Раздел: Обучение детей русскому языку

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Методики обучение русскому как иностранному.

Подскажите, может у кого есть ссылка, или просто название учебника.
Я пытаюсь взятся за ум и начать заниматься с сыном русским. (я всегда работала, дитя всегда было в яслях-садиках и т.п., бабушек нет, поэтому случай у нас запущенный).

Ребенку 5 лет. У нас есть множество азбук, букварей, и учебников грамматики, но ИМХО, мне кажется, что 5-летний ребенок не захочет тупо учить слова и буквы, а до грамматики мы еще в ближайщие годы не доберемся. Может кто-то знает книгу-учебник-пособие-методичку по обучению детей русскому как иностранному? Вот чтобы не с букв начинали, а с "привет, пока, меня зовут, мне 10 лет, я живу там-то, моя любимая игрушка... и т.п.", и красочно, для детей.

Извините если это уже обсуждалось, но поиском я ничего не нашла...
Заранее спасибо за совет!
04.10.2006 12:20:50,

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Эх, то-то я смотрю, вы растерялись чегой-то.Эт правильно, с мамы надо начинать, если хотите по-русски научится.
Я применяю , скажем так, обе методики.Успехи у нас средние, потому что сначала сильно отставали в речи от сверстников, нам ставили expressive speech disorder, сейчас у нас все очень даже ничего, и на мой вопрос нейропсихиатру "можно ли опять ввести русский?", он ответил-"хоть китайский".
Чему мы и были очень рады.
Я с дочерью разговариваю сейчас большую часть по-русски( нам 5 лет).По-итальянски или когда надо что-то объяснить, что не поймет, или в компании.
Говорю фразы ро-русски короткие, четкие, хорошо выговоренные, если неправильно сказала, стараюсь поправлять.У нас очень большой плюс-дочь очень хочет сама научиться( я и не подозревала в ней такого рвения, у нее в Москве есть друзья разного возраста и бабушка осталась, она и старается, а то как с ними еще разговаривать?)От этого и танцуем.
Я учу ее читать по букварю Жуковой(это вторая часть нашей методики).Она соглашается читать по нему.Букварь ей нравится.Писать по-русски пока еще не.Мама там, папа и все.Но ей сильно прописи нравятся.Много читаем по-русски вслух, брата иногда тереблю, чтобы с ней по-русски разговаривал, всякие там кассеты, диски и прочего есть тоже.
Но главное по анализу языковому, мне думается, это развивающие задания и то, что сами придумаете из речевых игр.
Дам несколько ссылок:
http://www.russianwomenmagazine.com/russian/books/medhod.htm ( здесь учебник для обучения русскому как иностранному, сама не покупала, не знаю, смотрите сами)
http://www.babyroom.narod.ru/metod.html
здесь вы найдете некоторые речевые игры, о которых просили
http://shop.top-kniga.ru/books/series/in/4420/
это сайт одного из сетевых магазинов, поскольку сайт издательства Росмэн на данный момент у меня, например, не работает.Там полно всяческих развивающих тетрадей, мы, например , и по ним занимаемся тоже.
http://www.danilova.ru/publication/devel7_05.htm
( У Даниловой на сайте кое-что есть из речевых игр).
Вот подборка игр из сети, что я нашла:
загадал слово на букву... такое красное, круглое,... (описание предмета не называя его)

игра как в "города", только любые существительные (придумать слово на букву, на которую заканчивалось предыдущее)

"я знаю пять ...." (имен девочек/мальчиков, городов, стран, рек, лиственных деревьев, цветов, марок машин..... )

придумывать цепочки слов, где меняется одна буква . Как вариант игры - может добавляться одна буква или пропадать(ето уве замета, так что остальные буквы должны все остаться те же)(кит-кот-кол; коса-коза-лоза-роза-гроза-...) противоположности? левый-правый, низкий-высокий
синонимы?
ассоциации- хотя это может быть трудно.

существительное -глагол мясо -варить (есть/жарить/тухнет/ замерзло)
существительное -прилагательное (мясо -свежее, красное, пахучее, говяжье)

съедобное-несъедобное (вы: яблоко, сын: ам, лимон-ам, колбаса-ам, колесо -не дам!)
1. "Кто кем (чем) будет?"
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок
- бумага
- дерево
- снег
- вода
- бабочка
- семечко
- мука
- железо
- ткань
и т. д.
Обратно. "Кто кем был?":
- лошадь - жеребенком
- велосипед - железом

2. Птица - не птица.
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!

