше проблем когда наоборот- верующим детка тяжелее, они как белые вороны, много им труднее. И еще , я не знаток, и не спещиалист, но знаю точно - если этот ребеночек православный - не бойтесь ничего, с вашим точно ничего не будет. будет так, как захочете вы. Православие не подразумевает обрабатываение и завлекание человека, который не хочет быть православным. Такие малюсенигки детки никак не собьют вашего детку с толку. Гораздо страшнее секты. Берегитесь их. Как они хороших людей охмуряют - я не знаю, но уж очень кто страшно.
И еще - в православии сказки - самые обыкновенные, русские народные. А то, что родители сказали что подарок от ангела - это получается такая же маленькая ложь, как и про зайчика.
С уважением.
27.01.2001 00:39:12, Kris
[ответить]
Совершенно согласна с Вами в том, что касается сект. Это страшно. Но с другой стороны, к сектам у меня отношение однозначное, следовательно, я с полным убеждением могу объяснять, что это плохо (потому что я так считаю). А когда речь заходит о православии, такой однозначности в мыслях нет, в этом-то и сложность.

В моих словах не было вопроса, как уберечь сына от православия. Вопрос в том, как научить сына строить отношения с детьми, которых воспитывают не так, как его. Возможно, это выглядит смешно, ребенку трех еще нет, он и разговаривает не слишком хорошо, а я уже всполошилась. Но я неожиданно для себя наткнулась на то, что не знаю, как вести себя в такой ситуации. Вот и хочется разобраться.

OFF: По-настоящему меня зовут Яна. Могла бы быть Ярославой с вероятностью 50%.
27.01.2001 13:00:07, Ярослава М.
[ответить]
Я за православие сказала, потому, что знаю, что эта церковь - если верует например сын - никогда не скажет ему (как делают в сектах) что неверующая мать ему не мать и все в таком духе. ИЛи что неверующие друзья (как в вашем случае) ему не друзья, и их нужно обрабатывать в своих интересах. Наоборот, попадись вашему сыну православных друг - вам и ему будет очень спокойно за сына, у меня несколько православных подруг. Я в церковь не хожу. А они чудесные. Именно эти люди и есть мои настоящие друзья. Они мне везде помогут, не ставя при этом условие - хождение в церковь. Что-то тут писали о том, что свекрови и другие бабушки насильно заставляют ходить в церковь. Об этом даже православные священники говорят - так нельзя. Не должен неверующий ставить свечи, если не хочет. И с детьми так нельзя - заставлять молиться, ходить и выстаивать службы - это только поможет возненавидеть им церковь в будущем.
Что касается меня - я окрестила ребенка сразу, по велению сердца, знаю просто, что так должно быть. И еще я буду читать ему православные сказки(они мало отличаются от обыкновенных, нет там никаких ангелочков, просто там много дурацкого и нелепого отфильтровано - поверьте, и вы бы их читали, они ничуть не похожи на проповеди сектантов)и жизнеописания его святого - обязательно буду!
О сектах - вы меня польностью поняли, спасибо. Знаете, я почему православие уважаю, оно не заберет у меня сына никогда. Оно может только научить его любить мать и отца. А секты - у моей начальницы - золотого человека - повесилась молодая, образованная, успевающая знакомая. Совершенно нелепо. ВОт вам и результат.
ЗЫ. Ну пусть будет так - ник у вас замечательный. И имя тоже :) А у меня сыночек Ярослав. :) В женском варианте - неповторимая женственность появляется (извините за каламбур)
С уважением.
27.01.2001 17:33:43, Kris
[ответить]
Kris, насколько я понимаю, бывают люди верующие и воцерковленные. То, о чем Вы говорите, это первый случай. "Я в церковь не хожу", но "окрестила ребенка сразу, по велению сердца". То есть для Вас внутреннее важнее, чем внешнее (прошу прощения, если мои слова похожи на обсуждение личности). Я Вас понимаю, но это не мой случай.

Честно признаюсь, православные сказки я не читала. Слово "сказка" я употребила как синоним чего-то, не бывающего в реальности. Но, по-видимому, для верующего человека ангелы - тоже реальность, только другая. Не знаю.

