Раздел: -- посиделки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

erman

Для Чероки

Юля, я вчера посылала вам на почту письмо с просьбой выслать мне статью Максимовой в Worde, как вы предлагали, а также с вопросами про Анну Сергеевну, которая Войту делает. Вы его получили?
12.03.2007 20:39:08,

32 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Лена, мой адрес: julia@oco.ru

Вашего письма я не получала...
Мне кажется, Вы моих тоже..
14.03.2007 00:39:12, Cheroka
erman
Юля, я вам на этот адрес написала. Вы получили мое письмо или нет? 14.03.2007 21:01:54, erman
ANNA_UA
Наша Т. В. в экстазе от этой статьи. Ты, блин, идешь В ПОХОД? 14.03.2007 09:49:56, ANNA_UA
вроде пока хочу:)) 19.03.2007 19:18:40, Cheroka
Я тоже в экстазе.... Теории Бруно живы и процветают... Жуть. Интересно, автор что-нибудь слышал о сенсорных нарушениях аутистов???? 14.03.2007 11:54:23, lena(uk)
Лена, сенсорные нарушения рассматриваются дальше - это практически введение:)

А у нас нарушения именно на этом уровне - было полное отсутствие тонуса.
15.03.2007 00:28:30, Cheroka
Юля, Максимова пишет ведь об аутистах. Мало того, она считает, что она знает тайну возникновения аутизма.
И при этом пишет, что в диагностике Положения А - ребенок на маме сидит таким-то образом - есть доверие, другим образом - не встало доверие. Нет у ребенка доверия к миру - стал аутистом. Ага.
И дальше "В позе «ребенок на руках» мы можем диагностировать не только ребенка, но и маму:".....
После жутко умных слов о диагностике положений и т.д. она предлагает упражнения, которые можно найти в любой книге или вообще просто нормальные логические действия родителей и спецов, которые работают с ребенком.
А примеры удачные мне вообще понравились. За два года успешных занятий победили "нарушения при восприятии пространства". Жаль только "На данном этапе развитие А. тормозят проблемы поведения" Никаких нарушений с восприятием, только поведение. Ну-ну.
А сравнение с животным миром вообще мягко говоря удивляет.
А эту цитату я запомню надолго.
"Родители продолжали дома работать с телом и, дома и на улице, по освоению пространства"
"Работать с телом" - это уже слишком даже для такой статьи. Максимова так разошлась с жаргонами и спец. понятиями, что просто перестала следить за стилем. Или она, как аутист, не понимает, что некоторые выражения имеют двойное, а то и тройное значение :)))

15.03.2007 10:16:24, lena(uk)
не стоит подменять понятия, никто не говорит о причинах возникновения, речь больше о том, какие обычно уровни страдают и как на каждом уровне можно вести коррекцию. какие элементы можно заметить на каждом уровне, как мы можем считать у проблемного ребенка желание общаться или наоборот уход от общения, какие проблемы пораждает нарушение на каждом из уровней (страхи и какие, и тп.)
про мам даже писать смысла нет, всем и так ясно, что часть проблем наших детей, это наши проблемы, груз наших собственных проблем, проблем с нашими родителями, возможно из детства, проблем осознания "нетакости" наших детей, а это очень хорошо видно именно по позе "мать-детя". поз новых не придумаешь, упражнений, они действительно просты и доступны каждому, действительно встречаются много где идля разных целей, здесь они приводятся в данном контексте. не думаю, что тераписты в UK разработали новые супер-пупер, всякая терапия опирается на азы. у ВАС замечательная манера писать, острый ум - расскжите нам о используемый вами методах и теоретической базе во всех тонкостях и подробностях. высмеивать легко (и у вас это чудесно получается) - предложите свое (ваша манера изложения, ессно, не даст нам повода выдернуть отдельные фразы и придраться к ним, у гениев весь труд целостен!)!
19.03.2007 08:08:17, Посторонним В
Иринище
Вы пишите о себе во множественном лице, кого вы имеете ввиду?
Я как мама аутиста, от своего имени могу сказать, что работы Максимовой читать неприятно - это оскорбление для родителей аутистов. Времена Бруно Бетельхейма, когда при постановке диагноза "аутизм ", ребёнка отбирали у родителей, к счастью , в прошлом.
Лена обсуждает работы Максимовой, а не участников конференции, а вот вы съезжаете на обсуждение участника конференции - это по правилам конфы, вроде, запрещено.
19.03.2007 12:18:27, Иринище
Подумалось, что скорее всего, теория о причастности мам к аутизму меня так пробрала именно потому, что я и есть мама аутиста. Положа руку на сердце, если бы Максимова написала, что, например, степень алалии ребенка зависит от того, как мама с детем разговаривает, занимается и любит, я бы скорее всего прошла бы мимо сообщения, даже понимая, что это не правда. 19.03.2007 12:17:28, lena(uk)
Цитата: "если бы Максимова написала, что, например, степень алалии ребенка зависит от того, как мама с детем разговаривает, занимается и любит, я бы скорее всего прошла бы мимо сообщения, даже понимая, что это не правда."

Лена, степень алалии действительно не зависит (количественная величина:)). А вот как Вы думаете, зависит ли ДИНАМИКА коррекции алалии от того, как мама с дитем занимается, говорит и т.п?
19.03.2007 14:48:29, Cheroka
Юля, естественно ДИНАМИКА зависит от количества усилий, но даже в этом случае нет прямой зависимости в изменениях. Нет прямой связи, один месяц 10 занятий - улучшение на 10%, другой - 20 занятий, улучшения на 20%
Что я писала: Неправильно делать выводы о причинах возникновения аутизма по результатам реабилитации. Нет такой обратной связи. Если ребенок стал оказывать больше доверия (понятие само по себе очень субъективное) окружающим - это никак не значит, что корень причины его болезни - отсутствия доверия на каком то этапе развития. Возможно, это кажется логичным, особенно если почитать Бруно, Фрейда, но это не так просто.
Я думаю Максимова хороший специалист в своей области, делает большое дело в реабилитации больных детей, но мне не понятно зачем она ищет причины возникновения аутизма? Этим занимаются другие специалисты, которые, в свою очередь, не могут делать то, что может она.
Искренне надеюсь, что ты не восприняла мои высказывания как критику и оскорбление по отношению к тебе. У меня даже в мыслях не было такого.

19.03.2007 15:16:00, lena(uk)
Лена, знаешь, она не "ищет причины" в том смысле, кот. ты вкладываешь. Она -биолог, из науки пришла сравнительно недавно. И она создает модели сложных многофакторных систем.
А точнее, использует существующие труды (теорию) в реальной жизни (в реабилитологии).
Понятно, что система "человек" - черный ящик. Но мы может выделить какой-то определенный параметр, воздействовать на него и получить какой-то отклик. (не в 100% случаев).

