Раздел: Как поступить?

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Апельсиновая девушка

продвинутым родителям и лингвистам-объясняльщикам

скажите пож-та, а как вы объясняете детям правила великого и могучего, которые сами не точно знаете?
1. лезете в словари
2. объясняете как помните
3. отсылаете к учебникам и учителям
4. другое

вопрос возник в связи с приставками пре- и при-
мне смутно помнится, что приставка пре- используется в случае, где ее можно заменить на пере- (предобрый, препятствие, преграда)а при- в значении приближаться и близких к тому (приблизиться, привлечь и т.д.)
но тогда есть столько необъяснимых случаев!
преуменьшить, прекратить, презирать, приуменьшить и т.д.)
И все это учить штоль????
14.11.2011 11:41:09,

98 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Дикая хозяйка
Никак не объясняю :))) Отправляю читать учебник. 15.11.2011 13:16:57, Дикая хозяйка
1. лезу в словари, учебники, интернет. 14.11.2011 19:52:14, Zanudka
komarel
по памяти абисняю :)), но если сомневаюсь, лезу в источники... 14.11.2011 16:47:35, komarel
Пи-Джин
Ира, ежели что, пиши мне на мыло - я тебе все объясню. 14.11.2011 16:43:19, Пи-Джин
Апельсиновая девушка
спасибо, Вета)
не премину
14.11.2011 18:04:10, Апельсиновая девушка
Мурзя
Я много чего так помню. А если не знаю или есть сомнения - лезем в словарь. Ну и интуицию тоже никто не отменял - оба пользуемся, и вполне успешно :) 14.11.2011 15:45:51, Мурзя
Апельсиновая девушка
спасибо всем!
резюмирую для себя - грамоту.ру спрашивать, современные учебники читать, к словарям относится с осторожностью.
в общем - бдительность во всем)
14.11.2011 15:06:10, Апельсиновая девушка
Zeta
при - пишется, когда что-то приближается
пре - во всех остальных случаях
14.11.2011 16:30:11, Zeta
Апельсиновая девушка
Зета, вот так примерно было и в моем воспаленном мозгу, но оказалось - ни фига! 14.11.2011 18:16:29, Апельсиновая девушка
Zeta
а как - фига? в смысле, как правильно?
или приведи исключение из моего правила:)
15.11.2011 12:57:46, Zeta
Приумножать, приводить,признавать, приседать, причесать... 15.11.2011 13:12:13, Violetera
Только детям об этом лучше не расскзывать:-) 14.11.2011 18:08:56, Violetera
Пи-Джин
(прослезилась))) 14.11.2011 16:50:30, Пи-Джин
для подобных объяснений есть специально обученные люди 14.11.2011 14:40:26, Colline
Можно я всем тут сразу скажу: сейчас наши старые словари не стоит использовать.
Кто у нас тут в школе работает, првильно говорю?

Там расхождения были и 20 лет назад.
14.11.2011 13:24:56, Питерская, и пусть меня поправят
В словари, на соответствующий сайт, спрашиваю знакомых гуру.
В вашем примере просто прочитала бы учебник, если бы не помнила.
14.11.2011 13:12:20, Etagerka
Вообще-то в их обычном школьном учебнике все и написано:достаточно внимательно прочитать. 14.11.2011 13:04:53, hanhi
ФСЁ свекровь может объяснить точно и дочка. 14.11.2011 12:45:06, NLU
УникаЛьнаЯ
Сначала говорю, как помню, а потом вместе лезем в словарь или учебник (впрочем, последнее пока сложно - в букваре правил мало :)) ) 14.11.2011 12:33:26, УникаЛьнаЯ
Правила не помню, но помню, что русский мы сдавали по билетам и штоль учили-таки. И приставки, и -н-нн-, и гласные чередующиеся, и много ещё разного. Почему бы и нынешним детям не поучить. 14.11.2011 12:31:31, Елна
Ольга-13
2. что могу сама сразу объяснить - объясняю.
2. если не могу - ищу объяснение (лезу в словари, в инет или здесь спрашиваю) и потом объясняю.

