Раздел: Образование

В блог Подписаться на Дзен!
Зюйд-Вест

К вопросу о том, кто развалил образование

Мне показался взвешенным и честным вот этот анализ. Во всяком случае, он согласуется с тем, что я наблюдала своими глазами. Хотя, кмк, без конспирологии тут не обошлось. Но, может, так всегда кажется, когда наблюдаешь снизу, и видишь лишь фрагмент целого. Начало событий - 1993 г.:

Как пишет ректор Московского гуманитарного университета, профессор И.М. Ильинский, поскольку экономика России была разгромлена и страна находилась в полной экономической и финансовой зависимости от Запада (МВФ, ВБ, ЕБРР), деньги поступали только при соблюдении определённых требований, которые касались политических условий.

В 1994 и 1995 гг. Всемирный банк при поддержке Фонда Д. Сороса, правительств Великобритании, Финляндии, Франции, Японии и Нидерландов составил два доклада под одним названием «Россия: образование в переходный период», а в 1999 г. - доклад № 18 666-RU «Обновление образования в России (региональный уровень)», содержавший материалы по Саратовской, Самарской и Новгородской областям.

Он был написан 29 неизвестными сотрудниками и консультантами банка (из которых только пятеро с русскими фамилиями) под руководством некоего Стивена П. Хайнемена. Главная проблема российского образования, по их мнению, заключалась в том, чтобы так «реструктуризировать эту добившуюся больших достижений в прошлом систему…, чтобы она могла удовлетворить новые потребности непланового рынка и открытого общества».

Речь шла о кардинальной ломке нашей образовательной системы, так как рекомендовалось:

- «закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов», «закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку»;
- установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились к «способностям правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций», «любовь к российскому искусству и литературе, а также терпимость к другим социальным группам»;
- «не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объёме ВВП, если они до этого не будет серьёзно реструктурированы»;
- «передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам».

Было также выказано мнение о «несправедливости и неэффективности экзаменационной системы», что стало обоснованием для введения ЕГЭ.

Реформы готовились тихо, к этому не подпускали ни профессиональное сообщество, ни даже Министерство образования.

Однако, чтобы заставить общество принять перемены, требовался более мощный механизм, коим и стал созданный в 2001 г. Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО)[22], признанный «авторитетной дискуссионной площадкой».

Суть .. концепции хорошо изложил Э.Днепров. Она исходит из констатации «смены образовательной эпохи и парадигмы образования», необходимости его «интернационализации»...Программа «смены парадигм» и модернизации изначально содержала в себе идею постоянного, бесконечного реформирования российской системы образования в качестве самоцели. В итоге это привело к насаждению хаоса, с помощью которого начали разрушать весь учебно-воспитательный процесс. Госстандарт (затем ФГОС) становится инструментом не просто перестройки, но «перманентной революции» в образовании.

...
В том же 2004 г. Я.Кузьминов представил уже фундаментальный доклад о «совершенствовании структуры образования», в котором говорилось о необходимости реструктуризации всей системы образования. Полному пересмотру подверглись три важнейших принципа образования: бесплатность, всеобщность и фундаментальность.

Что касается бесплатности, то преодолеть её решили с помощью платных курсов, которые вводились за счёт сокращения обязательных предметов. Как откровенно тогда заявил А. Пинский, «социализм в школьном образовании закончился. Школа должна зарабатывать».

<В целом, реформы нацелены на осуществление следующей программы:>
- разрушение единой общенациональной и общедоступной школы, утверждение многообразия;
- изменение социокультурных основ российской школы, основ обучения и воспитания, замена «отработавшей» коммунистической идеологии на всё что угодно, кроме традиционных духовно-нравственных ценностей (и в первую очередь противодействие введению изучения православного богословия);
- понижение общего уровня обучения, фундаментальности, научных основ образования, внедрение оккультных методик и практик.

В итоге из школы должен выходить человек с определяемой рыночной конъюнктурной суммой знаний, строящий в ней свой проект и не связанный моральными принципами со средой."

что, собственно Фурсенко и озвучил:
«Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя».

оригинал статьи тут (очень много букв):
21.03.2015 14:53:26,

34 комментария

Вы не авторизованы. Для отправки сообщения необходимо авторизоваться.