Но в принципе психика и тело связаны. Психическое состояние влияет на тело (движения, походка, поза..). Обратная задача - воздействуя на тело, изменять психическое состояние - тоже нередка (Если Вы чувствуете себя плохо, начните заниматься фитнесом, бегом, плаванием, гулять по вечерам, прыгните с парашютом и т.п - советы из любого женского журнала. Если ребенок чувствует себя одиноким, отдайте его в спортивную секцию..:))

Методика опирается на воздействие на тело с целью изменить псих. процессы. (причем еще и на взаимодействие тел:))

В данной теории это уровни движения А В С Д
Как правило, всегда стоит начать с уровня А

Это прежде всего "крепкие сдавливания" или "крепкие объятия"
Важно, что они направлены не на кисти и ступни.Т.е обхватываются запястья, к примеру.
На уровне А нужно заниматься движениями на развитие вестибулярного аппарата (человек против силы тяжести:))

Уровень В: Это движения с участков опор.
Как это работает:
Сядь прямо и положи оба запястья прямо на стол.
Заметь, что сразу сделало твое тело: сдвинулось вперед и выпрямилась спина. Это пример движения с точек опоры.
(если в этом же положении на стол положить кончики пальцев..Попробуй:))...
то реакция будет где-то в плечах и предплечьях..)

Коррекция общения - совместное делание "рука к руке", Телок телу" (Чем мы всегда с Катей и занимались:))

Уровень С - пространственного поля
Паталогии - нарушение целостного восприятия пространста,
нарушение целостного восприятия своего тела (типично для ДЦП).
Именно для развития восприятия тела используется поверхностная сенсорная стимуляция (и утяжелители, и обмазки, и облегающая одежда, и воздействия на мышцы кистей рук, пальцев. спот, мимических и т.п.)
Работа по освоению пространства - с помощью всех видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного, ощупью. Можно отрабатывать как вместе, так и комплексно.
Сначала - освоение ближнего пространства - на уровне протянутой руки, потом отодвигать цель все дальше..
Затем освоение дома, двора, улицы, раббочего стола, тела - чужого и своего, изменять пространство - переставлять стулья, завешивать их, ширмы, веревки, навесить что-то на себя...

Пончятно, что по отдельности всё это известно, знакомо.
Но мне, например, не хватало смыла в этих заданиях. Я, например, просто терялась: какие занятия нужны с каким приоритетом (мне нужно было тянуть всё:))
Как бы понятно, что много сенсорики нужно, чтоб давать телу Кати обратную связь, резко сниженную из-за ДЦП...
Но видимых рез-тов это не приносило, Катя воспринимала эти занятия негативно, т.к в них отсутствовал смысл (задача, которую нужно было Кате решать).
И вот я познакомилась с теорией, которая помогает "выстроить" эти занятия как по времени, так и по приоритету, дает цели на каждом этапе, и дает возможность действовать более-менее автономно:)))
Т.е. не бросить всех учителей, разумеется, но объединить их усилия.
При этом эта теория прекрасно объясняет мне все происходящее с Катей (ребенок с множественными нарушениями, поэтому все уровни выражены более четко), выделяет ключевые моменты, позволяет прогнозировать будущие изменения и дает направление движения:) Чего еще можно желать от теории?:)))
("Практика-критерий истинности":))
А на психологическом уровне теория заметно меняет мотивацию мамы что-то делать - появляется верхний смысл - не просто время занять, позаниматься, поделать. И меняются отношения с ребенком - именно за счет этих телесных подстраиваний которые вроде вообще не отнимают ни времени, ни других ресурсов:))

Кстати, насчет ресурсов: вообще не встречала такой ресурсосберегающей методики:))) Наверное, из-за четко прописанных целей конкретно для каждого ребенка и выбранных конкретных проблем.
19.03.2007 16:50:41, Cheroka
У каждого из нас есть "ключевые слова", увидев которые, мы начинаем бурно и неадекватно реагировать. У меня, к примеру, такая фраза: "К сожалению, таких детей становится больше, потому что медицина научилась выхаживать недоношенных (спасать таких детей и т.п.)". После неё я теряю контроль и начинаю реагировать исключительно на эмоциональном уровне:)))
Похоже, Лена, у Вас возник тот же эффект: Вы решили, что в тексте в качестве причины аутизма названо отсутствие эмоционального контакта ("холодная мать" и т.п...)

Но Максимова пишет не об этом.
В норме у детей низшие центры управления быстро начинают работать сообща под управлением верхних центров.
Органические повреждения могут возникать в разных частях мозга. Компенсационные возможности огромны, но не безграничны.
А дальше рассмотрим наш случай, как наиболее "чистый" с точки зрения метода:))
У нас повреждения на самом низшем уровне. Т.е. первые годы жизни тонус у нас отсутствовал полностью.
Поэтому, естественно, то самое "тоническое подстраивание" у нас тоже полностью отсутствовало.
Любой человек функционирует как система, отвечающая на 2 типа сигналов: сигналы от своего тела и сигналы от окружающего пространства. (Система с обратной связью).
Мама (я в данном случае:)) такой же человек.
И вот я не получаю никаких обратных сигналов от своего ребенка. Не то, что мимического - отсутствует любое прижимание, отсутствует даже самое низшее "подстраивание", "вписывание" в руки.
На сознательном уровне я не испытываю особых психологических проблем - мне в принципе понятно, что делать, как заниматься, у меня нет комплексов.
Но на уровне ощущений своего тела у меня неизбежно происходят изменения - я начинаю пробовать держать ребенка по-разному, делаю непрерывные попытки оказывать различное воздействие, чтоб добиться ответа на этом тоническом уровне.
Длительное отсутствие обратной связи в любом случае ведет к нарастанию напряженности в отношении "мама-ребенок", (это не имеет ничего общего с "неприятием" ребенка, но любой контакт и совместное делание чего-то у меня уже связан с мышечным напряжением (наши длительные совместные путешествия на руках из-за полной невозможности сидеть в любой коляске тоже воспринимаются моим телом как тренировки:)) А малыш "читает" напряжение моего тела как отсутствие доверия. Т.е и у меня уменьшается способность "подстраиваться" под ребенка и "вписываться":)
Т.е в системе "мама-ребенок" нарастают различные "тонические напряжения".

При этом, понятно, все равно идет развитие ребенка, идет развитие наших отношений, нашей взаимной любви:)) На сознательном уровне у нас классный контакт:))

Что делает Максимова в моем случае:
Она рассматривает наше взаимодействие. Да, это действительно, мама сидит на стульчике и держит ребенка. Просто сидит.
И совсем необязательно, что у ребенка - аутиста есть повреждения на этом уровне.

И даже когда есть повреждения, то "доверие к миру" всё равно может быть сформировано. (Наш случай:))) Катя-смелая девочка:)

Но рекомендуемые упражнения помогли мне не только значительно улучшить тонус, но и изменить наши с Катей отношения на этом "телесном" уровне. Я сама перестала напрягаться при занятиях, или стала делать это значительно реже:) (Для этого мне действительно необходимо было знакомство с теорией - я так устроена:))
При этом меня поразила простота и эффективность методики, и в то же время та "наука", которая лежит в её основе.