Мне импонирует Ваше отношение как к верующим, так и к неверующим. Ощущается свет. Пусть у Вас все будет хорошо.
27.01.2001 23:17:05, Ярослава М.
[ответить]
Большое спасибо за теплые слова и понимание. Даже эти несколько слов мне подняли настроение. А мне понравился Ваш стиль письма. Какая-то ностальгия по прошлому у меня появилась, уж не знаю почему. Пусть и у Вас все будет замечательно.
С уважением.
27.01.2001 23:46:48, Kris
[ответить]
Vopros konechno interesnii! :)
Y nas v sem"e proisxodit nechto podobnoe.
(Da ne osydyat menya istinno veryushie ludi !)
Mi s myzhem virosshie v neriligioznoi strane SSSR
krestili detei i sami krestilis". Starshii sin (12) xodit
v t.n. sybbotnuu shkoly gde osnovnoi predmet-
zakon Bozhii. Slyzhbi po 2 chasa stoit, lubit prislyzhivat"
v altare, molitvi ychit. V proshlom gody poprosilsya
SAM prislyzhivat" vo vremya Pasxi , a eto s 11 vechera
do 4 ytra.
No ya ne mogy skazat" chto on (a tem bolee mi)
religioznii ili veryushie.


V Los Angelese est" Park Vsex Religii, gde
ob"edenini v odnom meste 4 osnovnie religii mira.
Ochen" krasivoe mesto nado skazat", gde otdixaesh" i dyshoi
i telom. I Temple na gore , kyda otkrit vxod vsem
zhelaushim, nevziraya na ix razlichie vzglyadov, religii, rassy,
bednost" koshel"ka ili bogatstvo...dyshi.

Izvinite, Ярослава, chto net y menya otveta...
26.01.2001 23:24:28, gibrid
[ответить]
Простите, а как Вы сочетаете в душе возможность следовать определенным религиозным обрядам и внутреннее неверие? Ни в коем случае не хочу задеть Ваше мировоззрение, просто для меня это сложный вопрос. Не представляю, как могла бы так поступить без сильнейшей ломки себя, без принуждения. Но ведь у Вас, насколько я поняла, все происходит само собой, естественным образом? У меня бы сердце кровью обливалось, если бы сын захотел ходить в Воскресную или подобную ей школу. Нет, я понимаю, что надо уважать выбор своего ребенка, но я просто физически не смогла бы придерживаться политики полного невмешательства... 27.01.2001 13:00:12, Ярослава М.
[ответить]
Мне очень трудно подобрать правильные
слова чтобы обьяснить всю ситуацию.
Но попробую.
Про внутреннее неверие. Я верую, но
возможно моя вера слегка отличается от
принятой в православии. То есть ето
и Бог и Вселенный Разум или неважно
как вы ЕГо назовете. Главное чувствовать
ЕГО! Все обряды мы не соблюдаем, здесь
явно сказывается воспитание в детстве.
Но если ребенок делает это САМ,я не буду
ему мешать, а помогу. То есть это какая-то часть его жизни которую он воспринимает как само собой разумеющееся. В эту школу он ходит с 4 лет. Живем мы за границей и такие школы
являются одновременно центром
по поддержанию и развитию русской культуры ,а не только религии.
А когда он был чуть поменьше мы с ним
просто заходили в разные церкви на службы: католические, православные,буддийские, синагоги. Очень интересно сравнивать или искать различия. Я считаю что
разные религии как разные стороны
одной горы-неважно по какой ты пойдешь,
результат будет один.
27.01.2001 22:53:20, g
[ответить]
Я поняла. Вы верите в то, что Он есть, Он един, и безразлично, какими именами Его называть. Очень образное сравнение с разными путями к одной вершине. Кажется, такое направление называется экуменизмом (если ошибаюсь, пусть знающие меня поправят). Да, в таком случае действительно неважно, какую религию изберет ребенок, ведь каждая из них - всего лишь одна из многих сторон медали. 28.01.2001 00:42:41, Ярослава М.
[ответить]
[пусто] 27.01.2001 21:56:41
[ответить]
Хороший подход :)) Напоминает многократно упоминаемую ситуацию, когда ребенок спрашивает: "Мама, откуда я взялся?", а мама начинает жаться и мяться, думая, что ребенок интересуется вопросами секса, в то время как тот спросил именно то, что спросил, без подтекстов. Интересная задача - перевести любопытство в исследовательское русло. 28.01.2001 00:55:54, Ярослава М.
[ответить]
Яночка, ну уж если ты миротворец, то если твой сын выберет (хотя я сомневаюсь, что в 7 лет он это сделает) православие, или что-то еще (может быть даже профессию, которую ты можешь посчитать не такой, как надо - смешьной или зазорной, неперспективной) то может быть нужно просто взять и вникнуть в то, что он ВДРУГ (и для него это будет не вдруг) выбрал. Может, почитать, может самой попробовать, или еще как-то. МОжет потом у него спросить.
Извини, я по православию, оно мне ближе, может пример приведу (только как пример, не более) если сдруг мне сынуля скажет, что будет, например священником - я не стану возражать, только спрошу, поговорю. Я была на занятиях в православной школе - они были раз в неделю, часа по два. ПОверь мне - умнее людей, чем те священники, которые проводили занятия до селе я не встречала. Я и не думала, что так они нам близки, так понимают меня и нас. Я жалела, что не было их тогда, когда я в детстве плакала от своего детского горя в подушку. Если бы я могла тогда поговорить с таким человеком! Я бы наверное крепче любила свою маму и отца, сестру. Определенно. Вот кто помог бы мне понять и простить свою маму, на которую было столько обид. Вот кто возможно помог бы ей понять меня. И вот почему сейчас я к этой религии отношусь в уважением и без страха. ВОзможно это научит меня не бояться и другого выбора моего сына?
Да еще, я все боюсь, что вы можете подумать, что эти занятия были такими, как раньше и сейчас по телевизору показывают проповеди то ли католиков, то ли протестантов. Совсем не такие. Никаких громогласных речей.
Что касается религиозности - мне кажется это не то слово, то, что имелось в виду называется обрядоверие, или обрядолюбие. Вот это напоказ. Это не любовь в сердце, это любовь к обрядам и всему внешнему.
Простите, если что не так сказала, это для примера, и про жизнь просто. :(
С уважением.
27.01.2001 18:09:47, Kris
[ответить]
Вникать-то, конечно, постараюсь, как же иначе. Но это не значит, что душа болеть не будет. Вообще, очень тяжело принять, что близкий человек не такой, как ты. Знаю, что нужно, а получается не всегда.