3. Какое что бывает ?
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным?(коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым ( квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

4. Что снаружи, что внутри?
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри.
Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

5. "Кто без чего не обойдётся"
Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись.
Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

Пожалуй, пока все:)
05.10.2006 13:11:17, Трушкин
Ух ты, сколько всего. Спасибо! 06.10.2006 16:11:03, НаталияБел
MyKidsMom
Ои как здорово. Спасибо. Все себе сохранила. 05.10.2006 19:06:39, MyKidsMom
спасибище! Это все нам очень пригодится
Про букарь Жуковой +1
05.10.2006 17:56:42, mama_iz_USA
А вот и не за что:) Сети спасибо( кроме Жуковой) , я без нее как без рук стала:) 05.10.2006 18:12:08, Трушкин
та методика, которую вы описываете вполне нормальная, сейчас никто не начинает учить язык с букв или грамматики. современная методика основывается именно на коммуникативном методе, то есть на "говорении". Нас учили: "чтобы научиться говорить, надо говорить". Поскольку уровень у ребенка практически никакой, то нужно говорить с ним много, но простыми фразами, короткими предложениями. Чем длинее предложение, тем сложнее его понять. Говорить нужно всегда и везде. Любит пиратов - прекрасно. Возьмите знакомую книжку и попробуйте посмотреть с ним картинки. Спросите: Кто это? Ответьте: Это пират. Пусть это будет полный примитив, но начинать надо именно с этого. То же самое в быту: сопровождайте свои действия простыми комментариями. Типа: На ложку (протягиваете ему ложку).
Учебников для таких маленьких детей я не знаю. Хотя вполне может быть, что они и есть. Может быть стоит просто пойти в книжный магазин и спросить учебник русского языка для детей с пособием для учителя?
И вот еще: в 5 лет еще работают "природные" механизмы освоения языка, потому что процесс освоения родного языка еще не завершен. Поэтому нужно задаться целью и тупо следовать к ней.
04.10.2006 23:57:55, hipp
+1. У нас была примерно такая же ситуация, но я хватилась в три года. Так и начинали: "Это что? Это яблоко. А это что? это апельсин." и т.д. Постепенно, очень постепенно :-), усложняли фразы. Потом стала ставить цели, например выучить цвета и формы, выучить части тела, животных и т.д. Если учили цвета, то целый день долбили одно и тоже - футболка красная, книга зеленая и т.д. Когда появился хоть небольшой словарный запас, стали читать книги. Сперва я ей практически каждое слово разжевывала или переводила. Постепенно она стала понимать лучше. Теперь, когда я читаю, те места, где я не уверенна поняла она или нет, я её прошу мне сказать по-английски что я только что прочитала, те места, которые точно знаю, что не поняла, я ей или обьясняю или перевожу.
Надо сказать, что сперва такой поворот событий, мамин переход на русский язык, ей очень даже не понравился. Но постепенно привыкла, теперь очень гордится, когда что-то новое и сама, без напоминания, по-русски скажет :-)
И ещё я сознательно стала поддрерживать постоянный контакт с русскоязычными семьями, где дети по-русски хорошо говорят.
В итоге, только что исполнилось 4, по-русски понимает превосходно, говорит сносно, с акцентом и ошибками, но говорит. Акцент постепенно уменьшается. Начали учиться читать по-русски.
05.10.2006 00:35:42, mama_iz_USA
О, вы молодцы!
А у меня просто "блок" какой-то стоит - я сама просто ну ни как не могу полностью переключится на русский. Даже с дочкой, бывает, автоматически разговариваю на местном языке...
А дети друзей, которые хорошо говорят по-русски, они точно так же хорошо говорят и по-нидерландски, и как только замечают что Сашке проще по-нидерлс., они сразу же переключаются тоже.
Хм, может мне плакаты по всему дому повесить - МАМА, говори по-русски!!!
05.10.2006 12:21:10, НаталияБел
вам, действительно, нужно настроить в первую очередь саму себя. и если ребенок почувствует, что ему не удастся уговорить маму общаться с ним на его языке, то он вынужден будет заговорить на вашем. 05.10.2006 17:02:05, hipp
Я бы сначала постаралась разговорным заняться. У него может быть неплохои пассивныи запас. Его можно перетянуть в актив. 04.10.2006 23:50:38, irina.
А вам правда этого хочется? Методик-то полно, и книг и таблиц, и учебников. Только толку скорее всего будет мало. Говорите по-русски с младшим ребенком, не повторяйте своих ошибок. 04.10.2006 22:39:45, Пересмешник
Leonida
Покупайте очень красивые книжки и читайте каждый день. Те где мастерски сделаны иллюстрации, это привлекает детей. Но мало слов, - чтобы для начального этапа было понятно. Читайте по чуть-чуть.
Мастера иллюстрации - Gennady Spirin, Ольга Кондакова, Дмитрий Махашвили, Юлия Панипартова.
Обалденный магазин, где есть и русские книжки в том числе.
04.10.2006 16:40:11, Leonida
как вы себе это представляете с пятилетним ребенком, который не знает языка? С таким же успехом ему японскую книжку читать можно. Русские детские книжки для иностранцев по моему скромному опыту мало подходят. В них используется множество уменьшительно-ласкательных форм, и достаточно сложные грамматические конструкции, используемые в основном, чтобы сделать текс певучим. К таким формам человек, не привыкший к русскому языку, просто напросто не готов. Они хороши с рождения, чтобы у ребенка появилось чувство языка, но взрослому или пятилетнему, начинающим практически с нуля, они не годятся. 04.10.2006 17:36:47, Natalya L
Это точно, по райней мере, именно Сашке моему они не подходят. Дочке-то я читаю, а вот сын, если видит красочную картинку (желательно про рыцарей-пиратов и т.п.), то требует большой рассказ к ней. По-нидерландски. Причем, уже в 2,5 года БЫЛО ПОЗДНО начинать читать ему русские книжки. Он уже тогда требовал прекратить болтать на этом непонятном наречии и расказывать историю "правильно". Вот как-то в промежуток с 18 месяцев, когда он еще не говорил вообще, и до 2,5 лет, когда он уже очень хорошо заговорил - он отказался от русского языка в принципе. и с тех пор учить русский нам приходится "как иностранный".