(Елена Владимировна, кстати, при мне задавалась вопросом, работает ли именно методика или человеческий фактор.)

Вполне возможно, что предлагаемые упражнения на корректировку "нарушений пространственного поля", и связанные с ними большинство страхов будут также эффективны:)
19.03.2007 14:34:05, Cheroka
Я понятия не подменяю и абсолютно ничего не высмеиваю. Буду рада, если Вы мне объясните какая цитата в контексте звучит по-другому. Я не смеюсь, я совершенно не согласна с Максимовой о том, что страхи вызывают аутизм, и о диагностике мам по позе "мать -дитя сидит на табуретке". Я и Юле писала, что Максимова пишет конкретно об аутистах и я категорически не согласна, что тяжесть аутизма как-то зависит от поведения родителей. Тем более, что это можно увидеть по тому, как АУТИСТ сидит на руках у матери. Другое дело, что правильное понимание проблемы помогает родителям и аутисту, кто же с этим спорит, но здесь нет обратной связи - мама стала понимать аутиста, аутист стал вести лучше - значит мама (полностью или частично) и была виновницей аутизма.
Надеюсь, что в Великобритании тераписты все-таки знают лучше, что делают. По крайней мере не придумывают новых объяснений старым проблемам. Уровни построений движений - наверное, прекрасная теория, просто удивительно, что во всем остальном мире эти проблемы называют сенсорной дисфункцией, диспраксией и т.п. Это и есть Азы.
Я не знаю, почему Вас так лично затронул мой комментарий работ Максимовой, но цитаты я привела короткие, так как топик стал большой и более полный текс дала Юля + есть сайт Максимовой, так что контекст очень доступен.
А насчет моих постов - я лично не профессионал, не учусь на профессионала, не имею никакой денежной заинтересованности от аутизма, поэтому считаю, что совершенно свободна в высказывании своей личной точки зрения на действия или высказывания людей, которые называют себя специалистами в этой области и публикуют свои теории, и не испытывать по этому поводу угрызений совести.
"ваша манера изложения, ессно, не даст нам повода выдернуть отдельные фразы и придраться к ним, у гениев весь труд целостен!)! " - Вас этот спор задел лично? Я не хотела обидеть своими постами ни одного участника конференции, а тем более Вас и Юлю. Я благодарна Юле и другим за то, что они пишут, что происходит в плане аутизма в России. Другой возможности узнать, как не через кон-фу, у меня на данный момент нет.
PS Вы случайно не занимаетесь у Максимовой?
19.03.2007 09:21:14, lena(uk)
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ С ОПОРОЙ НА УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ Н.А.БЕРНШТЕЙНА
Взгляд, с точки зрения теории уровней общения, на причины возникновения и возможные пути коррекции раннего детского аутизма.
ВВЕДЕНИЕ
Очень ярки мои воспоминания о первом приходе на работу в интернат социальной защиты в 1993 году. Дети по 8-10 человек находились в манежах-клетках. Три раза в день их кормили (кашеобразную пищу быстро засовывали в рот ложкой, жидкости просто вливали). Один раз день убирали в палате. Этим и ограничивалось их общение с людьми в течение дня. Детишки были похожи на зверюшек. Создавалось впечатление, что многие из них застряли на каком-то дочеловеческом уровне развития: передвигались ползком или на четвереньках; руки они использовали для передвижения или для обхватывания, удержания чего-либо; к взрослым приближались сбоку и прижимались к ногам взрослых лицом, щекой, плечом, иногда спиной; не обнимали, а карабкались на взрослых, как на дерево, и застывали, крепко вцепившись; еду брали ртом; большие куски не откусывали, а отрывали ртом, делая резкое движение головой в сторону.
Тогда у меня впервые возникла мысль, что эти дети общаются с нами на каком- то другом, не привычном для нас, уровне общения.
Позже, работая с тяжелыми детьми аутистами, я вновь встретилась с выпадением целого уровня двигательной регуляции: дети могут ходить, бегать, почесаться, но не могут сделать ни одного целевого движения руками (или эти движения крайне трудны ребенку) ((Беттельхейм, 2000, 487; Никольская. 1997; Морозов, 2002). Из этих наблюдений формировалось впечатление о выпадении, при той или иной патологии, целых пластов психического развития.
Идея о многоуровневой работе мозга высказывалась многими врачами и физиологами. Часто о ней говорит в своих работах Л.С.Выготский: «Исследования установили наличие генетически различных пластов в поведении человека. В этом смысле «геология» человеческого поведения несомненно является отражением «геологического» происхождения и развития мозга. Если мы обратимся к истории развития мозга, мы увидим то, что Кречмер называет законом напластования в истории развития. При развитии высших центров низшие, более старые в истории развития центры не просто отходят в сторону, но работают далее в общем союзе как подчиненные инстанции под управлением высших, так что при неповрежденной нервной системе обычно их нельзя определить отдельно.
Вторая закономерность в развитии мозга состоит в том, то можно назвать переходом функций вверх. Подчиненные центры не удерживают своего первоначального в истории развития типа функционирования полностью, но отдают существенную часть прежних функций вверх, новым, над ними строящимся центрам. Только при повреждении высших центров или их функциональном ослаблении подчиненная инстанция становится самостоятельной и показывает нам элементы древнего типа функционирования, которые остались у нее …» (Выготский, 2003, с. 349- 350).
Вот эти «древние типы функционирования» психологических функций, в том числе и общения, мы часто наблюдаем при той или иной патологии развития ребенка.
14.03.2007 00:41:49, Cheroka
А - Уровень целостного тонического подстраивания двух тел.
Особенности общения уровня А.
Общение этого уровня – это позно-тоническое вписывание друг в друга двух тел - тонические плавные обтекания, обхватывания. подстраивания двух организмов друг к другу: берем ребенка на руки, и его тельце подстраивается, вписывается в наши руки.
Вспомните свои ощущения, когда вы несете засыпающего и уснувшего ребенка. В первом случае его тельце прижимается к вам, подстраивается под ваши руки; во втором – обвисает, выскальзывает – такого ребенка нести тяжело и очень не удобно.
Тоническое подстраивание, как правило, бессознательно.
Автор полагает, что этот уровень общения совпадает с фазой становления базового доверия по Э. Эриксону - «первое проявление малышом социального доверия обнаруживается в легкости его кормления, глубине сна и ненапряженности внутренних органов» (Эриксон, 2002). Если встает базовое доверие, то ребенок открывается другим людям, смотрит на людей и предметы прямым открытым взглядом, тянется к ним; если оно не встает – либо по биологическим (тонические, вестибулярные нарушения), либо по социальным причинам (депривация), то у ребенка появляются аутистические черты.
Патология общения уровня А.
Патология общения этого уровня демонстрирует себя тем, что не формируется тоническое подстраивание двух тел, тело мамы и тело ребенка не взаимодействуют друг с другом, остаются разобщенными.
Причины таких нарушений могут иметь и физиологическую (органические нарушения работы мозга) и психологическую основу (депривация, нарушение детско-родительских отношений.
Родители детей аутистов часто вспоминают, что ребенок как бы телесно не отвечал, когда его брали на руки, не вписывался в руки, оставался как будто отрешенным, отстраненным от родителей, пассивным, сам по себе. (Никольская и др., 1997).
Случаи гиперактивности и гипертунуса часто сопровождаются непрерывными беспорядочными, часто хаотичными напряженными движениями. Когда ребенок взволнован или расстроен, он может не ненадолго прижаться к маме, а затем вновь куда-то несется. В более легких случаях такие расстройства диагностируются как синдром гиперактивности с дефицитом внимания, в тяжелых случаях – как аутизм.
Другие виды патологии общения уровня А будут разобраны ниже.
Описанный уровень общения соответствует, с нашей точки зрения, уровню А построения движений (по Н.А Бернштейну – уровень А - руброспинальный уровень палеокинетических регуляций). Рассмотрим основные особенности движений этого уровня.
Краткая характеристика уровня А.
