Раздел: Аутизм

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

эхолалии и иже с ними

Как известно, эхолалии - излюбленное нарушение речи аутичных детей. В какой форме они у ваших детей присутствуют?
У сына они цвели пышным цветом лет до 4-х. Потом был период, и их вообще не было. И так он складно и ладно говорил. А сейчас повторы трансформировались в "почему".
- Это доктор.
- А почему доктор?:)
И попробуй не ответь:), и отвечать надоело. Иногда я говорю:
- А ты сам как думаешь?
- Не знаю, ты сама скажи.
Может что-то повторять, хотя редко, и так заду-умчиво, как будто он он осмысляет сказанное. Если спрашиваю, почему, мол, ты повторяешь, он говорит, что ему нравится. "Так легче запомнить, мама". То, что повторяет, он вполне понимает.
Очень редко может что-то сболнуть, типа: - "Комсомольская правда".
- А почему ты так говоришь.
- А это я на обертке прочитал, там условия конкурса...
- А почему ты сейчас вспомнил.
- Ну, про-о-сто вспомнилось.
Т.е. внутрення речь смешана с обычной.
И т.д. И т.п. И вот болтовня такая беспрерывная, ни переслушать. Как сделать общение более адекатным? Раньше мы были рады, что вообще говорит, задает вопросы. Что вообще общение есть. Сейчас уже хочется более... взрослого общения. Более логичного, содержательного:) А как этого достигнуть? Или я много слищком хочу:)
25.11.2003 14:11:54,