Ну что можно сказать об образовании изнутри - по долгу службы проехалась по школам (основная общая). Картина из кошмарных снов...Те учителя (говорю только за своих предметников) которые имеют стаж от 20 лет работы в школе в основной своей массе учить детей не могут. Совершенно по разным причинам - кто-то детей не любит, кто-то так и не перестроился использовать что-то новое и интересное...При этом отношение к тем, кто моложе - откровенно пренебрежительное. Стаж от 10 лет работы в школе - можем, хотим, но школе сейчас таких специалистов держать невыгодно из за денежных трат на таких учителей. Молодежь - по большей части не может ничего, остались лишь редкие единицы, которые реально обучаемы и могут улучшиться в профессии или измениться. Перекосы тут такие - либо выпускников не берут (а они могут и очень хотеть), либо берут серую массу, которую обучают под себя. Недавно тут мне такие школы попались, где даже типажи собрались как в сериале физрук. Студентам выкатили претензии что они пришли без сменки и не хотят работать в школе (оговрюсь, что пришли они на педпрактику). Что получаем в итоге - мои мотивированные предыдущей практикой студенты уже не хотят работать в школе!
Второй момент - началась активная реформа образования высшего... как пример - теперь практика будет не после освоения теоретического курса, а до него! Руководство при этом делать ничего не хочет (как же туфли то от прада), а преподаватели натыкаются на мат со стороны руководства.
Как итог - реформы образования идут с 86 года без остановочно, результаты мы видим на своих детях - школа учить перестала, скоро перестанет учить и ВУЗ. Если раньше реформы, спускаемые сверху спускали на тормозах, то теперь я уже неоднократно слышала что педвузы это плохо, учат они плохо и т.д. и надо проконтролировать чему там вузы учат. При этом вмешиваются очень активно. И получается что каждый преподаватель вынужден поступиться своими принципами, своей совестью и т.д и создавать видимость учебы. Иначе можно работы лишиться. Вот как-то так...
21.03.2015 19:32:28, Simsina
Зюйд-Вест
спасибо вам большое за отзыв) ваш опыт подтверждает тезис о том, что "не просто перестройка, но «перманентная революция» в образовании ведет к ухудшению его качества.
и скажите, пожалуйста, а в педагогических кругах какое мнение о "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г." и есть ли вообще возможность у педагогов участвовать в обсуждении проекта?
21.03.2015 19:38:17, Зюйд-Вест
это нигде не обсуждается в педагогических кругах. Имею ввиду реально практикующих педагогов. Родина нам сказала что будет историко-культурный стандарт в рамках концепции образования, он будет. Точка. Слушать грязь менеджеры от образования не будут. А неугодных - к ногтю.. 21.03.2015 20:00:46, Simsina
Зюйд-Вест
ой спасибо - вы в сущности верифицировали этот многострадальный доклад, который я попыталась обсудить) что и требовалось доказать - и в образовании тоже всем руководят эффективные менеджеры. болонская система в действии.
а куда приплывем, узнаем к 2015 году(
21.03.2015 20:07:54, Зюйд-Вест
образование агонизирует. Только никому это не интересно, т.к. сорос и эффективные менеджеры добились таки своего - подсадили людей на вещи, поэтому плоды всего этого бардака будет пожинать, когда вырастут наши дети. Вот у меня почему-то родители студентов молчат как миленькие, несмотря на то, что действия вуза можно рассматривать и в прокуратуре в том числе. А раз молчат - значит согласны с тем, что с ними делают. Еще пару лет образование худо-бедно продержится, а потом все рухнет с громким треском. А может и не пару лет, а меньше... 21.03.2015 20:51:35, Simsina
Зюйд-Вест
ну, вот ниже оппоненты убеждали, что либеральные реформы ни при чем, а образование само собой рухнуло. от старости, видимо) 21.03.2015 20:59:03, Зюйд-Вест
так он уже тут 21.03.2015 20:27:20, Schraibikus
Зюйд-Вест
точно - к 2025 имела ввиду)) 21.03.2015 20:47:28, Зюйд-Вест
интересно,когда же ему укажут на дверь. 21.03.2015 18:51:15, Schraibikus
Электра
Большое спасибо и за ссылку, и за краткое резюме. Очень интересно. 21.03.2015 17:31:07, Электра
Зюйд-Вест
не за что) теперю знаю, что, оказывается "широко обсуждается" проект "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» - т.е. документ, который принципиально важен всем родителям. кто-нибудь слишаел об этом, интересно? сам проект, как я прочла 17 марта отвергнут Общественной палатой, нужно будет оригинальный текст поискать.
вообще, у автора - О.Четвериковой- много интересного на эту тему обнаружила
21.03.2015 17:46:39, Зюйд-Вест
Электра
видимо, широко обсуждается в узких кругах) 21.03.2015 17:59:50, Электра
Зюйд-Вест
широким кругам, видимо, знать "не велено", а то еще информвойну устроят) 21.03.2015 18:05:56, Зюйд-Вест
Сейчас в тренде - о фонде Сороса или плохо или ничего.
Но вот мнение человека, для меня являющегося авторитетом.
Сергей Капица: "России людям бизнеса надо расширять свой кругозор. Но у нас кто-то футбольные команды покупает, кто-то — имения на Ривьере. Сорос заработал миллиарды и порядка миллиарда отдал русской науке и культуре. А мы его «пинаем ногами». За что? За то, что он американец? Это показывает только скудоумие нашего мышления. Сорос, в отличие от многих наших олигархов, считает, что у крупного бизнеса есть долг по отношению к обществу." [ссылка-1]