Когда человек относится к своему делу с душой, по совести, он всегда притягивает к себе других, будь он священником или врачом, учителем или ученым. У Вас сложилось так, что человеком, который Вас понял, оказался именно священником. А кто-то встретит на своем пути душевного человека другой профессии, проникнется и всю жизнь будет вспоминать с благодарностью. Я не спорю с Вами, поймите правильно.
28.01.2001 01:12:48, Ярослава М.
[ответить]
Честно говоря - никак.Хотя в саду у сына есть детки из религиозных семей, но они эту тему особо не обсуждают.Сын знаком с Библией (у нас есть Библия для детей, читается как сказка)но не более.Вообще, думаю, дети воспринимают это именно как "сказку про ангелов" не вдаваясь в подробности.Ведь многие дети, приходя в сад, что-то рассказывают, остальные это обсуждают не задумываясь особо правда это или нет.И рассказ на религиозную тему кого-то из детей остальные воспримут так же, как рассказ, скажем, моегго сына о ледовом побоище или его друга о моделях пистолетов. 26.01.2001 22:25:45, Ната
[ответить]
То есть, Вы считаете, что не обязательно придавать особое значение тому, о чем дети говорят между собой, как-нибудь все само собой образуется? 27.01.2001 13:00:18, Ярослава М.
[ответить]
Не совсем.Я имела ввиду, что не стоит отвечать на вопрос, который еще не возник.Многое из того, о чем говорят сверстники дети пропускают, что называется, мимо ушей.Если так, то не стоит давать никаких объяснений.Они нужны тогда, когда у ребенка возникнет конкретный вопрос - скажем, чтоэта девочка имела ввиду.Ведь, насколько я поняла, Ваш сын совсем не заинтересовался ангелами.Наверное, если бы мой спросил меня, я сказалабы что-то вроде "Некоторые люди верят, что подарки приносит дед Мороз, другие - что их приносят Ангелы"Потом свела бы разговор к тому, что каждый человек во что-то верит (мой, например, верит в то, что ночью к нему приходит Вилли Винки и приносит сладкие сны).Хотя, конечно, это зависит от возраста.Для более старшего купила бы атлас религий или подобную энциклопедию. 27.01.2001 21:49:59, Ната
[ответить]
Ната, Вы правильно уловили суть - заинтересовалась я, а не сын :)) Что поделаешь, я - мама, бегущая впереди паровоза :)) 28.01.2001 01:23:31, Ярослава М.
[ответить]
Совершенно согласна с такой позицией! Мне кажется, что важно показать ребенку ВОЗМОЖНОСТЬ наличия разных "вер" у разных людей и тем самым дать возможность ему самому выбрать СВОЮ веру, не оглядываясь на окружающих. 27.01.2001 23:36:12, Карина
[ответить]
Ярослава! На самом деле здесь нужно, как всегда, одно - честность. Для этой девочки одна реальность, в которой ее воспитывают, для Вашего сына - другая.
Как их совместить, не погрешив против правды?
Девочке принесли то, что ожидала она. Вашему сыну то, что ожидал он.
Надо просто принять, что ее подарок от того, от кого ждала она, а у Вашего сына от того, от кого ждал он.
Детям не нужны Ваши объяснения. Они принимают окружающий мир таким, какой он есть - многогранным и готовым дать место под своим кровом любому ребенку:)
26.01.2001 22:22:51, Элла Прокофьева
[ответить]
Элла, все очень правильно. Но мне-то хочется понять даже не то, что сказать или не сказать сыну, а как самой ко всему этому относиться. Я почувствовала, что я не знаю, как себя вести.