42 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
А если у моего ребенка -2.5 -иногда встречаются в речи эти самые эхолалии - стоит задуматься об аутизме? Вы меня пугаете... 28.11.2003 02:52:20, Dinarka
Не пугайтесь:). В два-то года это норма. Да и другие вещи еще важны. 28.11.2003 12:54:19, ЛяМур
СветланаЮ
Если только осбенности, и только иногда - думаю, не стоит. Кроме эхолалий при аутизме будет масса всяких проблем, на которые мама обратит внимание. Ребенок будет сильно отличаться от других детей. В этой теме я писала наши 49 признаков, мне отвечали, что еще у кого было и есть. Почитайте. Но, думаю, зря Вы переживаете, детки ведь учатся говорить, повторяя нас. Просто аутенок выдает информацию блоками, без изменений, как услышал когда-то, так и будет говорить, иногда годами :( 28.11.2003 12:09:09, СветланаЮ
К слову об эхолалиях и зацикленности на чем-то.
Еще в те времена, когда мы с мужем даже не знали слова аутизм, наш мальчик сильно отличался от своих сверстников, в том числе и в том, что без конца -- где бы ни находился, и что бы ни делал, он повторял названия телеканалов и слоганы рекламы. Бабушки и дедушки со всех сторон ругали нас за то, что ребенок слишком много смотрит телевизор, и вот с сентября мы перекрыли ребенку доступ к голубому экрану. Сам телевизор он не смотрит вообще, а мультики на кассетах крайне редко. Зато в это же время мы начали его активно возить на занятия, причем, так как у нас нет машины, то возить приходится на общественном транспорте. И что же произошло? Вместо того чтобы по сотому кругу гонять названия каналов, наш ребенок стал без конца повторять номера автобусов, трамваев, троллейбусов, а также номера домов и названия улиц. Кроме этого он быстро выучил большинство названий остановок, а также текст, который произносит диктор, типа: не забывайте свои вещи и т.д.
Одним словом, произошла элементарная замена - вы отключили мне телевизор - а я все равно найду, на чем можно зациклиться. Это как зеленый росточек, который рано или поздно пробьет себе дорогу даже через асфальт…
Причем раньше, когда телеканалы были его главной любовью, он очень ловко сумел их классифицировать в рамках нашей семьи. Мама - СТС, папа - Россия, бабушка - Первый канал, он сам - ТНТ. Это было стопроцентное попадание, так как все мы отдавали предпочтение именно этим каналам. Правда, в мультиках он тоже находил нас: папа - Крокодил Гена, он сам - Чебурашка, бабушка - Старуха Шапокляк, а мама - Лев Чандр. Или Папа - Трубадур, он сам - сыщик, мама - принцесса, а бабушка - король. Сейчас ждем, когда он нас распределит по видам транспорта и присвоит каждому номер.
У меня складывается такое впечатление, что если его поместить в глухую деревню, то он и там сможет зациклиться на чем-то. Интересно, что это будет - грибы, ягоды или овощи с грядки? Причем классифицировать грибы в рамках нашей семьи проще простого - папа - белый гриб, мама - подосиновик, бабушка - подберезовик, он сам - сыроежка.
26.11.2003 16:19:00, Мурзилка
Leonida
:)))Ну рассмешила. Спасиб. Наша Сыроежка анлогично.
Но вообще. мне кажется. что присвоение характеристик, это как раз очень хороший знак. У нас раньше этого не было.Понадобилось несколько лет! А вот Леня после первой сюжетной книги быстро присвоил всем дело - он - папаКарло, я - Буратино, Вася - пудельАртемон, либо кто-то из разбойников, туда же и папа:)
А в названиях улиц (мы их в NY уже по-моему. все знаем) они. наверное тоже ищут логику. А логика у них через систему. И у нас сейчас . кажется. интересный этап. Он набрал уже достаточное количество улиц. Но вот как их сгруппировать, растерялся. Если по веткам метро, то не получается. некоторые повторяются на других.По порядку цыфр, тоже никак, в одном районе можно, а в других уже не получается. И похоже он приходит к тому. что группировать надо по районам проживания. А это уже почти наша обычная логика. Пришел опытным путем:) А если его спросить сейчас какая ветка метро папа. какая мамая. думаю засмеется:) Кстати, можно завтра попробовать. Но вот пару лет назад, в процессе собирания информации по улицам, думаю воспринял бы всерьез и задумался:(
Так что, Мурзилка, растем! А вообще подсовывай ему полезные сферы запоминания. Раз мозг жаждет информации пусть чтонибудь полезное классифицирует.
В прошлом году у я ему таким образом подсунула кассеты по изучению французского.
27.11.2003 10:37:41, Leonida
Английский язык - это наша страсть. Но нам все психологи говорят - разгружайте мозг. Не нагружайте его информацией. Поэтому все английские книги и игры мы задвинули в сторону. Сейчас сынок благодаря своей памяти учится группировать овощи, фрукты, ягоды, транспорт, посуду, обувь.
А вот последний перл классификации в рамках нашей семьи:
он сам -- телефон, папа -- холодильник, бабушка -- пылесос, мама -- телевизор. Папа, услышав это обиделся и сказал, что он должен быть компьютером, но сынок не соглашается на это.
27.11.2003 12:35:17, Мурзилка
Leonida
Классно:))) Возможен психологический перевод - Он-телефон - потому что хочет говорить, папа-холодильник потому что любит кушать:), бабушка - любит:) убираться, мама часто любит смотреть телевизор:)? По-моему все очень логично. Класс! 29.11.2003 07:56:14, Leonida
Здравствуйте :). А что вообще такое эхолалии, любое повторение, что ли? Я наивно считала, что это когда на вопрос ребенок отвечает повторением этого вопроса, на обращение - повторением этого обращения и т.д... Я не права? Такого у нас не было никогда... А вот просто в задумчивости длительное повторение какой-либо одной фразы, словосочетания или набора слогов - это сколько угодно. Например, когда рисует, собирает что-то из конструктора и т.д., как фон, играет какой-то фразой. Иногда - цитатой из рекламы, из книжки, иногда - просто непонятно что... Это эхолалии? Или аутостимуляция? Но это идет именно как фон... Я, честно говоря, по этому поводу вообще никогда не заморачивалась, он же может нормально объясняться, а это просто игра, что ли... А вот папу и бабушку последнее время это очень раздражает, и они его резко одергивают "Прекрати, что ты как дурачок!" 26.11.2003 15:01:51, мама_сына
Добрый день:)) Эхолалия - нормальный этап развития детской речи на опр. этапе, когда ребенок повторяет все за родителями. Обычно повторяется последнее слово, сочетание слов. Фразы. Может быть "отсроченная эхолалия", когда потом ребенок вспоминает фразу. И она не связана с ситуацией. Наш в три года говорил готовыми, нашими фразами. Я точно могла сказать, откуда он это взял. Особенно характерно:
- Пойдешь гулять?
- Пойдешь. (Или: "Не пойдешь")