и чо-та я сомневаюсь в существовании такого школьного учителя, знания которого были бы системнее и глубже, чем мне удастся вытащить из источников, перечисленных мною же в пункте 2:))
14.11.2011 12:26:44, Ольга-13
фа
Я никогда не задумывалась как правильно, оно само правильно пишется за редким исключением. Вопросы - в словарь лезу. И ребенка этому учу. 14.11.2011 12:20:30, фа
Лингва
Про великий и могучий меня дочка почти не спрашивает: интуитивно пишет правильно. Но если вдруг...то лезу в словари, объясняю, как помню и уж конечно не отсылаю к учебникам и учителям, поскольку...очень люблю отвечать на ее вопросы)) 14.11.2011 12:16:38, Лингва
говорю - напиши так и так, посмотри, что естественнее, что глаз не режет. Для меня это единственный критерий, как правило безошибочный. 14.11.2011 12:05:41, AleXXX
Апельсиновая девушка
я так собственно и поступаю, но есть дети, которым надо понять почему? - вот как в примере с преуменьшать и приуменьшать.. 14.11.2011 12:21:07, Апельсиновая девушка
"Пре-" - это по смыслу сильно изменить, "при" - это скрорее "недо" чем "пере" Т.е. изменить чуточку.
поэтому преуменьшить (такого не встречала, чаще "преумножить") это почти свести на нет, а приуменьшить - это чуть-чуть уменьшить :)
14.11.2011 12:45:19, Rosenstock
Ха-ха, хочется мне скзать. Бред нынешнего образования состоит в том что...
Моему ребенку не придет в голову сказать:"Проходя по мосту, у него слетела шляпа". Проверено. Он соображает, что неверно, но почему?!
Так что если Вы еще не в курсе, мы теперь учим не только грамотно писать и говорить, мы же теперь старательно изучаем ОШИБКИ!
Это система тестирования, когда из разных вариантов один.
В итоге ты же знакомишь ребенка и с неверными вариантами.
14.11.2011 12:10:02, Питерская
Вчера глазам своим не поверила - сама лично видела у ребенка в учебнике русского языка (причем будто бы цитата кого-то из великих!):
"читая стихи Пушкина, мороз пробегал по коже".

Вот на мой взгляд, это аналогично шляпе, проходящей по мосту - нет?
Но, к сожалению, это было вовсе не в параграфе для поиска ошибок:((
14.11.2011 12:54:38, Helen*
У Достоевского и Толстого куча такого рода ошибок. У Толстого, например: "Облокотясь лицом о стол..." 14.11.2011 13:16:58, маугленок
Дина (Джума)
Была уверена, что это не ошибка)))))
Для меня это стадия перед "улегшись лицом в салат"...
15.11.2011 16:13:13, Дина (Джума)
смотря какое там продолжение. если и ошибка, то другого свойства 14.11.2011 13:54:15, Шерлок
Какое бы ни было продолжение. Облокотиться - значит опереться локтем, а на лице локтей нет. 14.11.2011 14:03:03, маугленок
я и говорю - иного рода. хотя может это и не ошибка. а просто авторский текст 14.11.2011 14:09:22, Шерлок
Ольга-13
так у Толстого это возможно и не было ошибкой.
многое изменилось с тех пор в языке
14.11.2011 13:50:07, Ольга-13
Локти стали лицом?? А причем здесь язык? 14.11.2011 14:34:49, Violetera
Оля, ну Чехов - современник Толстого. а над этим смеялся. А Пушкин раньше жи, и нигде у него таких оборотов не было. 14.11.2011 14:08:11, Маграт
Ольга-13
я же не возражаю.
но считаю, что подобные древние выверты язака анализировать должны специалисты, а не я.