В этот Новый год мне как-то удалось, виляя, обойти вопрос о Деде-Морозе. С одной стороны, не могу внушать ребенку веру в то, во что не верю сама, с другой стороны, детям нужны сказки. Не могу понять, почему сказка о Деде-Морозе вызывает у меня отторжение, а те сказки, которые придумываю сама - нет. Может быть, потому, что во втором случае есть свобода, хочу - придумываю, хочу - нет, а в первом нало мной висит как бы необходимость довести до сведения то, о чем "должны" знать все дети?..

Абсолютно согласна с тем, что дети принимают окружающий мир таким, какой он есть. Но должна же у меня быть своя позиция. Ребенок должен видеть и мамино отношение. А я что-то растерялась.
27.01.2001 13:00:24, Ярослава М.
[ответить]
А посмотрите на позицию верующих. Она у них есть и все. И дети ее видят. Точно так же Ваш ребенок видит Вашу позицию. Как сделать так, чтобы ничего не навязывать, но показать свою позицию?
Четко стойте на своей, выслушивайте его и не интерпретируйте другие - тогда он выберет из "чистых" позиций, а не из Вашей интерпретации своей, его и чужих позиций:)
28.01.2001 14:31:45, Элла Прокофьева
[ответить]
Ян, я как-то присутствовала при беседе моего брата (ему 25 лет) с православным священником. Так вот мой брат изложил примерно твою позицию - он говорил, что даже рад бы был, если бы у него была вера, но нет ее, не верит он и все (как ты и Дед Мороз:), а священник сказал, что это ему знакомо и это есть ГОРДЫНЯ. Я лично до этого момента даже и не задумывалась над таким объяснением... Как тебе? 27.01.2001 16:24:15, Наташа С.
[ответить]
Наташ, у меня не совсем такая позиция. Я не уверена, что была бы рада, если бы у меня была вера. Хотя, кто знает?.. Мой брат как-то сказал, что если бы я была верующей, стала бы фанатичкой. И подозреваю, что он был прав...

А что касается того, что мое такое неприятие веры можно считать гордыней, кстати, согласна.
27.01.2001 22:36:12, Ярослава М.
[ответить]
А мне вот кажется, что непринятие у других отсутствия веры - вот это и есть ГОРДЫНЯ (типа "я верю, а ты - нет, - значит, ты гордец"). Ошибаюсь? :) 27.01.2001 23:39:53, Карина
[ответить]
Я совсем не специалист, но мне кажется, что гордыня - это когда человек заведомо ставит себя выше других. 28.01.2001 01:26:36, Ярослава М.
[ответить]
Это я и имела в виду! Получается, что тот, кто Верит, вроде как обвиняет того, кто НЕ Верит. А разве это правильно? Почему, если не верующий, то - Гордый?
Здесь уже как-то говорилось, что неверующие гораздо терпимее относятся к инакомыслящим, чем верующие.