Моё скромное наблюдение. Потрясающие учителя физики и математики, с которыми мне повезло познакомиться, говорят о том, что остались и выжили в школе в 90-е годы только благодаря Соросовским стипендиям.

Хотелось бы знать мнение не местных "солдат информационной войны", а людей, которые знают образование изнутри.
21.03.2015 16:00:35, MadamXX
Девочка в Шоколаде (eх Ёшкин Кот (ex Medve))
Я помню это "выживание". К нам в интитут приезжали из фонда Сороса, проводили лекции, весь институт обсуждал. В итоге после тех лекций практически все жили с мыслью, что надо выучиться и уезжать из этой страны. 22.03.2015 16:22:52, Девочка в Шоколаде (eх Ёшкин Кот (ex Medve))
Василиса из сказки
А какой смысл Соросу финансировать усиление России? 21.03.2015 17:33:53, Василиса из сказки
Не знаю. А "какой смысл" - это аргумент?

Кстати, если Капица для вас не авторитет, вот ещё нашла из "Коммерсанта":
А. БОГДАНОВ, заместитель директора Института физико-химической биологии им. Белозерского по науке, заведующий кафедрой химии природных соединений химического факультета МГУ, академик РАН, член совета соросовской программы "Образование в области точных наук".

"Прежде всего следует отметить, что, несмотря на крайне широкий резонанс, который вызвала деятельность фонда Сороса в России, вложения этого фонда в российскую науку составили всего лишь несколько процентов от бюджетных расходов на нее. Однако очевидная (и неоценимая) роль фонда Сороса — чисто инструментальная: он позволил выжить российской фундаментальной науке в годы ломки коммунистической распределительной системы, при переходе к рыночным отношениям. В 1992 году соросовская программа аспирантских стипендий остановила повальный отъезд за границу аспирантов и провал аспирантуры на некоторых естественных факультетах МГУ, предотвратила опасность одряхления (и возможного последующего вымирания) естественной фундаментальной науки. В 1993 году, когда большинство научно-исследовательских институтов перестали выдавать сотрудникам зарплату, Сорос выплатил по 500 долларов практически каждому, кто мог доказать, что он ученый..."
21.03.2015 17:52:37, MadamXX
Василиса из сказки
Безусловно. Люди, умеющие делать большие деньги, бессмысленно их не тратят.
По поводу одряхления...А почему же теперь о нем говорят? Как и что остановил этот фонд, если теперь трубят на всех углах, что возраст ученых (грубо говоря) 20 или 60? Что нет поколения 30-40?
21.03.2015 18:29:42, Василиса из сказки
отвечу так - з.п. преподавателя вуза 30.000 и это мы хорошо живем считается. Поэтому раньше работали на 3 работах как минимум, теперь тенденция прижать и не давать работать совместителем. Чтобы работали только на 1 работе..Науки как таковой в нашей стране нет. Особенно гуманитарной науки. Невозможно выпускать каждый год по нескольку КАЧЕственных ВАК статей. Пишется она при наличии свободного времени, вдохновения и пр. примерно 2 года. Тогда это полноценное научное исследование. А сейчас мы имеем видимость и фикцию. А в науке держаться именно маститые старики, которые заработали себе имя, которые наработали опыт и имеют много разных контактов - т.е. с голоду они не умрут, если их уволят из одного места. 21.03.2015 19:51:03, Simsina
Василиса из сказки
Моя подруга 14 получает))). Доцент недавно получала 18)). Я немного в курсе про преподавание, статьи и гуманитарную науку, но причем тут Сорос? 21.03.2015 20:29:16, Василиса из сказки
дефицит объективного мнения в тренде, однобоко о главном, остроумно о морали... 21.03.2015 16:21:34, Шломит ®
Зюйд-Вест
Статья отнюдь не о Соросе. и не моя)
цитируются высказывания как раз людей "которые знают образование изнутри".
не читал, но осуждаю))
кстати, вообще удивительно желание куснуть на ровном месте, бросаться обличать, выхватив из текста одно знакомое слово.
21.03.2015 16:04:37, Зюйд-Вест
Перед ссылкой на статью Вы вынесли её основные тезисы, так?
Читаем: "В 1994 и 1995 гг. Всемирный банк при поддержке Фонда Д. Сороса... составил два доклада" "Речь шла о кардинальной ломке нашей образовательной системы, так как рекомендовалось..."

