Конференция "Другие дети"

Обучение чтению

Доченька-аутист , сейчас ей 4 года, с 2-х лет четко знает весь русский и английский алфавит, но до сих пор читать мы не научилсь. Пробовали методики и по слогам и запоминали карточки с целыми словами, но что-то все никак. Подскажите как вы обучали своих ребятишек читать.
Спасибо большое за ваши ответы в топике "второй ребенок".
03.08.2004 05:46:57, Сибирка
[ответить]
Тут есть ссылка с программой и карточками, которые можно распечатать, для обучению навыка слепить слово из букв :)) 04.08.2004 15:14:38, мама_Илюши
[ответить]
Моя дочь (5.5) в 3 с небольшим довольно быстро научилась составлять слова и читать по таблице Зайцева, к кубикам интерес был меньше. Она росла в 2-язычной среде (мы живём в Израиле). К 3.5 могла прочитать предлжение из текста. Затем, после диагноза ВФ аутизм, нам рекомендовали переключиться только на иврит. Мы прекратили чтение по-русски. К 4-м она очень быстро (в течение 1.5 мес.) прошла 3-х уровневую обучалку чтению на иврите на компе (система напоминает Зайцева, только более захватывающая). С тех пор читает. Сейчас хватает внимания прочитать небольшую детскую книжку. У специалистов были разные мнения, стОит ли поощрять не по годам развитый навык чтения. Но окружение книгами, печатной рекламой и т.п. не позволило приостановить самообучение. Нам оставалось только работать над пониманием прочитанного, над интонацией и привлечь интерес к сюжету. Логопеды согласились, что это дополнительный канал для коммуникации.
Младшей сейчас 2.5 (NT). Тоже по таблице Зайцева научилась свободно читать и составлять слова по-русски в течение месяца, играючи. Рвётся вслед за старшей к той обучалке ивриту. Но я пока не позволяю, хотя технически это возможно: справляется с мышкой и понимает инструкции на иврите.
04.08.2004 11:08:21, Yakov
[ответить]
Яша подскажите пожалуйста,что за обучалка? Спасибо. 04.08.2004 15:09:32, Orli
[ответить]
Ответил Наташе (ниже). 04.08.2004 16:54:02, Yakov
[ответить]
Яша,привет! У нас чтение не идет пока,что за обучалкуа на иврите, как называется? И еще,если вы ей читаете,как она слушает, удерживает внимание на сюжете? Мы сейчас увлеклись русскими народными сказками,Дашка стала следить за сюжетом,но часто переспрашивает о незнакомых словах, у меня впечатление,что чем меньше понимает,чем больше переспрашивает,тем ей интереснее.Даже не знаю,хорошо это или плохо. 04.08.2004 12:48:32, п.мама
[ответить]
Привет! Обучалка – «Йеш ли сод ани корэ» фирмы МаТаХ. 3-и части. Сама ведет, поощряет, исправляет. Кроме уроков там есть игры, «тетрадка» для своих текстов, клипы и песенки. 3-хмерная графика, говорящие персонажи. Мне приходилось следить (иногда с «боем»), чтобы уроки выполнялись в правильном порядке. Когда весь курс был пройден я «расседлал» дочь и она вразброс играла, возвращалась к любимым урокам и клипам. Сейчас использует программу как текстовый редактор, чтобы напечатать какой-нибудь свой рассказ.
Для чтения новых рассказов нужно поймать настроение. Как у многих аутистов у неё склонность избегать всего нового, незнакомого. Чтобы держать внимание, я меняю интонацию, ей интересно следить за моей мимикой и сменой настроений. Иногда затем играем спектакль по сюжету, с переодеванием, простыми декорациями, подручными предметами, куклами, с преувеличенной жестикуляцией и эмоциями. Логопед, чтобы следить за пониманием, применяет вопросы по ходу чтения (я стараюсь избегать прямых вопросов – это не в русле RDI). Очень часто книги по интересным Диснеевским мультикам написаны литературным языком, почти без прямой речи и диалогов с притяжательными суффиксами, язык сломаешь. Пытаюсь на ходу переводить на простой разговорный, добавляю от себя. Часто дочь меня ловит – следит за текстом, но очень редко настаивает на дословном чтении.
04.08.2004 16:48:35, Yakov
[ответить]
Спасибо!Какие вы молодцы!!!Объясни мне,пожалуйста,что такое непрямые вопросы по прочитанному?У нас вопросы по ходу чтения задает Даша,но у меня такое впечатление,что у нее теперь новое увлечение-коллекционирование слов,или усиленное изучение русского языка.А что с пониманием текста,мне не ясно,т.к. на мои прямые вопросы она отвечает редко, правильно,вообще-то, но очень неохотно. 04.08.2004 17:02:28, п.мама
[ответить]
Согласно RDI коммуникация должна состоять на 80% из декларативных предложений и 20% императивных. К императивным относятся инструкции, комманды (посмотри, дай, повтори, принеси...), требования, подсказки (прямые) и вопросы, на которые ожидается «правильный» (единственный) ответ. Декларативный язык – это всё остальное: восклицания, междометия, комментирование (действий напр.), декларации, предположения-предсказания-предвосхищения, воспоминание, приглашение, поддержка, непрямые вопросы (если ты уже знаешь ответ, то вопрос не декларативный): что ты думаешь о...? Какой твой любимый...? Интересно, что будет, если...? Знаешь, о чём я думаю? И т.п. Всё это окрашено эмоционально. Цель – поделиться мыслями и пригласить к общению, без того давления, которое есть при ожидании правильного ответа.
К декларативной также относят и невербальную коммуникацию: жесты, мимику, пантомиму.
04.08.2004 20:25:45, Yakov
[ответить]
Ну,примерно так нас и учат разговаривать с ребенком, и мне нравится задавать ей вопросы,типа "Как ты думаешь,почему суп не варят в стакане?",ее тоже забавляет придумывать ответ.Но по тексту книги я еще не очень приспособилась к таким вопросам.Яша,а как вы в садике?Ведь в обычной каждодневной рутине садик и состоит в основном из команд, у нас во всяком случае никто под нас не подстраивается.Все то же:"Посмотри на меня,слушай, собирай,делай".Я спрашивала об этом в "Мифне",не повредит ли это всей нашей работе,мы-то учим по-другому, но нам сказали,что выбирать нам не из чего, во всех садиках так, да и мы всего до часу дня.А как вы с этим справляетесь,обучали персонал,или так и оставили? 05.08.2004 09:59:27, п.мама
[ответить]
К сожалению, персонал в саду «необучаем». Принимает в штыки любое вмешательство извне, будь то родители или специалисты. Всё общение через психолога раз в 2е недели. Садом управляют психологи. Начальник – известный психиатр. Всё время говорят о своём особом подходе, но так общо,что понять невозможно. С трудом удалось выяснить, что воспитатели применяют элементы TEACCH. Работу специалистов я не видел, хотя за год по разу встретился с каждым,- впечатление хорошее. Слово ABA у всех там вызывает аллергию.
RDI путают с DRI Гринспана. На их периодические собрания прорваться не удалось ни мне, ни частному логопеду. Никаких принципов RDI в саду нет даже случайно. С другой стороны, хоть RDI и должен быть «стилем жизни», метода всё-таки рассчитана на родителей и «домашние» занятия.
OFF: Наташа, пойдёт ли Даша в летнюю кайтану? Есть специальные от АЛУТ.