Потом, когда хочет гулять, говорит "пойдешь гулять" с повествовательной интонацией и тянет гулять. И т.д. Цитирования у нас и не было, пока читать не научился. Недавно слышу: "Бабушкин сироп. Принимать два раза в день." Если волнуется, может не в тему ляпнуть... Цифры начать говорить! Но при этом есть и прекрасная речь. Сюжет - вот это трудно.
26.11.2003 16:55:02, ЛяМур
Эхолалия (от греч. echo – отражение звука и laleo – говорю) — неконтролируемое повторение слов, услышанных в чужой речи. Может быть обусловлена органическими заболеваниями мозга, но иногда встречается и на ранних стадиях нормального развития речи у детей. 26.11.2003 17:41:29, ЛяМур
пример эхолалии.
Когда Ваня чем-нибудь рассержен, он встает в угол и демонстративно говорит: "И принесет 10000 люстр". Интонации и гримасы как у Малыша из мультика про Карлсона.
26.11.2003 15:40:24, Muha
Получается, что эхолалии - это любое цитирование, даже к месту?
26.11.2003 15:52:35, Мурзилка
Ну, тогда наверно 80% человечества страдают эхолалиями, если не больше. 26.11.2003 15:55:03, мама_сына
Не совсем. В нашей ситуации он хочет показать свои эмоции, но только этот способ ему доступен (или, скорее, он его выбрал). Просто игра в "Малыша и Карлсона" не эхолалия. Правда, отдать должное - это единственная наша эхолалия 26.11.2003 15:54:59, Muha
А, понятно. Митька эмоции пытается показать, как на картинках в книжке (по мультяшкам) (рожи корчит, зубы скалит или глаза выкатывает и т.д.). Никто, кроме меня, не понимает, чего он изобразить хочет. Это именно не игра, а попытка донести до собеседника свое настроение. 26.11.2003 16:12:00, мама_сына
Примерно. Сам придумать не может, но правильно воспринимает образец. 27.11.2003 12:21:57, Muha
СветланаЮ
Вот-вот, у моего Димы тоже самое. И эмоции получаются как в театре, неестественные, наигранные что-ли. Как будто он просто выучил, что нужно на такую-то ситуацию именно ТАК реагировать, так ПОЛОЖЕНО. 27.11.2003 12:03:44, СветланаЮ
Еще забыла: а как по телефону говорят?! У нас вот по телефону не всегда толково получается. Связь с собеседником как будто вообще теряется, ребенок говорит сбивчиво, взахлеб: " А вот тут у нас календ-а-арь висит..." Пять раз спросишь, один ответит. И пр. Или отказывается. "Мама, тебе там работать надо, а ты болтаешь!" - мне и смешно, и обидно. 26.11.2003 11:42:46, ЛяМур
У нас тоже практически монолог: а у меня тут есть книжка, мама, печенье, Простоквашино (т.е. мультфильм только что посмотрел). На вопросы отвечает только "да" или "нет". Правда как-то тут разговаривал с ровесником (4 года) по телефону, так я удивилась, насколько внятный и толковый был разговор, не то, что со взрослыми, даже были такие вопросы с нашей стороны типа "А какие у тебя есть книжки?" И так долго разговаривали, причем тот мальчик очень хорошо говорит в принципе, а мой - тоже не отставал :-) 26.11.2003 22:09:52, Fati
Leonida
Вот здОрово! Нам как раз этого не хватает:( У нас более менее разумный разговор получается если на другом конце я или муж. Но тоже не горит желанием разговаривать. А когда бабушки и дедушки, которых он не знает - вообще молчит. Да и бабушки не по делу спрашивают, давят как-то:(
Да, нам бы друга...
27.11.2003 11:09:53, Leonida
СветланаЮ
У нас, если звонит кому-то "по делу", лаконично спросит и "пока", но только последний год. Вообще у меня ощущение, что в разговоре потелефону он делает о-огромный шаг назад, по сравнению с обычной речью. До 8-9 лет у него истерики были просто если телефон звонит, а говорить вовсе не мог - не понимал, что-ли? 27.11.2003 12:07:50, СветланаЮ
Так тут он и собеседника не видит, ему вдвойне трудно поговорить, выйти на контакт. Да и сам звук звонка может раздражать. Кроме того, телефон отрывает от него маму, которая по нему говорит:) Мы долго играли в телефон с двумя трубками. Он в игре так скла-адно говорил:) А мне на работу звонит и сразу болтает: "Мама... А у меня...". Однажды попал на мою сотрудницу и говорит: "Ба-аб, там мама, но она говорит, что она не мама:))" 27.11.2003 13:53:45, ЛяМур
СветланаЮ
:)))
Точно, раздражал, еще как! На весь дом кричал, чтобы трубку взяли, до истерики :(. Долго пришлось убеждать, что ничего страшного не происходит.
27.11.2003 16:45:04, СветланаЮ
Leonida
Не у нас равнодушен к звонкам:( Последнее время я практикую разговор, например . с бабушками. через селектор. Т.е. включаю так, что можно без трубки говорить. Ну и говорю. как обычно. с бабушками. И похоже ему это интересно. Но пока молчит. Может что-то это даст? 29.11.2003 07:47:08, Leonida
Сам не говорит, но отвечает. Тут вообще прикол был. С бабушкой разговоаривает (свекровь). Отвечает ей что-то и ходит деловиото по квартире с трубой, книжки смотрит, еще что-то делает-))) По сотовому очень любит звонить, даже тут папше умудрился дозвониться, мило поговорили. 26.11.2003 16:08:40, Muha
По телефону он говорит только тогда и только то, что ему нужно. Например, разговариваю я со свекровью, подскакивает: дай мне, мне срочно нужно поговорить с бабушкой! Даю трубку : "Бабушка, а мы заходили в магазин и видели котенка! Хорошенького, полосатого!" После чего трубку бросает мне, сам убегает. Все попытки подозвать: иди, поговори еще с бабушкой, ей очень хочется с тобой поговорить отметаются: "Я все уже сказал, что хотел!" Желания бабушки в расчет не принимаются. Аналогично и со всеми другими. Когда я летом им на дачу звонила, он соглашался подойти хорошо если один раз из десяти. "А мне ничего маме сказать не надо!" 26.11.2003 14:35:52, мама_сына
У нас сначала по телефону начинает цифры называть, наверное какие видит на экране телефона. А потом когда уже раза 3 спросишь, отвечает. Бабушка как-то приспособилась слышать, что я у него спрашиваю и подталкивает его, чтобы он правильно отвечал. Иногда получается нормальный такой диалог. А иногда далдонит свое, не обращая внимание ни на что..... 26.11.2003 14:07:45, Мурзилка
Наши повторы уже эхолалиями не назовешь, но вот любит, когда узнает какой-нибудь интересный факт, повторять его мне, как будто это не я это ему только что рассказала. От этого вроде помогает такое заклинание: "Скажи про это что-нибудь новое", тогда вроде начинает думать и может выдать свое мнение или что-нибудь другое интересное на эту тему, хотя бывает, что просто перефразирует то же самое. Еще когда совсем надоест, помогает гиперкоррекция: "а теперь скажи это теми же словами тридцать раз" - раньше честно пытался и обламывался разе на пятом - "нет, больше не хочу", а теперь даже и не пытается, просто смеется. Кстати, то же помогает при других навязчивых действиях: начнет корчить рожи перед зеркалом - я даю инструкцию "теперь стоим здесь и корчим рожи пока не надоест", он смеется: "уже надоело". И еще, конечно, помогает отвлекать, особенно какой-нибудь совместной игрой.