я вон с умным видом замечу Толстому, что в слове "танцОвали" у него ошибка, а потом оказывается, что это была норма языка:(
14.11.2011 15:06:06, Ольга-13
Слово "облокотиться" значит "опереться локтем". 14.11.2011 14:04:22, маугленок
Ольга-13
за времена Толстого я не поручусь.
мало ли что оно тогда значило
14.11.2011 14:10:57, Ольга-13
вполне выпуклый образ - облокотицца мордом ап стол :) Сам так иногда облокачиваюсь :) 14.11.2011 13:57:22, AleXXX
И на солнце есть пятна:) 14.11.2011 13:25:45, Питерская
Я к тому, что принадлежность к классике - не гарантия грамотности. 14.11.2011 13:39:35, маугленок
Но все же в качестве цитаты для учебника русского языка лучше было взять те высказывания классиков, где они свое несовершенство не показывают:)) 14.11.2011 13:55:22, Helen*
Это да, но это не к автору текста, а к автору учебника. 14.11.2011 14:03:44, маугленок
Серьезно, что ли? Аналогично. Должен быть ОДИН субъект (лицо или предмет). Мороз читал стихи и бегал по коже:))

Я ошибки нашла в учебнике для ЕГЭ, не помню какие. А я все же не великий спец.
14.11.2011 13:03:16, Питерская
Ольга-13
как это "мороз читал стихи"? 14.11.2011 13:07:07, Ольга-13
Это в приведенном примере.
Должен быть один субъект у глагола и деепричастия. Когда два, получаются вот такие шутки. Новогодние.
14.11.2011 13:11:06, Питерская
Ольга-13
ни хрена не поняла:( 14.11.2011 13:12:38, Ольга-13
:)) Вот. Это раньше в школе и не проходили.

Читая стихи Пушкина, Маша увлеклась рус. лит-рой.
Это значит, что Маша читает и одновременно увлекается. Дееепричастие показывает второе действие для Маши.

Читая стихи Пушкина, мороз пробегал по коже.
Здесь в качестве действующего лица, субъекта предлагается мороз. У мороза два действия. Стихи читать и бегать:)

Не знаю, как еще объяснить. Не училка я:)) Это к вопросу, что гуманитариям мозг не нужен. Иногда нужен:)
14.11.2011 13:22:54, Питерская, для Алекса тоже
наверно на коже сидел :) 14.11.2011 13:09:23, Багир@
Мы - это школа и я, бедная родительница, выученная в добрые старые времена на филфаке, когда его название еще было не ругательным англицизмом:) 14.11.2011 12:18:45, Питерская
и что? и кто это "мы"? :) 14.11.2011 12:14:34, AleXXX
кстати, да. это дебильное начинание - изучать ошибки:((( 14.11.2011 12:13:51, Чернобурка
сейчас детям раздают тесты, в которых написаны слова с ошибками. их надо найти. Довольно глупо, если учесть, что основная грамотность идет от зрительной памяти. 14.11.2011 12:40:34, Чернобурка
Я в ужасе от этих заданий. Писать самому грамотно много легче, чем исправлять чужие ошибки.
И потом чем меньше ребенок видит неправильных вариантов, тем лучше. Мне казалось, это элементарно.
Педагогу все равно, у него мозг сформирован.
Таким как я... мозг кипит и начинаешь сомневаться:))
14.11.2011 13:06:48, Питерская
??? 14.11.2011 12:15:07, AleXXX