А вообще-то я подумала, что, возможно, у каждого человека есть своя Религия - это свод правил по отношению к Миру и Себе. Эта религия может быть похожа на православие или что-то другое, неважно, а может быть и не похожа, но тоже милосердна. Эта своя религия может не иметь определенного названия и ритуалов. И что? Это - гордыня? Например, мне близки идеи добра, бскорыстия и всего того, что приветствуется многими религиями. Но я не люблю ритуалов и поклонения.
Кстати, гордыни - тоже не люблю. Но все-таки думаю, что гордыня к Вере НИКАКОГО отношения не имеет.
28.01.2001 02:10:10, Карина
[ответить]
Мне кажется, не совсем так. Обвиняет или не обвиняет - не зависит от наличия или отсутствия веры. Или в какой-то степени зависит, но не впрямую. Ситуация симметричная. Кто-то верит, что бог есть, а кто-то - что его нет. Та же вера, но наизнанку.

"Почему, если не верующий, то - Гордый?"
>>>
Не так. Неверующим можно быть по разным причинам. Кто-то не верит по привычке. Кто-то - потому что разочаровался, насмотревшись на конкретных священников. Кто-то снисходительно использует свою религию по принципу: "Пусть дураки верят". Кто-то просто не задумывается о вере, живет, как живется. А кто-то задумывается и говорит: "Вы слабы. Вы ищете себе защиты. Вы готовы признать, что есть кто-то выше вас, кто управляет вами, кто берет на себя ответственность за вас, к кому вы идете на поклон. Я так не хочу. Я не считаю, что есть кто-то, кто выше меня." Вот это - гордыня, как я ее понимаю.

Не согласна, что в общем случае неверующие терпимее относятся к инакомыслящим. Это тоже зависит исключительно от человека. Достаточно вспомнить хрестоматийные случаи массового разрушения и осквернения храмов.

"возможно, у каждого человека есть своя Религия - это свод правил по отношению к миру и Себе"
>>>
Почти такими же словами говорят об этом мои родители. "Бог внутри нас". А я все же продираюсь каким-то другим путем.
28.01.2001 14:28:15, Ярослава М.
[ответить]
С другой стороны, те кто верит, снисходительно относятся к неверующим, потому что счиают, что те не познали ИСТИНу.
а те, кто не верит, но может объективно доказать свою точку зрения, весьма правы в том, что вы описали.
28.01.2001 14:56:45, Шин
[ответить]
Хорошо, когда снисходительно; хуже, когда считают, что их истину должны познать все.

Мне-то как раз кажется, что объективные доказательства веры и неверия невозможны. Вера и неверие - это только на чувствах. Если же можно что-то доказать - уже сложившийся факт, который можно потрогать. А сущность веры и неверия - именно в том, что их потрогать нельзя.
28.01.2001 16:10:59, Ярослава М.
[ответить]
Ярослава, да это так. НО, когда человек все перекладывает на бога, то он подобен калеке на костылях.Про это и говорят неверующие. Пусть хотя бы купит лотерейный билет (анекдот) 28.01.2001 16:47:52, Шин
[ответить]
Яна, я рассматривала лишь фразу, которая понравилась Наташе и Вам (про гордыню) и высказала свою точку зрения на эту фразу. Мне она показалась не совсем верным объяснением "неверия". И верующие зачастую ревнуют человека к тому, что он верит не в ИХ бога, а не в бога вообще (или бога внутри себя).

Про разрушенные храмы судить не берусь. Вряд ли это был бОльший вред, чем сожжение на кострах инакомыслящих по решению Церкви, которое продолжалось несколько веков.