05.08.2004 11:25:14, Yakov
[ответить]
Слышали только о летнем отдыхе"Алут тева",про кайтану впервые слышу.Наверное,уже опоздали . 05.08.2004 13:04:26, п.мама
[ответить]
Яша,пасибо за советы ,опробуем и мы учиться читать. 05.08.2004 01:07:13, Orli
[ответить]
Моя дочь (5.5) в 3 с небольшим довольно быстро научилась составлять слова и читать по таблице Зайцева, к кубикам интерес был меньше. Она росла в 2-язычной среде (мы живём в Израиле). К 3.5 могла прочитать предлжение из текста. Затем, после диагноза ВФ аутизм, нам рекомендовали переключиться только на иврит. Мы прекратили чтение по-русски. К 4-м она очень быстро (в течение 1.5 мес.) прошла 3-х уровневую обучалку чтению на иврите на компе (система напоминает Зайцева, только более захватывающая). С тех пор читает. Сейчас хватает внимания прочитать небольшую детскую книжку. У специалистов были разные мнения, стОит ли поощрять не по годам развитый навык чтения. Но окружение книгами, печатной рекламой и т.п. не позволило приостановить самообучение. Нам оставалось только работать над пониманием прочитанного, над интонацией и привлечь интерес к сюжету. Логопеды согласились, что это дополнительный канал для коммуникации.
Младшей сейчас 2.5 (NT). Тоже по таблице Зайцева научилась свободно читать и составлять слова по-русски в течение месяца, играючи. Рвётся вслед за старшей к той обучалке ивриту. Но я пока не позволяю, хотя технически это возможно: справляется с мышкой и понимает инструкции на иврите.
04.08.2004 11:08:21, Yakov
[ответить]
А групповых занятий с психологом у вас нет?
Относительно чтения. Я долго приставала со слогами: сначала открытые (ма-ба-на-да). Покажи, где "ба", покажи, где "на". Потом мы играли с словами из трех букв, строили типа "рот - кот", "мел - сел". Аутисты склонны бывают к "словотворчеству":)
А потом бабушка научила читать по обычным азбукам в 4,3. Ему это как-то легко далось, когда я отстала месяца на четыре...:)
У нас еще много всего было: кубики, пазлы (к картинке слово подобрать). На подготовке к школе они из спичек складывали буквы. И из конструктора мы складывали.
Относительно письма: не могут ли заинтересовать трафареты с буковками?
Рисовать пальцем на песке(манке) на подносе. Рисовать на большои листе, кисточкой. Главное, чтобы в радость. Причем, когда ребенок будет малевать, вы будете там находить сюжет: тучки, лужи, песок, дождь. С этого начинали.