Уровень А - наиболее древний филогенетически уровень тонической регуляции; причем тоническая регуляции этого уровня подразумевает не только тонус нервно-мышечного аппарата, а трактуется более широко – как тоническая регуляция всего тела, в том числе центральной нервной системы – как тоническая активность всего организма (Бернштейн, 1997; Узнадзе, 2001; Лурия, ; Мэгун, ; Грей, ).
По отношению к мышечной периферии уровень А отвечает за формирование и удержание позы тела - тоническое подстраивание позы к физической силе тяжести и к предполагаемому движению.
Этот уровень руководит:
a. Позно-тоническими и вестибуло-тоническими процессами (например, перенесли вес тела на правую ногу или наклонили голову к правому плечу: правая сторона тела – опорная – напрягается, левая расслаблена и готова к движению);
b. Управлением реципрокной координацией: мышц- антагонистов (мышца сгибатель напряжена, мышца разгибатель расслаблена и наоборот), мышц левой и правой конечности (опорная нога в напряжении);
c. Собственными движениями уровня А – движениями, глубоких (постуральных) мышц позвоночника; эти движения похожи на небыстрые плавные перетекания напряжения, обтекания, обхватывания - на их основе формируется поза тела и хватка руки.
Животные, у которых уровень А является доминирующим (земноводные, например, лягушки или жабы), живут, как правило, по одному, каждый сам по себе. И лишь при спаривании им необходимо подстроится друг под друга. Отсюда умение крепко прижаться, вписаться друг в друга.
Ведущая афферентация уровня А
Целостное восприятие положения тела относительно силы тяжести опирается на:
• глубокую чувствительность - протопатическая рецепция - рецепция глубокого давления, глубинного осязания, глубокая проприорецепция (рецепция мышечных напряжений);
• и вестибулярную рецепцию оттолитовых аппаратов – положения тела относительно силы тяжести.
Онтогенез движения.
Тоническая регуляция формируется к 5-6 месяцам жизни новорожденного и совершенствуется еще в течение первых нескольких лет, только к пяти годам движения ребенка становятся вполне грациозными.
Схватывание и держание предмета мы наблюдаем у новорожденного ребенка с первых дней жизни. Оно происходит как реакция «защелкивания» в ответ на тактильную стимуляцию (небольшое давление на поверхность ладони).
Онтогенез общения
Начиная с рождения, тельце ребенка начинает впитывать в себя телесные ощущения, когда его берут на руки и прижимают к телу взрослого. К трем месяцем уже можно наблюдать тоническое подстраивание тельца ребенка к рукам мамы; к 5-6 – тоническое подстраивание сформировано полностью.
14.03.2007 00:46:32, Cheroka
Патология движений уровня А
Патологические нарушения руброспинального уровня проявляются прежде всего: - в расстройствах тонуса (дистониях):
• гипертония (в виде спастики или «восковой гибкости», сопутствующей катотонии);
• гипотония – ослабление тонуса всего тела – это состояние часто сопровождает самые разнообразные заболевания и патологии нервной системы – Синдромы Дауна, Вильямса, Клайфельда, Лоу и др., ранний детский аутизм, травматологические и врожденные пороки строения мозга, многие заболевания обменного характера.
Расстройства тонуса часто сопровождаются гиперметрией движений – перелета через цель.
Кроме того нарушения на руброспинальном, тоническом уровне проявляются и при многих патологиях вышестоящих уровней: нарушениям на более высоком Ур.С – часто сопутствует спастика и гиперкинезы (то, что обычно диагносцирутся как детский церебральный паралич.
Все более высокие уровни руководят нижележащими уровнями, чаще с помощью торможения – оттормаживают лишние движения, непосредственные порывы, эмоции: «… не существует тревоги без соматического напряжения …» (Эриксон, 2002). На уровне А они выявляются как тонические мышечные зажимы, так подробно описанные в руководствах по телесно-ориентированнй психотерапии:
Патология общения уровня А - продолжение.
Итак, опираясь на вышеприведенные данные, мы можем сделать вывод, что нарушения на уровне А могут проявляться двояко: 1) дистониями и 2) нарушением активности; причем, по нашим наблюдениям, знак нарушений при поражении уровня А сохраняется: гипотония сопровождается снижением активности (болезнь Паркинсона, синдром Дауна, аутизм и многие другие), а повышение тонуса сопровождается повышением активности (синдром гиперактивности с дефицитом внимания, некоторые случаи аутизма).
Кроме того нарушения на данном уровне могут сопровождаться страхами:
• Нарушения вестибулярного восприятия приводит к страхам, связанным с положением тела, относительно силы тяжести.
• Нарушения ощущений собственного тела, при нарушении восприятия глубокой чувствительности, ведет к страхам, связанными с восприятием целостности своего тела («схемы тела»).
Страхи часто вызывают такую защитную реакцию ребенка, как уход в себя (аутизм). В результате этого тормозится дальнейшее развитие ребенка, нарушается социализация ребенка, его поведение (Екжанова, Стребелева,2003.
В работах Н.А.Бернштейна не описаны нарушения, вызывающие страхи, поскольку эти больные становятся пациентами не неврологических, а психиатрических клиник. Мы в своей работе среди аутистов встречали несколько детей со страхами, вызываемыми изменением положения тела, и множество детей со страхами, вызываемыми нарушениями восприятия целостности собственного тела.
Вестибулярные нарушения, вызывающие страхи, описаны при ряде психических заболеваний (Тримбл, 1987). Причем Тримбл указывает, что психические расстройства всегда являются результатом, а не причиной заболеваний.
14.03.2007 00:48:28, Cheroka
"Страхи часто вызывают такую защитную реакцию ребенка, как уход в себя (аутизм)" - Боже мой :(((((
Аутистом ребенок не становится, потому что кто-то или что-то напугало ребенка. Как такое может писать специалист, а не бабка-шептуха! Бруно теория о том, что насилие или испуг может сделать ребенка аутистом была им высказана в 40-х годах. С тех пор тонны бумаг исписанно в опровержение этой теории, а в России Бруно издают и цитируют.
14.03.2007 12:04:58, lena(uk)
Мы также считаем, что во многих случаях аутизма – нарушения восприятия и, вызываемые ими страхи, первичны, а психические нарушения – вторичны. Подтверждением данной точки зрения служат результаты коррекционной работы в нашем центре – работа по стимуляции глубокой чувствительности, по стимуляции вестибулярного восприятия приводит к ослаблению или исчезновению страхов у ребенка, уменьшение его аутизации, развивается общение ребенка сначала с родителями, затем с другими детьми и взрослыми, появляется возможность социализации ребенка.
Не всегда низкий тонус ведет к патологии общения – например при болезни Дауна, тоническое подстраивание, хотя встает по времени несколько позже, но полностью сохранно. Возможно это связано с лучшей сохранностью у даунят уровня С, который не сбивает тоническую настройку уровня А.
Диагностика нарушения движения на уровне А
Проще всего продиагносцировать тонус «на ощупь»:
при гипотонусе мышцы ребенка вялые, пассивные, мышцы не сопротивляются пассивному разгибанию-сгибанию кисти или локтя (снижен или отсутствует рефлекс на растяжение); хватка слабая (вы вкладываете свои пальцы в ладошку ребенка и чуть тянете их на себе – проверяете насколько долго и крепко удерживает ваши пальцы ребенок); при ощупывании, пальпации суставов ребенка ваши руки будто «проваливаются», ткани никак не отвечают на ваши действия; - при гипертонусе - мышцы напряжены, иногда спастичны; гипертонус всего организма часто демонстрирует себя гиперактивностью (широкая иррадиация возбуждения): масса движений, суетливости – ребенок быстро возбуждается, но его трудно затормозить или остановить, в движениях часты явления «перехлеста», «перелета через цель», иногда это сопровождается несколько повышенной температурой тела.
Поскольку причиной повышенного тонуса могут быть поражения на более высоких уровнях построения движений, мы стараемся отдифференцировать это, расспрашивая родителей о самочувствии ребенка во время сна. Тонус при поражении собственно уровня А, обычно, сохраняется во сне; тонус, наведенный с уровнейьолее высоких уровней, как правило, проходит.
14.03.2007 00:49:29, Cheroka
"Мы также считаем, что во многих случаях аутизма – нарушения восприятия и, вызываемые ими страхи, первичны, а психические нарушения – вторичны"