Про "свой" путь (в смысле - тот, который Вы пытаетесь искать) я думаю вот что. Свой - по моему мнению, это не путь традиционных религий (православие, католицизм и т.д.) и выбор из этого набора (по горизонтали), а поиск именно ОТЛИЧНОГО от других пути, не имеющего (или частично имеющего) отношения к ритаулизации. Мне, например, кажется, что современный человек не так сильно ДОЛЖЕН придерживаться какой-то ОДНОЙ религии, потому что сейчас Индивидуальность человека более объемна и защищена обществом, в отличие от друвних времен, когда принадлежность к определенному клану была вопросом жизни и смерти.
28.01.2001 14:55:36, Карина
[ответить]
Можно вмешаться днем позже?:)) Мне эта фраза (про то что "рад бы верить, да не получается" - это проявление гордыни) не то чтобы понравилась, а я не ожидала совершенно такого объяснения, вот в чем дело... И священник этот совершенно никого не осуждал, это тоже важно. Я не могу объяснить здесь в конфе, как это было, но ведь понятно, что священники стараются не судить никого, а гордыня является грехом, насколько я понимаю... Он просто объяснил брату его неверие таким образом. И если вдуматься - это ведь одно из объяснений - казалось бы, легко поверить - есть ведь готовое объяснение мироздания, и наши предки его приняли и жили по этим канонам тысячу лет, ан нет - не верит он, сомневается, а других внятных объяснений=то нет - одни противоречивые гипотезы... И вот пытается мой брат поставить себя со своим неверием выше древних мудростей и вещей, совершенно понятных верующим. Это и есть проявление гордыни ( это я пытаюсь интепретировать слова священника, как я сама их поняла:)) У меня самой (образование-то техническо-физическое) сложное отношение к этому вопросу, но поразило вот такое объяснение, т.к. ну просто не приходило в голову!:) 29.01.2001 10:29:59, Наташа С.
[ответить]
Наташ, а как же ПРОГРЕСС? Почему "древние мудрости" имеют преимущество перед современными мудростями? Человек сильно продвинулся в понимании ведь, правда? Почему же "старое" лучше, а "новое" - гордыня? Надо уважать и то, и это.
...Нет, никак согласиться в твоим священником не могу.:))
29.01.2001 19:30:57, Карина
[ответить]
Вообще-то я не призываю никого соглашаться с этим священником. Я лишь привела еще одну точку зрения - в помощь Ярославе....
А что, прогресс науки за последние века принес какое-то внятное объяснение существованию мира?:) По-моему, чем сильнее прогресс, тем больше загадок и путаницы и тем больше люди приходят к выводу, что не все придумано в древних книгах, а многим можно пользоваться, а многое не могут еще и до сих пор осознать лучшие умы, разве нет? А прогресс-то был всегда, улучшились лишь инструменты... Потом, ну опять же - слов для этого маловато будет - ну вот например, какой-нибудь школьник, не получив пока высшего образования может спорить, что теория относительности - полный бред! Не верю, мол и все тут! Не могу в это поверить - не может этого быть! А изучив книги, выслушав рассуждение педагогов, приобретя знания - это же станет для него очевидным и ему самому будет смешно, как он не верил... Примерно также тот священник разговаривал с братом... Есть ведь люди, которые продолжают не понимать теорию относительности и не верить в нее всю жизнь... Да и не надо им этого. При этом, если они будут говорить, что все это бред и не могут они в это поверить - теория-то от этого не изменится, а просто этим людям не дано. Уважать, конечно надо всех людей и их убеждения, с этим я не спорю... ПРосто для кого-то очевидны одни истины, для кого-то другие и чтобы разобраться в себе надо выслушать как можно больше разных мнений, ну это я так думаю.:)
30.01.2001 10:51:52, Наташа С.
[ответить]
Карина, я тоже всего лишь высказала свою точку зрения :))

Мне кажется, что если принимаешь какую-то религию, то нужно принимать ее до конца, вместе со всеми ритуалами и традициями. Иначе получается как-то не совсем честно. Кажется, у Твена было: "человек, исповедующий свою религию" и "человек, использующий свою религию". Если выбирается только то, что подходит, и игнорируется остальное, то это больше напоминает использование, мне кажется. Что-то схожее с семейной жизнью :)) "Мне нравится, что муж меня поддерживает, защищает, выслушивает, но не нравится, что требует быть ему верной, готовить определенные блюда и покупать то, что ему нравится". (Елки-палки, а ведь правда похоже! "Да не будет у тебя других богов пред лицом моим...", "Не до семи, а до семижды семи раз прости..." Есть над чем поразмышлять :)) ) То есть или принимаешь все, или кривишь душой, беря только нравящееся, начиная выкручиваться, скрывать, оправдываться.