04.08.2004 10:25:28, ЛяМур
[ответить]
Может просто рановато еще? Мой ребенок (тоже аутист), начал соединять буквы в слова и связывать слова с реальным предметом или действием где-то в 4 года и 8 мес. Начинали учиться с 5 примерно лет по букварю Жуковой, + еще книжка "Как научить ребенка читать", в ней есть таблица для чтения слогов, очень удобно. 03.08.2004 16:31:12, Аннеке
[ответить]
Может, и правда, рано? Дима начал читать по самой обычной взрослой книге "Словянские языки" :), просто соединять буквы, в 5,5 лет. Но сначала научился писать. Сам. Читать еще не мог никак, а писал свое имя, маму-папу и т.д. А потом начал читать, уже как следствие. А может Вам попробывать кубики Зайцева? Там же слоги. Вы никуда в образовательные центры не ходите? На подготовку к школе? В принципе, там неплохо работают в этом направлении, даже у нас, на краю географии :). Да, кстати, мой младший, не аутист, вообще рассудительный мальчишка, до сих пор не читает. даже не пытается, хотя я чего только не предпринимала, а нам послезавтра 4 года :). Ему все больше компьютер подавай :). И чтобы я сама ему читала :). 03.08.2004 16:50:06, СветланаЮ
[ответить]
В развивающие цетры ходить пробовала - безрезультатно (видит детей сразу ложится на землю, ревет и кричит "Уйдем, уйдем"). Занимаемся дома индивидульно с психологом, спасибо за подсказку про кубики Зайцева, обязательно попробую. На счет письма наотрез отказывается держать ручку или карандаш, даже с помощью моей руки, но я не сдаюсь. 03.08.2004 18:10:29, Сибирка
[ответить]
А мел? Или краски, те, что пальцами рисовать, не пробовали? Свою ручку обводить, мазать краской и копировать? Димке очень нравилось маленькому, он ко мне постоянно приставал, чтобы я руку его обводила, что-то магическое было в этом, наверное :). 03.08.2004 20:14:20, СветланаЮ
[ответить]
Попробуйте комиксы с минимальным текстом, только текст должен быть крупным. По поводу письма - можно начать с цифр или нот, не обязательно начинать с букв. А вообще, в четыре года читать еще рановато, по крайней мере, у большинства здоровых детей к этому возрасту еще не сформирован механизм, необходимый для чтения (складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, следить за строчкой), да и глазное яблоко еще не вполне развито (практически у всех детей есть дальнозоркость, которая проходит к шести-семи годам.) 03.08.2004 23:05:07, Shuramura
[ответить]


Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру. Правила

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.