What????????
14.03.2007 10:07:50, lena(uk)
Тюля
Вот в данном случае я думаю, что есть подмена понятий "страх" - "психотравма". Т.е. первичными есть не страхи как таковые, а полученная психотравма, которая наложилась на нарушения восприятия. Если рассмотреть эти две причины в возрастных пределах от 1 до 2 лет, мы увидим такую закономерность - все дети при расширении кругозора (угла восприятия) в возрасте примерно полутора лет становятся пугливыми. Ребенок замечает гораздо больше, чем раньше и не всегда правильно интерпретирует увиденное. Это примерно, как после лета в глухой деревне внезапно оказаться в центре мегаполиса в час пик. Ребенок ощущает, как минимум дискомфорт, пока не привыкнет к многообразию окружающего мира. И вот, если в это время ребенку наносится серьезная психотравма, то может произойти отклонение в развитии психики. Вот только я не верю, что не будь у ребенка генной предрасположенности к нарушению психики по аутичному типу, аутизм разовьется. Т.ч. как ни крути, как не верти генная основа все равно присутствует, хоть нам и не готовы назвать точный адрес этого сбоя. А многообразие аутичных проявлений и обьясняется различными дополнительными травмами, иммунными нарушениями, соматическими, органическими, у каждого свои дополнительные вредности. 15.03.2007 23:41:31, Тюля
Самое большое недоумение у меня вызывает сам факт, что кто-то совершенно всерьез рассматривает идеи фрейдиста Бруно, высказанные в конце 40-х. Ладно, в Бруновское время аутизм не был достаточно изучен и люди верили во все эти идеи холодности, страхов, отсутствия доверия. Но сейчас уже понятно и известно, что ни страх, ни травма семейная не является причиной аутизма. Зачем за это цепляться? Мало того, занимаясь с детьми упражнениями, чтобы помочь с их сенсорными проблемами, Максимова пытается убедить, что этим она убирает детям аутизм.
В ее работе есть рациональное зерно - аутистам с сенсорными нарушениями можно облегчить жизнь правильной диагностикой этих сенс. проблем и соответственно правильным подходом.
Но приплетать Бруно.... Разве, что специалист со своим собственным (Бруно не в счет, так как нет его уже) учением стоит на ступеньку выше просто хорошего специалиста в иерархии и может считаться ученым.
16.03.2007 01:01:03, lena(uk)
Вестибулярные нарушения диагностируются: а) по реакции ребенка на изменение позы тела; б) по реакции ребенка на быстрый переход из положения сидя в положение лежа. В этих случаях ребенок, имеющий вестибулярные нарушения, демонстрирует реакцию страха и начинает за все хвататься руками: за стол, если стоит; за пол, если его удерживают в положении лежа. (При таких воздействиях страх может возникать, и если ребенок плохо чувствует свое тело; но тогда ребенок не будет хвататься за вас или за опору, а будет отталкивать вас руками) (Тримбл, 1987).
Диагностика нарушения общения на уровне А.
При диагностировании детей крайне показательно, как они сидят на руках мамы – вписываются ли в них, когда маленькие, тянуться ли щекой, прижимаются ли спиной, когда станут старше. В норме ребенок сидит «развалившись», «как в кресле», вписываясь в изгибы тела мамы. Бедра ребенка плотно прилегают к бедрам мамы, спина ребенка повторяет изгибы маминого тела, щека ребенка повернута к лицу или щеке мамы. При движениях мамы щеки ненароком касаются друг друга, (щека ребенка не отстраняется!). Мама изменила позу, ребенок повертелся на ее коленях, «вписался» вновь и расслабился. («щека» и «бедро» – это показатели общения на уровне В, но в случае нормы отдифференцировать их очень трудно).
Можно наблюдать разнообразные варианты тонических взаимоотношений ребенка и мамы, например:
• ребенок сидит на руках мамы «как столбик» - спина напряжена и отодвинута от тела мамы, голова оттянута от маминого лица: прикосновения не допускаются или допускаются прикосновения только затылком (что уже хорошо) – не сформировано тоническое подстраивание, скорее всего, не сформировалось доверие ребенка к миру;
• полная вялая пассивность, голова ребенка может даже лежать на руке мамы, но отворачиваться от тела, лица, щеки матери, «щека уходит» от мамы - не встало доверие;
• ребенок, сидя на коленях крутится, вроде бы вырывается из рук мамы, иногда бьет ее, царапается, кусается и т.п (т.е. демонстрирует нам движения более высоких уровней), но при этом он постоянно прикасается, прижимается к ней щекой или затылком; если его перестают удерживать (можно неожиданно развести руки), то ребенок или не уходит с рук, или, вскочив с ваших коленей, все равно остается рядом, повернувшись к вам лицом или щекой - он хочет еще тесного общения; - встало доверие, но есть нарушения выше уровня А.
Важно посмотреть, как ребенок реагирует на легкие, слабые объятия (уровень В или С – поверхностная кожная рецепция); как реагирует на крепкие объятия (уровень А – глубокая рецепция). Мы говорим, что ребенок «западает на руки», когда он застывает на руках, крепко прижавшись к взрослому, если взрослый достаточно крепко его обнимает - в случае тонических нарушений уровня А, ребенок хуже впитывает тактильную стимуляцию, и, вследствие этого, недополучает ее и, как следствие, «западание на крепкие объятия».
В позе «ребенок на руках» мы можем диагностировать не только ребенка, но и маму: у мамы может не сформироваться доверие к миру в раннем детстве или это доверие может затормозится какими-либо эмоциональными блоками в более позднем возрасте, и тогда она не отвечает на телесные, тонические посылы ребенка. Мы следим за тем, подстраивается ли тело мамы к телу ребенка или «уходит» от него, «уходит» расслабленно или напряженно. Мы следим за маминой щекой: если она повернута к ребенку, если ненароком или намеренно она касается головки ребенка или его щеки – мама доверяет себя ребенку и, возможно, и миру; если щека мамы «уходит» от головки ребенка или она намеренно отводит ее в сторону – то это говорит о каких-то серьезных проблемах мамы, которые будут мешать установлению доверия между мамой и ребенком в процессе коррекционной работы. На основании такой диагностики мы строим коррекционную работу с родителями.
Коррекция движений уровня А.
Для коррекции тонических нарушений данного уровня мы используем упражнения, воздействующие на вестибулярный аппарат (в основном, изменение положения головы относительно силы тяжести) и на постуральные мышцы спины – растяжки, скручивания и т.п.
Коррекция общения уровня А.