Дочке 2,5 - она еще и не говорит хорошо ни на одном языке (вероятно как раз из-за двуязычия), зато покладисто слушает все книжки.
04.10.2006 19:00:51, НаталияБел
Сначала мне хотелось бы спросить, сколько ребенок говорит по-русски?
04.10.2006 13:14:57, Трушкин
Примерно 20 слов говорит спонтанно (машина, самолет, лошадь, корова, и т.п.). Понимает простейшие фразы типа "иди сюда, дай ручку, осторожно!, скажи по-русски, повтори, молодец" и т.п.
Умеет считать до 10 по-русски. Фразы, хоть и понимает, но сам не использует.

Я просто не знаю с чего начать. Ну, если мы мимо лошади проезжаем, я говорю "лошадь", прошу повторить, он повторяет. Через полгода он это слово употребляет уже спонтанно. Через полгода!!!! не на второй раз, а после 30 повторений.
Как только я выдаю слишком трудную и длинную фразу по-русски, ребенок просит перевести. А я не хочу чтобы язык у него ассоциировался с чем-то неприятным, плюс, я же не просто так что-то говорю "ла-ла-ла", а со смыслом, он должен это понять и действовать соответственно. Поэтому всегда послушно перевожу.
04.10.2006 14:22:15, НаталияБел
мне кажется в таком возрасте не книжки нужны, а игровая форма, и максимум cd или двд с которыми можно играть, а еще лучше сверстники, говорящие на русском. Словарный запас можно расширить, если сделать карточки с картинками и русскими названиями. Не только на существительные, но и на глаголы. Чтобы говорить хоть немного нужен словарный запас где-то около 100 слов. 04.10.2006 15:54:44, Natalya L
Я уже пробовала с кубиками и красивыми такими карточками, не нравится ему это.
А вообще, у него такой склад характера, что "официальные занятия" ему как раз больше подходят.
Вот мы по выходным занимаемся по таким книжечкам, на развитие моторики, письма, счета, логики и т.п. Всякие упражнения. Он их делает без возражений. по полчаса...
Вот бы мне что-то в этом роде, но с русскими заданиями. Пример - найти бувку А в "Арбузе", написать ее три раза, потом посчитать сколько букв А, а сколько букв Р в этом слове, это все записать в специальных окошечках...
Я, конечно, и сама такие задания могу написать-распечатать, но надеялась что кто-то где-то это уже придумал и можно просто скачать...
04.10.2006 16:10:58, НаталияБел


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!