Как-то иначе ваши тезисы понять невозможно. А по поводу "не читал"... Вы же предупредили, много букв ))

О боже (((. Зашла по ссылке: сайт называется "Институт высокого коммунитаризма"... Это как раз по поводу "информсолдат"...
21.03.2015 16:10:06, MadamXX
Зюйд-Вест
про Сороса сказано только то, что его фонд финансировал написание доклада.
дальше подробно, с указанием ссылок на источники, хронологически перечисляется принятие принципиальных реформы образования документов и создание институций для проведения этих реформ.
суть идей, продвигаемых порталом, мне неизвестна, хотя название говорящее, но для меня место, где статья выложена, не умаляет ценности проделанного автором анализа.
апд. ок, поменяла ссылку на источник
21.03.2015 16:19:39, Зюйд-Вест
Место не умаляет)). Ок. Суть выводов из "проделанного автором анализа" Вам не сложно будет представить, верно?

Ведь Вы осилили эти "много букв"...
21.03.2015 16:48:39, MadamXX
Зюйд-Вест
"она утонула" (с)
ну, или оно (образование) утонуло, с прямой помощью извне. хотя начало было положено в конце 80-х, когда были предприняты первые попытки избавиться от недостатков (излишней заидеологизированности). но, как это часто бывает, вместе с водой выплеснули и ребенка.
заинтересованные в разрушении системы сломали ее с целью снижения конкурентоспособности страны.
как-то так, если отбросить те моменты, которые мне показались конспирологией.
21.03.2015 16:58:42, Зюйд-Вест
И в чём суть? Российские чиновники белые, пушистые и хотели только хорошего для родного образования. Им помешали плохие таинственные дяди, которых спонсировал фонд Сороса.
Это так?
21.03.2015 17:08:16, MadamXX
Электра
Суть вы не поняли. Да и Сорос не ангел "весь в белом". 21.03.2015 17:25:03, Электра
Зюйд-Вест
вы странно читаете) в пушистости наших чиновников вряд ли можно заподозрить в принципе, равно как и в том, что они чиновники вообще чего-то могут хотеть, кроме покоя и сытости, кмк)
откровенно говоря, обсуждение статьи все же предполагает, что собеседники ее прочли, все буквы, как бы много их ни было.
а тезисы обычно пишут, чтобы заинтересовать собственно материалом. мне вас заинтересовать не удалось, не те тезисы выбрала)
а так все равно что Карузо напеть.
кстати, автор - к.ист.н, преподает в МГИМО, уж наверное видит ситуацию в образовании изнутри
21.03.2015 17:18:57, Зюйд-Вест
Нет, не удалось. Извините. 21.03.2015 17:23:02, MadamXX
Зюйд-Вест
так если вам тема не интересна, что и огород городить)) 21.03.2015 17:28:23, Зюйд-Вест
?? Вы дали ссылку на "много букв". Перед ними было тоже неслабое их количество.

Я начала с Вами обсуждать это славное "резюме". Вы пишете - не в нём суть, да и суть идей, продвигаемых порталом по ссылке, Вам неизвестна...

Тема "развала образования" и кто в нём действительно виноват - интересна. Ваша информвойна с конспирологией - нет.
21.03.2015 17:37:35, MadamXX
Зюйд-Вест
?? где я писала резюме? я дала часть тезисов большого доклада (совершенно без претензии исчерпывающе его резюмировать) приглашая таким образом обсудить статью автора, который занимается этой проблемой.
дала ссылку на другой портал, разместивший тот же доклад (ведь то, что материал размещают разные ресурсы, это не редкость, правда?)
и размещая эту ссылку на этот текст, менее всего ставила себе задачей быть интересной мадамХХ)))
21.03.2015 18:05:04, Зюйд-Вест


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!