Карина, не сочтите, что я спорю :)) Я усиленно думаю.
28.01.2001 16:03:07, Ярослава М.
[ответить]
Ой, Вы спорьте, спорьте! :) Что здесь такого особенного, я совершенно не против! :))

Насчет "раз уж выбрал, надо идти до конца" в религии - с этим я не согласна. Совсем. Мне думается, что надо уметь поворачивать и, при необходимости, ВОЗВРАЩАТЬСЯ. Потому что фанатизм держится именно вот на этой "ответственности" за однажды избранный путь. И детей, я думаю, надо этому учить обязательно, иначе они могут стать жертвами своей "порядочности". Особенно в вопросах веры. В данном случае речь не идет о соблюдении обязательств в бытовых вопросах (или там профессиональных). Я имею в виду именно обретение человеком своей жизненной философии, а она, как мне кажется, не может быть выбрана "раз и навсегда". Раз и навсегда она может быть только навязана извне.:)
29.01.2001 01:57:11, Карина
[ответить]
"Не спорю" в том смысле, что не возражаю против Ваших слов и не хочу что-то доказать, а высказываю попутные мысли :))

"фанатизм держится именно вот на этой "ответственности" за однажды избранный путь"
>>>
Очень на меня похоже... Если я что-то решила, значит, я обязана. В противном случае - не сдержала слово, вечный позор. Интересно, как другие живут иначе?..
29.01.2001 09:35:37, Ярослава М.
[ответить]
Если вам попадется манипулятор, то вы всю жизнь на него будете пахать с такой позицией.
29.01.2001 11:58:31, Шин
[ответить]
Шин, несколько месяцев назад Вы сказали мне эти же слова на конференции по детской психологии :)) Была тема о прощении. 29.01.2001 14:14:34, Ярослава М.
[ответить]
Значит тогда я вам объяснила ситуацию, почему я так думаю? Или нет?
Видите опять взять ситуациию с мужем, раз уж вы ее привели. Значит вы обещали жить в любви, помогать лруг другу в горе и радости, или как там говорится.
теперь ситуация - муж потерял работу. Вы выходите или уже работаете. Плюс убираете дома, воспитываете ребенка, забираете его из садика, водите в садик, готовите кушать на всех, моете посуду. Вас спросят - а что же муж, или вы его спросите, а он вам в ответ - а у меня горе, ты обещала мне помочь в горе, вот и помогай. А то, что вы скоро сами ноги протянете от стремления выполнить обещание, то , уже забыли когда читали книжку, смотрели любимый фильм, ходили в тетр, ездили в отпуск, это как ничего?
29.01.2001 15:16:53, Шин
[ответить]
Да, объяснили. Специально нашла эту тему.