Запутывает неокрепшие мозги, которые не готовятся в будущем к карьере филологов и поэтому им без надобности досконально знать правила, а вот писать грамотно неплохо было бы. В таком случае практически единственный выход - постоянно много ПРАВИЛЬНЫХ примеров перед глазами (книги, газеты, учебник - не важно). 14.11.2011 12:42:12, В, с работы
в "двУХтысяча таком-то году" уже оскомину набило - и на слух, и на глаз 14.11.2011 13:08:54, Багир@
Как раз на числительные таких заданий много. Лучше бы на каждой странице писать единственно прав. вариант, рассчитывая на механ. память:)) 14.11.2011 13:12:57, Питерская
Зачем механическая память, если можно понять? Вот как раз в отношении слов, подчиняющихся правилам, такие задания вполне обоснованны.
Чисел много тысяч, все не напишешь, чтобы на механическую память надеяться :)
14.11.2011 13:30:45, маугленок
понять - и каждый раз применять правило? Все равно после понимания приходит механическая память, так не проше ли проскочить этап понимания? :) 14.11.2011 13:45:55, AleXXX
Для меня не проще, механической памяти на ВСЕ числительные не хватит. Мне вообще надо понимать, я не могу зазубривать. 14.11.2011 14:05:34, маугленок
Язык надо чувствовать, ни зубрежка, ни механическая память тут не помощники. Чтобы не только не делать ошибок, а и понимать, как нелепо звучат некоторые вполне употребляемые словосочетания. Быть внутри языка, общаться с грамотными людьми и читать-читать-читать:-) 14.11.2011 14:34:04, Violetera
Василиса из сказки
Быть внутри языка, общаться с грамотными людьми и читать-читать-читать:-) (с) ))) - так это и есть использование памяти ))))). 14.11.2011 21:54:45, Василиса из сказки
Нет, это как плавать, дышать.. Я про приставки при- и пре- ничего не учила никогда, мне это было ни к чему 14.11.2011 23:02:28, Violetera
Ох, только вчер грузила девственно чистый мозг ребенка причастиями и деепричастиями. В первую очередь нужно смотреть ИХ учебник. Как он детей требуют, то и давать. Для развлечения еще Справочник школьника посмотрела. Не всегда годятся словари.
Ну и смотря какие цели. Им вот давали в школе учебник с заданиями для ЕГЭ, вот на него и стоит ориентироваться. А есил хотите вырастить филолога, этого мало, конечно.
14.11.2011 12:04:17, Питерская, экс-лингвист
у бабушки спрашивают 14.11.2011 12:03:07, Шерлок
исключительно по Розенталю 14.11.2011 12:01:01, Багир@
Розенталь хорош для себя. Школьный учебник - в первую очередь.
Вот есл им объясняют, что ТЬ - это окончание, а не суффикс, то так тому и быть.
14.11.2011 12:06:04, Питерская
кому как :) помнится, мой сын не раз объяснялся со своей русичкой с Розенталем в руках, очень убедительно было :))) 14.11.2011 12:21:24, Багир@
Мы один раз в Институт лингв. исследований звонили:) Из-за "На украине и в украине"... Какой Розенталь, ох... Двойку ребенку впаяли за "на Украине", не более и не менее. А девочка отличница и т.д.