Да, еще вспомнила - мы играли в игру, когда я думала, что он не очень понимает, что значит сказать что-то новое. У каждого стопка цветных карточек, на красных написано "то же самое", на зеленых "новое", и отдельная бумажка, очки отмечать. Берется тема, например, поезда. Пусть мой ход первый. Я хожу зеленой карточкой "новое", кладу ее на стол и говорю что-нибудь про поезда, записываю себе очко. Он может ходить или зеленой карточкой, сказав про поезда что-то новое, или красной, повторить то, что я сказала, в обоих случаях ему записывается очко. А вот если он положит зеленую карточку "новое", а сам повторит то, что уже говорили, тогда ему очко не записывается. Так играем, пока все карточки не выйдут, а потом смотрим, сколько у кого очков, кто победил. Ему нравилось, и кажется стал лучше понимать, как можно сказать что-то новое.

А по поводу того, что внутреннюю речь не может говорить внутри себя и она звучит вслух - вот это тяжело переучить. Мы вот сейчас бьемся. Я даю ему одно очко за то, что когда делает уроки, одно упражнение сделает молча. Двадцать очков - получасовое кино (какие-нибудь динозавры или древний Рим, коротенькое). Кино любит, но удержаться от разговора с самим собой ну очень тяжело. Посмотрим, как получится.