Что касается описанной Вами ситуации, то я обычно стараюсь обещать как можно меньше. В том числе и мужу. Говорю: "Не обещаю, но постараюсь". Предпочитаю делать, а не говорить. Но если я внутренне для себя решила, что должна сделать нечто, то деваться некуда.
29.01.2001 16:02:58, Ярослава М.
[ответить]
Нет, Ярослава - большинство религий первоначально это секты к существовавшим ранее религиям, каждая секта несла что-то, чтобы актуально на данный момент в материальном плане и не поддерживалось в существовавшей религии. Протестанты - это тоже христиане, почему же много веокв назад люди могли изменит что-то в существующей религии, а сейчас нет, или опять надо заплатить реками крови за это?
Дело не в выкручивыании, ни одна из религий пока ен ответила нав се впоросы думающего человека, не содержа при этом внутренних противоречий. Я даже не беру таких вопросов, как переводы текстов, донесения их до нас, ведь все передвалось образами, в образе достаточно изменить слово , чтобы поменялся смысл.
Поэтому путь бога в себе наоборот сложнее - это не выкручивание , а осмысление, не согласие с интерпритацией священика, а собственное мышление, чтение, познание, при этом ты еще будешь охаян, как заблудившася овца, в инакомыслии и уклонении того, что тебе неудобно.
28.01.2001 16:55:39, Шин
[ответить]
Есть притча про двух монахов - первый постился, молился, истязал себя , второй пил вино, весельчак был, грешил иногда, вот пришло время уходить обоим, Бог забирает к себя в рай второго , первый возмущен, спрашивает Бога - почему так, он всю жизнь веселился, не молился , грешил.
Бог отвечает - да, он понимает, что грешен, поэтому от носится ко всему с пониманием, а ты молишься, постишься, не грешишь, поэтому считаешь других людей ниже себя, твоей грех Гордыни хуже, чем все его мелкие грешки.
28.01.2001 09:40:50, Шин
[ответить]
Думаю, такая притча не вызвала бы восторга в религиозных кругах.:)) А, кстати, я тоже не понимаю, какое отношение к Вере имеет, к примеру, веселая жизнь. Что лучше - помогающий людям пьяница или проведший в молитвах верующий человек, который посвятил себя служению Богу? Может быть, служить Людям - полезнее? (Вопрос риторический). 28.01.2001 15:00:58, Карина
[ответить]
Карина, автор, приведший притчу, утверждал, что главное - любовь к Богу, поскольку все из него вышли все и вернемся. Не ВЕРА, а ЛЮБОВЬ, и в человеке и, в человечестве любить то божественное, что в нем есть, и это важнее того ,что есть результат опыта и жизни.
Исходя из этого, вор сделает горазде меньше вреда ,нежели ,человек любящий человечество в целом. В качестве примера предлагалось рассмотреть ситуацию, когда каждый из этих разновидностей собрал по атомной бомбе.
Первый затребует миллион долларов и не взорвет. Второй может и не согласится, человечество не совершенно, может не соответвовать тому образу любви, который придумал себе этот чедловек, с его точки зрения лучше уничтожить несовершенное человечество, чтобы получилось новое хорошее человечество.
ТАкже и в притче - грешат оба ,первый пьянством ,весельем, второй - гордыней - я чистый, ближе вас к богу, я достоин лучшего, в отличие отвас, это грех более жесткоий, потому что приносит вреда больше. Пример - плохой священик может отвернуть от бога больше людей, чем любой сатанист, при этом виноват будет счиаться тот, кто отвернулся, что-то вроде - за деревьями не видишь леса, но ведь бОльшая часть вины у того, кто это позволил.
А веселая жизнь - уныние это грех. Или так - " В мире маленьких радостей маленькие печали кажутся огромными"
28.01.2001 16:45:36, Шин
[ответить]
Я считаю, что можно любить кого угодно - хоть Бога, хоть человечество...Лишь бы окружающих свет этой ЛЮБВИ согревал, а не испепелял...:) 29.01.2001 02:33:15, Карина
[ответить]
Я считаю, что можно любить кого угодно - хоть Бога, хоть человечество...Лишь бы окружающих свет этой ЛЮБВИ согревал, а не испепелял...:) 29.01.2001 02:01:30, Карина
[ответить]
[пусто] 28.01.2001 02:23:32
[ответить]
Отличный пример, спасибо! Уважение чужих убеждений - чем не один из основоположных принципов ЛЮБОЙ религии? :)) 28.01.2001 14:57:30, Карина
[ответить]
а по-моему это называется "прелесть" а не "гордыня"...
с уважением
27.01.2001 23:51:09, Kris
[ответить]
если честно, то пока вопросов со стороны сына об этом не было :)) А он чуть старше твоего :)
Хотя иногда с ним сидит тетя... или не тетя... вообщем, он ей внучатый племянник... Так вот, она религиозная достаточно, верующая и т.п... Старается ему что-то объяснять... Он относиться как к сказкам :) А по жизни больше принимает мою позицию, которая аналогична твоей... И, думаю, если не проявлять какого-то особого интереса к таким вещам (как и к вопросам секса, обнаженного тела и т.п.), не напрягаться насчет них, то все будет нормально... Дети очень сильно чувствуют именно напряжение родителей по каким-то поводам... Вообщем, как обычно, споойнее нужно быть, пофигистичнее :)
26.01.2001 22:09:59, Siniy
[ответить]
Сереж, да мой сын тоже еще никаких вопросов не задавал. Но он же все видит и слышит. И если он слышит слова девочки из детского сада, то должен слышать и мои слова по конкретному поводу. Не смущенные и напряженные, а спокойные и естественные. А у меня на данный момент такой естественности нет. В том-то и проблема. 27.01.2001 13:00:29, Ярослава М.
[ответить]
а как ты себя ведешь, сталкиваясь с религиозным напором (именно напором) собеседника вообще?? Я лично пытаюсь (в зависимости от моего личного к человеку отношения), либо обратить все в шутку, либо воспринимать с юмором, доходящим до язвления :)) Согласен, жестоко :)) Но для меня это естественно :) 27.01.2001 13:58:49, Siniy
[ответить]
Когда напор - все проще. Не люблю, когда на меня давят. Лучше всего перевести разговор на другую тему или внезапно вспомнить о каком-нибудь важном деле. Не хочу никого ни в чем убеждать. А язвить - обоюдоострое оружие. Может вызвать обиду или злобу в ответ. Не люблю я такое. Лучше решать проблемы мирным путем. Миротворец я, понимаешь ли :)) 27.01.2001 14:10:56, Ярослава М.
[ответить]

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.