Коррекцию общения уровня А ведут родители. Педагог только консультирует родителей, объясняет пути и методы коррекции, учит родителей этим методам.
В первую очередь ребенку нужно «додать рук». Мы уже писали выше, в диагностике особенностей общения уровня А, что некоторые дети «западают» на крепкие объятия. Крепкие объятия являются прекрасным стимулятором регуляции уровня А. Мы помогаем маме увидеть и почувствовать доверие своего ребенка, показываем, как ребенок отвечает на ее объятия – тянется в ней затылком, щекой. Мы учим маму, как крепко прижимать ребенка к себе, глубоко обнимая его тельце, его косточки. Важно, чтобы во время объятий мама прижимала ребенка к себе не пальцами кистей рук, а скорее запястьями, целой ладонью (на уровне В еще не вводятся в регуляцию пальцы – ладонь работает целиком, в основном как место опоры). Когда ребенок «напьется рук», он отойдет от телесного контакта и начнет разглядывать окружающее. Через руки встает доверие к маме и к миру. Холдингтерапия – это, на мой взгляд, также вариант восстановления активности организма, через насыщение его проприорецепторной стимуляцией с одновременным восстановлением чувства доверия (Никольская, 1997; Либлинг, 2001).
Кроме этого и с мамой, и ребенком работает специалист по системной коррекции движений – эти занятия также направлены на восстановление и стимуляцию телесной чувствительности ребенка и мамы.
Отдельно от детей проводится консультативная и коррекционная работа с родителями.
14.03.2007 00:50:37, Cheroka
Пример коррекции вестибулярного восприятия.
Мальчик Андрей А. пришел к нам в центр 2,5 года назад (ребенку было около 4-х лет), диагноз – ранний детский аутизм. Поведение полевое. Отсутствие прямого взгляда. Лицо как застывшая маска, амимично. Отсутствие целевых движений. Отсутствие речи, нет даже лепетной речи, нет плача, только крики. Нет навыков самообслуживания. Страхи в новом помещении, крики.
При обследовании выявлено нарушения вестибулярного восприятия: даже легкое покачивание тела ребенка вызывает страхи, крики, хватание за близкие предметы или людей. Особенно усиливаются страхи и крики при попытках посадить или положить ребенка на пол: зрачки расширены, ребенок судорожно хватается за пол, раскинув руки и растопырив пальцы.
Основная работа была направлена на стимулирование вестибулярного восприятия – сначала очень осторожно, аккуратно, медленно тренировали вестибулярный аппарат ребенка к измениям положения головы и тела; затем воздействия становились все более смелыми - «готовим как космонавта».
В случае с этим ребенком приходилось преодолевать сопротивление родителей. Родители не понимали важность работы с телом ребенка и то выполняли занятия педагога – тогда явно уменьшались страхи и появлялись целевые движения, то бросали эту работу – страхи возвращались, а с ними и новые сложности. Тогда родителям казалось, что все бестолку, у них опускались руки.
Тем не менее, за 2,5 года коррекционной работы Андрей стал более эмоциональным активным ласковым ребенком. Появился интонированный лепет и первые слова. Он часто заглядывает в глаза взрослому, пытается понять его требования и настроение, смотрит на губы. Он научился самостоятельно есть, одеваться, часто сам просится на горшок. Выполняет простейшие просьбы. 20- 30 минут самостоятельно играет с игрушками, выполняя знакомые действия – кормит, возит на машине, кладет спать. Сортирует предметы по цветам, рисует каракули. Дифференцирует один, много. По просьбе показывает знакомые картинки. Любит слушать ритмичные тексты, пытается лепетно косноязычно подхватывать ритм чтения.
Вестибулярные нарушения стали более сглажены. Страхи новых закрытых помещений сохраняются, но проходят быстрее. Стали возможны упражнения с телом: «качалочка», «бревнышко» и др. Интересно, что Андрей часто громко кричит, осваивая новое упражнение. После того, как он сделал его с помощью педагога под постоянные крики ребенка, педагог отходит, а Андрей, отдышавшись, пытается сделать это упражнение самостоятельно и при этом также кричит, как только что с педагогом. Делает сам, без просьбы или понукания, старается и кричит. Правда, с каждым разом, криков становится все меньше, потом они совершенно уходят, при исполнении данного упражнения. Со следующим все повторяется вновь. (О криках детей при осваивании ползания упоминает
14.03.2007 00:51:33, Cheroka
Пример коррекции тонического взаимодействия ребенка и мамы.
Мальчик В.К. пришел к нам в четыре года. Родители жаловались на задержку речевого развития и трудности поведения ребенка. Психолого-медико-педагогическая комиссия центра поставила ребенку диагоноз – ранний детский аутизм. Трудности поведения – это очень мягкое обозначение проблем данного ребенка: ребенок постоянно находился в повышенном напряжении, в тонусе, в движении: перевернул в зале все, что можно было перевернуть, устроил гору из мягких модулей и залез под нее (очень диагностичная особенность, – когда ребенку не хватает глубокой чувствительности, он пытается компенсировать ее, используя разнообразные способы обжимания); обращение или просьбу ребенок либо игнорировал, либо агрессивно бросался на педагога. Родители, к сожалению, использовали телесные наказания, чтобы остановить агрессию ребенка. Единственно во что удавалось вовлечь ребенка (точнее то единственное во что он старался вовлечь педагога) – это игра в футбол. И то он постоянно старался попасть педагогу мячом в голову, оттолкнуть, сделать больно. В тоже время это был очень ласковый ребенок, агрессия могла моментально сменится жаркими объятиями, до боли, ласковым шепотом на ухо
Однажды у педагога сильно болела голова и она сказала В.: «Я сегодня очень плохо себя чувствую, очень у меня голова болит. Пожалуйста, во время игры, не трогай мою голову». И мальчик, оставаясь по-прежнему активным и агрессивным, в этот день ни разу не задел голову педагога, правда, сильно досталось рукам и телу.
Коррекционная работа на первых этапах была направлена на коррекцию глубокой телесной чувствительности. Но из-за трудностей взаимного контакта мальчика с родителями, шла очень медленно. В этом случае мы использовали вариант холдингтерапии – насильное удержания ребенка на руках у родителей. Собрать одновременно маму и папу не удавалось, поэтому работу вели с тем, кто приводил ребенка. Первый холдинг длился 30 минут, причем закончился расслаблением не ребенка, а мамы. Мама расплакалась, стала мягкой, теплой, ласковой. Она перестала быть «железной леди» со своим ребенком, а осталась «просто мамой». Хотя во время холдинга при преодолении сопротивления ребенка, педагогу пришлось столкнуть с усиленным напором его агрессии и вербальной и невербальной, после занятия в коридоре ребенок подбежал к педагогу и стал целовать его руки.