Расскажите, кто еще что делает с этим, и что лучше получается?

Елена
26.11.2003 09:50:31, Е.
Leonida
До 4-х цвели на каждом шагу. Также. Сейчас могут быть в стрессовой ситуации. Но вообще он у нас молчун. Говорит по делу и коротко. Лишнее слово надо вытягивать. Болтовни нет:( А мне бы как раз хотелось, наверное. 26.11.2003 09:22:57, Leonida
Попробуйте предложить ребенку выбрать 2-3 темы на которые он может говорить в это время. Все остальные пресекайте, говоря, что договора о них не было, но их можно перенести на другой отрезок времени, т.е. включить в план следующего временного отрезка. 26.11.2003 08:35:25, УА
У нас тоже подобные вещи творятся. Иногда просто словесный понос какой-то. Любимое занятие задавать вопросы по 2 раз подряд (ответы на которые давно известны), например: новости - это что, новости - это что? Я поправляю, заставляю правильно сформулировать вопрос, тогда отвечаю или он сам отвечает. Периодически ловлю себя на мысли, что иногда сама невольно это провоцирую, т.к. от постоянного словесного потока перестаю слушать ребенка, просто не реагирую, думаю о своем, а он в это время, оказывается, уже 5 раз спрашивает что-то по делу :-) 25.11.2003 22:04:53, Fati
Leonida
Может быть эти вопросы - это привлечение родительского внимания самым доступным способом. Рзговором. Когда он заговорил все бурно радовались. Это подсознательная реакция. Ему действительно не нужен ответ. Ему нужно поучаствовать с вами в "разговоре".имхо. Более "продвинутый" сверстник скажет: мама я тебя люблю, расскажи мне что-нибудь смешное. А здесь как бы более малышовый вариант того же самого:)имхо.
26.11.2003 09:12:35, Leonida
У нас тоже самое, по 20 раз спрашивает, то что знает (психолог сказала, что стереотипия)или все время - что мама делает (опять же психолог - хочет завязать разговор). Но мы еще маленькие 2,7 лет. Начали уже корректировать. Не нравится мне все это.
И эхоллалии есть.
26.11.2003 16:53:21, Vital
У нас тоже внутренняя речь смешана с обычной. Причем эти цитаты из фильмов (даже взрослых), мультов, телепередач и даже из выпусков новостей меня уже задолбали.

Иногда начинает говорить невпопад, какую-то свою мысль продвигать. Особенно это напрягает, когда он это начинает парить в школе на уроке, когда речь идет вовсе не о том. :( Типа, "вдруг вспомнилось".