Учтельницу, правда, потом за пьянку выставили...

Хотя как базовый Резенталь хорош, хорош.
14.11.2011 12:24:57, Питерская
тетя Мотя
Вспомнилось! Прожекторперисхилтон, Светлаков:"Чтобы быть "В" надо быть сначала "НА" 15.11.2011 18:14:55, тетя Мотя
у меня младшему уже 31 :) Розенталь в то время еще не устарел, когда он учился 14.11.2011 12:46:38, Багир@
У меня-то 13, разгар экспериментов приходится именно на него. Они ГИА будут сдавать практически в первых рядах. 14.11.2011 13:08:33, Питерская
бедолаги :( 14.11.2011 13:10:48, Багир@
При - приближение, близость, неполное действие.
Пре- "пере-" и "очень".
Это как я помню.
Лезу в словари, если что.
Учителям и учебникам (кроме Розенталя))) не доверяю ))), 1) мало ли там какой учитель, 2) да он с ума сойдёт - каждому ученику давать индивидуальные разъяснения по каждому вопросу.
14.11.2011 11:57:15, В. с работы
Ольсик
ПрЕуменьшить - это и значит ПЕРЕ,чрезмерно уменьшить.
Второй вариант с ПРИ неправильный.

А вообще я призываю детей (и вообще всех) больше читать, тогда человек зрительно помнит,как пишется слово и развивается интуитивная грамотность.
14.11.2011 11:56:58, Ольсик
Два варианта правильных. Вопрос в значении. Грамота.ру всё объясняет. "Преуменьшить" - это антоним к "преувеличить", здесь значение "пере-", "излишне". "Приуменьшить" - сделать поменьше, здесь чётко "неполное действие".
Я это так вижу.
14.11.2011 12:00:28, В. с работы
Апельсиновая девушка
во как!!
совсем грустно..
14.11.2011 12:02:05, Апельсиновая девушка
Воображение развивает зато, пока нужные варианты подыскиваешь. Опосредованно очень хорошо влияет на развитие умения излагать свои мысли. 14.11.2011 12:03:24, В. с работы
Апельсиновая девушка
читать - это конечно здорово, мне поэхтому и праивла не нужны, что я и так все помню, но дети сейчас к сожалению читают меньше нас, поэтому надеяться только на визуальную память не приходится.
увы(
14.11.2011 11:59:44, Апельсиновая девушка
ландыш
в интернете смотрю и объясняю. Если сама не помню. 14.11.2011 11:53:38, ландыш
никак не объясняю. ей вполне хватает объяснений учителя на уроке русского языка. за все 9 лет не потребовалось. 14.11.2011 11:53:08, douceur
Вечная Весна
4. даю ссылку на грамотуру и зерулес.
Могу изучить вместе с ним для повышения образованности
14.11.2011 11:45:29, Вечная Весна
Чифф@
+1. Отправляю на грамоту.ру. Если вопрос представляет интерес и для меня тоже - лезу туда сама :) 14.11.2011 11:48:35, Чифф@
ЮляМ
Великий русский сильно сложный язык! Я сталкиваюсь с проблемой когда мой нерусский муж требует объяснить правила использования приставок, предлогов, склонения и тп постоянно! Первое на чем я зависла - почему мужчина, заканчиваясь на "а" является мужским а не женским родом. Все валю на исключения ))) 14.11.2011 11:45:11, ЮляМ
потому что обозначает существо мужского пола:)) именно поэтому есть слова, которые, оканчиваяь на "а", могут быть как женского, так и мужского рода, в зависимости от того, к кому относятся. 14.11.2011 12:02:10, Чернобурка
А он не немец, часом )))? А то путь объяснит, почему слово "мать" в немецком языке оканчивается как существительное мужского рода, более того, и мн.ч. число образовывает, как м.р.? )) 14.11.2011 12:02:06, В. с работы
эстноцы ваще жгут: у них почему-то наоборот - "ваша ежик" и "ваш сумка" :))) 14.11.2011 12:50:02, Багир@
Лингва
А девушка там вообще среднего рода, если мне память не изменяет))? 14.11.2011 12:10:29, Лингва
а какого она, если она еще девушка? :) 14.11.2011 12:26:23, AleXXX
Девушка там по грамматическому признаку среднего рода. Умлаут над корневой гласной и суффикс -chen. Бывшее Fraeulein - тоже, кстати. Просто -lein и -chen всегда дают средний род, это уменьшительно-ласкательные суффиксы, неважно, со словом какого рода они сочетаются. 14.11.2011 12:45:39, В. с работы
ЮляМ
точно 14.11.2011 12:13:10, ЮляМ
ЮляМ
Не немец, румын хехе. Но у них тоже полно всякой жести типа мотоцикл, автомобиль, велосипед - все женского рода ))) И еще его возмущает отсутствие логики в расстановке ударений в нашем языке, у них просто - всегда предпослений слог. А если в слове один слог - они добавляют еще один спецом чтобы ударение на последнем не было гыыы.

От немецкого я тоже запомнила среднего рода девочку и женского женщину ))) Как так она растет и род меняет?
14.11.2011 12:09:40, ЮляМ
См. выше. Frau -женщина. Fraeulein (у меня здесь умлаутов нет, вместо е после а должен стоять умлаут) - девушка (немного устаревшее), "маленькая женщина".
Слово Maedchen просто образовано от другого слова.
14.11.2011 12:48:16, В. с работы
Апельсиновая девушка
да, и главное таких исключений пруд пруди - от папы и до старшины) 14.11.2011 11:53:18, Апельсиновая девушка
А поэтому лучше чтения ничего не придумано. Сложный русский язык, да. Но тому, кто много читал, правила уже не нужны. 14.11.2011 12:58:11, Violetera
Гномша
Если не помню, лезу в словарь. 14.11.2011 11:44:24, Гномша


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!