В дальнейшем родители использовали насильственное удержание ребенка на руках при особо сильных приступах агрессии и непослушания. Постепенно стало восстанавливать доверие ребенка к миру, наладился контакт с родителями на тоническом и взаимоконтактных уровнях, начал простраиваться контакт на уровне пространственного поля и на вербальном уровне.
За два года работы мы постепенно отошли от игры в футбол и перешли к игре с игрушками, агрессию внутри игры старались перевести в заботу. Сначала в игре были только машины, попадающие в аварии – мы ввели разговоры по телефону, вызов спасателей, мальчик срочно чинил машину, и она вновь выходила на трассу (и попадала в аварию). Мало-помалу в игру удалось вводить игрушки – животных, потом кукол. С появлением кукол очень легко пошла игра по бытовым сюжетам: приготовление еды (из пластилина), кормление, укладывание спать. В случае непослушания кукл
Через 1 год после начала работы стали делаться первые попытки ввести В. к детям. С одной стороны мальчик очень хотел к детям, с другой стороны возникала мгновенная агрессия. Первые выходы длились 1-2 минуты, до первого напряжения ребенка (он всегда напрягался и собирался прежде чем напасть); уходил от детей (точнее его уводили) всегда с возмущением и криком, рвался назад. Постепенно такие выходы становились более продолжительными, появились первые случаи, когда ему самому удавалось остановить себя, сцепить кулачки, потопать на месте, вздохнуть и продолжить игру.
Через 1,5 года работы, при постоянно продолжающейся работе с телом по регуляции тонуса, ребенок начал посещать подгрупповые занятия. Через два года появилось совместное делание с другими детьми на занятиях, вербальное общение, игра.
Тонус ребенка стал намного меньше, сейчас это скорее несколько гипо-, чем гипертонус.
Вспышки агрессии появляются значительно реже. Порой проходят 2-3 занятия совсем спокойно. Со слов родителей и дома проблем с поведением становится все меньше и меньше.
14.03.2007 00:52:28, Cheroka
В – уровень взаимоконтактного общения
Общение уровня В – погружено во взаимодействия двух тел при близком контакте (взаимоконтактные движения): тоже взаимное подстраивание двух тел друг к другу, но уже с использованием движений конечностей. Эти движения, как и движения уровня А, как правило, бессознательны.
При взаимоконтактных движениях - прижаться плечом, телом, обнять за плечи, спину, потолкаться и т.п., - основные точки опоры, захвата, приходятся на запястья или косточки ладони; т.е. используется кистевой захват руки, на этом уровне еще не вступили в работу пальцы. Чем более маленькие дети прижимаются к вам или обнимаются друг с другом, тем больше их объятия похожи на цепляния - кистевые или конечностные «защелкивания» - такие объятия разжимаются с большим трудом.
Афферентация уровня синергий, как будет показано ниже, привязана к собственному телу, отсюда и общение на этом уровне погружено в телесные ощущения – объятия, ласки.
Слух, зрение, обоняние – на уровне В несут только сигнальную функцию – быстрая бессознательная автоматизированная оценка всего, что происходит в окружающем пространстве: опасно/безопасно. Нет прямого взгляда «глаза в глаза» - еще не сформировалось центральное зрение; на этом уровне прямой взгляд – сигнал опасности, нападения (вспомните «глаза» на крыльях бабочек, взгляд угрозы у нападающего животного). Используется, в основном, «боковое зрение»; поэтому голова располагается не прямо, а чуть с наклоном, взгляд искоса, чуть снизу и сбоку. (Эйбл-Эйбесфельдт, 1995, 41). Ребенок, когда подходит прижаться к вашим ногам, когда что-то просит или хочет, чтобы его пожалели, также часто использует этот ускользающий боковой взгляд, взгляд доверия и подчинения.
На уровне В появляется, часто неосознанная, выразительная мимика – например, улыбки, гримаски сонного ребенка. Для ребенка, она - не осознана, а для мамы – она сигнал довольства или неблагополучия ее дитя. Эту непроизвольную мимику многие взрослые научаются тормозить, зажимать – специально, чтобы скрыть охватившие чувства, или непроизвольно – при беде, горе. Тогда мы видим застывшие амимичные лица.
Недавно в учебниках когнитивной психологии я стала рассматривать фотографии улыбающихся ученых, листом бумаги закрывая на них нижнюю часть лица с улыбкой. Оказалось, что среди почти сотни фотографий – только три улыбки глазами – в остальных глазах застыли боль, страх, испуг и т.п. растянуть губы в оскал легче, чем проконтролировать движения глаз.
Также врожденны многие непроизвольные выразительные позы и жесты: вытянутая перед лицом рука, ладонью к опасности; попытки собраться, свернуться в комок или оскал при страхе; общая расслабленность, спокойствие, – когда все хорошо; жест доверия – протянутая, повернутая к вам щека (Эйбл-Эйбесфельдт , 1995, 46). Чем ниже уровень построения движения, тем шире в нем участвует все тело. Это крайне характерно для движений уровня В – разворот доверчивой к вам щеки тянет за собой и бедро.
Для того, чтобы оценить возможности общения этого уровня следует вспомнить животных, для которых уровень В является ведущим.: крокодила, лягушку или ящерицу. Для этих животных важно: убежище - спрятаться; еда - движущаяся цель – догнать, поймать, схватить ртом, съесть; эти животные не разглядывают то, что будут есть, а хватают, реагируя на движение или на запах (если не съедобно, потом выплюнут); опасность - убежать спрятаться: могут съесть тебя самого – та же реакция на движущуюся цель, но уже на цель приближающуюся к тебе, особенно опасно (для животных открытых пространств) движение сверху - опасность нападения хищных зверей или птиц.