НО мой цитиирует конкретно - может получасовую речь из фильма воспроизвести, хоть на китайском, хоть на русском, хоть на английском, ему все однофигственно.

Врачи радуются - смотрите, мол, какая у ребенка память хорошая. А на самом деле, он не всегда помнит, как зовут лучшего друга... или маму с папой.
25.11.2003 20:01:01, Наташа и Игорек
Нет, ну память, действительно, у Игорька удивительная. Языки бы учить, конечно. Но всегда встает вопрос, не помешает ли русскому языку... И произвольного запоминания, когда НАДО выучить.
У нашего память вроде вполне приличная. Конечно, запоминает лучше то, что интересно ему. Людей тоже плохо помнит, как правило.
26.11.2003 11:20:32, ЛяМур
Это-то все конечно хорошо, но вот с русским языком и чтением, а также с выражением СОБСТВЕННЫХ мыслей и ответами на конкретно поставленные вопросы у нас просто швах.

Боюсь, как бы не попёрли из школы. :(
26.11.2003 22:04:33, Наташа и Игорек
СветланаЮ
У нас эхолалии транформировались в бесконечные вопросы на те темы, на которые очень хочется поговорить. Н-р, мама, а у запорожца двигатель где? (45 раз).
- А ты не знаешь?
- Впереди?
- А почему спрашиваешь?


- А для чего нужна выхлопная труба?
- Как, для чего???
- Чтобы выходил отработанный бензин!
И т.д. и т.п. Бывает и до сих пор, хотя гораздо реже. Приходилось объяснять: "Не спрашивай, а говори!"
25.11.2003 15:33:58, СветланаЮ
Мы вот пока мечтаем, чтобы начал задавать вопросы. Пока у нашего речь в виде комментирования происходящего или ответов на вопросы. Тоже ломаю голову что дальше делать. Пытаюсь больше спрашивать его - просто картинки в книге: куда смотрит олененок? что делает львенок? почему радуется лисенок? куда бежит волк?
В мультиках тоже самое. Спрашиваю, он отвечает. Иногда играем в игру от чего почему? Для чего нужна дверь? Для чего нужен телевизор.
Правда, что еще можно придумать?
25.11.2003 14:29:04, Мурзилка
Здесь непонятно, от чего это зависит:( А поиграть типа он задает вопросы о том, что вы задумали.
Вы задумали солнышко (можно ограничить список, или по картинке)
Он спрашивает: А какого цвета? А большое или маленькое? Сверху или снизу...:))
Вопросы он, конечно, сначала должен готовые использовать. Т.е. сначала вы отгадываете:)
Мы играли так: я прятала игрушку, он искал по моей инструкции, которую он должен был понять и запомнить. Но можно и искать по его вопросам...
26.11.2003 11:04:30, ЛяМур
Боюсь пока не получится. Я попыталась как-то сказать -спроси меня: куда я ходила? так он мне вместо вопроса сказал ответ: на работу. Пока решили подождать. Может все само придет...
некоторые вопросы он задает и тут же дает ответ. Но это лишь в тех случаях, когда вопросы стали продолжением ответа. Например: где же хвостик (когда ищет картинку чтобы сложить целое)? вот он хвостик...
В принципе он отвечать начал только пару месяцев назад. До этого отвечал лишь на конкретный вопрос: кто это? что это?
Сейчас уже достает из памяти какие-то образы. Летом об этом мы только мечтали.
26.11.2003 14:18:10, Мурзилка
СветланаЮ
А Вы не пробовали игру-пазл "Ассоциации"? Выстраиваются логические цепочки из 3 пазлов. 25.11.2003 20:00:30, СветланаЮ
У нас есть одна такая игра. Называется "Наблюдательность". Но нам она не очень нравится. Может картинки неудачные, а может это ему рановато еще. Я много времени и денег трачу на игры развивающие, но к сожалению часто после близкого знакомства с ними они уходят в шкаф и почти никогда не вынимаются от туда. 25.11.2003 20:30:02, Мурзилка


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!