Особей своего вида эти животные предпочитают иметь на небольшой дистанции. Каждая особь на открытом месте располагается так, чтобы видеть как можно больше и дальше (видят они не цели, а отслеживают изменения освещенности или движения). На сближение они идут не прямо, а чуть кругом: приближаются друг к другу не носом, а чаще с хвоста или сбоку, чуть со стороны. Первый контакт бывает как будто случайный, краем тела или хвоста: толкнули (торкнули) – отбежали, ждет, что будет. Если все в порядке, можно потолкаться, потереться еще. И чуть позже торкнуться носом, понюхать, потереться головой (движения особого доверия). Лечь отдыхать рядом или в непосредственной близости. (Физиология поведения, 1987). Очень похоже мы стараемся себя вести при первых контактах с тяжелыми аутистами.
14.03.2007 00:53:44, Cheroka
На уровне В впервые появляется «нет» - сначала это просто неприятие, отстранение, отворачивание. На уровне С появится покачивание головой и звук. («Да» опирается на выбор и простраивается значительно выше – не ниже уровня D.)
Патологии общения на взаимоконтактном уровне мы в своей практической работе не встречали ни разу.
Описанный уровень общения соответствует, с нашей точки зрения, уровню В построения движений (по Н.А Бернштейну – уровень синергий и штампов, или таламо-паллидарный уровень).
Ведущая афферентация уровня синергий – это афферентация собственного тела. Здесь глубокая (протопатическая) чувствительность дополняется поверхностной (диакритической) и проприорецепторной чувствительностью мышц и связок (рецепция положения и ускорения).
Поверхностная чувствительность обладает точными «местными знаками» – мы точно знаем, до какого места нашего тела кто-то дотронулся, где нам неприятно или больно, или чешется. (Сравните: тяжелые аутисты почти ничего не могут делать своими руками, но почесаться для них – не проблема).
Ощутимых связей с вестибулярной системой у этого уровня не имеется.
В афферентные синтезы уровня В еще не включается и телерецепция (рецепция на расстоянии) зрения и слуха. Точнее, на этом уровне не включается телерецепторика в качестве рецепции ведущей движения. Но мы уже не только различаем свет ото тьмы, но видим силуэты и реагируем на движущиеся объекты (Бернштейн, 2003, 103) - это то самое «боковое» зрение так хорошо известное нам при работе с аутистами и детьми с ДЦП - данная афферентация имеет скорее сигнальное значение – неосознанная автоматическая оценка опасно/безопасно, руководящая приближением/удалением организма.
Сравните: лягушка не реагирует на неподвижную муху, лежащую или висящую перед ней, но ловит муху летящую.
Краткая характеристика уровня В.
Опираясь на всю проприорецепцию мышц и связок, всю кожную рецепцию уровень В руководит локомоциями всего тела, подчиняя себе тоническую регуляцию уровня А. Движения уровня В автоматизированы и бессознательны. Все основные движения тела – подъем головы, повороты, ходьба и т.п., - врожденны; сюда же спускаются многие двигательные автоматизмы, которым человек обучается позже.
Конечные эфференты (исполнительные органы) Ур. В - крупные мышцы конечностей.
Он руководит:
• обширными мышечными синергиями - дирижирование одновременной согласованной работой огромного количества мыщц – ходьба, ползание, прыжки и т.д.;
• развертыванием движений во времени, обеспечивая их правильное чередование, объединение в едином ритме;
• четкой повторяемостью движений – и ритмичных и однократных, похожих друг на друга, как две монеты.
(Коррекционные педагоги, работающие с проблемными детьми, я думаю, сразу вспомнят монотонные движения аутостимуляции детей с проблемами развития - раскачивания, размахивания, повторяющиеся движения без какой-либо внешней цели. Отсутствие смысла движения и замыкания реле на обратный ход – это застревание развития детей на уровне В.
Среди движений уровня В на первом месте следует поставить движения выразительной мимики, пантомимы и пластики, т. е. совокупность непосредственно эмоциональных движений лица, конечностей, всего тела. Первая улыбка новорожденного ребенка, его недовольная гримаска – все то, что неосознанно, врожденно.
На этом уровне протекают многие движения, которые ребенок осваивает в течение первых месяцев и лет жизни: изгибы, откидывания, повороты тела, сидение, ползание, ходьба, бег и т.п. Обратите внимание - большинство из этих движений идут с фиксированных точек опоры, и, в своем построении, опираются на позно-тоническое подстраивание уровня А. (На это свойство движений уровня В опирается метод «системной коррекции движений»).
Сюда же относятся привычные всем полунепроизвольные движения потягивания всем телом, расправления членов, движения ласки – взаимоконтактные движения, объятия, поцелуи.
Все эти движения хорошо и легко делаются с закрытыми глазами. Вся система афферентации этих движений привязана к собственному телу.
Из звуков – неосознанные возгласы, крик (еще не интонированный, еще не плач).
На этом уровне - рука, еще не кисть, скорее лапа
14.03.2007 00:55:33, Cheroka
СветланаЮ
Юль, спасибо. Очень интересная статья! 15.03.2007 08:26:57, СветланаЮ
Света, ну вот тебе, как маме аутиста, что показалось интересным в этой статье? 15.03.2007 12:03:52, lena(uk)
Света, самое интересное, что это всё работает!
Я смотрю на Катю - она изменяется, причем достаточно быстро. Вроде все рекомендации просты для выполнения, проходят не в режиме многочасовых занятий, а просто как игры и тисканья, но от них и я становлюсь другой, и Катерина - у нас быстро выстаиваются совсем другие взаимодействия и отношения.
У нас ведь с рождения были ВСЕ признаки раннего детского аутизма - и, главное, эта как бы упругая оболочка, покрывающая ребенка, так что я всегда чувствовала, что у нас с ней - дистанция.
Оказалось, что это происходит из-за отсутствия тонического подстраивания Кати. И оказалось, что эти воздействия именно на кости - крепкие сдавливания (в отличии от всяких поверхностных тактильных стимулов, про которые все мы знаем и используем), способствуют достаточно быстрой нормализации.
У меня сейчас почти эйфоричное состояние - Катя сама стала прижиматься ко мне:)) Причем даже ночью, чего раньше в принципе не было...
15.03.2007 10:28:00, Cheroka
"И оказалось, что эти воздействия именно на кости - крепкие сдавливания (в отличии от всяких поверхностных тактильных стимулов, про которые все мы знаем и используем), способствуют достаточно быстрой нормализации." - о крепких сдавливаниях при сенсорных проблемах знают здесь многие специалисты, правда никто не говорил, что это помогает, потому что это воздействие на кости... Кстати, различные щекотания и легкие поглаживания, как упражнения, очень не рекомендуют детям с повышенной чувствительностью. 15.03.2007 12:08:55, lena(uk)


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!